Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству учеб пособие С. В. Погодина. М. Издательский центр Академия, 2015. 208 с
Скачать 3.89 Mb.
|
Глава 5. Выразительные средства дизайна как вида искусства 5.1. ПОНЯТИЕ ДИЗАЙНА В современном мире понятие «дизайн» используется в различных областях жизнедеятельности человека: пошиве одежды и изготовлении промышленных аппаратов, макияже и строительстве линий электропередач. Функциональная сторона дизайна самая многозначная в отличие от других видов искусства. До сих пор идут споры по поводу определения дизайна: считать его искусством или нет и что вообще можно отнести к дизайну. Появление разных точек зрения обусловлено тем, что предметы дизайна очень отличаются друг от друга не только функциями, но и формой, фактурой, техникой изготовления и т.д. Иногда кажутся несопоставимыми целые группы предметов дизайна, как, например, дизайн обуви и дизайн станка для деревоперерабатывающей промышленности. Возникает сложность не только в выделении художественно-эстетической ценности дизайна, но и в определении самого понятия. Дизайн (от англ. design — умение проектировать, конструировать, чертить) в широком смысле — любое проектирование, т.е. процесс создания новых предметов, инструментов, оборудования, формирования предметной среды. В узком смысле слова — «новый вид художественно-конструктивной деятельности, возникшей в начале XX века». (Михайлов С. М, Кулеева Л. М. Основы дизайна: учебник. — Казань, 1999. — С. 6.) Термином «дизайн» может определяться собственно замысел (проект), процесс его реализации и полученный результат. Дизайн — одно из понятий в теории эстетики, которое одновременно обозначает процесс создания, зарождения, воплощения и результат деятельности. Чтобы быть дизайнером, необходимо иметь смекалку, позволяющую преобразовывать действительность так, чтобы было комфортно жить. Деятельность дизайнера сопряжена с поиском нестандартных, глубоко осмысленных с точки зрения эстетики решений, которые помогают при минимальных материальных и временных затратах получить желаемую продукцию. Наравне с представленными определениями дизайна есть ряд официально пришлых и используемых в различных областях науки. В 50 — 60-х гг. XX в. президент Международного совета по промышленному дизайну, ученый и педагог Ульмской школы дизайна в Германии Томас Мальдонадо сформулировал определение: «Дизайн — это творческая деятельность, цель которой — определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью; эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но главным образом к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство (с точки зрения как изготовителя, так и потребителя). Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которые обусловлены промышленным производством». (Цит. по: Рунге В.Ф., Сеньковский В. В. Основы теории и методологии дизайна: учеб. пособие. — М., 2003. — С. 6.) Другое определение сформулировал искусствовед Н. В. Воронов: «Дизайн — это ограниченное новое соединение существующих материальных объектов и (или) жизненных ситуаций на основе метода компоновки при необходимом использовании данных науки с целью придания результатам этого соединения эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом. Это определяет наличие присущих дизайну социальных последствий, проявляющихся в содействии общественному прогрессу и формированию личности». (Цит. по: Лаврентьев А. Н. История дизайна: учеб. пособие. — М., 2007. — С. 13.) Более современный подход к определению дизайна продемонстрировал Е.Н.Лазарев, указав, что «этимологически понятие "дизайн" охватывает несколько смысловых рядов. Первичный ряд характеризует декоративную сторону дизайна: узор, орнамент, декор, украшение, убранство. Ко второму ряду относятся проектно- графические трактовки: набросок, эскиз, рисунок, проект, чертеж, конструкция. Третий ряд, выходящий за рамки прямого проекта, — понятия, предвосхищающие: план, предположение, замысел, намерение. И наконец, четвертый ряд определений — неожиданно "драматический": затея, ухищрение, умысел и даже интрига». (Цит. по: Лаврентьев А. Н. История дизайна: учеб. пособие. — М., 2007. — С. 13.) На сегодняшний день объектами дизайна являются не конкретные изделия, а потребности, наличие спроса на выполнение какого-либо вида деятельности или утилитарной функции. На этой основе сформулировано следующее определение. «Дизайн — это специфическая сфера деятельности по разработке (проектированию) предметно-пространственной среды (в целом и отдельных ее компонентов), а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом». (Рунге В. Ф., Сеньковский В. В. Основы теории и методологии дизайна: учеб. пособие. — М„ 2003. — С. 12.) Каждое из рассмотренных определений раскрывает одни и те же стороны дизайна, расставляя отдельные акценты. Во всех трактовках утверждается, что дизайн при всей своей универсальности, технологичности, эстетичности доступен каждому, кто способен чувствовать форму, ее характер, преобразовательные возможности. Дизайнерские решения — это не столько работа фантазии, сколько наблюдение окружающей действительности и переработка прошлого опыта в соответствии с собственным мироощущением. Первоначально цель дизайна состояла в организации целостной эстетической среды жизни человека. Однако со временем дизайнеры стали решать вопросы, связанные не только с эстетикой быта, но и с разработкой различных, технически сложных приборов, устройств, для того чтобы облегчить труд человека. И в этом случае на первое место выдвигаются задачи, направленные на развитие наукоемких технологий. Сегодня профессия дизайнера — одна из популярных и востребованных. Связано это с тем, что, окружив себя множеством вещей, машин, которые тем или иным образом обеспечивают жизнедеятельность, человек задумался о придании этим вещам эстетической формы. Появилась необходимость в творческой конструктивной деятельности, способствующей удовлетворению появившихся потребностей. Однозначный ответ на вопрос: «А стоит ли украшать все то, что окружает человека?» — сложно получить. Природа сама по себе прекрасна и совершенна и не нуждается в постороннем вмешательстве, поскольку это влечет за собой внедрение искусственности, «второй природы». Получается, что в погоне за искусственной красотой мы превращаем первую природу во второстепенную, не оставляя ей никакого шанса на дальнейшее существование. Например, газоны, которые засеваются искусственно выведенной травой, не теряющей цвета, структуры даже зимой. Безусловно, сочная зеленая трава осенью радует глаз, но, во-первых, нарушается естественный цикл природы (и дошкольникам сложно объяснить многие характерные признаки осени); во-вторых, искусственное полотно травы становится безликим ярко-зеленым пятном, тогда как натуральная трава многоцветна — от светло-изумрудного до насыщенного зеленого. Актуальны слова немецкого исследователя-дизайнера Дитера Рамса: «Хороший дизайн — это минимум дизайна». (Цит. по: Лаврентьев А.Н. История дизайна: учеб. пособие. — М., 2007. - С. 18.). Они раскрывают суть дизайна, его влияние на природу, значение для человека. Дизайн — одно из явлений, которое не только охватывает различные области и сферы человеческой жизнедеятельности, но и синтезирует опыт многих видов искусства: живописи, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, графики. Невозможно быть дизайнером, не зная основ изобразительной грамоты, не владея конструктивными приемами, техниками пластики. Первенство в зарождении дизайна приписывают себе разные страны. Германия заявляет, что именно Петер Беренс был первым человеком, который получил должность художественного директора в компании AEG. Его основной обязанностью была разработка дизайна электротехнических изделий, имиджа всей компании, а также составление рекламных проектов, макетов архитектуры цехов. В Англии ведущим дизайнером считается Кристофер Дрессер, который после окончания Национальной школы дизайна стал заниматься дизайном керамики, декоративных орнаментов, используемых для оформления интерьеров. Его изделиям были присущи практицизм, элегантность и минимализм деталей. Если говорить о дизайнере как изобретателе, то в этом случае было бы справедливым считать первым дизайнером Леонардо да Винчи, который очень много времени посвящал разработке разных механизмов, летательных и плавательных аппаратов, машин на основе проектно-конструктивной деятельности как одной из составляющих сторон дизайна. Факт выделения дизайна из прикладного искусства никто не отрицает, однако оба вида продолжают существовать. Объединяющие черты этих направлений очевидны. Отличия состоят в следующем. Во-первых, дизайн направлен на удовлетворение практических потребностей и только потом эстетических. Декоративно- прикладное искусство в основе своей преследует реализацию эстетических задач, которые не всегда имеют практическое значение. Например, дымковские игрушки очень красивые, интересные, разнообразные, но играть с ним в быту нельзя, поскольку они хрупки и могут от неосторожного движения разбиться. Во-вторых, предметы дизайна футуристичны, т. е. направлены на будущее. Их появление и внедрение в практическую жизнь людей связано с отказом от устаревших форм, прежних технологий и созданием на их основе новых предметов среды. Декоративно- прикладное искусство особо ценно тогда, когда оно сохраняет традиции и создает произведения на основе устоявшихся канонов. Например, чертежи Леонардо да Винчи характеризовали его взгляд на будущее, но не на прошлое. В-третьих, в дизайне по отношению к декоративно-прикладному искусству доминирует технологичность процесса получения продукции и их большая серийность. Декоративно-прикладное искусство хотя и допускает использование механизмов для изготовления предметов искусства, но ручной труд остается главной составляющей творческого процесса. И несмотря на то что в некоторых промыслах допускается повторение сюжетов и мотивов, произведения все равно отличаются, пусть незначительными элементами, друг от друга, поскольку мастер не может полностью повторить рисунок. То есть произведения декоративно-прикладного искусства можно считать единственными в своем роде. Дизайн — самостоятельный вид проектно-конструкторской деятельности, имеющий свою специфику, которая заключается в синтезе искусства и промышленного производства. Первый, кто попытался систематизировать предметы дизайна, был исследователь Дж.Дорфлес, предложивший исходить из наличия или отсутствия в них механизмов: изделия, изготовляемые индустриальным способом, но лишенные какого-либо механизма (посуда, мебель, рекламные щиты, одежда и т.д.); изделия, изготовляемые индустриальным способом, но функционирующие только при наличии встроенного механизма (бытовая техника, автомобили, аппараты и т.д.); изделия, выполняемые ручным способом. Другая классификация Дж. Дорфлеса основывается на характере применения предметов дизайна. Первая группа — изделия, имеющие престижно-статусный характер. В этом случае на первый план выступают знаковый и эстетический факторы. Примером служат те изделия, по которым можно определить статус человека, при этом абсолютно неважно, имеют они механизм внутри или нет (часы, посуда, одежда, автомобили и бытовая техника, мебель и т.д.). Вторая группа — изделия, имеющие внеличностный характер, где на первый план выступают утилитарно-практические факторы, другими словами, предметы, которые в целом обществу необходимы для нормального развития и жизнедеятельности, но человеку в личном пользовании не нужны (например, железнодорожное полотно, вышка для линий электропередачи и т.д.). В настоящее время выделяют следующие виды дизайна. 1. По функциональному назначению. Индустриальный дизайн. Охватывает широчайший круг объектов — от самых незначительных и простых до глобальных и сложных. Первая группа — создание объектов наукоемких, технически сложных, определяющих хозяйственно-экономический потенциал государства (продукция машиностроения и станкостроения, средства транспорта, вооружение). Вторая группа — создание предметов всеобщего потребления (мебель, посуда, игрушки, бытовые приборы, аппаратура и т.д.). Графический дизайн. Также продолжает многовековые традиции, один из наиболее распространенных видов дизайнерского творчества. Приобрел большее звучание в тот период, когда возникла необходимость рекламы (начало XX в.). Выполняет роль условного визуального посредника между производителями и потребителями. Это касается не только взаимоотношений торгового характера, но и любых взаимовыгодных отношений в различных общественных формациях. Сфера использования графического дизайна велика: упаковки, этикетки, открытки, разработка фирменных знаков, шрифтов, рекламные щиты, объявления, афиши и т.д. Компьютерный дизайн. Из вспомогательного переходит в самостоятельный вид творчества, включающий в себя направление, связанное с веб-сайтами в Интернете. Построение графических изображений, всей системы информации в этой сети определяется своими, довольно жесткими правилами. Дизайн архитектурной среды (интерьеры и внешняя архитектурная среда вокруг архитектурных сооружений). Здесь имеются в виду решения интерьеров и оборудования общественных, производственных зданий, жилых помещений, которые имеют свои особенности, определяющие круг дизайнерских задач и проектных методов. Оформлению архитектурной среды не всегда придавалось важное значение. В прошлые столетия акцент чаще всего ставился на самой архитектуре, ее стилистическом и конструктивном оформлении. И только в 60-е гг. XX в. методы дизайна стали широко применяться при формировании среды. Появились благоустроенные пространства городов, возникло новое направление — ландшафтный дизайн, который потеснил традиционные садово-парковое искусство и ландшафтную архитектуру. Дизайн выставочных экспозиций (праздничное оформление среды жизнедеятельности). Является промежуточным звеном между графическим дизайном и дизайном архитектурной среды. Обладая свойственными только ему характерными особенностями и традициями, способствует формированию эстетического восприятия и отношения к различным экспонатам, представленным на выставках Дизайн одежды и аксессуаров. Направление сложилось давно, поскольку вопросы моды всегда волновали человечество в целом и женскую его часть особенно. Но индустрия одежды и аксессуаров в тесном их взаимодействии приобрела новое звучание лишь в последние десятилетия. Арт-дизайн. Его специфика заключается в реализации художественно-эстетической идеи в процессе создания образа. Изделия лишаются утилитарной функции (если и сохраняют, то в меньшей степени). Таким образом, предметы арт-дизайна становятся исключительно декоративными, выставочными. В связи с переходом к рынку оригинальных по своей форме, идее, технике изделий опыт произведений арт-дизайна все шире используется в проектировании продукции индустриального дизайна. По характеру участия человека в процессе изготовления изделий. Автоматизированный дизайн. Предметы выполняются исключительно автоматическим способом при косвенном руководстве человека (изделия, собираемые автоматами на конвейерных линиях). Частично автоматизированный дизайн. Изделия выполняются при равном участии в процессе изготовления как автоматов, так и человека (человек выполняет творческую часть работы, а автомат — механическую). Ручной дизайн. Его изделия выполняются только ручным способом, что делает его особо ценным. По степени отношения ко времени. Архаический дизайн. Создание изделий, отражающих традиции и идеи прошлого (исторические костюмы для спектаклей, маскарадов, праздников; татуировки; мебель и т.д.), использование изделий, выполненных в прошлых эпохах с целью их модернизации (винтаж). Актуальный дизайн. Отражает идеи современности и направлен на удовлетворение потребностей сегодняшнего дня. Футуристический дизайн. Наглядная модель, раскрывающая идеи будущего, а также прогнозирующая потребности и эстетические воззрения будущего поколения. 5.2. ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДИЗАЙНА Формообразование является одним из выразительных средств дизайна. Формообразование позволяет добиться упорядоченности композиции. При этом упорядоченность предполагает нахождение таких условий, при которых каждая часть расположена подобающим образом по отношению к другим частям и с учетом их функций. Любой объект дизайна требует соблюдения иерархии формы и пространства. Однако наличие порядка без разнообразия может привести к монотонности и скуке, а разнообразие без порядка ведет к хаосу. Рациональность характеризуется соблюдением двух главных условий. Первое — это установление прямой связи формы с ее функциональным содержанием. В этом случае форма решает широкий крут задач, прежде всего утилитарных. За счет этого она становится комфортной в своих функциональных качествах, максимально полезной и рациональной для человека. Важное качество рациональности — это эффективная конструктивная разработка формы, что предполагает достижение ее прочности, несмотря на максимально высокий уровень технологического исполнения. Конструктивная разработка напрямую связана с эргономикой дизайнерской формы. Эти качества направлены на достижение соответствия формы самому человеку с его физиологическими особенностями. Второе условие рациональности заключается в необходимости четкой рациональной разработки собственно художественной формы объектов дизайна. Художественная сторона, так же как и любая другая, охватывает область не столько функционального, сколько художественного формообразования. Тектоника означает соответствие формы объектов дизайна конструкции, которая становится определенным композиционно- пластическим средством формообразования. Эффективность использования тектоники в дизайнерских формах обусловлена решением двух противоположных задач. Первая связана с прямым раскрытием в форме ее конструктивной основы. Вторая — определяется ее закрытием путем декорирования основы. Сегодня понятие тектоники определяется успешным решением обеих задач. Структурность сегодня рассматривается как внутреннее строение художественной формы. Цель структурного формообразования заключается в нахождении гармоничной связи между элементами, которые составляют форму. При условии отсутствия соподчиненности форма приобретает характер монотонности, нечеткости или, наоборот, излишне пестра, хаотична. В этом случае элементы объектов дизайна либо вообще не выделяются, становясь единой массой, либо образуют некую сумму, нарушающую целостность формы. Таким образом, крайними состояниями структурного соподчинения композиционных элементов можно считать их однородность и разнородность. Однородная соподчиненность заключается во взаимодействии элементов, равных по всем своим качествам и свойствам. Разнородность соподчинения обусловлена наличием структурной связи элементов, имеющих разные композиционные решения. Гибкость как выразительное средство дизайна получило распространение совсем недавно. На первый взгляд оно может показаться противоречащим главному классическому принципу построения композиции в дизайне — ее завершенности. Однако данное противоречие устраняется тем, что дизайн имеет футуристичный характер, реализовать который в образе можно при условии наличия гибкости построения формы. Развитию гибкости в дизайне способствуют системы, приспосабливаемые к изменяющимся функциональным и художественным требованиям общества. Их построение основывается на совмещении двух общих, противоположных по сути, тенденций: универсализации и индивидуализации формы. Прямым следствием соблюдения принципа гибкости в дизайне является органичная модификация формы. Целостность представляет собой единение всех элементов, форм, деталей в каждом отдельном объекте дизайна и его сочетаемость с местонахождением. Если говорить о предметах интерьера, то каждый из них должен подчеркивать общий стиль всего интерьера. Важнейшее свойство целостной композиции — системность, которая определяется соответствующим подходом к формообразованию или его системным методом. Пластика формы характеризует соотношение форм друг с другом по отношению к основе объекта дизайна. Характеристикой пластики является пластичность, раскрывающая ее свойства. Органичность в дизайне определяет построение композиции с учетом закономерностей формообразования, основывающегося на природных формах. Это обусловлено тем, что природа всегда являлась для человека не только источником вдохновения, но и образцом для подражания. Важно подчеркнуть, что речь здесь идет не о механическом подражании природным формам, а об их творческом осмыслении с целью органичного преобразования в дизайн- формах. Осмысление форм природы осуществляется в нескольких направлениях. Образность — такое выразительное средство дизайна, которое характеризуется раскрытием художественного замысла. Образность является самым показательным средством, благодаря которому зритель сильнее и глубже воспринимает все объекты дизайна, которые, в свою очередь, оказывают эмоционально-эстетическое воздействие. ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ Составьте таблицу видов дизайна. Разработайте презентацию по дизайну. Сделайте подборку плакатов, выполненных в разные исторические периоды и в различных стилистических направлениях. |