Главная страница
Навигация по странице:

  • Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра социально-политических наук В.П. Аникина, С.Ю. Заводюк, А.В. Мендюков ПРАКТИКУМ ПО ИСТОРИИ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ

  • Авторы-составители

  • Отв. редактор

  • ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ ПЛАН СЕМИНАРА

  • Заполнение таблиц

  • Проблемно-логические задания

  • Анализ документа

  • Практикум. Истор. мир. религий. Практикум по истории мировых религий для студентов 1 курса лечебного факультета


    Скачать 1.18 Mb.
    НазваниеПрактикум по истории мировых религий для студентов 1 курса лечебного факультета
    Дата28.12.2018
    Размер1.18 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПрактикум. Истор. мир. религий.pdf
    ТипПрактикум
    #62126
    страница1 из 10
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Государственное бюджетное образовательное учреждение
    высшего профессионального образования
    «Самарский государственный медицинский университет»
    Министерства здравоохранения Российской Федерации
    Кафедра социально-политических наук
    В.П. Аникина, С.Ю. Заводюк, А.В. Мендюков
    ПРАКТИКУМ ПО ИСТОРИИ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ
    Для студентов 1 курса лечебного факультета
    Самара 2015

    Авторы-составители:
    Аникина Валентина Петровна, кандидат исторических наук, доцент;
    Заводюк Светлана Юрьевна, кандидат исторических наук, старший преподаватель;
    Мендюков Андрей Валерьевич, кандидат исторических наук, доцент.
    Отв. редактор:
    Занин Сергей Викторович, доктор исторических наук, профессор.
    Практикум по истории мировых религий для студентов 1-го курса лечебного факультета. – Самара: СамГМУ, 2015.
    Практикум предназначен для организации самостоятельной работы студентов и подготовки к аудиторным занятиям по дисциплине «История мировых религий». Практикум включает разнообразные формы работы, в том числе: проблемно-логические задания, заполнение таблиц и анализ источников.
    Практикум предназначен для студентов 1-го курса лечебного факультета
    Самарского государственного медицинского университета.
    Рецензенты: 1. Бельцер Александр Анатольевич – кандидат исторических наук, проректор по научной работе НОУ ВПО «Самарский институт Высшая школа приватизации и предпринимательства».
    2.
    Шматов Евгений Николаевич – кандидат исторических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет путей сообщения».
    Практикум по дисциплине «История мировых религий» утвержден на заседании ЦКМС СамГМУ (протокол № 5 от 13 мая 2015 г.)
    © 2015

    3
    ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ
    ПЛАН СЕМИНАРА
    1.
    История мировых религий в системе религиоведческих дисциплин.
    Основные подходы к изучению религии.
    2.
    Понятие и структура религии.
    3.
    Типология религии.
    4.
    Социальные функции религии. Роль религии в современном обществе.
    Заполнение таблиц
    «Религиоведческие дисциплины»
    Научное направление
    Предмет изучения
    1.

    «Социальные функции религии»
    Функции религии
    Содержание и роль в общественной жизни
    1.

    Проблемно-логические задания
    1.
    В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова
    1
    секта определяется как
    «религиозное объединение, отделившееся от какого-либо учения и ему противостоящее», а в переносном смысле – как «группа лиц, замкнувшихся в своих мелких, узких интересах». Известны ли Вам другие толкования этого термина? Чем, на Ваш взгляд, религиозная секта отличается от таких религиозных организаций, как церковь и деноминация?
    2.
    К. Маркс в работе «К критике гегелевской философии права»
    2
    писал:
    «Религия – это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она – дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа.
    Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его
    действительного счастья. Требование отказа от иллюзий о своём положении есть требование отказа от такого положения, которое
    нуждается в иллюзиях… Религия есть лишь иллюзорное солнце, движущееся вокруг человека до тех пор, пока он не начинает двигаться вокруг себя самого». Согласны ли Вы с той оценкой роли религии, которую
    1
    Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1989. С. 708.
    2
    Маркс К. К критике гегелевской философии права // К. Маркс, Ф. Энгельс. Полное собрание сочинений. Т.
    1. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1955. С. 414 – 429.

