Главная страница
Навигация по странице:

  • стилистические ресурсы языка («стилистика ресурсов»

  • Функциональная стилистика

  • 3. Стилистика художественной речи

  • 5. Практическая стилистика

  • 3. Основные понятия и категории стилистики (значение, стилистические коннотации, стилистические средства языка)

  • 4. Понятие стиля. Основные признаки стиля. Речевая системность функционального стиля.

  • Понятие стилистика. Предмет изучения стилистики. Основные проблемы стилистики. Методы анализа материала


    Скачать 173.34 Kb.
    НазваниеПонятие стилистика. Предмет изучения стилистики. Основные проблемы стилистики. Методы анализа материала
    Анкорstilistika.docx
    Дата24.04.2018
    Размер173.34 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаstilistika.docx
    ТипДокументы
    #18437
    страница1 из 9
      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    1. Понятие стилистика. Предмет изучения стилистики. Основные проблемы стилистики. Методы анализа материала.

    В языкознании нет общепринятого определения стилистики. Это происходит отчасти потому, что в процессе своего формирования эта отрасль языковедения развивалась в составе различных направлений. Во второй половине XX в. расширился и объект исследования этой науки, далеко вышедшей за пределы изучения художественной речи.

    В самом общем смысле стилистику можно определить как лингвистическую науку о средствах речевой выразительности и о закономерностях функционирования (употребления) языка, обусловленных наиболее целесообразным использованием в тексте языковых единиц в зависимости от содержания высказывания, целей, ситуации и сферы общения

    По лаконичной и точной формулировке академика В.В. Виноградова, «предметом стилистики служат все способы использования языка, особенно литературного»*. В этих словах Виноградова дана, конечно, программа-максимум стилистических исследований. Вместе с тем первоочередная задача современной стилистики (и это ясно из приведенной формулировки) состоит в изучении, систематизации языкового материала, функционирующего (или используемого) в общественной речевой практике в рамках литературного языка, в нашем случае – русского литературного языка.

    Вопрос о предмете стилистики не получил ещё однозначного решения. Это связано прежде всего с чрезвычайной сложностью как самого объекта, так и предмета исследования. Кроме того определению предмета стилистики мешала неоднозначность определения фундаментальных понятий языковедческой науки, таких как «язык», «речь», «функция речи (и языка)», «текст» и др.

    Между тем основы для плодотворного решения вопроса о предмете стилистики заложены отечественной наукой в 20-40 годах XX века (в трудах Г.О. Винокура, Л.В. Щербы, М.М. Бахтина)

    Предмет - выразительные возможности и средства разных уровней языковой системы, их стилистическое значение и окраска. (коннотация - окраска). А так же закономерности и употребления языка в различных сферах и ситуациях общения, и как результат- своеобразная организация речи, специфичная для каждой сферы.

    Объект - язык, зафиксированный в текстах, но этот объект является общим и для других языковедческих дисциплин. Однако, каждую из отраслей языкознания интересует одна определенная сторона, либо это уровень языка( лекс, граммат), либо особый аспект исследования, точка зрения, с которой изучается язык( истор, соц-лингв).

    В качестве основных проблем стилистики можно назвать такие:

    1) определение стиля вообще, а также функционального стиля; соотношение стиля языка и стиля речи; специфика и речевая системность последнего;

    2) определение закономерностей функционирования языка в разных сферах общения;

    3) классификация функциональных стилей и их дальнейшая дефференциация;

    4) соотношение лингвистического и экстралингвистического в стилистике;

    5) проблема объективного и субъективного (индивидуального) в стиле;

    6) соотношение функциональных стилей и форм речи;

    7) соотношение стилистики лингвистической и литературоведческой;

    8) взаимодействие стилей и их целостность;

    9) проблема отношения языка художественной литературы к функциональным стилям;

    10) определение стилистических норм и их историзм;

    11) проблема диахронии и синхронии в стилистике;

    12) соотношение «стилей» произношения и функциональных стилей и многие другие проблемы.

    Наконец, в стилистической области исследований разработаны свои методы анализа материала. Поскольку стилистика имеет дело с проблемой адекватности выражения оттенкам смысла, со стилистическими значениями, постольку семантико-стилистический метод анализа текста в стилистике является основным. Взаимосвязь языковых средств и общая стилистическая окраска функциональных стилей речи также базируются на семантико-стилистических связях языковых единиц различных уровней, причем специфика стилей становится отчетливой при их сравнении. Отсюда неизбежность и целесообразность сравнительного метода анализа.




    При анализе художественной речи большое значение приобретает метод, который условно можно назвать методом «слово — образ (микрообраз)».

    Этот метод состоит в выявлении комплекса языковых средств различных уровней со всеми их стилистико- смысловыми нюансами, который служит выражению (и созданию) данного микрообраза в системе образной мысли писателя.

    Поскольку изучение функциональных стилей опирается на учет экстралингвистических факторов, при этом необходимо использование знаний различных научных дисциплин, т.е. применение комплексных методов, весьма актуальных в современной лингвистике.

    При исследовании функциональных стилей, в частности при выяснении воздействия на стиль речи тех или иных экстралингвистических факторов, при определении специфики стиля используются статистические, или стилостатистические, методы исследования.

    2. Структура современной стилистики: стилистика общая и частные стилистики.

    Согласно теории французского лингвиста Шарля Балли, существует три вида стилистики:

    стилистика индивидуальная, которая изучает особенности построения речи отдельно взятого человека (писателя, поэта, публициста, оратора и т. д.);

    стилистика частная, целью которой является выход на более высокий уровень обобщения, когда анализу подвергается стилистическая структура отдельного языка, а индивидуальная стилистика входит в частную как иллюстративный материал для

    интегрированных выводов;

    стилистика общая, которая исследует общие стилистические проблемы речевой деятельности, присущие ряду языков. В этом случае частные стилистики выступают тем базисным фундаментом, на котором строятся заключения самого широкого характера, позволяющие описать внутренние закономерности стилистики как науки.
    Академик В. В. Виноградов дает принципиально иную классификацию стилистики, хотя также разделяет ее на три вида:

    стилистику языка, изучающую стилистическую структуру языка как «систему систем», где стилистические фигуры рассматриваются вне зависимости от конкретных условий их использования. Иными словами, они рассматриваются в их искусственно

    застывшем состоянии как стилистический инвентарь, поэтому фиксируются в словарях как единицы стилистики языка (типа: синонимы, метафоры и пр.);

    стилистику речи, анализирующую эти стилистические фигуры языка в их функционировании, т. е. в речевом движении при их использовании в тех или иных жанрах и видах устной и письменной речи (лекции, доклады, дискуссии, беседы, рекламы, анонсы, газетные и научные статьи и т. д.);

    стилистику художественной литературы, предметом которой являются как формы стиля художественных произведений, так и стили отдельных писателей, художественных направлений и школ.

    Обе эти классификации, как мы видим, фактически дополняют друг друга, потому что выделенные В. В. Виноградовым три вида стилистики обязательно строятся на трех видах стилистики, выделенных Ш. Балли. В силу этого обе классификации не выходят

    за пределы определения стилистики как науки, исследующей языковые средства языка, которые используются индивидом в процессе коммуникации, т. е. в условиях устной или письменной речи.

    ДАЛЬШЕ ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕ ПОНЯТНО.

    Таким образом, определение стилистики из билета №1 является наиболее полным и исторически соответствующим действительности. Однако это определение, так сказать, общей стилистики. Оно может быть расчленено на две части, соответствующие двум основным исторически сложившимся аспектам стилистических исследований.

    1. Традиционное — о внеконтекстуальных стилистических ресурсах языка (для краткости условно будем называть его «стилистика ресурсов») — аспект строевой, структурный.




    2. О закономерностях функционирования, употребления языка в различных сферах общения (функциональная стилистика) — аспект собственно коммуникативный, динамический, языка в действии. В этом направлении в свою очередь можно особо выделить стилистику художественной речи в силу специфики исследуемого ею объекта и обширности имеющихся в этой области исследований. Однако следует помнить, что это внутреннее ответвление той же функциональной стилистики, в котором художественная речь исследуется в аспекте ее общих специфических черт.

    Охарактеризуем кратко каждое из указанных направлений стилистики, составляющие ее структурные разделы.

    1. Направление, изучающее стилистические ресурсы языка («стилистика ресурсов»), является, как сказано выше, наиболее традиционным. Это своего рода описательная, иначе аналитическая, или структурная, стилистика, характеризующая стилистически окрашенные средства языка, выразительные возможности и семантико-функциональные оттенки слов, форм, конструкций, а также так называемые средства словесной образности. Один из центральных аспектов этой науки — стилистическая синонимия языка (на разных уровнях языковой системы). Некоторые лингвисты придают этому направлению лишь служебную роль.

    2. Функциональная стилистика исследует закономерности функционирования языка в зависимости от коммуникативных задач в той или иной сфере общения и прежде всего специфику и речевую системность функциональных стилей и других функционально-стилевых разновидностей: «подсти- левых», жанровых, ситуативных и т.д. В ее задачи входит изучение реализации потенциальных стилистических возможностей языка в зависимости от целей и задач общения, характера содержания, форм мышления и различных ситуативных особенностей общения в той или иной социальной сфере, иначе говоря — закономерностей функционирования языка в разных сферах общения.

    Предмет ее исследования — закономерности употребления, функционирования языка, а не его структура: не столько сами по себе языковые средства, сколько принципы их отбора и сочетания, определяемые экстралингвистическими факторами, и образующаяся в результате этого речевая организация (стилистико-речевая, текстовая, системность) в той или другой сфере общения.

    3. Стилистика художественной речи включает частные направления:

    а) Изучение художественной речи в аспекте функциональной стилистики, т.е. как одного из функциональных стилей, с учетом его специфики ;

    б) Наука о стилях художественной литературы представляет собой, по словам В. В. Виноградова, историческую науку лингволитературоведческого характера. Она исследует взаимодействие литературного языка и различных стилей художественной литературы в их историческом развитии и прежде всего вопрос о том, в какой мере литературный язык определенного уровня развития может обеспечить потребности слагающегося стилистического направления литературы. Так, одно из открытий В. В. Виноградова состоит в доказательстве возможности развития стилей реализма на основе сложившегося национального литературного языка, каким и был русский литературный язык в XIX в.

    К этому же направлению относится стилистика индивидуальной речи, или стиля писателя и отдельного художественного произведения, в частности вопросы интерпретации конкретных текстов. Одной из центральных проблем стилистики художественной литературы, выдвинутой и обоснованной В. В. Виноградовым, является изучение речевого воплощения в художественном произведении образа автора.

    в) Коммуникативная стилистика художественного текста (КСХТ), реализующая коммуникативно-деятельностный подход при анализе текста, опирается на разработанную Н.С. Болотновой систему коммуникативных универсалий, на основе которых и ведется исследование языковых единиц и приемов при функционировании их в тексте. Коммуникативно-деятельностный аспект предполагает изучение текста с точки зрения взаимодействия деятельности автора и адресата.

    4. Стилистика текста, сравнительно недавно оформившаяся на пересечении стилистики и лингвистики текста, изучает целый текст, структурно-стилистические возможности речевых произведений, их композиционно-стилевые формы и типы, конструктивные приемы и функционирование в речи языковых и собственно текстовых единиц (сверхфразовых единств, абзацев и др.) в единстве с идейным содержанием произведений. Она не тождественна лингвистике текста в силу своей стилистико-функциональной направленности (подробнее см. в следующей главе учебника).

    5. Практическая стилистика. Одним из главных принципов стилистики, который должен усвоить каждый говорящий и пишущий, является целесообразность и уместность использования того или иного языкового средства в зависимости от сферы общения и, следовательно, конкретных его целей и задач, ситуации, содержания высказывания, жанра и других экстралингвистических факторов. Практическая стилистика должна воспитывать у говорящих стилевое чутье, знакомить с нормами того или иного функционального стиля, развивать умение строить речь, связный, протяженный текст в соответствии со спецификой последнего.

    3. Основные понятия и категории стилистики (значение, стилистические коннотации, стилистические средства языка)

    Стилистическая коннотация — одно из центральных понятий стилистики. В современной лингвистической литературе этот термин обычно употребляется в качестве синонима не только к стилистическому значению, но и к стилистической окраске, маркировке, поскольку под ним разумеется часть семантической структуры языковой единицы.

    Итак, стилистической коннотацией языковой единицы являются те дополнительные к выражению предметно-логического и грамматического значений экспрессивные или функциональные свойства (компоненты значений), которые ограничивают возможности употребления этой единицы определенными сферами и условиями общения и тем самым несут стилистическую информацию. По определению

    О.С. Ахмановой в «Словаре лингвистических терминов», « коннотация – это сопутствующие семантические или стилистические оттенки... для выражения разного рода экспрессивно-эмоционально-оценочных обертонов».

    Следует сказать, что вопрос о стилистических значениях и окрасках, а также принципах их классификации весьма сложен и не нашел еще, к сожалению, в литературе общепринятого и удовлетворительного решения. Прежде всего, не определены различия и даже соотношения понятий: «значение — окраска» (стилистические), «семантическое — стилистическое», хотя известны попытки решения этих вопросов.

    Стилистические коннотации неоднородны по происхождению и функционированию. Поэтому можно выделить 3 разновидности:

    - собственно-эмоционально-экспрессивные: губошлеп, забулдыга;

    - традиционно-экспрессивные: грядущий, стяг, стезя;

    - собственно-функционально-стилистические: исходящий, истец, лабиализованный.

    В чем же значение стилистики? В теоретическом плане оно состоит прежде всего в том, что стилистика, особенно функциональная, знакомит с закономерностями употребления языка в различных сферах общения.

    Значение стилистики обнаруживается и в углубленном специальном изучении проблем взаимодействия лингвистического и экстралингвистического, в том числе, например, проблемы связи языка/речи и мышления, влияния на речь и ее типологию различных социальных факторов.

    Помимо значения стилистики собственно для теории языка, ценность ее еще и в том, что она закладывает теоретические основы ряда прикладных дисциплин — культуры речи, практической стилистики, методов редактирования, школьной методики преподавания русского языка, методики преподавания русского языка как иностр.

    Каковы же стилистические средства русского языка? В принципе любое языковое средство способно быть стилистическим и использоваться для выражения того или иного стиля в тех или иных сферах и условиях общения.

    Одни ученые считают, что средства создания и выражения стиля — это лишь единицы языка с устойчивой внеконтекстуальной стилистической окраской. Другие полагают, что стиль может создаваться и иными, не окрашенными в системе языка средствами.

    Стилистически окрашенные языковые средства обычно разделяются на две большие группы в соответствии с характером окраски:

    1) функционально окрашенные;

    2) экспрессивно окрашенные

    Функциональные средства традиционно разделяются прежде всего на книжные и разговорные. В свою очередь, книжные обычно классифицируются по их принадлежности к тому или иному функциональному стилю: научному, деловому, публицистическому, художественному, религиозному. Разговорные средства преимущественно используются в разговорно- обиходной сфере и вообще в сфере непринужденного общения; к ним примыкают также средства просторечные и некоторые нелитературные (вульгаризмы).

    Экспрессивные средства представляют собой единицы языка с ярко выраженными эмоционально-экспрессивными оттенками (торжественным, уничижительным, ласкательным, ироническим, неодобрительным, фамильярным и мн. др.).

    4. Понятие стиля. Основные признаки стиля. Речевая системность функционального стиля.

    Понятие стиля – очень многообразно. И было бы неправильно давать только одно понятие. Приведем несколько определений, взятых из Большой Советской Энциклопедии и «Словаря русского языка» С.И. Ожегова:

    — применительно к художественной литературе это «исторически сложившаяся устойчивая общность образной системы, средств и приемов художественной выразительности, обусловленная единством идейного общественно-исторического содержания» (например, реалистический стиль, стиль романтизма);

    — в более широком смысле это «совокупность характерных отличительных признаков, присущих произведениям искусства»; примерно то же в иной формулировке: «Характерный вид, разновидность чего-нибудь, выражающаяся в каких-нибудь особенных признаках, свойствах художественного оформления»;

    — совокупность приемов использования средств общенародного языка для выражения тех или иных идей, мыслей; иначе — своеобразие речевой ткани художественного (или иного) произведения, в целом творчества писателя (или вообще пишущего), т.е. слог или индивидуальная м а- нера речи;

    — использование языка в соответствии с нормативно-стилистическими правилами или без соблюдения последних (хороший стиль, плохой стиль, ошибки стиля);

    — метод, совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности (ср. его стиль работы).

    И это еще не все значения.

    Основные признаки стиля литературного языка:

    1) социальная сущность,

    2) коммуникативная функция,

    3) системный характер.

    Под речевой системностью функционального стиля понимается взаимосвязь языковых средств в конкретной речевой разновидности на основе выполнения ими единого коммуникативного задания, обусловленного экстралингвистической основой данной речевой разновидности.

    Факторы, обусловившие функциональное расслоение языка:

    • формы общественного сознания,

    • базовый комплекс стилеобразующих факторов (назначение соответствующей формы общественного сознания, характерная для него форма мысли, тип содержания и определяемые всем этим цели и задачи общения).

    Ядро каждого стиля составляют тексты определенных жанров, в которых наблюдается соответствие текста базовому комплексу стилеобразующих факторов, наличие языковых средств, присущих именно данному конкретному стилю. Так, например, монография относится к ядру научного стиля, а учебная лекция к его периферии.

    Понятие речевой системности функционального стиля вскрывает качественно иное явление. Оно позволяет, во-первых, показать единство взаимосвязей языковых единиц разных уровней в определенной речевой сфере и, во-вторых, объяснить эти связи, определить их обусловленность, принцип их образования.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта