Главная страница
Навигация по странице:

  • Другие выражения лица

  • СХЕМАТИЧНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЙ ЛИЦА

  • АСИММЕТРИЯ ЧЕРЕПА, ГОЛОВЫ И ЛИЦА ЧЕЛОВЕКА

  • МОРЩИНЫ И СКЛАДКИ ЛИЦА

  • ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ БОЛЕЗНЕННЫХ СОСТОЯНИЙ, ОТРАЖАЮЩИХСЯ НА ЛИЦЕ

  • познай свое лицо. Познай свое лицо а. П. Кибкало Познай свое лицо. Волгоград, 2006 г


    Скачать 3.49 Mb.
    НазваниеПознай свое лицо а. П. Кибкало Познай свое лицо. Волгоград, 2006 г
    Анкорпознай свое лицо.doc
    Дата18.03.2017
    Размер3.49 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлапознай свое лицо.doc
    ТипКнига
    #3910
    КатегорияМедицина
    страница8 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Отвращение – презрение ( досада, неодобрение, отвращение, неприязнь, насмешка, негодование, издевательство ).

    При выражении подобных чувств брови сдвигаются и немного приподнимаются вверх ( иногда отмечается некоторая асимметрия, одна бровь смотрится ниже ), на лбу образуются вертикальные морщины. Комиссуры губ опускаются, нижняя губа немного выдвигается вперед и вверх. На подбородке образуются складки, выделяется носогубная складка.

    Активно сокращаются круговые мышцы глаза и рта, квадратная мышца верхней губы, треугольная мышца рта, бровная, носовая мышцы, мышца, поднимающая подбородок.

    Как вспомогательные работают пирамидальная, клыковая, малая скуловая, бровная и шейная мышца «platisma».

    При выражении отвращения:

    -из-за сокращения квадратной мышцы верхней губы она ( причем все ее участки ) поднимается вверх, при этом на спинке и по бокам носа формируются тонкие морщинки;

    -при сильном мышечном напряжении рот приоткрывается и частично обнажаются верхние передние зубы. При одновременном сокращении пирамидальной мышцы головки бровей опускаются, но не сближаются, так как бездействуют бровные мышцы;

    -если носовой участок квадратной мышцы ( отвечающий за поднятие крыла носа ) расслаблен, движение вверх совершает только верхняя губа, при этом морщины на носу не образуются, но углубляется носогубная складка и принимает изломанный вид;

    -опущенная головка брови способствует понижению верхнего века, оно немного закрывает верхний участок радужки. Глаз кажется меньше, это подчеркивают и приподнятые нижнее веко и щека;

    -губы могут быть сжаты ( сокращается круговая мышца рта ), но кайма в целом не напряжена;

    -нижняя губа может быть поднята до уровня верхней ( сокращается мышца, поднимающая подбородок );

    -комиссуры опущены вниз ( работает треугольная мышца рта ). При сильном сокращении этой мышцы и одновременном сжатии шейной мышцы «platisma» нижняя челюсть опускается, рот приоткрывается, частично обнажаются зубы верхней дуги.

    При выражении презрения:

    -брови приподнимаются ( сокращается боковая часть лобной мышцы ), иногда отмечается асимметрия их положения;

    -веки могут быть прикрыты;

    -верхняя губа смещена вверх на одну сторону ( работает квадратная мышца рта ), зубы слегка обнажаются;

    -комиссуры губ направлены не вбок, а назад, на щеках могут образовываться ямочки ( сокращается щечная мышца );

    -при сильной экспрессии губы могут кривиться, изгибаться, стать тоньше. Из-за движения комиссур вниз ( работает треугольная мышца ) срединная часть нижней губы приподнимается ( сокращается мышца, поднимающая подбородок ). Голова поднята, откинута назад, взгляд становится немного косым.

    1. Другие выражения лица

    Спокойствие ( безмятежность, состояние покоя, серьезность ).

    В лице отмечается гармоничность, связанная с расслаблением всех мышц. Кожа не отражает мускульных сокращений. Взгляд устремлен вперед, но он безмятежен, не отмечается напряженного фиксирования или поиска цели. На лице проступает спокойное, естественное выражение. Не следует путать его с отсутствующим, характерным для некоторых заболеваний ( смотрите «Основные внешние признаки заболеваний» ).

    Боль ( страдание, скорбь, мучение, неудобство ):

    -брови сближены и опущены ( сокращаются бровная и пирамидальная мышцы ). При сильной боли, страдании брови со стороны переносицы могут приподниматься. В центральной части лба образуются короткие вертикальные и поперечные морщинки;

    -веки могут быть прикрыты, при этом взгляд устремлен вверх. При сильной боли веки обычно сомкнуты и напряжены ( сокращается круговой мускул глаза ), у основания нижнего века образуются морщины, направленные к виску;

    -челюсти сжаты, губы сомкнуты ( работает круговая мышца рта, мышца, поднимающая подбородок, височная, жевательная ). Возможно опускание нижней челюсти, причем значительное, при этом рот открывается, губы искривляются, ротовая щель приобретает четырехугольную форму, комиссуры направлены назад и вниз ( сокращение треугольной мышцы и шейной мышцы «platisma» );

    -ноздри сужаются ( действие носовой мышцы ), при сильной боли крылья носа увеличиваются в размере;

    -носогубная складка углубляется, удлиняется и становится почти вертикальной;

    -нижняя губа может приподняться;

    -голова приподнята и откинута назад;

    -по бокам шеи образуются длинные и тонкие морщины ( сокращается шейная мышца «platisma» ).

    Активно работают следующие мышцы: бровная, круговая мышца глаза, малая скуловая, лобная ( срединная часть ), квадратная мышца верхней губы, треугольная мышца рта.

    Подключены также височная, жевательная, шейная мышца «platisma», мышца угла рта, пирамидальная, круговая мышца рта, носовая.

    Усилие ( собранность, мыслительный процесс, медитация, физическое усилие):

    -брови нахмурены ( то есть сближены и опущены ), в результате на переносице и в середине лба образуются две или три вертикальные морщины;

    -веки прикрыты, иногда закрыты, но не напряжены, на веках появляются тонкие морщинки, особенно в основании нижнего века;

    -губы напряжены, они становятся тоньше; другой вариант: рот может быть приоткрыт ( из-за опускания нижней челюсти );

    -нижняя губа может немного выпячиваться, щеки вваливаются;

    -при сильном физическом напряжении комиссуры губ приподнимаются (сокращаются малая скуловая и клыковая мышцы ), носогубная складка углубляется, лицо краснеет, иногда выступают вены на лбу и наблюдается некоторая асимметрия в положении нижней челюсти и бровей;

    Активно работают следующие мышцы: бровная, пирамидальная, круговая мышца глаза, большая скуловая.

    К процессу подключаются височная, жевательная, носовая, круговая мышца рта, мышца клыка, шейная мышца «platisma».

    Выражение интереса, внимания:

    -брови могут быть приподняты, принимая дугообразную форму и формируя несколько поперечных морщин на лбу. Иногда брови сближаются ( и в обычном положении, и при их поднятии ), это происходит при сокращении бровной мышцы. В этом случае на переносице появляются вертикальные морщинки;

    -глазная щель увеличивается ( из-за сокращения мышцы, поднимающей верхнее веко );

    -из-за небольшого опускания нижней челюсти ( жевательные, височные мышцы расслабляются ) губы приоткрываются, на них могут появиться морщинки ( работают мышцы резцов верхней и нижней губ ).

    Активны также: бровная, лобно-затылочная мышцы и шейная мышца «platisma».

    Проявление злости ( а также раздражения, гнева, презрения ):

    -брови сильно нахмурены, из-за чего образуются вертикальные морщины на переносице, поперечные на корне носа и в центральной области лба;

    -крылья носа сужаются и опускаются;

    -нижняя челюсть немного опускается, щеки «вваливаются», губы приоткрываются;

    -комиссуры сдвигаются;

    -нижняя губа немного приподнимается и выпячивается вперед;

    Активно работают также: лобная мышца ( срединная или боковая часть, иногда действие асимметрично ), пирамидальная, бровная, треугольная мышца рта, круговая мышца губ, мышца, поднимающая подбородок, круговая мышца рта.

    Выражение просьбы ( мольбы, призыва к чему-либо, иступления ):

    -брови подняты, их хвост направлен вниз;

    -взгляд направлен вверх;

    -на лбу образуются поперечные морщины;

    -нижняя челюсть немного опущена, рот приоткрыт, губы расслаблены;

    Активны: лобная мышца, мышца, поднимающая верхнее веко, малая скуловая.

    Выражение сомнения, нерешительности:

    -брови приподняты в виде дуги, иногда приподнята только одна бровь (асимметрия );

    -на лбу рядом с приподнятой бровью появляются поперечные морщинки;

    -глаза чуть прикрыты;

    -комиссуры губ направлены вниз, под нижней губой образуются косые морщинки;

    -на подбородке формируются морщины, нижняя губа поднимается вверх и вперед.

    Активно сокращаются мышцы: лобная, круговая мышца глаза, круговая мышца рта, мышца, поднимающая подбородок, квадратная мышца верхней губы, треугольная мышца губ.

    СХЕМАТИЧНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЙ ЛИЦА



    АСИММЕТРИЯ ЧЕРЕПА, ГОЛОВЫ И ЛИЦА ЧЕЛОВЕКА
    В живой природе, как и в материальном мире вообще, не существует ни абсолютно симметричных, ни абсолютно асимметричных объектов. Этот принцип строения материи касается всех ее составляющих: космоса, энергии, физики, химии, биологии, клетки, атома, электрона, кванта. В любом объекте всегда существует единство симметрии и асимметрии.

    Человеку, как и позвоночным животным, билатеральная симметрия тела в виде парности органов или наличия правых и левых половин одиночных частей и органов. Но биологический принцип билатеральной симметрии живых организмов не проявляется с математической точностью в связи с неравномерностью развития или функции, и выражается в виде преобладания размеров одной из половин. Ярким примером асимметрии является право- и леворукость.

    Существует свыше двадцати пяти теорий происхождения асимметрии – от влияния кариолисова движения Земли, до влияния временных факторов или профессиональных привычек.

    У человека асимметрии проявляются в виде морфологических (строение, размер, пропорции и др. ) и функциональных различий: моторных (движение ), сенсорных ( зрение, слух, осязание, обоняние ) и психических.

    Морфологические асимметрии черепа отмечаются уже во внутриутробном состоянии, а функциональные (в виде право- и леворукости ) – у детей 4-9 месяцев, при появлении у них произвольных, целенаправленных движений. Этот вид асимметрии связан с функциональной асимметрией полушарий головного мозга и присущ только человеку. У животных процент «право»- и «леволапых» одинаков.

    Величина асимметрии отчетливо коррелирует со степенью функциональной активности элементов человеческого тела – более активные и подвижные части тела проявляют большую асимметрию. Так, верхние конечности человека более асимметричны по сравнению с нижними, а нижняя челюсть, как подвижная часть лица, характеризуется большей асимметрией по сравнению с неподвижной верхней челюстью. Эти факты указывают на функциональную направленность асимметрии.

    Морфологические и функциональные изменения, происходящие вследствие различных причин внутреннего и внешнего характера, создают односторонние различия формы лица, которые в пределах физиологической асимметрии являются выражением индивидуальных особенностей личности.

    Условную границу между индивидуальной ( физиологической ) асимметрией и начальной стадией патологической ( требующей коррекции ) на практике определить трудно, тем более, что мягкие ткани лица до определенного времени скрывают неравномерности развития лицевого скелета. Вариации строения черепа и лица человека, превышающие в объеме естественные отличия правой и левой половин в существенных величинах, считаются деформациями. Условными пределами этого различия принято считать 3-5 градусов ( в угловых величинах ) и 2-3 мм. ( в линейных ).

    Факт асимметрии во внешнем строении лица и тела человека был известен еще древним художникам и ваятелям античного мира, и использовался ими для придания выразительности и одухотворенности их произведениям.

    Однако, не во все времена асимметрия в изобразительном искусстве признавалась правилом. Известно, что греки добивались таких успехов в пропорционировании тела, что одну и ту же скульптуру из двух отдельных половин могли создавать разные мастера. При соединении этих половин, они настолько подходили друг к другу, что казались произведением одного скульптора.

    Поборники асимметрии считали, что она оживляет лицо, придает ему большую обаятельность, выразительность, своеобразие и красоту.

    Асимметрия лица статуи Венеры Милосской, созданной древнегреческим скульптором, выражается смещением носа вправо от средней линии, в более высоком положении левой ушной раковины и левой глазницы и меньшим расстоянием от срединной линии левой глазницы, чем правой. Между тем, сторонники симметрии критиковали несимметричность форм этого общепризнанного эталона женской красоты, полагая, что лицо Венеры было бы гораздо красивее, если бы оно было симметричным.

    Обширные исследования, проведенные на нескольких тысячах черепов парижским офтальмологом Либрейхом, обнаружили, что асимметрия сказывается большей частью в том, что правая скуловая кость и нижняя половина верхней челюсти являются сдвинутыми вправо, вследствие чего нижний край орбиты справа имеет более поперечное направление, а слева оказывается более покатым кзади; правая собачья ямка является более глубокой и узкой; зубы верхней челюсти, также как и нижняя часть перегородки носа, сдвинуты вправо. Отмечено, что левая половина мозгового черепа больше правой.

    Доказательством наличия асимметрии нормального человеческого лица служит метод создания изображения одного и того же лица из двух левых и двух правых половин. Таким образом, создаются два дополнительных портрета с абсолютной симметрией, но значительно отличающихся от оригинала и их следует считать парадоксальными (рис. 50).

    Многочисленные измерения параметров лица у мужчин и женщин показали, что правая его половина по сравнению с левой, имеет более выраженные поперечные размеры, что придает лицу более грубые, мужественные черты, присущие мужскому полу. Левая половина лица имеет более выраженные продольные размеры, без грубых боковых очертаний, что придает ему мягкость, плавность линий и женственность. Этот факт объясняет преимущественное желание лиц женского пола позировать перед художниками левой стороной лица, а лиц мужского пола – правой.

    Рис. 50
    Неверно считать симметрию лица непременным условием его красоты. Для оценки красоты лица важна совокупность признаков и небольшая асимметрия, присущая лицам всех национальностей и не умаляющая достоинств портрета. С полным основанием можно сказать, что нет ни одного лица с абсолютной симметрией правой и левой половин.

    Таким образом, общепризнанным является факт асимметрии лица, выражающийся неравнозначностью правой и левой половин, одна из которых, как правило, шире и выше, другая – уже и ниже. Причиной такой асимметрии, в большинстве случаев, является неравномерность элементов костного черепа, а на лице ее усиление объясняется специфичностью мимики ( физиологическая асимметрия ). Ее проявления имеют закономерный характер: если одна половина более высокая, то она же и более узкая. В этом случае бровь расположена выше, чем на противоположной, более широкой половине лица, глазная щель крупнее. Носогубная складка на этой стороне лица более выражена, более прямолинейна. Правая половина лица, как правило, крупнее левой, резче выступает, выражает мужественность. Левая же половина в целом мягче, отражает черты женственности. Привычная на лице несимметричная улыбка, искривлена в сторону широкой половины. При неравномерном смещении бровей, активнее и выше поднимается бровь на узкой стороне лица.

    Присущая человеку мимическая асимметрия лица объясняется различием иннервации и проявляется особенностями мимики. Функциональная асимметрия лица зависит от функциональной асимметрии мозга и выражается у праворуких более активной выразительностью левосторонней мимической мускулатуры ( при полуулыбке растягивается, как правило, левая половина ротовой щели, а при подмигивании – работает левый глаз ). Однако, криминалистами установлено, что при односторонней улыбке участвует преимущественно более широкая половина лица, а привычное поднятие одной брови осуществляется на более узкой стороне лица. Разжевывание пищи ( при здоровых зубах ) осуществляется функционально-доминирующей стороной. В речевом акте правая половина рта более активна у 86% правшей и у 67% левшей.

    Все асимметрии человека подразделяются на статические ( пропорции, размеры, вес, объем и т.д. ) и функциональные: моторные ( двигательные ), сенсорные ( чувствительные ) и психические ( чувственные ).

    Среди асимметрий лица, кроме органических, рассматриваются и имеют практическое значение два вида. Первый – неодинаковая способность половин лица отражать эмоциональное состояние человека. В этом вопросе нет единства мнений. Одни исследователи полагают, что у большинства людей правая половина лица превосходит левую по выразительности и больше, чем левая, сходна со всем лицом. Другие ( и их большинство ) признают более эмоциональной левую половину лица, а фотографии, составленные только из левых половин признавались всеми профессиональными экспертами более эмоциональными, более энергичными, активными. Правосторонние фотографии оценивались как более слабые, мягкие, положительные.

    Левая половина лица левшей в улыбке выглядит более веселой, чем правая – относительно печальная в спокойном состоянии. У правшей более грустными и счастливыми признавались лица на фотографиях, составленных их правых половин.

    Второй вид асимметрии лица относится к движениям глаз, несущих сенсорно-двигательную функцию.

    При осмыслении вопросов, требующих вербального осмысления и размышления или математических, логических операций, глаза большинства людей направляются вправо. При выполнении зрительно-пространственных и музыкальных задач и восприятии музыки, ритмических звуков природы – влево.

    Эмоциональные обращения к испытуемым чаще вызывают левостороннее движение глаз, а положительные эмоции – вправо; страх – влево. Люди с преимущественными правосторонними движениями глаз, чаще специализируются на точных науках и меньше употребляют в своих ответах прилагательные. Боковые движения глаз не возникают, если вопрос для человека прост или уже готов.

    Ведущий глаз первым устремляет взор к предмету, второй (не ведущий) направляет зрительную ось на точку фиксации ведущего глаза; в ведущем глазе раньше включается механизм аккомодации.

    Ведущий ( по прицельной способности ) правый глаз чаще отмечается у праворуких, а левый – у 40% леворуких. У правшей с правым ведущим глазом ориентировка лучше, чем у праворуких с левым ведущим глазом.

    Функциональная асимметрия касается и слуха, как средства общения человека через речь. Преобладание левого уха, при исследовании аудиометром, отмечается у 50% людей, правого – у 7% и в 43% случаев они равнозначны. Преимущество правого уха в различении речевых звуков называют «эффектом правого уха», а «эффект левого уха» проявляется в лучшем восприятии неречевых звуков – музыкальных, ритмических и интонационных, а также эмоциональных речевых (радость, горе, гнев, страх, признание в любви и т.д. ).

    В силу ряда биологических, национальных, исторических, географических и социальных факторов лицо каждого человека отличается индивидуальной выразительностью. Из миллиардов людей, живущих на Земле, нельзя встретить абсолютно одинаковые лица. Даже устойчивые расовые и национальные параметры лица приобретают определенные вариации комбинационных признаков. Под влиянием психических процессов происходят мимические реакции, различающиеся различной динамичностью.

    Неповторимое разнообразие лиц, их качественная специфичность издавна привлекали внимание художников и скульпторов, способных «читать» эмоциональное состояние по выражению лица. Скульптура, портрет, описание лица в художественных произведениях всегда свидетельствуют о степени одаренности автора, отражают его умение правильно подметить, воспринять и зафиксировать мимику. Леонардо да Винчи, благодаря знанию анатомии, гениально угадывал связь эмоционального состояния человека с характером его мимики. Врача объединяет с художниками постоянная готовность следить за оттенками выражения лица. Ответственность за жизнь больного обязывает его видеть не только внешнюю форму, но и направление линий, размеры частей, проекцию естественных отверстий на лице и другие факторы. Нюансы мимики, выражение глаз, нарушение пропорций в ансамбле лица заслуживают подробного анализа и специального изучения.

    Возможность геометрически измерять, отображать и моделировать объекты материального пространства, позволяет объяснить происхождение билатеральной асимметрии у органических форм и становление образности у объектов живой природы.

    До сих пор дискутируется вопрос о доминирующем направлении асимметрии лица. Отсутствует единство и в вопросе о том, какие части лица проявляют наибольшую, а какие наименьшую асимметрию. Однако, доказано неравенство правой и левой половины лица в отражении эмоциональных состояний.

    Исследователи морфологически разделяют лицо на три зоны, каждой из которых приписывается одна из трех характерных черт. Лоб и выражение глаз способны отражать интеллект; середина лица ( область носа и губ с богатой мимикой ) демонстрирует чувственное состояние, а нижняя треть лица (подбородок ) выражает волю, энергию и активность. Существует мнение, что правая половина лица отражает ум, а левая является выражением эмоций. Отмечается лучшая развитость мимической мускулатуры и большая выразительность мимических движений правой половины лица у правшей, левой – у левшей. В криминалистике существует понятие биологической диссиметрии лица. Правый тип имеет более высокую и узкую правую часть лица и более широкую и низкую левую. Левый тип характеризуется обратными соотношениями.

    Различное значение ( эстетическое, функциональное, психологическое и физиогномическое ) и восприятие правой и левой половин лица объясняет преимущественное желание лиц женского пола позировать перед художниками и фотографами левой стороной лица, а лиц мужского пола – правой. Этот факт был проверен нами на 820 портретах ( 320 женских и 500 мужских ) известнейших мастеров живописи до начала ХХ века. В 65% случаев женские лица представлены левой стороной, а только в 35% - правой; мужчины соответственно – в 55% правой, а левой – в 45%. В качестве ярких иллюстраций можно привести портреты: «Джоконда» и «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи; «Флора» и «Автопортрет с Саскией» Рембрандта; «Портрет молодой женщины» и «Конный портрет Карла V» Тициана; «Голова грации» и «Рождение Венеры» Ботичелли; «Сикстинская Мадонна» Рафаэля ; «Портрет женщины с белокурыми волосами» Рубенса; «Портрет незнакомки» Крамского; «Пряха» и «Кружевница» Тропинина»; «Портрет Папы Инннокентия Х» Веласкеса; «Портрет А.С.Пушкина» Кипренского; «Девочка с персиками» Серова.

    Таким образом, в изобразительном искусстве имеет место проявление асимметрии лица, как отражение природной красоты, нежности и обаяния у женщин, с одной стороны, и внутренней силы, стойкости и мужества у мужчин, с другой.
    МОРЩИНЫ И СКЛАДКИ ЛИЦА
    Приблизительно до 18-летнего возраста кожа лица человека выглядит свежей, гладкой и эластичной. В юношеском возрасте, внешние формы лица изменяются в объемном и в пропорциональном соотношениях, а к 30-35 годам, лицо формируется полностью, то есть в рассвете жизни.

    В период зрелости ( после 40 лет ), отмечается тенденция прибавления веса, даже у худых людей. Несомненно, определенную роль играют биологический тип, состояние здоровья и «modus vivendi», то есть образ жизни человека. Жировая ткань на лице видоизменяет привычный облик. Она распределяется на лице неравномерно, в разных частях лица, проникая в места, в большей степени подверженные растяжению. Первые признаки старения кожи появляются на веках, особенно на верхних. Затем страдают щеки и нижние веки. На границе их соединения образуются, так называемые, «мешки», «молчаливые предатели» – морщины и «печати старости» – складки.

    Ключевым фактором появления морщин и складок, часто преждевременных, может явиться потеря защитных иммунных сил, особенно тех, которые необходимы для борьбы с инфекциями и стрессовыми ситуациями. Истощение барьерных сил организма наступает в результате эндогенных ( внутренних ) и экзогенных ( внешних ) причин. Чрезмерное психическое перенапряжение, болезни, отрицательные и резко положительные эмоции, вызывающие сужение сосудов и нарушение питания тканей и органов, неумеренность в пище и труде, а также неблагоприятные факторы внешней среды – все вместе взятое нарушает последовательность физиологического старения организма, а, следовательно, и к внешним проявлениям этого процесса. Особенное место в пагубном влиянии на организм занимают стрессы, переедание, алкоголь и никотин.

    В период старения происходит физиологическая перестройка организма, затрагивающая и эндокринную систему ( андропауза у мужчин и менопауза у женщин ), что приводит к другим внешним проявлениям: поседению и облысению у мужчин и появлению волос на лице у женщин.

    Кроме того, лицо человека, как составная его часть, подвержено влиянию не только вышеперечисленных факторов, но и, как незащищенная часть тела, воздействию солнечной радиации, ветра, воды и химических реагентов внешней среды. Поэтому на лице относительно рано появляются признаки старения. В одних случаях они носят возрастной характер, в других - наступают в связи с потерей зубов, с травмами и заболеваниями. Кожа теряет эластичность, часть жировой ткани исчезает, остается «пустая» кожа, соответственно увеличивается число морщин и складок.

    Раннее появление морщин на лице объясняется еще и наличием большого количества мимических мышц. Подсчитано, что около 25% всех мышц человека расположены на лице и шее. Волокна мимических мышц вплетаются в кожу и делают ее очень подвижной. Имеет значение, также, и рыхлая структура самой кожи лица.

    Образование морщин происходит в первую очередь на тех участках лица, где непосредственно проходят и сильнее развиты мимические мышцы. Располагаются морщины, как правило, перпендикулярно проекции мышечных волокон, но они могут быть параллельными мышцам и лучевидными. От частого сокращения таких мышц вначале образуются временные складки, а с возрастом в этих же местах прорезаются морщины. К примеру, лобная мышца, начинающаяся от переднего края сухожильного шлема и прикрепляющаяся к коже бровей, смещает вверх кожу лба, образуя ряд горизонтальных складок на лбу, которые впоследствии превращаются в лобные морщины. Порядок и время появления морщин носят более или менее закономерный характер. Только что возникшие морщины, имеют вид тонких, как нити, малозаметных бороздок. С течением времени они углубляются, удлиняются и увеличиваются в количестве.

    У лиц более пожилого возраста, кроме указанных морщин, являющихся как бы основными, и располагающимися перпендикулярно ходу мышечных волокон, имеется еще ряд других, дополнительных морщин, которые располагаются беспорядочно и пересекают ранее возникшие морщины. Такие дополнительные морщины начинают появляться после пятидесяти лет.

    Старение кожи – естественный процесс. Кожа пожилого человека выглядит неодинаково в областях, постоянно подвергающихся атмосферному воздействию и влиянию окружающей среды, и в областях, постоянно закрытых одеждой. «Закрытая» кожа пожилого человека белой расы приобретает очень светлый оттенок – бело-желтоватый, матовый. В какой-то степени это связано и с небольшим числом сосудов, проходящих в глубоких слоях кожи.

    Кожа лица, подвергающаяся воздействию внешних факторов, выглядит более темной, грубой, морщинистой. Число морщин и их глубина могут быть разными, но ширина морщин почти всегда равна их глубине.

    Лобные морщины появляются у мужчин с 18-20 лет, у женщин – с 20-25 лет. Появляющиеся лобные морщины, имеют вид тонких, коротких, продольных бороздок, располагающихся чаще над бровями. Указанный срок появления лобных морщин, у некоторых лиц, может отклоняться на 2-3 года, как в одну, так и в другую сторону, причем, более раннее появление морщин, часто зависит от привычки постоянно морщить лоб. К 35 годам лобные морщины увеличиваются в длине, занимая обычно всю лобную область. К 45 годам они переходят на виски, а в 50 лет часто перекрещиваются с морщинами, идущими от наружных углов глаз ( рис. ). За каждое десятилетие лобные морщины углубляются приблизительно на 0,5 мм., поэтому к 40 годам глубина их может достигать, примерно, 1 мм., к 60 годам – до 2 мм., а к 80 годам – до 3 мм.

    Короткие, с неправильными очертаниями морщинки на лбу, считаются физиогномистами признаком слабого здоровья. Явно выраженная морщина поперек лба -–признак везения. Две или три поперечные морщины и пересекающая их вертикальная – говорят об успехах в будущем, это знак долголетия и славы.

    Одиночная горизонтальная морщина на лбу, указывает на трудолюбие, литературный талант и одиночество, а одиночная зигзагообразная – является неблагоприятным признаком.

    Две горизонтальные линии, пересекающие весь лоб, предвещают власть и относительно высокое положение в обществе.

    Если на лбу не менее трех горизонтальных, глубоких морщин, это признак интеллектуального развития, высокого положения в обществе и власти.


    Рис. 51 Схема основных морщин и складок лица.

    1. Поперечные лобные складки.

    2. Межбровные складки.

    3. Носолобная складка

    4. Подносовая складка.

    5. Подбородочно-губная складка.

    6. Подбородочная складка.

    1. Векоглазничная складка ( верхнее веко ).

    8. Морщина верхнего века.

    9. Глазнично-височные складки.

    10. Складка нижнего века.

    11. Складки перед козелком.

    12. Щечно-глазничная складка.

    13. Носогубная складка.

    14. Щечная дополнительная складка.

    15. Подбородочно-щечная складка.

    16. Подподбородочная складка.

    17. Векоглазничная морщина ( нижнее веко ).

    18. Векоглазничная складка.
    Одиночная, глубокая вертикальная линия, идущая от «дворца жизни» (точка на переносице между бровями ) и иногда доходящая до линии волос (в китайской физиогномике – «висячая игла» ) – неблагоприятный признак для личной жизни, но эта линия указывает на возможность высокого положения в государственных структурах. Ее называют «небесным столпом».

    Межбровные морщины появляются после 50-55 лет, в виде одной, двух или трех морщин, образующих одну или две вертикальные складки. Короткая вертикальная морщина между бровями, указывает на сильную волю и упорство, а глубокая вертикальная складка – на целеустремленность и жесточайшую самодисциплину.

    Складками сосредоточенности, принято считать две складки между бровями, присущими лицам с излишней требовательностью к себе. Множество мелких морщин на переносице, указывают на повышенную ответственность, а множество мелких складок между бровями – признак склонности к перфекционизму.

    Треугольные складки между бровей, называют складками мудреца, а глубокую горизонтальную складку на переносице – складкой психологического истощения, свойственной людям с чрезмерной ответственностью.

    Складками максимального умственного напряжения и концентрации мышления, принято считать диагонально расходящиеся от бровей на лоб морщины.

    Морщины в области глаз появляются в виде «гусиных лапок» в углах глаз к 25 годам, а к 35 годам, особенно при улыбке и смехе, они веером расходятся к вискам. К этому времени начинают появляться вначале нежные продольные морщины на верхних и нижних веках, а также под глазами, к 30 годам, у мужчин и к 35 годам у женщин.

    В связи с тем, что кожа век тонкая и бедна подкожной клетчаткой, она быстро становится дряблой, и к 45 годам складка верхнего века у наружного края глаза, начинает спускаться книзу, а после 55 лет начинают постепенно образовываться, так называемые «мешки» под глазами, даже при здоровых почках.

    Морщины у внешних углов глаз – признак тяжелого труда в течение всей жизни, и, одновременно, указывают на сложности в романтических связях и повышенную сексуальность. Одновременно с этими признаками, они считаются складками широкого кругозора.

    Носогубные складки, как анатомические образования, из-за своей разглаженности по ширине, начинают проявляться к 25-35 годам, в виде неглубокой морщинки, углубляющейся за десятилетие до 2 мм., но их глубина во многом зависит от строения мягких тканей этой области. Глубокие складки, идущие от крыльев носа к губам, это признак долгой жизни и больших успехов, особенно после 50 лет. Одновременно, эти складки служат печатью пережитых эмоциональных разочарований. Четыре морщины, расположенные по две с каждой стороны углов рта, называют «впадинами». Если они короткие, неглубокие и изогнутые – это неблагоприятный признак, а если они глубокие, прямые и длинные, доходящие до подбородка, то служат благоприятным признаком, и означают реальный авторитет и власть их обладателя.

    О тяжелой, пережитой эмоциональной боли, свидетельствуют складки, идущие от углов рта к подбородку, их еще называют « складками скорби».

    Вертикальные морщинки над верхней губой, указывают на тяжелые жизненные обстоятельства, силу характера и большой запас жизненной энергии.

    Углубления в уголках рта означают пережитую психическую травму, замкнутость, и именуются «складками тайны».

    Щечные морщины образуются далеко не у всех людей, особенно редко у женщин ( до 2% ). Появляются они чаще на худых мужских лицах, с 30 лет, в виде одиночной складки или продольной ямки. Они могут быть самостоятельными, начинаться от области глаз или от крыльев носа. Если щечные морщины относительно прямые, плавные и длинные, то это служит благоприятным признаком, как и большое число складок на лице, и редко предвещают зло. Неблагоприятный знак несут щечные линии, идущие от нижних век ко рту, или заходящие в уголки рта, в китайской мифологии – «летящая змея входит в рот».

    Складкой принужденной, неестественной улыбки, лишенной эмоциональной поддержки, считается горизонтальная складка над верхней губой. Балагура выдает непрерывная складка, поднимающаяся из-под подбородка на щеки.

    Складками весельчака называют морщинки на боковой поверхности носа, особенно рельефно выступающие при улыбке и смехе и выдающие любителя злых шуток, игривости и лукавства.

    Человека с низкой самооценкой, но желающего внимания и похвал, выдает «складка желанности», в виде дугообразной складки на подбородке.

    Вертикальная складка на мочке уха, свидетельствует о проблемах с сердцем, о чрезмерной требовательности к себе и повышенной работоспособности, в ущерб собственному здоровью.

    Шейные морщины сначала появляются позади ушных раковин, причем, у мужчин с 25 лет, у женщин – несколько позже. С течением времени, эти морщины спускаются вниз на шею, кпереди. У женщин, на передней поверхности шеи, они появляются в виде циркулярных морщин. На задней поверхности шеи, морщины появляются гораздо позже: у мужчин после 45 лет, а у женщин – после 50.

    Более раннему образованию морщин на шее спереди, способствует привычка постоянно держать голову опущенной вниз или спать на высокой подушке; а более раннему развитию морщин на задней поверхности шеи, способствует привычка спать на низкой подушке с запрокинутой головой.

    Вышеуказанные сроки появления морщин, являются среднестатистическими, а в 25-30% случаев, они могут появляться на пять лет раньше или позже, в зависимости от воздействующих причинных факторов. Таких факторов несколько. Во-первых, большое значение имеют наследственность и характер строения и развития лица. Во-вторых, своеобразные и другие привычки, производить различные мимические движения. К примеру, привычка у близоруких людей прищуриваться. В-третьих, значительное влияние оказывают климатические и природные условия проживания, а также характер работы: в помещении или на открытом солнце и воздухе. В-четвертых, свой отпечаток на лице оставляют хронические болезни, чаще с поражением нервной, эндокринной пищеварительной систем. В-пятых, ускоренное образование морщин, отмечается у лиц, занимающихся тяжелой физической работой. В-шестых, кроме длительно действующих причин и условий, имеют значение и многие повторяющиеся временные факторы: стрессы, усталость, голод.
    ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ БОЛЕЗНЕННЫХ СОСТОЯНИЙ, ОТРАЖАЮЩИХСЯ НА ЛИЦЕ
    Изучая скульптурные и живописные портреты или натуральные лица людей, можно выделить множество отличительных черт, определяющих индивидуальность облика, с одной стороны, и состояние человека ( живого или портретного ) – с другой. Именно голова и, соответственно, лицо являются частью тела, в большей степени персонифицирующей индивидуума. По внешнему виду лица можно в общих чертах определить его физическое и психическое состояние. Для этого достаточно вспомнить выражение лиц в состоянии предсмертной агонии в религиозных ( «Распятие Христа», «Св.Себастьян», «Положение в гроб» ), мифологических ( «Лаокоон» ) или исторических сюжетах ( «Иван Грозный убивает своего сына» ).

    Лицо больного человека, вне зависимости от возраста приобретает определенное состояние и выражение боли, депрессии, возбуждения, страха и т.д.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта