программа 8 вида. программа 8 вида2000. Пояснительная записка Учебные программы для V
Скачать 3.51 Mb.
|
148 Продолжение табл.
149 Трудоустройство
150 МУЗЫКА Пояснительная записка Музыкальное воспитание и обучение является неотъемлемой частью учебного процесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида. Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений. Цель музыкального воспитания и образования — формирование музыкальной культуры школьников, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении, так и во время слушания музыкальных произведений. Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника, адаптации его в обществе. В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы: коррекционная направленность обучения; —оптимистическая перспектива образования; > индивидуализация и дифференциация процесса обучения; — комплексное обучение на основе передовых психолого-меди ко-педагогических технологий. Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо разбираться в структуре аномального развития личности ребенка; оценивать уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений. Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты. Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня — основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора. В работе с солистами и при инсценировании песен внимание учителя должно быть направлено на чистоту интонации, строя и ансамбля. Пение без сопровождения способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, воспитывает 151 привычку к слуховому самоконтролю. Задача творческого раскрытия образа песни является главной и подчиняет себе вокально-технические приемы исполнения. В формировании устойчивого интереса к хоровому пению значительную роль играет «концертное» исполнение песен. Обучение учащихся средних и старших классов сопряжено с определенными трудностями мутационного периода, значительно осложняющего их участие в хоровом пении. Школьникам не рекомендуется громко петь. В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем. Опыт слушания учащимися высокохудожественной музыки, накопленный в начальной школе, является основой, на которой осуществляется дальнейшее изучение музыкального материала. Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности. При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учитель в живой и увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя при этом яркие примеры звучания музыки различных эпох и стилей, особенности творчества различных композиторов. В ходе планирования учитель продумывает перспективные и ретроспективные связи уроков музыки в течение одной четверти, учебного года, в начальных, средних и старших классах. Наряду с освоением учащимися нового материала важнейшей задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Это поможет ученикам вспомнить полюбившиеся им песни, сохранить их в своем репертуаре, включить в программу своих выступлений на школьных вечерах, праздниках и в дальнейшем возвращаться к их исполнению. Уроки музыки должны проводиться в специально оборудованных музыкальных кабинетах. Оценка по предмету «Пение и музыка» должна учитывать индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития школьника, интенсивность его формирования музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке. Поводом для отрицательной оценки действий учащегося не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и эмоционального отклика на музыку, бедность речевых 152 характеристик исполняемой музыки, нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторно-двигательными проявлениями. Примерный музыкальный материал дан в виде списка музыкальных произведений для различных видов музыкальной деятельности. Песенный репертуар выделен в самостоятельный раздел и подразумевает свободный выбор песен учителем. Пьесы для слушания способны выполнять несколько функций: дети могут слушать произведение; беседовать о характере, особенностях формы произведения; пропевать главную тему инструментального произведения голосом; выполнять индивидуальные задания творческого характера — рисунки на тему произведения, сочинять небольшие сочинения, рассказы о музыке; исполнять ритмическое сопровождение к ней на музыкаль ных инструментах; включать ее звучание в инсценировку сказок, жизненных си туаций И Т. Д. и 5 класс (354) Пение Исполнение песенного материала в диапазоне: си — реу Развитие навыка концертного исполнения, уверенности в своих силах, общительности, открытости. Совершенствование навыков певческого дыхания на более сложном в сравнении с 4-м классом песенном материале, а также на материале вокально-хоровых упражнений во время распевания. Развитие навыка пения с разнообразной окраской звука в зависимости от содержания и характера песни. Развитие умения выполнять требования художественного исполнения при пении хором: ритмический рисунок, интонационный строй, ансамблевая слаженность, динамические оттенки. Продолжение работы над чистотой интонирования: пропевание отдельных трудных фраз и мелодических оборотов группой или индивидуально. Совершенствование навыка четкого и внятного произношения слов в текстах песен подвижного характера. Развитие вокально-хоровых навыков при исполнении выученных песен без сопровождения. Работа над легким подвижным звуком и кантиленой. Повторение песен, разученных в 4-м классе. 153 Слушание музыки Особенности национального фольклора. Определение жанра, характерных особенностей песен. Многожанровость русской народной песни как отражение разнообразия связей музыки с жизнью народа и его бытом. Закрепление интереса к музыке различного характера, желания высказываться о ней. Снятие эмоционального напряжения, вызванного условиями обучения и проживания. Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина, баян, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка и т. д. Повторное прослушивание произведений, из программы 4-го класса. >щ Музыкальная грамота t» Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, нота, звук, пауза. Формирование элементарных понятий о размере: 2/4, 3/4, 4/4. Музыкальный материал для пения / четверть «Моя Россия» — муз. Г. Струве, ел. Н. Соловьевой. «Из чего наш мир состоит» — муз. Б. Савельева, ел. М. Танича. «Мальчишки и девчонки» — муз. А. Островского, ел. И. Дика. «Расти, колосок». Из музыкально-поэтической композиции «Как хлеб на стол приходит» — муз. Ю. Чичкова, ел. П. Синявского. «Учиться надо весело» — муз. С. Соснина, ел. М. Пляцковского. «Земля хлебами славится». Из музыкально-поэтической композиции «Как хлеб на стол приходит» — муз. Ю. Чичкова, ел. П. Синявского. // четверть «Песенка Деда Мороза». Из мультфильма «Дед Мороз и лето» — муз. Е. Крылатова, ел. Ю. Энтина. «Прекрасное далеко». Из телефильма «Гостья из будущего» — муз. Е. Крылатова, ел. Ю. Энтина. «Большой хоровод» — муз. Б. Савельева, ел. Лены Жигалкиной и А. Хаита. «Пойду ль я, выйду ль я» — русская народная песня. «Пестрый колпачок» — муз. Г. Струве, ел. Н. Соловьевой. «Наша елка» — муз. А. Островского, ел. 3. Петровой. III четверть «Ванька-Встанька» — муз. А. Филиппа, ел. С. Маршака. «Из чего же» — муз. Ю. Чичкова, ел. Я. Халецкого. 154 «Катюша» — муз. М. Блантера, ел. М. Исаковского. «Когда мои друзья со мной». Из кинофильма «По секрету всему свету» — муз. В. Шаинского, ел. М. Пляцковского. «Нам бы вырасти скорее» — муз. Г. Фрида, ел. Е. Аксельрод. «Лесное солнышко» — муз. и ел. Ю. Визбора. «Облака» — муз. В. Шаинского, ел. С. Козлова. «Три поросенка» — муз. М. Протасова, ел. Н. Соловьевой. IV четверть «Бу-ра-ти-но». Из телефильма «Приключения Буратино» — муз. А. Рыбникова, ел. Ю. Энтина. «Вместе весело шагать» — муз. В. Шаинского, ел. М. Матусовского. «Калинка» — русская народная песня. «Дважды два четыре» — муз. В. Шаинского, ел. М. Пляцковского. «Летние частушки» — муз. Е. Тиличеевой, ел. 3. Петровой. «Картошка» — русская народная песня, обр. М. Иорданского. J Музыкальные произведения для слушания Л. Бетховен. «Сурок». м Л. Бетховен. «К Элизе». Р. Вагнер. Увертюра к 3 акту. Из оперы «Лоэнгрин». Э. Григ. «Утро». «Танец Анитры». Из музыки к драме Г. ИбсеЛ «Пер Гюнт». И. Штраус. «Полька», соч. № 214. Р. Шуман. «Грезы», соч. 15, № 7. н Е. Гаврилин. «Тарантелла». Из балета «Анюта». И. Дунаевский. Увертюра. Из к/ф «Дети капитана Гранта». М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина». С. Никитин, В. Берковский, П. Мориа. «Под музыку Вивальди». А. Петров. «Вальс». Из кинофильма «Берегись автомобиля». «Дорога добра». Из мультфильма «Приключения Маленького Мука» — муз. М. Минкова, ел. Ю. Энтина. «Песенка для тебя». Из телефильма «Про Красную шапочку» — муз. А. Рыбникова, ел. Ю. Михайлова. Вступление к кинофильму «Новые приключения неуловимых» — муз. Я. Френкеля. Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать: роль музыки в жизни, трудовой деятельности и отдыхе людей; размеры музыкальных произведений (2/4, 3/4, 4/4); паузы (долгие, короткие); народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка). |