Главная страница
Навигация по странице:

  • Заполнение таблицы

  • Проблемно-логические задания

  • Анализ документа

  • Практикум. Истор. мир. религий. Практикум по истории мировых религий для студентов 1 курса лечебного факультета


    Скачать 1.18 Mb.
    НазваниеПрактикум по истории мировых религий для студентов 1 курса лечебного факультета
    Дата28.12.2018
    Размер1.18 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПрактикум. Истор. мир. религий.pdf
    ТипПрактикум
    #62126
    страница9 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    ТЕМА 8. БУДДИЗМ
    ПЛАН СЕМИНАРА
    1. Возникновение буддизма. Будда Шакьямуни: жизнь и проповедь.
    2. Основы буддийского вероучения. Священные книги буддизма.
    3. Буддийская этика. Монашество в буддизме.
    4. Национальные формы буддизма.
    Заполнение таблицы
    «Буддизм как религиозное учение»
    Время возникновения буддизма
    Основные принципы
    Цель буддизма
    География буддизма
    Близкие религии
    Проблемно-логические задания
    1.
    Знакомство с текстом Трипитаки показывает, что основу буддийского мировоззрения составляет учение о четырех «возвышенных истинах», в

    112 открытии которых и состояло просветление Будды. Процитируем их по первоисточнику
    50
    :
    1. «Вот, о монахи, благородная истина о страдании: рождение – страдание, старость – страдание, пребывание с немилым – страдание, недостижение желаний – страдание и, словом, вся пятеричная привязанность к земному – суть страдание».
    2. «Вот, о монахи, благородная истина о происхождении страдания. Это
    Тришна (желания, жажда), ведущая от возрождения к возрождению, вместе с радостью и вместе с желанием, которое находит здесь и там свою радость жажда бытия, жажда тленности».
    3. «Вот, о, монахи, благородная истина об уничтожении страдания: полное освобождение от этой Тришны, конечная победа над страстями, их изгнание оставление».
    4. «И вот, о, монахи, благородная истина о пути, ведущем к прекращению всякой скорби и страдания: это поистине священный восьмеричный путь: правильные взгляды, правильная решимость, правильная речь, правильное поведение, правильное направление мысли, правильное созерцание».
    Как вы понимаете четыре благородных истины буддизма? Что такое восьмеричный путь? Что он в себя включает?
    2.
    Познакомьтесь с изречениями Будды и назовите основные добродетели, которым должен следовать человек на пути к совершенству по его мнению
    51
    :
    «Я прошел через сансару многих рождений. Рожденье вновь и вновь – горестно.
    Победа порождает ненависть; побежденный живет в печали. В счастье живет спокойный, отказавшийся от победы и поражения.
    Отличительными признаками истинной религии являются доброжелательность, любовь, правдивость, чистота, великодушие, доброта.
    Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой – величайший победитель в битве.
    Ни с кем не говори грубо; те, с кем ты говорил грубо, ответят тебе тем же.
    Ведь раздраженная речь – неприятна, и возмездие может коснуться тебя.
    Не по рождению определяют высшую и низшую личность, а делами своими человек подтверждает эту принадлежность.
    Имея это качество, вы обладаете всеми просветленными качествами – они у вас как на ладони. Какое же это качество? – Великое сочувствие.
    Не причиняй другому того, что могло бы явиться причиной и твоего страдания!
    50
    Миронов А.В., Бабинов Ю.А. Основы религиоведения: Рабочая книга преподавателя и студента. Учеб. пособие. М.: НОУ, 1998. С.149.
    51
    Высказывания Будды Шакьямуни. URL: http://саморазвитие1.рф/Buddizm/Budda_thoughts.php

    113
    Чувства у него спокойны, как кони, обузданные возницей. Он отказался от гордости и лишен желаний. Такому даже боги завидуют.
    Доброжелательность ко всем существам – вот истинная религиозность!
    Пусть никто не обманывает другого, пусть никто не презирает другого, пусть никто из гнева или обиды не желает вреда другому!
    Все дрожат перед наказанием, все боятся смерти - поставьте себя на место другого. Нельзя ни убивать, ни понуждать к убийству.
    Отец становится сыном в другой жизни, мать становится женой, а враг становится другом; это всегда меняется. Поэтому нет ничего определенного в Сансаре.
    Строители каналов пускают воду, лучники подчиняют себе стрелу, плотники подчиняют себе дерево, мудрецы смиряют самих себя.
    Одни возвращаются в материнское лоно, делающие зло попадают в преисподнюю, праведники – на небо, лишенные желаний достигают
    Нирваны.
    Вы сами, как никто другой во всей вселенной, заслуживаете своей любви и преданности.
    Нет счастья, равного спокойствию.
    Всякая усиленная пpивязанность ко всему земному – стpадание.
    Если странствующий не встретит подобного себе или лучшего, пусть он укрепится в одиночестве: с глупцом не бывает дружбы.
    Только тот вступает на благой путь, кто, следуя верному учению, поймет в порочном – порочное и в непорочном – непорочное.
    Человек склонен постоянно порицать других: он взирает только на их ошибки, но его собственные страсти разрастаются все более и более, удаляя его от улучшения.
    Лишь того я назову верным возничим, кто сдерживает свой гнев, несущийся, подобно стремительной колеснице; другие же, бессильные, только держатся за поводья.
    Наша жизнь – следствие наших мыслей; она рождается в нашем сердце, она исходит из наших мыслей. Если человек говорит или действует со злой мыслью – страдание неотступно следует за ним, как колесо за пятою вола, влекущего повозку.
    Немногие среди людей достигают противоположного берега. Остальные же люди только суетятся на здешнем берегу.
    Несправедлив тот человек, который делает что-нибудь посредством насилия; нет, только тот, кто различает оба пути – правды и неправды, кто поучает других и руководит ими не насилием, но законом и справедливостью, кто верен правде и разуму, – тот только назовется истинно правдивым.
    Не тот мудрец, кто держит добрые и красивые речи, но кто терпелив, свободен от ненависти и свободен от боязни, – тот только истинно мудрый человек.

    114
    Никто нас не спасает, кроме нас самих, никто не вправе и никому не по силам сделать это. Мы сами должны пройти по пути, но Будды явственно укажут его.
    Я могу умереть счастливо: я не оставил ни одного поучения в закрытой ладони. Все, что вам полезно, я уже дал».
    3.
    М.Ф. Альбедиль отмечала, что «распространяясь за пределами Индии, буддизм проявил исключительную гибкость, приспосабливаясь к новым условиям и ассимилируя местные верования»
    52
    . Какие идеи буддизма способствовали его быстрому распространению? Каково отношение буддистов к богам? Почему, на Ваш взгляд, одна из последних монографий
    М.Ф. Альбедиль по проблемам буддизма называется «Буддизм: религия без бога»
    53
    ?
    4.
    А.А. Маслов в предисловии к книге «Классические тексты дзен»
    54
    указывает на основные идеи чаньских школ буддизма. Среди них можно встретить рекомендацию «не искать Будду вне себя» и утверждение: «Твое сердце и есть Будда». Какие особенности чань-буддийской традиции нашли отражение в этих высказываниях? Какие еще национальные формы буддизма Вам известны? Каковы их особенности?
    5.
    Крупнейший исследователь буддийской философии академик Ф.И.
    Щербатский так пишет о ключевом понятии буддизма – нирване: «Как практическая, так и теоретическая часть буддизма сводится к идее угасания всех активных сил жизни в абсолюте. Этот абсолют нирвана получает в эмоциональных отрывках тех текстов, где он встречается огромное количество epitheta ornantia
    55
    , среди которых несколько раз встречается и термин “место бессмертия”. Но что означает это бессмертие? Есть ли это бессмертие ведических времен? Блаженное существование среди предков на небесах? ... Ничего подобного! Ибо только одно слово встречается как эпитет нирваны – уничтожение… В буддийском воззрении, как мы видели, нет недостатка в раях
    56
    , но нирвана находится вне всяких доступных воображению сфер – это абсолютный предел. Слова “бессмертное место” просто означает неизменное, безжизненное и бессмертное состояние, ибо под ним подразумевается место, где нет ни рождения (т.е. перерождения), ни смерти (т.е. повторной смерти). Люди входят в рай, будучи повторно рожденными в нем, но они навсегда исчезают в нирване, угасая в ней без остатка…
    52
    Альбедиль М.Ф. Индия: беспредельная мудрость. М.: Алетейа, 2003. С. 267.
    53
    Альбедиль М.Ф. Буддизм: религия без бога. СПб.: Вектор, 2013. 256 с.
    54
    Классические тексты дзэн / Вступительная статья, перевод и комментарии А.А. Маслова. Ростов н/Д:
    Феникс, 2004. С. 15, 17.
    55
    Epitheta ornantia (с лат.) – эпитеты (украшающие эпитеты).
    56
    Имеются ввиду представления о мирах, которые можно определить, как «рай».

    115
    В отношении проблемы нирваны или абсолюта индийская философия совершенно так же, как в широком смысле философия всего человечества, разделена между двумя диаметрально противоположными решениями этого вопроса. Абсолютный конец представляет собой либо вечную смерть, либо вечную жизнь. Перовое является материализмом, второе – своего рода идеализмом. Обе теории представлены в Индии, как в буддизме, так и в брахманизме. С буддийской стороны теория вечной смерти представлена ранним буддизмом… Теория вечной жизни представлена в буддизме махаяной и ее предшественниками…»
    57
    Можно ли, на Ваш взгляд, дать единое определение нирваны? Как трактуется это понятие разными буддийскими школами?
    Анализ документа
    «Общие рассуждения Бодхидхармы о четырех действиях, что ведут на
    путь Большой колесницы»
    58
    :
    ОТ ПЕРЕВОДЧИКА
    Трактат «Общие рассуждения Бодхидхармы о четырех действиях, что ведут на путь Большой колесницы» («Путидамо люэбянь дачэн жудао сысин»), кратко называемый «Рассуждения Бодхидхармы» («Дамо лунь») является ключевым произведением, относящимся к раннему периоду формирования чань. Структура трактата явным образом распадается на собственно речения, приписываемые Бодхидхарме, и высказывания ряда более поздних чаньских наставников, состоящую в свою очередь из двух частей или двух «корзин». Его основная часть была составлена VI в., позже к нему были дописаны апокрифические «послания Бодхидхармы», а также высказывания учителей различных чаньских школ. По сути, трактат выражает еще до-чаньскую традицию…
    О ДВУХ ПРОНИКНОВЕНИЯХ
    Существует множество способов проникновения в Дао, но все они сводимы к двум: проникновение через принцип (жу ли) и проникновение через поступки (жу син, т. е. дела или практическую деятельность – А.М.).
    Проникновение через принцип состоит в том, чтобы воплотить принцип, опираясь на Дхарму (фа). Это означает глубокую веру в то, что этот принцип присущ всем живым существам, обладает истинной и неповторимой природой, которую порой скрывает пелена иллюзий и заблуждений. Если же ты отбрасываешь ошибки ради того, чтобы вернуться к истинности, предаваясь созерцанию-самадхи, то [в этот момент] исчезает различие между собственным «Я» и другими, а мирянин и монах-подвижник оказываются равными друг другу. Пребывайте в неизменности и постоянстве, преодолевая
    57
    Щербатский Ф.И. Концепция буддийской нирваны // Щербатский Ф.И. Избранные труды по буддизму. М.:
    Наука, 1988. С. 218 – 219, 224.
    58
    Классические тексты дзэн / Вступительная статья, перевод и комментарии А.А. Маслова. Ростов н/Д:
    Феникс, 2004.

    116 частичное знание – вот это и будет «пребывать в сокровенном согласии с истинным принципом». А поскольку более не существует пренебрежения ничем дискриминации, то все пребывает в покое и свободно от имен. Именно таково «проникновение через принцип».
    «Проникновение через дела» сводится к четырем типам деяний, которые включают в себя все остальные. Каковы же эти четыре типа деяний? Вот они: воздаяние [за творимые тобой] обстоятельства; пребывать в согласии с внешними обстоятельствами; отсутствие желаний; пребывать в абсолютной гармонии с Дхармой.
    Что же это такое – «воздаяние за [творимые тобой] обстоятельства»?
    Тот, кто следует Пути, должен, столкнувшись с бедствиями, подумать о следующем: «В своем прошлом в периоды бесчисленных кальп я оставил главное в угоду мелкому. В течение своего существования я породил много бед, зла и причинил бесконечный вред. Несчастья, что присутствуют во мне, вопреки моей изначальной чистоте, тяготеют надо мной и это ведет к расцвету плодов, которые являются возданяниями за старые проступки. Здесь речь не идет о наказании, что ниспосылает Небо или духи. Противопоставь всем злым деяниям доброту сердца, и тотчас исчезнут все [причины] для зла и упреков».
    В сутре говорится: «Не будь опечален несчастьями. Отчего же? Да потому, что ты [способен] понять их исток». Как только в тебе зародятся такие мысли, ты будешь находиться в соответствии с принципом, а твое понимание [сути] зла позволит тебе следовать Пути. Вот почему я призываю вас следовать
    «воздаянию за зло».
    Второй тип деяний состоит в «следовании обстоятельствам». Это значит, что необходимо осознать факт того, что все живые существа лишены собственного «Я» и лишь вовлечены в цепь рождений и смертей. В равной степени принимай и несчастья, и радости, поскольку все это и формирует внешние обстоятельства (юань). И если тебе довелось достичь доброго воздаяния, например, признания или славы, все это имело причину в твоем прошлом, и необходимо было лишь ждать настоящего момента, [чтобы получить это просветление]. Так стоит ли мне радоваться приходу просветления, ведь когда все обстоятельства будут исчерпаны, оно также обратится в небытие? Обретение, равно как и потеря, вытекает из обстоятельств. И если они не оказывают воздействия на ваш разум, если он не возбужден приходом радости, то вы сумеете пребывать в глубочайшем и полном согласии с Путем. Вот почему я призываю вас упражняться в
    «следовании обстоятельствам».
    Третий тип деяний состоит в том, чтобы «не желать ничего». Под
    «желаниями» (цюй) мы подразумеваем то, что человек в своих бесконечных заблуждениях, начинает страстно стремиться к мириадам вещей. Мудрец же проникает в [окончательную] истину, которая в своем принципе противостоит
    [истине] условной. Он умиротворяет свой разум недеянием, не заботясь о своем теле. Будучи убежденным в пустотности всего сущего, у него нет ничего, чего бы он желал или чем бы наслаждался. Заслуги и незнание всегда следуют друг рядом с другом. Трикая (три мира), в которых мы столь долго

    117 живем, подобны дому, что объят пламенем. Все те, кто обладают телом,
    [обречены] на страдания – найдется ли тот, кто способен найти отдохновение от этого? Постигнув это, вы в тот же момент кладете конец всем мыслям и прекращаете стремиться к существованию. Сутра гласит: «Желание – это страдание; отсутствие желания – вот радость». А это значит, что отсутствие желаний и есть следование Пути.
    Четвертый тип деяний состоит в том, чтобы пребывать в соответствии с
    Дхармой (чэн фа). Дхармой зовут принцип абсолютной (имманентной) чистоты. Следуя этому принципу, все сущее – пустотно, а поэтому не может вести ни к загрязнениям, ни к привязанностям, и не представляет собой ни
    «этого», ни «того». В сутре говорится: «Дхарма ничего в себе не содержит, так как она свободна от загрязнений, [что создаются] живыми существами. Она лишена всякой субъективности, поскольку свободна от загрязнений,
    [создаваемых] мною самим». Мудрец, что способен уверовать в этот принцип и постичь его, должен постоянно совершенствоваться в том, чтобы
    «пребывать в соответствии с Дхармой». Равно как и сама Дхарма, что обладает расточительной сутью, он не щадит ни своего тела, ни своих богатств, раздавая милостыню. Пронзая собой пустоту всех Трех миров, он остается независимым от них и ни к чему не привязанным. Высветляя в себе загрязнение, он помогает живым существам и ведет их, не делая никакого различия между ними по внешнему виду. [Деяние его], будучи истоком пользы для него самого, являются таковыми же и для других и позволяют к тому же обогатить Путь Просветления.
    То, что подходит Господину, подходит и пяти другим [Совершенствам].
    Чтобы устранить ложные понятия, упражняются в шести совершенствах. Тем не менее, когда нечего практиковать, практикуют в полном соответствии с
    Дхармой».
    Вопросы к документу:
    1. Каковы способы приобщения к Дао, с точки зрения буддизма?
    2. Что такое Дхарма? Как ее достичь?
    3. Назовите четыре действия, помогающие человеку приблизиться к Дао.
    Чань-буддийские притчи
    59
    :
    «ВОСПАРИТЬ НАД ВЕРОЙ
    Будду однажды спросили: «Есть ли Бог?». Он ответил: «Нет». В тот же самый день другой человек спросил его: «Существует ли Бог?» И Будда ответил: «Да». К вечеру того же дня третий человек спросил Будду о существовании Бога и Будда промолчал в ответ, лишь подняв указательный палец вверх.
    59
    Чань-буддийские притчи / Сост. С.Ю. Хольнов. М.: Эксмо, 2009.

    118
    Все это видел его ученик Ананда. Ночью он спросил Будду:
    – Я не могу уснуть. Ответь, пожалуйста, почему на один и тот же вопрос ты дал три разных ответа?
    Будда ответил:
    – Вопрошающие были разными. Первый верил, что Бога нет, и ему очень хотелось, чтобы я укрепил его веру. Ему я ответил: «Бог есть!» Потому что прийти к Истине человек может только освободившись от того, во что он верит. Другой человек верил, что Бог есть. Ему тоже очень хотелось получить подтверждение истинности своей веры. Ему я ответил, что Бога не существует.
    Я здесь для того, чтобы разрушать всякую веру, чтобы ум мог воспарить над ней и войти в Истину. Третий человек не был ни верующим, ни атеистом, поэтому не нужно было ни «да» ни «нет». И я промолчал, говоря этим: «Делай как я, просто погрузись в молчание и тогда узнаешь!»
    О ЦЕНЕ ВОПРОСОВ
    Рассказывают, что когда Мулинкьяпутта впервые пришел к Будде, то сразу же задал Победоносному множество вопросов. В ответ Будда сказал:
    «Подожди! Для чего ты спрашиваешь: для того ли, чтобы эти вопросы решить, или же для того, чтобы получить на них ответы?
    Мулинкьяпутта озадачился:
    – Вроде бы это я пришел к тебе, великому мудрецу, чтобы спрашивать тебя, а получается так, что это ты спрашиваешь меня. Дай мне немного подумать.
    Обдумав все ночью, на следующий день он сказал:
    – Я пришел, чтобы разрешить их.
    Тогда Будда спросил его:
    – Задавал ли ты эти же вопросы еще кому-то?
    – Конечно, воскликнул Мулинкьяпутта. – Уже 30 лет я постоянно спрашиваю об этом многих мудрецов.
    – Но тогда, – улыбнулся Будда, – за 30 летты, должно быть, получил очень много ответов. Решил ли хоть один из них твой вопрос?
    – Нет, – ответил Мулинкьяпутта.
    – Вот потому я и не буду давать тебе новые ответы, – сказал Будда, – которые лишь прибавятся к старым и ничему не помогут. Я дам тебе не ответы, а решения
    – Ну, так давай мне это решение, – согласился Мулинкьяпутта.
    Но Будда произнес:
    – Я не могу дать его тебе: оно должно само в тебе вырасти. Так что оставайся со мной; но в течение года тебе запрещается задавать мне хоть один вопрос.
    Сохраняй полное молчание – просто будь подле меня, – а через год можешь спрашивать о чем угодно. И я тебе отвечу.
    Неподалеку под деревом Шарипутра, один из учеников Будды; он засмеялся. Мулинкьяпутта забеспокоился:
    – Почему он смеется? Что здесь смешного?
    – Спроси его сам, – ответил Будда. – Спроси его сам, о чем хочешь, но то уже в последний раз.
    Шарипутра же сказал:

    119
    – Если хочешь его спрашивать, то спрашивай сейчас. Этот человек – великий обманщик; так было и со мной, через год он не даст тебе никаких ответов, потому что сам источник вопросов исчезнет.
    Тогда Будда сказал:
    – Я буду верен своему обещанию. Шарипутра, не моя вина, что я не дал тебе ответов, ведь ты сам больше ни о чем не спрашивал!
    В течение года Мулинкьяпутта хранил молчание: медитировал и становился все более молчаливым. Он стал тихой заводью– без вибраций, без волн– он забыл, что прошел год, и наступил день, когда он может задавать свои вопросы. И тогда Будда сказал:
    – Где-то здесь был человек по имени Мулинкьяпутта. Где он? Сегодня он должен задавать мне свои вопросы.
    Там было много учеников и каждый пытался вспомнить, кто такой этот
    Мулинкьяпутта. И Мулинкьяпутта тоже стал это вспоминать, озираясь по сторонам.
    Будда поманил его к себе и усмехнулся:
    – Ну, что ты глядишь по сторонам? Это же ты! И теперь я должен выполнить свое обещание тебе. Так что спрашивай, о чем желаешь, и я дам тебе ответ.
    Но Мулинкьяпутта покачал головой
    – Тот, кто спрашивал, давно умер. Вот почему я оглядывался по сторонам, ища, кто же этот человек Мулинкьяпутта. Я тоже слышал это имя, но его давно уже нет!»
    Вопросы к документу:
    1. В чем смысл притчи «Воспарить над верой»? Почему Будда, отвечая на вопрос о существовании Бога, давал разные ответы? Что такое божество, с точки зрения буддизма?
    2. О чем говорится в притче «О цене вопросов»? В чем заключается истинное знание? И как его достичь?
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта