Главная страница
Навигация по странице:

  • 9.2.ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕХНИКИ ОБРАБОТКИ ТКАНИ И ВОЙЛОКА

  • Сухое валяние

  • Мокрое валяние

  • Материалы для валяния

  • Этапы выполнения изделия

  • Вышивка нитками

  • Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству учеб пособие С. В. Погодина. М. Издательский центр Академия, 2015. 208 с


    Скачать 3.89 Mb.
    НазваниеПрактикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству учеб пособие С. В. Погодина. М. Издательский центр Академия, 2015. 208 с
    Дата06.09.2022
    Размер3.89 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла362__.-_______.doc
    ТипПрактикум
    #663975
    страница10 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12
    Глава 9. ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ТКАНИ И ВОЙЛОКА
    9.1. КЛАССИФИКАЦИЯ И СВОЙСТВА ТКАНИ И ВОЙЛОКА
    Ткани появились с момента развития человечества. Как утверж­дают археологи, первобытные люди уже мастерили себе одежду, используя шкуры убитых животных. Древний человек применял и другой способ изготовления ткани: сплетая волокна конопли, осоки, крапивы, льна, получал единое полотно. Открытие ткани по­влияло на появление и других необходимых вещей, например: ры­боловной сети и корзины для плодов, сетки для ловли птиц и т.д.

    Конечно, первые ткани, производимые человеком, отличались грубостью, неоднородным составом, отсутствием единой плотности. Но тем не менее это уже были ткани, которые человек активно ис­пользовал в жизни. Таким образом, с годами уровень мастерства в изготовлении тканей возрастал, повышалось и качество ткани.

    Более изящные и сложные по типу ткани появились в азиатских странах благодаря первым ткацким станкам, которые были скон­струированы еще до нашей эры. Внешний облик такого станка был прост: большая деревянная рама, на которую закреплялись нити, сплетаемые с помощью челнока в единое полотно.

    Ткань пользовалась большой популярностью среди людей разных сословий. Потребность в различных тканях возрастала. Это привело к тому, что со временем ткацкие станки стали появляться практи­чески в каждом доме. На них мастерицы ткали постельное белье, полотенца и даже одежду. Постепенно возникла целая индустрия производства тканей различных сортов и назначения.

    На сегодняшний день существует множество различных по фактуре тканей, которые используются в различных сферах жиз­недеятельности человека.

    Наряду с тканями человечество использовало шерсть, которая является единственным материалом, из которого можно валять войлок. Больше всего для этого подходит шерсть овцы, однако сегодня используется шерсть верблюда и собаки. Благодаря тому, что шерстяные волокна содержат кератин и волокнистый белок, шерсть удерживает тепло и через нее не проходит влага. Овечья шерсть обладает удивительным свойством: ее покровный волос имеет чешуйчатый слой (так называемую кутикулу), с помощью которого шерстяные волокна плотно скрепляются друг с другом под воздействием горячей воды (пара), давления или трения. На этом и строится основной принцип валяния, благодаря которому получается войлок.

    Существуют разные способы обработки ткани:

    • мерсеризация — обработка хлопчатобумажных тканей или дру­гих целлюлозных волокнистых материалов концентрированным йодным раствором NaOH (обычно при температуре 15... 18°С), для того чтобы придать им блеск и увеличить прочность. Данный способ обработки ткани получил название от фамилии англий­ского изобретателя Дж. Мерсера, который впервые предложил его использовать;

    • цельнокроенная обтачка — заключается в том, что обтачка вы­краивается вместе с основной деталью и отворачивается на из­наночную сторону;

    • оверлок — один из способов обработки ткани, при котором одновременно осуществляется обрезание припусков швов, об­метывается край и прокладывается швейная строчка;

    • окантовывание — связано с применением при обработке краев изделия тесьмы или ленты;

    • оттягивание — увеличение линейных размеров детали на от­дельных участках;

    • переплетение — получается в результате пересечения в ткани нитей утка и основы, что определяет в результате внешний вид лицевой и изнаночной стороны ткани. Существует три основных типа переплетения:

    • полотняное, или тафтяное;

    • саржевое, или киперное;

    • атласное;

    • присборивание — уменьшение линейных размеров детали путем создания сборок;

    • лаке — способ обработки ткани, с помощью которого придается специфический блеск и гладкость, как бы лакированность, по­верхности;

    аппретирование — заключается в пропитке тканей специальны­ми составами, чтобы ткань стала более жесткой и грубой;

    • декатировка — обработка шерстяных тканей паром или горячей водой для предотвращения усадки при последующей обработке и носке;

    • флокирование — связано с получением на ткани узора из ворса длиной до 2 мм. На ткань клеевым веществом наносится заду­манный рисунок, затем ее помещают в электростатическое поле, куда также подаются короткие волокна ворса. Таким образом, ворсинки приклеиваются к ткани по рисунку;

    • эффект «клоке» — его можно достигнуть, если обработать ткань щелочным раствором. После щелочной обработки вискозный шелк усаживается и стягивает капроновые нити, в результате получается неровная, жатая поверхность.

    9.2.ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕХНИКИ ОБРАБОТКИ ТКАНИ И ВОЙЛОКА
    Валяние
    Валяние шерсти (фелтинг) (от англ. felt — войлок) (рис. 29) — на­правление в рукоделии, в процессе которого из шерсти для валяния либо получается рисунок на ткани (фетре, войлоке), панно, либо соз­даются объемные игрушки, декоративные элементы, аксессуары.



    Рис. 29. Валяние
    Свойство шерсти сваливаться было обнаружено около 8 тыс. лет назад. Сначала для валяния применяли найденные остатки шерсти животных, которые копили, а затем сбивали в единую массу, кото­рую человек использовал для подстилки. Потом эти самодельные полотна использовали в качестве одежды. Войлок был изобретен гораздо позже, чем ткачество. Объясняется это тем, что для валя­ния нужна была шерсть в большом количестве, а единственный способ ее получить — это развести домашних животных. Но жи­вотноводство развивалось не так быстро. Лишь после того как были одомашнены некоторые виды животных, появилась возможность состригать их шерсть и использовать для валяния.

    Валяние в его первоначальном виде распространялось повсе­местно.

    Значительных успехов в войлокоплетении достигли кочевники в VI — IV вв. до н. э. На Алтае в пещерах были найдены сложно деко­рированные войлочные изделия, которые были собраны из кусочков войлока толщиной 1—2 мм. Эти произведения декоративного ис­кусства представляли собой аппликации войлока по войлоку, иногда дополненные вышивкой тамбурным швом, окаймленным белым шнуром. С тех пор такой тип тончайшего войлока стал называться пазырыкской линией.

    Одними их первых, кто получил плотный войлок, были протоиранские племена. Было это за 3 тыс. лет до н.э. Первые войлоч­ные изделия были найдены на территории Малой Азии. Техника войлоковаляния современна, особой популярностью она пользуется у народов Закавказья, Малой Азии, Ирана и Средней Азии.

    Войлочные изделия небольшого размера валялись женщинами вручную. Большие полотна и панно выполнялись и мужчинами. Они использовали для этого особый способ. Будущий войлок сворачивался в рулон, затем зашивался в сырую коровью кожу. Края шеста соединялись с веревками, свободные концы которых соединялись со стременами оседланной лошади. После этого рулон прокатывался по ровному травяному полю до тех пор, пока войлок не сваляется. Лошади нужно было пробежать примерно 1,5 — 2 км, чтобы получился войлок.

    Славянские народы не были кочевниками, но войлок им был хорошо знаком. В основном они изготовляли так называемый по­лувойлок, который был характерен для Европы. У такого войлока были даже свои названия в разных областях: водмол, апона, орниц, ерига, сукно.

    В XVI в. появились первые мастерские по изготовлению войлока, а в XIX в. были изобретены прессы и машины для валяния.

    Последние десятилетия можно считать возрождением войлока. При этом данная техника несколько трансформировалась, приобрела новое звучание, тем не менее сохранив традиции, дошедшие до нас из древности.

    Практически сразу после изобретения войлокоплетения человек стал его декорировать. Многие способы украшения войлока дошли и до наших дней:

    • вваливание узора;

    • аппликация из войлока и шерсти;

    • смешанная аппликация (используются шерсть, готовый войлок, ткань, кожа, сухоцветы);

    • мозаика (инкрустация войлоком);

    • вышивка по войлоку нитками, бисером, бусинка±ми, пуговица­ми;

    • роспись войлока акриловыми красками.

    Сегодня фелтингом можно заниматься дома, для этого придумано множество приспособлений в зависимости от вида валяния.

    На сегодняшний день используются два вида валяния шерсти: сухое и мокрое.

    Сухое валяние (рис. 30) получается благодаря многократному протыканию комка шерсти специальной иглой до состояния свали­вания. В ходе этого процесса волокна шерсти скрепляются между собой, образуя единую массу.

    Рис. 30. Сухое валяние

    Мокрое валяние (рис. 31) выполняется при помощи мыльного или специального раствора. Сначала выкладывается изделие из шерсти, смачивается раствором, после чего при помощи трения производят валяние.



    Рис. 31. Мокрое валяние
    Сухое валяние позволяет получить объемные изделия, а мо­крое — рельефные или плоские.

    В последнее время получил распространение нанофелтинг, ко­торый является одной из разновидностей мокрого валяния шерсти на шелке. Получаемый войлок очень тонкий, прозрачный, легкий, его используют для изготовления одежды, палантинов, шарфов и других декоративных украшений.

    И сухое и мокрое валяние можно делать на каркасе, например, при изготовлении длинных и узких листьев, стеблей.

    Материалы для валяния:

    • для сухого валяния:

      1. Специальные иглы для сухого валяния с различными засеч­ками, которые помогают зацепить волокна и спутать их между собой.

      2. Щетка или губка для валяния.

      3. Шерсть (мериноса).

      4. Вата (для наполнения внутреннего пространства игрушки или украшения).

      5. «Глазки», «носики», «язычки» для игрушек.

      6. Фетр;

    • для мокрого валяния:

      1. Шерсть (мериноса).

      2. Специальные растворы или жидкое мыло.

      3. Гребенная лента.

      4. Синтепон, вата для набивки.

      5. Шелк, органза для декорирования изделий.

    1. Нитки (мулине, ирис), иголки для сшивания деталей сборного изделия.

    2. Ножницы для вырезывания деталей из войлока.

    3. Клей.

    4. Скалка.

    10. Упаковочная пузырчатая пленка.

    Этапы выполнения изделия в технике валяния:

    • сухое валяние:

      1. Прядь шерсти расположить на щетке (губке).

      2. Протыкать шерсть иглой (движениями вверх-вниз, вставляя и вынимая иглу под одним и тем же утлом).

      3. В процессе работы перевернуть изделие так, чтобы в конце концов его поверхность стала плотной, а кончики волокон «спря­тались» внутри изделия. Для валяния используют несколько типов игл; чем тоньше шерсть — тем тоньше самая первая игла, которая используется для первоначального сваливания.

    Для того чтобы ускорить процесс сваливания шерсти, используют сразу несколько игл, вставленных в специальный иглодержатель;

    • сухое валяние на каркасе:

      1. Изготовить из тонкой проволоки каркас.

      2. Приложить каркас на слегка свалянную заготовку из шерсти (заготовка должна быть вдвое больше каркаса).

      3. Загнуть края шерсти на каркас и начать валять (если каркас контурный, его можно после валяния снять);

    • мокрое валяние:

      1. Расположить шерсть на пузырчатой упаковочной пленке.

      2. Нанести мыльный раствор на шерсть. В качестве раство­ра можно использовать средство для мытья посуды или жидкое мыло.

      3. Поглаживающими и поколачивающими движениями свалять шерсть (степень сваленности шерсти определяется тем, насколько хорошо она снимается с пленки).

      4. Снять шерсть с пленки.

      5. Вырезать детали из получившейся шерсти, если это необхо­димо, или сшить фрагменты.

    Вышивка нитками

    Вышивка (рис. 32) по праву считается одним из самых распро­страненных видов народного декоративно-прикладного искусства. Первой вышивкой можно назвать стежки, которые сделаны первобытным человеком для скрепления шкуры животного. В тот период шитье не было искусством, а было жизненной необходимостью. Но со временем появилась потребность украшать узорными стежками одежду, чтобы отличить один род от другого. Так формировался индивидуальный стиль в вышивке.



    Рис. 32. Вышивка нитками
    В разные исторические периоды в зависимости от уровня раз­вития общества использовались разные инструменты для вышивки: каменное шило, костяные, бронзовые, стальные и позолоченные иглы. Усовершенствование инструментов способствовало развитию самого искусства вышивки. Так появлялись новые приемы, техни­ки, что расширяло возможности выполнения простых и сложных орнаментальных композиций, которые служили своеобразным рас­сказом об эпохе, человеке, его отношении к этому миру.

    Основой для вышивки были различные по фактуре ткани. Все зависело от страны и культурных традиций народа. Так, например, в Китае и Японии предпочитали шелковые ткани, в России чаще всего использовали лен и хлопок.

    На вышивку славянских народов оказали сильное влияние ки­тайские мастера. На Руси вышивка была одним из самых любимых и распространенных видов народно-прикладного творчества. Каж­дая женщина с детства овладевала приемами вышивки, поскольку в ее основе лежали старинные обряды и обычаи. Особенно это

    касается вышивки крестом. Крест считали неким оберегом, защи­щающим человека, его семью, жилище от нечистой силы и дурного глаза.

    В период язычества вышивали в основном полотенца, просты­ни, рушники, скатерти, занавески, покрывала, одежду (сарафаны, головные уборы, рубахи).

    После христианизации Руси вышивка приобрела новое звучание за счет того, что теперь ею украшали окна, зеркала и особенно иконы. Особой ценностью обладали те изделия, которые расшива­лись за один день. Такие изделия считались чистыми и способными защитить человека от злых сил, стихийных бедствий, болезней и других напастей.

    Характер узоров и мотивы в вышивках были различны. Однако, как и в любом узоре, в вышивке каждый выполненный элемент имел определенное значение и символ. Именно поэтому долгое время вышивка считалась занятием избранных. Так, на Руси вы­шивкой наиболее активно занимались в монастырях. И только с XVII в. вышивка становится доступной и даже обязательной для крестьянских девушек. Начиная с 7 — 8 лет девочки готовили себе приданое к свадьбе, которое состояло из вышитой скатерти, по­крывала, полотенца, различной одежды и подарков для будущих родственников.

    Постепенно складывались стили вышивки, отличающие губер­нии, народы. Традиции вышивки не утратили свою актуальность и сегодня. Благодаря разнообразию материалов и инструментов можно создавать шедевры прикладного искусства. Для этого есть все условия.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта