Главная страница
Навигация по странице:

  • Заполнение таблиц

  • Проблемно-логические задания

  • Анализ документа

  • Практикум. Истор. мир. религий. Практикум по истории мировых религий для студентов 1 курса лечебного факультета


    Скачать 1.18 Mb.
    НазваниеПрактикум по истории мировых религий для студентов 1 курса лечебного факультета
    Дата28.12.2018
    Размер1.18 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПрактикум. Истор. мир. религий.pdf
    ТипПрактикум
    #62126
    страница7 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    ТЕМА 6. ЗАПАДНОЕ ХРИСТИАНСТВО
    ПЛАН СЕМИНАРА
    1.
    Возникновение католицизма. Особенности католического вероучения и культа.
    2.
    Организационное устройство католической церкви. Монашеские ордена.
    Современное состояние католицизма.
    3.
    Реформация. Классический протестантизм: лютеранство, кальвинизм, англиканство.
    4.
    Поздний протестантизм: баптизм, методизм, адвентизм, пятидесятничество.
    Заполнение таблиц
    «Сравнительная характеристика католицизма и классического протестантизма»
    Католицизм
    Классический протестантизм

    84
    Религиозно- догматические идеи
    Лютеранство Кальвинизм Англиканство
    Отношение к
    Священному
    Писанию и
    Священному
    Преданию
    Отношение к церковной иерархии
    Отношение к идее всеобщего священства
    Отношение к монашеству
    Отношение к культу святых и Богородицы
    Отношение к идее чистилища
    Отношение к иконам и другим священным предметам
    Таинства
    Представления о том, как достигается спасение
    Язык богослужения
    «Сравнительная характеристика поздних протестантских направлений»
    Баптизм
    Адвентизм
    Методизм
    Пятидесятничество

    85
    Проблемно-логические задания
    1.
    Центральным и определяющим моментом вероучительных расхождений между православными и католиками является вопрос о самом развитии церковного вероучения.
    Православная
    Церковь руководствуется исключительно догматическими установлениями и решениями семи
    Вселенских Соборов (последний из которых состоялся в 787 г.) и полагает, что к ним не может быть добавлено новых догматических положений.
    Напротив, Католическая Церковь, отрицая возможность каких-либо прибавлений к вере, заповеданной Христом и апостолами, считает возможным, разрабатывая и изъясняя учение Церкви, закреплять основные положения в виде новых догматов. Как отмечает Ю. Табак в книге
    «Православие и католичество»: «Споры Востока и Запада на этот счет велись еще задолго до формального разрыва Церквей в 1054 г. и сводились, главным образом, к полномочности тех или иных соборов принимать догматические постановления…
    В число догматов, принятых Католической Церковью и отрицаемых
    Православной Церковью, входят т.н. “мариологические” догматы, т.е. выражающие вероучение Западной Церкви о Пресвятой Богородице и Ее роли в истории Спасения. Первым из них был принят Догмат о Непорочном
    Зачатии Пресвятой Богородицы… Под непорочным зачатием Богородицы католическое вероучение понимает непричастность Девы Марии первородному греху с момента Ее зачатия, которое произошло вполне естественным путем от земных родителей – Иоакима и Анны…»
    40
    Почему, на Ваш взгляд, православная церковь, также почитая Богородицу, тем не менее, отвергает догмат о непорочном зачатии? Какие еще догматы были приняты в католицизме? Поясните их суть и значение для католического вероучения.
    2.
    Особым явлением в католической церкви были рыцарские ордена. Л.П.
    Карсавин пишет: «Появилось новое рыцарство – воинство Божье
    (militiaDei). Ему не нужны женственные наряды мирского рыцарства. Три качества необходимы настоящему воину: острое зрение, чтобы не напали на него врасплох, быстрота и готовность к бою. И тамплиеры не носят длинных волос, чтобы свободно глядеть и вперёд, и назад… “Они покрыты пылью, темны их панцырь и шлем. Ни серебро, ни золото не украшают их скромного вооружения. Не игре в кости и не праздным забавам посвящены досуги храмовников”. Новое рыцарство “заперло двери своих домов для мимов, магов и скоморохов; оно презирает игры, страшится охоты”. “Редкие часы досуга посвящаются починке одежды и оружия”. Молитвы наполняют день, и “взрывы смеха” сменились святым пением псалмов.
    40
    Табак Ю. Православие и католичество. Основные догматические и обрядовые расхождения. СПб.: Изд-во
    «Встреча», 2002. С. 7 – 11.

    86
    Такие воины – истинные воители Христовы – могут сражаться за дело
    Господне. Пусть убивают они врагов или гибнут сами. Им нечего бояться.
    Славно претерпеть смерть за Христа и не преступно убивать других за Него.
    Христов рыцарь убивает безгрешно и умирает со спокойною совестью.
    Умирая, он трудится для себя, убивая – для Христа. Недаром носит он меч.
    Служитель Бога, он – каратель злых и спаситель добрых. Убивая злого, он – не человекоубийца, а «злоубийца» (malicida). Он мститель, служащий
    Христу, и защитник христианского рода. “Великое счастье умереть в Боге, счастливее тот, кто умирает за Бога!”.
    Подобными соображениями оправдывался немыслимый и внутренне противоречивый идеал
    “рыцаря
    Христова”.
    Его внутренняя противоречивость была недоступна современникам, обнаружившим своим непониманием глубокое чутьё реальности Церкви. Церковь могла утверждать своё существование только силою, и отказаться от неё значило отказаться от торжества христианства, уступить, с одной стороны, язычникам, с которыми боролись рыцарские ордена, с другой – еретикам, которых сжигали инквизиторы. Чтобы выполнять свою миссию и вести к религиозно-нравственному совершенству мир в эту эпоху крови и железа, нужна была и “железная лоза”»
    41
    В чем выражается, на Ваш взгляд, внутренняя противоречивость идеального образа «рыцаря Христова»? Что Вам известно о деятельности рыцарских орденов и крестовых походах? Как эта деятельность соотносится с идеями евангелической «Нагорной проповеди»?
    3.
    Жан Кальвин в «Наставлении к христианской вере» так писал об использовании икон: «Св. Писание, приспосабливаясь к невежеству и немощи людей, пользуется языком простым и грубым. Когда же речь заходит об отличении истинного Бога от ложных богов, оно особенно свирепо ополчается против идолов… Тем не менее этот нелепый обычай представлять Бога в зримых образах распространился по всему свету…
    Поэтому необходимо твердо держаться следующего принципа: всякий раз, когда Бога представляют в зримом образе, нечестиво и злонамеренно умаляют его славу…
    Если у папистов есть хоть капля совести, пусть они впредь откажутся от лживых уверений, будто иконы суть книги для неграмотных. Ведь множество свидетельств Писания должно было бы убедить их в обратном!
    Но даже если в этом вопросе я согласился с ними, они бы немного выиграли.
    Всякий увидит, в каком жутком облике представляют они Бога. Что же касается живописных или иных изображений святых, то что это, как ни образцы разнузданной роскоши и бесстыдства? Кто согласится принять их, того следовало бы подвергнуть порке. Распутницы в своих вертепах предстают менее разряженными, чем выглядят девственницы на
    41
    Карсавин Л.П. Монашество в средние века: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1992. С. 113 – 119.

    87 изображениях в папистских храмах. Не более подобающи и одеяния мучеников. Так что если папистам угодно изображать свои лживые картины в красках, выдавая их за нечто вроде священных книг, то пусть соблюдают хоть какую-то благопристойность. Но и в таком случае мы скажем, что это неподходящий способ наставления христиан в храме. Богу угодно, чтобы оно совершалось иначе, нежели при помощи этой дребедени. Он сообщает общее для всех людей путем возвещения своего Слова и в Таинствах. Тот, кто праздно глазеет по сторонам и разглядывает изображения, обнаруживает полное безразличие к обращению к нему Бога…
    Итак, мы приходим к следующему выводу: человеческий разум, будучи преисполнен гордыни и безрассудства, отваживается воображать себе Бога по собственной мерке; поскольку же он туп и пребывает в звероподобном невежестве, то суетно мыслит вместо Бога всяческих призраков. Вдобавок ко всему он еще имеет наглое намерение выражать возникающие у него безумные фантазии о Боге во внешних формах. Поэтому дух человеческий зачинает идолов, а рука рождает их на свет»
    42
    Сравните точку зрения Кальвина с отношением к изображению Бога в католицизме и православии. Какие аргументы приводят представители разных направлений христианства в подтверждение своих позиций? Чем еще различаются религиозно-догматические воззрения кальвинистов и католиков?
    4.
    Одно из направлений позднего протестантизма – пятидесятничество. Это религиозное движение постепенно зарождалось на рубеже XIX – XX вв. в рамках самых разных традиционных протестантских организаций.
    В 1900 г. Ирвин Чарльз Пархем открыл библейскую школу, в которой и произошло символическое рождение пятидесятничества как нового самостоятельного направления. Датой его рождения считается 1 января
    1901 г., когда одна из учениц библейской школы, Агнесса Озман, после того, как Пархем возложил на нее руки, получила то, что называется
    «третьим благословением». По утверждению Пархема, вокруг ее головы возникло сияние, и последовала глоссолалия (она заговорила на китайском языке).
    В начале XX в. наблюдается процесс перехода части верующих из баптистских и евангелистских общин в пятидесятничество. По мнению Р.
    Лукина, это было связано, в первую очередь, «с реакцией на жесткую доктрину предопределения к спасению»
    43
    Согласны ли Вы с мнением автора? В чем суть кальвинистской идеи о предопределении к спасению? Чем вероучение пятидесятников отличается от вероучения баптистов и евангелистов? Какую роль в доктрине
    42
    Кальвин Ж. Наставления в христианской вере. Кн. 1 / Перевод с франц. А.Д. Бакулов. М.: Изд-во «Аслан»,
    1997. С. 92, 99 – 100.
    43
    Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Т. II/ Отв. ред. М. Бурдо, С.Б.
    Филатов. М.: Логос, 2003. С. 241-142.

    88 пятидесятников играет глоссолалия и «третье благословение» (третья духовная ступень)?
    Анализ документа
    Документы II Ватиканского Собора (выдержки)
    44
    :
    25 января 1959 г. в Базилике Св. Павла Папа Римский Иоанн XXIII заявил о своём намерении созвать II Вселенский Ватиканский Собор. «В молитвах и размышлениях о знамениях времён он понял, что необходима новая Пятидесятница, чтобы глубокообновлённая Церковь могла верно соответствовать миссии, принятой ею от Христа, быть более наглядным знамением Царства и успешнее служить миру в этот момент эпохального поворота. Иоанн XXIII указывает, что аджорнаменто (обновлении применительно к современным условиям) и пастырская деятельность – основные темы, которые должен разрабатывать Собор…»
    «КОНСТИТУЦИЯ О СВЯЩЕННОЙ ЛИТУРГИИ
    1. Святейший Собор ставит перед собой следующие задачи: изо дня в день взращивать среди верных христианскую жизнь; успешнее приводить в соответствие с потребностями нашей эпохи те установления, которые подвержены изменениям; поддерживать всё то, что может способствовать единению всех верующих во Христа, и укреплять всё то, что помогает призвать всех людей в лоно Церкви. Поэтому особым своим долгом он считает и заботу об устроении и развитии Литургии…
    4. Наконец, Святейший Собор, верно следуя Традиции, заявляет, что для
    Святой Матери Церкви все законно признанные обряды обладают равным правом и достоинством, и она хочет, чтобы в будущем они сохранялись и всячески поощрялись, а также желает, чтобы при необходимости они с благоразумной осмотрительностью полностью пересматривались в духе здравой традиции и получали новую силу, необходимую при современных условиях и потребностях…
    III. Об устроении священной Литургии
    21. Чтобы христианский народ мог успешнее обрести изобилие благодати в священной Литургии, благочестивая Матерь Церковь желает тщательно позаботиться об общем устроении самой Литургии. Ведь Литургия состоит из части неизменной (ибо она установлена свыше) и из частей, подлежащих изменениям; последние в ходе времени могут и даже должны изменяться, если в них случайно закрадётся то, что не вполне отвечает самой внутренней сущности Литургии, а также в том случае, если эти части перестали ей соответствовать.
    При таком устроении тексты и обряды следует привести в такой порядок, чтобы они яснее выражали знаменуемые ими святыни, и чтобы
    44
    Документы II Ватиканского Собора / Перевод с лат. А. Коваля. М.: Изд-во «Паолине», 2004. 720 с.

