Практикум 11 класс Пособие для общеобразовательных Учреждений. Профильный уровень Под редакцией Л. Н. Боголюбова
Скачать 1.04 Mb.
|
2. Социальные институты(к § 2 «Социальные институты») 1. Текст. Фрагмент рассуждений немецкого экономиста, историка и социолога Макса Вебера (1864—1920) о сущности социальных институтов. Существует ряд очень важных форм общественного объединения, где общественное поведение... в значительной степени рационально упорядочено в своих средствах и целях принятыми установлениями, следовательно, «обобществлено», но внутри этих обобществлений едва ли не в качестве основной предпосылки их существования действует следующий принцип: как правило, отдельный индивид оказывается участником в общественных действиях и, следовательно, одним из тех, на кого распространяются ожидания, что его поведение будет ориентировано на упомянутые установления, — без своего содействия этому. ...при наличии известных объективных данных, присущих определенному лицу, от него ожидают участия в общностных действиях, в частности ориентации его действий на установленный порядок, причем в среднем эти ожидания оправданны, поскольку упомянутые индивиды эмпирически считаются «обязанными» участвовать в общностных действиях, конститутивных для данного сообщества, и поскольку существует шанс на то, что, если они не захотят участвовать, их заставит повиноваться (пусть даже посредством мягких мер воздействия) «аппарат принуждения». Объективные данные, с которыми эти ожидания связаны, в особо важном случае, в случае политической общности, — прежде всего происхождение, родственные связи, а иногда даже просто пребывание или определенная деятельность в определенной области. Обычно вступление индивида в сообщество такого рода предопределено его рождением и воспитанием. Такого рода сообщества характеризуются, во-первых, тем, что в отличие от «целевого союза» добровольное вступление заменено в них зачислением на основании чисто объективных данных, независимо от желания зачисляемых лиц; во-вторых, тем, что в отличие от сообществ, основанных на согласии, преднамеренно отказывающихся от рационального порядка, следовательно, в этом отношении аморфных образований, здесь одним из определяющих поведение факторов служит наличие рациональных установлений и аппарата принуждения. Такие сообщества мы будем называть «институтами». Не каждое сообщество, к участию в котором индивид предопределен рождением и воспитанием, является «институтом»; таковым не является, например, языковое или семейное сообщество, поскольку оба они лишены рациональных установлений. Однако им, безусловно, является та структура политического сообщества, которую мы называем «государством», или та структура религиозного сообщества, которую в строгом техническом смысле принято определять как «церковь». Вебер М. Избр. произв. / М. Вебер. — М., 1990. — С. 536—537. Вопросы и задания.
2. Верно ли характеризует социальный институт каждое из приведенных ниже суждений?
3. Приведем американский вариант социальной стратификации. Группа высшего статуса (высший высший класс) Главные управляющие общенациональных корпораций, совладельцы престижных юридических фирм, высшие военные 10 чины, федеральные судьи, архиепископы, биржевики, медицинские светила, крупные архитекторы. Группа второго статуса (высший класс) Главный управляющий средней фирмой, инженер-механик, газетный издатель, врач с частной практикой, практикующий юрист, преподаватель колледжа. Группа третьего статуса (высший средний класс) Банковский кассир, преподаватель муниципального колледжа, управляющий среднего звена, учитель средней школы. Группа четвертого статуса (средний средний класс) Банковский служащий, дантист, учитель начальной школы, начальник смены на предприятии, служащий страховой компании, управляющий универсама, квалифицированный плотник. Группа пятого статуса (низший средний класс) Автомеханик, парикмахер, бармен, продавец бакалеи, квалифицированный рабочий физического труда, служащий гостиницы, работник почты, полицейский, водитель грузовика. Группа шестого статуса (средний низший класс) Водитель такси, среднеквалифицированный рабочий, бензозаправщик, официантка, швейцар. Группа седьмого статуса (низший низший класс) Посудомойка, домашняя прислуга, садовник, привратник, шахтер, дворник, мусорщик. Определите, какие критерии положены в основу данной стратификации. Оцените с этих позиций статус наиболее известных вам профессий в стратификации современного российского общества. Какие расхождения вы заметили? Объясните, в чем причины этих расхождений. 