Главная страница
Навигация по странице:

  • Поэтика

  • Теоретическая поэтика

  • Функциональная поэтика

  • Сравнительная поэтика

  • Практическая поэтика

  • Черты современной поэтики

  • Готовая работа Гришковец 22.05.2020. Поэтика трехкомпонентного микроцикла Планка Евгения Гришковца. Содержание


    Скачать 101.21 Kb.
    НазваниеПоэтика трехкомпонентного микроцикла Планка Евгения Гришковца. Содержание
    Дата24.01.2022
    Размер101.21 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГотовая работа Гришковец 22.05.2020.docx
    ТипСборник
    #340581
    страница2 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Поэтика в литературе


    Аристотель считается основоположником поэтики, но, стоит отметить, что и у него были предшественники.

    К примеру, учитель Аристотеля Платон выдвигал некоторые положения, которые были связаны с поэтикой (первоначальные деления поэзии на виды, катарсис, «подражательная» природа поэзии),

    Но, непосредственно первой систематизацией и первым трудом по поэтике считается «Поэтика» - труд Аристотеля.

    Поэтика – наука о специфических художественных средствах выражения в литературе. Поэтика теория литературы (поэтика сосредоточена на текстах).

    В науке можно выявить несколько определений понятия «поэтика»:

    1) поэтика – «теория поэзии, наука о поэтическом творчестве, ставящая себе целью выяснить его происхождение, законы, формы и значение»4;

    2) «…поэтикой мы называем науку о литературе как об искусстве, науку о поэтическом искусстве, науку о поэзии (если употреблять слово "поэзия" в более широком смысле, чем это слово иногда употребляется, как обнимающее всю область литературы), иначе говоря, теорию поэзии»5;

    3) «поэтика - это эстетика и теория поэтического искусства. В процессе своего развития поэтика, испытывая различные тяготения, порою сближается, а часто и сливается с какой-либо из смежных наук, но даже в тех случаях, когда она, казалось бы, находится на чужой территории, конечной целью всех вопросов, пусть даже сходных с проблематикой истории литературы, социологии и т. д., для нее всегда является освещение поэтической структуры»6.

    В современном литературоведении термин «поэтика» употребляется в трех значениях:

    1) в узком смысле - поэтика изучает «литературность», то есть «речь как поэтическое произведение и систему приемов»7;

    2) в более широком смысле – поэтика - «изучение художественного текста не только с позиции речевых, но и других структурных моментов»8;

    3) в широком смысле – поэтика относится к общей эстетике, то есть не только к литературе, но и ко всему искусству в целом9.

    Задача поэтики - изучение способов построения литературных произведений.

    Объект поэтики - художественная литература.

    Способом изучения поэтики - описание и классификация явлений и их истолкование.

    Иное понимание поэтики, не противопоставляющее ее философской эстетике, отстаивал М.М. Бахтин. В рецензии на «Теорию литературы» Б.Томашевского он писал: «Такое определение задач поэтики по меньшей мере спорно и, во всяком случае, очень односторонне. По нашему мнению, поэтика должна быть эстетикой словесного творчества, и потому изучение приемов построения литературных произведений является только одной из ее задач, правда, немаловажной»10.

    Поэтика — раздел литературоведческой науки, посвящённый средствам выражения содержания в литературных произведениях11.

    Можно назвать три значения термина «поэтика»:

    • художественность речи литературного произведения (какими словами);

    • особенность его структуры (из каких частей);

    • эстетика произведения или автора в целом (какое это произведение в целом или какова авторская манера).

    Как науку поэтику можно разделить:

    – теоретическая (общая, или макропоэтика),

    – функциональная (описательная, или микропоэтика),

    – историческая,

    – сравнительная,

    – практическая12.

    Рассмотрим подробнее данные категории.

    Теоретическая поэтика связана с теорией литературы, так как рассматривает все возможные способы и средства воплощения авторского замысла, их соответствие литературным родам, видам, жанрам13.

    Функциональная поэтика занимается исследованием эстетических компонентов произведений определенного литературного направления, отдельного периода, отдельного вида или жанра (поэтика романтизма, реализма, древней белорусского литературы, русской поэзии «серебряного века», белорусских заговоров, романа, сонета и т.д.).

    Историческая поэтика изучает происхождение и эволюцию художественных средств (тропы, стилистические фигуры, стихосложение) и категорий (художественное время, пространство, красивое, величественное, трагическое и др.)14.

    Отметим, что база исторической поэтики – сравнительно-исторический метод, благодаря которому мы можем обобщить мировой литературный процесс15.

    Сравнительная поэтика занимается типологическим сопоставлением способов и средств образного отражения мира двух или более писателей, двух или более национальных литератур.

    Сравнение литературных явлений может проводиться как на звуковом, так на лексическом и образным уровнях.

    Практическая поэтика занимается составлением различных курсов и пособий по общей поэтике, рассчитанных на широкого читателя. В ее задачи входит воспитание поэтической культуры, а также ознакомление читателей с основами искусства слова (в частности, с основами стихосложения).

    Черты современной поэтики:

    • исследование творчества конкретного автора;

    • произведение изучается по уровням;

    • описание определенного жанра и рассматривание его происхождения;

    • отсутствие предписания.

    Итак, поэтика любого художественного произведения имеет свои основные составляющие:

    - жанровое своеобразие;

    - сюжет и композицию;

    - роль портрета и художественной детали;

    - язык и стиль.

    Обратимся к краткой характеристике данных составляющих.

    Жанр исследователи определяют как исторически складывающийся тип литературного произведения, обобщающий черты, свойственные большой группе произведений какой-либо эпохи или нации, или мировой литературе в целом. Принципами разделения жанров являются родовая принадлежность, ведущее эстетическое качество (в рамках рода), и общая структура (определенная система компонентов формы)16

    Сюжет – система действий и событий, которая заключена в произведении, его событийная цепь, причем именно в той последовательности, в которой она дана нам в произведении17.

    Композиция – это состав и определенное расположение частей, образов и элементов произведения в некоторой временной последовательности. Эта последовательность никогда не бывает случайной и всегда несет содержательную и смысловую нагрузку18

    Понятие композиции является более широким и универсальным, чем понятие сюжета. Сюжет вписывается в общую композицию произведения.

    Художественная деталь – это изобразительная или выразительная художественная подробность: элемент пейзажа, портрета, речи, психологизма, сюжета. Картина изображенного мира, образ героя произведения литературы в неповторимой индивидуальности складывается из отдельных художественных деталей19.

    Портрет в литературном произведении - это вид художественного описания, в котором изображается внешний облик персонажа с тех сторон, которые наиболее ярко представляют его в авторском видении20. Портрет является одним из важнейших средств характеристики литературного героя.

    Язык художественной литературы в целом определяются несколькими факторами. Ему присуща широкая метафоричность, образность языковых единиц почти всех уровней, наблюдается использование синонимов всех типов, многозначности, разных стилевых пластов лексики. «Все средства, в том числе нейтральные, призваны служить здесь выражению системы образов, поэтической мысли художника»21.

    В художественном стиле (по сравнению с другими функциональными стилями) существуют свои законы восприятия слова. Значение слова определяется целевой установкой автора, жанровыми и композиционными особенностями того художественного произведения, элементом которого является это слово: во-первых, в контексте данного литературного произведения оно может приобретать художественную многозначность, во-вторых, сохраняет свою связь с идейно-эстетической системой этого произведения и оценивается нами как прекрасное или безобразное, возвышенное или низменное, трагическое или комическое.

    В своем историческом развитии поэтика как наука прошла длинный путь, меняя в значительной мере очертания граней своего предмета и характер своих задач, то суживаясь до пределов свода поэтических правил, то расширяясь до границ, почти совпадающих с границами истории литературы или эстетики.

    Итак, теория литературы, которая очень часто является синонимом термина «поэтика», определяет общие законы развития художественной литературы, устанавливает особенности художественного произведения и принципы его анализа и определяет пути изучения процесса литературного развития.
    1. 1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта