Главная страница

Практикум. Истор. мир. религий. Практикум по истории мировых религий для студентов 1 курса лечебного факультета


Скачать 1.18 Mb.
НазваниеПрактикум по истории мировых религий для студентов 1 курса лечебного факультета
Дата28.12.2018
Размер1.18 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаПрактикум. Истор. мир. религий.pdf
ТипПрактикум
#62126
страница4 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
ТЕМА 4. ПРАВОСЛАВИЕ
ПЛАН СЕМИНАРА
1.
Возникновение православия. Особенности вероучения.
2.
Устройство Православной церкви. Церковная иерархия.
3.
Богослужебная жизнь Православной церкви: таинства, обряды, церковный календарь.
4.
Устройство православного храма. Православная икона. Монастыри как центры духовной культуры.
Заполнение таблиц
«Таинства в православии»
Таинства
Символический смысл и обрядовые особенности
1.

«Символика православного храма»
Символ
Значение

Проблемно-логические задания
1.
А.В. Бармин в книге «Полемика и схизма» пишет: «Современное словоупотребление, в котором понятия “католический” и “православный” можно с легкостью противопоставить друг другу, существовало далеко не всегда… Чтобы их противопоставление стало возможным, требовалось сначала свыкнуться с представлением о том, что раздел Церкви уже совершился. В этом отношении особо важными оказались греко-латинские религиозные споры IX – XII вв.».
Одним из важных вопросов полемики была проблема Filioque. А.В. Бармин, в частности, отмечает, что вопрос «об исхождении Св. Духа, не обладавший поначалу какой-либо конфессионально-культурной подоплекой, приобретает ее с проникновением слова Filioque в латинский текст

50 никейско-константинопольского символа веры. Образование империи
Карла Великого и ее столкновение с интересами Византии на Адриатике образуют фон, на котором происходит первый подъем греко-латинской полемики» на эту тему.
Давая общую характеристику греко-латинских споров А.В. Бармин указывает на то, что «латиноязычные авторы чаще всего затрагивают имевшиеся между Церквями различия не в отдельных полемических сочинениях, но в обобщающих богословских трудах наряду со многими другими вопросами. Иная картина наблюдается в Византии, где противолатинские произведения образуют самостоятельный и распространенный жанр письменного творчества. Количество и объем полемических произведений на Востоке в несколько раз превосходит число аналогичных сочинений на Западе, так что полемика о различиях между латинской и греческой Церквями является преимущественно византийским явлением…». Объясняя данный факт, автор книги приводит мнение Т.
Кольбабы, соглашаясь с тем, что «так называемые византийские
“обвинительные списки” были проявлением своего рода культурного протеста в условиях все более усиливавшегося западного политического и экономического присутствия в восточном средиземноморье»
30
Согласны ли Вы с позицией автора? Какие политические предпосылки раскола восточной и западной Церквей Вы можете выделить? Чем вызван догматический спор о Filioque? Какие еще религиозно-догматические разногласия привели к схизме?
2.
Из духовных наставлений Серафима Саровского
31
:
«О вере в Бога
Прежде всего должно веровать в Бога, яко есть и взыскающимъ Его
мздовоздаятель бываетъ (Евр.11,6). Вера, по учению преп. Антиоха, есть начало нашего соединения с Богом: истинно верующий есть камень храма
Божия, уготованный для здания Бога Отца, вознесенный на высоту силою
Иисуса Христа, т. е. крестом, помощью вервия, т. е. благодати Духа
Святаго.
Вeра безъ дeлъ мертва есть (Иак. 2, 26); а дела веры суть: любовь, мир, долготерпение, милость, смирение, несение креста и жизнь по духу. Только такая вера вменяется в правду. Истинная вера не может быть без дел: кто истинно верует, тот непременно имеет и дела».
Что преподобный Серафим Саровский понимает под верой в Бога?
Согласны ли Вы с его точкой зрения? Обоснуйте свою позицию.
3.
Из книги диакона А. Кураева «Все ли равно как верить?»
32
:
30
Бармин А.В. Полемика и схизма. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. С. 7, 493 –
503.
31
Серафим Саровский. Духовные наставления. URL: http://саморазвитие1.рф/Hrist/Pim_nastavlenie.php
32
Кураев А. Все ли равно как верить? URL: http://www.12urokovpravoslavia.ru/content/12/01-04.html

51
«Доказательства бытия Бога
Их много. Но все они достаточно тактичны, чтобы не навязывать себя тем, у кого нет желания их понять или просто не хватает ни опыта жизни, ни опыта мысли для того, чтобы разглядеть их правоту.
Самый традиционный аргумент указывает на разумность природы как на проявление Творческого разума.
Представьте, что в лесу мы нашли бревенчатый дом. Придет ли нам в голову сказать, что здесь просто часто бывают ураганы, и один из них вырвал несколько деревьев, закрутил их, обтесал, распилил и затем случайно сложил в таком порядке, что появился сруб, а ураганы следующих лет случайно вставили в него оконные рамы и двери, настелили полы и положили крышу? Вряд ли найдется такой “эволюционист”. Но ведь строение не то что клетки, а даже молекулы ДНК несопоставимы по своей сложности не то что с лесной избушкой, но и с современнейшим небоскребом. Так разумно ли упорствовать в вере, будто много-много слепых ураганов породили жизнь? Это Шекспировский знахарь мог сказать:
“Возьмите немного грязи, немного солнца – и вы получите нильского крокодила”. Но сегодня с помощью разума пытаться доказать, что в мире нет Разума, – это не очень разумное занятие.
Кстати, “теория эволюции” Дарвина доказала только одно – свою безграничную уверенность в своих собственных достоинствах. В чем
Дарвин видел “двигатель прогресса”? – В “борьбе видов за выживание” и в
“естественном отборе”. И то и другое, конечно, есть (хотя современная экология говорит, что виды скорее сотрудничают, чем борются, и Дарвин слишком поспешно перенес нравы раннекапиталистического общества в природу). Но ведь объяснять все “естественным отбором” – все равно, что сказать, что АвтоВАЗ развивается и выпускает новые модели только потому, что в нем есть отдел технического контроля, который не выпускает бракованные машины за пределы завода. Не ОТК ведь создает новые модели! И “мутациями” здесь много не объяснишь. Они, несомненно, есть, но если они носят лишь случайный характер, то они и есть не более чем серия ураганов. Скорее ураган, пронесшийся по самолетному кладбищу, соберет новехонький суперлайнер, чем случайные “мутации” – ураганы молекулярного уровня – создадут живую клетку или новый вид. В конце концов, в “неодарвинизме” теория эволюции выглядит так: если долго бить кулаком по черно-белому “Горизонту”, он, в конце концов, станет цветным
“Панасоником”. Если долго бить воблой о столешницу – когда-нибудь у нее появятся крылья, и она запоет соловьем.
Доказывает ли это, что Бог есть? Нет – это лишь доказывает, что нельзя безнаказанно (для сохранения своих умственных способностей) утверждать, что “наука доказала, что Бога нет”. Это доказывает, что в мире действует сверхчеловеческий Разум. И доказывает тем, что указывает лишь на страшную, бесчеловечную абсурдность противоположного утверждения... А отождествит ли человек этот Разум с Богом Библии – это уже вопрос его интимного и совершенно свободного выбора...»

52
Согласны ли Вы с мнением автора? Обоснуйте свою позицию.
4. Митрополит Антоний (Храповицкий), один из крупнейших деятелей церкви в царской России писал об отличии православия от западного христианства так: «Если проследить все заблуждения Запада, – как те, которые вошли в его вероучение, так и присущие его нравам, передаваемые нам через “окно
Европы”, – то увидим, что они все коренятся в непонимании христианства как подвига постепенного самоусовершенствования человека.
Таково латино-протестантское учение об искуплении, как отмщении на
Иисусе Христе оскорбленного Адамом божественного величия, – учение, выросшее из феодальных понятий – о рыцарской чести, восстанавливаемой пролитием крови оскорбителя; таково учение о таинствах; таково их учение о новом органе божественного Откровения в виде римского папы, каков бы ни был он по своей жизни; учение о заслугах должных и сверхдолжных.
Таково же, наконец, учение протестантов о спасающей вере, с отвержением всей церковной организации.
В этих заблуждениях ясен взгляд на христианство, как на нечто чуждое нашему сознанию и совести, нечто условное, как на конкордат с Божеством, неизвестно почему требующим от нас признания каких-то непонятных формул и воздающим за это вечным спасением. Чтобы оградить себя от естественно поднимающихся возражений, западные богословы усилили учение о полной, будто бы, непостижимости не только Существа Божия, но и божественного закона и требовали в лице схоластиков, в лице Лютера и в лице даже современного Ричля, признать разум врагом веры и бороться с ним, в то время как Отцы Церкви, в лице Василия Великого и даже Исаака
Сирина считают врагом веры не разум, а глупость человеческую, рассеянность, невнимание и упрямство. Если от ложных религиозных верований перейдем к нравственным убеждениям западников, то у некоторых из них найдем просто извращение христианских заповедей, и эти извращения так въелись в уклад западной жизни общественной и личной, что никакие культурные пертурбации, опрокинувшие христианские алтари, разрушившие королевские престолы, не могли опровергнуть, однако, этих диких и безнравственных предрассудков.
Так Господь проповедует всепрощение, а западная мораль – месть и пролитие крови; Господь велит смиряться и считать себя греховнее всех, а
Запад ставит выше всего “чувство собственного достоинства”; Господь велит радоваться и веселиться, когда нас поносят и изгоняют, Запад требует
“восстановления чести”; Господь и апостолы называют гордость
“бесовской”; западники – благородством. Последний русский нищий, иногда даже полуверующий инородец, лучше разбирает добро и зло, чем подобные моралисты тысячелетней западной культуры, так печально смещавшей обрывки христианства с ложью классицизма.
И в основании всех заблуждений лежит неразумение простой истины, что христианство есть религия аскетическая, что христианство – учение о постепенном исторжении страстей, о средствах и условиях постепенного

53 усвоения добродетелей; условия эти – внутренние, заключающиеся в подвигах, – и – отвне подаваемые, заключающиеся в наших догматических верованиях и благодатных священнодействиях, у которых единственное назначение: врачевать человеческую греховность и возводить нас к совершенству»
33
В чем отличие православия от западного христианства, по мнению автора?
Согласны ли Вы с его точкой зрения? Обоснуйте свою позицию.
Анализ документа
Символ веры. Комментарии из книги Протоиерея Серафима Слободского
«Закон Божий»
34
:
«О ПЕРВОМ ЧЛЕНЕ СИМВОЛА ВЕРЫ
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли,
видимым же всем и невидимым.

Исповедывать веру значит открыто выражать внутреннюю веру в Бога словами и добрыми делами так, чтобы никакие опасности, гонения, страдания, и самая смерть не могли заставить нас отречься от веры в истинного Бога.
Только при таком твердом исповедании мы можем спасти свою душу…
Слова символа веры: “во единого Бога” указывают на единство истинного
Бога. Бог есть один и нет другого кроме Него…
Бог есть Существо высшее, надмирное, сверхъестественное. Знать существо
Бога – невозможно. Оно выше всякого познания не только людей, но даже и ангелов. Но из откровения Божия, из ясных свидетельств Священного
Писания, мы можем иметь понятие о существе и основных свойствах Божиих:
Бог есть Дух (Иоан. 4, 24), живой (Иерем. 10, 10; Фессал. 1, 9); самобытный, т. е. ни от кого не зависящий, а имеющий жизнь в Самом Себе – Сущий (Исх.
3, 14; и Иоан. 2, 13), вечный (псал. 89, 3; Исх. 40, 28; Римл. 14, 25),
неизменяемый (Иак. 1, 17; Мал. 3, 6; Псал. 101, 28), вездесущий (Псал. 138,
7-12; Деян. 17, 27), всеведущий (1 Иоан. 3, 29; Евр. 4, 13), всемогущий (Быт.
17, 1; Лук. 1, 37; Псал. 32, 9), всеблагий (Матф. 19, 17; Псал. 24, 8),
премудрый (Псал. 103, 24; Римл. 14, 26; 1 Тим. 1, 17), всеправедный (Псал.
7, 12; Псал. 10, 7; 2 Римл. 6, 11), вседовольный (Деян. 17, 25), всеблаженный
(1 Тим. 6, 15)…
Бог един, но не одинокий, потому что Бог един по своему существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святый, – Троица единосущная и нераздельная. Единство Трех, бесконечно любящих друг друга лиц: Бог есть любовь (1 Иоан. 4, 16).
Взаимное отношение между Лицами Пресвятой Троицы состоит в том, что Бог
Отец не рождается и не исходит от другого лица; Сын Божий предвечно
33
Митрополит Антоний (Храповицкий). Чем отличается православная вера от западных исповеданий. URL: http://www.12urokovpravoslavia.ru/content/12/11-02.html
34
Слободской С. Закон Божий. М.: Кифа, 2010. 720 с.

54 рождается от Бога Отца; а Дух Святый предвечно исходит от Бога Отца. Все три Лица Пресвятой Троицы, по существу и свойствам, совершенно равны между Собою. Как Бог Отец есть истинный Бог, так и Бог Сын есть истинный
Бог, так и Бог Дух Святый есть истинный Бог, но все три Лица есть единое
Божество – единый Бог.
Как единый Бог есть в трех Лицах, это тайна, непостижимая для нашего ума: но мы веруем по свидетельству Божественного Откровения. Тайну Святой
Троицы открыл нам Сам Господь Иисус Христос, посылая апостолов на проповедь Он сказал: “идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и
Сына и Святого Духа” (Матф. 28, 19). Апостол и евангелист Иоанн также ясно свидетельствует не только о троичности Божественных Лиц, но и о единосущии Их. “Три свидетельствуют на небе (о Божественности Сына
Божия): Отец, Слово и Святый Дух; и сии три суть едино” (Иоан. 5, 7).
Апостол Павел, обращаясь к коринфским христианам, говорит: “благодать
Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого
Духа со всеми вами” (2 Кор. 13, 13) …
Мы можем отчасти понять тайну Святой Троицы только сердцем, – любовью, находясь в Св. Соборной Церкви Христовой, т. е. живя в любви.
Мы называем Бога Вседержителем, потому что Он, как Царь Небесный, всем управляет и все содержит в Своей силе и власти.
Еще мы называем Бога Творцом неба и земли, потому что все, что существует
(как в видимом физическом мире, так и в невидимом, духовном), т. е. вся необъятная вселенная создана Богом во Святой Троице, и все сотворил Бог
Отец Словом, т. е. Единородным Сыном Своим, при воздействии Духа
Святого.
К невидимому или духовному миру принадлежат ангелы – духи, – существа бестелесные (потому невидимые) и бессмертные, одаренные умом, волею и могуществом, а также и душа каждого человека.
Слово “ангел” – греческое и означает по-русски “вестник”, потому что Бог посылает их возвещать людям Свою волю. Каждый христианин имеет своего ангела-хранителя, который невидимо помогает ему в деле спасения и охраняет его от злых действий духа лукавого, злого, называемого диаволом
(клеветником) и сатаною, т. е. противником Божиим. Злые духи тоже созданы были добрыми и свободными, однако они возгордились, отпали от Бога и стали лживыми и злыми. С тех пор они ненавидят все доброе и наводят человека на грех, чтобы погубить его. От греха все люди умирают своим телом, и умерли бы и более страшною – второю смертью, смертью духовной, когда душа отдавшись греху, погибает в отчуждении от Бога, если бы людей не спас от этой вечной гибели воплотившийся Сын Божий.
В следующих шести членах Символа Веры, начиная со 2-го члена и кончая 7- м, излагается учение о Втором Лице Святой Троицы — о Сыне Божием,
Господе Иисусе Христе, Спасителе нашем.
О ВТОРОМ ЧЛЕНЕ СИМВОЛА ВЕРЫ
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже
от Отца рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от

55
Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Им же вся
быша.

Господь Иисус Христос есть Единородный Сын Божий, т. е. Он есть единственный Сын Бога Отца, рожденный из существа Отца, как свет от света.
От истинного Бога-Отца рождается такой же истинный Бог-Сын, и рождается прежде всех век, т. е. прежде всякого времени – от вечности, так что с Отцом вечно, всегда есть Сын (а также и Святый Дух), одинакового существа с Отцом
(“единосущна Отцу”). Сам Иисус Христос сказал: “Я и Отец одно” (Иоан. 10,
30). Слова же Иисуса Христа: “Отец Мой более Меня” (Иоан. 14, 28) относятся к Его человечеству…
Сын Божий, при воплощении – рождении на земле, получил имя Иисус
Христос. Имя это указывает на человеческую Его природу.
Имя Иисус есть греческий перевод еврейского имени Иешуа (Иегошуа) и значит Спаситель. Это имя было дважды указано Богом через Ангела пред
Рождеством Христовым, потому что превечный Сын Божий снисходил на землю (рождался, воплощался) для спасения людей.
Имя Христос – слово греческое и значит Помазанник. (На еврейском языке ему соответствовало также слово “Мессия”). В Ветхом Завете помазанниками назывались пророки, первосвященники и цари, которые, при вступлении в должность, помазывались елеем и через это получали дары Святого Духа, необходимые для достойного исполнения их обязанностей.
Сын Божий назван Помазанником (Христом) по человеческой Его природе, потому что Он имел все дары Святого Духа: знание пророческое, святость первосвященника и могущество царя.

О ТРЕТЬЕМ ЧЛЕНЕ СИМВОЛА ВЕРЫ
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и
воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
В третьем члене Символа Веры говорится о воплощении Сына Божия, то есть о том, как Сын Божий сошел с небес на землю, принял на Себя плоть человеческую (тело), кроме греха, и вочеловечился, то есть принял не только тело, но и душу человеческую и сделался совершенным человеком, не переставая в то же время быть Богом. – Стал Богочеловеком.
Сын Божий сошел с небес и стал человеком (Богочеловеком) для того, чтобы спасти нас – людей от власти диавола, греха и вечной смерти.
“Грех есть беззаконие” (1 Иоан. 3, 4) то есть преступление Закона Божия. Грех появился в людях от диавола, который соблазнил в раю Еву, а через нее Адама, и уговорил их нарушить заповедь Божию, то есть согрешить.
Грехопадение первых людей – Адама и Евы расстроило природу человеческую. Грех в людях помрачил ум, волю и в тело внес болезни и смерть. Люди стали страдать и умирать, и сами, своими силами, уже не могли победить в себе грех и его последствия: исправить ум, волю, сердце и уничтожить смерть.
Это мог сделать только Сам Бог – Творец всего.

56
Милосердный Господь дал обещание (обетование) людям, что на землю придет Спаситель мира, Который избавит людей от власти диавола и вечной смерти.
Когда настало время спасения, Сын Божий вселился в пренепорочную Деву
Марию и, при наитии Святого Духа, принял от Нее человеческую природу – родился сверхъестественным образом “от Духа Свята и Марии Девы”.
Пресвятая Дева Мария происходила из рода Авраама и царя Давида. Была Она дочерью праведных Иоакима и Анны. Пресвятая Мария называется Девою, потому что Она, из любви к Богу, дала обет не выходить замуж. Приснодевою называется потому, что Она всегда пребыла девою – прежде рождения
Спасителя, во время рождения и после рождения.
Св. Православная Церковь называет Деву Марию Богородицею и почитает Ее выше всех сотворенных существ, не только людей, но и ангелов, – как
“честнейшую херувим и славнейшую без сравнения Серафим”, – так как она
Матерь Самого Господа. Так, по внушению Святого Духа, назвала Ее праведная Елизавета: “и откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне” (Лук. 1, 43).

О ЧЕТВЕРТОМ ЧЛЕНЕ СИМВОЛА ВЕРЫ
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна.
В четвертом члене Символа Веры говорится о том, что Господь Иисус Христос вовремя римского правителя в Иудеи, Понтия Пилата был распят на кресте за нас людей, то есть за наши грехи и для нашего спасения, потому что Сам
Он был безгрешен. При этом Он действительно страдал, умер и был
погребен.
Страдал Спаситель, конечно, не Божеством, Которое не страдает, а человечеством; страдал не за Свои грехи, которых у Него не было, а за грехи всего человеческого рода. Телом после Своей смерти Он был погребен во гробе Иосифа Аримафейского, а душой в это время, до Своего Воскресения,
Он сходил во ад, и оттуда вывел всех веровавших в Него, начиная с Адама и
Евы.
Адом называется место, удаленное от Бога, лишенное света и блаженства. Там царствует Сатана. В отношении к душам слово “ад” означает состояние сильной скорби и мучений.
Господь Иисус Христос, как совершенный человек и Сын Божий, добровольно
(т. к. Он одним словом мог уничтожить всех врагов) принес Себя в жертву за грехи людей, через распятие на кресте. Крестная казнь была самая позорная, страшная и жестокая. Она была символом всей злобы человеческой и самым ярким обнаружением власти диавола. Эта страшная казнь, придуманная человеком по наущению диавола, вела людей к ненависти, злобе, ожесточению и смерти. Спаситель, претерпев позорную казнь на кресте, умер, но и воскрес. Через крест воссияла жизнь! Христос уничтожил главную опору диавола и превратил крест в вечную победу над злом и смертью. Господь освятил крест Своею пречистою кровью и искупительным подвигом любви.
Самый тяжкий преступник, но кающийся не отвергнут Спасителем. С этого

57 момента ни страдания, ни смерть не могут нас лишить вечного блаженства, если мы будем со Христом Спасителем, но, наоборот, это – путь к вечной славе в Царствии Божием.
Слова в Символе Веры “страдавша и погребенна” сказаны против некоторых еретиков, которые ложно учили, что Господь не мучился на кресте, а страдания Его были только видимостью страдания и смерти.
Слова “при Понтий с тем Пилате” указывают на истинность исторического события страданий Христовых, происшедших в это именно время…
Беседа о Кресте Христовом
Христос раскрыл имя Бога. Имя это – Любовь.
Мир создан любовью Божией.
С первого своего вздоха человек стал ощущать бесконечную любовь к нему
Бога.
В этом, надо полагать, состояла божественная трагедия между Богом и созданной Им впервые разумной тварью. Не могла эта тварь уразуметь всего совершенства предлагавшейся любви. Нужен был мучительный опыт, – разрыв с Богом, испытав ужас которого, человек уже по новому восчувствовал бы любовь…
Адам был весь Божий. Весь он был свет. Только в одном не доставало ему совершенства: у него была возможность съесть плод познания добра и зла (в этом он должен был насиловать свою волю: послушание – любовь), и через это отпасть от Бога и погрузиться во тьму.
Без жертвы нет любви. И вся любовь Адама к Богу держалась, если можно так сказать, только на одном отказе от плода. Адам не чувствовал ни малейшего принуждения, потому что истинная любовь не терпит принуждения.
Отведав плода, Адам разом уничтожил в себе свет и наполнился тьмой, ему нечем стало любить. Это в нем выразилось в ощущение наготы. Он спрятался от Отца. Он потерял Бога, и Бог потерял Своего друга, ибо, чтобы по- прежнему любить Адама, отказавшегося от любви, нужно было вновь его создать. Человек был предоставлен самому себе. И на горьком опыте своей отъединенности от Любящего должен был познать всю глубину своего несчастья, чтобы потом, когда снова откроется ему Свет, он добровольно предпочел бы этот Свет тому свету, который он приобрел, благодаря познанию добра и зла. Снова добровольно бы возвратился в мир Любви из того собственного мира, который он создавал в течение тысячелетий оторванности от Истины – из мира со своей, созданной им самим, красотой, со своим устройством, со своими идеалами.
Наполнившись тьмой и способностью понимать добро и зло, человек приобрел возможность убивать себе подобного. Но, развивая в себе эти благоприобретенные качества, человек уже перестал довольствоваться только убийством. Этого было ему мало – он стал убивать своего брата с мучением.
Но и этого оказалось мало. Он стал, издеваясь, убивать брата. Но и это все еще было мало.

58
И вот выдумывается нечто такое, чтобы, не убивая, поставить брата в беспомощное положение (чтобы своей беспомощностью он вызывал смех у проходящих), дабы брат сам умирал бы от приступов страшной боли.
Вот когда с совершенной ясностью открылось людям, кто такой Бог, Творец всего видимого и невидимого. Если бы Он был громовержцем, Он должен был бы уничтожить весь человеческий род за то, что тварь так злобно посмеялась над мыслью своего Творца. Но Любящий поступил совершенно обратно.
Наш небесный Отец отдал Сына Своего Единородного, чтобы Он повиснул на этом изобретенном злобою людей древе ненависти и крайнего ожесточения. И
Сын, провисевши сколько нужно, насытив злобу своих врагов, умер. Через три дня Отец воскресил Сына и запечатлел в сердцах людей свое новое дело.
С этого времени в мире людских представлен и поняли наступает полный переворот. Крест, бывший прежде лишь орудием страшных мучений, жестокого человекоубийства, делается единственной верной опорой человека.
Путь, истина и жизнь начинаются с креста, без которого спастись нельзя.
Наступает новая история человека, в которой нельзя никому отговариваться незнанием и непониманием. Бог был повешен на кресте. Слепых быть не должно!

О ПЯТОМ ЧЛЕНЕ СИМВОЛА ВЕРЫ
5. И воскресшаго в третий день по писанием.
В пятом члене Символа Веры говорится о воскресении Иисуса Христа на третий день после Его смерти.
Так как в писаниях пророков Ветхого Завета было ясно предсказано о страданиях, смерти, погребении Спасителя и о воскресении Его, то потому и сказано: “по писаниям”. Слова “по писаниям” относятся не только к пятому, но и к четвертому члену Символа Веры.
Иисус Христос умер в Великую Пятницу около трех часов дня, а воскрес после полуночи с субботы на первый день недели, именуемый с того времени
“Воскресеньем”. Но в те времена и часть дня принималась за целый день, почему и говорится, что Он был во гробе три дня.

О ШЕСТОМ ЧЛЕНЕ СИМВОЛА ВЕРЫ
6. И восшедшаго на небеса и седящаго одесную Отца.
В шестом члене Символа Веры говорится о том, что Иисус Христос с пречистою Своею плотью вознесся на небо и воссел одесную (по правую сторону) Бога Отца.
Вознесение Господне совершилось через сорок дней после воскресения Его.
Господь Иисус Христос вознесся на небеса человечеством Своим (плотью и душою), а Божеством Своим Он всегда пребывал с Отцом.
Седящаго одесную Отца” означает: по правую сторону, на первом месте, в славе. Этими словами выражено, что человеческая душа и тело Иисуса Христа приняли такую же славу, какую имеет Христос по Своему Божеству.
Своим вознесением Господь наш Иисус Христос соединил земное, с небесным и прославил наше человеческое естество, вознеся его на престол Божий; и

59 указал нам, что и наше отечество на небе, в Царствии Божием, которое открыто теперь для всех истинно верующих в Него.
“Побеждающему (зло, грех) дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я
победил и сел со Отцем Моим на престоле Его”, говорит Господь. (Откр.
3, 21).
О СЕДЬМОМ ЧЛЕНЕ СИМВОЛА ВЕРЫ
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же
царствию не будет конца.
В седьмом члене Символа Веры говорится, что Иисус Христос опять придет на землю, чтобы судить всех людей, как живых, так и умерших, которые тогда воскреснут; и что после этого Страшного Суда настанет Царство
Христово, которому никогда не будет конца…
Но второе пришествие Христово будет совсем не такое, как первое…
Второе пришествие Христа Спасителя будет необычайно: “солнце, померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого (Крест) на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою” (Матф. 24, 29-30)
“и все святые ангелы с Ним. Тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы (жившие на земле от создания мира)”, и будет Он судить всех людей, – всех нас – и праведных и грешных (Мф. 25, 31-46).
Суд этот называется страшным, потому что совесть каждого человека откроется перед всеми, и обнаружатся не только дела добрые и злые, какие кто делал во всю жизнь свою на земле, но и все сказанные слова, тайные желания и мысли…
Когда именно придет Господь второй раз на землю, никому не открыто, – это тайна, которую, по слову Самого Господа, никто не знает, не знают даже ангелы Божии, а только один Отец Небесный, – поэтому должны мы всегда быть готовы предстать на Божий суд.
Хотя это время нам и неизвестно, однако в Слове Божием (т. е. в Свящ.
Писании) открыты некоторые признаки приближения пришествия Господа.
Перед этим временем Евангелие будет проповедано всем народам. Евреи во множестве обратятся ко Христу. Но вместе с тем среди людей наступит крайнее развращение: уменьшение веры и любви к ближнему, умножение пороков и бедствий. Затем появятся лжепророки; между народами усилятся несогласия и войны; будут глады, моры (болезни) и землетрясения по местам.
Наконец, когда зло достигнет своего высшего проявления на земле, явится
Антихрист.
Антихрист – противник Христа – который явится перед кончиной мира и будет стараться всеми способами истребить веру Христову на земле. Но, с пришествием Христа, владычество Антихриста окончится ужасною гибелью, как его самого, так и его последователей и самого диавола.
После этого наступит вечное Царство Христово.
О ВОСЬМОМ ЧЛЕНЕ СИМВОЛА ВЕРЫ

60 8. (Верую) И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца
исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима,
глаголавшаго пророки.
В восьмом члене Символа Веры говорится о третьем Лице Святой Троицы – о
Духе Святом.
Дух Святый есть такой же истинный Бог, как и Отец и Сын. Это мы исповедуем, называя Его Господом.
Дух Святый также называется Животворящим, потому что Он вместе с Богом
Отцом и Богом Сыном дает всему жизнь, особенно духовную людям; следовательно, Он есть такой же Творец мира, наравне с Отцом и Сыном.
Сказано, при творении мира: “Дух Божий носился над водою” (Быт. 1, 2). Сам
Иисус Христос сказал о благодатном возрождении Духом: “если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие” (Иоан. 3, 5).
Так как Дух Святый есть истинный Бог – третье Лицо Единосущной
Троицы, – то Ему мы должны воздавать поклонение и прославление одинаковое и равное с Отцом и Сыном.
Слова “Иже от Отца исходящаго” (т. е., Который от Отца исходит) указывают на личное свойство Духа Святого, которым Он отличается от Бога
Отца и от Сына, рождающегося от Отца. Свойство это состоит в том, что Дух
Святый всегда исходит от Отца. Об этом сказал Сам Господь Иисус Христос
Своим ученикам: “когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от
Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о
Мне”. (Иоан. 15, 26).
Слова “глаголавшаго пророки” означают “говорившего через пророков”.
Пророки предсказывали будущее и писали священные книги по внушению
Духа Святого, потому писания их называются богодухновенными…
Дух Святый и теперь сообщает Свои Дары истинным христианам через
Церковь Христову: в молитвах и святых таинствах. В святых таинствах Дух
Святый просвещает верующих светом Христова учения, согревает сердца любовью к Богу и к ближнему и очищает их от всякой греховной скверны.
Иисус Христос назвал Духа Святого – “Духом истины” (Иоан. 14, 17; 15, 26;
16, 13) и предупредил нас: “всякий грех и хула простятся человекам; а хула на
Духа не простится человекам” (Матф. 12, 31).
Хулой на Духа Святаго” называется сознательное и ожесточенное противление истине, “потому что Дух есть истина” (Иоан. 5, 6) Сознательное, же и ожесточенное сопротивление истине уводит человека от смирения и
покаяния, а без покаяния не может быть прощения. Вот почему грех “хулы на Духa” не прощается.
Дух Святый открылся людям видимым образом: при крещении Господа в виде голубя, а в день Пятидесятницы Он сошел на апостолов в виде огненных языков.
О ДЕВЯТОМ ЧЛЕНЕ СИМВОЛА ВЕРЫ
9. (Верую) Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь.

61
В девятом члене Символа Веры говорится о Церкви Христовой, которую
Иисус Христос основал на земле для освящения грешных людей и воссоединения их с Богом.
Церковью называется совокупность всех православных христиан, живущих и умерших (“ибо у Бога все живы” (Лук. 20, 38), соединенных между собою
верою и любовью Христовой, священноначалием и святыми таинствами.
Каждый же в отдельности православный христианин называется членом, или частью Церкви. Следовательно, когда мы говорим, что веруем во едину
святую, соборную и апостольскую Церковь, то здесь под Церковью разумеются все в совокупности люди, которые исповедуют одну и ту же православную веру, а не то здание, куда мы ходим молиться Богу и которое называется храмом Божиим.
Иисус Христос поручил видимое устройство и управление Церковью святым апостолам, а затем их преемникам – епископам, и через них невидимо управляет Церковью. Господь Иисус Христос есть единый истинный
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта