Главная страница

Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству учеб пособие С. В. Погодина. М. Издательский центр Академия, 2015. 208 с


Скачать 3.89 Mb.
НазваниеПрактикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству учеб пособие С. В. Погодина. М. Издательский центр Академия, 2015. 208 с
Дата06.09.2022
Размер3.89 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла362__.-_______.doc
ТипПрактикум
#663975
страница12 из 12
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12
Глава 10. ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ПЛАСТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
10.1. КЛАССИФИКАЦИЯ И СВОЙСТВА ПЛАСТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
Пластические материалы активно используются при создании скульптурного образа. Содержание скульптуры неразрывно связа­но с материалом. С одной стороны, материал задает направление в формообразовании, приводя к раскрытию пластического образа, с другой — обусловливая характер формы, образ диктует выбор материала. В триаде «содержание — форма — материал» форма выступает связующим элементом, посредником между замыслом и возможностью его воплотить. Скульптурный образ может быть создан тогда, когда все три компонента будут гармонично взаи­модействовать. При этом форма станет зрительно осязательной благодаря материалу, а художественную ценность приобретет с по­мощью замысла.

Каждый из компонентов триады вносит определенную лепту в процесс создания скульптурного произведения. Материал изна­чально нацеливает скульптора на развитие идеи, его специфические особенности могут быть весомыми и при завершении всей работы. Примером служит работа О.Родена «Ева», которую он выполнил в двух материалах: бронзе и мраморе. Восприятие этих произведе­ний различно, что доказывает: выбор материала — не просто этап в работе скульптора, а творческий поиск, позволяющий наиболее интересно раскрыть замысел.

В работе над скульптурой используется целый ряд материалов.

Камень — один из самых древних материалов, который приме­нялся в скульптуре. Сначала он ассоциировался с неким божеством, застывшим в твердой форме. Постепенно камень стал одним из излюбленных материалов для создания различных фигурок. Раз­меры скульптуры зависят от размера камня. Камень — природный материал, обладающий богатой, сложной структурой, поэтому скульптор, приступая к созданию произведения, исходит из его строения, неповторимых очертаний. Каждая порода предполагает специфические способы обработки, обусловленные пластически­ми свойствами: фактурой, текстурой, зернистостью, твердостью (плотностью).

Существует множество пород камня: гранит, диорит, базальт, лабрадорит, порфир, сиенит, габбро, мрамор.

Техники обработки камня: рубка (высекание), вырезание, шли­фование, удаление ненужных частей материала и постепенное высвобождение объемной формы.

Металл твердый материал, скульптурное изображение по­лучается только после предварительного доведения его до жидкого состояния путем накаливания и плавления, а затем отливания с по­следующим отвердением.

Часто в скульптуре используется бронза. Она имеет много досто­инств, и в их числе — прочность, долговечность, выразительность. Восприятие образа, выполненного из бронзовой скульптуры, уси­ливается благодаря тому, что темный оттенок бронзы, получаемый при ее отливке, полируют, и поверхность приобретает еще больший объем из-за игры света и тени. В группу металлов входят также чугун, свинец, алюминий, железо, олово, медь, сталь.

Техники обработки металла: литье, зачистка, полирование. Для обработки жидкого металла, в том числе и бронзы, иногда приме­няют гальванопластику, для обработки твердого металла — ковку, чеканку.

Синтетические твердые материалы (железобетон, цветной цемент, оргстекло, эпоксидные смолы, пластмасса) — сплавы, имеющие особую пластическую выразительность, обусловленную способностью создавать различные фактуры и цвета.

Дерево также относится к числу древнейших материалов, ко­торые обладают богатыми выразительными возможностями из-за своей природной структуры (годовые кольца; волокнистая основа, окружающая ствол дерева; цвет коры и внутренней части ствола; узор поверхности, ее фактурность).

В скульптуре применяются следующие породы деревьев: самшит, граб, кизил, клен, тисс, груша, кавказский орех, вяз, бук, береза, дуб, ель, сосна, тополь, осина, липа, ясень, кедр, лиственница, ябло­ня. Из-за редкости и сложности в обработке не всегда используются кебраччо и альгоробо, произрастающие в Аргентине.

Техника обработки деревавырезание.

Кость относится к твердым материалам, производным от остан­ков животных. Иногда для того чтобы добыть этот материал, истреб ляли многих животных (слонов, моржей), так как их кости (бивни) считаются наиболее ценными.

Техника обработки кости вырезание, а с XX в. — высверливание.

Глина — также один из самых древних материалов, применяемых в скульптуре. Не все ее сорта пригодны для работы из-за высоко­го содержания песка и вязкости. Наиболее употребляемые сорта глины: серо-белая (серебристая), серо-желтая (ее определяют как сухую), серо-зеленая (жирная).

В зависимости от технологии выделяют несколько видов кера­мической (глиняной) скульптуры: терракота, майолика, фарфор, фаянс.

Техники обработки глины: лепка, обжиг, глазурирование.

Пластилин похож по своим качествам на глину. Но в отличие от нее это не полностью природный материал. Его правильнее отнести к материалам искусственным, полученным в результате механиче­ского смешения нескольких компонентов. Пластилин очень эласти­чен и мягок, что позволяет работать в мелкой пластике и выполнять утонченные детали в скульптурном изображении. Однако он под­вержен температурному воздействию, при больших температурах начинает терять форму. Поэтому чаще всего его используют для выполнения эскизов в процессе скульптурных поисков, в работах, которые не рассчитаны на долговечность. В качестве основного материала для создания больших как по размеру, так и по значи­мости объемных пластических образов пластилин не применяется, но довольно часто его можно встретить в работах живописного плана. Благодаря податливости и пластичности пластилином рису­ют, создавая полуобъемные изображения на плоскости (на картоне и фанере). Такие произведения относятся к живописи.

Техники обработки пластилина и применяемые инструменты те же, что и при работе с глиной.

Воск в скульптуре — одновременно и частое и редкое явление, поскольку его могут применять в формовке для подготовительной работы и для создания самостоятельных скульптурных произведе­ний. В процессе нагревания воск легко приобретает любую форму, которую задумывает скульптор.

Техники обработки воска: нагревание, после чего из него можно лепить любой пластический образ, или доведение до расплавленного состояния с последующим выливанием в заранее подготовленную форму. В последнее время процесс литья из воска применяется для изготовления свечей, имеющих различные конфигурации и выпол­няемых в виде скульптур малой формы.

Гипс, как и воск, может быть как вспомогательным материалом, используемым на первоначальных стадиях выполнения скульптуры, так и основным. Его используют при отливке, так как он, пред­ставляя собой порошок, разводимый в воде, быстро застывает. Из сырой гипсовой массы можно создать пластический образ путем лепки, но процесс этот должен быть кратковременным, поскольку гипс быстро теряет свою эластичность. Гипсовую скульптуру иногда расписывают или тонируют под металл.

Стук схож по своим свойствам с гипсом (известь, травертин с добавлением толченого мрамора или черепицы).

Стекло относится к тем материалам, ценность которых заклю­чается в их хрупкости. Именно утонченность позволяет создать оригинальные, необычные по форме скульптурные стеклянные изображения.

Будучи синтетическим материалом, стекло обладает широкой цветовой гаммой, которая придает скульптурам особую вырази­тельность, раскрывающую определенную идею. В последнее вре­мя стеклянная скульптура развивается благодаря современным технологиям и приобретает все новые трактовки и функции — от утилитарной (простого стакана) до художественно-эстетической (статуэтки малой формы, выполненные в мелкой пластике).

Техника обработкивыдувание.

Лед, снег — материалы, с помощью которых можно создать про­изведения скульптуры «на один день». Родственные компоненты одной цепи явлений, они обладают удивительными качествами, а именно: способны изменять свои свойства, переходить из одного состояния в другое, что не позволяет создавать долговечные скуль­птуры, если только не содержать их при специально подобранном температурном режиме.

Техники обработки льда и снега: высекание, вырезание, выпили­вание, отливка с последующим замораживанием. Ледовые скульп­туры выполняются либо из целого куска льда путем высекания, вырезания, выпиливания, либо с помощью заливания жидкости в определенную форму с последующей заморозкой.

Бумага — самый неожиданный в скульптуре материал. Способы работы с ней разнообразны. После специальной обработки (за­мачивания, смешения с клейстером, процеживания) бумага может стать прочным пластическим материалом, обладающим такими же свойствами, что и глина. Однако бумажная масса из-за своей вяз­кости не всегда позволяет работать в мелкой пластике. Скульптура, выполненная из этого материала, имеет обобщенные формы без конкретизации отдельных деталей.

Появление скульптуры из бумаги способствовало выделению такого направления в искусстве, как бумагопластика, суть которой заключается в использовании различных приемов сложения и вы­резания бумаги с целью создания определенного пластического образа. В Японии бумагопластика, именуемая искусством оригами, существует уже много веков. Теперь оно развивается повсеместно. Каждая культура вносит свои дополнения и в технику, и в содер­жание оригами, расширяя возможности этого вида пластической деятельности.

Разновидность бумагопластики — техника папье-маше, благо­даря которой можно создать либо копию скульптуры, либо новый образ. Объемную основу, предварительно смазав вазелином или специальным жиром, обклеивают кусочками бумаги в несколько слоев. После высыхания основу, на которую наклеивалась бумага, вынимают. В результате остается ее бумажная копия. Полученный «бумажный слепок» зачищают, покрывают грунтом и расписывают. Технику папье-маше применяют при изготовлении масок, имеющих рельефную основу, для создания объемной скульптуры.
10.2 ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕХНИКИ ОБРАБОТКИ ПЛАСТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Пластилинография
Пластилинография (рис. 49) — это сравнительно новая худо­жественная техника, которая представляет собой создание живо­писных и декоративных (стилизованных) изображений с помощью пластилина. Получаемые изображения могут быть плоскостными, полуобъемными (выпуклыми) и размещаются на горизонтальной основе.



Рис. 49. Пластилинография
Пластилин (от греч. plastos — лепной) — это искусственный материал, специально созданный для лепки и моделирования. Из­готовляется из очищенного и размельченного порошка глины с до­бавлением воска, масел, красителей и других веществ, задающих свойства и особенности того или иного вида пластилина. Как ма­териал для лепки пластилин известен очень давно, для выполнения работ им пользовались еще в Средние века.

Пластилин хорошо применять при работе над малыми формами, требующими очень тонкой проработки деталей, хотя этот мате­риал позволяет выполнять работу любого размера. Он пластичен, но достаточно упруг, и непосредственно перед употреблением его следует равномерно разогреть и размять. Пластилин удобен для лепки в домашних условиях, так как не требует специального обо­рудования для хранения и его можно многократно пускать в дело, не размачивая. Изделия из этого материала могут долго сохранять форму, если не ставить их вблизи источника тепла.

В продажу поступают различные виды пластилина отечествен­ного и зарубежного производства. Такие его свойства, как лепкость и пластичность, во многом зависят от производителя.

Пластилин бывает однотонным и цветным. Однотонный пласти­лин в скульптуре помогает передать целостность формы, а цвет­ной — реальный цвет изображаемого предмета и выразительность. Пластилин можно смешивать, получая новые цвета и оттенки.

Готовое изделие из пластилина можно окунуть в парафин, разогретый на водяной бане. Это сглаживает все шероховатости, придает изделию завершенность, и оно хорошо сохраняется в те­чение многих лет. Поделки из пластилина можно раскрашивать и покрывать лаком, предварительно обваляв изделия в муке, зубном порошке или меле (присыпка впитает в себя жир).

Разновидностью пластилина является такой интересный мате­риал, как пластика (суралин) — безвредная для здоровья масса, которая легко подвергается изменениям в процессе лепки. Изделия из пластики не деформируются при транспортировке и не подвер­жены влиянию внешних факторов (тепло, холод, вода), что нельзя сказать о простом пластилине. Также изделия из пластики в отличие от изделий из пластилина могут отвердеть, что придаст им проч­ность. Пластификация вещества может производиться в домашних условиях: в горячей воде или духовом шкафу. Обычно это материал одноцветный, но может быть и цветным. Масса хорошо размягчает­ся руками, легко формуется. При желании можно получить другой цветовой оттенок, перемешав цветные кусочки пластики. Цвет не теряет интенсивности даже при тепловой обработке.

После термической обработки изделие можно расписывать, по­крывать лаком, шлифовать и сверлить. Возможно декорирование пластилиновой поверхности бисером, семенами растений, природ­ным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится сочетание приемов при выполнении изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана выполняются с помощью пластилинографии.

Материалы для пластилинографии:

  1. Пластилин (скульптурная масса или моделин).

  2. Стеки различной формы и размера.

  3. Дощечка для лепки.

  4. Основа для работы (плотный картон, ДВП, ДСП или стекло).

  5. Краски гуашевые или акриловые.

  6. Акриловый лак.

Этапы выполнения изделия в технике пластилинографии:

    1. Выполнение эскиза будущей работы.

    2. Перенос эскиза на основу.

    3. Заполнение фона пластилином, смешение оттенков (если ра­бота будет полихромной).

    4. Выполнение деталей в работе. Можно использовать плоскост­ной метод рисования, когда пластилин полностью размазывается на основе, а можно выполнить детали рельефным способом, делая изображение полуобъемным.

    5. Выправление изображения с помощью стеки, подчеркивание композиционного центра.

    6. Раскрашивание работы, если это необходимо.

    7. Покрытие лаком.


Мукосоль
Мукосоль — удивительный материал, пластические свойства которого издавна отмечали в народе. Его использовали для лепки самых разных фигур (рис. 50).



Рис. 50. Мукосоль
Он приятен на ощупь, пластичен, мягок, нежен, совершенно безвреден с точки зрения экологии и аллергенов; легко отмыва­ется и не оставляет следов. При правильном замесе мукосоль не крошится, не трескается, долго сохраняется. У этого материала прекрасная лепкость.

Тесто — единственный «живой» материал, который изменяет форму после прикосновения к нему, слегка «подходит» (увеличива­ется в объеме) и выравнивает форму вылепленной вещи. Поделки из соленого теста можно расписывать и покрывать лаком. Окрасить можно и само тесто, добавив краситель при замешивании. С гото­вым изделием можно играть без боязни, что оно потеряет форму. Однако поделки из теста хрупки: при небрежном обращении бьются и ломаются.

Из муки и воды еще в глубокой древности люди готовили про­стейшую еду — лепешки, которые обжигали на раскаленных камнях или коптили над углями. В процессе изготовления таких лепешек были подмечены пластические свойства теста, поэтому его стали использовать для выполнения предметов быта, разнообразных украшений.

Так, в Германии и Скандинавских странах была налажена целая сеть изготовления сувениров из соленого теста (венки, подковы, медальоны), которые не только украшали дом, но и служили оберегом. В странах Восточной Европы мукосоль служила основным материалом для изготовления панно.

В Китае в XVII в. большой популярностью пользуются куклы- марионетки, которые выполняли из мукосоли. А Эквадор стал одним из самых популярных центров тестопластики.

На Руси соленое тесто появилось после XVII в. Существовала традиция дарить сувениры из теста и делать из него елочные игруш­ки на рождественскую ель. Темы для изделий из мукосоли были разнообразны. Без поделок в технике тестопластики не обходился ни один праздник.

В прошлом веке соленое тесто было забыто, и только в последние два десятилетия эта техника вновь приобрела свою актуальность как среди детей, так и среди взрослых.

У техники лепки из соленого теста есть несколько названий: мукосоль, тестопластика, архангельская керамика и биокерамика. Последнее название появилось благодаря тому, что для изготов­ления фигурок стали использовать исключительно натуральные материалы.

Выделяют несколько видов мукосоли.

Первый — монохромная мукосоль — означает использование соленого теста естественного цвета, без предварительного окра­шивания. Окрасить его можно позже, когда изделие будет уже подсушенным.

Двухцветная мукосоль подразумевает применение двух оттенков. Первый — естественный, второй — получается путем добавления в мукосоль какао-порошка.

Полихромную мукосоль предварительно окрашивают с помощью пищевых красителей.

Материалы для мукосоли:

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 29

2.По характеру использования масштабных форм: 32

( Борев Ю.Б. Эстетика: в 2 т. — Смоленск, 1997. — Т. 2.) 32

3.По степени духовно-эстетической ценности: 32

2.По назначению: 52

мебель; 52

ткани, гобелены, ковры; 52

орудия труда; 52

оружие; 52

одежда и украшения; 52

игрушки; 52

кулинарные изделия. 52

3.По функциональной роли: 52

4.По технологии изготовления: 52

  1. Масло растительное.

  2. Стеки различных размеров и формы.

  3. Дощечки для лепки.

  4. Краски гуашевые или акриловые.

  5. Пищевые красители.

  6. Формочки.

  7. Скалка.

  8. Чесночница.

  9. Пустые стержни от ручек.

  10. Мелкие бусинки, бисер, пуговицы и т.д.

Существует несколько рецептов приготовления мукосоли:

  • рецепт № 1: мука пшеничная — 2 стакана, соль «Экстра» — 1 стакан, вода — 3/4 стакана;

  • рецепт № 2: мука пшеничная — 1 стакан, соль — 2 стакана, сухой обойный клей — 1 столовая ложка, вода — около 1 стакана;

  • рецепт № 3: мука — 2 чашки (около 200 г), соль — 1 чашка (около 200 г), вода — 3/4 чашки (около 125 мл);

  • рецепт № 4 (для тонких работ): мука — 300 г, соль — 200 г, гли­церин — 4 столовые ложки, клей для простых бумажных обо­ев — 2 столовые ложки, смешанные со 125—150 мл воды. Для замеса лучше использовать миксер: это упростит задачу, да

и тесто получится качественнее;

  • рецепт № 5: мука — 2 стакана, в муку можно добавить полстака­на сухого крахмала, соль — 1 стакан, вода — 1 неполный стакан (можно добавить 2 столовые ложки клея ПВА).

Чтобы соленое тесто не рвалось и не крошилось во время лепки, его нужно хорошо вымешивать и разминать, пока оно не станет эластичным.

Подкрашивать соленое тесто можно пищевыми красителями, акварелью или гуашью. Окрашивать можно и еще не готовое тесто, вводя краситель при замесе, и уже готовое изделие — по поверх­ности.

Шоколадный цвет получается при добавлении какао. Можно экспериментировать и с другими природными красителями: сажей, соком свеклы, моркови, охрой и т.д. Изделие можно подрумянить в духовке для получения естественного цвета.

При подкрашивании надо учитывать, что после высыхания цвет станет менее насыщенным, но, если покрыть поделку лаком, цвет снова станет ярче.

Этапы выполнения изделия в технике мукосоли:

    1. В широкую миску насыпать соль.

    2. Добавить воду, затем — муку. Все хорошо перемешать. Или: хорошо перемешать соль и муку, постепенно добавляя холодную воду до получения однородной массы. Приготовленное тесто не должно прилипать к рукам или крошиться, оно должно получиться эластичным и достаточно крутым.

    3. Слепить изделие.

    4. Поместить изделие в духовку для высыхания.

    5. Окрасить изделие после высыхания, если это необходимо.

    6. Покрыть изделие лаком.

Оставшееся тесто долго хранить нежелательно, так как теряется его первоначальный цвет — и оно становится сероватым.
Бумажная масса
Бумажная масса — это вид пластического материала, полу­чаемый из мелко нарезанной или порванной бумаги и густо за­варенного крахмального клейстера. Из бумажной массы можно лепить любые фигуры. При высыхании они становятся жесткими и прочными. Их можно расписать, а потом покрыть лаком, клеем или парафином.

Кроме бумажной для лепки можно использовать также опилоч- ную массу: в охлажденный мучной клейстер добавляют пищевую соду, несколько ложек столярного клея, опилки и перемешивают. Выполненные из полученной массы изделия сушат в теплом месте. Поверхность таких фигурок имеет красивую фактуру.

Существует несколько разновидностей лепки из бумажной массы.

Папье-маше по-французски — «жеваная бумага». Оно делается из кусочков бумаги и клея (рис. 51).



Рис. 51. Папье-маше

В зависимости от замысла соединять бумагу можно с помощью двух способов:

  • наклеивание кусочков бумаги слоями (маширование);

  • лепка из бумажной массы.

Способом маширования изготовляют маски, шары, бутафорские головы кукол, посуду и т.п.

Для оклеивания лучше использовать газеты или рыхлую оберточ­ную бумагу. Лучше ее разрывать на кусочки, а не резать. Если маширование производится по форме, с которой готовое изделие будет сниматься, то эту форму предварительно смазывают вазелином. Клей можно наносить на целый кусок бумаги, от которого потом от­рывать кусочки и наклеивать. Можно смазать часть кусочков клеем широкой кистью на подносе, газете или куске линолеума, а можно и просто окунать кусочки в клей и покрывать ими форму. Кусочки нужно клеить внахлест, плотно прижимая к форме пальцами. Для кривых поверхностей нужны мелкие кусочки бумаги, а для плоских участков больше подходят бумажные полоски. Чтобы равномерно оклеить форму, можно делать один слой из черно-белых газет, а следующий — из цветных газет или оберточной бумаги. И так чередовать слой за слоем. Нельзя делать сразу много слоев (только 2 — 3). Предыдущие слои должны хорошо просохнуть. Количество слоев зависит от необходимой жесткости изделия.

Для большей прочности изделие можно не снимать с формы. Сушить его нужно при комнатной температуре, так как при на­гревании (к примеру, на радиаторе парового отопления) оно может деформироваться и высыхать неравномерно.

Для придания изделию большей гладкости его можно прошку- рить наждачной бумагой, а потом оклеить кусочками папиросной бумаги или бумажными салфетками, хорошо их разглаживая.

Если для наклеивания используется готовая форма, то после оклейки и просушки изделие нужно снять с формы, проведя тупым ножом между формой и папье-маше.

Если оклеивался шар или другой объемный предмет, то полу­ченную оболочку нужно разрезать пополам (или на большее коли­чество частей — по необходимости). В этом случае изделие нужно будет склеить при помощи бумажных или тканевых полос по всем направлениям.

Если форма должна быть довольно объемная, а времени на про­сушку немного, то можно «набрать» объем, используя комки и жгу­ты из мятой газеты или другие легкие предметы. Их наклеивают на имеющуюся поверхность при помощи клейкой ленты и затем облепляют бумажной массой.

Лепка из бумажной массы (рис. 52) осуществляется следующим образом. Для приготовления массы газеты (туалетную бумагу) нуж­но нарвать или нарезать мелкими кусочками (размером 1,5 * 1,5 см) и замочить в горячей воде, затем отжать, разорвать на мелкие ку­сочки и небольшими порциями смешать в миксере с клейстером или клеем. Все хорошо вымесить. Готовая смесь должна немного липнуть к рукам. Такая масса может храниться в полиэтиленовом пакете в холодильнике и употребляться по мере надобности. Если при хранении масса станет жидкой, ее нужно отжать и добавить еще клея.



Рис. 52. Лепка из бумажной массы
Если используют форму, то ее предварительно смазывают вазелином. Затем берут небольшие кусочки массы, разминают в лепешечки и раскладывают по форме, хорошо придавливая по всей поверхности. Разглаживают слой, чтобы он был более-менее равномерным и не было просветов. Каждый слой нужно хорошо просушить. Слои не должны быть толстыми, так как иначе масса высохнет только сверху, а внутри может загнить.

Из бумажной массы можно делать невысокие рельефы. Для продавливания линий, ямок и прочих углублений в рельефе можно использовать черенки от кисточки, тупые ножи, ложки.

Изделия, выполненные из бумажной массы, можно окрасить, не дожидаясь, пока они высохнут, а затем покрыть лаком.

Когда изделие просушено, снято с формы, его нужно протереть изнутри от вазелина, загрунтовать сверху водоэмульсионной кра­ской, просушить и расписать красками — гуашью с добавлением клея ПВА, цветной тушью. Окрашенное и просушенное изделие можно покрыть лаком. Тогда появится красивый блестящий слой, и к тому же краска будет хорошо закреплена. Лак может быть различным: полиуретановым, масляным паркетным, нитроцеллюлозным. Для небольших поверхностей можно использовать про­зрачный (а в некоторых случаях и цветной) лак для ногтей. Можно также покрыть все изделие несколько раз клеем ПВА. Блеск при этом будет в отличие от лака более матовым.

Материалы для бумажной массы:

  1. Бумага (туалетная, газетная) или мелкие опилки, ячейки из-под яиц.

  1. Вода.

  1. Миска.

  2. Клей ПВА или клейстер.

  3. Красители.

  4. Краски гуашевые или акриловые.

  5. Стеки разной формы и размеров.

  6. Дощечки для лепки.

  7. Каркас (любая емкость или основа).

  8. Миксер (при необходимости).

Рецепт клейстера для бумажной массы:

    1. В миске взбить венчиком чашку муки с чашкой воды.

    1. Добавить еще две чашки воды и хорошо перемешать, чтобы не было комков.

    1. Перелить смесь в кастрюлю и довести до кипения, непрерывно помешивая. Дать полностью остыть.

    2. Для хранения плотно укутать клейстер полиэтиленовой плен­кой и поставить в холодильник. Он может стоять несколько дней.

Можно приготовить смесь из бытового клея ПВА с водой (2:1) или купить нетоксичный клейстер.

Рецепт папье-маше:

      1. Сложив газету в несколько слоев, нарезать или нарвать ее на квадраты размером 1,5 х 1,5 см.

      1. Уложить их свободно в кружку доверху.

      1. Бумагу можно положить в миксер. Покрыть водой и смеши­вать небольшими порциями. Можно замочить бумагу в горячей воде и через 3 ч размесить для получения массы.

      2. Сцедить воду через сито.

      3. Положить массу в миску. Добавить столовую ложку смеси клея с клейстером.

      4. Хорошо все вымесить. Добавить больше клеящей смеси, пока масса не начнет немного липнуть. Хранить массу в полиэтиленовом пакете в холодильнике.

Этапы выполнения изделия в технике лепки из бумажной массы:

        1. Приготовление бумажной массы.

        1. Нанесение массы на основу или каркас.

  1. Шлифовка изделия с помощью наждачной бумаги.

  2. Покрытие изделия грунтом.

  3. Раскрашивание изделия красками.

  4. Покрытие изделия лаком.


Лепка из глины и пластики
Одними из самых распространенных пластических материалов по праву считаются пластилин и глина. Однако сегодня стал попу­лярен такой материал, как пластика, который по своим свойствам очень напоминает глину, но имеет свои отличительные особенности.

Изделия, получаемые при работе с глиной и пластикой, можно было бы обозначить как керамику. Керамикой признаются изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с ми­неральными добавками, изготовляемые при высокой температуре с последующим охлаждением.

Говоря о становлении специфики обработки глины, нужно от­метить, что еще в эпоху мезолита люди обратили внимание на то, что глина при увлажнении становится мягкой, и поэтому из нее удобно лепить разные предметы. Оставленный на глинистой почве след от ноги привел человека к мысли о лепке как способе создания различных сосудов.

Техника обжига также была открыта случайно. Обмазанную глиной корзину, которая намокла от дождя, оставили у огня, что­бы просушить, после чего поверхность корзины стала прочной и водонепроницаемой. Так были открыты новые свойства глины, благодаря чему сосуды стали пригодными для хранения жидкости и пищи.

Со временем изготовление глиняной посуды не потеряло своей актуальности, но технология изготовления претерпела некоторые изменения, которые касаются не столько этапов создания керами­ческих изделий, сколько их предназначения. Расширился диапазон функционального назначения изделий из глины. Их использовали в быту, при украшении архитектурных сооружений, для создания произведений скульптуры, изготовления сувениров и т.д.

В настоящее время на основе синтеза свойств глины и пласти­лина появился новый материал — пластика, также известный как полимерная глина. Это синтетическая масса, которая по своим свойствам напоминает пластилин, но при обработке приобретает свойства глины. В основном из пластики делают украшения, брело­ки, небольшие скульптуры, различные предметы дизайна. Преимущества пластики в том, что она лучше держит форму, не прилипает к рукам и почти не пачкает их. При этом изделия сохраняют проч­ность и могут долго служить.

Существует два вида пластики: самозастывающая пластика, не требующая дополнительной обработки, и пластика, которой необ­ходима тепловая обработка.

После вскрытия упаковки пластику необходимо полностью ис­пользовать, иначе она засохнет и будет не пригодна для дальнейшей работы. Если же все-таки пластика осталась после работы, то ее можно поместить в полиэтиленовый пакет и положить в теплую воду на срок не более 2 дней. После этого ее обязательно нужно использовать.

Отличие пластики от глины и пластилина в том, что она тверже пластилина и труднее разминается в начале работы, детали, вы­полненные из пластики, хуже присоединяются друг к другу, если пластику плохо подготовить к работе.

Материалы для работы с глиной:

  1. Глина (белая, серая, серо-зеленая, голубая, терракотовая).

  2. Стеки различного размера и формы.

  3. Станок для выполнения круглой скульптуры или рельефа. Воз­можно использование гончарного круга для изготовления посуды.

  4. Вода в емкости для обмазывания изделия.

  5. Влажная и сухая тряпочки.

Этапы выполнения изделия из глины (рис. 53):

  1. Составить эскиз будущей работы.

  2. Разместить комок глины на станке.

  3. Используя различные приемы лепки, создать пластический образ, отраженный в эскизе.

  4. При работе с глиной периодически смачивать водой изделие, протирать руки, сглаживать поверхность.

  5. Просушить изделие либо на открытом воздухе, либо в муфель­ной печи для обжига.

  6. После обжига раскрасить изделие темперными или акрило­выми красками (можно использовать гуашь).

  7. Покрыть поверхность акриловым лаком.

  8. Для глазурирования покрыть изделие глазурью (краска, сме­шанная с глиной), обжечь его в печке, затем покрыть лаком.



Рис. 53. Лепка из глины
Материалы для работы с пластикой:

    1. Доска (фанера, дерево и т.д.).

    2. Бумага (для уже готовых изделий или деталей).

    3. Емкость с водой.

    4. Влажные салфетки.

    5. Нож, стеки.

    6. Деревянная, тонко наточенная палочка (например, шпажка или карандаш).

    7. Зубочистки.

Этапы выполнения изделия из пластики (рис. 54):

  1. Составить эскиз будущей работы.

  2. Отрезать стекой или ножом кусочек пластики, необходимый для основной части изделия.

  3. Смочить кусок пластики и руки водой.

  4. Сформировать из кусочка пластики вращательным и движе ниями ладоней шар.

  5. Положить шар на деревянную доску, прижать его, образуя плоскую основу будущего изделия.

  6. Аккуратно наметить пальцами контуры образа.

  7. Вытянуть детали образа.

  8. С помощью зубочистки сделать контуры более четкими, про рисовать детали.

  9. Смоченными в воде пальцами сгладить все неровности

  10. Дождавшись полного затвердевания изделия, раскрасить его акриловыми красками. Это можно сделать как в реалистичной манере, так и используя стилизацию.

  11. Роспись стоит выполнять акриловыми красками или какими- либо другими, но обязательно предназначенными для глины или пластики.

  12. После высыхания красок изделие можно покрыть лаком.




Рис. 54. Лепка из пластики

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ


  1. Разработайте презентацию по одной из техник работы с пла стическими материалами.

  2. Выполните изделие в технике пластилинографии (плоскостной или полуобьемной).

  3. Выполните изделие в технике мукосоли (монохромной и по лихромной).

  4. Выполните изделие в технике папье-маше.

  5. Выполните изделие в технике лепки из бумажной массы.

  6. Выполните изделие из глины (реалистичное или стилизован ное).

  7. Выполните изделие из пластики.


Глава 11. ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА

Бросовый материал сегодня является одним из самых распро­страненных для воплощения дизайнерских решений, поскольку не требует больших финансовых вложений. Материал находится под рукой.

Бросовый материал доступен любой возрастной категории. Это делает его востребованным в том числе и в дошкольных образова­тельных организациях и школе.

Из бросового материала возможно создание конструктивных и аппликационных образов различной сложности и имеющих раз­ное функциональное назначение.

Сложно сказать, когда именно стали активно использовать бросовый материал. Но если рассуждать логично, то изделия из бросового материала могли появиться тогда, когда этот материал был в изобилии, а именно когда был налажен выпуск различных упаковок (картонных, стеклянных, пластмассовых и т.д.). По мере того как возрастала мощь промышленности, увеличивалось коли­чество вариантов выполнения изделий из бросового материала. Можно сказать, что актуальным этот материал мог стать в начале XVIII в. Его преобразователями были люди среднего класса, кре­стьяне, простые мастеровые.

Первоначально бросовый материал использовали от нужды. Многим людям были недоступны дорогостоящие материалы, ко­торые шли на производство различных предметов, необходимых для жизнедеятельности, поэтому в бросовом материале народные умельцы находили аналог.

Путем несложных манипуляций и преобразований появлялись различные шкатулки, рамки, сувениры, посуда, обувь, аксессуары и многое другое.

Бросовый материал можно разделить на следующие виды:

  • бумажно-картонный: упаковочный картон (самый лучший кар­тон — это картон, который имеет цветную поверхность как внутри, так и снаружи картонного листа), бумажные тарелки, стаканчики, фантики, оберточная бумага и пр.;

  • хлопкосодержащий: ватные палочки, ватные диски, вата, бинт и т.д.;

  • полимерный: пластиковые бутылки, пластиковая посуда, пласт­массовые пуговицы, пробки, крышки, целлофановые пакеты, поролон, пузырьковая пленка, капсулы от киндер-сюрприза и т.д.;

  • деревянный: катушки от ниток, деревянные пуговицы, спички, коробки и т.д.;

  • резиновый: воздушные шарики, резинки для волос, перчатки, шины от колес и т.д.;

  • металлический: колечки для ковров, цепочки, скрепки, прово­лока и т.п.

Поделки из бумажно-картонного материала более интересны по сравнению с другими видами поделок. Такой материал доступен, и обрабатывать его несложно. Если, например, выполнять панно из ореховой скорлупы, то сначала нужно набрать большое ее ко­личество. А бумага всегда под рукой: и дома, и на работе. Чтобы выполнить поделку из бумаги, не требуется много инструментов. Разнообразие же бумажно-картонных поделок очень велико.

Материалы для работы с бросовым материалом:

    1. Бросовый материал.

    2. Белый картон.

    3. Цветная бумага.

    4. Полиэтиленовые папки-уголки.

    5. Ножницы.

    6. Клей (ПВА, «Момент»), клеевая кисть.

    7. Двусторонний и малярный скотч.

    8. Степлер.

    9. Краски (гуашевые или акриловые), кисти для рисования (син­тетические № 2, 5 и круглая малярная № 1).

    10. Стаканчик с водой.

    11. Влажные салфетки.

      1. Пластилин.

      2. Ложементы (блистеры от таблеток).

Представленные далее (с. 168—178) рис. 55 — 90 иллюстрируют различные варианты выполнения изделий из бросовых материа­лов.
Бумажно-картонный материал
Поделки из бумажных тарелок



Рис. 55. Дракончик Рис. 56. Рыбки
Поделки из упаковочного и гофрированного картона


Рис. 57. Камин Рис. 58. Кактус
Поделки из фантиков


Рис. 59. Три друга зимой



Рис. 60. Куклы


Материал, содержащий хлопок
Поделки из ватных палочек



Рис. 61. Черепаха Рис. 62. Ромашки
Поделки из ватных дисков

Рис. 63. Овечка Рис. 64. Букет роз

Полимерные материалы
Поделки из пластиковой посуды



Рис. 65. Лилия Рис. 66. Слоник


Рис. 67. Снеговик Рис. 68. Веер

Поделки из пуговиц и пробок

Рис. 69. Наволочка Рис. 70. Рамка для зеркала


Рис. 71. Лошадка Рис. 72. Корзина


Поделки из капсул от киндер-сюрприза

Рис. 73. Цыпленок Рис. 74. Букет цветов
Поделки из поролона

Рис. 75. Аппликация Рис. 76. Птичка

Деревянный материал
Поделки из спичек


Рис. 77. Тележка Рис. 78. Чашка с блюдцем
Поделки из деревянных катушек



Рис. 79. Куклы


Рис. 80. Рамка для фото
Резиновый материал
Поделки из воздушных шариков

Рис. 81. Медвежонок Рис. 82. Пчела
Поделки из резиновых шин


Рис. 83. Качели


Рис. 84. Скульптура лебедя

Металлический материал
Поделки из ковровых колечек, цепочек и скрепок


Рис. 85. Закладки для книг Рис. 86. Серьги


Рис. 87. Цветы Рис. 88. Ожерелья
Поделки из проволоки



Рис. 89. Листья Рис. 90. Браслет
Заключение

На протяжении всей истории человечество использовало в различных сферах жизнедеятельности как можно больше материалов. Для этого были придуманы разные технологии, приемы, способы. Данное учебное пособие позволяет будущим педагогам овладеть рядом техник работы с некоторыми материалами, которые сегодня остаются востребованными не только в профессиональном искусстве, но и в работе с дошкольниками.

Практикум является одним из вариантов в профильной подготовке студентов педагогических колледжей. Овладение студентами приемами работы с материалами не только обогащает их духовно, но и готовит к практической деятельности с детьми, делает их конкурентоспособными в современных условиях развития дошкольного образования, что является одной из форм социальной защиты учащихся, входящих в мир новых социально-экономических отношений.

Список рекомендуемой литературы

  1. Анисимова Л. Н. Основы дизайна, основы теории и методологии дизайна, история дизайна, графический дизайн, промышленный дизайн: учеб.-метод, комплекс специальных дисциплин предметной подготовки и специализа­ции «Дизайн и художественная обработка материалов»: специальность 050502.65 «Технология и предпринимательство». — М., 2009.

  2. Антоначчо М. Декупаж: Салфеточная техника: пер. с итал. — М., 2013.

  3. Барыкина Е.К. Лепка. — М., 1998.

  4. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. — М., 1989.

  5. Бойко Е.А., Чебаева С. О. Квиллинг и декупаж. — М., 2012.

  6. Кранкалиене Н., Шомкиене Л., Михайленко Н. Большая книга женских рукоделий: изготовление плюшевых мишек, бисероплетение, роспись по стеклу и ткани, декупаж, сухое и мокрое валяние из шерсти, мозаика, скрапбукинг, комбинированные техники. — М., 2013.

  7. Борев Ю.Б. Эстетика. — М., 2002.

  8. Бурундукова Л. И. Волшебная изонить. — М., 2012.

  9. Ванслов В. В. Эстетика и изобразительное искусство: статьи о произ­ведениях и художниках. — М., 2007.

  10. Векслер А. К. Коллаж: учеб.-метод. пособие. — СПб., 2012.

  11. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств: Проблема эволю­ции стиля в новом искусстве / пер. с нем. А. А. Франковского; вступ. ст. Р. Пельше. — М„ 2002.

  12. Витвицкая М. Э. Икебана, аранжировка, флористика. Искусство состав­ления букетов. — М., 2007.

  13. Водополова Н.А. Декупаж от азов к совершенству: 20 полезных мастер- классов. — М., 2013.

  14. Голубева О. А. Основы композиции. — М., 2004.

  15. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. — М., 2013.

  16. Дубровская Н.В. Коллаж: нагл.-метод. пособие. — СПб., 2013.

  17. Елисеева А. В. Скрапбукинг: стили и техники в скрапбукинге, мастер- классы по созданию оригинальных изделий, инструменты, материалы и украшения. — М., 2011.

  18. Зеньковский В. В. Психология детства. — М., 1996.

  19. Зыкрянова И. М. Художественная обработка: кожи, меха, флока, пуха и других материалов: аксессуары, настенные картины и панно: курс об­учения, идеи, модели, мастерство: учеб. пособие. — Курган, 2008.

  20. Кандинский В. В. Точка и линия на плоскости. К анализу живописных элементов: пер.с нем. — СПб., 2005.

  21. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавании в школе: учебник для студентов сред. спец. учеб. заведений и худож.-граф фак. пед. ин-тов и ун-тов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М., 1998.

  22. Куревина О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей до­школьного и школьного возраста. — М., 2003.

  23. Лыкова И. А. Лепим, фантазируем, играем. — М., 2000.

  24. Медведев Л. Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку. — М., 1981.

  25. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З.Н. Художник в каждом ребенке: цели и методы художественного образования: метод, пособие. — М., 2008.

  26. Мелик-Пашаев А. А., Адаскина А. А., КудинаГ.Н. и др. Методики исследо­вания и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей: метод, рекомендации для педагогов общеобразоват. школ. — Дубна, 2009.

  27. Михеева А. В. Скрапбукинг: изысканные подарки своими руками. — М.; Ростов н/Д, 2013.

  28. Некрасова Г.Н., Клишева Н.Л. Художественная обработка материалом (вышивка): традиционные и информационные технологии: учеб.-метод, комплекс для студ. вузов, обучающихся по специальности 050502.65 «Тех­нология и предпринимательство». — Киров, 2005.

  29. Нижибицкий О. Н. Художественная обработка материалов: учеб. пособие для студ., обучающихся по специальности 052300 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». — СПб., 2007.

  30. Соломенникова О. А. Радость творчества. — М., 2005.

  31. Фохт-Бабушкин Ю. У. Художественная культура: проблемы, изучение и управление. — М., 1986.

  32. Халезова Н. Б. Декоративная лепка в детском саду: пособие для вос­питателя. — М., 2005.

  33. Хогарт У. Анализ красоты: пер. с англ. — М., 1987.

  34. Шнуровозова Т. В. Лучшие поделки своими руками: бисер, оригами, со­леное тесто, поделки из природных материалов. — Ростов н/Д, 2011.

  35. Энциклопедия популярного рукоделия: вязание крючком, вышивка лентами, бисер, оригами: издание для досуга / Н.Г.Шульгина и др. — М., 2010.

  36. Юсов Б. П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество: очерки по истории, теории и психологии художественного воспитания детей. — Магнитогорск, 2002.


Оглавление

Предисловие ……………………………………………………………………………..

РАЗДЕЛ I. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Глава 1. Выразительные средства живописи как вида искусства………………

1.1. Понятие живописи…………………………………………………………………

1.2. Цвет как основное выразительное средство живописи…………………………

Глава 2. Выразительные средства графики как вида искусства………………...

2.1. Понятие графики………………………………………………………………….

2.2. Рисунок как основное выразительное средство графики……………………….

Глава 3. Выразительные средства скульптуры как вида искусства……………

3.1. Понятие скульптуры……………………………………………………………...

3.2. Основные выразительные средства скульптуры……………………………….

РАЗДЕЛ II. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА

Глава 4. Выразительные средства архитектуры как вида искусства...................

4.1. Понятие архитектуры……………………………………………………………

4.2. Основные выразительные средства архитектуры…………………………….

4.3. Архитектурные формы. Виды архитектурных форм…………………………

Глава 5. Выразительные средства дизайна как вида искусства…………………

5.1. Понятие дизайна…………………………………………………………………

5.2. Основные выразительные средства дизайна…………………………………..

Глава 6. Выразительные средства народного декоративно-прикладного искусства………………………………………………………………………………...

6.1. Понятие декоративно-прикладного искусства………………………………...

6.2. Основные выразительные средства народного декоративно-прикладного искусства………………………………………………………………………………

РАЗДЕЛ III. ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ

Глава 7. Технология обработки бумаги и картона………………………………...

7.1. Классификация и свойства бумаги ……………………………………………..

7.2. Художественные техники обработки бумаги………………………………….

Декупаж……………………………………………………………………………

Выцинанка…………………………………………………………………………

Квиллинг…………………………………………………………………………..

Оригами…………………………………………………………………………….

Коллаж …………………………………………………………………………….

Бумажное макетирование…………………………………………………………

Скрапбукинг……………………………………………………………………….

Плетение из бумаги……………………………………………………………….

Глава 8. Технология обработки природного материала…………………………..

8.1. Классификация и свойства природного материала……………………………

8.2. Художественные техники обработки природного материала………………..

Осибана…………………………………………………………………………….

Икебана…………………………………………………………………………….

Лозоплетение ………………………………………………………………………

Рисование песком………………………………………………………………….

Глава 9. Технология обработки ткани и войлока………………………………….

9.1. Классификация и свойства ткани и войлока…………………………………...

9.2. Художественные техники обработки ткани и войлока……………………….

Валяние…………………………………………………………………………….

Вышивка нитками…………………………………………………………………

Вышивка лентами…………………………………………………………………

Пэчворк…………………………………………………………………………….

Батик……………………………………………………………………………….

Изонить…………………………………………………………………………….

Глава 10. Технология обработки пластического материала…………………….

10.1. Классификация и свойства пластических материалов……………………….

10.2. Художественные техники обработки пластического материала…………..

Пластилинография………………………………………………………………...

Мукосоль…………………………………………………………………………..

Бумажная масса……………………………………………………………………

Лепка из глины и пластики……………………………………………………….

Глава 11. Технология обработки бросового материала…………………………

Заключение …………………………………………………………………………..

Список рекомендуемой литературы……………………………………………….

4

6

6

11

16

16

18

23

23

28

31

31

32

34

43

43

47
49

49
52
56

56

57

57

58

60

62

65

67

68

71

73

73

75

75

76

77

79

81

81

82

82

85

86

88

90

93

98

98

100

100

102

104

107

110

120

121


Учебное издание
Погодина Светлана Викторовна
Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству
Учебное пособие

Редактор Л. В. Медведева Компьютерная верстка: Л. М. Беляева Корректор Н. В. Козлова

1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


написать администратору сайта