Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 8. Технология обработки природного материала Глава 9. Технология обработки ткани и войлока Глава 10. Технология обработки пластического материала

  • Глава 11. Технология обработки бросового материала Глава 7. ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ БУМАГИ И КАРТОНА 7.1. КЛАССИФИКАЦИЯ И СВОЙСТВА БУМАГИ

  • 7.2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕХНИКИ ОБРАБОТКИ БУМАГИ

  • Этапы выполнения изделия

  • Выцинанка

  • Материалы для выцинанок

  • Квиллинг

  • Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству учеб пособие С. В. Погодина. М. Издательский центр Академия, 2015. 208 с


    Скачать 3.89 Mb.
    НазваниеПрактикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству учеб пособие С. В. Погодина. М. Издательский центр Академия, 2015. 208 с
    Дата06.09.2022
    Размер3.89 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла362__.-_______.doc
    ТипПрактикум
    #663975
    страница7 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
    Глава 7. Технология обработки бумаги и картона

    Глава 8. Технология обработки природного материала

    Глава 9. Технология обработки ткани и войлока

    Глава 10. Технология обработки пластического материала

    Глава 11. Технология обработки бросового материала

    Глава 7. ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ БУМАГИ И КАРТОНА
    7.1. КЛАССИФИКАЦИЯ И СВОЙСТВА БУМАГИ

    Бумагой и картоном принято называть материалы, которые из­готовляют, как правило, из специально обработанных растительных волокон, скрепленных в результате термической обработки. Со­гласно ГОСТу листовые материалы, имеющие меньшую толщину и массу листа площадью 1 м2 до 250 г, относятся к бумаге, а мате­риалы с большей толщиной и массой листа площадью 1 м2 свыше 250 г — к картону.

    Говоря о времени и месте изобретения бумаги, можно отметить, что есть определенные свидетельства о том, что это произошло в Китае во II в. н.э. В это время появился ручной метод производ­ства, который распространился в XII в. из стран Ближнего Востока, Восточной и Центральной Азии в Испанию, а затем и во все евро­пейские государства.

    В XII — XIII вв. в России появилась привозная бумага. Собствен­ное производство бумаги возникло только в XVII в. Своеобразный переворот в бумажном производстве России произвела бумагоде­лательная машина, которая впервые была запущена в производ­ство в 1818 г. в Петергофе. В 1916 г. в России насчитывалось уже 55 целлюлозно-бумажных предприятий. Габариты бумагоделатель­ных машин были невелики (всего 2 м), а скорость их работы не превышала 100 м/мин.

    Более активно целлюлозно-бумажная промышленность стала развиваться после Великой Октябрьской социалистической рево­люции, когда производство бумаги стало одной из важных задач народного хозяйства.

    Сегодня производство бумаги отличается высокой технологично­стью за счет инновационных проектов и новейшего оборудования. Ассортимент бумажно-картонной продукции широк: тетради, книги, газеты, журналы, обои, географические карты, фотографические снимки, денежные купюры, документы, ноты, рисунки и чертежи, электроизоляция и фильтрующие материалы, картонная тара, обер­точные и упаковочные материалы, салфетки, полотенца, скатерти, посуда и многое другое. Это далеко не полный перечень областей применения картонно-бумажной продукции.

    Виды бумаги также очень многочисленны.

    Бумага для печати — наиболее распространенный и востре­бованный вид бумаги, предназначенный для печати различными способами. К этому виду бумаги можно отнести следующие под­виды: газетная, типографская, офсетная, для глубокой печати, иллюстрационная, картографическая, обложечная, этикеточная и др.

    Декоративная бумага отличается своей текстурной основой. Такая бумага может иметь гладкую (глянцевую) фактуру, крепи- рованную (гофрированную) поверхность, напоминающую бархат, имитирующую мрамор, кожу, полотно и другие поверхности, соз­данные благодаря подобранной текстуре. Декоративная бумага предназначается для оформления книг, открыток, рекламной про­дукции и т.д.

    Бумага писчая используется для письма, машинописи, черчения, рисования, копировальных работ и пр.

    Электротехническая бумага применяется для различных ремонт­ных работ. Ее разновидностями являются: электроизоляционная, телефонная, конденсаторная, кабельная, полупроводящая кабель­ная, микалентная и др.

    Упаковочная и оберточная бумага служит либо для формаль­ной автоматической упаковки той или иной продукции, либо для ручного оформления подарков. В этом случае выделяют такие разновидности: бумага для упаковки продуктов, стеклянной тары, текстильной продукции, мешочная бумага, бумага для спичечных коробок, светонепроницаемая бумага для кинофотоматериалов, жи­ронепроницаемая упаковочная бумага, оберточная, растительный пергамент, пергамин и др.

    Светочувствительную бумагу используют исключительно для получения фотографий. Эта бумага обладает высокой светочув­ствительностью. Ее подвиды: диапозитивная светочувствительная, фотографическая бумага, бумажная диапозитивная светочувстви­тельная калька.

    Впитывающая бумага используется в химическом производстве. В этой группе выделяют впитывающую бумагу для хроматографии, промокательную, фильтровальную.

    Промышленно-техническая бумага имеет разное назначение: ка­ландровая бумага, патронная, шпагатная, водорастворимая, перфокарточная, термореактивная, теплочувствительная, для электрогра­фии, гуммированная бумага для переводных изображений и др.

    Рассмотренные виды бумаги говорят о широте ее ассортимента. На сегодняшний день производится свыше 640 видов бумаги и кар­тона, каждый из которых обладает определенными свойствами, обусловленными их потребительской ценностью.

    Свойства бумаги напрямую связаны со свойствами волокнистых полуфабрикатов, имеющих различное происхождение. Основную массу волокнистых полуфабрикатов составляют растительные во­локна: волокна древесины, целлюлозы и полуцеллюлозы; волокна макулатуры; волокна тростника и соломы; волокна тряпья; волокна шерсти; минеральные волокна; синтетические волокна.

    В качестве основных показателей, по которым можно определить свойства бумаги, выступают: толщина, объем (или масса); степень проклейки; гладкость; белизна; прозрачность; сопротивление раз­рыву, излому, продавливанию; прочность поверхности; влагопрочность; деформация при намокании; скручиваемость; впитывающая способность; воздухопроницаемость; показатели электрической прочности.

    7.2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕХНИКИ ОБРАБОТКИ БУМАГИ


    Декупаж
    Декупаж (от фр. decouper — вырезать) — декоративная техника, заключающаяся в скрупулезном вырезании изображений из различ­ных материалов (дерева, кожи, бумаги и др.), которые затем наклеи­ваются или прикрепляются иным способом на различные поверхно­сти (ткань, мебель, посуда и т.д.) для декорирования (рис. 10).



    Рис. 10. Декупаж
    Предметы, декорированные в технике декупаж, были найдены в XII в. в Китае. Позже техника появилась в Италии, а далее рас­пространилась по всей Европе. Как вид искусства техника впервые упоминается в конце XV в. в Германии, когда вырезанные картинки стали активно использовать для украшения мебели и предметов быта. Используя аппликацию, мебельщики могли имитировать дорогую инкрустацию восточных мастеров, но при этом способ украшения был дешевле. Именно поэтому эта техника в Италии получила название arte povera («искусство бедных»).

    Окончательное название техника работы с картинками или decouper получила во Франции в XVII в.

    В Англии декупаж использовали самые широкие слои населения в Викторианскую эпоху. Это произошло тогда, когда листы с от­печатанными коллекциями для вырезания стали доступны даже малообеспеченным людям. В середине XIX в. это искусство стало массовым.

    В России интерес к декупажу возник только в начале XXI в.

    Сегодня многие современные дизайнеры активно используют эту технику при производстве мебели. Однако наибольшее рас­пространение техника декупажа получила при оформлении пред­метов интерьера, письменных принадлежностей и различных аксессуаров.

    На сегодняшний день традиционная техника имеет несколько разновидностей. К ней добавился декупаж из салфеток, из тканей, на тканях, трехмерный декупаж, получаемый с помощью современ­ных компьютерных технологий.

    Богатство материалов позволяет декорировать любую поверх­ность: пластмассу, свечи, керамику, ткань, дерево, стекло, металл и пр. Комбинация декупажа с такими техниками, как золочение, состаривание (браширование, кракле, шебби), дает возможность создавать художественный декупаж, объемный декупаж (при ис­пользовании модельной массы).

    Этапы выполнения изделия в технике декупажа:

      1. Составление эскиза, подборка салфеток.

      2. Предварительная обработка поверхности.

      3. Вырезание деталей для узора.

      4. Приклеивание деталей на обработанную поверхность. При­клеивать нужно аккуратно, чтобы салфетка не порвалась.

      5. Работа красками. Если требуется, то необходимо дописать какие-либо детали акриловыми красками.

      6. Покрытие лаком, когда вся работа покрашена и обклеена.

      7. Дополнительная обработка требуется только тогда, когда ис­пользуются сложные поверхности, например ткани. В этом случае необходимо прогладить ткань, чтобы закрепить рисунок.

    Выцинанка

    Выцинанка (рис. 11) — вырезание из бумаги симметричных узоров и создание ажурных контуров. Издавна выцинанку исполь­зовали для украшения дома. Узорчатыми полосками украшались окна, полочки, столы, иконы.



    Рис. 11. Выцинанка
    Эта техника появилась в Китае, где существовало производство бумаги. По разным данным это произошло в VII—XII вв. Распростра­нившись на Ближнем Востоке и попав в Европу, техника выцинанок активно развивалась в славянских странах, особенно в Белоруссии. Новое рождение техники пришлось на XVI в., а расцвет — на конец XIX—начало XX в., а также на 40 — 50-е гг. XX в. Именно в Бело­руссии сложилось окончательное название этой техники.

    Ажурные бумажные узоры использовали для украшения окон, полок, столов и иконных уголков в деревянных домах в конце XIX в. и первой половине XX в. В основном выцинанки развешивались в доме перед большими народными праздниками, которые находили отражение в их сюжетах. Выцинанки являлись семейным занятием, поэтому вырезались как женщинами, так и мужчинами и детьми.

    Наряду с любительским увлечением каждой семьи появлялись и профессиональные мастерицы, известные на всю область, в ко­торой они проживали. К ним обращались с просьбами выполнить изделия на заказ, по индивидуальным замыслам. Также мастерицы создавали образцы для копирования, которыми пользовались все остальные любители этой техники. Постепенно техника развилась и сложилась в промысел, который имел свои отличительные осо­бенности в зависимости от области и индивидуального стиля ма­стера. Так появлялись сначала мастерские, затем школы. Сегодня выцинанки являются очень распространенной техникой, диапазон применения которой чрезвычайно широк: от поделок, выполняемых м дошкольном учреждении, до профессиональных изделий ручного дизайна.

    Материалы для выцинанок:

    1. Бумага. Лучше использовать тонкую, но плотную бумагу, по­скольку рыхлая может образовывать изломы, которые не позволят создать изящный узор.

    2. Бумажные салфетки. Салфетки не должны быть очень тонки­ми: из них тяжело вырезать мелкие детали.

    3. Ножницы. Ножницы для выцинанок понадобятся разные: классические для работы с бумагой и маникюрные. Детьми исполь­зуются только небольшие ножницы с тупыми концами.

    4. Тонкий фетр. Для выцинанок чаще используется самый тонкий фетр, который вырезается с помощью ножниц для работы с тканя­ми. Из фетра можно получить узор для украшения одежды, обуви и аксессуаров.

    Этапы выполнения изделия в технике выцинанок:

    • простые выцинанки:

      1. Сложить лист бумаги в 2, 4, 6 или 8 раз.

      2. Сделать по сгибу разрезы по определенному рисунку. Увели­чивая число разрезов в определенных местах, получают выцинанки со сложными, замысловатыми узорами: геометрическими, расти­тельными, зооморфными и антропоморфными;

    • сложные выцинанки:

      1. Составить эскиз для узора.

      2. Сложить в разных направлениях лист бумаги.

      3. Перенести рисунок на заготовку.

      4. Вырезать узор по нанесенному рисунку.

      5. Расправить изделие.

    Для узора используются простые формы, базирующиеся на гео­метрических фигурах.

    Классически для выцинанок используется одноцветная бумага, но возможны и многоцветные листы для создания иллюзии про­странства.

    Техника выцинанок предполагает симметричность изображений: линейную, зеркальную, центрическую.


    Квиллинг
    Квиллинг (бумагокручение) — техника изготовления поделок из бумажных полосок (лент). В переводе с английского языка слово quilling или quill означает «птичье перо». Искусство квиллинга зародилось в Европе в конце XIV—начале XV в. Одними из первых, кто использовал тонкие полоски бумаги для создания изящных поделок, были монахини в средневековой Европе. Они выполняли медальоны, закручивая бумагу с позолоченными краями на кончике птичьего пера. Благодаря позолоченным краям бумаги создавалась иллюзия того, что изделия полностью выполнены из золота (рис. 12).



    Рис. 12. Квиллинг
    Из-за того что бумага имеет свойство разрушаться со временем, до сегодняшнего дня практически не сохранились средневековые шедевры квиллинга. Но несмотря на отсутствие образцов, эта древняя техника дошла до наших дней, быстро распространилась в Европе и стала популярной во многих странах мира.

    Сегодня бумагокручение популярно как хобби в странах За­падной Европы, особенно в Англии и Германии. Наибольшее рас­пространение эта техника получила, когда появилась на Востоке. Именно там возникло производство специальной бумаги, обладаю­щей уникальными свойствами. Богатые традиции Востока и дости­жения в работе с бумагой дали искусству квиллинга новую жизнь. В Южной Корее появилась целая Ассоциация любителей бумажной пластики, которая объединила самые разные направления и стили бумагопластики.

    Вся история квиллинга может быть поделена на ряд важных этапов. Первый этап относится к XV в. В этот период квиллинг считался искусством. В XIX в. начался второй этап, когда бумагокручение воспринималось исключительно как дамское развлечение. Далее был период «забытья», когда квиллинг совсем не развивался. Этот этап совпал с XX в. И только в конце XX в. квиллинг офор­мился сначала как техника бумагопластики, а затем превратился в искусство, существующее по своим законам.

    В ходе развития квиллинга выделились разные школы. Так, ко­рейская школа квиллинга отличается от европейской. У корейских мастеров каждое изделие — это шедевр работы с бумагой, все линии плавные, изящные, напоминающие утонченное кружево или ювелирное украшение. Европейские мастера предпочитают быстрое выполнение работы, поэтому они используют множество мелких деталей, соединенных по принципам мозаики в единое изделие. Как правило, квиллинг в Европе применяется как часть украшения предметов дизайна (открыток, рамочек, саше, аль­бомов и т.д.). В России применяют традиции и одной и другой школ.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта