хрест. Хрестоматия Раздел 1. Практикум по деловому общению. Таганрог Издво трту, 2005. 99 с. 4 Понятие "самоорганизация" в системе социологического
Скачать 1.28 Mb.
|
6. Зрелый человек обладает цельной жизненной философией. У разных людей могут формироваться различные ценности, вокруг которых целенаправленно выстраивается их жизнь. Зрелые люди способны видеть широко благодаря систематическому и последовательному определению значимого в собственной жизни, обладают четкой системой ценностей, объединяющей основой их жизни, что и делает их жизнь значимой и содержательной. Процесс-траектория становления зрелой личности имеет свое продолжение и важную составляющую - самореализацию, самоактуализацию личности. Автором этой - гуманистической теории личности является Абрахам Маслоу. Он же - автор известной пирамиды потребностей человека. Гуманистическая психология изучает главным образом здоровых и творческих людей. 63 3. Самоактуализирующиеся люди Для многих людей достижение самоактуализации означает идеальный стиль жизни, так как они имеют возможность жить полной жизнью, делать наилучшим образом то, на что они способны. Такие люди стремятся реализовать свой внутренний потенциал по-своему, сознательно выбирают собственный путь самосовершенствования, стремятся стать теми, кем они хотят и могут быть в жизни. По Маслоу, эти люди представляют собой лучших участников социума, его элитную часть. По результатам собственных исследований он пришел к выводу, что самоактуализирующиеся люди имеют ряд характерных свойств. 1. Они более эффективно воспринимают реальности: способны воспринимать других людей и окружающий мир адекватно и беспристрастно, такими, каковы они есть; менее эмоциональны и более объективны; не позволяют собственным надеждам и страхам повлиять на свою оценку; могут без труда заметить фальшь и нечестность в других. Маслоу обнаружил, что эта способность видеть более эффективно распространяется на многие сферы жизни, включая искусство, науку, музыку, политику и философию. Было также отмечено, что ожидания, тревоги, стереотипы, ложный оптимизм или пессимизм оказывают малое влияние на восприятие таких людей. Маслоу назвал такое неискаженное восприятие "бытийным или Б-познанием". С высоко объективным восприятием связано и то, что самоактуализирующиеся люди более толерантны (устойчивы) к неблагоприятным факторам среды без снижения работоспособности, чем большинство людей. Они не боятся проблем, приветствуют сомнения, неопределенность и нехоженые пути. 2. Самоактуализирующиеся люди не сверхкритичны к своим недостаткам и слабостям, воспринимают себя такими, какие они есть, не отягощены чрезмерным чувством вины, стыда и тревоги - такими эмоциональными состояниями, которые вообще очень присущи многим людям. Самоактуализирующиеся люди принимают свою физиологическую природу с удовольствием, ощущая радость жизни: у них хороший аппетит, сон, они наслаждаются своей жизнью. У них нет непреодолимой потребности поучать, информировать или контролировать других. Они могут терпимо переносить слабости других и не бояться их силы. Они осознают, что другие люди страдают, стареют и умирают. 3. Непосредственность, простота и естественность. Поведение самоактуализирующихся людей отмечено непосредственностью и простотой, отсутствием желания производить у других людей эффектное впечатление о себе. Их внутренняя жизнь (мысли, желания, эмоции) естественны и непосредственны, чужды различным условностям. Они могут приспосабливаться, чтобы оградить себя и других людей от каких-то неудобств при общении, от боли или несправедливости. В то же время, они могут быть твердыми и непримиримыми, если того требует ситуация. 64 4. Центрированность на проблеме. Маслоу считал, что все обследованные им личности без исключения привержены какой-то задаче, долгу, призванию или любимой работе, которую они считают важной. Иными словами, это не эгоцентрированные люди, а скорее ориентированные на проблемы, стоящие выше их непосредственных потребностей, которые они воспринимают для себя как свою жизненную миссию. Про таких говорят, что они живут, чтобы работать, а не работают, чтобы жить. Работа субъективно переживается ими как их определяющая характеристика. Наверное, прав Маслоу, сравнивая увлеченность людей своей работой с любовным романом: "работа и человек, кажется, предназначены друг для друга... человек и его работа подходят друг другу и принадлежат друг к другу как ключ и замок". Самоактуализирующихся людей также очень интересуют вопросы философии и этики, они проявляют осведомленность по широкому кругу знаний, стремятся посвятить себя надличностной "миссии" или задаче. Такая ориентированность в жизни означает, что они не обращают внимание на тривиальное, незначительное ("мелочи жизни"), и это позволяет им четко отделять важное от неважного в происходящем вокруг них и в себе. 5. Независимость: потребность в уединении. По итогам своих исследований Маслоу делает вывод, что самоактуализирующиеся люди очень нуждаются в неприкосновенности внутренней жизни и одиночестве. Так как они не стремятся устанавливать с другими отношения зависимости, им не нужны другие люди для дружбы в обычном смысле этого слова. Поэтому появляется потребность общения другого характера - общения с собой ("когда я один - я с моим лучшим другом"). Такое качество независимости не всегда понимается или принимается другими. В повседневном общении нередко "нормальные" люди считают их высокомерными, равнодушными, необщительными и холодными. Маслоу же считает, что самоактуализирующиеся люди могут находиться в одиночестве, не ощущая себя одинокими. Потребность в уединении и уверенность в себе, спокойствие и невозмутимость проявляются даже тогда, когда их постигают личные неудачи. Самоактуализирующиеся люди стремятся иметь собственный взгляд на ситуацию, а не полагаться на мнения и чувства других людей. 6. Автономия: независимость от культуры и окружения. Автономность позиции и поведения предполагает уверенность в собственном потенциале и "самодостаточности" внутренних источников роста и развития. У здоровых людей высокая степень самоуправления и "свободы воли". Они считают себя самоопределяющимися, активными, ответственными и самодисциплинированными хозяевами своей судьбы. Они достаточно сильны, чтобы не обращать внимания на мнения и влияния других. Поэтому такие люди не стремятся к почестям, высокому статусу, престижу и популярности. Для них более значимы саморазвитие и внутренний рост. 65 Следует заметить, что достижение такого состояния внутренней независимости определяется тем, получал ли человек в прошлом любовь и защиту от других. 7. Свежесть восприятия. Самоактуализирующиеся люди обладают способностью оценивать по достоинству даже самые обычные факты, события вокруг себя: птичьи голоса, разноцветье радуги, первый весенний гром, увлеченно играющий ребенок и многое другое. При этом они ощущают новизну, благоговение, удовольствие, подъем настроения. Такие люди редко жалуются на скучную, неинтересную жизнь, ценят благосклонную судьбу, свое здоровье, друзей и политическую свободу. Каждый день их жизни остается для них значимым и волнующим. 8. Вершинные, или мистические, переживания. Изучая процесс самоактуализации, А.Маслоу фиксировал у многих испытуемых моменты сильного волнения или высокого напряжения, а также состояния расслабления, умиротворения, блаженства и спокойствия. Эти состояния он называет экстатическими, которые люди переживают в кульминационные моменты любви и интимности, в порывах творчества, озарения, открытия и слияния с природой. Вершинные переживания приходят, по Маслоу, когда их заслуживают: решение какой-то научной или жизненной проблемы, преодоление затянувшейся болезни и подобное. 9. Общественный интерес. Даже в ситуациях, когда самоактуализирующиеся люди обеспокоены, опечалены или разгневаны недостойными поступками отдельных людей, несовершенством устройства всего человечества, в них сохраняется глубокое чувство близости с окружающим социальным миром, готовность и желание помогать своим "смертным" собратьям совершенствовать себя. Эта направленность, стремление выражается чувством сострадания, симпатии и любви к людям. Часто это подобно отношению старшего брата или сестры к младшим. 10. Глубокие межличностные отношения. Самоактуализирующиеся люди стремятся к более глубоким и тесным взаимоотношениям, чем "обычные" люди, и с теми, кто близок к самоактуализации, кто обладает сходным характером, талантом и способностями ("два сапога пара"). В связи с такой предпочтительностью круг близких друзей у самоактуализирующихся людей обычно невелик, так как дружеские отношения в стиле самоактуализации требуют большого количества времени и усилий. Это ограничение не мешает таким людям испытывать особую нежность к детям и легко общаться с ними. 11. Демократический характер. По наблюдениям Маслоу, самоактуализирующиеся личности - самые "демократичные" люди. У них нет предубеждений к другим людям, и потому они уважают других независимо от того, каков их социальный статус, профессия, возраст, раса, религиозная позиция и др. Они с готовностью учатся у других, не проявляя при этом какого-либо 66 превосходства или авторитарных склонностей. Например, самоактуализирующийся музыкант с почтением относится к искусному механику, потому что тот обладает знаниями и навыками, которых нет у музыканта. "Эти индивиды, - заключает Маслоу, - сами являющиеся элитой, выбирают в друзья также элиту, но это элита характера, способностей и таланта, а не рождения, расы, крови, имени, семьи, возраста, молодости, славы или власти". 12. Разграничение средств и целей. В повседневной жизни самоактуализирующиеся личности более определенны, последовательны и тверды, чем обычные люди в своем поведении в отношении того, что правильно и что ошибочно, что хорошо или плохо. У таких людей - обостренное чувство разграничения целей и средств их достижения. Им больше нравится делать что-то ради самого процесса (например, физические упражнения), а не потому, что это -средство достижения хорошего состояния здоровья. 13. Философское чувство юмора. Примечательной характеристикой самоактуализирующихся людей является их явное предпочтение философского, доброжелательного юмора. Если обычный человек может получать удовольствие от шуток, высмеивающих чью-то неполноценность, унижающих кого-то, то психически здорового человека больше привлекает юмор, высмеивающий глупость человечества в целом, когда шутки не просто смешны, а в них имеется что-то от иносказания или притчи. Поэтому философский юмор обычно вызывает улыбку, а не смех. Из-за такого отношения к юмору самоактуализирующиеся люди часто кажутся довольно сдержанными и серьезными. 14. Креативность (творческая способность, нестандартное мышление и решение проблемных ситуаций). Маслоу утверждает, что все без исключения самоактуализирующиеся люди обладают способностью к творчеству. Это не обязательно, что все без исключения - выдающиеся таланты. Маслоу говорит о креативности, которая присутствует в повседневной жизни человека как естественный способ выражения наблюдательной, воспринимающей новое и живительно простой личности. В первоклассном супе, замечал Маслоу, всегда больше творчества, чем во второсортной поэзии. 15. Сопротивление окультуриванию. Самоактуализирующиеся люди находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя в то же время определенную внутреннюю независимость от нее. Они обладают, как уже отмечалось, автономностью и уверенностью в себе, и поэтому их мышление и поведение не сразу поддается социальному и культурному влиянию. Такое сопротивление не означает, что такие люди нетрадиционны или антисоциальны. Они могут быть чрезвычайно независимыми и нетрадиционными, если затрагиваются какие-то основные их ценности. Те, кто не умеет или не хочет понять и правильно оценить 67 самоактуализирующихся людей, считают их непокорными и эксцентричными. Многогранность характеристики и поведения самоактуализирующихся людей позволили А. Маслоу высказать утверждение, что вероятность самоактуализации человека возрастает, когда окружение способствует удовлетворению потребностей человека. "В таких условиях самые глубинные пласты природы человека могут проявляться с большой легкостью". Природу многих межличностных, межгрупповых и социальных конфликтов он объяснял тем, "что мы не понимаем себя и друг друга. Улучшите природу человека, и вы улучшите все... Нам нужна психология". В то же время Маслоу понимал, что самоактуализирующиеся люди - не ангелы. Им, как и всем другим смертным, присущи неконструктивные и бесполезные привычки. Они могут быть упрямы, раздражительны, скучны, не свободны от чувства вины, тревоги, сомнений в себе. Несмотря на все эти несовершенства, А.Маслоу рассматривал самоактуализирующихся людей как великолепные образцы психического здоровья. Девиз именно таких людей - "Я сделал сам себя". Введение этого материала в учебное пособие - это не просто фрагмент психологического просвещения. Его необходимость продиктована наблюдениями в учебной практике, прежде всего студентов дневной формы обучения, у которых особенно заметны несовершенства психического развития личности, незнание и, потому, непонимание значения осмысливать собственную траекторию психического саморазвития и самоактуализации всех своих способностей. Для более глубокого понимания содержания и значения психологической составляющей теории и практики управления настоятельно рекомендуем книгу Л. Хьелла и Д. Зиглера "Теории личности" /20/, в которой мастера психологии и их теоретические взгляды представлены достаточно полно и доходчиво. Фрагменты из этой книги адаптированы выше. 4. Основополагающий принцип психологии в теории и практике управления Исторический экскурс в начале темы в далекое прошлое биологических и социальных факторов развития психики человека потребовался для того, чтобы лучше понять объективную обоснованность появления принципа психологии, а с другой стороны - показать его значимость в теории и практике управления. Поскольку управление представляет собою сложное и многогранное социальное явление, оно постоянно нуждается в научном анализе, организации, обеспечении и постоянном совершенствовании. А для этого оно должно быть глубоко познано, системно- образно представлено в сознании всех участников управленческих отношений (напомним - предмет социологии управления) и, в итоге, продуктивно материализовано в практике управления. В основе такого "долженствования" лежит объективный 68 принцип единства сознания и деятельности (ЕСиД), согласно которому сознание, психика человека не могут существовать и развиваться вне деятельности, а с другой стороны - существует зависимость деятельности, поведения людей от внутренних психических регуляторов: процессов, образов, состояний, мотивов и других личностных свойств индивида. Чем выше уровень управления, тем жестче требования этого принципа к объему и качеству профессионально-управленческих знаний тех, кто занят этим видом труда. Очевидна и другая зависимость - зависимость результатов деятельности от уровня и качества знаний: обыденного, индивидуального, группового обобщенного или социально-обобщенного, научного, теоретико- профессионального. В поисках эффективной модели организации и совершенствования управления для разных его уровней и видов эти различия в качестве, глубине и полноте профессионального знания об управлении приобретают особую социальную значимость. Объективность принципа ЕСиД включает в себя два блока взаимосвязанных знаний и проблем. В одном - структура профессиональной деятельности, описание труда в профессии (профессиограмма). В другом - человек в профессии, психология субъекта труда (психограмма), степень соответствия психологических, нравственных и других качеств человека профессионально значимым. Особенности управленческого труда будут рассмотрены в третьей теме. Применительно к психологии субъекта труда, осуществляющего процесс управления, значимые параметры группируются в две сферы. Мотивационная включает: мотивы, цели, задачи человека, которые он ставит и решает, профессиональные притязания, эмоции и психические состояния в процессе труда, степень удовлетворенности трудом (результатами, условиями, оплатой труда и другими факторами). Операциональная сфера включает знания о труде, методы и умения профессиональной деятельности, способности к профессиональной деятельности, в том числе профессиональная обучаемость, профессиональное мышление и саморазвитие, профессиональное творчество и психологические противопоказания к этой профессиональной деятельности. Как видим, принцип ЕСиД интегрирует содержание и структуру управленческой деятельности и психологию субъекта управленческого труда. В связи с этим считаем уместным порекомендовать читателям книгу А. В. Карпова "Психология менеджмента", изданную в 1999 г. в качестве учебного пособия. Учитывая исключительно важное значение этого принципа в практике управления и ее результативности, рассмотрим научную категорию "сознание" несколько подробнее. Сознание - одно из фундаментальных понятий философии, психологии и социологии, которое характеризует важнейший системный компонент человеческой психики. Сознание представляет собой внутренний мир чувств, мыслей, идей и других духовных (идеальных) явлений человека. В этом смысле существование, наличие 69 сознания определяется как "субъективная реальность", как "идеальное" знание, как субъективный образ объективного мира, как необходимый компонент предметно-практической деятельности человека. В последнем смысле сознание обозначает духовную активность, творческую деятельность, целеустремленность, волю и саморефлексивность сознания. Своеобразие этой активности заключается в том, что отражение реальности в форме чувственных и умственных образов предвосхищает практические действия человека. Для философии главным является вопрос об отношении сознания к бытию. Сложившиеся образы служат регуляторами целенаправленной деятельности. Необходимо отметить, что результативность деятельности, степень достижения целей напрямую зависит от полноты, качества образа, насколько он адекватен реальности, в которой осуществляется процесс управления, в том числе, насколько системно в образе отражены сущностные признаки и состояния объекта управления. Сознание в психологии связывается со способностью субъекта выделять себя из окружающего мира, со способностью к самонаблюдению, к самоотчету и самоорганизации. Познание человеком самого себя становится возможным благодаря его способности соотносить свои установки и ценностные ориентации с жизненными позициями других людей, умению учитывать эти позиции в процессе общения и управления. Таким образом, термин сознание - это знание, которое приобретается совместно с другими и может быть определено как осознанное бытие или как осознанная необходимость. |