Главная страница
Навигация по странице:

  • Этапы выполнения изделия

  • Базовые формы квиллинга

  • Оригами

  • Коллаж

  • Бумажное макетирование

  • Материалы для бумажного макетирования

  • Скрапбукинг

  • Материалы для скрапбукинга

  • Приемы работы

  • Материалы для бумажного плетения

  • Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству учеб пособие С. В. Погодина. М. Издательский центр Академия, 2015. 208 с


    Скачать 3.89 Mb.
    НазваниеПрактикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству учеб пособие С. В. Погодина. М. Издательский центр Академия, 2015. 208 с
    Дата06.09.2022
    Размер3.89 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла362__.-_______.doc
    ТипПрактикум
    #663975
    страница8 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12
    Материалы для квиллинга:

    1. Бумажные полоски разной ширины (чаще всего 3, 4, б и 10 мм).

    2. Приспособление для закрутки лент. Для квиллинга есть спе­циальный инструмент, его можно изготовить и самостоятельно. Простейший можно сделать из круглой деревянной палочки (к при­меру, из зубочистки) и острой гобеленовой иглы с большим ушком. Нужно воткнуть острие иглы в торец палочки и продвинуть иглу так, чтобы образовалась щель. Можно взять пустой стержень для шариковой ручки и надрезать, сделав щель.

    3. Пинцет. Лучше использовать пинцеты, имеющие плоские кончики. Пинцетом удобно держать бумажную заготовку, когда на нее наносят клей и приклеивают к картону.

    4. Ножницы. Целесообразно работать маленькими ножницами с острыми кончиками.

    5. Сантиметр и линейка. Нужны для того, чтобы измерять длину бумажной полоски.

    6. Зубочистки. Применяются для нанесения клея на полоску и заготовку.

    7. Белый клей ПВА. Лучше использовать строительный клей ПВА, так как канцелярский очень жидкий — и плохо склеивает детали.

    8. Картон. Белый и цветной картон выступают в качестве основы для прикрепления деталей и фрагментов общего узора квиллинга.

    1. Устройство для нарезания бахромы. Многие базовые формы составляются из деталей, скрученных из лент, имеющих бахрому, которую можно сделать с помощью специального приспособления. Конечно, бахрому можно нарезать ножницами, но это занятие будет утомительным.

    10. Трафарет для получения заготовок. Чтобы получить одина­ковые заготовки, нужно использовать трафареты с окружностями разного диаметра. В качестве трафарета подходят линейки с окруж­ностями.

    Этапы выполнения изделия в технике квиллинга:

      1. Отмерить и отрезать бумажную ленту шириной 3, 5 или 7 мм нужной длины. Один конец бумажной полоски вставить в щель специального приспособления для квиллинга и намотать ленту в виде спирали.

      2. Приклеить конец ленты после того, как закрутили ленту в спираль, не снимая ее с приспособления. Если нужно получить более свободную деталь, нужно снять закрученную в спираль лен­ту с приспособления, разместить внутри трафарета и позволить ей раскрутиться естественным образом, затем приклеить кончик. Свободной спирали можно придать любую форму, сжав заготовки пальцами.

      3. Удерживая скрученную заготовку, придать ей форму.

      4. Придерживая заготовку пинцетом, с помощью зубочистки на­нести на нее клей и приклеить к листу картона или склеить детали друг с другом, чтобы получилось целостное изображение.

      5. Для изготовления бахромы выбрать полоску бумаги в 5, 7 или 10 мм, затем выполнить надрезы ножницами по всей ширине по­лоски, стараясь их делать равномерными.

    Базовые формы квиллинга:

    • тугая спираль — скрутить ленту, приклеить кончик, не снимая спирали с приспособления, снять заготовку;

    • капля — скрутить полоску бумаги, сделать свободную спираль и сжать ее с одной стороны, чтобы она приобрела форму капли;

    • свободная спираль — скрутить полоску бумаги, снять спираль с приспособления, раскрутить ее, приклеить конец;

    • изогнутая капля — выполнить свободную спираль, придать ей форму капли, загнуть уголок капли;

    • треугольник — выполнить свободную спираль и сжать ее в трех местах, чтобы придать заготовке форму треугольника;

    • стрелка — сделать свободную спираль, придать ей форму треугольника (два угла прижать друг к другу, чтобы получить стрелку);

    • полукруг — выполнить свободную спираль, прижать два угла так, чтобы одна сторона заготовки осталась ровной, а другая имела закругление;

    • глаз — сделать из полоски бумаги свободную спираль, сжать противоположные стороны улитки, придав ей форму глаза; ромб — выполнить заготовку в форме глаза, сжать оба уголка, чтобы придать ей форму ромба;

    • лист — сделать из полоски бумаги свободную спираль, придать ей форму глаза, затем загнуть уголки в разные стороны; полумесяц — сделать свободную спираль, сжать два угла и при­дать заготовке форму полумесяца;

    • конус — скрутить тугую спираль в форме конуса, приклеить кончик ленты, постепенно снять заготовку с приспособления; птичья лапка — выполнить свободную спираль, придать ей фор­му треугольника, затем загнуть два угла в направлении третьего и сильно прижать заготовку;

    • звезда — сделать свободную спираль, зажать пять уголков с рав­ными интервалами, чтобы придать заготовке форму звезды.



    Оригами
    Оригами (яп., букв, «сложенная бумага») — вид декоративно- прикладного искусства, которое представляет собой фигурки, сло­женные из бумаги (рис. 13). Родина оригами — Древний Китай, где была изобретена бумага. Изначально оригами использовалось в религиозных обрядах, поэтому долгое время было доступно только представителям высших сословий, где владение этим искусством считалось обычным правилом.



    Рис. 13. Оригами
    Одним из ярких обычаев было изготовление небольших бумаж­ных коробочек Санбо, куда клали кусочки рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношений в синтоистских храмах. Записки, сложенные в форме бабочки, журавля, цветка или абстрактной геометрической фигуры, были символом дружбы или доброго пожелания для любимого человека. Такими записками люди вы­ражали свое внимание. Оригалми иногда использовали в качестве герба и семейной печати. В период Адзути — Момоямо (1573—1603) и Эдо (1603— 1867) оригами из искусства избранных становится популярным хобби.

    Вторая половина XIX в. в Японии знаменуется тем, что оригами открыло двери всему миру, в том числе и Европе. Однако искусство складывания бумаги было обнаружено до этого и в Испании, хотя имело свои отличительные особенности. Учитывая, что бумага — дорогой материал, в Испании вместо нее часто применяли ткань. Так, воротники, чепцы и другие головные уборы, которые носили сестры милосердия, монахи, горничные, делали в технике оригами, используя ткань.

    Одним из достижений оригами является его доступность детям дошкольного возраста. Еще Фридрих Фребель впервые начал про­пагандировать складывание из бумаги как один из дидактических методов для объяснения детям многих математических понятий и представлений о мире растений и животных.

    Новый виток в развитии оригами пришелся на послевоенный период, благодаря усилиям всемирно признанного мастера Акиры Йошизавы. Долгие годы ему пришлось бороться с трудностями жизни, но упорство и труд принесли свои результаты. Акира Йошизава изобрел сотни новых образов оригами, доказав тем самым, что оригами может быть, с одной стороны, индивидуально неповторимым, с другой стороны, иметь широкое распространение, быть массовым занятием.

    Нужно отметить, что возрождение оригами тесно связано со страшной трагедией, которая произошла 6 августа 1945 г., во вре­мя испытания атомной бомбы. В память о жертвах этой атомной бомбардировки в Хиросиме заложили парк Мира. А в мае 1958 г. был открыт монумент, посвященный погибшим детям. Памятник представляет собой бомбу, на вершине и по бокам которой раз­мещены фигуры детей с поднятыми к небу руками. Именно в тот период дети, обреченные на гибель, считали, что сложив из бумаги 1000 журавликов, они смогут излечиться и долго жить. Так появился символ жизни в виде свободной птицы. Смерть 12-летней девочки, погибшей в результате всемирной катастрофы и сделавшей только 644 журавлика, послужила толчком к созданию такого памятника.

    После этих событий в Японии стали получать миллионы посылок со всех уголков мира со множеством бумажных журавликов в знак детской солидарности. Благодаря движению «1 ООО журавликов» возродился интерес к оригами. После этого во всех странах стали издаваться красочные книги, пособия, буклеты, журналы, посвя­щенные этому искусству. Сегодня оригами считается национальным достоянием Японии, поэтому обучение этому искусству начинается с 3 лет.

    В России оригами также получило широкое распространение. Простые базовые формы учатся воспроизводить даже в младшем дошкольном возрасте. Оригами включено во все образовательные программы детских садов и школ.

    Существует несколько видов оригами:

    • классическое оригами (рис. 14) — предполагает изготовление поделки из квадратного листа бумаги без использования клея и ножниц;

    • простое оригами (рис. 15) — было придумано британским оригамистом Джоном Смитом. Суть состояла в том, что используются только складки горой и долиной. Простое оригами является облегченной моделью для неопытных оригамистов, а также людей с ограниченными двигательными навыками;

    • модульное оригами (рис. 16) — характеризуется тем, что целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического ори­гами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются пу­тем вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не дает конструкции распасться. Одним из наиболее часто встречающихся объектов модульного оригами является кусудама — объемное тело шарообразной формы. Кусудама (яп. «лекарственный шар») — бумажная модель, которая обычно (но не всегда) формируется сшиванием вместе концов множества одинаковых пирамидальных модулей (часто это стилизованные цветы, сложенные из квадратного листа бумаги) так, что по­лучается тело шарообразной формы. Отдельные компоненты могут быть склеены вместе. Иногда в качестве украшения снизу прикрепляется кисточка;

    • киригами (рис. 17) — во многом отличается от классического оригами, поскольку предполагает работу с ножницами, позво­ляющими получить различные надрезы для создания целостной модели, имеющей несколько плоскостей.



    Рис. 14. Классическое оригами Рис. 15. Простое оригами



    Рис. 16. Модульное оригами Рис. 17. Киригами
    Материалы для оригами:

    1. Специальная бумага для оригами (белая и цветная), нарезан­ная квадратами (размеры квадратов зависят от размеров поделки). Можно использовать бумагу для копировальной техники.

    2. Ножницы. Целесообразно работать небольшими ножницами с острыми кончиками. Дошкольникам можно использовать ножни­цы только с тупыми концами.

    3. Белый клей ПВА.

    4. Схемы, отражающие этапы выполнения базовых форм.

    Этапы выполнения изделия в технике оригами:

      1. Выбор модели и цвета бумаги для оригами.

      2. Складывание базовой формы согласно схеме.

      3. Выполнение всех остальных действий, которые предполагает выбранная модель.

      4. Дорисовывание деталей на модели, если это необходимо.

    В оригами используются разнообразные приемы.

    Складывание по схеме. Схема дает представление об этапах

    складывания отдельной модели.

    Складывание по развертке. Развертка (от англ. pattern — пат­терн) — один из видов диаграмм оригами, представляющий собой чертеж, на котором изображены все складки готовой модели. Скла­дывание по развертке сложнее складывания по традиционной схе­ме, однако данный метод дает информацию не только как сложить модель, но и как она была придумана — дело в том, что развертки используются при разработке новых моделей оригами.

    Мокрое складывание. Техника складывания, разработанная Аки- рой Йошизавой и использующая смоченную водой бумагу для при­дания фигуркам плавности линий, выразительности и жесткости. Особенно актуален метод для таких негеометричных объектов, как фигурки животных и цветов: тогда они выглядят намного естествен­нее и ближе к оригиналу. Не всякая бумага подходит для мокрого складывания, а лишь та, в которую при производстве добавляют водорастворимый клей для скрепления волокон. Как правило, дан­ным свойством обладают плотные сорта бумаги.

    Коллаж

    Коллаж (от фр. collage — приклеивание) (рис. 18) — техника работы с бумагой, являющаяся разновидностью декоративного искусства и заключающаяся в создании изображения путем на­клеивания на общую основу кусочков материала, отличающихся от нее фактурой и цветом. За счет разности фактур создается иллюзия пространства, объема.


    Рис. 18. Коллаж

    Отдельные приемы коллажа использовались в коптских тканях в IV—VII вв. и при изготовлении войлочных завесов кочевых на­родов Центральной Азии. Часто эту технику приравнивали к ап­пликации. Однако со временем коллажем стали именовать только ту работу с бумагой и картоном, в которой из бесформенных раз- нофактурных кусочков составляется целостное изображение, и при этом используются специфические для орнаментального искусства приемы декупюра.

    В 1912 г. техника коллажа заинтересовала живописцев Ж. Брака и П.Пикассо, а затем футуристов, «синтетистов». Они стали вне­дрять элементы коллажа в живописные полотна. Так, в ход шли куски старых газет, шрифты, ткани, которые создавали дополни­тельный, порой парадоксальный эффект отображения предметов и объектов действительности в концептуальном пространстве изобразительного искусства. Благодаря живописцам классиче­ский коллаж несколько трансформировался в своем техническом воплощении. Сегодня в коллаже допустимо дорабатывать фраг­менты другими изобразительными материалами: тушью, акрилом, гуашью, акварелью, гелевыми ручками, фломастерами, маркерами и т.д.

    Постепенно в технике коллажа сложились традиции, правила, закономерности. Появились даже мастера коллажа, которые много с делали для его популяризации и содержательного обогащения, что позволило перевести его из разряда художественной техники в разряд искусства. Одним из первых художников, кто работал исключительно в технике коллажа, был Курт Швиттерс. Большую известность благодаря коллажу приобрели такие художники, как Макс Эрнст, Джон Хартфилд. В России наиболее знамениты А. Родченко, Э.Лисицкий, Ю. Рожков, Г. Клуцис, А. Брусиловский. Последний впервые ввел слово «коллаж» в широкое употребление в русском языке. Произошло это в 1962 г. на страницах газеты «Неделя».

    В настоящее время коллаж активно используется в различных областях, в том числе и в работе с детьми дошкольного возрас­та. Лаконичность выразительных средств коллажа делает его до­ступным, увлекательным и познавательным, поскольку благодаря коллажу начинающий творец учится моделировать пространство, постигает основы изобразительной грамоты, которые расширяют его изобразительный опыт.

    Можно выделить несколько видов коллажа:

    • бумажный (рис. 19) — выполняется исключительно из различных по фактуре бумаг;

    • тканевый (рис. 20) — предполагает использование различных тканей;

    • фотоколлаж (рис. 21) — характеризуется свободным, произ­вольным соединением фотографий для получения целостного изображения;

    • смешанный (рис. 22) — связан с совмещением различных по фактуре материалов для реализации идеи.



    Рис. 19. Бумажный коллаж Рис. 20. Тканевый коллаж



    Рис. 21. Фотоколлаж Рис. 22. Смешанный коллаж
    Материалы для коллажа:

      1. Цветная бумага различных фактур, видов и сортов.

      2. Кусочки ткани, лент, тесемки, фетра, войлока, кожи и т.д.

      3. Ножницы. Лучше использовать ножницы для работы с бума­гой и тканями.

      4. Клей ПВА — универсальный или столярный, допускается ис­пользование монтажного клея «Момент».

      5. Листы картона, ДВП, тонкой фанеры, грунтованного картона; обработанные кусочки стекла, пластика. В качестве основы можно использовать любую поверхность. Все зависит от замысла и ком­позиции работы.

      6. Краски (акварельные, гуашевые, акриловые), тушь, фломасте­ры, маркеры, гелевые ручки.

    Этапы выполнения изделия в технике коллажа:

    1. Составление эскиза будущей работы.

    2. Перенос эскиза на основу.

    3. Подбор материалов для коллажа в соответствии с эскизом.

    4. Распределение кусочков различных материалов на основе и наклеивание их.

    5. Дорисовывание фрагментов или всей работы, если это не­обходимо.


    Бумажное макетирование
    Макетирование (англ. origamic architecture) — это форма бумаж­ного ремесла, основанная и развитая архитектором Масахиро Чатани в 1980 г. Также это способ и процесс объемного проектирования изделий, их частей и деталей, выполненных из бумаги и картона. Макет (рис. 23) — объемная конструкция, раскрывающая опреде­ленную идею, выраженную благодаря комбинации геометрических форм.



    Рис. 23. Макет
    Исторически макетирование использовалось как метод разработ­ки проекта. Возникло бумажное макетирование в Древнем Китае, когда появилась бумага и стали применяться первые технологии массового ее производства. Сначала бумажные макеты создавались в качестве самостоятельных изделий и не были связаны с отображе­нием каких-либо архитектурных сооружений. В основном макеты были похожи на бумажное панно, детали которого выполнялись отдельно благодаря разным способам обработки бумаги (склады­вание, вырезывание, сминание и т.д.).

    Постепенно бумажное макетирование активно применяли в процессе работы над архитектурным проектом. Созданный макет позволял отразить общую композицию архитектурного сооруже­ния, просчитать все нюансы, оценить гармоничность сочетания форм.

    Сегодня макетирование не утратило своей актуальности в со­обществе архитекторов. Однако в современном мире для макети­рования используются новые материалы, включая прессованную, грунтованную бумагу и картон.

    Параллельно с архитектурными макетами продолжают разви­ваться бумажные панно различных размеров и назначения. В целом приемы обработки бумаги в макетировании мало изменились. Со временем лишь усовершенствовались инструменты обработки бумаги.

    Можно выделить несколько видов макетов:

    • поисковые — используются для поиска способов реализации инженерных задач. Поисковые макеты могут быть различной величины и могут выполняться из пластилина, гипса, бумаги, пенопласта, дерева и т.д. и их сочетаний. Поисковый макет до­пускает подчеркивание форм и ее гиперболизацию;

    • доводочные — являются одним вариантов поисковых макетов и используются с целью уточнения внешнего вида изделия. Такая разновидность макетов очень часто выполняется из пластиче­ских материалов или бумаги;

    • демонстрационные — применяются на заключительной стадии процесса художественного конструирования. Они служат неким эталоном эстетических свойств изделия и позволяют составить полное представление о его внешней и функциональной сто­ронах.

    Материалы для бумажного макетирования:

      1. Бумага различной фактуры, вида и сортов.

      2. Картон.

      3. Пенопласт.

      4. ДВП, фанера, дерево.

      5. Линейка, циркуль, транспортир, трафареты.

      6. Ножницы, канцелярский ножик, стамески и прочие инстру­менты, необходимые для обработки дерева, фанеры и ДВП. Из всех вышеперечисленных инструментов при работе с дошкольниками можно использовать только ножницы.

      7. Клей ПВА — универсальный или столярный, допускается ис­пользование монтажного клея «Момент».

    Этапы выполнения изделия в технике бумажного макетирова­ния:

    1. Составление эскиза макета.

    2. Подбор материалов для макета.

    3. Выполнение развертки для основы или фрагментов макета.

    4. Выполнение детали макета и соединение их с основой.

    5. Раскрашивание фрагментов или изделия, если это необхо­димо.



    Скрапбукинг

    Скрапбукинг, скрэпбукинг (от англ. scrap — вырезка, bookкнига, букв, «книга из вырезок») (рис. 24) — вид декоративно- прикладного искусства, изготовление и оформление фотоальбомов и фоторамок для того, чтобы сохранить фотографии для последую­щих поколений. Имеется и другое определение термина — альбом для наклеивания вырезок, изображений, фотографий. Техника скрапбукинга в настоящее время распространяется не только на альбомы, книги и тетради: широкое распространение эта техника получила при оформлении открыток, поздравительных писем, пан но, рамок, зеркал, шкатулок и пр.



    Рис. 24. Скрапбукинг
    В целом, характеризуя понятие скрапбукинга, нужно отметить, что его содержание раскрывает особый способ декорирования фотоальбомов, каждый лист которого представляет целостную ком позицию, законченную мысль, представленную фотоколлажем. Как правило, такие альбомы были узкотематические: свадьба, юбилей, рождение ребенка, отдых на море, выпускной и т.д.

    Составление альбомов с вырезками, памятными вещами, от- крытками впервые упоминалось с 1598 г., когда люди начали вы- писывать цитаты, фиксировать свои наблюдения, размышления, а затем вклеивать их в обычные книги. Так, в Англии приобретают популярность тетради для записи любимых стихов, ярких афо­ризмов и важных цитат. В 1706 г. даже вышла в свет книга Джона Локка под названием A New Method of Making Common-place Books, содержание которой раскрывало особенности ведения личных книг, Однако так называемые альбомы для записи существенно отличались от современного скрапбукинга, так как в них содержались разрозненные тексты, которые были интересны исключительно обладателю альбома. Сегодня скрапбукинг предполагает наличие определенной темы и стиля в оформлении альбома.

    Еще одним толчком для развития скрапбукинга было появление в 1775 г. книги об истории Англии, автором которой стал Джеймс Грейнджер. Отличие этой книги от вышедших ранее состояло в том, что ее последние страницы остались пустыми. Они предназначались для заполнения читателями. После этого многие авторы стали использовать такой прием, давая возможность читателям сделать книгу персональной. Так, популярными в Европе стали ежедневники, особенно среди женщин. Теперь они могли делать, в своих тетрадках необходимые записи и пометки, при этом украшая каждую страницу.

    В 1872 г. известный писатель Марк Твен получил патент на изо- бретенный им «самостоятельно наполняемый» альбом, основной частью которого были полоски клея, нанесенные на страницы для закрепления с их помощью памятных мелких вещей. И к 1901 г. существовало уже 57 разновидностей этих альбомов.

    Особенно важным для скрапбукинга было появление фотогра- фии. К концу XIX в. Джордж Истмэн собрал простую фотокамеру, которая расширяла возможности для любителей скрапбукинга. Благодаря фотографии и фотокамерам в 1976 г. на Всемирной конференции записей семья Кристенсен из штата Юта выставила на обозрение 50 семейных альбомов.

    Популярность скрапбукинга побудила предпринимателей от­крыть специальные магазины. Одной из первых, кто основал такой магазин в 1981 г., была Мэриэлен Кристенсен вместе с мужем. А в 1996 г. они же создали первый в мире интернет-сайт, благо­даря которому любой желающий мог бы заказывать товары для скрапбукинга.

    В традициях скрапбукинга изготовление не только классиче­ских альбомов, но и альбомов-аккордеонов (лепорелло), альбомов в виде домиков, коробочек, корзиночек и прочих форм. Сегодня встречается так называемый «цифровой скрапбукинг», в котором активно используются различные компьютерные приложения (уни­версальные графические редакторы, например: Scrapbook МАХ!, Wondershare Scrapbook Studio, PhotoMix, ScrapbookFlair, ArcSoft Scrapbook Creator Memories Edition и «Мастер Коллажей»).

    В России рукописно оформленные разными орнаментальными композициями альбомы появились в XVIII в. На протяжении многих столетий популярность оформления альбомов не утратилась, хотя скрапбукингом в современном его виде они еще не являлись.

    Впервые понятие скрапбукинга в постсоветском пространстве прозвучало на форуме Осинка 31 января 2006 г. Основное сообще­ние о скрапбукинге на этом форуме сделала Екатерина Белико­ва, которая смогла собрать всю существовавшую на тот момент информацию об этой технике, разместив ее на своем сайте «Все о скрапбукинге».

    Сегодня благодаря Интернету есть возможность не только найти информацию о скрапбукинге, но и посетить мастер-классы в режиме он-лайн. Изобилие специализированных магазинов для скрапбукинга увеличивает количество любителей этой техники.

    Основной характеристикой скрапбукинга является бережное хранение фотографий, текстов, поэтому, чтобы со временем не ухудшилось их качество, стоит избегать их контакта с химическими компонентами, которые могут со временем их разрушить.

    Материалы для скрапбукинга:

    1. Специальная бумага, имеющая различные узоры и фактуру (чаще всего размером 30 * 30 см).

    2. Бумага для акварели и пастели.

    3. Крафт-бумага (бумага упаковочная).

    4. Калька.

    5. Пленка.

    6. Картон (цветной, белый, гофрированный).

    7. Брадсы, люверсы, стразы, половинки «жемчужинок», готовые цветочки, объемные буквы, рамочки, чипборд, различные виды

    пуговиц, цепочки, ракушки, плоские камешки с моря, колесики от часов, плоские сережки и термонаклейки для одежды, бантики от подарков и упаковок, бумажные салфетки с тиснением, авиабилеты, билеты, буклеты, визитки, меню, карты местности, письма и кон­верты, вырезки из журналов, страницы из старых книг, кусочки тканей, лент, кружев и прочие виды бросового материала.

    1. Резак (канцелярский нож).

    1. Дырокол.

    1. Ножницы для работы с бумагой и тканями, а также фигур­ные.

    2. Клей ПВА — универсальный или столярный, клей для при­клеивания металлических предметов, клей-карандаш, клей-спрей.

    3. Двусторонний скотч, бумажный (малярный) скотч.

    4. Карандаши (акварельные), ручки, маркеры (лаковые, которые пишут по фото), маркеры с эффектами бархата, объема, с блест­ками.

    5. Краски (акварельные, гуашевые, акриловые), тушь, фломасте­ры, маркеры, гелевые ручки.

    Этапы выполнения изделия в технике скрапбукинга:

      1. Составление предварительного эскиза оформления, опреде­ление содержания и стиля декора.

      2. Подбор и подготовка материалов (высушить растения, раз­гладить их, проклеить, если необходимо).

      3. Распределение материалов, деталей на декорируемой основе, их закрепление.

      4. Обработка декорируемой поверхности при необходимости.

    Приемы работы в технике скрапбукинга:

    • состаривание бумаги. Можно осуществить несколькими спосо­бами:

    а) поверхность бумаги для акварели протереть пакетиком чая, предварительно смоченным в теплой воде;

    б) смочить поверхность бумаги водой, затем нанести с помощью широкой кисти или губки чернила, далее растереть поверхность губкой с наждачной поверхностью;

    • дистрессинг. С помощью этого приема происходит состаривание бумаги за счет получения рваного края, использования дистрессовых чернил, кракелюра;

    • тиснение. Бывает нескольких видов:

    а) обычное тиснение. Для него используются доски и различные крючки, пинцеты, закругленные стеки. Получается благодаря по­следовательному продавливанию рисунка на бумаге, контур пред­варительно смачивают;

    б) эмбосинг (горячее тиснение). Для него нужны клей, пудра, фен. Предполагает нанесение контура с помощью клея, продавли вание рисунка, а затем нагрев пудры с помощью фена;

    в) пробивное тиснение. Для него требуются пробойники разного диаметра. Для имитации вышивки в бумаге с помощью пробойника пробиваются дырочки, потом они декорируются;

    штампинг. Для нанесения штампов необходимы специальные подушечки (резиновые и полимерные), имеющие разный ри сунок и узор.

    Отдельную группу занимают приемы, заимствованные из дру­гих техник: вышивка, квиллинг, поп-ап, декупаж, айрис-фолдинг (радужное складывание), оригами и прочие приемы рукодельного мастерства.

    Плетение из бумаги
    Техника плетения из газет и журналов (рис. 25) является про­изводной от лозоплетения. Отличие ее состоит в используемом материале, который доступен и прост в обработке. Бумажные фрагменты легко соединяются и могут менять свою длину и объем благодаря наращиванию. Если правильно обработать поверхность изделий, то они могут очень долго служить.



    Рис. 25. Плетение из газет
    История данной техники не длительна. Первые эксперименты с бумагой в технике плетения проводились во 2-й половине XX в. Сегодня техника актуальна за счет своей простоты и оригинальности. Появились даже пособия по бумажному плетению, открылись кружки, повсеместно проводятся мастер-классы. В современном мире можно встретить все новые способы применения бумажной лозы.

    Материалы для бумажного плетения:

    1. Газеты, журнальные листы, обычная бумага для ксерокса.

    2. Картон или плотные листы (например, обложки), которые могут выполнять роль каркасных деталей.

    3. Ножницы или нож.

    4. Вязальная спица (лучше № 1,5 — 2), крючок для вязания, кото­рый нужен для протаскивания концов «лозы» между рядами. Спица нужна для скручивания бумажных трубочек.

    Этапы выполнения изделия в технике бумажного плетения:

      1. Подготовить листы бумаги (шириной 10—15 см и длиной 30 — 50 см).

      2. Расположить бумажную полосу на столе или на ладони узкой стороной. Положить вязальную спицу на левый нижний угол листка под углом 45° и, плотно прижимая и придерживая бумагу, начать вращать спицу, скручивая лист бумаги в трубочку.

      3. Смазать клеем уголок скрученной трубочки, прижать его. Диа­метры у концов трубочки должны быть разными, для того чтобы через образовавшуюся «воронку» можно было удлинять трубки, вставляя их друг в друга.

      4. Сделать большое количество заготовок в зависимости от раз­мера изделия.

      5. Разгладить трубочки (скалкой или утюгом), сделав их плоскими (можно работать и круглыми трубочками).

    Согласно схеме сплести трубочки.

    ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ


        1. Выполните изделие в технике декупажа.

        2. Выполните изделие в технике квиллинга.

        3. Выполните изделие в технике оригами (модульного оригами, киригами).

        4. Выполните изделие в технике коллажа.

        5. Выполните изделие в технике бумажного макетирования.

        6. Выполните изделие в технике скрапбукинга.

        7. Выполните изделие в технике плетения из газет.

        8. Разработайте презентацию по одной из техник работы с бу­магой.



    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта