хрест. Хрестоматия Раздел 1. Практикум по деловому общению. Таганрог Издво трту, 2005. 99 с. 4 Понятие "самоорганизация" в системе социологического
Скачать 1.28 Mb.
|
Как видим, в основу классификации темпераментов закладываются разные психические явления, их признаки: - скорость и сила эмоциональных реакций, - уровень активности и преобладающий чувственный тон (уровень порогов чувствительности), - шкалы ориентированности на внешнюю среду или на себя (экстраверсия или интроверсия) и эмоциональной стабильности - невротизма, - реактивность и активность, - общая психическая активность, моторика и эмоциональность. В природе нет лучших или худших темпераментов. Довольно редко встречаются и "чистые" типы темпераментов. Каждый из них имеет свои положительные стороны. Поэтому в практике управления и в жизни вообще неоправданы намерения исправить, переделать темперамент сотрудника, делового партнера или члена семьи (что просто невозможно вследствие врожденности темперамента). Но можно и необходимо учитывать это психическое свойство человека в процессе взаимодействия, при подборе кадров вообще, при выдвижении в частности, при анализе конфликтных ситуаций, при выборе исполнителя того или иного поручения и многих других возможных ситуациях. Можно и нужно каждому человеку повышать свою психологическую культуру, знать свои слабые и сильные стороны, уметь управлять своими чувствами, процессами и состояниями. Известно, что человек, способный управлять собою, уже обладает профессионально значимым потенциалом для управления другими людьми. К сожалению, как показывает учебная практика, заметная часть студентов и практикующих менеджеров не понимает этой взаимосвязи и мало тренирует свою волю для развития навыков самоуправления, самоорганизации. В современной психологической литературе большое внимание уделяется еще одному сложному психическому свойству, образованию - 56 характеру. В теории и в жизни в нем интегрируются многие, в том числе рассмотренные выше, свойства индивида. Поэтому описание этого психического явления, по мнению многих авторов, связано с рядом трудностей (прежде всего - разведением понятий характер и темперамент, а также характер и личность). Особо не вдаваясь в гносеологические тонкости этих различений, отметим основные аспекты этого свойства личности в трактовке С.Ю.Головина. Характер определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются (проявляются) способы его поведения и эмоционального реагирования. Устойчивые черты характера помогают или затрудняют устанавливать правильные взаимоотношения с другими людьми, проявлять выдержку и самообладание в решении сложных жизненных проблем и ситуаций, корректировать свое адаптационное и деятельное поведение.Среди множества черт характера некоторые выступают как ведущие, другие - как второстепенные. Характер обнаруживает зависимость от мировоззрения, убеждений и моральных принципов, выявляя тем самым свою общественно-историческую и социокультурную природу. Сами по себе черты характера не определяют однозначно социальную позицию личности. Относительная устойчивость черт характера не исключает его высокой пластичности. Характер формируется и утверждается под влиянием среды, деятельности и воспитательных воздействий других людей. С возрастом все большую роль играет самовоспитание. Однако этот процесс обусловлен соответствующей мотивацией - потребностью самовоспитания, которая прежде всего должна быть осознана. Характер не только формируется в деятельности и общении, но и сам влияет, обусловливает осуществление разных видов деятельности и процессы общения. Характер проявляется в системе отношений к действительности прежде всего в конкретной системе уцравления в процессе труда и общения: • в отношении к другим людям - общительность или замкнутость, правдивость или лживость, гуманность или жестокость, тактичность или грубость, нравственность или безнравственность и другие парные признаки; • в отношении к делу - ответственность или недобросовестность, трудолюбие или леность и др.; • в отношении к себе - скромность или самовлюбленность, самокритичность или избыточная самоуверенность, гордость или самоуничижительность; • в отношении к собственности - щедрость или жадность, бережливость или расточительство, расчетливость или эмоциональность. Эти вариации проявления характера особенно резко выражаются в процессе различных акцентуаций характера. Под акцентуацией понимается чрезмерное усиление и выраженность отдельных черт характера или их сочетаний. Различные комбинации чрезмерно усиленных черт дают 57 различные типы акцентуаций. Это состояние психики представляет собою крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями, которым свойственна триада признаков: стабильность характера во времени, тотальность его проявлений во всех ситуациях и социальная дезадаптация. По мнению самих психологов (К.Леонгард) в случаях акцентуаций может не быть признаков психопатий, и никогда не бывает всех трех признаков сразу. Поясним состояния психики от нормы до психопатии графически. Структуру и состояние психики нормальной личности можно представить в виде ряда окружностей, где 3 - задатки, С - способности, Т -темперамент, X - характер, Н - направленность. Это гармонично сбалансированное "колесо" функционирующей психики не создает индивиду больших трудностей на дорогах жизни Акцентуация проявляется и становится заметной, когда «колесо» личности сталкивается с дорогой жизни каким-то шипом, образовавшимся в какой-то структуре психики человека. Крайняя степень акцентуации характера -психопатия - полностью искореженное «колесо», что серьезно нарушает социальную адаптацию человека к окружающей среде. Выделяются следующие основные типы акцентуаций, признаки которых полезно знать каждому человеку для самопознания, для оптимизации общения, в практике управления особенно. Обращает на себя внимание многообразие типов акцентуаций: ■ акцентуация циклоидная - чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом; соответственно - характер циклоидный: 58 ■ акцентуация гипертимная - постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с тенденцией разбрасываться и не доводить дело до конца; характер - гипертимный; ■ акцентуация лабильная - резкая смена настроения в зависимости от ситуации; характер - лабильный: ■ акцентуация астеническая - быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям и ипохондрии; характер - астено-невротический: ■ акцентуация сенситивная - повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности; характер - сенситивный: ■ акцентуация психастеническая - высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждениям, тенденция к образованию обсессий (навязчивых состояний) и ритуальных действий; характер - психастенический: ■ акцентуация шизоидная - отгороженность, замкнутость, интроверсия, эмоциональная холодность, недостаток интуиции в процессе общения; характер -шизоидный; ■ акцентуация эпилептоидная - склонность к злобно- тоскливому настроению с накоплением агрессии, конфликтность, вязкость мышления, скрупулезная педантичность; характер - эпилептоидный: ■ акцентуация паранойяльная или застревающая - повышенная подозрительность и обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие чужих мнений и высокая конфликтность; характер - паранойяльный; ■ акцентуация истероидная или демонстративная - выраженная тенденция к вытеснению неприятных фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания, авантюричность, тщеславие и др.; характер - истероидный или демонстративный: ■ акцентуация дистимная - преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни; характер - дистимный: ■ акцентуация неустойчивая - склонность поддаваться чужому влиянию, поиск новых впечатлений, поверхностная общительность; характер - неустойчивый: ■ акцентуация конформная - чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, консерватизм; характер - конформный. На примере только указанных типов акцентуаций, при внимательном и вдумчивом прочтении, можно представить, как многообразна и сложна психическая составляющая человека. В то же время характер - не простая совокупность, не случайный набор изолированных особенностей и черт. Его 59 различные свойства взаимосвязаны, взаимозависимы и образуют целостное структурное образование. Соответственно, в структуре личности характер наиболее полно отражает ее целостность. В случае гармоничного характера, из которого "не выпирают острые углы", для описания индивидуальности личности следует перейти с языка свойств характера на язык свойств личности. В связи с этим - несколько суждений о характере социальном. Автором признаков социального характера, его типологии считается Э.Фромм. По его мнению социальный характер - это совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов конкретной социальной группы (о признаках социальных групп - в следующей теме) и возникла в результате общих для них переживаний и образа жизни. Используется для анализа, противопоставления индивидуальному характеру. Понятие "социальный характер" - ключевое для понимания общественных процессов и, соответственно, значимо в практике управления и в учебной дисциплине "Социология и психология управления", так как характер взаимоотношений различных социальных групп в системе управления - это один из основных элементов функционирования любой социальной системы и потому является предметом управленческого труда. Кроме этого, "социальный характер" - это "приводной ремень экономического базиса", промежуточное звено между социально- экономической структурой системы и господствующими в ней идеями, нормами и ценностями. Надо обратить внимание еще на один аспект суждений Э.Фромма, на анализ им социального характера как формы связи между социальной системой и индивидуальной психикой человека (в том числе руководителей системами различной масштабности) и прийти к выводу о существовании типов характеров, соответствующих социальной структуре общества и формам отчуждения и самоотчуждения человека. Все эти аспекты в разной степени рассматриваются в ряде тем пособия, а одно суждение взято нами эпиграфом следующей главы, связывающим первую - психологическую и вторую - социологическую главы пособия. На основе своих исследований Э. Фромм называет типы социальных характеров: воспринимающий, эксплуатирующий, накопительский, стяжательский, рыночный и продуктивный. Подробную характеристику этих типов можно найти в его работе "Человек для самого себя". Объединяющим началом научных поисков в этих и других работах Э. Фромма явилась проблема человека в ее социокультурном измерении. Он рассматривал человека как существо, вышедшее в процессе эволюции за рамки инстинктивного приспособления к окружающему миру и обретшее сознание, самосознание, разум. Эти новые адаптивные механизмы компенсируют биологическую слабость человека и становятся основой специфически человеческих качеств: осознания себя как отдельного существа, способности помнить прошлое и предвидеть будущее, использовать разум для постижения, понимания и преобразования мира. В это же время очевидна 60 противоречивость человеческого существования: огромные человеческие возможности и невозможность их реализовать в короткий период жизни и в наличных условиях устройства и существования общества. Отде-ленность человека, отчуждение от природы, от людей, от себя, осознание этой отделенное™ и собственной беспомощности перед силами природы и общества становятся, по мнению Фромма, источником стыда, тревоги, чувства вины, которые современный человек стремится преодолеть в своем индивидуальном существовании. 2. Траектория развития психически здоровой личности Учитывая особую важность психики человека в его поведении, деятельности, в жизни в целом, сошлемся на некоторых классиков (3. Фрейда, Г. Ол-порта, А. Маслоу), которые оставили полезное теоретическое наследие для понимания себя и других и оптимизации, таким образом, индивидуальной и совместной жизнедеятельности. Зигмунд Фрейд - основатель психодинамической теории личности. В раннем периоде своей научной деятельности он придерживался концепции неосознаваемых психических процессов. Позже он пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни человека и ввел в анатомию личности три основных структуры: ид, эго и суперэго. Такое трехмерное деление вошло в научный оборот как структурная модель психической жизни, как личностная структура и уровни сознания личности. Слово "ид" ("оно") означает, по Фрейду, исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Притом, по его мнению, основная часть сознания личностной структуры представлена импульсами, исходящими от ид. Будучи примитивным в своей основе, оно свободно от всяких ограничений. Ид функционирует целиком в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями, потребностями (еда, сон, секс и др.), которые наполняют поведение человека энергией. Поскольку ид - нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов и правил поведения, не ведает ни страха, ни тревоги, ни совестливости - такое доминирование ид в сознании и поведении человека может представлять опасность для самого индивидуума, его будущего и для окружающих. По образному определению Фрейда, ид выполняет роль резервуара для всех примитивных инстинктивных побуждений. Ид подчиняется принципу удовольствия, выражая себя в преувеличенно себялюбивой (нарциссической) манере. "Эго" ("Я") - это компонент психической структуры личности, ответственный за принятие решений и, соответственно, те или иные действия, поступки. Эго получает свою структуру и функцию от ид, заимствует часть его энергии для своих нужд, в то же время дает ид возможность выражать и реализовы-вать свои инстинктивные потребности с учетом и в соответствии с нормами и этикой социального мира, с 61 требованиями социальной реальности. Этот уровень сознания - эго - заставляет человека учиться, думать, рассуждать, запоминать, принимать решения прежде, чем действовать. В отличие от ид, природа которого выражается в поиске удовольствия, эго подчиняется принципу социальной реальности и помогает, тем самым, обеспечивать безопасность и самосохранение организма. Принцип реальности дает возможность индивидууму притормаживать выход грубой энергии ид с учетом и в рамках социальных ограничений и совести человека. Иными словами, принцип реальности вносит в наше поведение меру разумности. Суперэго - последний, по Фрейду, компонент сознания развивающейся личности. Организм человека не рождается с суперэго. Оно формируется, приобретается и проявляется в процессе социализации личности, по мере усвоения ею системы ценностей, общественных норм и стандартов поведения, принятых в социальном окружении. Суперэго можно, таким образом, рассматривать как индивидуализированное отражение "коллективной совести" социальной общности, как морально-этическую силу личности, оптимизирующую ее взаимодействие с окружающей средой. Фрейд разделил суперэго на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть способствует критической самооценке человека, наличию у него моральных запретов и возникновению чувства вины. Эго-идеал чувствителен на поощрения со стороны, он ведет индивидуума к установлению для себя высоких целевых и поведенческих стандартов. И если они реализуются, это вызывает у человека чувство самоуважения и гордости. Суперэго считается полностью сформировавшимся, когда внешний контроль заменяется самоконтролем, самоорганизацией, самоуправлением. Поведение психически зрелых людей функционально автономно и мотивировано осознанными процессами. Сошлемся на Г. Олпорта. Гордон Олпорт - основатель диспозициональной теории личности. По его мнению созревание человека - это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. Психологически зрелый человек, по Олпорту, характеризуется шестью чертами личности: 1. Зрелый человек имеет широкие границы "Я". Зрелые люди могут и умеют смотреть на себя "со стороны". Они активно участвуют в трудовых, семейных и социальных отношениях, имеют различные хобби, интересуются политическими и другими значимыми для себя вопросами. Во всем этом проявляется уверенность и искренность. У таких людей, по Олпорту, любовь к себе -непременный фактор в жизни каждого из них, но не обязательно определяющий эту жизнь. 2. Зрелый человек способен к теплым, сердечным социальным отношениям. Дружески - интимный аспект теплых отношений проявляется в способности человека проявлять глубокую любовь к семье и близким друзьям без собственнических намерений или ревностных чувств. Сочувствие выражается в способности человека быть терпимым к различиям 62 (в ценностях или установках, взглядах) между собой и другими, т.е. способности демонстрировать искреннее и глубокое уважение к другим, признание их позиции, а также общительности со всеми людьми. 3. Зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие. Обычно взрослые люди имеют положительное мнение о самих себе и способны терпимо относиться к собственным недостаткам, а также к разочаровывающим и раздражающим поступкам других, при этом не озлобляясь и не ожесточаясь внутренне. Для них характерно умение справляться с собственными эмоциональными состояниями (например, подавленностью, чувством гнева или вины) таким образом, что это не мешает благополучию окружающих. 4. Зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания. Психически здоровые люди воспринимают других людей, объекты и ситуации такими, какие они есть на самом деле. Не передергивают факты в угоду своей фантазии и потребностям. У них достаточно опыта и умения, чтобы иметь дело с реальностью. Зрелые люди обладают соответствующей квалификацией и познаниями в своей сфере деятельности, стремятся к достижению лично значимых и реалистичных целей. Они могут временно отодвигать свои личные желания и импульсы до тех пор, пока не завершено важное дело. 5. Зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора, имея в виду, что у зрелых людей имеется четкое представление о своих собственных сильных сторонах и слабостях. Важной составляющей самопознания, по Олпорту, является юмор, препятствующий напыщенному самовозвеличиванию и пустозвонству. Он помогает людям видеть и принимать крайне абсурдные аспекты собственных и чужих жизненных ситуаций. Способность посмеяться над собой и самым любимым человеком не мешает продолжать любить и ценить и себя, и другого. Чтобы жить полноценной жизнью, Олпорт советует следовать сократовскому правилу: "Познай самого себя". |