История Практикум 2014. Практикум для студентов дневного отделения Екатеринбург 2014 Предисловие
Скачать 0.51 Mb.
|
Тема 1. Становление русской государственности (IX–XIV вв.) Вариант 1 1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы. Из этого значения князя уяснится нам круг его власти, его отношения к призвавшим племенам. Князь должен был княжить и владеть по буквальному смыслу летописи; он думал и гадал о своем владении, как старшина о своем роде, думал о строе земском, о ратях, об уставе земском; вождь на войне, он был судьею во время мира; он наказывал преступников; его двор – место суда, его слуги – исполнители судебных приговоров; всякая перемена, всякий новый устав проистекал от него. Вопросы 1) Назовите функции князей в восточнославянском обществе. 2) Чем объясняется множественность функций княжеской власти? 3) Почему властные полномочия князя превосходили властные полномочия родовых старейшин? 2. Найдите 3 ошибки в историческом тексте. В социальной структуре древнерусского общества верхнюю ступень занимали князья Рюриковичи. Вся русская земля являлась их родовой вотчиной. Следом стояла младшая дружина – бояре. Затем шла старшая дружина. Основная масса сельского населения называлась «смерды». Среди них: свободные дружинники, ремесленники, купцы. Была особая категория населения, зависимого от князя – люди. Во второй половине XI в. появились закупы (люди, попавшие в зависимость от феодала за долги). Низшую ступень занимали рабы – «холопы», «челядь». 3. К какому историческому деятелю относится данный фрагмент? Этот шестидесятилетний князь, внук византийского императора Константина, пользовался заслуженной популярностью на Руси. Вдохновитель и руководитель многих походов против половцев, человек, который на княжеских съездах настойчиво выступал против усобиц, образованный, литературно одаренный, он был именно той личностью, которая могла уменьшить недовольство низов. Став князем, он облегчил положение закупов, дал им право уходить от своего господина, чтобы заработать денег и вернуть «купу», ввел ответственность за обращение закупа в полного холопа, запретил превращать свободных в холопы за долги. Вариант 2 1. Прочитайте отрывок исторического текста и ответьте на вопросы. «Русь истощалась в средствах борьбы с варварами. Никакими мерами и договорами нельзя было сдержать их хищничества, бывшего их привычным промыслом. Мономах заключил с ними 19 миров, передал им множество платья и скота – и все напрасно. С той же целью князья женились на ханских дочерях; но тесть по-прежнему грабил область своего русского зятя без всякого внимания к свойству. Русь окапывала свои степные границы валами, отгораживала цепью острожков и военных поселений, предпринимала походы в самые степи…» Вопросы 1) О каких варварах идет речь? 2) На каком съезде русских князей обсуждался вопрос о том, как сохранить единство Руси и объединить ее для борьбы с воинственными соседями? 3) Когда были совершены удачные совместные походы русских князей в степь, позволившие на время сдержать набеги воинственных соседей? 2.Найдите 3 ошибки в историческом тексте. Становление и развитие государства сопровождалось созданием единой правовой системы. В первой половине XI в. в княжение Владимира Мономаха утверждается законодательный кодекс «Русская правда» (расширенный в начале XII в.). Законы закрепляли новые формы феодальных отношений – возникновение дворянского землевладения, категории лично зависимого от феодалов населения, соотношения прав различных социальных групп. При этом жизнь и имущество простых людей были защищены законами особенно тщательно. Причем собственность в древнерусском государстве ценилась значительно выше, чем жизнь человека.
Этот политический деятель - сын Владимира Мономаха - являлся князем суздальским и великим князем киевским. Боролся за Переяславль-Южный и Киев. При нем впервые упомянута в летописи Москва. Вариант 3
«Монгольское иго являлось лучшим уделом для Руси, ибо спасало от ига немецкого. Оно не столь болезненно затронуло самобытность народа, как это произошло бы при более культурных немецких захватчиках» (Л.Н. Гумилев). «Ни к чему, полагаем, отыскивать положительные стороны… ига по сравнению с абстрактным, не существовавшим и неосуществимым тогда игом немецким. Прежде всего потому, что результат прихода Батыя прост и страшен: население, уменьшившееся в несколько раз, разорение, угнетение, унижение, упадок как княжеской власти, так и ростков свободы… Великое и страшное нашествие на четверть тысячелетия отрезало Россию от европейских связей, европейского развития» (Н.Я Эйдельман.) Вопросы
«… В лето 862. Раздрашася племена славянские, что в Нове городе да по Волхву сели. Поднялись северяне на словен, чудь на ятвягов, поляне с вятичей дань запросили. Не стало мира. Сказал тогда новгородский старшина Гостомысл: «Пойдем за море к варягам просить их княжить и владеть нами, коли сами не умеем». И пришли по их зову в Русскую землю три брата – Рюрик, Синеус и Трувор. И возрадовались тогда люди, потому что целовали варяги крест и клялись в Софии Новгородской править справедливо и дань брать небольшую. В лето 882. Умер Рюрик. Княжить в Новгороде стал Олег. Задумал Олег взять и Киевскую землю себе. Олег с отроками в Киев проник и князей киевских Аскольда и Дира побил. Плакал народ киевский, клял окаянного Олега и нарек агнцев невинно убиенных святыми».
Он являлся князем смоленским, черниговским, переяславским, великим князем киевским. Матерью его была дочь византийского императора. Князь постоянно боролся против феодальных междоусобий. Продолжил начатую ранее кодификацию законов. Призывал своих сыновей крепить единство Руси. Тема 2. Возникновение российского государства (XIV–XVI вв.) Вариант 1 1. Прочитайте фрагменты исторических текстов и ответьте на вопросы О деятельности великого князя Ивана Даниловича Калиты давно идут споры между историками. В.О. Ключевский: «Никто из князей чаще Калиты не ездил на поклон к хану, и там он всегда был желанным гостем, потому что приезжал туда не с пустыми руками. В Орде привыкли уже думать, что, когда приедет московский князь, будет «много злата и сребра» и у великого хана-царя, и у его ханш, и у всех именитых мурз Золотой Орды… Московский удельный владелец, став великим князем, первый начал выводить русское население из того уныния и оцепенения, в какое повергли его внешние несчастия. Образцовый устроитель своего удела, умевший водворить в нем общественную безопасность и тишину, московский князь, получив звание великого, дал почувствовать выгоды своей политики и другим частям Северо-Восточной Руси». С.Ф. Платонов: «Сел он на великом княжении – и, по словам летописца, «бысть оттоле тишина велика по всей русской земле на сорок лет и престаше татарове воевати русскую землю». Именно этому князю приписывается важная заслуга, что он исхлопотал себе разрешение доставлять «выход» в Орду своими средствами, без участия татарских сборщиков дани». И.Н. Ионов: «Иван Калита был первым среди русских князей XIV в., кто открыто стал на службу хану, взяв на себя не только сбор денег с покоренного русского населения, но и осуществление карательных мер против него в случае антиордынских восстаний, как это было в Твери в 1327 г. Эту обязанность московские князья выполняли из поколения в поколение. В результате князь Иван Данилович стал великим князем Владимирским, сумел превратить Московское княжество в одно из самых богатых на Руси (Калита – значит «денежный мешок»), заручился постоянной поддержкой монголо-татар, которую он использовал для присоединения других земель». Вопросы
2. Найдите ошибку в приведенном ниже отрывке из Судебника великого князя Ивана III (1497 г.): «55. А крестьянам отказываться [т.е.уходить] из волости, их села в село, один срок в году, за неделю до Рождества Христова и неделя после Рождества Христова. Дворы пожилые [т.е. пожилое – плату помещику за пользование двором] платят в полех [т.е. в безлесной местности] за двор рубль, а в лесах [т.е. в лесистой местности] полтина. А который крестьянин поживет за кем год да пойдет прочь, и он платит четверть двора; а два года поживет да пойдет прочь, и он полдвора платит; а три года поживет, а пойдет прочь, и он платит три четверти двора; а четыре года поживет, и он весь двор платит». 3. Проанализируйте текст* и определите, о каком историческом деятеле идет в нем речь. «В 1389 г. умер великий князь Московский ________, еще только 39 лет от рождения. Дед, дядя и отец ________ в тишине приготовили богатые средства к борьбе открытой, решительной. Заслуга ________ состояла в том, что он умел воспользоваться этими средствами, умел развернуть приготовленные силы и дать им вовремя надлежащее употребление. Лучшим доказательством особенно важного значения, придаваемого деятельности _________ современниками, служит существование особого сказания о подвигах этого князя, особого, украшено написанного жития его. Наружность ________ описывается таким образом: «Бяше крепок и мужествен, и телом велик, и широк, и плечист, и чреват вельми, и тяжек собою зело, брадою ж и власы черн, взором же дивен зело». Важные следствия деятельности ________ обнаруживаются в его духовном завещании, в нем встречаем неслыханное прежде распоряжение: московский князь благословляет старшего сына своего Василия великим княжением Владимирским, которое зовет своею отчиною. Он уже не боится соперников для своего сына ни из Твери, ни из Суздаля. Кроме Василия у _________ оставалось еще пять сыновей: Юрий, Андрей, Петр, Иван и Константин. Завещатель выражает надежду, что сыновья его перестанут давать выход в Орду». * Из книги С.М. Соловьева «История России с древнейших времен» (Соч. в 13 кн. Кн. 2. Т. 3. М., 1983). Вариант 2
Историки по-разному оценивают личность и деятельность Ивана III. Н.М. Карамзин ставит Ивана III очень высоко. По его мнению, это деятель не только русской, но и всемирной истории. Не обладая привлекательными свойствами Мономаха или Дмитрия Донского, он «стоит, как государь, на высшей ступени величия». Его осторожность не может не пленить нас, иногда она кажется даже боязливостью и нерешительностью (поведение на реке Угре, в виду полчищ хана Ахмата), но она подсказана благоразумием, благодаря ей «творение» Ивана приобрело надлежащую прочность, устойчивость и пережило его самого. Иван III оставил после себя «государство, удивительное пространством, сильное народами, еще сильнейшее духом правления». Он создал нынешнюю Россию. С.М. Соловьев: «Счастливый потомок целого ряда умных, трудолюбивых, бережливых предков, Иоанн III вступил на Московский престол, когда дело собирания Северо-Восточной Руси могло почитаться уже оконченным, старое здание было совершенно расшатано в своих основаниях, и нужен был последний, уже легкий удар, чтобы дорушить его. Пользуясь полученными от предков средствами, счастливым положением своим относительно соседних государств, он доканчивает старое и вместе с тем необходимо начинает новое. Это новое не есть следствие его одной деятельности; но Иоанну III принадлежит почетное место среди собирателей Русской земли, среди образователей Московского государства; Иоанну III принадлежит честь за то, что он умел пользоваться своими средствами и счастливыми обстоятельствами, в которых находился во все продолжение жизни. При пользовании своими средствами и своим положением Иоанн явился истым потомком Всеволода III и Калиты, истым князем северной Руси: расчетливость, медлительность, осторожность, сильное отвращение от мер решительных, которыми было можно много выиграть, но и потерять, и при этом стойкость в доведении до конца раз начатого, хладнокровие – вот отличительные черты деятельности Иоанна III». Н.И. Костомаров: «Это был человек крутого нрава, холодный, рассудительный, с черствым сердцем, властолюбивый, неуклонный в преследовании избранной цели, скрытный, чрезвычайно осторожный; во всех его действиях видна постепенность, даже медлительность; он не отличался ни отвагой, ни храбростью, зато умел превосходно пользоваться обстоятельствами; он никогда не увлекался, зато поступал решительно, когда видел, что дело созрело до того, что успех несомненен. Забирание земель и, возможно, прочное присоединение их к Московскому государству было заветной целью его политической деятельности; следуя в этом деле за своими прародителями, он превзошел всех их и оставил пример подражания потомкам на долгие времена». Д.И. Иловайский: «Иван III представляется нам основателем того истинно государственного строя, которому отныне подчинилась вся Русская земля и которым она обязана своим последующим величием. Суровый, деспотичный, крайне осторожный и вообще мало привлекательный характер этого первого московского царя, сложившийся еще под тяжелым впечатлением потерявших смысл княжеских междоусобиц и постыдного варварского ига, не может умалить его необычайный государственный ум и великие заслуги в глазах историка. И если от Владимира Святого до Петра I кто из русских государей достоин наименования Великого, то это именно Иван III». Вопросы
2. Найдите ошибку в приведенном ниже отрывке из сочинения тверского купца Афанасия Никитина: «Написал я грешное свое хождение за четыре моря: первое море Дербентское – море Хвалынское, второе море Индийское – море Индостанское, третье море Черное – море Стамбульское, а четвертое море Северное – море Свейское. Пошел я от святого Спаса златоверхого, с его милостью, от великого князя Михаила Борисовича и от владыки Геннадия тверских на низ, Волгою…» 3. Проанализируйте текст и определите, каким историческим деятелем Русского государства составлен приведенный ниже документ: «Во имя отца и сына и святого духа. Я, грешный, ничтожный раб божий Иван, пишу духовную грамоту, идя в Орду. … На случай, если Бог что решит о моей жизни, даю завещание сыновьям моим и княгине моей. Завещаю сыновьям своим отчину свою Москву, а раздел учинил им такой. Дал я сыну старшему Семену: Можайск со всеми волостями, Коломну со всеми волостями, Городенку, Мезыню и Середокоротну… Даю сыну моему Ивану: Звенигород, Кремичну, Рузу, Фоминское, Суходол… Я дал сыну моему Андрею: Лопасню, Северскую, Нарунижское, Серпухов… А княгине моей с меньшими детьми даю: Сурожик, Мушкину гору, Радонежское, Ворю, Черноголовль… Кроме московских сел, даю сыну моему Семену села свои купленные в Новгороде, а другое во Владимире. А села, что я половину купил, а половину выменял у митрополита, то даю сыну моему Ивану. А село Павловское и новое сельцо, что я купил в Костроме, то даю княгине своей. А завещаю тебе, сыну моему Семену, братьев твоих младших и княгиню мою с меньшими детьми: после Бога ты будешь о них заботиться». Вариант 3 1. Прочитайте фрагменты исторических текстов и ответьте на вопросы. Историки по-разному отвечают на вопрос о том, что дало возможность Москве получить великое княжение и каким путем шло ее возвышение. Н.М. Карамзин упоминает таланты московских князей, содействие бояр и духовенства, а также влияние татарского завоевания. Он считает, что «Москва обязана своим величием ханам». М.П. Погодин, возражая Карамзину, поражался счастливым совпадением «случайностей», которые слагались всегда как раз в пользу возвышения и усиления Московского княжества. С.М. Соловьев говорит о важном влиянии географических условий, отмечает выгодное положение Москвы – на дороге переселенцев с юга, посередине между Киевской землей, с одной стороны, и Владимирской и Суздальской – с другой. Н.И. Костомаров объясняет усиление Москвы, главным образом, помощью татар и даже саму идею самодержавия трактует как заимствованную от татар. Д.И. Иловайский главной причиной роста Москвы считает пробуждение народного инстинкта: народ, который чувствовал опасность от татар, должен был сплотиться. С.Ф. Платонов выделяет следующие причины возвышения Москвы: 1) географическое положение, давшее Московскому княжеству население и средства; 2) личные способности первых московских князей, их политическую ловкость и хозяйственность; 3) сочувствие духовенства, выраженное в перемене пребывания митрополии; 4) политическую близорукость татар, которые не могли своевременно заметить опасное для них усиление княжества; 5) отсутствие сильных врагов, т.к. Новгород не был силен, а в Твери происходили междоусобицы князей; 6) сочувствие бояр и сочувствие населении. Вопросы
2. Найдите три ошибки в приведенном ниже отрывке из летописи. «Той же осенью [1380 г.] пришел ордынский князь Батый с единомышленниками своими и со всеми прочими князьями ордынскими и со всей силой татарской и половецкой, да еще кроме того отряды нанял басурман, армян, фрягов, черкесов, ясов и буртасов. Также с Батыем в единомыслии и в единой думе был и литовский Казимир со всею силою литовскою и польскою. С ними же в союзе был князь Олег Иванович Рязанский и со всеми этими сообщниками пошел на великого князя Ивана Васильевича и брата его Владимира Андреевича». 3. Проанализируйте текст и определите, о каком историческом деятеле Русского государства идет в нем речь. Из сочинения С. Герберштейна «Записки о московитских делах»: «Властью, которую он применяет по отношению к своим подданным, он легко превосходит всех монархов всего мира. И он докончил также то, что начал Иван – отец его, а именно отнял у всех князей и других властелинов все их города и укрепления. Во всяком случае даже родным братьям своим он не поручает крепостей, не доверяя им. Всех одинаково гнетет он жестоким рабством, так что, если он прикажет кому-нибудь быть при его дворе или идти на войну, или править какое-нибудь посольство, тот вынужден исполнять все это за свой счет… Знатнейшим, которые правят посольство или несут иные более важные обязанности, назначаются, сообразно с их достоинством и трудами каждого, или наместничества, или деревни, или поместья; однако от каждого в отдельности из этого они платят государю определенную подать… Но подобные владения он отдает им по большей части в пользование только на полтора года; если же он содержит кого в особой милости или расположении, то прибавляет несколько месяцев; по истечении же этого срока всякая милость прекращается, и тебе целых шесть лет подряд придется служить даром… Все драгоценности, которые привозят послы, отправляемые к иностранным государям, государь складывает в свою казну… Он применяет свою власть к духовным так же, как и к мирянам, распоряжаясь беспрепятственно и по своей воле жизнью и имуществом всех; из советников, которых он имеет, ни один не пользуется таким значением, чтобы осмелиться разногласить с ним или дать ему отпор в каком-нибудь деле. Они открыто заявляют, что воля государя есть воля божья и что ни сделает государь, он делает по воле божией». |