4. 4.1. Существует определенный набор критериев (признаков), по которым осуществляется социальная стратификация. Сначала выделяли три таких критерия: уровень дохода; политический статус; профессиональные роли. Затем стали выделять еще три критерия: качественные характеристики, присущие людям от рождения; ролевые характеристики; «характеристики обладания» (наличие собственности, материальных и духовных ценностей, привилегий и т. д.). Назовите социальные группы, которые могут быть выделены на основе каждого из приведенных выше критериев. 4.2. Социальная стратификация проявляется в трех измерениях: экономическом (классовом), измерении престижа (статусном), кратическом (властном). Эти измерения обычно взаимосвязаны и подпитывают друг друга, но не всегда прямо совпадают. Приведите примеры, иллюстрирующие каждую из названных ситуаций (совпадения и несовпадения). 4.3. Проанализируйте следующую ситуацию: жили два зажиточных крестьянина. Один крестьянин собрал хороший урожай пшеницы и получил возможность расширить свое хозяйство. В то же время у другого крестьянина погибла от болезни половина стада, и он понес большие убытки. В результате их материальное положение оказалось различным. Предположите, к каким социальным последствиям могут привести описанные события. 4.4. Социальный слой служащих в статусном отношении обычно считается более высоким, чем рабочих. Известно, что среди рабочих женщин значительно меньше, чем среди служащих. Можно ли на основе этого сделать вывод, что у женщин больше шансов подняться по социальной лестнице, чем у мужчин, и что им чаще удается это сделать? Свое мнение аргументируйте. 4.5. На улицах города, в общественном транспорте молено встретить людей, просящих подаяние. Благополучные граждане неоднозначно реагируют на таких людей: кто-то подает, кто-то проходит мимо... Один известный артист так прокомментировал свою позицию по отношению к таким людям: «Бог им не дает, как же я могу им дать». Можно ли расценивать его слова как оправдание социального и имущественного неравенства? Свой ответ обоснуйте. 4.6. Во время дискуссии на тему «Средний класс современной России» были высказаны три точки зрения.
5.
6. Проведите небольшое социологическое исследование по теме «Социальная мобильность». Побеседуйте с пятью работающими родственниками (друзьями, соседями и т. п.). Задайте им следующие вопросы: 1) Каково их занятие (профессия)? 2) Если они уже меняли свое занятие (профессию), то что послужило причиной этих изменений? 3) Каково нынешнее занятие их отца/матери? 4) Каким было первое после окончания школы занятие их отца/матери? 5) Если занятие отца/матери изменилось, то что послужило причиной этих изменений? Полученную информацию занесите в таблицу и сделайте (на примере этих семей) выводы о: а) направлениях межпоколенной и внутрипоколенной мобильности; действующих «социальных лифтах»; б) зависимости выбора профессий детьми от социального статуса и деятельности родителей.
7. 7.1. Социальная инфраструктура: понятие и структура. 7.2. Особенности социальных институтов как сложных социальных образований. 7.3. Характеристика основных социальных институтов современного российского общества. 7.4. Образование как социальный институт. 7.5. Современные формы социального неравенства. 8. 8.1. «Неравенство — реальная жизнь; неравноправие — насилие над жизнью» (Шевелев И. Н., современный афо-рист). 8.2. «Образование дает юношам благоразумие, старикам — утешение, беднякам — богатство, богатым — украшение» (Диоген (412—323 гг. до н. э.), греческий философ). 8.3. «В государстве должно быть достаточно пищи и достаточно оружия, и тогда народ будет доверять правителю» (Конфуций (551—479 гг. до н. э.), древнекитайский философ). 9. 9.1. Каждый социальный институт характеризуется наличием своих признаков, в том числе общих для всех институтов. Один из них — установки и образцы поведения. Назовите установки и образцы поведения в институте семьи. Опираясь на полученные знания и личный социальный опыт, проиллюстрируйте их действие соответствующими примерами. 9.2. К каким стратам вы отнесете себя и членов своей семьи? |