Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству учеб пособие С. В. Погодина. М. Издательский центр Академия, 2015. 208 с
Скачать 3.89 Mb.
|
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ С.В.ПОГОДИНА ПРАКТИКУМ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ МАТЕРИАЛОВ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве учебного пособия для использования и учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования по специальности«Дошкольное образование» Регистрационный номер рецензии 143 ОТ 24 апреля 2014г.ФГАУ «ФИРО» Москва Издательский центр «Академия» 2015 Рецензент — преподаватель Педагогического колледжа № 13 им. С.Я.Маршака г. Москвы О.С.Запольских Погодина С. В. Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству : учеб. пособие / С. В. Погодина. — М. : Издательский центр «Академия», 2015. — 208 с. Учебное пособие создано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности «Дошкольное образование», ПМ.02 «Организация различных видов деятельности и общения детей» (МДК.02.04). Практикум предусматривает изучение различных способов обработки материалов в контексте разных видов изобразительного и монументально- декоративного искусства. Анализ выразительных средств искусства и овладение спецификой работы с художественными материалами позволят будущим педагогам профессиональнее подойти к развитию детской продуктивной деятельности. Логика и последовательность изложения материала обусловлены спецификой развития изобразительного и монументально-декоративного искусства, в котором сложились традиции работы с различными материалами и техниками. Значительная часть практикума отводится вопросам, связанным с практическим закреплением теоретического материала. Для студентов учреждений среднего профессионального образования. © Погодина С. В., 2015 ©Образовательно-издательский центр «Академия», 2015 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2015 Данное учебное пособие является частью учебно-методического комплекта по специальности «Дошкольное образование». Учебное пособие предназначено для изучения профессионального модуля «Организация различных видов деятельности и общения детей» (МДК.02.04). Учебно-методические комплекты нового поколения включают традиционные и инновационные учебные материалы, позволяющие обеспечить изучение общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей. Каждый комплект содержит в себе учебники и учебные пособия, средства обучения и контроля, необходимые для освоения общих и профессиональных компетенций, в том числе и с учетом требований работодателя. Учебные издания дополняются электронными образовательными ресурсами. Электронные ресурсы содержат теоретические и практические модули с интерактивными упражнениями и тренажерами, мультимедийные объекты, ссылки на дополнительные материалы и ресурсы в Интернете. В них включены терминологический словарь и электронный журнал, в котором фиксируются основные параметры учебного процесса: время работы, результат выполнения контрольных и практических заданий. Электронные ресурсы легко встраиваются в учебный процесс и могут быть адаптированы к различным учебным программам. Предисловие Повышенный интерес к формированию ценностной культуры подрастающего поколения, обоснованный в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЭ от 29.12.2012, а также в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, обусловливает значительные изменения в содержании дошкольного образования. Эти изменения не могут не коснуться содержания образовательных программ образовательных организаций, которые занимаются подготовкой специалиста для современного детского сада, функционирующего в системе холдинга, поскольку сегодня приоритетным направлением становится обеспечение преемственности между всеми ступенями образования. В связи с этим становится очевидным факт, что при подготовке специалиста в условиях педагогического колледжа необходимо уделить внимание практической подготовке студентов в процессе овладения ими различными технологиями обработки художественных материалов на основе изучения специфики каждого отдельного вида искусства. Многочисленные исследователи детского художественного творчества и практики утверждают, что уровень творческого развития детей дошкольного возраста во многом зависит от степени владения детьми доступными выразительными средствами искусства и различными способами обработки материалов в ходе продуктивной деятельности. Поэтому важна и актуальна подготовка специалистов в области дошкольного образования, которые смогли бы обеспечить руководство продуктивными видами деятельности. С этой целью и разработано данное учебное пособие. Таким образом, цель пособия — формирование у студентов колледжей эстетической культуры восприятия произведений изобразительного и монументально-декоративного искусства, а также их теоретическая и практическая подготовка к созданию творческих работ с использованием различных способов обработки художественных материалов. Достижение указанной цели возможно при решении следующих задач: познакомить студентов с различными видами и жанрами изобразительного и монументально-декоративного искусства, раскрыть характерные особенности каждого, сформировать представление о выразительных средствах; расширить представление студентов о способах обработки художественных материалов; раскрыть студентам особенности художественных техник и приемов; сформировать у студентов технические и изобразительно- творческие умения, развить творческую активность; воспитать эстетический вкус при создании работ, запланированных практикумом. I РАЗДЕЛ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Глава 1. Выразительные средства живописи как вида искусства Глава 2. Выразительные средства графики как вида искусства Глава 3. Выразительные средства скульптуры как вида искусства Глава 1. Выразительные средства живописи как вида искусства 1.1. ПОНЯТИЕ ЖИВОПИСИ Живопись — один из видов изобразительного искусства, произведения которого отражают на плоскости все многообразие окружающего мира посредством различных цветных красящих материалов. В общем смысле живопись — создание живописных полотен, наиболее полно и жизнеподобно отражающих действительность. Кроме того, произведения, выполненные разными красящими пигментами (красками, мелками, красителями), нанесенными на какую-либо твердую поверхность, также принято называть живописью. Существует множество определений этого понятия, характеризующих живопись с точки зрения ее изобразительных возможностей. При этом очень часто упускается другой аспект — индивидуально- личностное, душевное и духовное отношение художника к создаваемому произведению. Мир живописи богат и сложен, и его невозможно оценивать только с позиции законов, закономерностей и правил, выработанных человечеством в ходе исторического развития. В живописи существует многообразие стилей и направлений, которые рас- предмечивают действительность, показывая ее духовную сущность. Каждый художник видит ее по-своему, а каждый зритель трактует с учетом своего мировоззрения, мировосприятия. Объективно оценивая то или иное произведение живописи, важно учитывать характерные особенности эпохи, в которую это произведение было создано, степень развития науки и техники того времени, мировоззренческие позиции художника, его стилистические предпочтения, уровень технического мастерства. Исторически произведения живописи условно делят на следующие виды. 1. По практическому назначению. Монументальная живопись (от лат. monument — хранящий память, напоминающий) — особый вид живописных произведений, отличающихся большим масштабом, служащих украшением стен, потолков, куполов, сводов в различных архитектурных сооружениях. Различают три основные ее разновидности: фреска (от ит. fresco — свежий, сырой) — произведение настенной живописи, выполненное красками, разведенными чистой или известковой водой, по штукатурке. Существует несколько разновидностей фрески: альфреско — по сырой, свежей штукатурке; фреско а секко — по сухой штукатурке; казеиново-известковая живопись — модификация фрески по сухой штукатурке, появившаяся в XVIIв.; сграффито (от ит. sgraffito — выцарапанный) — наиболее распространенная форма современной стенописи, а именно послойное нанесение красок на штукатурку с обнажением, процарапыванием нижних слоев, отличных по цвету; граффити (от ит. graffiti — нацарапанные) — в древности и Средние века это были посвятительные, магические и бытовые надписи, нацарапанные на стенах зданий, сосудах. В современной стенописи граффити выполняются с помощью аэрозольных баллончиков, наполненных красящими веществами, изображение получается распылением красок, его объемность достигается при наложении цветов; мозаика (от ит. mosaigue — посвященная музам) — изображение, выполненное из однородных или различных по материалу частиц камня, смальты, керамической плитки, которые закрепляются в слое грунта (извести или цементе); витраж (от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства, выполненное из цветного стекла или другого пропускающего свет материала. Витражи используют для украшения окон, дверей, прозрачных перегородок. Свет, проходя через витраж, окрашивается цветом его стекол, тем самым расцвечивая всю окружающую обстановку интерьера. Эта особенность витражей обусловливала их использование в храмовой архитектуре. Монументально-декоративная живопись — вид живописи, основное назначение которой заключается в декоративном украшении отдельных архитектурных форм. Но в отличие от монументальной она не связана напрямую с характером архитектуры. Произведения монументально-декоративной живописи выполняются в плоскостном декоративном ключе. Ее виды: декоративная живопись, применяющаяся в двух случаях. В первом — она служит для украшения зданий, интерьера в виде красочных панно, которые реалистичным изображением создают иллюзию раздвижения стены, зрительного увеличения размеров помещения или, напротив, искусственно упрощенными формами исключают объем и подчеркивают плоскостность стены, обозначают замкнутость пространства. Узоры, венки, гирлянды и прочие виды декора, украшающие произведения монументально-декоративной живописи, связывают воедино все элементы интерьера, подчеркивая их красоту, согласованность с архитектурой. Во втором случае декоративной живописью украшают вещи, окружающие человека (ларцы, шкатулки, разделочные доски, ковши, поставцы, сундуки и пр.). Темы и формы декоративной живописи подчинены назначению вещей; театрально-декорационная живопись (декорации, костюмы, грим, бутафория), способствующая более глубокому раскрытию содержания спектакля, фильма, ролика. Иконопись — вид средневековой живописи, религиозной по темам и сюжетам и культовой по назначению. В самом общем смысле иконопись означает создание священных изображений. Иконопись вместе с ее канонами пришла на Русь из Византии, но древнерусская иконопись вскоре стала самобытной и лучшей в мире. Среди иконописцев можно отметить Дионисия, Ф. Грека, А.Рублева, С.Ушакова, А.Васнецова и др. Станковая живопись — вид живописи, произведения которой имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. В буквальном смысле это живопись, созданная на станке (мольберте). Станковая живопись не имеет декоративного или утилитарного значения, выраженного в разнообразных образах (от реально существующих объектов, явлений до беспредметной фантазии, раскрывающей мир с иной точки зрения). Произведения станковой живописи выполняются на станке-мольберте, в качестве материальной основы используют дерево, картон, бумагу, но чаще холст, натянутый на подрамник. По сравнению с монументальной живописью станковая не связана ни с архитектурой, ни с какой-либо средой и может свободно экспонироваться в различных музеях, на выставках или быть предметом личной коллекции. Идейно-художественное значение произведений станкового искусства не изменяется в зависимости от места, где они демонстрируются, хотя их художественно-эмоциональное звучание зависит от экспозиционной идеи. Миниатюрная живопись (от лат. minimum — так обозначалась краска киноварь, которую очень ценили в древности и часто использовали в книжных иллюстрациях), или миниатюры, — небольшие по размеру, очень красочные изображения, с тонко выписанными мелкими деталями. Они получили развитие в Средние века, до изобретения книгопечатания. Рукописные книги украшались тончайшими заставками, концовками, детально проработанными миниатюрами. Одно из направлений миниатюры — лаковая миниатюра — живопись на небольших лаковых изделиях (шкатулках, различных ювелирных изделиях, табакерках, пудреницах и т.д.). Основные центры лаковой миниатюры — Федоскино, Палех, Мстёра, Холуй. Свое название лаковая миниатюра получила из-за черного лака, которым покрывают изделия. 2. По технике исполнения. Масляная живопись выполняется красками, приготовленными на основе орехового, льняного, макового или конопляного масла. С помощью таких красок изображению придается цельность, живость, изящество, усиливаются оптические возможности при передаче объема и пространства, повышается общее эстетическое звучание полотна. Технические приемы масляной живописи разнообразны. Мазки могут быть кроющими (непрозрачными) и лессировочными (прозрачными), корпусными (плотными) и фактурными (рельефными), тонкими и гладкими и пр. Темперная живопись (от лат. temperare — смешивать краски) выполняется темперной эмульсией, приготовленной на основе смешения цельнояичной, белковой, желтковой основы, клея, масла, красителей, молочка фиговой веточки, лака, казеина, воска. Темперная краска разводится водой и наносится пастозно или жидко на стену, холст, бумагу, дерево. (Пастозность (от ит. pastoso — тестообразный) — значительная толщина, неровность и рельефность красочного слоя.) Акварель (от лат. aqua — вода) — произведения живописи, выполненные красками на основе растительного клея, разводимыми водой (краска также называется акварелью). Основными ее признаками можно считать: прозрачность красок, через которые просвечивают тон и фактура основы (бумага, картон, шелк, слоновая кость и т.д.); чистоту цветовых оттенков; широкий диапазон тона; наличие графических приемов. В акварельной живописи выделяются и специфические приемы: размывка, отмывка, вливание и затеки — создающие эффект воздуха, движения, живости и натурализма. Гуашевая живопись (от ит. guazzo — водяная краска) — произведения, выполненные красками, состоящими из тонко растертых пигментов с водно-клеевым связующим (гуммиарабик, пшеничный крахмал, декстрин и др.) и примесью белил. Произведения гуашевой живописи могут выполняться на бумаге, картоне, полотне, шелке, дереве, стекле, кости. Пастельная (от фр. pastel — цветные карандаши без оправы, сформованные из красочного порошка) живопись выполняется мягкими карандашами без оправы (мелками), полученными путем смешения красочного порошка с клеящим веществом (вишневым клеем, декстрином, желатином, казеином). Пастельная живопись отличается мягкой приглушенностью тонов, бархатистостью поверхности. Работают пастелью на бумаге, картоне, холсте. Краски наносят штрихами, как в рисунке, или втирают пальцами с растушевкой, что позволяет добиться тончайших красочных нюансов и валёрных переходов цветовых оттенков. В процессе работы с пастелью можно снимать, перекрывать один красочный слой другим. Учитывая специфичность состава пастели, произведения следует закреплять специальным раствором или лаком. Восковая живопись (энкаустика) (от греч. enkaio — выжигаю) применялась еще в Древнем Египте. Связующим веществом в энкаустике служит отбеленный воск. Восковые краски наносят в расплавленном состоянии на подогретую основу кистью, раскаленным бронзовым инструментом, после чего прижигают (оплавляют с помощью жаровни). Предмет или сюжет изображения в картине носит название жанр. Несмотря на многообразие объектов, явлений, событий окружающего мира, отраженных в произведениях живописи, все произведения искусства тем не менее можно отнести к тому или иному жанру. В живописных произведениях может встречаться также сочетание жанров или их элементов. Например, пейзаж может дополнять натюрморт, натюрморт и пейзаж — служить дополнением портрета или жанровой композиции и т.д. Можно назвать следующие основные виды жанров. Мифологический жанр (от греч. mythos — предание) — жанр живописи, в котором основное место отводится изображению событий и героев мифов, легенд, преданий, былин древних народов. Исторический жанр — изображение значимых исторических событий, явлений или исторических деятелей. Недавние события также могут стать предметом изображения при условии, что их историческое значение признано современниками. Батальный жанр (от фр. bataille — битва) — жанр изобразительного искусства, раскрывающий темы войн, сражений, битв, походов или эпизоды военной жизни. Батальный жанр может иметь как самостоятельное значение, так и быть составной частью исторического или мифологического жанра, а также содержать в себе некоторые элементы других жанров. Бытовой жанр наиболее распространен в изобразительном искусстве. Художник обращается к темам и сюжетам повседневной жизни человека. Произведения, относимые к бытовому жанру, с одной стороны, представляют художественную ценность, с другой — значимы с точки зрения истории, поскольку эти полотна знакомят нас с жизнью и деятельностью людей разных эпох, народов, классов и сословий. Пейзаж (от фр. paysage, от pays — местность, страна, родина) — изображение природы, ландшафта, моря, панорамы местности, архитектурных сооружений, городских улочек, мостов. Пейзажем называются и сами произведения этого жанра. Выделяют следующие виды пейзажей: сельский — изображение природы (деревьев, кустарников, лугов, полей, лесов, садов, рек, озер, болот, гор и т.д.). Основная тема — изображение деревенской среды и ее естественной связи с природой; парковый — изображение уголков природы, созданных для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей человека. Отличается от сельского тем, что может передавать на полотне то геометрическую строгость планировки парка или сада, то сочетание декоративных элементов с естественным ландшафтом местности; городской, или архитектурный, — изображение различных архитектурных сооружений (жилых домов, общественных и культовых зданий), улиц, площадей, памятников; ведута — изображение мостов и архитектурных конструкций, связанных с мостами; индустриальный — изображение промышленных предприятий, заводов, фабрик и т.д.; частая тема в советское время; марина — изображение моря во всем его многообразии; психологический — стилизованное, а иногда и абстрактное изображение природы, через которое художник раскрывает какие-то эмоциональные состояния и переживания, присущие человеку. Если классифицировать пейзаж с точки зрения содержательного аспекта, то можно выделить следующие виды: лирический; исторический; фантастический; героический; пафосный; эпический; аллегорический. Натюрморт (от фр. nature morte — мертвая природа, натура) — жанp изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевленных предметов (домашней утвари, музыкальных инструментов, цветов, фруктов, дичи, продуктов, атрибутов какой- либо деятельности и пр.). В узком смысле слова натюрмортом называют саму постановку, служащую объектом изображения художника. Натюрморт могут составлять не только неодушевленные пред- меты, но и природные формы. Это, в свою очередь, повлияло на появление другой, более точной, формулировки этого жанра. По-немецки (stilleben) и по-английски (still life) жанр называется «тихая жизнь». Это означает, что все предметы и объекты в натюрморте неподвижны, и в то же время они некое «эхо» своего хозяина, его внутреннего мира, характера, привычек и т.д. Произведения этого жанра выполняют различные функции, в связи с чем выделяется несколько разновидностей натюрморта: символический — посредством символов и знаков помогает раскрыть сложные философские категории и понятия, лучше понять психологию того или иного человека, а в некоторых случаях и сущность целой эпохи; декоративный — помимо своей прямой художественной функции выполняет роль некоего украшения, является составной частью единого декора интерьера или внешнего убранства архитектурного сооружения (вывески, роспись витрин и т.д.); реалистичный — позволяет максимально объективно оценить традиции отдельной страны, культуры с точки зрения ее исторического развития; абстрактный — дает возможность взглянуть на вещи изнутри, раскрыть сущность предметов с той стороны, которая до сих пор еще не была открыта зрителю. Портрет (от фр. portrait — изображение) — жанр изобразительного искусства, цель которого — изображение отдельного человека или группы людей. Основное качество портрета заключается не только в сходстве с оригиналом, что обеспечивается точным изображением внешнего облика человека, но и в раскрытии его тонкой духовной организации, которую наблюдательный художник способен уловить по движениям мышц лица, характеру взгляда, выражению глаз, жестам, позе, манере одеваться, окружающей обстановке. Все эти черточки позволяют составить достоверный психологический портрет, который ложится в основу изображения. Портрет несет определенную смысловую нагрузку. И в связи с этим выделяют несколько разновидностей этого жанра. По расположению на плоскости изображения: поясной портрет, портрет в полный рост, портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа. По характеру изображения: парадный — изображает человека погрудно или в полный рост и, как правило, на архитектурном или пейзажном фоне. Присутствует огромное множество разных деталей, атрибутов, подчеркивающих статус человека; камерный — предполагает поплечное, погрудное, поясное или в полный рост изображение на нейтральном фоне. Сдержан по своему характеру и художественной выразительности. Цель его в отличие от парадного портрета — не продемонстрировать величие натуры, а передать психологическое состояние, внутренние переживания человека. По числу изображений на одном холсте: одиночный, двойной, групповой. Парными (двойными) называются портреты, написанные либо на одном полотне, либо на разных полотнах, но согласованные между собой по композиции, формату, колориту. Обычно это портреты супругов или членов одной семьи. Очень часто такие портреты составляли целые галереи, ансамбли. По содержанию: костюмированный — изображение человека в качестве аллегорического, мифологического, исторического, театрального, литературного персонажа; миниатюрный — отличается малыми размерами, что усложняет выполнение изображения, позволяя художнику показать мастерство и виртуозность; автопортрет — изображение художником самого себя; портрет-жанр — изображение человека в рамках какого-либо другого жанра. Например, взаимодействие жанра портрета и исторического жанра обусловливает изображение исторического деятеля; портрет крестьянки является следствием слияния портрета и бытового жанра; социальный — отображение на полотне жизни представителей разных классов, сословий, передача характерных особенностей социальной жизни общества через отдельную личность; психологический — отличается от всех остальных тем, что художник не стремится к точной передаче внешнего облика модели, для него главное — раскрыть психологическое состояние изображенного. Допускаются некоторые композиционные или анатомические нарушения для достижения наибольшей выразительности образа; интимный — не предназначен для всеобщего обозрения. Его размещают в жилых комнатах, доступ к которым есть только у хозяев дома. Ню (от фр. пи — нагой, раздетый) — жанр изобразительного искусства, посвященный изображению обнаженного тела. Анималистический жанр (от лат. animal — животное) — изобразимте представителей животного мира. 1.2. ЦВЕТ КАК ОСНОВНОЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО ЖИВОПИСИ В теории живописи одними из основных вопросов являются изучение художественных, эстетических свойств цвета, закономерностей возникновения цветового строя, особенностей колорита, разнообразия гармоний и контрастов, соотношения цвета с формой, величиной, композицией, техникой. Окружающий мир воспринимается нами благодаря свету, выступающему как объективный фактор, и зрению — как субъективному фактору. Каждый предмет имеет присущий ему цвет. Например, спелые лимоны — желтые, апельсины — оранжевые, свежий огурец — зеленый. Природный цвет предмета хорошо виден, когда он ярко освещен, но цвет предмета изменяется с переменой освещения и становится невидимым в темноте. Отсюда следует: только благодаря свету предмет становится видимым, а его цвет осязаемым. Одномерное цветовое восприятие может приравниваться к слепоте. Это означает, что в сознании человека вырабатывается определенный стереотип восприятия цвета: небо — голубое, снег — белый, трава — зеленая, вода — синяя. Для того чтобы избавиться от цветовых штампов, необходима специальная постановка зрения, такая, чтобы ребенок научился видеть, как цвет предмета выглядит в конкретных условиях освещения и соседства с другими предметами. Леонардо да Винчи в своих записях обращал внимание на роль освещения в тех изменениях, которые происходят на поверхности предмета. В своих наблюдениях и убеждениях он был прав, поскольку все то, о чем он говорил, легко проверить на практике, а именно понаблюдать за изменением цвета листа белой бумаги в зависимости от различных источников света. Таким образом, на восприятие цвета предмета воздействуют прямые лучи света, попадающие на открытые поверхности; свет от соседних предметов (рефлексы); природный цвет самого предмета и, конечно, глаз, способный воспринять даже малейшие нюансы (оттенки) цвета. Все цвета условно можно разделить на две большие группы: ахроматические (бесцветные) — белый, серый, черный; хроматические — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый и все промежуточные их оттенки. Хроматические цвета отличаются друг от друга цветовым тоном, насыщенностью и светлотой, которые являются основными свойствами цвета и создают некую триаду, «цветовое тело». Под цветовым тоном принято понимать качество хроматического цвета, которое в повседневной жизни мы называем красным, оранжевым, желтым, зеленым и т.д., в отношении которого его можно приравнять к одному из спектральных цветов. Сила цветового тона определяется насыщенностью цвета. Насыщенность — это степень отличия хроматического цвета от ахроматического той же светлоты. Эталонами насыщенности считаются цвета, приближенные к спектральным. Чем сильнее отличие хроматического цвета от серого, тем он более насыщен. Светлота — отношение потока света, обозначающего степень приближения цвета к белому. Светлота может зависеть от ряда факторов: от насыщенности цвета; от того, на каком фоне предмет рассматривается. Другими характеристиками светлоты являются: оттенок — цвет, смешанный с белым (красный — цвет; розовый — оттенок); полутон — цвет, смешанный с серым. Расположение цветов в виде цветового круга не случайно: эта фигура более всего подходит для того, чтобы объяснить, наглядно проиллюстрировать многие закономерности цветоведения. Пропущенный через трехгранную призму пучок солнечного света образует на белой бумаге (или экране) разноцветную полосу — спектр, состоящий из семи ясно выделяющихся цветов. Они расположены в определенной последовательности и образуют постепенный переход от одного цвета к другому: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Крайние цвета спектра — красно-фиолетовый и сине-фиолетовый — схожи. Если добавить к ним пурпурный цвет, поместив его между красно-фиолетовым и сине-фиолетовым, спектр можно замкнуть в кольцо, которое и будет называться цветовым кругом. Три цвета — красный, желтый, синий — в этом круге принято считать основными, поскольку их нельзя получить путем смешения каких-либо других цветов, но с их помощью можно составить любой цвет спектра. Оранжевый, зеленый и фиолетовый называют составными, их можно получить, смешивая основные цвета, В цветовом круге различаются цвета, противолежащие друг другу. Самый напряженный — красный — цвет находится напротив самого мягкого — зеленого, самый теплый — оранжевый — напротив холодного — синего, самый светлый — желтый — напротив самого темного — фиолетового. Эти цвета, стоящие друг против друга, называются дополнительными (или взаимодополнительными). Цветовой крут условно можно разделить на две части: теплую цветовую гамму (желтый, красный, оранжевый, желто-зеленый) и холодную (синий, голубой, голубо-зеленый, фиолетовый). Такое разделение объясняется тем, что одни цвета ассоциируются с солнцем, огнем, от которых исходит тепло, другие напоминают снег, лед, воздушную стихию, излучают прохладу. Понятия «теплые» и «холодные» цвета носят условный характер, поскольку восприятие цветов одной и той же группы относительно (сине-зеленый цвет, расположенный рядом с желто-зеленым, кажется холодным, а по сравнению с синим — теплым). Следовательно, любой теплый цвет по сравнению с еще более теплым может оказаться холодным, и, наоборот, холодный цвет рядом с более холодным может быть теплым. Знание законов смешения красок необходимо для того, чтобы овладеть техникой лессировок. В теории живописи есть ряд правил, знание которых на практике может быть использовано для достижения выразительности образов, а также для анализа произведений живописи с целью определения их колористической гаммы или техники. Первое правило. Если наносить прозрачные слои красок друг на друга, то верхний красочный слой всегда будет иметь определяющее значение (для получения зеленого цвета голубоватого оттенка нужно покрыть прозрачным слоем синей краски желтую, а при наложении желтой краски на синюю получим зеленый цвет желтоватого оттенка). Этот процесс называется «вычитанием цветов». Второе правило. При высыхании краски имеют особенность светлеть и терять в большей или меньшей степени насыщенность цвета. В процессе создания любого живописного образа можно использовать различные способы смешения цвета. Можно выделить несколько видов смешения, причем результаты этих смешений имеют свою специфику. Механическое смешение. Оттенки образуются путем механических действий: вливание цвета в цвет (используется техника «по-сырому»: наносится одно цветовое пятно рядом с другим и лист начинают переворачивать, тем самым цвета взаимопроникают, образуя третий цвет — оттенок); наложение (наносится одно цветовое пятно, а второе накладывается на него, в результате получается третий цвет — оттенок). Оптическое смешение. Смешение происходит иллюзорно, а не фактически. Для большей наглядности и убедительности можно провести следующий мини-эксперимент. Берутся два цвета (желтый и синий), при механическом смешении которых можно получить зеленый, а при оптическом — серый. Серый цвет получается в результате вращения диска, состоящего из желтого и синего стекла. Пространственное смешение. Получается, если смотреть на некотором расстоянии на небольшие, касающиеся друг друга цветовые пятна. Пятна сольются в одно сплошное пятно, которое будет иметь цвет или оттенок, полученный от смешения цветов мелких участков. Слияние цветов на расстоянии объясняется светорассеянием, особенностями строения глаза человека и происходит по правилам оптического смешения. Выделяют следующие приемы работы с цветом, которые можно предложить детям. Окраска — прием нанесения тона посредством заливки, отмывки и «сухой кистью». Заливка используется с целью получения ровного красочного тона или ряда тонов. Выполняется она следующим образом. Рисунок располагают наклонно, набрав в нужном количестве красящее вещество на кисть, начинают легкими движениями кисти в направлении слева направо наносить полоски-мазки. В этом случае краска, постепенно стекая к нижнему краю, образует «красочный валик». Это действие повторяют до тех пор, пока вся поверхность не будет закрыта ровным слоем. Отмывкой пользуются в тех случаях, когда необходимо покрыть тоном поверхность, имеющую неровную светлоту. Сначала необходимо отметить карандашом границы тоновых переходов, потом закрыть красочным слоем самый светлый участок. Затем, после высыхания, второй красочный слой наложить на только полутемные и темные части и в последнюю очередь по сухому второму слою нанести третий слой, закрывающий самые темные места. В завершение работы резкие границы между частями отмываются кистью с помощью воды. Прием «сухая кисть» применяется для окраски изображений предметов, отличающихся очень неровной, шероховатой, ворсистой фактурой. С этой целью используют густую краску, наносимую сухой кистью. Мазки приобретают характер либо тычков, либо скользящих по поверхности движений. Светотень — прием, позволяющий отразить на листе степень освещенности поверхности предмета и передать его объем. Состоит из светотеневых градаций: блик, собственная тень, рефлекс, полутень, падающая тень. Блик — самое светлое место на предмете. Очень ярко блики выражены на блестящих поверхностях. Собственная тень возникает на плоскости в том месте, куда лучи от источника света не попадают. Чем ближе к источнику света, тем насыщеннее грань теневой плоскости. Рефлекс — участок теневой поверхности, подсвеченный отраженными лучами света. Рефлекс на предмете может образовываться и от окружающих предметов, пространства (драпировки, фона и т.д.). Полутень образуется на плоскости благодаря скользящим лучам света, создающим эффект косвенного освещения. Падающая тень — это участок затененного пространства, располагающийся за предметом, который образуется от освещенных участков формы, поглощающих собой прямые лучи света. Цветовая гармония — важнейшее средство художественной выразительности в живописи наряду с композицией, рисунком, перспективой, светотенью, фактурой и пр. Гармония (от греч. harmonia — созвучие, согласие, противоположность хаосу) — философско-эстетическая категория, означающая «высокий уровень упорядоченного многообразия, оптимальное взаимосоответствие различного в составе целого, отвечающее эстетическим категориям совершенства и красоты». (Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве. — Минск, 2003. — С. 26.) В настоящее время существует множество теорий гармонизации цветов. Опираясь на систему В.М.Шугаева, попытаемся выделить возможные виды цветовых гармоний: первичная — сочетание красного, черного и белого цветов в единой композиции. Первичной она названа потому, что эти цвета первыми стал использовать в живописи человек. Белый цвет означал небо, красный — землю, а черный — воду, так как вода ассоциировалась со смертью и с потусторонним миром (т. е. самым глубоким местом на земле, куда отправляются души); основная — сочетание локальных цветов (красного, синего, желтого), которые нельзя получить путем смешения каких-либо цветов, но из них можно получить множественные цвета и оттенки; родственная — сочетание трех-четырех цветов (оттенков), расположенных рядом друг с другом по цветовому кругу; дополнительная — сочетание взаимодополнительных цветов (оттенков), занимающих в цветовом круге точно противоположные позиции: красный — зеленый, желтый — фиолетовый, синий — оранжевый; составная — сочетание составных цветов: оранжевого, зеленого, фиолетового, — которые получаются путем смешения основных цветов; ахроматическая — сочетание ахроматических цветов: белого серого и черного — и различных их оттенков; нейтральная — сочетание нейтральных в отношении родства и контраста цветов, которое можно расширить добавлением белого и черного; дисгармоничная — сочетание дисгармоничных (смелых и несколько вызывающих) цветов, которое получается из сочетания цвета с цветом, который находится рядом (справа или слева) с дополнительным. Например, синий — с красно-оранжевым и оранжево-желтым; дополнительная с вкраплением — сочетание цветов, расположенных по обеим сторонам соответствующих дополнительных цветов: красный — зелено-синий — зелено-желтый; монохроматическая — сочетание оттенков, тонов или полутонов одного цвета, сочетающихся между собой; третичная — сочетание трех цветов (оттенков), расположенных на равном расстоянии друг от друга в цветовом круге: сине-зеленая, желто-оранжевая и красно-фиолетовая; красно- оранжевая, сине-фиолетовая и желто-зеленая; четвертичная — сочетание четырех цветов (оттенков), расположенных на равном расстоянии друг от друга в цветовом круге. Например: красный — оранжево-желтый — зеленый — сине- фиолетовый. ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1. Выполните цветовой круг, состоящий из 12, 24 или 48 оттенков. 2. Выполните растяжки в 15 оттенков — от самого светлого до самого темного, используя два цвета. 3. Составьте абстрактную цветовую композицию на основе любой гармонии. 4. Выполните копию любого живописного произведения в следующих жанрах: пейзаж, натюрморт, портрет. 5. Составьте цветовые абстрактные композиции на основе механического смешения цветов. 6. Составьте контрастную композицию из ахроматических оттенков. 7 Разделите лист бумаги на треугольники и квадраты (формы могут перекрывать друг друга) и раскрасьте их, выбирая оттенки теплой или холодной колористической гаммы. 8. Составьте таблицу смешения цветов и оттенков. 9. Выполните три идентичные по содержанию работы в разных по насыщенности цветовых гармониях (разбеленная, нейтральная, зачерненная). |