    89 христианский народ мог по возможности без труда их понимать и принимать полное и деятельное участие в совершении Литургии…
    31. При пересмотре богослужебных книг нужно обращать пристальное внимание на то, чтобы в литургических предписаниях предусматривалось и участие мирян…
    35. Дабы отчётливо явствовало, что в Литургии обряд тесно связан со словом:
    1) При совершении богослужения следует ввести более обильное, разнообразное и уместное чтение Священного Писания…
    36. § 1. За исключением случаев, предусмотренных партикулярным правом, в латинских обрядах должно сохраняться использование латинского языка.
    § 2. Однако, поскольку и на Мессе, и при преподании Таинств, и в иных частях Литургии использование современного местного языка нередко может оказаться весьма полезным для народа, ему можно уделить больше места, прежде всего в чтениях и поучениях, в некоторых молитвах и песнопениях, согласно нормам, установленным в следующих главах для каждого отдельного случая.
    § 3. При соблюдении этих норм полномочная территориальная церковная власть, о которой говорится в ст. 22, § 2, советуясь при необходимости с Епископами смежных регионов, где говорят на том же языке, вправе выносить решение о том, следует ли использовать современный местный язык и каким образом это надлежит делать. Эти акты власти должны быть одобрены или утверждены Апостольским Престолом…
    37. В том, что не касается веры или блага всей общины, Церковь не желает навязывать строгой и единообразной формы – даже в Литургии. Более того: она чтит и поддерживает духовные достоинства и дарования различных народов и народностей. Всё то, что в обычаях народов не связано нерасторжимо с суевериями и заблуждениями, она оценивает благосклонно и, если может, свято и нерушимо хранит, а иногда даже включает в саму
    Литургию, если это согласуется с истинным и подлинно литургическим духом…
    ГЛАВА II
    О СВЯЩЕННОЙ ТАЙНЕ ЕВХАРИСТИИ
    55. Настоятельно рекомендуется то более совершенное участие в
    Литургии, при котором верные после причащения священника принимают
    Тело Господне от того же самого Жертвоприношения. При том, что остаются в неприкосновенности догматические начала, установленные Тридентским
    Собором, в случаях, определяемых Апостольским Престолом, по усмотрению
    Епископов причащение под обоими видами может быть разрешено как клирикам и монашествующим, так и мирянам: например, рукоположенным – на той Мессе, где было совершено их рукоположение, принесшим обеты – на той Мессе, где они принесли свои монашеские обеты, новокрещёным – на
    Мессе, следующей за их крещением…
    ГЛАВА III

    90
    О ПРОЧИХ ТАИНСТВАХ И О САКРАМЕНТАЛИЯХ
    64. Следует восстановить катехуменат взрослых…
    68. В обряд Крещения надлежит внести преобразования, применяемые по усмотрению местного Ординария при стечении большого числа крещаемых. Следует также составить более краткий обряд, которым, особенно в миссионерских странах, могли бы пользоваться катехисты, а в случаях грозящей смерти – и вообще любые верные, если священник или диакон при этом отсутствует…
    69.Надлежит составить также новый обряд для тех, кто, уже приняв крещение действительным образом, обращается в католическую религию, дабы этим обрядом знаменовалось, что они допускаются в общение с
    Церковью…
    71. Следует пересмотреть и обряд Миропомазания, чтобы яснее выявить тесную связь этого Таинства со введением в христианскую жизнь во всей её полноте. Поэтому целесообразно, чтобы принятию этого Таинства предшествовало возобновление обетований, данных при Крещении…
    77. Обряд Бракосочетания, существующий ныне в Римском Требнике, следует пересмотреть и обогатить так, чтобы в нём яснее обозначалась благодать Таинства и подчёркивались обязанности супругов.
    “Если в тех или иных областях...” при совершении таинства
    Бракосочетания “используются какие-либо иные достохвальные обычаи и обряды, то Священный Собор горячо желает, чтобы они полностью сохранялись”…
    81. Обряд Погребения должен яснее выражать пасхальный характер христианской смерти и лучше отвечать условиям и традициям отдельных стран – даже в том, что касается литургического цвета…
    ГЛАВА VI
    О СВЯЩЕННОЙ МУЗЫКЕ
    119. Поскольку в некоторых странах, особенно миссионерских, есть народы, обладающие собственными традициями музыкального искусства, играющими важную роль в их религиозной и социальной жизни, этой музыке следует оказывать должное признание и отводить подобающее место: как в воспитании религиозного чувства у этих народов, так и в преобразовании богослужения применительно к их характеру…
    120. В латинской Церкви следует высоко ценить орган как традиционный музыкальный инструмент, звуки которого способны придать дивное великолепие церковным торжествами стремительно вознести души к
    Богу и к небесам.
    Прочие же инструменты могут быть разрешены к использованию в богослужении по суждению и с согласия полномочной церковной территориальной власти…
    ГЛАВА VII
    О СВЯЩЕННОМ ИСКУССТВЕ И О СВЯЩЕННОЙ УТВАРИ
    123. Церковь никогда не считала какой-либо художественный стиль своим собственным, но признавала художественные стили всякой эпохи

    91 согласно характеру и положению различных народов и требованиям различных обрядов, создавая на протяжении веков сокровищницу искусства, которую надлежит хранить со всяческой заботой. Современное искусство, а также искусство всех народов и стран, должно обладать в Церкви свободой выражения, если оно с должным благоговением и должной честью служит священным храмам и священным обрядам…
    ДОГМАТИЧЕСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ О ЦЕРКВИ
    ГЛАВА III
    ОБ ИЕРАРХИЧЕСКОМ СТРОЕНИИ ЦЕРКВИИ, В ЧАСТНОСТИ, О
    ЕПИСКОПАТЕ
    25. В числе главных обязанностей Епископов на первом месте стоит проповедь Евангелия. Ибо Епископы – глашатаи веры, приводящие ко Христу новых учеников, и наставники аутентичные, то есть облечённые властью
    Христовой… Епископов, учащих в общении с Римским Понтификом, все должны почитать как свидетелей Божественной и кафолической истины; верные же должны соглашаться с суждением своего Епископа по вопросам веры и нравов, высказанным от имени Христа, и держаться его с благоговейным послушанием духа. Однако это благоговейное послушание воли и разума следует прежде всего проявлять по отношению к аутентичному учительству Римского Первосвященника – даже тогда, когда он не говорит
    “ехcathedra”
    45

    Хотя отдельные Предстоятели и не обладают прерогативой безошибочности, тем не менее, когда они, даже будучи рассеяны по всей земле, но сохраняя при этом связь общения друг с другом и с преемником
    Петра, аутентично учат о вопросах веры и нравов и сходятся на том, что некое суждение следует принимать как окончательное, тогда они безошибочно провозглашают учение Христа. И это становится ещё более очевидным, когда, объединившись на Вселенском Соборе, в вопросах веры и нравов они являются для всей Церкви учителями и судьями, чьих определений надлежит придерживаться в послушании веры.
    Эта безошибочность, которой Божественный Искупитель пожелал наделить Свою Церковь в определении учения о вере и нравах, простирается столь же широко, сколь и сокровищница Божественного Откровения, которая должно свято храниться и верно излагаться. В силу своей должности этой безошибочностью обладает Римский Понтифик, Глава Коллегии Епископов, когда он, как верховный Пастырь и учитель всех верных Христу, утверждающий в вере братьев своих… Поэтому его определения по праву называются непреложными сами по себе, а не по согласию Церкви, ибо выносятся они при содействии Святого Духа, обещанном ему в лице блаженного Петра и, следовательно, не нуждаются ни в каком утверждении иных лиц и не подлежат никакой апелляции в другой суд…
    ДЕКРЕТ ОБ ЭКУМЕНИЗМЕ
    45
    Непререкаемо.

    92 1. Способствовать восстановлению единства всех христиан – одна из первоочередных задач Священного Вселенского Второго Ватиканского
    Собора. Ведь Христос Господь основал единую и единственную Церковь, хотя многие христианские общины представляют самих себя людям как истинное наследие Иисуса Христа. Все они исповедуют себя учениками Господа, но мыслят по-разному и идут разными путями, будто бы разделился и Сам
    Христос. Разумеется, такое разделение прямо противоречит воле Христа, служит соблазном для мира и наносит ущерб святейшему делу – проповеди
    Евангелия всему творению…
    3. В этой единой и единственной Церкви Божией уже с самого начала возникли известные разделения, строго порицаемые Апостолом как подлежащие осуждению. В течение последующих веков явились более значительные разногласия, и немалое число общин отделилось от полного общения с Католической Церковью, иногда не без вины людей: и с той, и с другой стороны. Однако тех, кто рождается ныне в таких Общинах и исполняется веры во Христа, нельзя обвинять в грехе разделения, и
    Католическая Церковь приемлет их с братским уважением и любовью. И боте, кто верует во Христа и должным образом принял крещение, находятся в известном общении с Католической Церковью, пусть даже неполном.
    Конечно, из-за разнообразных расхождений между ними и Католической
    Церковью по вопросам вероучения, а иногда и дисциплины, как и строения
    Церкви, перед полным церковным общением встаёт немало препятствий, подчас весьма серьёзных, преодолеть которые и стремится экуменическое движение. Тем не менее, оправдавшись верой в крещении, они сочетаются
    Христу и, следовательно, по праву носят имя христиан, а чада Католической
    Церкви с полным основанием признают их братьями в Господе…
    ДЕКЛАРАЦИЯ ОБ ОТНОШЕНИИ ЦЕРКВИ К НЕХРИСТИАНСКИМ
    РЕЛИГИЯМ
    1. В наш век, когда род человеческий с каждым днем всё теснее объединяется, когда умножаются связи между различными народами, Церковь углублённее размышляет над тем, каково должно быть её отношение к нехристианским религиям. В своей обязанности развивать единство и любовь между людьми и даже между народами она прежде всего обращает внимание на то, что объединяет людей и что ведет их к совместному общению…
    3. Церковь с уважением относится и к мусульманам, поклоняющимся
    Единому Богу, Живому и Сущему, милосердному и всемогущему, Творцу неба и земли, говорившему к людям, определениям Которого, даже сокровенным, они всей душой стремятся подчиниться, как подчинился Богу Авраам, на которого охотно ссылается исламская вера. Хотя последователи ислама и не признают Иисуса Богом, они всё же почитают Его как пророка и чтят Его девственную Матерь, Марию, а иногда даже благочестиво призывают Её.
    Кроме того, они ожидают Судного дня, когда Бог воздаст всем воскресшим людям. Поэтому они ценят нравственную жизнь и высоко чтят Бога молитвой, милостыней и постом.

    93
    Хотя в течение веков между христианами и мусульманами возникали немалые разногласия и вражда, Священный Собор призывает всех предать забвению прошлое и искренне стремиться ко взаимопониманию, а также совместно оберегать и поддерживать ради всех людей социальную справедливость, нравственные ценности, мир и свободу…
    4. Исследуя тайну Церкви, сей Священный Собор памятует об узах, духовно соединяющих народ Нового Завета с потомством Авраама…
    В силу того, что столь велико духовное наследие, общее христианам и иудеям, Священный Собор желает беречь и поощрять взаимопонимание между ними и уважение друг к другу, достигаемое прежде всего в библейских и богословских исследованиях ив братских беседах.
    Хотя иудейские власти и их приверженцы настояли на смерти Христа, однако то, что было совершено во время Его страстей, не может быть огульно вменено в вину ни всем жившим тогда иудеям, ни иудеям современным. Хотя
    Церковь и есть новый Народ Божий, однако иудеев не следует представлять ни отверженными Богом, ни проклятыми…
    Кроме того, Церковь, осуждающая всякие гонения на кого бы то ни было, памятуя об общем с иудеями наследии и движимая неполитическими соображениями, но духовной любовью по Евангелию, сожалеет о ненависти, о гонениях и обо всех проявлениях антисемитизма, которые когда бы то ни было и кем бы то ни было направлялись против иудеев…»
    Вопросы к документу:
    1.
    Какие задачи ставил перед собой II Ватиканский Собор?
    2.
    Какие изменения были внесены на II Ватиканском Соборе в литургию?
    3.
    Как II Ватиканский Собор объясняет догмат о безошибочности Римского
    Папы?
    4.
    Как II Ватиканский Собор трактует идею экуменизма?
    Мартин Лютер. 95 тезисов. Диспут о прояснении действенности
    индульгенций(выдержки)
    46
    :
    «1. Господь и Учитель наш Иисус Христос, говоря: “Покайтесь...”, заповедовал, чтобы вся жизнь верующих была покаянием…
    2. Это слово [“покайтесь”] не может быть понято как относящееся к таинству покаяния (то есть к исповеди и отпущению грехов, что совершается служением священника).
    3. Однако относится оно не только к внутреннему покаянию; напротив, внутреннее покаяние – ничто, если во внешней жизни не влечет всецелого умерщвления плоти.
    46
    Лютер М. 95 тезисов. Диспут о прояснении действенности индульгенций / Перевод с лат. А.И. Рубана; под ред. Ю.А. Голубца. СПб.: Изд-во «Герменевт», 1996. 64 с.

    94 4. Поэтому наказание остается до тех пор, пока остается ненависть человека к нему (это и есть истинное внутреннее покаяние), иными словами – вплоть до вхождения в Царствие Небесное.
    5. Папа не хочет и не может прощать какие-либо наказания, кроме тех, что он наложил либо своей властью, либо по церковному праву.
    6. Папа не имеет власти отпустить ни одного греха, не объявляя и не подтверждая отпущение именем Господа; кроме того, он дает отпущение только в определенных ему случаях. Если он пренебрегает этим, то грех пребывает и далее…
    20. Итак, папа, давая “полное прощение всех наказаний”, не подразумевает исключительно все, но единственно им самим наложенные.
    21. Поэтому ошибаются те проповедники индульгенций, которые объявляют, что посредством папских индульгенций человек избавляется от всякого наказания и спасается.
    22. И даже души, пребывающие в Чистилище, он не освобождает от того наказания, которое им надлежало, согласно церковному праву, искупить в земной жизни.
    23. Если кому-либо может быть дано полное прощение всех наказаний, несомненно, что оно дается наиправеднейшим, то есть немногим.
    24. Следовательно большую часть народа обманывают этим равным для всех и напыщенным обещанием освобождения от наказания…
    27. Человеческие мысли проповедуют те, которые учат, что тотчас, как только монета зазвенит в ящике, душа вылетает из Чистилища.
    28. Воистину, звон золота в ящике способен увеличить лишь прибыль и корыстолюбие, церковное же заступничество – единственно в Божьем произволении…
    32. Навеки будут осуждены со своими учителями те, которые уверовали, что посредством отпустительных грамот они обрели спасение…
    36. Всякий истинно раскаявшийся христианин получает полное освобождение от наказания и вины, уготованное ему даже без индульгенций.
    37. Всякий истинный христианин, и живой, и мертвый, принимает участие во всех благах Христа и Церкви, дарованное ему Богом, даже без отпустительных грамот…
    43. Должно учить христиан: подающий нищему или одалживающий нуждающемуся поступает лучше, нежели покупающий индульгенции…
    45. Должно учить христиан: тот, кто, видя нищего и пренебрегая им, покупает индульгенции, не папское получит прощение, но гнев Божий навлечет на себя.
    46. Должно учить христиан: если они не обладают достатком, им вменяется в обязанность оставлять необходимое в своем доме и ни в коем случае не тратить достояние на индульгенции…
    62. Истинное сокровище Церкви – это пресвятое Евангелие
    (Благовестие) о славе и благодати Бога.
    63. Но оно заслуженно очень ненавистно, ибо первых делает последними.

    95 64. Сокровище же индульгенций заслуженно очень любимо, ибо последних делает первыми.
    65. Итак, сокровища Евангелия – это сети, коими прежде улавливались люди от богатств.
    66. Сокровища же индульгенций – это сети, коими ныне улавливаются богатства людей…
    79. Утверждать, что пышно водруженный крест с папским гербом равномочен кресту Христову, значит богохульствовать.
    80. Епископы, священники и богословы, дозволяющие вести такие речи перед народом, ответят за это…»
    Вопросы к документу:
    1.
    Как Мартин Лютер трактовал покаяние?
    2.
    Какова, по мнению Лютера, роль Папы в избавлении от наказаний за грехи?
    3.
    Почему Мартин Лютер считал, что, покупая индульгенции, человек мог навлечь на себя божественный гнев?
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта