Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству учеб пособие С. В. Погодина. М. Издательский центр Академия, 2015. 208 с
Скачать 3.89 Mb.
|
Глава 6. Выразительные средства народного декоративно-прикладного искусства 6.1. ПОНЯТИЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА Народное декоративно-прикладное искусство определяется как вид искусства, направленный на создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественную обработку утилитарных предметов (утвари, мебели, ткани, орудий труда, одежды, игрушек и т.д.). В отличие от других видов искусства оно имеет прямое отношение к традициям народной культуры, поскольку в ней содержится весь потенциал народа, складывавшийся веками и передающийся из поколения в поколение. Декоративно-прикладное искусство представляет собой большое социальное и художественное явление, которое называют «наглядным и морально-эстетическим кодексом народа». (КанцедикасА.С. Народное искусство. — М., 1975. — С. 170.) Народное искусство выполняет декоративную и прикладную функции. В связи с этим выделяются два направления: городские художественные ремесла; народные художественные промыслы. Народному искусству присущи такие основополагающие черты, как синкретичность (нерасчлененность), высокое эстетическое качество произведений, традиционность, коллективизм, глубина содержания, реализм, что определяет его доступность детям. Синкретичный характер народного искусства отмечали многие исследователи: Г.К.Вагнер, В.С.Воронов, И.Я.Богуславская, А.С.Канцедикас, М.А.Некрасова и др. Синкретизм обусловлен целостностью, нерасчлененностью различных сторон культуры народа, сущность которой сохранялась и передавалась на протяжении многих тысячелетий, так что и сегодня мы можем наблюдать ее традиции, демонстрирующие высочайшие художественные достижения. Синкретизм изначально отрицает какую бы то ни было противоречивость, так как содержит широкую систему внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей различных элементов. Здесь не может быть противоречий между старыми и новыми явлениями в культуре, противопоставлений между материальными и духовными основами культуры, которая составляет интегральную целостность, находящуюся в гармоническом развитии. Любое изменение целого сказывается на всех частностях. Нововведения в частном столь же неизбежно отражаются на облике целого. Народному искусству присущ также коллективизм. В. С. Воронов назвал его искусством «коллективного гения», в котором от привычек, сложившихся у народа, рождается характер, определяющий его творчество. Из поколения в поколение, от отца к сыну, от мастера к ученику передается многовековой опыт народного искусства. Благодаря коллективизму становилось возможным создавать произведения высокого уровня. В этом случае возникают отточенность и совершенство. Однако коллектив и личность в народном искусстве никогда не противопоставляются, так как в любом произведении народного искусства выражаются творчество конкретного мастера, его индивидуальность и общая направленность коллектива. Коллективность народного декоративно-прикладного искусства — составная часть общего быта, когда каждый может проявить свою индивидуальность. Народное искусство — это «живая традиция», опирающаяся, по определению М.А. Некрасовой, на «три главные основы: во-первых, историческую, социальную, так как народное искусство есть продукт развития общества. Во-вторых, бытовую, поскольку разными функциями — от утилитарной до духовной — оно связано с жизнью народа и необходимо ему. В-третьих, природное окружение, которое дает сильнейший творческий импульс, рождает чувство прекрасного». (Цит. по: Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. — М., 1996. — С. 14—15.) Народное искусство, связанное с жизнью народа, дает богатейшую почву для научения человека у природы и одновременно с этим способствует преобразованию ее в процессе творчества, создавая новую человеческую предметную среду. Традиционность народного искусства обусловлена каноничностью, которая, с одной стороны, характеризуется соблюдением традиций, представляющих собой целостную систему, с другой — находится вне канонов, так как само искусство возникает благодаря насущным и духовным потребностям людей, раскрывая сферу индивидуальности. Обе эти стороны позволяют выделить объективные и субъективные факторы в развитии народного искусства. Объективность связана с реальными условиями каждой конкретной местности, в которой живет и творит тот или иной народ. Субъективность обусловлена индивидуальностью художественно-эстетического отношения конкретного мастера к опыту его народа, на основе чего создается новое произведение, интерпретирующее народные традиции. Коллективизм и традиционная преемственность производственных навыков, общий опыт, синтезирующийся на этой основе, эстетический вкус позволяют достичь определенных высот профессионализма каждому последующему поколению мастеров. Народное декоративно-прикладное искусство отличается глубиной содержания. В нем заключается все то важное, что есть в творчестве народа: мысли, чувства, переживания, которые находят отражение в отдельных произведениях. Иногда по элементу росписи можно судить о культурно-историческом периоде в развитии народа, повлиявшем на выделение этого элемента. Поэтому каждый мотив, узор наполнен глубоким содержанием, отраженным в знаках и символах искусства, несущих в себе информацию, обращенную к зрителю. Определению свойств в предмете искусства помогает ассоциативная способность нашего мышления, наших чувств. «Основой ассоциаций, наполняющих образ содержанием, выступают социальные, национальные черты, степень выражения эстетического идеала, степень психологизации образа». (Кузин В. С. Психология: учебник. — М., 1997). Сказочная, образная содержательность как качество народного декоративно-прикладного искусства подтверждает педагогическую целесообразность приобщения к нему детей. Еще одна из важных черт народного декоративно-прикладного искусства — реальность, заключающаяся в его многовековой актуальности. Каждая эпоха открывает в нем новые стороны, позволяющие включать его в жизнедеятельность человека и сегодня. Декоративно-прикладное искусство — многофункциональное явление. Практическая, обрядовая, эстетическая, идейно-смысловая, воспитательная функции находятся в неразрывном единстве. Однако основная функция изделий — быть полезными и красивыми. На синтезе полезного и красивого долгое время строилось декоративно-прикладное искусство. Такое отношение бытовало до тех пор, пока не появился дизайн, который сначала, как и народное декоративно-прикладное искусство, отличался практичностью, а затем приобрел и эстетичность. Понимание красоты связано со стилем народного искусства, что является основополагающим в искусствe любой нации. Красота как философско-эстетическая категория в народном ис- кусстве имеет вполне реальные формы отражения. То, что в произведении мы считаем красивым, создается благодаря выразительным средствам, которые удачно комбинирует мастер в соответствии с традициями определенного промысла или ремесла. Наиболее яркими средствами выступают колорит, форма, ритм, которые изначально подмечались в природе и только потом находили отражение в произведениях народного искусства. Чувство красоты у крестьянина основывалось не на эстетическом созерцании, а на практической деятельности, связанной с преобразованием материалов. В этом случае идеалом красоты становилась не утонченная хрупкая форма, а форма целостная, практичная и полезная. Виды произведений народного декоративно-прикладного искусства также выделяют по ряду оснований. 1. По технике: резьба — украшение изделия путем нанесения узора с помощью различных резцов и ножей; применяется при работе с деревом, камнем, костью; роспись — украшение наносится красящими веществами на подготовленную поверхность. Виды росписи: по дереву, по металлу, по ткани; вышивка — выполняется иглами и различными по структуре и характеру нитками, при этом рисунок наносится на ткань. Виды вышивки: по сетке, крестиком, гладью, вырезная (ткань вырезается в виде узора, который впоследствии обрабатывается различными швами), наборная (выполняется красными, черными нитками с добавлениями золотистых и синих тонов), верхошовная (позволяет создавать объемные узоры на больших плоскостях). Вышивка выполняется в основном ручным способом, но в последнее время все чаще появляются изделия, украшаемые с помощью вышивальных машин. Для вышивки используют не только нитки, но и бисер, стеклярус, пайетки; вязание — предполагает создание вещей из пряжи, ниток, пуха с помощью спиц и крючка; плетение — относится к технике, основывающейся на переплетении полос в виде сетки, имеющей различную конфигурацию и рисунок. Виды плетения: кружево- и бисероплетение, плетение из бересты, из лозы, из ниток (макраме), из бумаги; набойка — используется для изготовления ковров, выполняется специальными иголками, с помощью которых шерстяные нитки протягиваются через основу, создавая узор. Виды набойки: высокая (когда полотно получается объемное, сильно выступающее); средняя (высота выступающих ниток примерно 2 см); низкая (высота полотна незначительная — 1 см и ниже). По плотности выделяются следующие виды набоек: плотная, редкая, смешанная; литье — используется в работе с благородными металлами. Под действием высоких температур металл доводят до расплавленного состояния, а затем выливают в заранее подготовленные формы; чеканка — металл в нагретом состоянии разгоняется в тонкий лист, при этом не теряются его упругость и эластичность. Форма предмета создается уже в охлажденном состоянии путем разгонных молотков, вследствие чего получаются изделия выпуклой и вогнутой формы; ковка — один из способов обработки железа: ударами молота нагретой заготовке придается нужная форма; золочение — златодельная операция, при которой менее ценные металлы приобретают вид золота. Виды золочения: холодное, на огне, жидкое; скань (филигрань) — представляет собой украшение из тонких золотых или серебряных, гладких или рельефных проволок, которые сворачиваются в спирали, усики, решеточки и припаиваются к предмету; эмаль — это особый вид стекла, который окрашивают в различные цвета окисями металлов. Применяется для украшения металлических изделий, представляет собой живописное сопровождение золотого изделия; чернь — на гравированные предметы из светлого металла наносят смесь серебра с медью, серой и свинцом, составленную по определенным рецептам, а затем все это обжигают на слабом огне. Чернь представляет собой черную массу — особый сплав серебра, похожий на уголь; выдувание — техника, применяемая при работе со стеклом. Стекло, доведенное до жидкого состояния, в раскаленном виде выдувают с помощью специальных трубочек, создавая тем самым изделия любых форм; лепка — одна из распространенных техник в декоративно- прикладном искусстве, благодаря которой создаются многие игрушки, керамические изделия. По назначению: утварь; мебель; ткани, гобелены, ковры; орудия труда; оружие; одежда и украшения; игрушки; кулинарные изделия. По функциональной роли: произведения практического искусства — связаны с использованием изделий в хозяйственной, бытовой жизнедеятельности человека для получения практической пользы; произведения художественно-эстетического искусства — призваны реализовывать эстетические потребности человека; произведения досугового искусства — направлены на удовлетворение потребности человека (ребенка) в развлечениях и играх. По технологии изготовления: изделия автоматизированного производства — выполняются автоматически, по заданной программе, схеме, лекалам (тульские пряники, печатные платки и др.); изделия смешанного производства — при их изготовлении применяется и автоматизированный, и ручной труд; изделия ручного производства — выполняются только ручным способом, каждое изделие индивидуально. 6.2. ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА Народное декоративно-прикладное искусство с точки зрения материальных ценностей находит свое отражение в ряде выразительных средств. Форма позволяет объединить функциональную сторону и эстетическую, чтобы внешняя красота и изящество не отрицали практического назначения вещи и не препятствовали ее употреблению. Предметы народного искусства при восприятии не должны казаться нелепыми. Поэтому при создании любого произведения, относимого к декоративно-прикладному искусству, особое внимание следует уделять форме, так как она — один из основных компонентов, привлекающих к себе внимание. В форме закладывается несколько характеристик. Во-первых, она во многом определяет назначение предмета. Следовательно, через форму реализуются определенные потребности человека. Во-вторых, форма выражает творческий замысел мастера и раскрывает конкретную идею. В-третьих, служит неким символом, значение которого передавалось из поколения в поколение. В каждую эпоху мастера сохраняли традиционность, внося только незначительные изменения, связанные с новым прочтением символа. Основное требование к любому предмету народного искусства состоит в том, чтобы не только форма была гармонична с его функцией, но и каждая часть этого предмета отвечала бы своей формой назначению. Ценность предмета заключается в отсутствии всего лишнего, так как изначально произведения народного декоративно-прикладного искусства выполнялись с целью практического применения. Эстетическое оформление было дополнительным. Сегодня множество вещей, относимых к данному виду искусства, больше ценят за эстетику, функциональность становится второстепенной, поскольку появился дизайн, который стал выполнять практическую функцию. Декоративно-прикладное искусство по-прежнему имеет определенное практическое назначение, но все же оно — носитель традиций прошлого, показатель культуры народа. Дизайн, развиваясь исторически, представляет собой явление одномоментное, кратковременное, поскольку в его природе заложена нацеленность на будущее, а в народном искусстве — на прошлое. В народном искусстве важно соотношение назначения и материала, взаимодействие формы и функции. Материал может способствовать раскрытию сути предмета, а может нарушить его целостность и сделать непригодным для использования. Благодаря материалу мастеру удается придать материальную основу своему замыслу, однако сам материал при восприятии предмета остается на втором плане, на первый план выходит декор. Декор — завершающий момент оформления вещи. Иногда от материала зависит выбор декоративных элементов, а иногда определяющим фактором становится форма. Украшения отличают произведения народного искусства друг от друга, делают их неповторимыми и потому ценными. В декоре не бывает однотипных по форме предметов. При выполнении одного и того же орнамента сложно повторить все детали в подробностях. Приемы исполнения работы зависят от стоящих перед мастером задач. Традиционность народного искусства и технология не исключают друг друга. Все зависит от того, как используется технология в процессе создания вещи, несущей отпечаток прошлого опыта народа. Самое главное, чтобы в погоне за усовершенствованием или облегчением процесса изготовления предмета народного искусства не потерялась ее культурно-историческая уникальность. Применение новых технологий должно соизмеряться с конечным результатом, а не превращать мастера-художника в оператора. Орнамент выявляет сущность красоты природных форм, их согласия, а не противопоставления. Он непосредственно связан с предметом, придает ему недостающий смысл, вследствие чего предмет становится жизненно необходимым и приобретает эстетическую ценность. Характер орнаментальных композиций обусловлен, во-первых, задачами, которые поставил автор, во-вторых, спецификой отрасли народного искусства. Орнамент по своему характеру может выступать в качестве связующего компонента в изобразительном искусстве, так как в нем нуждается не только народное искусство, но и архитектура, декоративная живопись, скульптура, дизайн. Будучи основой художественного образа, он способствует формированию образно-пластического содержания произведения, выражает архитектонику, выстраивает пространственную структуру, образует поверхность предмета, т. е. его материальную основу. Кроме названных компонентов искусствовед В.М.Василенко выделяет еще историко-художественный аспект, раскрывающий народное искусство как мировоззренческое явление, складывающееся в ходе культурно-исторического развития любого народа. В народном искусстве сочетаются народные промыслы и городское профессиональное искусство. Это в равной степени относится к русскому и зарубежному искусству. У каждого народа искусство развивается в двух направлениях: сельские промыслы и городские ремесла. Это объединяет различные народности в их художественно-культурном развитии. В народном искусстве понятия «личность» и «коллектив» неразрывно связаны, так как за коллективным творчеством всегда стоит конкретная личность, достижения которой становятся опытом определенной группы людей. Это со временем способствует сохранению и дальнейшему развитию того или иного промысла либо ремесла. Любой коллективный опыт на протяжении своего развития углубляется, обновляется благодаря отдельной личности творца, который смог прочувствовать суть конкретного направления в народном искусстве. Творческая индивидуальность народного мастера обрисовывается тем ярче, чем глубже он познает опыт коллектива и влияет на него. По функциональному назначению в декоративно-прикладном искусстве можно выделить ряд областей, раскрывающих его суть: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, игрушки, украшения); украшение самого человека, создание художественно выполненного костюма, составляющего ансамбль вместе с головным убором, обувью и ювелирными изделиями; художественное преобразование окружающей действительности, эстетическое освоение среды человеком. ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ Составьте таблицу промыслов народного декоративно-прикладного искусства. Выполните роспись (на выбор) на плоской основе. Выполните роспись на объемной форме. Разработайте презентацию по декоративно-прикладному искусству III РАЗДЕЛ. ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ |