Главная страница
Навигация по странице:

  • § 1. Философская мысль в России конца XVII — первой половины XVIII в.

  • «Ученая дружина» Главными идеологами, теоретиче­ски обосновывавшими петровские реформы, были видный историк и государственный дея­тель Василий Никитич Татищев

  • Феофан Прокопович

  • Философские воззрения «ученой дружины»

  • § 2. Материализм М. В. Ломоносова Михаил Васильевич Ломоносов

  • Материалистическое учение Ломоносова о природе

  • § 3. Философские и социологические взгляды русских просветителей второй половины XVIII в.

  • Дмитрия Сергеевича Аничкова

  • Павловича Козельского

  • Философские идеи просветителей

  • Атомистические и антиклерикальные идеи просветителей

  • Краткий очерк истории философии учебник (2). Под редакцией


    Скачать 1.9 Mb.
    НазваниеПод редакцией
    АнкорКраткий очерк истории философии учебник (2).doc
    Дата28.04.2018
    Размер1.9 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКраткий очерк истории философии учебник (2).doc
    ТипКнига
    #18611
    страница23 из 29
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   29
    ГЛАВА VII РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ

    В ПЕРИОД ГОСПОДСТВА КРЕПОСТНИЧЕСТВА

    И ЗАРОЖДЕНИЯ БУРЖУАЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ

    (с конца XVII до начала второй трети XIX в.)
    § 1. Философская мысль в России

    конца XVII — первой половины XVIII в.

    С XVII в. в России в недрах господствующего фео­дально-крепостного строя на основе роста товарного производства начинают постепенно складываться но­вые, буржуазные экономические отношения. Одновре­менно происходит слияние всех русских земель, кня­жеств в одно целое, а небольших рынков — в один все­российский рынок. Начавшийся процесс постепенных экономических изменений в феодально-крепостниче­ском способе производства сопровождался формирова­нием многонационального русского государства и в то же время укреплением абсолютной монархии. «...Созда­ние этих национальных связей было не чем иным, как созданием связей буржуазных» ( В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 1, стр. 154.) Укрепление абсолю­тизма, власти помещиков и купцов повлекло за собой усиление гнета, эксплуатации народных масс, обо­стрение классовой борьбы. Классовая борьба, нашедшая наиболее острое выражение в восстаниях крестьян в Поволжье и на Дону под руководством Булавина (1707—1708), в Астрахани (1705—1706), в крестьянских восстаниях 1705—1711 гг. в Башкирии и других местах, носила антикрепостнический ха­рактер.

    Развитие товарно-денежных отношений, рыночных связей вызвало необходимость некоторых реформ внут­ри страны, расширения ее экономических, политиче­ских и культурных связей с Западной Европой и со странами Азии. Выражением этой исторической необ­ходимости явились реформы Петра I, начатые в конце XVII в. и завершенные в XVIII в. Прогрессивные в це­лом реформы Петра I были вместе с тем направлены на укрепление русского национального государства помещиков и торговцев и сопровождались жесто­кой эксплуатацией крепостных крестьян и других слоев трудящихся.
    «Ученая дружина»
    Главными идеологами, теоретиче­ски обосновывавшими петровские реформы, были видный историк и государственный дея­тель Василий Никитич Татищев (1686—1750), церков­ный деятель и писатель Феофан Прокопович(1681 — 1736), сатирик, дипломат и мыслитель Антиох Дмит­риевич Кантемир(1708—1744), самобытный мыслитель Иван Тихонович Посошков(1652—1726).

    Прокопович, Татищев, первый русский доктор фи­лософии и медицины П. В. Постников и Кантемир бы­ли выразителями умонастроений наиболее передовой и образованной части русского дворянства.

    Посошков, автор «Книги о скудости и богатстве», отражая настроения купечества, требовал развития в России мануфактур, ремесел, торговли, мореплавания, поощрения купечества, которое «украшает царство». Он осуждал праздность и расточительство, выступал за облегчение участи крепостных и издание закона, ограничивающего крестьянские повинности, считал не­обходимым созвать выборных для пересмотра старых и составления новых законов.

    Татищев, Кантемир и в определенной степени Про­копович— представители так называемой ученой дру­жины — в своих произведениях противопоставляли гос­подствующей церковно-схоластической догматике «жи­вые истины разума», отстаивали независимое от церк­ви развитие естественнонаучного и философского зна­ния, доказывали необходимость распространения про­свещения и прогрессивных реформ в России. Тем са­мым они идейно прокладывали пути развитию науки и философии в России и явились предшественниками М. В. Ломоносова. Они выступали против реакционной боярской знати, идеологами которой были патриарший местоблюститель С. Яворский, ректор духовной акаде­мии архиепископ Ф. Лопатинский.
    Философские воззрения «ученой дружины»
    Представители «ученой дружины» оставались в основном на позициях идеалистического мировоззрения, считали бога творцом Вселен­ной. Однако их философские воззрения по ряду вопро­сов выходили за рамки религиозных представлений, а иногда (особенно у Кантемира и Татищева) были кос­венно направлены против богословского учения Кантемир и Татищев настаивали на том, чтобы цер­ковь не вмешивалась в дела науки, которая одна дол­жна судить об истинах, идущих от «естественного разу­ма». Таким образом, они проповедовали учение о двой­ственности истины, которое в то время было прогрес­сивным, поскольку отстаивало независимость науки от религии, способствовало высвобождению науки из-под духовной диктатуры церкви.

    По мнению Прокоповича, философия как самостоя­тельная наука должна иметь дело с «естественной ис­тиной», т. е. почерпнутой из природы, а не из богослов­ских книг. В сочинении «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ» Татищев утверждал, что фило­софия должна развиваться независимо от богословия и призвана изучать физические тела, в том числе че­ловеческий организм. Он возражал против включения в философию кабалистики, магии, хиромантии, черно­книжия и тому подобных лженаук. По Кантемиру, фи­лософия состоит из метафизики, физики, логики и зтики и призвана давать людям «знание дел естествен­ных». Одной из заслуг Кантемира было то, что он на­чал разрабатывать философскую терминологию на рус­ском языке, введя термины «наблюдение», «понятие», «начало», «средоточение» и др.

    В отличие от церковников «ученая дружина» отстаивала гелиоцентрическую теорию, учение о беско­нечности Вселенной, идею о возможности жизни на других планетах. Недаром Кантемир перевел на рус­ский язык знаменитую книгу Фонтенеля «Разговоры о множестве миров», в которой разъяснялись гелиоцент­рическая теория, идеи о множестве миров и бесконеч­ности Вселенной, вихревая гипотеза Декарта. Канте­мир снабдил эту книгу предисловием и примечаниями. Изданная в России в 1740 г., она по настоянию синода была изъята из всех библиотек как «вере святой про­тивная и с честным нравом не согласная

    Представители «ученой дружины» в своих сочине­ниях ссылались на естественнонаучные и философские положения, содержащиеся в трудах Коперника, Декар­та, Бейля, Ньютона, Бэкона, Галилея, Гассенди, Спи­нозы, Лейбница и др. Они критиковали средневековую схоластику, считая это направление мысли бесплодным и ложным. Однако они не отвергали существование бо­га и не сомневались в его реальности. Прокопович рас­сматривал бога «яко пресовершеннейший ум», в кото­ром в форме «первообразов» существовали «все тва­ри», т. е. все материальные предметы и явления. Чело­век, утверждал он, состоит из двух субстанций — духов­ной и материальной: духовное начало бессмертно, ма­териальное подвержено разрушению. Материальные предметы в природе сами по себе инертны, пассивны; активность, или движение, им сообщает форма; пред­меты не вечны, вечна только форма.

    В «Письмах о природе и человеке», написанных под конец жизни, Кантемир критиковал теорию префор­мизма как учение «непонятное» и «непостижимое». Он высоко ставил научные открытия Декарта, Гарвея в области физиологии человека и утверждал, что мозг есть тот субстрат, в котором «вся хитрость и искусство непостижимого ума», что «от мозгу все жилы и духи происходят, которые так субтильны, что видеть не можно ни одного, толь здравы и сильны, что человече­ским телом владеют» (А. Д. Кантемир. Сочинения, т. II. СПб., 1858, стр. 51.). Однако здесь же Кантемир от­вергал учение древних атомистов, проводил мысль о свободе воли, о «всесильной руке творца», создавшего мир из ничего и управляющего им, и высказывал те­леологическую идею о целесообразности в природе.

    В теории познания Кантемир, Татищев и особенно Прокопович колебались между материалистическим сенсуализмом и идеалистическим рационализмом. По мнению Прокоповича, «истинность есть согласие суж­дения с своим предметом; ложность же есть несогласие с предметом» (Цит. по кн.: Ю. Ф. Самарин. Сочинения, т. 5. М., 1880, стр. 85) Критерием «естественной истины» он считал человеческий разум, «личное исследование и толкование», физические и математические доводы. Бо­гословские же «истины» принимаются на веру из книг священного писания, которые надо понимать не в буквальном, а в аллегорическом смысле. Кантемир объяснял возникновение идей или воздействием внеш­них предметов на органы чувств человека, или ассоциа­цией одних идей с другими.

    Татищев одним из первых в России сделал попытку классифицировать науки. Он делил науки согласно их общественному назначению на «нужные» («речение», или слово, экономия, медицина, логика, законоучение, богословие), «полезные» (грамматика, риторика, ариф­метика, геометрия, механика, архитектура, физика, хи­мия, анатомия, ботаника, астрономия, география, оп­тика, история, хронография, изучение иностранных язы­ков), «щегольские», или изящные (поэзия, живопись, музыка, вольтижировка), «любопытные», или бесполез­ные (алхимия, астрология, хиромантия, физиогномия), «вредные» (аэромантия, пиромантия, некромантия, гидромантия, геомантия). Такая классификация наук при всей своей ограниченности имела известное поло­жительное значение для распространения научных зна­ний и борьбы с суевериями и лженауками.
    § 2. Материализм М. В. Ломоносова

    Михаил Васильевич Ломоносов(1711 —1765) был выдающимся ученым-естествоиспытателем и мыслите­лем-материалистом, оставившим неизгладимый след в развитии естественнонаучной и философской мысли человечества. Ломоносов родился в семье рыбака-по­мора около Холмогор Архангельской губернии. В 1730 г. он пешком добрался до Москвы, где поступил в Сла­вяно-греко-латинскую академию. В 1735 г. был направ­лен для продолжения образования в Петербургскую академию наук, а затем в Германию в Марбургский университет, где занимался механикой, физикой, хими­ей, горным делом, металлургией и другими науками. В это же время он изучал труды античных мыслителей, Декарта, Лейбница, X. Вольфа и других философов. Вернувшись в 1741 г. в Россию, Ломоносов начал ра­ботать в Петербургской академии, где сделал ряд науч­ных открытий мирового значения. Им были разрабо­таны и предложены многие проекты по освоению бо­гатств недр России, по развитию земледелия, промыш­ленности, торговли, мореплавания. Ломоносов был соз­дателем Московского университета.

    Будучи сторонником просвещенной монархии, Ло­моносов вместе с тем осуждал отсталость крепостниче­ской России, болел за судьбу Родины, хотел видеть ее в ряду передовых стран мира. Его проект «О размно­жении и сохранении российского народа», в котором он пытался оградить народ от произвола власть иму­щих, сурово осуждая невежество, праздность, парази­тизм духовенства и т. п., проникнут прогрессивными, гуманистическими идеями.

    Материалистическое учение Ломоносова о природе
    Великой заслугой Ломоносова было то, что он заложил основы материалистической традиции в русской науке и философии, выступил против мистицизма и идеализма, проложил новые пути в науке, соединяя смелые эксперименты и поиски с глубокими теоретическими обобщениями. Он презирал тех естествоиспытателей и философов, которые, не по­мышляя об умножении и обогащении науки новыми открытиями и положениями, пробавлялись тем, что да­ли их предшественники. Не имея возможности в усло­виях засилья церкви в царской России открыто отри­цать учение священного писания, он настаивал на том, чтобы наука руководствовалась собственными принци­пами и вырабатывала свой метод исследования, чтобы богословы не вмешивались в дела науки и философии. Наука должна опираться на факты, наблюдения и опыты, а не на текст священного писания; философия призвана выступать рука об руку с естествознанием и не ссылаться на библейские предания, кои следует по­нимать аллегорически. Естествоиспытателям не следует пренебрегать теоретическими обобщениями и философ­скими выводами. Философским надо считать только то познание, которое имеет дело с «натурой» (природой) и вскрывает происходящие в ней изменения. Филосо­фия доказывает, что «ничто не происходит без доста­точного основания».

    Природу и ее законы Ломоносов понимал материа­листически. Выдвигая в науке на первое место «метод философствования, опирающийся на атомы», он экспе­риментально обосновал закон сохранения вещества и Движения, разработал корпускулярную теорию строе­ния материи, механическую теорию теплоты. Материа­листические воззрения на природу Ломоносов сформу­лировал еще в своих ранних работах. «Природа весьма проста,— писал он,— что этому противоречит, должно быть отвергнуто». Материю Ломоносов определяет как-«протяженное несопроницаемое, делимое на нечувстви­тельные части»; «материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность» (М. В. Ломоносов. Полное собрание сочинений, т. 1. М. — Л.,, 1950, стр. 107, 135, 173). Действие и противо­действие, притяжение и сила инерции, движение и дру­гие проявления тел целиком зависят от материи, а не от каких-либо сверхъестественных сил.

    Хотя Ломоносов подобно другим физикам и философам-материалистам XVIII в. считал неотъемлемым свойством материи ее массу и непроницаемость, однако перед ним, как отмечал академик С. И. Вавилов, уже начинало вырисовываться и более широкое, и более бо­гатое представление о материи, охватывающей, по сло­вам Ломоносова, «все перемены, в натуре случающие­ся». Этим широким пониманием материи отличаются его рассуждения о «природе тел».

    Законы природы, по Ломоносову, естественного происхождения. Им подчинены и мировые тела, и мель­чайшие частицы, из которых складываются тела. Все, что есть или совершается в телах, обусловливается сущностью самих тел, естественными законами.

    Ломо­носов считал материальными свет, электричество, маг­нетизм, теплоту, холод, так называемые первичные и вторичные качества, доказывая, что между теми и дру­гими качествами нет принципиальной разницы, так как и те и другие одинаково присущи самой природе вещей, существуют объективно. В основе мироздания, по Ло­моносову, лежат мельчайшие частицы, которые он на­зывал монадами, иногда атомами. Однако в отличие от Лейбница Ломоносов говорит не о духовных, а о

    ма­териальных корпускулах (молекулах) и о неделимых физических монадах, о материальных атомах, из кото­рых складываются все тела. Хотя эти физические мо­нады и суть мельчайшие неделимые материальные

    ча­стицы, но занимают они определенное пространство, ибо обладают протяженностью, силой инерции, движе­нием или покоем, определенной тяжестью, или ве­сом (См. там же, стр. 195, 197, 219)

    Все изменения в телах ученый объяснял состоянием самих физических монад, или неделимых атомов, характером их движения. Хотя сами по себе «физические монады — нечувствительные частицы и в отдельности недоступны для зрения, почему нельзя видеть и их дви­жения» (М. В. Ломоносов. Полное собрание сочинений, т. 1, стр. 225), они обладают вращательным, поступатель­ным и колебательным движением. Представление Ломоносова об атомарном строении тел, объяснение пер­вичных качеств (протяженность, тяжесть, инертность, фигура) и вторичных качеств (теплота, холод, цвет, за­пах, вкус, упругость и т. д.) из особенностей и харак­тера движения физических монад свидетельствуют о том, что русский ученый, по существу, исходил из при­знания материального единства мира, выражающегося в атомно-молекулярном строении вещества.

    Ломоносову принадлежит заслуга в теоретическом и экспериментальном обосновании закона сохранения материи и движения в природе (за 41 год до Лавуа­зье). Сжигая металл в закрытых колбах, он пришел к выводу, что количество вещества не увеличивается и не уменьшается, а всегда остается одним и тем же. Этот закон он распространил и на движение. Первые формулировки этого закона встречаются у Ломоносова еще в 1747 г. в «Размышлениях о причине теплоты и холода». В 1748 г. эти идеи ученый облек в строгую формулу. В письме к Эйлеру, изложив подробно свои научные изыскания в области «корпускулярной фило­софии», он в качестве вывода формулирует закон сохра­нения вещества и движения как «всеобщий закон при­роды»: «Но все встречающиеся в природе изменения,— писал Ломоносов,— происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько ча­сов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю от бодр­ствования, и т. д. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сооб­щает другому, им двинутому» ( М. В, Ломоносов. Полное собрание сочинений, т. 2, стр. 183, 185)

    Исходя из закона сохранения вещества и движения как главного «основания естественных наук», Ломоно­сов поставил вопрос об источнике движения, рассматривая движение как нечто неотъемлемое от материи, внутренне ей присущее, как своего рода внутреннюю- активность вещества. Это важное материалистическое положение он формулирует в труде «О тяжести тел и об извечности первичного движения» (1748), в котором убедительно доказывает, что «первичное движение ни­когда не может иметь начала, но должно длиться из­вечно» (М. В. Ломоносов. Полное собрание сочинений, т. 2, стр. 203), отвергая учение о божественном первотолчке, к которому апеллировали многие ученые XVIIXVIII вв. «Предположим,— писал Ломоносов,— что; первичное движение не существует извечно; отсюда следует, что было время, когда этого движения не бы­ло, и что движущееся тело покоилось, но было, нако­нец, возбуждено к движению. Отсюда можно заклю­чить, что было нечто внешнее, что его двигало, и, сле­довательно, первичное движение не было первичным, что, однако, содержит противоречие. Поэтому необхо­димо принять противоположное утверждение и при­знать, что первичное движение никогда не может иметь начала, но должно длиться извечно» ( Там же, стр. 201, 203).

    Ломоносов решительно настаивал на том, что и «тяготение есть движение производное и, следовательно, зависит от другого движущего тела», что поэтому «приписывать это физическое свойство тел божествен­ной воле или какой-либо чудодейственной силе мы не можем...» ( Там же, стр. 197).

    Ломоносов обосновал механическую теорию тепло­ты, отвергая мистические теории об особом веществе «теплороде» (как источнике тепла), «хладороде» (как источнике холода) и т. д. «Достаточное основание теп­лоты,— учил он,— заключается во вращательном дви­жении частиц собственной материи» (Там же, стр. 79). Наряду с меха­нической теорией теплоты Ломоносов разработал кине­тическую теорию газов, создал теорию о природе гро­зовых электрических явлений, о природе северных сия­ний, внес серьезный вклад в волновую теорию света.

    Хотя материализм Ломоносова был в целом меха­нистическим, однако в его философии имеются элемен­ты диалектики, нашедшие свое выражение в учении об эволюции природы. Наиболее полно идеи эволюционного изменения и развития были им изложены в труде «Первые основания металлургии, или рудных дел» (1763), в котором он проводил мысль о том, что при­рода, ее растительное и животное царство и весь види­мый мир подвержены постоянному изменению и пере­менам. Эти изменения происходили «несчетное множе­ство крат» в прошлом, они происходят в настоящем и будут совершаться в будущем. Изучая земные слои, ученый выдвигает оригинальные идеи об образовании гор, руд, каменного угля, торфа, нефти, почв, янтаря и приходит к выводу, что наша планета значительно древнее, чем учит церковь. Тем самым под сомнение ставилось библейское учение о сотворении мира богом. Ломоносов говорил о беспредельности миров, высказав смелое предположение о возможности жизни на других планетах. Ему принадлежит научная заслуга в откры­тии в 1761 г. «знатной атмосферы» вокруг Венеры.

    Теория познания
    В теории познания Ломоносов придерживался материалистических принципов. Исходным началом знания он считал

    чув­ственные восприятия, перерабатываемые затем разу­мом в понятия и идеи. Все изменения в органах чувств он объяснял воздействием на человека окружающих его предметов. Понятия, идеи отвлечены от действительно­сти. «Идеями называются представления вещей или действий в уме нашем; например, мы имеем идею о ча­сах, когда их самих или вид оных без них в уме изо­бражаем; также имеем идею о движении, когда видим или на мысль приводим вещь, место свое беспрестанно переменяющую» (М. В. Ломоносов. Полное собрание сочинений, т. 7. М. — Л„ 1952, стр. 100). Самые идеи в свою очередь мысли­тель делил на «простые» и «сложенные». Первые со­стоят из «одного представления» (например, «ночь»), вторые — «из двух или многих между собой соединен­ных» (например, ночью люди после трудов покоятся). Идеи, отвлеченные от реальной действительности, нель­зя смешивать с мистическими идеями, почерпнутыми из разных кабалистических и им подобных учений.

    Ломоносов не отрицал роли воображения в позна­нии действительности, но советовал не увлекаться им, а согласовывать его с действительностью, с опытом. «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением». Вместе с тем он видел ограниченность опытного знания, когда оно не подкреп­ляется рациональным обобщением, теоретическими вы­водами. «Те, кто, собираясь извлечь из опыта истины, не берут с собой ничего, кроме собственных чувств, по большей части должны остаться ни с чем, ибо они или не замечают лучшего и необходимейшего, или не умеют воспользоваться тем, что видят или постигают при по­мощи остальных чувств» (М. В. Ломоносов. Избранные философские произведения,
    стр. 93.). Ломоносов придавал боль­шое значение научным гипотезам, видя в них одно из средств познания законов мироздания. Гипотезы, дока­зывал он, «дозволены в философских предметах и даже представляют собой единственный путь, которым вели­чайшие люди дошли до открытия самых важных истин (М. В. Ломоносов. Полное собрание сочинений, т. 3. М. — Л.,
    1952, стр. 231))

    Материалистическая философия Ломоносова, опи­равшаяся на достижения естествознания, хотя в основе своей была еще механистической, тем не менее заклю­чала в себе идею развития и явилась выдающимся до­стижением русской и мировой философской мысли XVIII в., оказала плодотворное влияние на последую­щее развитие философии и естествознания.

    § 3. Философские и социологические взгляды русских просветителей второй половины XVIII в.

    Общественно-политические взгляды русских просве­тителей второй половины XVIII в. Дмитрия Сергеевича Аничкова(1733—1788), Семена Ефимовича Десницкого(ум. 1789), Ивана Андреевича Третьякова(ум. 1776), Алексея Яковлевича Поленова(1738—1816), Якова Павловича Козельского(ок. 1728 — ок. 1794), Дениса Ивановича Фонвизина(1745—1792), Пафнутия Серге­евича Батурина(ок. 1740—1803), Николая Ивановича Новикова(1744—1818) складывались под влиянием классовой борьбы, в частности под влиянием крестьян­ского восстания, возглавлявшегося Пугачевым. Серьез­ное влияние на просветителей оказали передовые мыс­лители Запада.

    В трудах просветителей подвергались острой крити­ке многие стороны тогдашней феодально-крепостниче­ской действительности: произвол и жестокость крепост­ников-помещиков, продажность царских чиновников и судей, невежество и паразитизм духовенства. Однако из этих фактов просветители не делали революционных выводов, ибо, мечтая о социальных преобразованиях в России, они главные надежды возлагали на просвеще­ние, на гуманизм дворянства и «философа на троне». Они апеллировали к разуму господствующих классов, убеждая самодержавие и дворянство проникнуться просветительскими принципами, разработать «хорошее законодательство», установить «разумное правление», соблюдать добродетель, человеколюбие, справедли­вость и т. п. Они мечтали о просвещенном государе, который взялся бы осуществить просветительские идеи. Новиков, Фонвизин, Десницкий склонялись к кон­ституционной монархии. Объективно просветители бы­ли выразителями зарождавшихся антикрепостнических буржуазных тенденций, которые начали складываться в недрах крепостного строя.
    Философские идеи просветителей
    Поставив вопрос о назначении философии, Козельский, Аничков, Батурин, Десницкий, Третьяков стре­мились освободить ее из-под опеки теологии, тракто­вали ее как вполне самостоятельную науку, доказывая, что философия призвана быть «наукой наук», которая дает, по словам Козельского, «одни только генераль­ные познания о вещах и делах человеческих» («Избранные произведения русских мыслителей второй поло­вины XVIII века», т. I. M., 1952, стр. 428) В со­став философской науки просветители включали логи­ку, метафизику, психологию, этику, правовые идеи, исключая из нее теологию, астрологию, кабалистику. Философские воззрения Козельского, Батурина, Аничкова и некоторых других просветителей на при­роду и ее законы, на человека и характер человеческо­го знания были в основном материалистическими. Прав­да, их материализм был непоследовательным, нередко облекался в форму деизма, поскольку просветители не отвергали еще бога как первотворца, делая в данном вопросе серьезные уступки религии. Некоторые из них (например, Аничков) отступали от материализма в сторону религии, признавая бессмертие души, пытаясь примирить это признание с материалистическим взгля­дом на природу. Природа, по их учению, выйдя из рук. творца, далее развивается по собственным законам. Каждая вещь имеет свою естественную основу и при­чину, которая скрыта или в самой вещи, или в других вещах. Вещи и предметы в природе находятся во взаи­модействии и взаимосвязи. В космологии просветители, были сторонниками гелиоцентрической теории, идеи о бесконечности Вселенной и бесчисленном в ней множе­стве миров. Козельский и Батурин разделяли атоми­стическую теорию строения материи, рассматривая атомы как мельчайшие материальные частицы. Они от­стаивали закон сохранения вещества в природе, считая его незыблемым и вечным, и утверждали, что все ми­ровое пространство заполнено тончайшей материей. Аничков, Козельский и Батурин взяли под сомнение телеологическое учение Лейбница о предустановленной гармонии, согласно которому все в мире заранее пре­допределено богом, все совершается по воле бога. Они доказывали, что в мире все происходит сообразно с естественными законами, вытекающими из взаимной связи вещей.

    Некоторые просветители-материалисты отвергали вольфианское идеалистическое учение о «совершенстве мира», а также принципы вольфианской «нравоучитель­ной философии». Так, в «Философических предложе­ниях» Козельский, рассматривая проблемы нравствен­ности, подвергает критике телеологические наслоения в леибницевско-вольфианской этике, в частности пре­словутую теорию «непротивления злу». Используя те или другие определения из логики вольфианцев, Ко­зельский, Аничков и другие очищали их от религиозно-мистического налета; они отбрасывали как не имеющее отношение к философии так называемое естественное богословие, посвященное определению божественных атрибутов.

    В труде Батурина «Исследование книги о заблуж­дениях и истине» (1790) были подвергнуты острой кри­тике мистические бредни масонов, их увлечения алхи­мией, кабалистикой, хиромантией, астрологией, изы­сканием «философского камня» и «жизненного элексира.

    В своих произведениях Аничков, Козельский и Ба­турин решали с позиций материалистического сенсуа­лизма и вопросы теории познания. Солидаризируясь с Локком, они утверждали, что нет ничего в человеческом уме, что прежде не находилось в чувствах. «Чувства наши,— заявлял Аничков,— по справедливости почита­ются вратами, чрез которые виды, от внешних вещей отвлеченные, входят в нашу душу, откуда потом про­исходит всякое познание» («Избранные произведения русских мыслителей второй поло­вины XVII века», т. I, стр. 143.). Если бы человек, доказы­вали они, не имел чувств, то он не мог бы выработать в себе понятий, идей, суждений.

    Аничков отверг идеалистическую теорию Декарта и Лейбница о врожденных идеях, показывая несостоя­тельность этой теории. Так, новорожденные младенцы, говорил он, не имеют никаких понятий и представлений, а приобретают их постепенно в течение жизни, в про­цессе общения с другими людьми. «Чувствованием», «воображением» и «памятью», по его убеждению, об­ладают в известной мере не только люди, но и многие животные, тогда как «разумение», «внимание», «отвле­чение» присущи только человеческому разуму и отсут­ствуют у животных. Аничков и Козельский отмечали три ступени человеческого познания: а) чувственное восприятие, б) выработку душой понятия о восприня­том предмете и в) рассуждения. Чувства, воображения, отвлечения могут иногда вводить в заблуждение. Что­бы избежать этого, надо обращаться к опыту, наблю­дениям, экспериментам, отличать фантазию и вымысел от действительности.
    Атомистические и антиклерикальные идеи просветителей
    В условиях господства религиозно феодальной идеологии большое значение имели труды «Рассужде­ние из натуральной богословии о начале и происшествии натурального богопочитания» Аничкова (1769), «Юридическое рассуждение о вещах священных, святых и принятых в благочестие, с показа­нием прав, какими оные у разных народов защищаются» Десницкого (1772), анонимные произведения «Зерцало безбожия», «О мире, начале его и древности». В этих произведениях развивались атеистические или антикле­рикальные идеи. Появление религиозных верований авторы объясняют невежеством первобытных людей, их .страхом перед грозными и непонятными явлениями природы.

    Просветительскую теорию естественного происхождения религиозных верований разделял Третьяков, за­являвший, что «невежество, страх и удивление — вот причина всякого суеверия». Просветители выступали против вмешательства церкви в дела науки, школы, светской власти, осуждали религиозные преследования.

    В «Зерцале безбожия» (См. «Избранные произведения русских мыслителей второй по­ловины XVIII века», т. II. М., 1952, стр. 533—545.), а также в произведении «О мире, начале его и древности» (См. «Русские просветители от Радищева до декабристов. Соб­рание произведений в двух томах», т.. 2. М., 1966, стр. 414—443) прямо отвергались учение церкви о сотворении мира богом и божествен­ное провидение, высмеивалось учение богословов о бо­жественных атрибутах, отрицалось бытие бога и утвер­ждалось, что мир существует вечно, сам по себе, он развивается по своим законам.
    Социологические идеи
    В своих трудах русские просветители ставили вопрос о естественном праве и общественном договоре. Поленов, Фонвизин, Новиков и другие делали из теории естественного права антифеодальные выводы, выступали в защиту крепост­ных, ратовали за просвещение народа, за разумное за­конодательство. Просветители рассматривали вопрос о ступенях развития человечества. Так, Десницкий считал, что человечество прошло четыре стадии. Первая стадия звероловства и сбора готовых продуктов приро­ды, вторая — скотоводческая, третья — земледельческая и четвертая — коммерческая. Он высказывал мысль, что частная собственность существует не вечно — онa отсутствовала на ранних стадиях. Сначала появилась частная собственность на движимое, а затем и на не­движимое имущество. Те, кто сосредоточивал богатство в своих руках, становились затем правителями. Они же захватывали власть сперва в роду или племени, затем; в общине или государстве. Частную собственность про­светители считали священной и неприкосновенной. В этом сказывался буржуазный характер их воззрений. Десницкий, исследуя вопрос о происхождении семьи, отмечал, что единобрачие существовало не вечно, ибо на самых ранних стадиях господствовали групповые брачные отношения, которые сменились многоженством, а многоженство на более поздней стадии — парным браком. Появление «единобрачного супружества» мыслитель объясняет не физиологическими причинами, а возраставшими хозяйственными потребностями и нуждой, «экономической выгодой».

    Третьяков объяснял существование в обществе бога­тых и бедных наличием частной собственности и разде­лением труда. Он высказывался за равномерное распре­деление труда и богатства между членами общества.

    Выступления просветителей против крепостничест­ва и его религиозно-мистической идеологии свидетель­ствуют о том, что во второй половине XVIII в. в Рос­сии начиналась идейная борьба антикрепостнического направления, выразителями которого были просветители, с феодально-крепостническим направлением.
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   29


    написать администратору сайта