Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные требования к знаниям и умениям учащихся

  • ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

  • Декоративное рисование.

  • Беседы об изобразительном искусстве.

  • Беседы об изобразительном искусстве

  • программа 8 вида. программа 8 вида2000. Пояснительная записка Учебные программы для V


    Скачать 3.51 Mb.
    НазваниеПояснительная записка Учебные программы для V
    Анкорпрограмма 8 вида
    Дата27.11.2022
    Размер3.51 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлапрограмма 8 вида2000.doc
    ТипПояснительная записка
    #815516
    страница24 из 40
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   40

    162

    Повторение песен, разученных в 5—7-х классах.

    Слушание музыки

    Взаимосвязь видов искусства в многогранном отражении реаль­ного мира, мыслей и чувств человека. Героика, лирика, эпос, драма, юмор в музыке.

    Народная музыка в творчестве композиторов.

    Особенности творчества композиторов: С. Прокофьев, Д. Шо­стакович, А. Хачатурян, Г. Свиридов.

    Повторение прослушанных произведений из программы 5— 7 классов.

    Музыкальная грамота

    Язык музыки, основные средства музыкальной выразительнос­ти на примере различных произведений. Повторение определения средств музыкальной выразительности — темп, динамика, лад, мет-роритм, мелодия, гармония, тембр.

    Анализ музыкальных средств выразительности различных про­изведений.

    Музыкальный материал для пения

    I четверть

    «С чего начинается Родина?» Из кинофильма «Щит и меч» — муз. Б. Баснера, ел. М. Матусовского.

    «Гляжу в озёра синие». Из телефильма «Тени исчезают в пол­день» — муз. Л. Афанасьева, ел. И. Шаферана.

    «Конопатая девчонка» — муз. Б. Савельева, ел. М. Пляцковского.

    «Не повторяется такое никогда» — муз. С. Туликова, ел. М. Пляц­ковского.

    «Подмосковные вечера» — муз. В. Соловьева-Седого, ел. М. Матусовского.

    «Моя Москва» — муз. И. Дунаевского, ел. М. Лисянского и С. Аграняна.

    «Песня о Москве». Из кинофильма «Свинарка и пастух» — муз. Т. Хренникова, ел. В. Гусева.

    // четверть

    «Город золотой» — муз. Ф. Милано, ел. А. Хвостова и А. Воло-хонского, обр. Б. Гребенщикова.

    «Есть только миг». Из кинофильма «Земля Санникова» — муз. А. Зацепина, ел. Л. Дербенева.

    «Песенка о медведях». Из кинофильма «Кавказская пленница» — муз. А. Зацепина, ел. Л. Дербенева.

    163

    «Разговор со счастьем». Из кинофильма «Иван Васильевич ме­няет профессию» — муз. А. Зацепина, ел. Л. Дербенева.

    Сага. «Я тебя никогда не забуду...» Из рок-оперы «Юнона и Авось» — муз. А. Рыбникова, ел. А. Вознесенского.

    «Мой белый город» — муз. Е. Доги, ел. В. Лазарева.

    /// четверть

    «Старый клен». Из кинофильма «Девчата» — муз. А. Пахмуто­вой, ел. М. Матусовского.

    «Спят курганы темные». Из кинофильма «Большая жизнь» — муз. Н. Богословского, ел. Б. Ласкина.

    «Когда весна придет...» Из кинофильма «Весна на Заречной ули­це» — муз. Б. Мокроусова, ел. А. Фатьянова.

    «Рассвет-чародей» — муз. В. Шаинского, ел. М. Танича.

    «Пожелание» — муз. и ел. Б. Окуджавы.

    «Березовые сны». Из киноэпопеи «Великая Отечественная» — Муз. В. Гевиксмана, ел. Г. Фере.

    IV четверть

    «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» — муз. В. Соловьева-Седого, ел. А. Фатьянова.

    «День Победы» — муз. Д. Тухманова, ел. В. Харитонова.

    «Нам нужна одна победа». Из кинофильма «Белорусский вок­зал» — муз. и ел. Б. Окуджавы.

    «Прощальный вальс». Из кинофильма «Розыгрыш» — муз. А. Флярковского, ел. А. Дидурова.

    «Ваши глаза» — муз. Е. Крылатова, ел. Ю. Энтина.

    «Прощайте, голуби» — муз. М. Фрадкина, ел. М. Матусовского.

    Музыкальные произведения для слушания

    И. Бах. «Токката», ре минор, BWV 565.

    И. Бах. «Sarabanda». Из Французской сюиты № 1.

    Л. Бетховен. «Grave». «Allegro di molto e con brio». Из сонаты № 8, до минор, соч. 13, «Патетическая».

    И. Брамс. «Венгерский танец № 5», фа-диез минор.

    Дж. Верди. «Песенка Герцога». Из оперы «Риголетто».

    Г. Гендель. «Passacalia». 'Из концерта для органа с оркестром, си-бемоль мажор, соч. 7, № 1.

    Дж. Гершвин. «Колыбельная». Из оперы «Порги и Бесс».

    A. Дворжак. «Славянский танец», ми минор.
    Ф. Лист. «Венгерская рапсодия № 2».

    B. Моцарт. «Увертюра». Из оперы «Женитьба Фигаро».

    B. Моцарт. «Allegro molto». Из симфонии № 40, KV 550.

    А. Бородин. «Половецкие пляски с хором». Из оперы «Князь Игорь».

    М. Мусоргский. «Картинки с выставки» (по выбору).

    C. Прокофьев. «Вставайте, люди русские». «Ледовое побоище».

    164

    Из кантаты «Александр Невский».

    Н. Римский-Корсаков. Песня Садко «Заиграйте мои гусельки». Из оперы «Садко».

    Н. Римский-Корсаков. «Сеча при Керженце». Из оперы «Сказа­ние о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

    Н. Римский-Корсаков. Третья песня Леля «Туча со громом сго­варивалась». Из оперы «Снегурочка».

    Г. Свиридов. «Романс». Из музыкальных иллюстраций к пове-г и А. Пушкина «Метель».

    И. Стравинский. «Тема гуляний». Из балета «Петрушка».

    А. Хачатурян. «Вальс». Из музыки к драме М. Лермонтова «Мас­карад».

    П. Чайковский. «Времена года», соч. 37 — bis.

    Д. Шостакович. «Первая часть». Тема нашествия. Из симфонии № 7, «Ленинградская».

    «Я ли в поле да не травушка была...» — муз. П. Чайковского, ел. И. Сурикова.

    Ф. Лей. «Мелодия». Из кинофильма «История любви».

    Э. Морриконе. Музыка к кинофильмам.

    X. Родриго. «Аранхуэсский концерт».

    «А цыган идет». Из кинофильма «Жестокий романс» — муз. А. Пет­рова, ел. Р. Киплинга. Русский текст Г. Кружкова.

    Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать:

    • средства музыкальной выразительности;

    • основные жанры музыкальных произведений;

    • музыкальные инструменты;

    • музыкальные профессии и специальности;

    • особенности творчества изученных композиторов;

    • особенности народного музыкального творчества.
      Учащиеся должны уметь:

    • самостоятельно исполнять несколько песен;

    • отвечать на вопросы о прослушанных произведениях:

    • называть произведения, композиторов, авторов текста, если
      это вокальные произведения;

    • называть исполнителя — певец, инструмент, оркестр, ансамбль;

    • определять характер, содержание произведения;

    • определять ведущие средства выразительности;

    • давать адекватную оценку качеству исполнения произведения;

    • подбирать высокохудожественные музыкальные произведе­
      ния для самостоятельного слушания и исполнения.

    165

    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

    Пояснительная записка

    Школьный курс по изобразительному искусству в 5—7 классах направлен на продолжение решения следующих основных задач:

    коррекции недостатков развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строе­ния, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, уме-ния находить в изображаемом существенные признаки, устанавли­вать сходство и различие между предметами:

    развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последователь­ном выполнении рисунка;

    улучшение зрительно-двигательной координации путем исполь­зования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;

    формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представле­нию, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;

    развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и по­нимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведени­ях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоциональ­но-эстетическое отношение к ним;

    ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобрази­тельного, декоративно-прикладного и народного искусства, скуль­птуры, архитектуры, дизайна;

    расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специ­альной лексики, совершенствование фразовой речи;

    развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравствен­ному и трудовому воспитанию.

    Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисова­ние на темы, беседы об изобразительном искусстве.

    Рисование с натуры. Содержанием уроков рисования с нату­ры является изображение разнообразных предметов, подобранных с учетом графических возможностей учащихся. Объекты изображе­ния располагаются, как правило, несколько ниже уровня зрения. Во время работы должны быть две-три однотипные постановки, что обеспечит хорошую видимость для всех учащихся. Модели неболь­ших размеров раздаются им на рабочие места.

    166

    Для активизации мыслительной деятельности учащихся целе­сообразно подбирать такие предметы, чтобы можно было проводить их реальный анализ. Очень полезным в этом отношении может быть детский строительный конструктор, позволяющий составлять из кубиков, брусков и других фигур различные варианты построек (до­мики, башенки, воротца и т. п.).

    Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение (обсле­дование) изображаемого предмета: определение его формы, конструк­ции, величины составных частей, цвета и их взаимного расположения.

    У учащихся важно выработать потребность сравнивать свой ри­сунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существен­ное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.

    Декоративное рисование. Содержанием уроков декоративно­го рисования является составление различных узоров, предназна­ченных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов и т. п.

    Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с отдельными образцами декора­тивно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народ­ных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесооб­разность использования их в быту. Во время занятий школьники получают сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.

    Задания по декоративному рисованию должны имегь определен­ную последовательность: составление узоров по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное состав­ление узоров. В ходе уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для ум­ственно отсталых школьников.

    Рисование на темы. Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывками из литературных произведений.

    В 5—7 классах рисование на темы должно тесно связываться с уроками рисования с натуры. Умения и навыки, полученные на уро­ках рисования с натуры, учащиеся переносят на рисунки темати­ческого характера, в которых, как правило, изображается группа предметов, объединенных общим сюжетом и соответственно распо­ложенная в пространстве.

    Коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, будут решаться значительно эффектив-

    167

    нее, если перед практической работой школьников проводится со­ответствующая теоретическая подготовительная работа. Необходи­мо предложить учащимся определить сюжет, назвать и устно опи­сать объекты изображения, рассказать, как, где и в какой последо­вательности их нарисовать. Для более точной передачи предметов в рисунке целесообразно использовать, когда это возможно, реальные объекты, а для более точного расположения элементов рисунка на листе бумаги следует активнее включать комбинаторную деятель­ность учащихся с моделями и макетами.

    С целью обогащения зрительных представлений школьников можно использовать как подсобный материал (не для срисовыва­ния) книжные иллюстрации, плакаты, открытки. Не следует забы­вать и о применении диафильмов.

    Беседы об изобразительном искусстве. В 5—7 классах для бе­сед выделяются специальные уроки. На одном уроке рекомендует­ся показывать не более трех-четырех произведений живописи, скуль­птуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов де­коративно-прикладного искусства. Большое внимание учитель должен уделять выработке у учащихся умения определять сюжет, понимать содержание произведения и его главную мысль, а также некоторые доступные для осмысления умственно отсталых школь­ников средства художественной выразительности.

    Под влиянием обучения у учащихся постепенно углубляется понимание событий, изображенных на картине, а также вырабаты­вается некоторая способность рассказывать о тех средствах, кото­рыми художник передал эти события (характер персонажей, распо­ложение предметов и действующих лиц, краски и т. п.). Этому учи­тель учит детей: ставит вопросы, вместе с ними составляет план рассказа по картине, дает образец описания картины.

    Организуя беседы об искусстве, необходимо (если это возможно) проводить экскурсии в музеи, картинные галереи, в мастерские живо­писцев и скульпторов, в места народных художественных промыслов.

    5 класс

    (1 ч в неделю)

    Рисование с натуры

    Совершенствование умения учащихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину состав­ных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности вы­полнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропор­ции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной

    168

    формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивно­сти цвета путем добавления воды в краску.

    Декоративное рисование

    Составление узоров из геометрических и растительных элемен­тов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершен­ствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения).

    Рисование на темы

    Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в ри­сунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предме­тов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе — дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возни­кающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наибо­лее существенное, то, что можно показать в рисунке; работать аква­рельными и гуашевыми красками.

    Беседы об изобразительном искусстве

    Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего по­нятия о художественных средствах, развивая чувство формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произ­ведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувство­вать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.

    Примерные задания

    / четверть

    Беседа на тему «Произведения мастеров народных художествен­ных промыслов и искусство родного края» (художественные лаки: Федоскино, Жостово, Палех).

    Рисование узора в полосе из повторяющихся (или чередующих­ся) элементов (стилизованные ягоды, ветки, листья).

    Самостоятельное составление в полосе узора из растительных элементов (чередование по форме и цвету).

    Рисование геометрического орнамента в круге (построение четы­рех овалов-лепестков на осевых линиях круга; круг — по шаблону).

    Рисование простого натюрморта (например, яблоко и керами­ческий стакан).

    Рисование симметричного узора по образцу.

    169

    Декоративное рисование — изобразительный узор в круге из сти­лизованных природных форм (круг — по шаблону диаметром 12 см).

    Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы (ваза керамическая).

    Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (керамика: посу­да, игрушки, малая скульптура).

    II четверть

    Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы («Крутой спуск», «Дорожные работы»).

    Рисование с натуры объемного предмета конической формы (детская раскладная пирамидка разных видов).

    Беседа на тему «Народное декоративно-прикладное искусство» (богородская деревянная игрушка: «Кузнецы», «Клюющие куроч­ки», «Вершки и корешки», «Маша и медведь» и др.).

    Декоративное рисование — оформление новогоднего пригласи­тельного билета (формат 7 х 30 см).

    Рисование новогодних карнавальных очков (на полоске плот­ной бумаги размером 10 х 30 см).

    Рисование на тему «Лес зимой» (примерное содержание рисун­ка: на переднем плане пушистая ель и небольшая березка; затем по­лянка, по которой бежит лыжник, чуть дальше — заснеженный лес с четко выделяющимися верхушками деревьев). Рисунок выполня­ется на серой или голубой бумаге с использованием белой гуаши.

    /// четверть

    Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, товарищах и семье» (Д. Мочальский. «Первое сентября»; И. Шевандронова. «В сельской библиотеке»; А. Курчанов. «У больной подруги»; Ф. Решетников. «Опять двойка», «Прибыл на каникулы»).

    Рисование с натуры фигуры человека (позирующий ученик).

    Рисование на тему «Зимние развлечения» (примерное содержа­ние рисунка: дома и деревья в снегу, дети лепят снеговика, строят крепость, спускаются с горы на лыжах и санках, играют на катке в хоккей, катаются на коньках и т. п.).

    Рисование с натуры цветочного горшка с растением.

    Рисование в квадрате узора из растительных форм с применени­ем осевых линий (например, елочки по углам квадрата, веточки — посередине сторон).

    Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (теле­визор, радиоприемник, часы с прямоугольным циферблатом).

    Беседа об изобразительном искусстве с показом репродук­ций картин на тему «Мы победили» (В. Пузырьков. «Черномор­цы»; Ю. Непринцев. «Отдых после боя»; П. Кривоногов. «Победа»; М. Хмелько. «Триумф победившей Родины»).

    Декоративное рисование плаката «8 Марта».
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   40


    написать администратору сайта