Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству учеб пособие С. В. Погодина. М. Издательский центр Академия, 2015. 208 с
Скачать 3.89 Mb.
|
Глава 8. ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА 8.1. КЛАССИФИКАЦИЯ И СВОЙСТВА ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА Природный материал создает сама природа, а человек преобразует его и создает художественный образ. Этот материал разнообразен по своим качествам, свойствам и признакам. Можно выделить следующие виды природного материала: 1. Материалы растительного происхождения (листья, цветы, плоды, ветки, корни, кора и т.д.). Листья имеют причудливую форму и могут быть основой выразительного образа. Листья можно наклеить на основу, дополнить фрагментами (дорисовать, доработать с помощью пластических материалов, присоединить другие по фактуре материалы), чтобы получить целостное изображение. С помощью листьев можно сделать объемные поделки, скрутив их, связав нитками или закрепив с помощью скотча. Из листьев получается интересный коллаж, поскольку они имеют широкую цветовую палитру и разные фактуры. Семена являются незаменимым средством для изготовления плоскостных, полуобъемных и объемных работ. Плоскостные выполняются по принципу аппликации, когда семена наклеиваются на основу с помощью клея или закрепляются на пластилине (глине, эглине, мукосоли, пластике и т. д.). Полуобъемные работы получаются за счет того, что используются объемные семена, работа приобретает вид барельефа. Для выполнения объемных поделок из семян необходима основа, которую, как правило, выполняют из любого пластического материала, на котором закрепляют семена. Технология изготовления поделок меняется в зависимости от возраста детей. Соломка относится к одному из выразительных материалов. В аппликации находят применение солома и различные колосья, из которых составляется целостное изображение. Очень часто соломка применяется для инкрустации предметов мебели, различных аксессуаров, предметов дизайна и пр. Объемные изделия получаются путем соединения колосьев лыком, эластичными травинками, тонкими льняными нитями. Ветки могут быть частью поделки или выступать в качестве самостоятельного образа. При этом можно сохранить фактуру веток, используя их выразительность, а можно раскрасить их, сделав образ стилизованным. Ветки активно включаются в композицию икебаны, декорируются лентами, бусинками, искусственным камнем, пенопластом, кусочками ткани, кожи. Кора и лоза могут использоваться в качестве основы для поделок, выступать подручным материалом или иметь самостоятельное художественное выражение. Например, из коры получаются интересные подставки для карандашей, вазы, кашпо и пр. Древесина как природный материал в работе с детьми используется реже не только потому, что ее трудно приобрести, особенно в городах, но в основном из-за сложности ее обработки, так как нужны специальные инструменты, которыми дошкольники в силу возраста не владеют. Дети могут использовать обрезки мягкого дерева. Из этого материала можно что-то построить с помощью тонкой проволоки, клея, монтажной пены. Натуральный цвет дерева красив сам по себе, но дерево можно и покрасить, сохранив естественную фактуру. Плоды (желуди, шишки, грибы, орехи, овощи, фрукты, ягоды) разной формы являются стимулом для развития фантазии. С ними можно экспериментировать, моделировать пространство. Спектр их применения очень широк — от небольших поделок до крупных декоративных панно и скульптур. Иногда для выполнения изделий из плодов требуется их предварительная обработка (высушивание, разглаживание, лакирование, грунтовка и т.д.). Дети младшего дошкольного возраста предпочитают выполнять изделия в основном из сочных плодов и свежих листьев. Для соединения их берут различные травинки и палочки. Подставкой для изделий из свежих материалов может служить пенек лозы или красиво сплетенные из прутьев корзины и кашпо. Дошкольники среднего и старшего дошкольного возраста используют и свежие и сухие материалы, совмещая их для достижения выразительности. 2. Материалы минерального происхождения (камни, песок, ракушки и т.д.). Камни служат отличным материалом для конструктивного творчества. Из камней можно выполнить подставку для поделки. Из камней получаются интересные барельефы. С помощью мелких камушков легко создавать рельефную фактуру поделки, например: изобразитьпанцирь черепахи, чешуйки рыбки, лепестки цветка, фасад дома, поверхность камина, морское дно и т.д. Закреплять камни лучше с помощью пластических материалов, монтажного клея или монтажной пены. Все зависит от идеи образа. Крупные камни служат основой для росписи. Из камней получаются изящные украшения. Из разноцветных морских камней складываются мозаичные полотна, которыми можно украшать интерьер любого помещения, в том числе и детского сада, а также отдельные предметы дизайна. Камни можно использовать для изготовления дидактических игр и пособий. Например, используя камни разного размера, можно формировать у детей представления о величине. Обследование поверхности камней создает предпосылки для сенсорного развития, в частности для развития мелкой моторики пальцев рук. Песок имеет два направления применения. Первое — песок выступает в качестве пластического материала. Из него можно лепить мелкие фигурки и крупные скульптуры. Этот вид творчества занимает не только ребенка, но и взрослого человека. Из песка можно слепить не только отдельные предметы, но и архитектурные сооружения, а также целый город. Второе — применение песка в качестве изобразительного материала для аппликации и рисования. В этом случае песок присоединяется к основе с помощью клея и красок. Ракушки, имея причудливые формы, служат основой для создания выразительных образов, которые способны выполнить даже дети дошкольного возраста. Конечно, их поделки просты по своему содержанию, но они способствуют развитию образного мышления, формообразованию. В зависимости от возраста применяются разные соединительные материалы (клей, пластилин, глина, мукосоль, бумажная масса и пр.). 3. Материалы животного происхождения (яичная скорлупа, кожа, мех, пух, перья). Яичная скорлупа применяется для получения как плоских изображений, так и объемных. Плоскостная композиция из скорлупы имеет вид мозаики. При этом можно использовать естественные оттенки скорлупы, а можно ее предварительно окрасить с помощью пищевых красителей, тогда мозаика будет полихромна. Из целостной яичной скорлупы можно сделать разнообразные елочные игрушки, героев для пальчикового и настольного театра, мобили, гирлянды, сувениры и т.д. Для объемных поделок скорлупу предварительно необходимо обработать (удалить внутреннюю часть, сделав маленький прокол и откачать содержимое яйца), затем яичная скорлупа дорабатывается до образа с помощью бумаги, картона, природного, бросового и пластического материала. Кожа применяется для аппликации и объемных поделок. Из кусочков кожи вырезаются детали в соответствии с намеченным эскизом, затем они соединяются в целостную композицию с помощью клея. При этом детали в зависимости от замысла могут приклеиваться полностью или частично. Аппликация из кожи может иметь различные размеры — от миниатюр до огромных панно. Также из кожи можно делать объемные поделки, скручивая кусочки кожи и скрепляя их клеем, нитками, придавая определенную форму. Особый интерес сегодня для многих представляют аксессуары, выполненные из кожи (ремни, сумки, кошельки, футляры, пеналы, головные уборы и пр.), в том числе и украшения (колье, бусы, браслеты, ремешки, кольца и т.д.). Мех активно используется в ручном дизайне. Он применяется для изготовления разнообразных аксессуаров и декорирования поверхностей (например: альбомов, рамок, шкатулок, сумок и пр.). В работе с дошкольниками мех применяется не так часто. Связано это с тем, что у некоторых детей мех вызывает аллергическую реакцию, в связи с чем его применение минимально или натуральный мех заменяется искусственным. Сама фактура меха позволяет создать самые разные образы животных, имитируя их шерсть. Аппликации из меха всегда интересны и привлекательны для детей. Комбинируя мех с другими материалами, можно добиться выразительности создаваемого образа, подчеркивая его характер. Пух и перья применяются, так же как и мех. Они создают определенную фактуру, которую можно использовать для отображения предметов, объектов и явлений окружающей действительности, например: облаков, туч, снега, растений, животных. Пух и перья не требуют предварительной обработки, к основе они крепятся с помощью клея и пластических материалов. Чаще всего пух и перья в поделках применяются фрагментарно, поэтому дорабатывать образ можно с помощью других материалов (бумаги, кусочков ткани, кожи, пуговиц, бусинок и пр.). 8.2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕХНИКИ ОБРАБОТКИ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА Осибана Осибана (прессованная флористика) (рис. 26) — вид флористики, заключающийся в составлении картин с помощью природных материалов (листьев, цветов, пуха, мха, перьев, скорлупы и т.