    4 дает К. Маркс? Какова, на Ваш взгляд, роль религии в современном обществе?
    3.
    Согласно опросу, проведенному «Левада-центром» в ноябре 2013 г.
    3
    , 68% россиян причисляют себя к православным. За 10 лет их количество в стране выросло на 12% (в 2002 г. к православным себя относили 56% участников опроса). Второе место по численности верующих в России традиционно занимает ислам. К его приверженцам себя относят 7% жителей нашей страны. С начала века их стало почти вдвое больше (4% – в2002 г.). По 1% россиян принадлежит к западным христианским конфессиям – католицизму и протестантским деноминациям. И почти столько же представителей иудаизма. Неверующими себя считают 19% (32% – в 2002 году).
    Несмотря на рост числа людей, которые причисляют себя к какой-либо религии, доля активно верующих остается незначительной. Раз в месяц и чаще посещают церковные службы лишь 14% респондентов. За последние годы их число уменьшилось (в 2007 г. таких было 20%). Большинство верующих предпочитает заходить в церковь один (16%) или несколько раз в год (17%). 13% прихожан бывают на службах раз в несколько лет. Никогда не посещают церковь 35% россиян.
    Еще меньше людей принимают участие в церковных таинствах. Среди российских православных и католиков 62% никогда не ходят к причастию.
    Тем не менее за 10 лет их число сократилось на 14% (76% – в 2002-м). 22% причащаются раз в год и реже, а несколько раз в год и чаще – 14% российских христиан.
    14% – это примерное число людей, которые действительно верят, а не относят себя к той или иной конфессии по принципу культурной принадлежности, не будучи при этом воцерковленными людьми. Даже эту цифру, по мнению замдиректора «Левада-центра» А. Гражданкина, можно считать завышенной. Тех, кто постоянно участвует в жизни своей религиозной общины, поддерживает регулярные контакты с другими верующими и сверяет свои действия с конфессиональными требованиями, на его взгляд, у нас процентов пять-шесть.
    При этом сами жители России склонны полагать, что за последние десять лет религиозность и вера в обществе усилились (по опросу «Левада-центра» от 21 – 25 февраля 2014 г.
    4
    так считают 60% россиян, для сравнения, в августе 2010 г. таких было 54%).
    Какие выводы, на Ваш взгляд, можно сделать на основе приведенных данных? В чем причина противоречий в результатах исследований? Какие особенности характерны для религиозной ситуации в современном российском обществе?
    3
    Россияне считают себя верующими, но в церковь не ходят // Известия. 24 декабря 2013.
    4
    ЛЕВАДА-ЦЕНТР. Изменения за последние десять лет. [Электронный ресурс]. URL: http://www.levada.ru/11-
    03-2014/izmeneniya-za-poslednie-desyat-let

    5 4.
    Проанализируйте отрывок из статьи И.Г. Каргиной «Новые формы сакрализации светского и секуляризации сакрального в христианских обществах»
    5
    . Покажите, как проявляются общемировые тенденции развития религиозности, отмеченные в статье, в современном российском обществе. Выделите общие черты и характерные отличия.
    «Исследования в различных частях мира демонстрируют все более усложняющуюся структуру религиозного поля…
    Современные христианские общества, прежде всего европейские, которые служили образцами для… тезиса об “упадке” религии, демонстрируют неоднородные процессы и состояния религиозной сферы.
    Например, в ряде европейских стран на фоне ослабления традиционного христианства сохраняется довольно высокий уровень религиозной самоидентификации – 72% жителей Западной Европы считают себя христианами. Более того, религиозная палитра западноевропейских стран становится насыщенней и разнообразней под влиянием различных факторов, в том числе религиозной культуры иммигрантов…
    Религия также процветает в тех западных обществах, где речь идет о сохранении национальной идентичности, когда действия религиозных институтов выступают гарантом национальной или этнической идентичности в ответ на внешнюю угрозу… По результатам исследований британского социолога религии Детлефа Поллака в 2006 г. 84,4% населения
    Ирландии верили в Бога, причем 95,6% верующих – это католики, 54,4% которых еженедельно посещают церковь и активно участвуют в ее делах – это самый высокий показатель религиозной практики в Европе. В Польше –
    88% населения – верующие, подавляющее большинство которых составляют католики – 96,7%, их них половина еженедельно посещает церковь.
    Наконец, признаков коллапса религии мы не найдем, если рассмотрим религиозную карту мира, которая остается многообразной и демонстрирует любопытные изменения. Так, по данным Всемирной христианской
    Энциклопедии, в мире к концу XX столетия оформилось около 10 тыс. самостоятельных религий, из которых 150 имеют миллион и более последователей. Причем только в пределах христианской религии создатели энциклопедии насчитали 33 830 деноминаций по всему миру…
    На основе анализа информации, за многие десятилетия Барретт делает значимые выводы. Он отмечает, что в период между 1900 и 2000 гг. произошли глобальные изменения в различных религиях и долях различных вер глобального населения, но самые показательные изменения связаны с христианством. Барретт выделяет три тенденции. Во-первых – это некоторая потеря христианством своей доли в последние десятилетия XX столетия за счет роста влияния других мировых религий – ислама и индуизма. Наряду с тем, что христианство, став первой универсальной
    5
    Каргина И.Г. Новые формы сакрализации светского и секуляризации сакрального в христианских обществах // Социологические исследования. 2010. № 6. С. 52 – 62.

    6 религией, по-прежнему остается самой многочисленной религией (33,3% населения планеты – около 2 млрд. последователей)…
    Вторая глобальная тенденция, связанная с христианской религией, заключается в возникновении с начала 80-х годов прошлого столетия, главным образом в развивающихся странах, так называемых “независимых”
    (“Independents”) церквей. По оценкам Барретта, к концу XX столетия число
    “независимых” верующих достигло 386 миллионов человек, по численности они превзошли протестантов и находятся на втором месте после католиков.
    Барретт полагает, что рост “независимых” церквей представляет собой столь же важное явление как распространение протестантизма и рост числа его последователей в XVI столетии. Сами “независимые” церкви обозначают себя как “пост-деноминационные”, они не имеют формальных связей ни с одной из мировых христианских религий, в то же время они заимствовали у традиционных церквей технологии формирования сетей, что позволяет им развиваться и распространяться…
    В-третьих, Центр христианской популяции перемещается в Южное полушарие, в то время как ислам “продвигается” на Север. Если в начале прошлого столетия доля “белых” христиан составляла 81%, то в конце – снизилась до 45%...
    В настоящее время под влиянием глобализации и рыночных экономических процессов контакты между различными группами не имеют формальных границ, они также не ограничены социальными нормами и обычаями, нет канонизации представлений, единых для всех. Информация доступна индивиду в той степени, в какой он в ней нуждается…
    Следствием плюрализации и возрастающего числа возможностей для индивида реализовать свои духовные потребности в современных условиях является то, что по словам К. Доббелара и В. Ягодзинского, “все возрастающее количество людей будет демонстрировать их собственную, приватную религиозную и моральную систему, больше похожую на лоскутное одеяло”…
    Как отмечено выше, типичной чертой современности является то, что модель производства и распределения религиозных представлений соответствует модели открытого “рынка”, где нет цензуры и “созданы” условия свободного индивидуального выбора.
    Диверсификация возможностей, предоставляемых современными обществами, стимулирует религиозные сообщества в выборе средств по расширению своего влияния и сохранения паствы. Мы порой являемся очевидцами того, как традиционные религии дублируют успешные образцы привлечения интереса к себе, выработанные коммерческим рынком. Типичным примером тому может служить превращение храмов и монастырей в культурно-религиозные и туристические центры, совмещающие религиозную, культурно-просветительскую и коммерческую деятельность».

    7
    Анализ документа
    Э. Дюркгейм. Элементарные формы религиозной жизни (выдержки)
    6
    :
    «ВВЕДЕНИЕ.
    У социологии иные задачи, нежели у истории или этнографии. Она стремится исследовать отжившие формы цивилизации не только с целью познать и реконструировать их. Как и у всякой позитивной науки ее предмет прежде всего состоит в объяснении реальности современной, близкой к нам и, следовательно, способной повлиять на наши идеи и поступки. Эта реальность
    – человек, главным образом, человек сегодняшнего дня, так как нет для нас ничего более интересного. Стало быть, весьма архаичную религию, о которой пойдет речь, мы исследуем не просто ради чистого удовольствия от рассказа о ее особенностях и странностях. Если мы выбрали ее в качестве объекта исследования, потому, что в нашем представлении она больше, чем любая другая, способна прояснить религиозную природу человека, иначе говоря, раскрыть нам существенный постоянный аспект человеческой природы…
    Самые варварские или диковинные обряды, самые странные мифы выражают какую-то человеческую потребность, какой-то аспект жизни, либо индивидуальной, либо социальной. Причины, которыми обосновывает их сам верующий, возможно, а чаще всего и действительно, ошибочны. Но истинные причины тем не менее существуют, и дело науки – раскрыть их.
    Таким образом, в сущности, нет религий, которые были бы ложными.
    Все они по-своему истинны; все они, хотя и по-разному, соответствует данным условиям человеческого существования. Вероятно, можно расположить их в иерархическом порядке. Одни могут считаться выше других в том смысле, что приводят в действие более высокие мыслительные функции, богаче идеями и чувствами, включают в себя больше понятий и меньше ощущений и образов, отличаются более изощренным характером систематизации. Но как бы сложны и идеалистичны ни были в действительности соответствующие религии, этого недостаточно, чтобы поместить их в особые виды. Все они в равной мере являются религиями, так же как все живые существа равным образом относятся к живым, начиная от низших пластид и кончая человеком…
    Прежде всего, мы можем прийти к пониманию новейших религий, только прослеживая тот исторический путь, которым они постепенно сформировались. В действительности история составляет единственный метод объяснительного анализа, который можно к ним применить. Только она позволяет нам разложить институт на его составные элементы, поскольку она показывает нам их рождающимися во времени друг за другом. С другой стороны, помещая каждый из них в совокупность обстоятельств, в которых он возник, она дает нам в руки единственный возможный метод определения породивших его причин…
    6
    Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. / Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А. Н. Красникова. М.: Канон+, 1998.
    С. 174 – 230.

    8
    Правда, если под происхождением понимать абсолютное первоначало, то постановка вопроса будет совершенно ненаучна, и ее следует решительно отвергнуть. Не существует четкого мгновения, когда начала существовать религия, и речь не идет об обнаружении хитроумного способа, позволяющего мысленно перенестись в него. Как и всякий созданный человеком институт, религия не начинается нигде. Поэтому все умозрительные построения такого рода справедливо дискредитированы; они могут заключаться лишь в субъективных и произвольных конструкциях, не поддающихся никакой проверке. Мы ставим перед собой совсем иную задачу. Мы хотели бы найти средство выявления постоянно действующих причин, от которых зависят наиболее существенные формы религиозного мышления и религиозной практики. А эти причины, по только что изложенным соображениям, наблюдать тем легче, чем менее сложны общества, в которых они наблюдаются. Вот почему мы стремимся приблизиться к истокам…
    Общий вывод этой книги состоит в том, что религия – явление главным образом социальное. Религиозные представления – это коллективные представления, выражающие коллективные реальности; обряды – это способы действия, возникающие только в собравшихся вместе группах и призванные возбуждать, поддерживать или восстанавливать определенные ментальные состояния этих групп…
    ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ЯВЛЕНИЯ И РЕЛИГИЙ.
    Религиозные явления совершенно естественным образом разделяются на две основные категории: верования и обряды. Первые – это состояния сознания, они состоят в представлениях; вторые – это определенные способы действия. Между этими двумя классами фактов существует такое же существенное различие, какое отделяет мышление от движения.
    Обряды могут быть определены и отделены от других человеческих действий, особенно от нравственных, только специфической природой их объекта. В самом деле, – нравственное правило предписывает нам, точно так же, как и обряд, некие способы действия, но обращенные к объектам иного рода. Стало быть, нужно охарактеризовать объект обряда, чтобы иметь возможность охарактеризовать сам обряд. А специфическая природа этого объекта выражена в веровании. Поэтому определить обряд можно только после того, как определено верование.
    Все известные религиозные верования, будь они простые или сложные, содержат одну и ту же общую черту: они предполагают классификацию реальных или идеальных явлений, которые представляют себе люди, на два класса, два противоположных рода, обозначаемых – обычно двумя различными терминами и достаточно хорошо выражаемых словами: светское и священное. Разделение мира на две области, из которых одна включает в себя все, что священно, другая – все, что является светским, – такова отличительная черта религиозного мышления. Верования, мифы, догмы, легенды – это или представления или системы представлений, выражающие природу священных явлений, свойства и способности, которые им приписываются, их историю, их отношения между собой и со светскими явлениями. Но под священными

