Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопросы и задания.

  • Практикум 11 класс Пособие для общеобразовательных Учреждений. Профильный уровень Под редакцией Л. Н. Боголюбова


    Скачать 1.04 Mb.
    НазваниеПрактикум 11 класс Пособие для общеобразовательных Учреждений. Профильный уровень Под редакцией Л. Н. Боголюбова
    Дата02.02.2018
    Размер1.04 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаObschestvoznanie_Praktikum_11_klass.docx
    ТипПрактикум
    #35699
    страница6 из 41
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41

    5. Социальные ценности и нормы


    (к § 5 «Социальные ценности и нормы»)

    1.

    Текст. Современный российский философ Л. Н. Столович об общечеловеческих ценностях.

    Совместимо ли бытие общечеловеческих ценностей с национальноэтнической, социально-классовой, религиозно-конфессиональной раздробленностью человеческого общества? Может ли вообще идти речь об общечеловеческих ценностях, если люди, принадлежащие к различным социально и исторически сложившимся общностям, вкладывают различное содержание в ценностные понятия «честь», «долг», «добро», «прекрасное», «священное» и т. п.? Однако достойно внимания то, что сами эти понятия при всем различии их содержания обозначаются одними и теми лее словами, разными в разных национальных языках, но легко переводимыми с одного языка на другой. Это важное свидетельство того, что сама структура ценностного сознания однотипна у всех людей. Конечно, у аристократа, у бизнесмена, у рабочего имеется свое представление, например, о чести, но эти различные, а порой и противоположные представления выражаются одним и тем же словом — «честь». Следовательно, ценностные понятия и категории, помимо содержательной стороны, обладают определенным общим формальным значением. Оно заключается в том, что эти понятия и категории описывают определенные структурные отношения между индивидом и социальной общностью, к которой он принадлежит, вне зависимости от того, какая это общность. С этой точки зрения понятие «честь» характеризует отношение той или другой общности людей к индивиду и последнего к самому себе как носителю определенных качеств, считающихся в данной общности наиболее достойными. <...> Честь является ценностью для общности, так как укрепляет эту общность как систему. Напротив, предательство выступает как антиценность, ибо оно вероломно покушается на целость и единство системы любой общности людей. <...> Немало примеров, когда следование принципам чести, безупречное исполнение долга, мужество, храбрость вызывали уважение даже у противников. С другой стороны, по словам Тацита, «предателей презирают даже те, кто пользуется их услугами». <...> Общечеловеческая ценность «золотого правила нравственности» («Не делай другому того, чего не желаешь себе»), как и библейских заповедей, в том и состоит, что они представляют собой условие благополучного существования любой общности людей при всей неизбежной исто-

    ричности их формулировок. Заповедь «Не убивай» исходит из осознания ценности жизни как таковой. Общечеловеческая ценность этой заповеди не колеблется оттого, что ее очень часто нарушали. Наоборот, ее нарушение, которое в конечном счете оборачивается многообразными бедствиями для людей, доказывает ценность этой заповеди. <...> Культивирование общечеловеческих ценностей в каждой национальной группе ведет к их сближению, подобно тому, как в обществе действительно интеллигентных и культурных людей нет остроты проблемы национальных отношений, ибо интеллигентность и культурность предполагают преданность высшим интеллектуальным, нравственным и эстетическим ценностям человечества. Рост интегративных процессов в современном мире и на региональном уровне, и во всемирном масштабе связан с жизненной необходимостью решения проблем экологии и мирного сосуществования. Стратегии развития современного человечества могут быть разными, и между ними необходим диалог для выработки оптимальных решений. Вместе с тем принцип приоритета общечеловеческих ценностей — не просто благое пожелание и красивая фраза. Это закон общечеловеческих ценностей, без существования которого человечество прекратит существование.

    Столович Л. Н. Об общечеловеческих ценностях / Л. Н. Столович // Вопросы философии. — 2004. — № 7. — С. 86—96.

    Вопросы и задания. 1) Текст начинается с вопроса, который задает автор: «Совместимо ли бытие общечеловеческих ценностей с национальноэтнической, социально-классовой, религиозно-конфессиональной раздробленностью человеческого общества?» Как отвечает на этот вопрос автор? 2) Сформулируйте две основные идеи текста. 3) Автор пишет: «...у аристократа, у бизнесмена, у рабочего имеется свое представление о чести». А далее он утверждает, что «ценностные понятия и категории, помимо содержательной стороны, обладают определенным общим формальным значением». Как вы понимаете это утверждение? Поясните на двух примерах понимание чести, например, у средневекового рыцаря и крестьянина. Что означает понятие «формальное общее значение»? 4) Сформулируйте вывод, который делает автор, опираясь на то, что ценностные понятия у разных народов, классов, социальных слоев, групп и т. п. могут иметь или имеют общее формальное значение. 5) Какое значение вкладывает автор в понятие «культурность»? 6) Какую роль в жизни человеческого общества может сыграть культивирование общечеловеческих ценностей? 7) Докажите, что культивирование общечеловеческих ценностей является для современного мира важнейшей задачей.

    2.

    2.1. В понимании одних людей человек — это безусловная ценность, в понимании других — ничтожество. Сопоставьте три точки зрения на человека.

    • 1. «Поистине человек — это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять его в себя и не стать нечистым» (Ф. Ницше).

    • 2. «Все прекрасное на земле — от солнца, и все хорошее — от человека» (М. М. Пришвин).



    • 3. Мы источник веселья — и скорби рудник, Мы вместилище скверны — и чистый родник.

    Человек, словно в зеркале мир — многолик.

    Он ничтожен — и он же безмерно велик!

    (Омар Хайям)

    С какой из приведенных точек зрения вы согласны? Дайте аргументированный ответ.

    2.2. Проанализируйте приведенные ниже точки зрения.



    • 1. «Новый человек осознанно служит обществу, испытывая при этом глубоко личное чувство ответственности. Он не является ни личностью, для которой приоритетны ее «собственные права», ни воплощением класса; но лишь воплощением своего народа. Он живет не для себя; он существует как неотъемлемая составная часть живого целого. На этой основе он восстанавливает гармоническую тотальность западной культуры, живую гармонию тела, разума и души».



    Что является ценностью для автора — человек или коллектив? Приведите фрагменты текста, подтверждающие ваш вывод.



    • 2. «Человеческая личность обладает правами благодаря уже тому факту, что является личностью, чем-то цельным, распоряжается сама собой и отвечает за свои поступки, а потому является не средством к осуществлению цели, но самой целью, которую и следует рассматривать как таковую. Что же касается достоинства человеческой личности, то это выражение остается пустым звуком, если не имеется в виду, что согласно естественному праву, человеческая личность имеет право на уважение к ней, она — правовой субъект, обладатель прав. Все эти привилегии должны быть признаны за человеком только потому, что он человек».

    Что является ценностью для автора этого текста: человек или коллектив? Приведите фрагменты текста, подтверждающие ваш вывод.

    На каких идеологических позициях стоят авторы приведенных высказываний? По каким критериям вы определили идеологические позиции автора? Один из авторов утверждает, что, живя не для себя, а для народа, человек создает «живую гармонию тела, разума и души». Как вы считаете, в каком случае может быть создана «живая гармония тела, разума и души»: если в основе государственной идеологии будут лежать мысли первого или второго автора?

    3.

    Как вы знаете из учебников обществознания, истории, произведений литературы, во все века свобода выступала в качестве одной из самых главных личностных и общечеловеческих ценностей. Российские социологи в течение 12 лет

    24

    проводили социологические опросы населения с целью изучения отношения российских граждан к свободе. В ходе исследования людям задавался один и тот же вопрос: «Что бы вы предпочли: государство, обеспечивающее свободу личности, что может приводить к уменьшению безопасности, или государство, которое обеспечивает больше безопасности, но ограничивает свободу личности?» (Результаты ответов россиян даны в таблице в % к опрошенным по годам.)



    Ценности

    1990

    1994

    1998

    2002

    Свобода личности

    47,2

    47,4

    19,6

    20,1

    Личная безопасность

    16,9

    30,5

    50,7

    55,5



    Постройте график изменения отношения российских граждан к свободе. Раскройте причины изменения этого отношения. Сделайте вывод о связи социальных условий жизни людей и их представления о ценностях.

    4.

    4.1. Сопоставьте социальные нормы.

    Социальные нормы

    Различия

    Общее

    Религиозные нормы








    Нормы морали



    Правовые нормы





    Опираясь на свой жизненный опыт, известные вам сведения из курса обществознания и данные составленной вами таблицы, сделайте аргументированный вывод о том, какие социальные нормы являются наиболее сильным общественным регулятором.

    4.2. В одном из сел небольшого государства М. сложилась крайне напряженная ситуация, грозящая превратиться в настоящее столкновение. Причиной напряженности стала свадьба двух молодых людей, сыгранная родителями жениха, несмотря на несогласие родителей невесты. Часть жителей села поддержала одну сторону, а часть — другую. После сыгранной свадьбы противостоящие стороны стали вредить друг другу. Назовите коренную причину, приведшую к напряженности в селе. Назовите ценности, которые могут стать основой для урегулирования отношений между жителями села. Представьте, что вы третейский судья и к вам обратились жители села с просьбой стать посредником в примирении. Сформулируйте три тезиса, которые, с вашей точки зрения, помогут преодолеть разногласия.

    4.3. В аксиологии, науке о ценностях, утверждается, что честь является ценностью для любой человеческой общности, так как укрепляет эту общность. Подтвердите примерами верность данного утверждения.

    4.4. Римскому историку Тациту (около 38 — около 117 гг. н. э.) принадлежит афоризм: «Достойная смерть лучше постыдной жизни». Можно ли данный афоризм признать в качестве общечеловеческой ценности? Опираясь на известные вам сведения из курса обществознания, исторические знания, а также на реалии современной социальной действительности, докажите или опровергните афоризм Тацита.

    5.

    В наше время, как и в прошлые века, существует немало различных точек зрения на проблемы социальных ценностей и социальных норм. Выскажите свою позицию по поводу некоторых мнений.

    5.1. Труд не может быть ценностью, поскольку он является необходимым условием выживания?

    5.2. Все люди разные, и у них разное представление о жизни, поэтому понятие «социальные ценности» — мифическое?

    5.3. Западные ценности неприемлемы на российской почве?

    5.4. Нравственный человек всегда терпит поражение в борьбе с человеком безнравственным?

    5.5. Чтобы человечеству двинуться вперед в нравственном развитии, в первую очередь следует признать равенство прав всех человеческих существ?

    6.

    Проведите социологическое исследование: «Молодежь середины XX — начала XXI в.: ценностные приоритеты».

    7.

    Культура как необходимое условие выживания и развития человеческой цивилизации.

    8.

    8.1. «Человек превратился в сверхчеловека... Но сверхчеловек, наделенный сверхчеловеческой силой, еще не поднялся до уровня сверхчеловеческого разума. Чем больше растет его мощь, тем беднее он становится...» (Альберт Швейцер).

    8.2. «Наша совесть должна пробудиться от сознания того, что чем больше мы превращаемся в сверхлюдей, тем бесчеловечнее мы становимся»

    (Альберт Швейцер).
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41


    написать администратору сайта