д.). Рис. 26. Осибана Наибольшее распространение эта техника получила в Японии около 600 лет назад, где из засушенных растений составлялись целые картины. Осибана получила распространение в Викторианскую эпоху, когда было популярно собирать различные растения, высушивать их, а затем хранить в качестве украшения. Параллельно с осибаной развивалось составление и оформление гербария. Отличие состояло в том, что цель гербария — сохранить красивые и редкие растения для последующей демонстрации. Гербарии собирали в основном люди, имеющие отношение к ботанике или увлеченные ею. Осибана связана с эстетическим применением засушенных растений, из которых можно составить целостное изображение. В России осибана активно использовалась Зинаидой Мамонтовой, которая многие годы занималась ею, придумывая разные технологии засушивания и обработки природного материала. Сегодня существует множество способов работы с природным материалом в технике осибаны. Чаще всего цветы, листья, семена, тополиный пух, трава и другие материалы высушиваются под прессом или в гербарной сетке. Иногда растения подвергаются предварительной обработке, за счет чего они становятся плоскими, некоторые меняют цвет. После того как подготовлен материал, его размещают и приклеивают (закрепляются разными способами) к основе (бумаге, ткани, картону, стеклу и т.д.). Иногда основа также требует предварительной обработки (окрашивание, состаривание, тиснение и пр.). Материалы для осибаны: Природный материал, способный приобрести плоскую основу. Бумага для акварели и пастели. Картон (цветной, белый, гофрированный). Ножницы для работы с бумагой и тканями, а также фигурные. Клей ПВА — универсальный или столярный, клей-карандаш, клей-спрей. Двусторонний скотч, бумажный (малярный) скотч. Карандаши (акварельные), ручки, маркеры с эффектами бархата, объема, с блестками. Краски (акварельные, гуашевые, акриловые), тушь, фломастеры, маркеры, гелевые ручки. Этапы выполнения изделия в технике осибаны: Составление эскиза картины. Подбор природного материала для картины. Перенос эскиза на основу и раскладывание материала на ней. Приклеивание детали к основе, закрепление верхнего слоя. Дорисовывание детали, если это необходимо. В технике осибаны используются следующие приемы работы: сухое засушивание — растения помещаются под пресс, где находятся определенное время; грунтованное засушивание — растения предварительно покрываются грунтом (разведенным в воде клеем ПВА, вододисперсионной краской или акриловым лаком); защитное засушивание — покрытие растений защитной термопленкой, которая проглаживается вместе с растениями утюгом, после чего растения вырезаются по контуру. Икебана Икебана или икэбана (от яп., букв, «живые цветы») (рис. 27) — искусство создания в специальных сосудах цветочных композиций, возникшее в Японии. Помимо цветов в икебане используют побеги растений, ветки, кусочки коры деревьев, шишки, плоды. Основной принцип икебаны — изысканная простота, которая достигается за счет того, что в композиции делается акцент на естественную красоту материала. История икебаны уходит в XV в. В это время икебана имела исключительно религиозную направленность, являясь своеобразным даром богам, приносимым в храм. Рис. 27. Икебана Искусство икебаны не является копией или подражанием форме растений. Это удивительный мир, обладающий своей философией. Каждая композиция — отдельная тема, мысль, раскрываемая за счет символов и знаков, которыми обладают используемые растения. Чтобы собрать икебану, нужно владеть этими знаками и символами, уметь их комбинировать, чтобы получилась целостная композиция. Икебана как искусство развивалась в рамках определенных школ и стилей. В Японии наиболее известны такие школы, как Икэнобо, Охара, Согэцу. Икэнобо считается одной из первых школ икебаны, которая появилась в середине XV в. благодаря Икэнобо Сэнкэем, священнослужителю буддийского храма Роккакудо в городе Киото. В школе Икэнобо сохранены все традиции икебаны, а именно — цветочные композиции используются в религиозных культах, отражающих величие природы. Охара была основана в 1897 г. В ней был создан новый стиль икебаны — морибана. Характерной особенностью этого стиля было то, что растения устанавливались в плоских низких вазах с помощью металлических наколок (кэндзанов). Таким образом, изделиями, изготовленными в технике икебаны, стали украшать не только храмы и другие религиозные сооружения, но и светские учреждения и дома. Согэцу является наиболее современной школой, которая возникла в 1927 г. благодаря Софу Тэсигахара, которого западные искусствоведы называли «Пикассо цветов». Отличительной особенностью этой школы было то, что в икебане теперь использовались не только цветы и растения, но и камни, кусочки ткани, металл, пластика и другие виды материалов нерастительного происхождения. Такие композиции стали устанавливаться на улицах, в парках, метро. В искусстве икебаны можно выделить следующие стили: рикка — самый древний стиль, чья популярность приходится на XVII в.; нагэирэ (хэйка) — стиль, заключающийся в использовании высоких ваз с узкой горловиной, в которых растения устанавливаются у края. Если в композиции применяются ветки и стебли, которые по замыслу автора должны иметь иное направление, то в этом случае используют простые деревянные подпорки; морибана — стиль икебаны, при котором растения располагаются на низких плоских вазах или подносах, в которых может содержаться вода; дзиюка — свободный стиль, в котором нет четких правил и законов. Материалы для икебаны: Разнообразные цветы. Ветки деревьев, кора, листья, стебли, побеги. Камни, ракушки. Различные плоды. Пластиковые пластины, колечки, крупные пуговицы. Металлические наколки (кэндзаны). Ножницы садовые. Ленты, шпагат, нитки. Этапы выполнения изделия в технике икебаны: Продумывание формы и назначения цветочной композиции. Выбор стиля икебаны. Подбор растений для композиции и других компонентов. Закрепление основных растений. Дополнение композиции необходимыми деталями. Лозоплетение Лозоплетение (рис. 28) существует не как искусство, а как ремесло изготовления плетеных изделий из лозы: домашней утвари, коробов, корзин, ваз, мебели (столов, стульев, сундуков, колыбе-лей) и др. Рис. 28. Лозоплетение Лозой считается любой природный материал, имеющий растительное происхождение, который при определенной обработке может легко гнуться и удерживать форму. Лозоплетение по праву считается ремеслом, которое дошло до наших дней практически в первозданном виде. Этимология понятия «лозоплетение» относится к слову «лоза» («виноградная лоза»), так как из лозы многие столетия плели корзины. Сегодня одним из распространенных материалов для плетения служат ивовые прутья, которые используются как в Европе, так и в Азии. В Азии также очень популярен такой материал, как ротанг и бамбук. История лозоплетения уходит корнями в Древний Египет, где оно использовалось для изготовления мебели. Свидетельством этого служат раскопки гробницы Тутанхамона, в которой и были найдены плетеные стулья. В Древнем Риме плетенные из прутьев ивы ложи, корзины также пользовались популярностью. Широкое распространение плетение получило в Париже во второй половине XIX — начале XX в., где фирма Тиротена занималась выпуском плетеных корзинок различной формы и назначения, мебели, декоративных колясок для кукол и многих других изделий, востребованных в обществе. В 50—70-е гг. XIX в. в Западной Пруссии и Баварии активно занимаются разведением лозы, а также экспериментируют с другими растительными материалами, которые могут использоваться для получения плетеных изделий. Америка также не обошла этот промысел. Особо популярны были корзины калифорнийских индейцев, которые были больше, чем простая посуда. Каждое изделие имело свой неповторимый рисунок, служивший определенным рассказом о семье, клане или авторе. Постепенно плетеные изделия стали не только востребованными вещами, но и подарком, сувениром. Выделилось два крупных направления в лозоплетении: массовое производство и эксклюзивное. Лозоплетение в России применялось в бытовых целях, для изготовления корзин, рыболовных снастей. С 1913 г. плетение распространилось по множеству губерний и уездов. В 1920 г. был даже выпущен каталог, в котором предлагались различные изделия для примера. Каталог служил пособием для начинающих мастеров. Постепенно складывались центры плетения, каждый из которых имел свои особенности, обусловленные характером и традициями местности. Наибольшей популярностью пользовались мастера лозоплетения в Московской губернии. Объективные экономические условия, а именно строительство железных дорог, развитие торговли — все это повышало спрос на изделия из лозы, которые были прекрасной упаковкой для перевозимых товаров. С 1840 г. во многих областях появились школы по обучению лозоплетению. Одной из первых в 80-х гг. XIX столетия была школа при бумагопрядильных фабриках Вознесенской мануфактуры. Наряду с массовыми школами, где готовили мастериц для массового производства, существовали и мастерские, в которых выполнялись индивидуальные заказы на плетеные изделия, отличающиеся оригинальностью и высоким уровнем исполнения. Существенный вклад в развитии таких школ внес меценат Савва Морозов. Во время Великой Отечественной войны плетение как промысел претерпевало сложности из-за того, что заросли рогоза и ивы пришли в запустение. В послевоенный период шло активное восстановление плантаций и, соответственно, промысла. Сегодня одним из ведущих центров плетения является Одинцовский район Московской области, где сохранились традиции этого промысла и создаются условия для его развития. Материалы для лозоплетения: Разнообразные растения: пальмы (ротанг и рафия), деревья и кустарники (ива, виноград, орешник), злаки (бамбук, тростник), травянистые растения (банан), водоросли. Специальные ножики (резаки), ножницы. Шпагат, нитки. Этапы выполнения изделия в технике лозоплетения: 1. Заготовка и сортировка растительного сырья. Наиболее часто для плетения используют молодые побеги ветлы, ивы трехтычин- ковой и корзиночной. Очистка от коры стеблей и веток. Тепловая обработка материала (необходимо вымочить сырье в теплой воде, а в идеале — обработать паром). Сушка, шлифование. Сборка, лакирование или покраска. Рисование песком Рисование песком (песочная анимация) (англ. sand art) — сравнительно новое и востребованное искусство, которое связано с созданием изображения на плоскости с помощью песка. Появилось это искусство только в конце 1970 г. Одной из родоначальниц считается американка Кэролайн Лиф, усилиями которой был создан анимационный фильм «Петя и Волк» по сказке Сергея Прокофьева. Это была ее выпускная работа в Национальном киноцентре Канады, где она училась. После нее эту технику использовали многие аниматоры, в том числе венгр Ференц Цако. Особенности данной техники — простота и лаконичность. Именно поэтому ею могут заниматься даже дети дошкольного возраста. Другое название этой техники — «песочная анимация» — возникло неслучайно: динамичность смены картинок способствует развитию формообразования и воображения. Песочная анимация прочно входит в работу с детьми дошкольного и школьного возраста, ее используют психологи в коррекционной работе. Сегодня специалисты уже доказали эффективность введения песочной анимации в работу образовательных учреждений и социальных служб для разрешения семейных конфликтов, установления гармоничных детско-родительских отношений, коррекции эмоционального состояния детей. Рисование песком актуально и при обучении детей основам чтения, письма, формировании элементарных математических представлений, развития познавательных процессов, мелкой моторики и координации движений, воображения и творческих способностей. Песочная анимация дает возможность трансформации образа, на основе такой подвижности формируется замысел. Это похоже и на саму жизнь — все время развивающуюся и изменяющуюся, и на внутреннюю жизнь человека. На сегодняшний день нет многочисленных свидетельств о существовании техники рисования на песке в прежние столетия. Возможно, это связано со сложностью хранения создаваемых рисунков. Однако популярность песочной анимации позволяет думать, что ее история еще впереди. Материалы для рисования песком: Световые столы для рисования песком. Для изготовления светового стола необходимы: деревянный ящик (4 доски для бортиков, 2 доски для внутренних бортиков (по необходимости), 1 широкая доска для дна, уголки, шурупы- саморезы); стекло (лучше оргстекло); лампа. В ящике нужно выпилить отверстие по размеру светового окна, затем заложить его оргстеклом, сверху положить лист бумаги для создания равномерного белого фона и, наконец, закрепить его по краям скотчем или изолентой. Ящик нужно поставить на ножки, зажечь под световым столом лампу. 2. Любые сыпучие материалы: речной песок, искусственный песок, манка, мелкий чай. Этапы выполнения изделия в технике песочной анимации: Подготовить стол для рисования песком. Включить подсветку, если это необходимо. Нанести несколько базовых линий. Дополнить уточняющими рисовальными движениями. ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ Разработайте презентацию по одной из техник работы с природным материалом. Выполните изделие в технике осибана. Выполните изделие в технике икебана. Выполните изделие в технике работы с соломкой. Выполните круглую скульптуру из природного материала |