    9 явлениями не следует понимать только те личные существа, которые называют богами или духами; утес, дерево, родник, камень, кусок дерева, дом, словом, любая вещь может быть священной…
    Когда известное число священных явлений поддерживает между собой отношения координации и субординации, так что они образуют более или менее единую систему, не входящую, однако, ни в какую другую систему того же рода, тогда совокупность соответствующих верований и обрядов составляет определенную религию…
    Собственно религиозные верования всегда являются общими для определенной группы, которая открыто признает свою приверженность им и связанным с ними обрядам. Они не только допускаются всеми членами данной группы в качестве личного дела, но они являются делом группы и создают ее единство. Составляющие ее индивиды чувствует себя связанными между собой уже тем только, что у них общая вера. Общество, члены которого едины потому, что они одинаково представляют себе священный мир и его отношения со светским миром и потому, что они выражают это общее представление в одинаковых действиях, – это то, что называют Церковью…
    Итак, мы приходим к следующему определению: Религия – это единая
    система верований и действий, относящихся к священным, т. е. к
    отделенным, запрещенным, вещам; верований и действий, объединяющих в
    одну нравственную общину, называемую Церковью, всех тех, кто им
    привержен. Второй элемент, присутствующий, таким образом, в нашем определении, не менее важен, чем первый, ибо, показывая, что идея религии неотделима от идеи Церкви, он сразу готовит к пониманию того, что религия должна быть явлением главным образом коллективным».
    М. Вебер. Хозяйственная этика мировых религий (выдержки)
    7
    :
    «Автора интересуют… коренящиеся в психологических и прагматических религиозных связях практические импульсы к действию…
    Не существовало хозяйственной этики, которая была бы только религиозно детерминирована. Совершенно очевидно, что она в значительной мере обладает чисто автономной закономерностью, основанной на определенных географических и исторических особенностях, которые отличают ее от обусловленного религиозными или иными моментами отношения человека к миру. Однако несомненно, что одним из детерминантов хозяйственной этики – именно только одним – является религиозная обусловленность жизненного поведения. Она, в свою очередь, также, конечно, испытывает в данных географических, политических, социальных, национальных условиях большое влияние экономических и политических моментов…
    7
    Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий (попытка сравнительного исследования в области социологии религии) // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. / Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А. Н. Красникова. М.: Канон+, 1998. С. 231 – 261.

    10
    Там, где благодать и средства спасения виртуозной религиозности носили созерцательный или оргиастически-экстатический характер
    8
    , она не вела к практической повседневной деятельности в миру. Не только хозяйство, как и всякая мирская деятельность, представлялось тогда в религиозном отношении незначительным, но и из рассматриваемого как высшее благо поведения невозможно было и косвенным образом извлечь какие-либо психологические мотивы для практической деятельности. Созерцательная и экстатическая религиозность была по самой своей сущности враждебна сфере экономики. Ведь мистическое, оргиастическое, экстатическое переживание является специфически необыденным, уводящим от повседневности и от всякой рациональной целенаправленной деятельности, и именно поэтому мыслится “священным”. В силу этого и в ориентированных таким образом религиях жизненное поведение “мирян” отделяла глубокая пропасть от жизненного уклада сообщества виртуозов…
    Виртуоз религии был по своей природе пастырем душ: духовником и, следовательно, обладал очень большим влиянием. Однако на мирян, “не обладавших религиозным слухом”, он либо не воздействовал вообще, либо воздействовал только посредством церемониальных, ритуальных и конвенциональных моментов его (виртуоза) религиозного жизненного уклада.
    Ведь деятельность в миру всегда оставалась в принципе не имеющей значения и уводила в сторону от религиозной цели. Харизма чистого “мистика” служила только ему, а не другим, подобно харизме мага. Совсем иное положение создавалось там, где религиозные виртуозы объединялись в аскетическую секту, стремящуюся в соответствии с волей Бога преобразовать жизнь в миру.
    Для этого было необходимо следующее: во-первых, высшее благо на пути к спасению не должно быть созерцательным, следовательно, не заключаться в единении с противостоящим миру вечным надмирным бытием… Во-вторых, в религиозности должны быть полностью устранены средства благодати, магические или сакраментальные. Ибо и они относятся к деятельности в миру как к чему-то в лучшем случае лишь относительно значимому и связывают спасение с не повседневно-рациональными действиями. Полностью достигнуто было то и другое – расколдование мира и перемещение пути к спасению из созерцательного “бегства от мира” в активное аскетическое его
    “преобразование” – на Западе только (если отвлечься от нескольких рационалистических сект, имеющихся повсюду) в церквах и сектах аскетического протестантизма…
    Милость Божья и избранность человека подтверждались именно в повседневности... Секты религиозных виртуозов Запада создали ферменты для методической рационализации жизненного поведения, в том числе хозяйственной деятельности, вместо средства для освобождения от бессмысленности мирской жизни, к которому стремились общины предающихся созерцанию, апатии или оргиям верующих в Азии.
    8
    Характер эмоционального восприятия божественного.

    11
    Между этими двумя полюсами существовали самые разнообразные переходы и комбинации. Ибо религии, подобно людям, были не искусственными измышлениями, не чисто логическими или психологическими конструкциями, лишенными внутренних противоречий, а историческими образованиями. В них часто сочетались мотивы, каждый из которых при последовательном осуществлении вступил бы в противоречие с другими… В обращении к Богу раннехристианского монаха или квакера был значительныq оттенок созерцательности… С другой стороны, деятельность была свойственна и буддийскому монаху, только она была лишена всякой связи с мирской рационализацией, будучи ориентирована на освобождение от
    “колеса” перерождений».
    Вопросы к документам:
    1.
    Какие особенности социологического подхода к изучению религии нашли отражение в работах Э. Дюркгейма и М. Вебера?
    2.
    Как Э. Дюркгейм определял понятие «религия» и функции религии в обществе?
    3.
    Каким образом, с точки зрения М. Вебера, мотивационная составляющая религиозной концепции влияет на экономическое развитие общества?
    У. Джеймс. Многообразие религиозного опыта (выдержки)
    9
    :
    «ЛЕКЦИЯ XX. ВЫВОДЫ
    … Если суммировать со всей возможной полнотой существенные черты религиозной жизни, которые мы установили в предшествующем исследовании, то мы получим следующую формулировку входящих в нее верований:
    1.
    Видимый мир является лишь частью иного, духовного мира, в котором он черпает свой главный смысл.
    2.
    Истинной целью нашей жизни является гармония с этим высшим миром.
    3.
    Молитва или внутреннее общение с духом этого горнего мира –
    “Бог” ли это или “закон” – есть реально протекающий процесс, в котором проявляется духовная энергия, и который порождает известные психические и даже материальные последствия в феноменальном мире.
    Кроме того, религия заключает в себе следующие психологические черты:
    4.
    Она придает жизни новую прелесть, которая принимает форму лирического очарования или стремления к суровости и героизму.
    5.
    Она порождает уверенность в спасении, душевный мир и вливает силы в чувство любви…
    Можно ли утверждать, что сочетание религии с другими элементами жизни дает у всех людей одни и те же результаты? Можно ли утверждать, что
    9
    Джеймс У. Многообразие религиозного опыта / Пер. с англ.; под общ. ред. П.С. Гуревича и С.Я. Левит. М.:
    Наука, 1993. С. 378 – 404.

    12 в жизни всех людей заключаются одни и те же религиозные элементы? Иными словами, нормален ли или нет тот факт, что существует так много религиозных типов, сект и вероучений?
    Я решительно даю отрицательный ответ на два первых вопроса. И основанием для такого ответа является убеждение в невозможности того, чтобы существа, находящиеся в столь различных положениях и обладающие столь различными свойствами, как человеческие индивидуальности имели тожественные функции одни и те же обязанности. Нет на свете двух людей, перед которыми бы вставали одни и те же жизненные затруднения, и от которых можно было бы ожидать одинакового разрешения их. Каждый из нас имеет свой индивидуальный угол зрения на тот круг явлений и на те трудности, среди которых он живет, и потому он должен относиться к ним и бороться с ними своим особенным, индивидуальным образом…
    Вы понимаете теперь, почему в этих лекциях я все время держался в области индивидуального, и почему так упорно старался реабилитировать элемент чувства в религии и подчинить ему элементы интеллектуальные.
    Индивидуальность покоится на чувстве тайны… В сравнении с этим миром живых индивидуальных чувств, мир обобщенных объектов, созерцаемый нашим разумом, представляется нереальным и безжизненным…
    Согласимся же с тем, что религия, занимаясь судьбами личности, и приходя таким образом в соприкосновение с единственной доступной нам абсолютной реальностью, призвана неизбежно и на веки играть роль в истории человечества…
    Мысль и чувство одинаково определяют поведение человека в жизни; один и тот же поступок может быть вызван то тем, то другим импульсом. Если мы окинем взором все поле человеческого религиозного опыта, мы найдем в нем огромное многообразие руководящих мыслей; но чувства и общее поведение почти во всех случаях одинаковы: стоики, христиане и буддистские святые по существу ничем не отличаются друг от друга в своей практической жизни. Теории, создаваемые религией и столь различные между собой, являются элементом производным и второстепенным; если вы хотите уловить ее сущность, вы должны всматриваться в чувства, в общее жизненное поведение, как в элементы более постоянные. Основной круговорот религиозной жизни происходит между этими двумя элементами, тогда как идеи, символы и прочие религиозные установления образуют излучения, которые развиваются и совершенствуются и могут быть даже объединены в одно гармоническое целое, но которые не могут быть признаны органами, обладающими необходимыми для религиозной жизни функциями. Это первый вывод, который мы в праве сделать из рассмотренных нами явлений.
    Следующий предстоящий нам шаг – это определение религиозных чувств. К какому психологическому роду чувств следует отнести их?
    Они вызывают в человеке то, что Кант называет “стенической” аффекцией, – радостное, экспансивное, “динамогеническое” возбуждение, которое, как тоническое средство, освежает наши жизненные силы. Почти во всех лекциях, особенно же – в лекциях об обращении и святости, мы видели,

    13 как эти чувства побеждали меланхолию, давали переживающему их лицу душевное равновесие и помогали ему найти в жизни новую прелесть, смысл и очарование. Термин “состояние веры” (faith-state), которым проф. Леуба назвал эти чувства, очень удачен…
    Состояние веры может почти не заключать в себе интеллектуального содержания. Мы видели такие примеры в тех внезапных ощущениях божьего присутствия, которые описывает доктор Бэки. Это состояние может включать в себе лишь примитивные, смутные, полудуховные, полуорганические возбуждения, повышающие темп жизни и порождает уверенность, что “вокруг тебя существуют великие и чудесные вещи”.
    Когда же с состоянием веры ассоциируется какое-нибудь интеллектуальное содержание, то последнее глубоко просачивается в него, и этим объясняется страстная педантичность отношения всех религиозных людей к малейшим мелочам их религиозных убеждений…
    Поэтому, в чисто субъективном своем значении, религия неуязвима для нападения критиков. Она не может быть простым анахронизмом и пережитком иной культурной эпохи, так как выполняет постоянную жизненную функцию независимо от того, имеет ли она интеллектуальное содержание или нет, и если она его имеет, то в данном случае безразлично – истинно оно или ложно.
    Боги и вероучения различных религий, конечно, противоречат друг другу, но существует однообразное явление, общее всем религиям: это
    душевное освобождение. Оно складывается из двух частей:
    1.
    Душевное страдание.
    2.
    Освобождение от него.
    1.
    Страдание, сведенное к простейшей своей форме, состоит в чувстве, что со мной, каков я есмь теперь, происходит что-то дурное.
    2.
    Освобождение состоит в чувстве, что я спасен от зла благодаря приобщению к высшим силам…
    Личность, страдающая от своего несовершенства и сознающая его, до известной степени преодолела уже это несовершенство в своем сознании и находится уже в возможном общении с чем-то высшим, (если существует нечто высшее). В человеке, наряду с дурной его стороной, есть лучшие, хотя бы в виде беспомощного зародыша. Нет возможности установить, с какой из этих сторон отожествляет свое истинное “я” человек в первой стадии этого процесса; но когда наступает вторая стадия (стадия освобождения или спасения), то человек определенно отожествляет свое истинное “я” с упомянутым зародышем лучшего существа в себе. Вот как это происходит:
    Человек начинает сознавать, что эта высшая часть его существа
    родственна чему-то проявляющемуся во внешнем мире, общему ей по
    качеству, но бесконечно превосходящему ее; в то же время он постигает,
    что может приобщиться к этому “нечто” и спастись, если его низшее “я”
    будет окончательно им подавлено
    Достаточно добавить к последнему специфические подробности, присущие конкретному вероучению и личному темпераменту, – и мы получим воспроизведение религиозного опыта в его индивидуальной форме.

    14
    Многие элементы того подсознательного фона, на котором рельефно выступает наше сознательное “я”… составляют смутные воспоминания, нелепые ассоциации, робкие, неуверенные предчувствия, различные несвязанные между собою, “разъединенные” (“dyssolute”) явления, как называет их Майерс. Но здесь же находятся корни многих гениальных творений и проявлений человеческого духа; при изучении обращения, мистического опыта и молитвенных состояний мы видели, какую поразительную роль в религиозной жизни играют вторжения сублиминального
    10
    в пределы первого плана сознания.
    На этом основании я считаю возможным высказать, как гипотезу, предположение, что, чем бы ни было в потустороннем то “нечто”, общение с которым мы переживаем в религиозном опыте, – по эту сторону оно является подсознательным продолжением нашей сознательной жизни. Исходя, таким образом, от признанного психологией факта, как от основания, мы не порываем нити, связующей нас с “наукой”, – нити, которую обыкновенно выпускает из рук теология. Наряду с этим, однако, оправдывается утверждение теологии, что религиозный человек вдохновляем и руководим внешней силой, так как одним из свойств подсознательной жизни, вторгающейся в область сознательного, является ее способность казаться чем- то объективным и внушать человеку представление о себе, как о внешней силе.
    В религиозной жизни эта сила кажется “высшей”, и так как (согласно нашей гипотезе), вторгающиеся силы суть главным образом высшие свойства тайников нашего духа, то чувство общения с потусторонней силой содержанием своим имеет не нечто кажущееся, но действительно существующее.
    Я думаю, что такой подход к человеческой душе является наиболее целесообразным для науки о религиях, так как предоставляет возможность согласовать различные точки зрения.
    Теперь я намерен предложить вашему вниманию гипотезу о сущности более обширного “я”; это будет, конечно, лишь моим личным “сверх- верованием”…
    Последние пределы нашего существа пребывают, как мне кажется, в совершенно иной области бытия, чем чувственный и "постигаемый" мир.
    Эту область можно назвать мистической или сверхъестественной. В большинстве своем наши духовные стремления, по-видимому, зарождаются именно в этой области; иначе они не могли бы овладевать нами таким образом, что мы не в состоянии объяснить себе их появления. Поэтому следует признать, что мы принадлежим к этой области в гораздо большей степени и в гораздо более интимном смысле, чем к видимому миру, потому что мы больше и интимнее всего живем в том мире, где живут и родятся наши духовные стремления и идеалы…»
    10
    Сублиминальный – не фиксируемый сознанием.

    15
    Вопросы к документу:
    1.
    Какие особенности психологического подхода к изучению религии нашли отражение в работе У. Джеймса?
    2.
    Какие общие для всех верующих чувства и состояния выделяет У. Джеймс?
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта