Главная страница
Навигация по странице:

  • Заполнение таблицы «Новые религиозные культы» Название Лидеры Издания Религиозная 120 ориентация 1. …. Проблемно-логические задания

  • Анализ документа

  • Практикум. Истор. мир. религий. Практикум по истории мировых религий для студентов 1 курса лечебного факультета


    Скачать 1.18 Mb.
    НазваниеПрактикум по истории мировых религий для студентов 1 курса лечебного факультета
    Дата28.12.2018
    Размер1.18 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПрактикум. Истор. мир. религий.pdf
    ТипПрактикум
    #62126
    страница10 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    ТЕМА 9. НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ КУЛЬТЫ
    ПЛАН СЕМИНАРА
    1. Условия возникновения и социальная база новых религиозных культов.
    2. Классификация нетрадиционных культов. Общие черты деструктивных религиозных движений.
    3. Характеристика основных религиозных культов.
    4. Закон и новые религиозные движения.
    Заполнение таблицы
    «Новые религиозные культы»
    Название
    Лидеры
    Издания
    Религиозная

    120 ориентация
    1. ….
    Проблемно-логические задания
    1. Термин «новые религиозные движения» ввела в оборот английский социолог Айлин Баркин во второй половине ХХ в. Новые религиозные движения, внеконфессиональные, неканонические верования, современные нетрадиционные культы, религии Нового времени, молодежные течения – это религиозные явления в Европе и США в 60-70-е гг. ХХ в. К этому времени страны Запада достигли значительного благополучия, трудности, связанные со второй мировой войной, остались в прошлом. Однако молодежные движения 60-х гг. показали, что подрастающее поколение уже не устраивают традиционные христианские ценности, которые не дают ответа на волнующие вопросы. Это выразилось в молодежном бунте против общества потребления, технократизма, бездушия цивилизации и в появлении новых религиозных движений.
    Какие еще причины возникновения новых религиозных движений Вы можете выделить?
    2. Основателем сайентологии является писатель-фантаст Л. Рон Хаббард, написавший книгу «Дианетика: наука о душевном здоровье», где предлагаются якобы научные рецепты того, как стать успешным и гармонично развитым человеком. Позднее, учение Хаббарда распространилось в мире достаточно широко и сегодня имеет множество последователей. Как вы думаете, какова основа сайентологии – научная или религиозная? Обоснуйте свою позицию.
    3. Александр Дворкин в работе «Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования»
    60
    так пишет об отношении сайентологии к христианству: «Как сайентология относится к христианству? На этот вопрос вы можете получить в секте несколько ответов, в зависимости от уровня, до которого вы уже поднялись. Покуда вы в начале «моста», вам говорят, что сайентология – это некая прикладная религиозная философия. Можно исповедовать любую веру и быть членом сайентологии. Но несколькими курсами позже вам сообщают, что на самом деле Иисус Христос достиг уровня лишь на волосок выше клира (состояние «чистого, ясного ума» по Л.
    Рону Хаббарду – А.М.)… Адепт может прочитать в сочинении «лучшего друга человечества» такие глубокомысленные идеи: «Есть боги, которые выше других богов…» Или: «Легенда о Христе бытовала уже миллион лет
    60
    Дворкин А. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования.
    URL: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dvorkin/sects/58.html

    121 назад». Или: «Мы разделяем цели Христа в достижении человеком мудрости, доброго здоровья и бессмертия». В представлении Хаббарда Христос был всего лишь «носителем информации».
    Пройдя второй уровень, вы приближаетесь к третьему, который называется
    «Стена огня». Попасть на этот уровень стоит очень больших денег.
    Заплатившему значительную сумму… сообщают следующее «великое откровение».
    75 миллионов лет тому назад наша Земля входила в межгалактическую конфедерацию, которой правил злой князь Ксену. Все планеты были страшно перенаселены, на каждой жило по 200-500 миллиардов человек. Ксену решил избавиться от проблемы перенаселения и обманным путем претащил большое количество людей на Землю, которая тогда называлась Тиджиак, собрал их в большие кучи, заморозил, поместил в жерла вулканов и взорвал там водородные бомбы, после чего пучки освободившихся от тел тетанов связал электронными лентами и отправил на специальные имплантационные центры… Чтобы стереть из их памяти все свои злодеяния, он начал насаждать им воспоминания о будущем (импланты), в число которых, в частности, и идея
    Бога, Христа и христианства как некая ложная, искусственная гипнотическая формула, которая была внушена людям, чтобы увести их с истинного пути».
    Как сайентология, по мнению А. Дворкина, относится к христианству? Можно ли назвать сайентологию христианским учением? Почему?
    4. После Потопа, когда из людей остались только Ной, его жена и их трое сыновей с женами, Бог дал им следующие указания: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские; в ваши руки отданы они. Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все. Только плоти с душою ее, с кровью ее, не ешьте» (Бытие 9:1–4).
    Более 850 лет спустя, когда израильский народ вступил в союз с Иеговой, запрет относительно крови, данный Ною, был повторен в Моисеевом законе:
    «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви Аарону и сынам его и всем сынам
    Израилевым, и скажи им: вот что повелевает Господь: …Если кто из дома
    Израилева и из пришельцев… будет есть какую-нибудь кровь, то обращу лице мое на душу того, кто будет есть кровь, и истреблю ее из народа ее; потому что душа тела в крови и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши…» (Левит 17:1,2, 10–12). Опираясь на эти и другие библейские сюжеты, Свидетели Иеговы воздерживаются от переливания крови, даже если речь идет о спасении человеческой жизни.
    Является ли, на Ваш взгляд, христианским элементом учение свидетелей
    Иеговы о запрете на переливание крови, оправдано ли оно христианством?
    Обоснуйте свою позицию.
    5. Некоторую популярность в молодежной среде имеют так называемые
    «сатанинские группы». Например, в 2014 г. в России молодая пара

    122 поклонников сатанизма назвала первенца Люцифером. Известна также
    «Церковь Сатаны», которая сознательно называет себя носителем зла и антиподом христианства. Все, что в христианстве считается злом и грехом, здесь приобретает культовой значение и служит предметом поклонения.
    Исполняется черная месса, используются черные свечи, Библия читается наоборот, алтарем служит тело обнаженной женщины (в христианстве женщина не допускается в алтарь), в качестве символом используются перевернутый крест, число «666»
    61
    Как вы думаете, в чем причина существования подобных течений? Кто и почему создает подобные секты? Какие цели они преследуют?
    Анализ документа
    «Книга мормона. Новые Свидетельства об Иисусе Христе» (выдержки)
    62
    :
    «КНИГА МОРОНИЯ
    7 ГЛАВА
    1. И ныне я – Мороний пишу некоторые слова моего отца Мормона, о вере, надежде и милосердии; ибо вот каким образом он говорил народу, уча их в синагоге, которую они построили, как место для моления.
    2. И ныне я, Мормон, обращаюсь к вам, возлюбленные братья мои; и мне разрешено говорить вам в настоящее время по милости Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа и по святой воле Его, потому что я имею призвание, как дар от Него.
    3. А потому я обращаюсь к вам, принадлежащим в церкви к смиренным последователям Христа, к вам, которые обрели достаточно надежды, чтобы можно было вам войти в покой Господень от сего времени и до того, как вы будете покоиться с Ним на небесах.
    4. И ныне, братья мои, я сужу ваши дела по тому, как вы смиренно поступаете с детьми человеческими.
    5. Ибо я помню слово Божие, которое гласит: По их делам вы будете знать их; ибо если их дела будут добрые, то и они тоже добрые.
    6. Ибо, вот, Бог сказал, что человек, будучи злой, не может творить добро; ибо, если таковой преподносит дар, или молится Богу, но делает это без искреннего намерения, то это не пойдет ему на пользу.
    7. Ибо, вот, это не считается ему, как праведность.
    8. Ибо вот, если человек злого характера преподносит дар, он делает это неохотно; а потому это вменяется ему так, как если бы он удержал свой дар; а потому у Бога он считается злым человеком.
    9. И так же вменяется злом человеку, если он молится без искреннего чувства сердца своего; да, и это ему никакой пользы не приносит, ибо Бог ни одного такого не принимает.
    61
    Ярыгин Н.Н. История и теория религии: учебное пособие. Киров, 2011. С.117.
    62
    The Book of Mormon. Another Testament of Jesus Christ. Copyright 1982, 1990 by The Church of Jesus Christ of latter-day Saints, Salt Lake City, Utah, U.S.A.

    123 10. А потому злой человек не может творить добро, так же, как и не принесет он доброго дара.
    11. Ибо вот, горький источник не может приносить хорошей воды; так же, как и не может хороший источник давать горькой воды; а потому человек, будучи слугой дьявола, не может быть последователем Христа; но, если он следует Христу, то не может быть слугой дьявола.
    12. А потому все доброе исходит от Бога, а все злое - от дьявола; ибо дьявол есть враг Богу, все время сопротивляется Ему, призывает и склоняет постоянно к грехам и к недобрым делам.
    13. Но вот, то, что исходит от Бога, призывает и ведет к добрым делам; а потому все, что приглашает и побуждает делать доброе, любить Бога и служить Ему, воодушевляется Богом.
    14. А потому будьте осторожны, возлюбленные братья мои, чтобы вам не судить как зло то, что от Бога, или как добро и от Бога то, что от дьявола.
    15. Ибо вот, братья мои, вам дана возможность судить, дабы вы могли отличать добро от зла; и путь суждения ясен, как день и ночь, дабы судить вам с совершенным знанием.
    16. Ибо вот, Дух Христа дается каждому человеку, дабы он мог знать, что добро и что зло; а потому я указываю вам путь к суждению: все, что призывает делать доброе и поощряет верить в Христа, посылается силою и даром Христа; а потому вы можете с совершенным знанием понять, что это от Бога.
    17. Но все, что поощряет человека творить зло и не верить во Христа, и отвергать Его, и не служить Богу, вы можете с совершенным знанием уразуметь, что это от дьявола; ибо таким образом действует дьявол; он не поощряет ни одного человека делать добро - ни он, ни его ангелы и ни те, которые подчиняются ему.
    18. И ныне, братья мои, видя, что вы познали Свет – Свет Христов, с помощью Которого вы можете судить, смотрите, чтобы вам не судить неправильно; ибо каким судом судите, таким и сами будете судимы.
    19. А потому я умоляю вас, братья, тщательно исследуйте при Свете
    Христовом, дабы вы могли отличать добро от зла; и если вы, не осуждая, будете следовать всему доброму, то истинно будете чадами Христа.
    20. Итак, братья мои, как можно вам придерживаться всего доброго?
    21. И ныне я подхожу к вере, о которой я обещал говорить с вами; и я укажу вам путь, следуя которым, вы сможете приобрести всякое добро.
    22. Ибо вот, Бог, знающий все, сущий от века и до века, вот, Он послал ангелов служить детям человеческим и предвещать им пришествие Христа; и во Христе исполнится все доброе.
    23. И Бог также возвестил пророкам Своими устами, что Христос придет.
    24. И вот, были разные пути, которыми Он открывал хорошие дела детям человеческим; и все доброе исходит от Христа; иначе бы все человечество пало, и ничто доброе не могло дойти до него.
    25. А потому через служение ангелов и от каждого слова, исходящего из уст Бога, люди начали подвизаться в вере Христовой; и так, с помощью веры, они приобрели всякое добро; и так это было до пришествия Христа.

    124 26. И после Его пришествия люди также получали спасение через веру во имя Его; и через веру они становятся сынами Божиими. И истинно, как жив
    Христос, Он изрек эти слова нашим отцам, говоря: Все, что ни попросите от
    Отца во имя Мое, то, что хорошее, с верою уповая, что получите, вот, все сие будет сделано для вас.
    27. А потому, возлюбленные братья мои, прекратились ли чудеса, потому что Христос вознесся на небо и сел по правую руку Бога, чтобы получить Свои права на милосердие, которое Он имеет к детям человеческим?
    28. Ибо, исполнив полностью закон, Он приобретает всех тех, которые веруют в Него; и верующие в Него будут придерживаться всякой доброты; а потому Он ходатайствует за детей человеческих, пребывая вечно на небесах.
    29. И потому, что Он совершил сие, возлюбленные братья мои, прекратились ли чудеса? Вот, я говорю вам: Нет; и ангелы не перестали также служить детям человеческим.
    30. Ибо вот, они подчинены Ему, чтобы служить по повелению Его слова, являясь тем, которые обладают сильной верой и крепким умом, и во всем благочестивы.
    31. И в своем священно служении они должны призывать людей к покаянию, исполнять и совершать дела по заветам Отца, которые Он дал детям человеческим, уготовлять путь среди детей человеческих провозглашением слова Христова избранным сосудам Господа, дабы могли они свидетельствовать о Нем.
    32. И, делая так, Господь Бог приготовляет путь, чтобы остальное человечество могло уверовать во Христа, и чтобы Дух Святый мог иметь место в их сердцах по воле Его; и, таким образом, Отец исполняет заветы, которые
    Он дал детям человеческим.
    33. И Христос сказал: Если будете веровать в Меня, то будете иметь силу делать все, соответствующее Мне.
    34. И Он сказал: Покайтесь все вы, концы земли, придите ко Мне, креститесь во имя Мое и веруйте в Меня, дабы спастись вам.
    35. Итак, возлюбленные братья мои, если верно все, что я сказал вам, то
    Бог покажет вам в последний день с великой силою и славою, что все это верно; и если все это истинно так, то прошел ли день чудес?
    36. И перестали ли ангелы являться детям человеческим? Или удалил ли
    Он от них силу Духа Святого? И удалит ли Он, пока будет пребывать время, или существовать земля и останется хотя бы один человек для спасения на лице земли?
    37. Вот, я говорю вам: Нет; ибо верою совершаются чудеса; и верою являются ангелы и служат людям; а потому – горе детям человеческим, если все это прекратится из-за неверия, и все будет напрасно.
    38. Ибо, по словам Христа, ни один человек не может обрести спасение, не веруя во Христа; посему, если все это прекратилось, тогда прекратилась и вера; и в ужасном положении находится человек, ибо для него как бы не было совершено искупление.
    39. Но вот, судя по вам, возлюбленные братья мои, я заключаю, что вы

    125 веруете во Христа из-за вашего смирения; ибо, если вы не веруете в Него, то вы недостойны считаться народом церкви Его.
    40. И еще я хочу вам сказать, возлюбленные братья мои, о надежде. Как можете вы обрести веру, не имея надежды?
    41. И на что вы должны надеяться? Вот, я говорю вам, что вы будете иметь надежду через искупление Христа и чрез силу Его воскресения, что вы воскреснете в жизнь вечную потому, что вы верите в Него, согласно обету.
    42. А потому, если у человека есть вера, то у него должна быть также и надежда; ибо без веры не может быть никакой надежды.
    43. И вот, я еще говорю вам, что человек не может иметь ни веры, ни надежды, не имея в себе кротости и смиренного сердца.
    44. Иначе тщетны его вера и надежда, ибо никто не приемлем Богом, кроме кротких и смиренных; и, если человек кроток, смирен сердцем и исповедует чрез силу Духа Святого, что Иисус есть Христос, то он должен иметь милосердие; ибо без милосердия он ничто; а потому он должен иметь милосердие.
    45. Милосердие долготерпеливо, добро, независтливо, не превозносится, не ищет ничего для себя, не раздражается легко, не мыслит злого, не радуется нечестию, а радуется правде, все покрывает, всему верит, на все надеется, все переносит.
    46. А потому, возлюбленные братья мои, если у вас нет милосердия, то вы ничто, ибо милосердие никогда не угасает. А потому держитесь милосердия, которое превышает все, – остальное все должно пройти.
    47. Но это милосердие есть чистейшая любовь Христова и пребывает вовеки; и хорошо будет тому, у кого окажется она в последний день.
    48. А потому, возлюбленные братья мои, молитесь Отцу со всей силою сердца, дабы преисполниться вам этой любовью, которой Он наградил всех истинных последователей Сына Своего, Иисуса Христа, дабы вы могли быть сынами Бога; дабы, когда Он явится, мы могли быть подобны Ему, ибо мы увидим Его таким, каким Он есть; дабы мы могли иметь эту надежду; дабы мы могли быть очищены, подобно тому, как Он чист. Аминь.
    8 ГЛАВА
    1. Послание отца моего – Мормона, написанное мне, Моронию; и оно было написано вскоре после моего призвания в священнослужение. И в таком смысле он писал мне, говоря:
    2. Мой возлюбленный сын, Мороний, я весьма рад, что Господь Иисус
    Христос вспомнил о тебе и призвал тебя в Его священнослужение и на святое дело Свое.
    3. Я всегда вспоминаю тебя в моих молитвах и беспрестанно молюсь Богу
    Отцу во имя Святого Дитяти Его, Иисуса, дабы Он, чрез бесконечную благодать и милость свою, соблюдал тебя в твердой вере во имя Его до конца.
    4. И ныне, сын мой, я говорю тебе о том, что весьма печалит меня; ибо скорбно мне, что среди вас поднимаются споры.
    5. Ибо, если я узнал правду, среди вас были споры относительно крещения младенцев.

    126 6. И ныне, сын мой, я желаю, чтобы ты усердно трудился искоренить эту грубую ошибку среди вас; ибо для этой цели и написал я это послание.
    7. И немедленно после того, как я узнал об этом от тебя, я вопросил об этом Господа. И было слово Господа ко мне силою Духа Святого, и сказано:
    8. Внимай словам Христа, вашего Искупителя, вашего Господа и вашего
    Бога. Вот, Я пришел в мир призывать к покаянию не праведников, а грешников; не здоровые нуждаются во враче, а больные. Посему малые дети непорочны, ибо они не могут грешить, так как проклятие Адамово снято с них во Мне и не имеет силы над ними; и закон обрезания прекращен во Мне.
    9. И, таким образом, Святой Дух явил мне слово Божие; а потому, мой возлюбленный сын, я знаю, что, если вы будете крестить малых детей, то это явится серьезным поруганием пред Богом.
    10. Вот, я говорю тебе, что вы должны учить покаянию и крещению тех, которые ответственны за себя и могут грешить; да, учите родителей тому, что они должны покаяться и креститься и быть смиренными, как их малые дети, и все они будут спасены со своими малыми детьми.
    11. И их малые дети не нуждаются ни в покаянии, ни в крещении. Вот, крещение есть для покаяния во исполнение заповедей для отпущения грехов.
    12. Но малые дети живы во Христе от самого основания мира; иначе Бог есть Бог пристрастный, а также изменяемый Бог и лицеприятный; ибо как много малых детей умерло без крещения!
    13. А потому, если малые дети не могли быть спасены без крещения, то все они, должно быть, отошли в вечный ад.
    14. Вот, я говорю вам, что тот, кто думает, что малые дети нуждаются в крещении, исполнен горечи желчи и в узах неправды, ибо у него нет ни веры, ни надежды, ни милосердия; а потому, если бы он был уничтожен с такой мыслью, то должен был бы отойти в ад.
    15. Ибо подумать, что Бог спасает одного ребенка, потому что он крещен, а другой должен погибнуть, потому что он не имел крещения, является ужасным злом.
    16. Горе тем, которые будут таким образом извращать пути Господа, ибо погибнут они, если не покаются. Вот, я говорю с дерзновением, имея власть от
    Бога; и не страшит меня то, что сделает человек, ибо совершенная любовь изгоняет всякий страх.
    17. Я преисполнен милосердием, и это есть вечное милосердие; а потому все дети равны предо мной; я люблю малых детей совершенной любовью; и все они равны и участники в спасении.
    18. Ибо я знаю, что Бог ни лицеприятный, Бог ни изменяемое существо, а неизменен от века и до века.
    19. Малые дети не могут каяться; а потому отвергнуть им милость Божию является ужасным злом; ибо все они живы в Нем по милости Его.
    20. И тот, кто говорит, что малые дети нуждаются в крещении, отвергает милость Христа, попирает Его искупление и силу Его спасения.
    21. Горе таким, ибо им угрожают смерть, ад и вечное мучение. Я говорю смело; Бог заповедал мне. Слушайте мои слова и внимайте им, иначе они

    127 будут свидетельством против вас пред судилищем Христовым.
    22. Ибо заметь, что все малые дети живы во Христе, а также все те, которые находятся вне закона. Ибо сила искупления доступна всем тем, которые не имеют закона; а потому тот, кто не осужден, или тот, кто не подлежит суду, не может каяться; и таким крещение ничего не дает,
    23. Но является глумлением пред Богом и отвержением милостей
    Христовых, и силы Его Духа Святого, и упованием на мертвые дела.
    24. Вот, сын мой, этого не должно быть; ибо покаяние для тех, которые подлежат осуждению и находятся под проклятием за нарушение закона.
    25. Первые плоды покаяния – крещение; крещение же совершается через веру во исполнение заповедей; а исполнение заповедей приносит отпущение грехов;
    26. И отпущение же грехов приносит смирение и кротость сердца; а через смирение и кротость сердца является посещение Духа Святого, и этот
    Утешитель наполняет надеждой и совершенной любовью, и эта любовь, через усердную молитву, пребывает, пока не придет конец, когда все святые будут жить с Богом.
    27. Вот, я напишу тебе снова, сын мой, если я вскоре не выступлю против
    Ламанийцев. Вот, гордость этой страны или народа Нефиева является причиной их истребления, если они не покаются.
    28. Молись за них, сын мой, дабы среди них было покаяние. Но вот, я боюсь, что Дух перестал подвизаться с ними; и в этой части земли они пытаются уничтожить всякую власть и силу, исходящую от Бога; и они отвергают Духа Святого.
    29. И так как они отвергли такое великое знание, они, сын мой, должны скоро погибнуть, во исполнение пророчеств, изреченных пророками, так же, как и слов самого нашего Спасителя.
    30. Прощай, сын мой, до того как я снова напишу тебе или увижу тебя.
    Аминь».
    Вопросы к документу:
    1. О воспитании каких человеческих качеств говорится в данном отрывке?
    2. Соотносится ли данный текст с традиционным христианским учением и философией?
    3. Приемлем ли для традиционного христианства тезис о том, чтобы принимать крещение только в зрелом возрасте?

    128
    Подписано в печать 22.08.2015.
    Формат 60 х 84/16. Бумага ксероксная. Печать оперативная.
    Объем – 8,1 усл. п. л. Тираж 100 экз. Заказ № 212.
    Отпечатано в типографии ООО «Инкома-пресс»
    443080, г. Самара, ул. Санфировой, 110 А: тел.: 222 -92-40
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта