Главная страница
Навигация по странице:

  • Билет 16. Разговорно-бытовой стиль. Сфера функционирования, стилеобразующие черты, языковые средства выражения.

  • Билет 17. Язык художественной литературы и художественный стиль

  • 18.Логические основы редактирования. Логические ошибки. Логические основы редактирования

  • РЕДАКТИРОВАНИЕ НА УРОВНЕ СУЖДЕНИЙ

  • Редактирование на уровне имен (4 отношения м-у именами и комментариями).

  • Двоякое толкование слова

  • НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА ПРОТИВОРЕЧИЯ (ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ)

  • Контактные противоречия в

  • ЗАКОН ИСКЛЮЧЕННОГО ТРЕТЬЕГО (ОШИБКИ)

  • Формулировка альтернативы

  • Понятие стилистика. Предмет изучения стилистики. Основные проблемы стилистики. Методы анализа материала


    Скачать 173.34 Kb.
    НазваниеПонятие стилистика. Предмет изучения стилистики. Основные проблемы стилистики. Методы анализа материала
    Анкорstilistika.docx
    Дата24.04.2018
    Размер173.34 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаstilistika.docx
    ТипДокументы
    #18437
    страница5 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Публицистический стиль


    Зарождение русского публицистического стиля относится к 16 веку. Выступления Максима Грека, памфлеты Ивана Пересветова, переписка царя Ивана 1У с князем Курбским наметили характерные черты публицистического стиля, который получил дальнейшее развитие с появлением первой печатной газеты «Ведомости» в 1703 году и окончательно сформировался в 19 веке. Тем не менее, публицистический стиль является самым динамичным из всех стилей, он меняется вместе с эпохой.

    Публицистический стиль – самый сложный стиль с точки зрения внутреннего строения. Различие в стилистической характеристике отдельных жанров связано с различными коммуникативными задачами. Основные характеристики данного стиля отражены в следующей таблице.

    Сфера

    политико-идеологические общественные отношения

    Адресат

    широкие массы людей

    Основные функции

    информативная

    воздействующая

    Стилеобразующие черты

    стандартизованность, документализм, сдержанность, аргументированность

    эмоционально-экспрессивный характер, призывность, лозунговость

    Языковые средства реализации

    устойчивые обороты речи, штампы

    средства словесной образности

    Уровень языка

    Языковые ресурсы

    Примеры

    Лексика

    стилистически маркированные лексико-фразеологические единицы







    новые значения слов







    иностилевая лексика




    Словообразование

    активность суффиксов иноязычного происхождения:

    -ций-, -аций-, -изаций-,-изм-







    суффиксы негативной оценки –щин, –(нич)а







    субстантивированные прилагательные среднего рода




    Морфология

    глаголы наст. вр. в значении настоящего репортажного




    Синтаксис

    употребление эмоционально-экспрессивно окрашенных конструкций:

    - восклицательные предл.,

    - риторические вопросы,

    -предложения с обращением,

    -именительный темы,

    -сегментированные и парцеллированные конструкции,

    -инверсии




    Стилистика

    средства словесной образности:

    -метафоры,

    -метонимия,

    -олицетворение,

    -метафорические перифразы,

    -необычное употребление и обновление фразеологизмов, пословиц, поговорок,

    -антитезы,

    -другие тропы и фигуры





    Билет 16. Разговорно-бытовой стиль. Сфера функционирования, стилеобразующие черты, языковые средства выражения.

    Разговорно-бытовой стиль (разговорная речь) характеризуется особыми условиями общения: отсутствием предварительного обдумывания высказывания и отбора языковых средств, непосредственностью речевого общения между коммуникантами, непринужденностью речевого акта. Это обусловило использование некодифицированных языковых средств литературного языка и включение в разговорную речь просторечия, выходящего за пределы литературного языка. Большую роль играют невербальные средства общения и учет ситуации. В целом разговорной речи свойственна повышенная экспрессивность. Разговорный стиль может быть реализован как в устной форме, так и в письменной; кроме выполнения своей основной функции – общения, часто используется в художественных произведениях для создания речевого портрета персонажа, для реалистического изображения описываемой социальной среды, служит для создания стилизации или комического эффекта.

    Основные характеристики разговорного стиля представлены в следующей таблице.

    Сфера

    бытовых, неофициальных отношений

    Адресат


    конкретное лицо или группа лиц

    Функция


    общения

    Стилеобразующие черты


    непринужденность, фамильярность

    эллиптичность

    конкретизированность

    непоследовательность, прерывистость

    эмоциональность, оценочность

    Языковая реализация

    активность некнижных средств на всех уровнях языка

    неполно структурная оформленность языковых единиц

    языковые единицы конкретного значения, активизация личных форм глагола, личных местоимений

    ослабленность синтаксических связей, их невыраженность

    оценочные и эмоц.-экспрессивные единицы всех уровней

    Билет 17. Язык художественной литературы и художественный стиль

    Художественная речь использует языковые средства всех других стилей, в том числе и типичные для них. В худ.произведении эти средства выполняют эстетическую функцию.

    Вопрос о месте художественного стиля в системе функциональных стилей русского языка решается неоднозначно разными учеными. Одни исследователи считают его равноправным с другими стилями, так как он имеет свою сферу использования (художественная литература), выполняет свою собственную функцию (эстетического воздействия), свои языковые особенности (широкое использование средств словесной образности). Другие лингвисты исключают художественный стиль из системы функциональных стилей литературного языка, аргументируя свою точку зрения «незамкнутостью» системы используемых языковых средств. При таком подходе происходит смешение двух понятий: понятия художественного стиля и понятия языка художественной литературы. Художественный стиль и язык художественной литературы объединяются эстетической функцией, широким использованием изобразительно-выразительных средств, проявлением творческой активности автора. Но художественному стилю свойственна нейтральная и так называемая «высокая» лексика, язык же художественной литературы вбирает в себя не только иностилевые заимствования, но и выходит за пределы литературного языка, если этого требует замысел автора.

    Художественная речь близка к публицистической (эмоциональность, использование многообразных языковых единиц, возможность столкновения средств разных стилей), в письменной форме сближается с устной разговорно-обиходной и использует ее средства (высокая степень эмоциональности, возможность использования внеязыковых средств). Она вбирает в себя не только лексику и фразеологию, но и синтаксис разговорной речи. Устная живая речь, попадая в художественное произведение, так же начинает выполнять эстетическую функцию.

    Особенность художественной речи – метафоричность. Иногда она может быть понятна не сразу, а только после изучения всего художественного целого. Еще одна особенность – системная взаимосвязь слова с другими словами художественного целого при выражении идеи произведения, художественного образа. Все языковые единицы того или иного произведения направлены на выражение худ.образа, они строго эстетически и стилистически мотивированы и оправданы (потеряется слово – потеряется часть смысла).

    Наиболее широкое свойство художественной речи – художественно-образная речевая конкретизация. В контексте худ.речи слова выражают не просто представления, а худ.образы. В результате особого отбора и организации языковых средств, автор создает худ.образы. Он стремится своим произведением возбудить читательское воображение. Такая образная конкретизация осуществляется многочисленными средствами, вплоть до морфологических. Еще один специфический способ достижения образной конкретизации – глагольное сюжетоведение – писатель называет каждое движение и изменение состояния поэтапно.

    Худ.речь отличется эмоциональностью и особой экспрессивностью (широкое употребление эм. окрашенных единиц).

    18.Логические основы редактирования. Логические ошибки.

    Логические основы редактирования

    Логичность, т. е. следование законам правильного мышления, присуща нормальному человеческому сознанию, и мыслить, не нарушая этих законов, можно, не изучив курса логики. Но для литератора-профессионала, журналиста, редактора быть логичным в общепринятом, житейском смысле этого слова недостаточно. Для него логика должна стать тонким и совершенным инстру ментом, которым надо уметь владеть

    РЕДАКТИРОВАНИЕ НА УРОВНЕ СУЖДЕНИЙ

    Четвёртый закон логического мышления — закон достаточного основания — требует, чтобы всякая истин ная мысль была обоснована другими мыслями, истин ность которых доказана. Соблюдением этого закона достига ется обоснованность мышления, обязательное условие мышления правильного. Логика высказываний считает обоснованность мыш ления общим методологическим требованием и рассматривает ряд законов, обеспечивающих его выполнение (закон двойного отрицания, тавтологии, симплификации, конъюнкции и др.)

    В любом рассуждении наши мысли должны быть внутренне связаны друг с другом, вытекать одна из другой, обосновывать одна другую. Истинность суждений должна быть подтверждена надёжными доказательствами. Четвёртый закон формулирует это требование в наиболее общем виде. Достаточность основания истинности суждений в каждом конкретном случае – предмет рассмотрения специальных наук, логическая обоснованность – необходимое качество каждого журналистского выступления

    Редактирование на уровне имен (4 отношения м-у именами и комментариями).

    Имя как логическая единица, будучи языковым выражением, означающим определённые объекты, предметы, процессы, подчи няется диктуемому этим законом требованию ясности значения и резкости объёма. Точность словоупотребления в тексте не может быть оценена редактором в полной мере вне этого требования.

    Точный выбор слова – залог определённости выражения мысли. В случае, когда автор или редактор идёт сознательно, с целью дос тичь эффекта, на нарушение требований закона тождества при выбо ре слова, он должен быть внимателен, конструируя приём, сделать для читателя очевидным принятое им допущение. Таким приёмом может служить использование синонимов – слов, близких по значе нию. Нередко в качестве синонимов в тексте выступают слова, относящиеся друг к другу, как род к виду, или охватывающие отно шения субъективного и объективного. В условиях конкретного тек ста эти отступления не воспринимаются как логические сбои. Но редактор должен реально представлять пределы «свободного» ис пользования имён в конкретном контексте.

    Важнейший аспект проблемы логической определённости жур налистского текста – борьба с использованием имён с неясным значением и нерезким объёмом. Живая мысль всегда оригиналь на и должна быть облечена в подобающую ей форму, ясную, не вызывающую сомнений и двояких толкований, не терпящую много словия и тягучего изложения (многословие, штампы придают газетным публикациям лишь мнимую значительность, а на деле препят ствуют ясному и точному выражению мысли).

    «Когда видишь, как прекрасные алые тюльпаны продаются втри дорога на базаре, становится обидно. Ведь цветы бесценны», – пишет автор, восстановив, как видно, в своем сознании первичное значение словабесценный (не ценный, малоценный). Об этом свидетельствует его утверждение, что цветы продаются втридорога, т. е. дороже, чем они стоят на самом деле. Но дальнейшее рассуждение строится на основании обычного для современного словоупотребления значения слова бесценный («выше всякой цены, неоценимый»). Двоякое толкование слова привело к нарушению логического плана текста.

    НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА ТОЖДЕСТВА (ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ, СВЯЗАННЫЕ С ЭТИМ НАРУШЕНИЕМ, ФОРМУЛИРОВКА ЗАКОНА)

    Первый закон логического мышления — закон тожде ства. Он, как известно, гласит: каждая мысль, которая при водится в данном умозаключении, при повторении должна иметь одно и то же определённое, устойчивое содержание.

    Соблюдение тождества мысли на протяжении данного рассужде ния необходимо, чтобы мышление было правильным. Предмет наше го рассуждения не должен меняться произвольно в ходе его, поня тия – подменяться и смешиваться. Это предпосылка определённос ти мышления. Нарушение первого закона влечёт за собой подмену понятий при рассуждении, может быть причиной неточности терми нологии, делает рассуждения расплывчатыми, неконкретными.

    1. вырвав из текста одну фразу, навязать дискуссию и уйти в сто рону от проблемы, от основной мысли, разрушить целостность текста.

    2. в непреднамеренном соскальзывании с темы, в неорганизованном, сбивчивом изложении.

    3. Строгое следование закону логического тождества – непре менное конструктивное требование при построении вопросно-от ветной формы изложения. Умеем ли мы задавать вопросы и всегда ли правильно с точки зрения логики отвечаем на них?

    НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА ПРОТИВОРЕЧИЯ (ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ)

    Второй закон логического мышления называется зако ном противоречия: не могут быть одновременно истинны ми противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отноше нии. Причиной допущенных противоречий могут быть недисциплинированность, сбивчивость мышления, не достаточная осведомлённость, наконец, разного рода субъектив ные причины и намерения автора.

    «Несмотря на то что комиссия не работает, никто её работы не контролирует...

    И сейчас, уйдя на заслуженный отдых, ветеран продолжает работать на предприятии»

    Читатель фиксирует противоречия между высказываниями, между высказываниями и своими представлениями о затекстовой действительности, не затрачивая на это дополнительных усилий. Контактные противоречия в пределах одной фразы или во фразах, соседствующих друг с дру гом, обнаружить нетрудно, но противоречия дистантные, отде лённые друг от друга значительными по объёму участками текста, часто проходят мимо внимания редактора.

    Чтобы обнаружить так называемые неявные противоре чия, редактору недостаточно просто сопоставить высказывания, от него требуются дополнительные мыслительные операции. При ведем элементарные примеры, где следует провести подсчёт, что бы выявить противоречия.

    «С 15 декабря будет организована здесь продажа но вогодних елок. Около двух тысяч штук поступит их в магазин, это на три тысячи больше прошлогоднего»

    Мимо внимания редактора не могут пройти даже неполные противоречия. Малейшая логическая неточность в тексте дол жна быть им замечена. Когда, рисуя сценку городской жизни, журналист пишет: «В самом центре города ... ещё и сегодня можно услышать заунывные звуки шарманки. Её ручку усердно накручивает бородатый старик в картузе...», и на следующей стра нице сообщает: «Говорят, что шарманок в Аргентине сейчас ос талось всего четыре», редактор вправе задуматься о правдоподо бии этой сценки и её типичности.

    ЗАКОН ИСКЛЮЧЕННОГО ТРЕТЬЕГО (ОШИБКИ)

    Третий закон логического мышления — закон исклю чённого третьего — гласит: из двух противоречащих выс казываний в одно и то же время, в одном и том же отно шении одно непременно истинно. Третьего не дано.

    Третий закон обеспечивает связность, непротиворечивость мыс ли, служит основанием для выбора истинного суждения.

    Непременное условие соблюдения третьего закона логики – сопоставляемые высказывания должны быть действительно противоречивыми, т. е. такими, между которыми нет и не может быть среднего, третьего, промежуточного понятия. Они должны исключать друг друга. Когда автор очерка о лётчике пишет: «Человек на земле может быть и мягким, и деликатным, а в полёте – собранным, волевым», он нарушает этот закон. Перечисляемые качества характера не исключают друг друга.

    Формулировка альтернативы – приём, присущий энергичной манере изложения: мысль требует ясности формы, сам приём – точности исполнения. В дискуссионных материалах, в острых интервью это проявляется особенно отчётливо. Так, задав од нажды ведущему популярной в начале 90-х годов передачи «600 секунд» А. Невзорову вопрос: какой он человек – добрый или злой? – тележурналист явно рассчитывал получить однозначный ответ… Понятия «добрый» и «злой» с позиций строгой логики не являются противоречащими, они не исключают полностью друг друга.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта