Главная страница
Навигация по странице:

  • Заполнение таблиц

  • Проблемно-логические задания

  • Анализ документа

  • Практикум. Истор. мир. религий. Практикум по истории мировых религий для студентов 1 курса лечебного факультета


    Скачать 1.18 Mb.
    НазваниеПрактикум по истории мировых религий для студентов 1 курса лечебного факультета
    Дата28.12.2018
    Размер1.18 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПрактикум. Истор. мир. религий.pdf
    ТипПрактикум
    #62126
    страница3 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    ТЕМА 3. ХРИСТИАНСТВО
    ПЛАН СЕМИНАРА
    1.
    Возникновение и распространение христианства. Формирование церковной организации. Проблема историчности Иисуса Христа.

    35 2.
    Источники христианского вероучения. Структура и содержание Ветхого и
    Нового Завета.
    3.
    Христианская догматика и культ.
    4.
    Основные этапы истории христианства.
    Заполнение таблиц
    «Основные подходы в религиоведении к проблеме историчности личности
    Иисуса Христа»
    Религиоведческая школа
    Содержание концепции и аргументация
    1.

    «Этапы распространения раннего христианства и формирования христианской церкви»
    Этапы
    Характерные черты
    1.

    Проблемно-логические задания
    1.
    В XX в. близ Мертвого моря (район Вади Кумран) ученые обнаружили следы древнего поселения и рукописи, сохранившиеся в пещере до наших дней. Найденные тексты свидетельствуют о том, что жители этой общины удалились от мира и жили в ожидании последней войны против сил зла.
    Хотя сами себя они называли по-разному – нищие, сыны света, простецы – исследователи отождествляют эту группу с ессеями, о которых писали древние авторы (Иосиф Флавий, Плиний Старший, Филон). Жители
    Кумрана почитали основателя общины Учителя праведности, погубленного каким-то «нечестивым жрецом». Они готовились к войне сынов света с сынами тьмы, к которым причисляли всех, кроме себя, и, прежде всего, ненавистных новых владык Иудеи – римлян. Во время этой войны должен был явиться снова Учитель праведности. Верили они и в приход Миссии, и в установление после победы царства добра и справедливости на земле.
    Исследователи отмечают «идеологическую» связь учения ессеев с ранним христианством
    19
    . В чем, на Ваш взгляд, эта связь проявляется? Определите общие черты и возможные различия? Что Вам известно о предшествующих христианству нетрадиционных религиозных и философских движениях
    (учениях), распространявшихся на территории Палестины и других провинций Римской империи к началу 1 в. н.э.?
    19
    Свенцицкая И.С. Судьбы апостолов. Мифы и реальность / И.С. Свенцицкая. М.: Вече, 2006. С. 8.

    36 2.
    В главе 8 «Деяний святых апостолов» говорится о крещении апостолом
    Филиппом части самаритян. «Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа. Народ единодушно внимал тому, что говорил
    Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса. Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись. И была радость великая в том городе».
    Далее следует упоминание о маге Симоне, который перед тем совершал какие-то магические действия и изумлял народ «волхованиями». Затем
    Симон перешел в христианскую веру и стал свидетелем чудес исцеления людей апостолами и нисхождения на принявших христианство Святого
    Духа через наложение рук.
    Как сказано в Библии: «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо
    Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя
    Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.
    Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух
    Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом. Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего; ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды. Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами»
    20
    Какие различия в представлениях языческих магов и христиан нашли отражение в приведенном отрывке из «Деяний святых апостолов»? В каких случаях в Новом Завете упоминается «возложение рук»? Какую роль эта традиция играет в христианских таинствах?
    3.
    Проанализируйте приведенные ниже отрывки из Библии, религиоведческой и исторической литературы. Покажите связь раннего христианства с иудаизмом. Вспомните, какие исторические события способствовали окончательному разрыву христианства и иудаизма, как это отразилось на ритуально-обрядовой деятельности христианских общин? Почему, на Ваш взгляд, христианство стало мировой религией?
    Из главы 10 Евангелия от Матфея
    «Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство
    Небесное…»
    Из главы 28 Евангелия от Матфея
    20
    Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. (Синодальный перевод). М.: Русский
    Паломник, 2010. 1690 с.

    37
    «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла
    Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам.
    И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се
    Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему.
    Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня.
    Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим.
    Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между Иудеями до сего дня. Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились.
    И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и
    Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».
    Из «Послания к римлянам святого апостола Павла»
    «Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься
    Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого?
    Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?
    Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?
    Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.
    Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием.
    Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?
    И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?

    38
    Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание,
    которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от
    Бога.
    Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания?
    Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие.
    Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?
    Никак. Бог верен, а всякий человек лжив…
    Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом, как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного…
    Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников, потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру…
    Блажен человек, которому Господь не вменит греха.
    Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность.
    Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания.
    И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую
    имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность, и отцом обрезанных, не только
    принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании»
    21
    Из книги И.С. Свенцицкой «Судьбы апостолов. Мифы и реальность»
    «Христиане того времени, как и руководители Иерусалимской общины, оставались в рамках иудаизма: Лука пишет, что они единодушно каждый день пребывали в Храме (2:46). Конкретно упоминается, что Петр и Иоанн посещали Храм и молились там; из других источников мы узнаем, что Иаков
    Праведный вел аскетический образ жизни и все свое время проводил в
    Храме (Евсевий, Церковная история, II, 23). При этом они не отрицали возможность крещения для язычников и вступления их в христианскую общину. В небольшой речи, произнесенной Иаковом, приводятся его слова о том, что язычники могут принять христианство, но чтобы они наряду с исполнением нравственных заповедей воздерживались «от крови и удавленины» – т.е. соблюдали главные пищевые запреты иудаизма: в представлении автора Деяний Иаков был сторонником сохранения в среде новообращенных ряда иудаистских традиций…
    21
    Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. (Синодальный перевод). М.: Русский
    Паломник, 2010. 1690 с.

    39
    Отношения Павла не только с ортодоксальными иудеями, но и с так называемыми иудео-христианами (т.е. верящими в Иисуса Христа, но исполнявшими требования иудейской религии) были сложными. Он сам продолжал считать себя иудеем, но в рамках учения Иисуса. Когда он прибыл в последний раз в Иерусалим, его там встретили «уверовавшие», но при этом соблюдающие иудейский Закон. Они предложили Павлу очиститься, чтобы узнали все, что и он соблюдает Закон. Павел внял советам, прошел через обряд очищения и вошел в Храм. Однако среди иудеев прошел слух, что он ввел в храм своего спутника Трофима из города
    Эфеса из бывших язычников, тогда иудеи набросились на него, и только вмешательство римских властей, не желавших бунта толпы, спасло
    Павла»
    22
    Из книги А. Гарнака «Миссионерская проповедь и распространение
    христианства в первые три века»
    «Евангелие возвещалось как совершенное иудейство, как новая религия и, вместе с тем, восстановленная и приведенная к своему первоначальному виду перворелигия… Убеждение, что “Иисус, Учитель и Пророк есть
    Мессия, долженствующий вновь прийти, чтобы завершить Свое дело”, скоро внедрилось в сознание, что быть Его учеником значит быть Его народом: “Вы род избранный, царственное священство, народ святой…” (1
    Петр. 2, 9). Почувствовав себя народом, христиане вместе с тем сознали себя
    истинным Израилем, новым народом и вместе с тем – старым.
    Это убеждение быть народом (т.е. перенесение всех прерогатив иудейского народа на христиан под точкой зрения нового творения, которое восстанавливает старое и первоначальное и приводит его в силу) тотчас же дало исповедникам новой религии политически-историческое сознание, и притом всеобъемлющее…
    23
    »
    4.
    Деятельность ближайших учеников Иисуса Христа описана в различных апокрифических (т.е. не признанных Церковью) деяниях, которые создавались после писаний, вошедших в Новый Завет. Многие из этих деяний апостолов представляют собой своего рода литературные новеллы, часто полные самых фантастических эпизодов. При этом в речах героев этих писаний отражены верования как их создателей, так и аудитории, для которой они были предназначены. В основном читатели таких деяний происходили из низов новообращенных язычников, привнесших в христианство свои прежние традиции, фольклорные мотивы, социальную психологию. При анализе апокрифических деяний можно проанализировать отличия так называемого низового (или массового христианства) от учения первых христианских общин, Евангелий Нового Завета, канонических
    Деяний апостолов и посланий Павла.
    22
    Свенцицкая И.С. Судьбы апостолов. Мифы и реальность / И.С. Свенцицкая. М.: Вече, 2006. С. 18, 34.
    23
    Гарнак А. Миссионерская проповедь и распространение христианства в первые три века / Пер. с нем., вступительная статья и комментарии проф. А.А. Спасского. СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2007. С.
    170 – 171.

    40
    И.С. Свенцицкая приводит отрывки из апокрифа «Деяния Фомы», созданного примерно на рубеже II – III вв. н.э. Согласно этому произведению апостолу Фоме, по жребию, выпало идти проповедовать в
    Индию. Но, в отличие от остальных, он отказывался отправляться в далекую страну, ссылаясь на «слабость тела» и свое еврейское происхождение. Даже явление Иисуса не помогло сломить сопротивление Фомы. Тогда Иисус нашел купца, посланного одним из индийских царей на поиски хорошего плотника, и предложил ему своего раба Фому. Сделка была закреплена купчей. Так, согласно апокрифу, Фома попал в Индию и начал проповедовать. В «Деяниях Фомы» встречается множество интересных сюжетов, среди которых есть рассказ о говорящем осленке.
    «Когда апостол, стоя на большой дороге, проповедовал толпе народа, подошел осленок и встал перед ним. И, открыв рот, заговорил: “О близнец
    Христа, апостол Всевышнего и сопричастный тайному Слову Христа, получивший от Него тайные слова, сподвижник Сына Божия. Ты, кто, будучи свободным, стал рабом и смирением своим пришел к свободе, ты, член великой семьи, сокрушившей вражду и спасшей своих, ты, ставший для многих в земле индийцев причиной жизни вечной – ибо прибыл ты к заблудшим людям. Благодаря явлению твоему и словам твоим обратились они к истине, возглашенной пославшим тебя Богом. Поднимись и сядь на меня, пока не въедешь в город”.
    И апостол отвечал: О мудрый в безмерном сострадании своем Иисусе
    Христе, владеющий молчанием и покоем, дарующий ныне речь и животным бессловесным! О сокрытый в покое, но являющийся в деяниях своих нам,
    Спаситель наш и Податель пищи, охраняющий тела и спасающий души наши! О весна сладкая и нескончаемая, источник утоляющий, чистый и ничем не замутненный! Защитник и Помощник в борьбе рабам своим, кто отвратил и отвел от нас вражду, Ты всех борениях с нами и даруешь нам победу во всем. Истинный борец, не знающий поражения, военачальник святой и победоносный. Ты, кто дарует своим верным радость непреходящую, и обретшие ее никогда не испытывают скорби. Добрый пастырь, отдавший себя за стадо свое и волка победивший, Ты, кто освободил овец своих и привел их на пастбище доброе. Мы славим и воспеваем Тебя и невидимого Отца Твоего, и Святого Духа Твоего, Мать всех творений”.
    Пока апостол говорил, теснившаяся там толпа смотрела на него, ожидая, что он ответит осленку. Долго стоял апостол, дивясь случившемуся. Потом взглянул на небо и спросил осленка: “Кто ты и кому принадлежишь? Ибо изумляет смысл чудесного и сокровенного, объявленного устами твоими”.
    Осленок же ответил ему: “Я принадлежу к роду, служившему Валааму, и твой Господь на отпрыске этого рода ездил. Теперь я послан к тебе, чтобы ты отдохнул, сев на меня. И послан я, чтобы дать веру людям и принять выпавшую мне ныне долю, послужив тебе, и долю, что ждет меня, после того, как сослужу тебе”.

    41
    Ответил ему апостол: “Могущественен тот, кто одарил тебя благодатью, дабы наполнила тебя и весь будущий род твой. Но для этого таинства я болен и слаб. И не захотел сесть на осленка”.
    Осленок же молил и уговаривал, уверяя, что, если апостол поедет на нем, то осленок будет благословен. Тогда поднялся апостол и сел на осленка. И пошли с ним все присутствовавшие, одни впереди, другие сзади, стремясь увидеть, чем это кончится, и удивляясь, как разрешает он осленку везти его.
    Когда подъехал апостол к воротам города, слез он с осленка и сказал: “Иди и будь ты благословен”. И тотчас упал осленок и умер. И все, кто был там, сожалели о нем и просили апостола: “Сделай его живым”. Апостол же ответил им: “Не могу я воскресить его во имя Иисуса Христа, ибо все произошло, как должно быть. Тот, кто дал ему способность говорить, мог сделать его бессмертным. Я жене воскрешаю его не потому, что не умею, а потому, что случившееся определено ему”. И призвал стоявших рядом вырыть могилу и похоронить осленка. И те сделали, как он повелел»
    24
    Что Вам известно об апостоле Фоме из Евангелия от Иоанна? Какие христианские символические идеи и евангелические рассказы из жизни и проповеди Иисуса Христа нашли отражение в апокрифе? Почему, на Ваш взгляд, «Деяния Фомы» не были признаны Церковью?
    Анализ документа
    Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. (Синодальный
    перевод)
    25
    :
    «ОТ МАТФЕЯ СВЯТОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ
    ГЛАВА 5
    Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики
    Его.
    И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
    Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
    Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
    Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
    Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
    Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
    Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
    Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
    Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
    Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
    Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
    24
    Свенцицкая И.С. Судьбы апостолов. Мифы и реальность / И.С. Свенцицкая. М.: Вече, 2006. С. 203 – 205.
    25
    Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. (Синодальный перевод). М.: Русский
    Паломник, 2010. 1690 с.

    42
    Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?
    Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
    Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
    И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
    Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
    Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел
    Я, но исполнить.
    Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
    Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
    Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
    Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
    А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: “рака”
    26
    , подлежит синедриону (верховное судилище); а кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной.
    Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
    Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта
    27
    Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.
    А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
    Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
    И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
    Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.
    А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
    26
    Пустой человек.
    27
    Римская медная монета.

    43
    Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
    А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
    Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.
    Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
    А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
    Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
    Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
    А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
    Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари (сборщики податей)?
    И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
    Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
    ГЛАВА 6.
    Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
    Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
    У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
    И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми.
    Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
    Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
    А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.
    Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем

    44 должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо
    Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
    Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш
    Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
    Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
    А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
    Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
    Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
    Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и маммоне
    28
    Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
    Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
    Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
    И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог тако девает, коль ми паче вас, маловеры!
    Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш
    Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
    Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
    Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.
    ГЛАВА 7
    Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
    И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
    Или как скажешь брату твоему: “дай, я выну сучок из глаза твоего”, а вот, в твоем глазе бревно?
    28
    Имение, богатство.

    45
    Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
    Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.
    Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
    Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?
    Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.
    Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.
    Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.
    Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
    По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?
    Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.
    Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.
    Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.
    Итак по плодам их узнаете их.
    Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
    Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
    И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.
    Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.
    А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.
    И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи».
    Вопросы к документу:
    1.
    Как Иисус объясняет свое обращение к слушателям: «Вы – свет мира»?

    46 2.
    В чем праведность последователей Иисуса должна превосходить книжников и фарисеев?
    3.
    Как Иисус объясняет выражение: «По плодам их узнаете их»?
    Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. (Синодальный
    перевод)
    29
    :
    «ОТ МАТФЕЯ СВЯТОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ
    ГЛАВА 13
    Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!
    И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?
    Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.
    Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.
    Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле: ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его – вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.
    29
    Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. (Синодальный перевод). М.: Русский
    Паломник, 2010. 1690 с.

    47
    Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.
    Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?
    Он же сказал им: враг человека сделал это.
    А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?
    Но он сказал: нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.
    Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.
    Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все.
    Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста
    Мои; изреку сокровенное от создания мира.
    Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.
    Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.
    Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!
    Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то.
    Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее.
    Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.
    Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.
    И спросил их Иисус: поняли ли вы все это? Они говорят Ему: так, Господи!

    48
    Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.
    И, когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда».
    ОТ ЛУКИ СВЯТОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ
    ГЛАВА 20
    «В один из тех дней, когда Он учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами, и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию?
    Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне: крещение
    Иоанново с небес было, или от человеков?
    Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: с небес, то скажет: почему же вы не поверили ему? а если скажем: от человеков, то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк.
    И отвечали: не знаем откуда.
    Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.
    И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время; и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем.
    Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем.
    И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали.
    Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся.
    Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше.
    И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника?
    Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим.
    Слышавшие же это сказали: да не будет!
    Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?
    Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.
    И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу.
    И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя.
    И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь; позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?
    Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете?
    Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы.
    Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу».

    49
    Вопросы к документу:
    1.
    Каково содержание и суть притчи о сеятеле?
    2.
    Как Иисус объясняет притчу о зернах и плевелах?
    3.
    Как Вы понимаете суть притчи о виноградарях? Объясните содержание притчи с позиций христианской истории.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта