Практикум по психологии предназначен для проведения практических и семинарских занятий по дисциплинам Психология, Основы профессиональной психологии
Скачать 1.63 Mb.
|
А. Когда между людьми имеет место конфликт на почве идей, я отдаю предпочтение той стороне, которая:
Б. Когда я начинаю работать над проектом в составе группы, самое важное для меня:
В. Вообще говоря, я усваиваю новые идеи лучше всего, когда могу:
Г. Для меня графики, схемы, чертежи в книгах или статьях обычно:
Д. Если бы мне предложили провести какое-то исследование, я, вероятно, начал бы с...
Е. Если бы мне пришлось собирать от членов какой-то организации информацию, касающуюся ее насущных проблем, я предпочел бы:
Ж. Вероятно, я буду считать что-то правильным, истинным, если это «что-то»:
З. Когда я на досуге читаю журнальную статью, она будет скорее всего:
И. Когда я читаю отчет о работе, я обращаю внимание на...
К. Когда передо мной поставлена задача, первое, что я хочу узнать – это:
Л. Обычно я узнаю максимум о том, как следует делать что-то новое, благодаря тому что:
М. Если бы мне пришлось проходить испытания или сдавать экзамен, я предпочел бы:
Н. Люди, особые качества которых я уважаю больше всего, это, – вероятно,...
О. Вообще говоря, я нахожу теорию полезной, если она...
П. Когда я читаю книгу (статью), выходящую за рамки моей непосредственной деятельности, я делаю это главным образом из-за...
Р. Когда я читаю статью по дискуссионному вопросу, то предпочитаю, чтобы в ней:
С. Когда я впервые подхожу к какой-то технической проблеме, я скорее всего буду:
Т. Вообще говоря, я более всего склонен к тому, чтобы:
А теперь, пожалуйста, перенесите ваши ответы в соответствующие квадратики на бланке-дешифраторе и суммируйте баллы сначала по строкам, а затем – по столбцам, следуя указаниям на этом бланке. Перепишите ваши оценки в пять пустых квадратов, расположенных ниже. Бланк-дешифратор А Ж Н Теперь необходимо оценить полученные результаты и дать им содержательную интерпретацию. Но прежде – проверьте качество своей работы. Пять ваших оценок, записанных в обозначенных буквами квадратах (С, И, П, А, Р) нижней части бланка-дешифратора, в сумме должны составить 270 баллов. В ином случае – вам придется проверить свою «бухгалтерию»: сначала - по вертикали, а затем, в случае необходимости, и по горизонтали. Если и это не поможет найти ошибку, остается одно – проверить правильность ваших ответов (в смысле соблюдения инструкции) на каждый пункт опросника. Так или иначе, нужно добиться выполнения условия «С + И + П + А + Р = 270». Как вы уже, наверное, догадались, буквы есть не что иное, как начальные буквы названий стилей мышления: С – синтетический стиль; И – идеалистический стиль; П – прагматический стиль; А – аналитический стиль; Р – реалистический стиль. Синтетический стиль мышления проявляется в том, чтобы создавать что-то новое, оригинальное, комбинировать несходные, часто противоположные идеи, взгляды, осуществлять мысленные эксперименты. Девиз Синтезатора – «Что если...». Синтезаторы стремятся создать по возможности более широкую, обобщенную концепцию, позволяющую объединить разные подходы, «снять» противоречия, примирить противоположные позиции. Это теоретизированный стиль мышления, такие люди любят формулировать теории и свои выводы строят на основе теорий, любят замечать противоречия в чужих рассуждениях и обращать на это внимание окружающих людей, любят заострить противоречие и попытаться найти принципиально новое решение, интегрирующее противоположные взгляды, они склонны видеть мир постоянно меняющимся и любят перемены, часто ради самих перемен. Идеалистический стиль мышления проявляется в склонности к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем. Особенность Идеалиста – повышенный интерес к целям, потребностям, человеческим ценностям, нравственным проблемам; они учитывают в своих решениях субъективные и социальные факторы, стремятся сглаживать противоречия и акцентировать сходство в различных позициях, легко, без внутреннего сопротивления воспринимают разнообразные идеи и предложения, успешно решают такие проблемы, где важными факторами являются эмоции, чувства, оценки и прочие субъективные моменты, порой утопически стремясь всех и все примирить, объединить. «Куда мы идем и почему?» – классический вопрос Идеалистов. Прагматическийстиль мышления опирается на непосредственный личный опыт, на использование тех материалов и информации, которые легко доступны, стремясь как можно быстрее получить конкретный результат (пусть и ограниченный), практический выигрыш. Девиз Прагматиков: «Что-нибудь да сработает», «Годится все, что работает». Поведение Прагматиков может казаться поверхностным, беспорядочным, но они придерживаются установки: события в этом мире происходят несогласованно, и все зависит от случайных обстоятельств, поэтому в непредсказуемом мире надо просто пробовать: «Сегодня сделаем так, а там посмотрим...» Прагматики хорошо чувствуют конъюнктуру, спрос и предложение, успешно определяют тактику поведения, используя в свою пользу сложившиеся обстоятельства, проявляя гибкость и адаптивность. Аналитический стиль мышления ориентирован на систематическое и всестороннее рассмотрение вопроса или проблемы в тех аспектах, которые задаются объективными критериями, склонен к логической, методичной, тщательной (с акцентом на детали) манере решения проблем. Прежде чем принять решение, аналитики разрабатывают подробный план и стараются собрать как можно больше информации, объективных фактов, используя и глубокие теории. Они воспринимают мир логичным, рациональным, упорядоченным и предсказуемым, поэтому склонны искать формулу, метод или систему, способную дать решение той или иной проблемы и поддающуюся рациональному обоснованию. Реалистический стиль мышления ориентирован только на признание фактов, и «реальным» является только то, что можно непосредственно почувствовать, лично увидеть или услышать, прикоснуться и т. п. Реалистическое мышление характеризуется конкретностью и установкой на исправление, коррекцию ситуаций в целях достижения определенного результата. Проблема для Реалистов возникает всякий раз, когда они видят, что нечто является неправильным и хотят это нечто исправить. Таким образом, можно отметить, что индивидуальный стиль мышления влияет на способы решения проблем, на способы поведения, на личностные особенности человека. Если вы набрали от 60 до 65 баллов в качестве оценки любого стиля мышления, это означает, что вы отдаете умеренное предпочтение этому стилю (или стилям). Иначе говоря, при прочих равных условиях вы будете предрасположены использовать этот стиль (или стили) больше (или чаще) других. Если вы набрали от 66 до 71 баллов, значит, вы оказываете сильное предпочтение такому стилю (или стилям) мышления. Вероятно, вы пользуетесь данным стилем систематически, последовательно и в большинстве ситуаций. Если же ваша оценка по какому-то стилю составила 72 балла и больше, тогда у вас очень сильное предпочтение этого стиля мышления. Фактически вы ему преданы. Теперь, если вы получите одну или несколько высоких оценок по каким-то стилям мышления, у вас непременно окажется одна или даже несколько низких оценок по другим стилям. Тогда, если ваша оценка по какому-либо стилю находится в пределах от 43 до 48 баллов, для вас характерно умеренное пренебрежение этим стилем мышления. То есть при прочих равных условиях, вы, по возможности, будете избегать его при решении значимых для вас проблем. Если вы набрали от 37 до 42 баллов – у вас, скорее всего, стойкое игнорирование такого стиля мышления. Наконец, если ваша оценка равна 36 баллам или меньше, этот стиль вам абсолютно чужд, вы, вероятно, не пользуетесь им практически нигде и никогда, даже если он является лучшим подходом к проблеме при данных обстоятельствах. 3. 3. ВООБРАЖЕНИЕ ПЛАН
ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ
ЛИТЕРАТУРА 1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская.– М., 2002. 2. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 3. Загальна психологія : підручник / О. В. Скрипченко, Л. В. Долинська, З. В. Огороднійчук та ін.– К.,2005. 4. Немов Р. С. Психология. В 3 кн / Р.С. Немов.– Кн. 1. – М.,1994. 5. Столяренко Л. Д. Психология : учебник для вузов / Л. Д. Столяренко.– СПб, 2006. 6. Трофимов Ю.Л. Техническое творчество в САПР (психологические аспекты) / Ю. Л. Трофимов.– К, 1989. ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ПО ТЕМЕ Агглютинация – создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов и представлений. Антиципация – способность личности в той или иной форме предвидеть развитие событий, явлений, результатов действий. Воображение – психический познавательный процесс создания образов, предметов, ситуаций, обстоятельств путем установления новых связей между известными образами и знаниями. Воображение активное – воображение, при котором образы создаются при участии воли. При этом созданные образы подталкивают человека к деятельности. Воображение пассивное – воображение, в процессе которого создаются образы, не воплощаемые в жизнь, определяются нереализуемые программы поведения. Воображение репродуктивное – воображение, в процессе которого создаются образы по словесному описанию. Воображение творческое – воображение, в процессе которого происходит самостоятельное создание новых образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Гиперболизация – прием создания образов воображения, для которого характерны увеличение предмета или его частей. Заострение– прием воображения, для которого характерно акцентирование какой-либо части образа или определенного его качества. Креативность – способность к преобразовывающей деятельности, творчеству, к проектированию новых оригинальных образов, идей, решений. Мечта – особая форма творческого воображения, с помощью. которого человек создает образы желаемого будущего. Схематизация – прием сглаживания различий предметов и выявление черт сходства между ними. Творчество – деятельность человека или коллектива людей по созданию новых оригинальных общественно значимых ценностей. Типизация – прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся, существенных признаков и воплощения их в новом образе. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ Задание 1. Какие из перечисленных психологических явлений можно отнести к продуктам пассивного, а какие – к продуктам активного воображения? Мечта; образы сновидений; образы, направленные на тот или иной способ разрешения ситуации; образы, исходящие от самого субъекта как участника разворачивающихся событий; образы, направленные на решение творческой задачи; образы, не связанные с волей. Задание 2. Вставьте соответствующий вид воображения в следующие определения:
Задание 3. Определите, какие виды воображения проявляются в следующих ситуациях: 1) Учитель представляет, как отреагируют ученики на его рассказ. 2) Глядя на облака в небе, человек видит в них очертания знакомых объектов. 3) Мальчик мечтает стать известным политиком. 4) Инженер, рассматривая чертеж, представляет, как может выглядеть данная машина в реальности. 5) Детям дали задание подготовиться к конкурсу на самый оригинальный сюжет для новогоднего вечера. 6) Ученик, читая в книге описания природы, живо представил себе картину морского побережья. 7) Мать, разговаривая с дочерью по телефону, представляет себе, как та выглядит в данный момент. 8) Писатель в своем фантастическом рассказе придумал человека с паучьими лапами. 9) Учитель географии дает задание ученикам: по какой-либо точке, показанной на карте, описать флору, фауну, рельеф, вид городов и жилищ данной местности. Задание 4. Вставьте вместо многоточий название приема воображения в следующие определения:
Задание 5. Выберите правильный вариант из предложенных ответов. 1. Вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего, называется: а) грезами; б) фантазией; в) мечтой; г) сновидением.
б) гиперболизации; в) схематизации; г) агглютинации.
а) агглютинация; б) типизация; в) гиперболизация; г) схематизация. Задание 6. Определите, какие приемы (агглютинация, гиперболизация, заострение, типизация) использованы для создания образов творческого воображения. По каким признакам это можно установить? А) в мифах и легендах описываются различные фантастические существа: кентавры (с головой человека и телом коня), сфинксы (существа с головой человека и телом льва), драконы и др.; Б) рассматривая вопрос о создании литературных образов, А.М. Горький говорил: «Они создаются, конечно, не портретно, не берут определенного какого-то человека, а берут тридцать-пятьдесят одной линии, одного ряда, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и др.» Он советовал молодым писателям: «Если вы описываете лавочника, то надо делать так, чтобы в одном лавочнике было описано 30 лавочников, а в одном попе – 30 попов, чтобы, если эту вещь читают в Херсоне, видели херсонского попа, а читают в Арзамасе – арзамасского попа…»; В) конструирование аэросаней, танка-амфибии, дирижабля, экскаватора, троллейбуса и других механизмов. Задание 7. Оцените свое творческое воображение с помощью следующих методик. А) Изучение вербальных компонентов творческого мышления Для оценки творческого воображения можно использовать следующую методику. За 5 минут нужно составить как можно больше осмысленных фраз, в каждую из которых должны входить три слова: свет, воздух, земля. Каждая фраза оценивается по пятибалльной системе: 5 – остроумная, оригинальная комбинация; 4 – правильное, логичное сочетание слов; 3 – пожалуй, и так можно; 2 – два слова связаны верно, а третье нелогично; 1 – бессмысленное сочетание слов. После подсчета суммы баллов по всем фразам рассчитывается коэффициент творческого воображения, который равен сумме баллов, деленных на число фраз, написанных за 5 минут. Б) Изучение индивидуальных особенностей невербальных компонентов творческого воображения (Тест «Круги») Нарисуйте 20 кругов (диаметр каждого – 3 см). Затем нарисуйте как можно больше предметов или явлений, используя круги как основу. Рисовать можно как вне, так и внутри круга, использовать один, два и более кругов для одного рисунка. Под каждым кругом подпишите, что нарисовано. Рисуйте слева направо. На выполнение задания дается 5 мин. Не забывайте, что результаты вашей работы будут оцениваться по степени оригинальности рисунков. Обработка результатов. Для обработки результатов теста используются три показателя: скорость, гибкость и оригинальность творческого воображения. Для определения скорости подсчитывается общее количество рисунков. Для определения гибкости рисунки группируются следующим образом: а) рисунки, изображающие природу, те предметы, вещи, явления, которые существуют без вмешательства человека ("Природа"); б) предметы, которые человек изготавливает и использует в хозяйстве, то есть предметы быта, домоводства ("Быт"); в) предметы, используемые в научно-технической деятельности ("Наука и техника"); г) предметы, используемые в спортивных занятиях ("Спорт"); д) предметы, не имеющие практической ценности, используются для украшения (сюда же относятся рисунки, которые невозможно идентифицировать). Все рисунки испытуемого распределяются по указанным группам, затем подсчитывается количество переходов между группами. Это и является показателем гибкости образного мышления и воображения. Анализ рисунков по тематике дает представление о насыщенности памяти образами и понятиями из тех или иных областей, а также о степени легкости актуализации различных образов. За оригинальные можно принять только те рисунки, которые встречаются в группе 1 – 2 раза. Оригинальные рисунки можно разделить на 3 группы: а) воплощающие образы редко встречающихся и редко вспоминающихся предметов и явлений (морской еж, извержение вулкана, щит римского воина, следы снежного человека); б) несуществующие предметы и явления (жилой дом на другой планете); в) редко актуализирующиеся вне познавательной деятельности понятия, образы, зрительные представления (ядра атомов, микроб под микроскопом). Качественный анализ позволяет дифференцировать все оригинальные рисунки на несколько групп: 1) по степени самостоятельности:
2) по степени обобщенности:
3) по степени эмоциональности:
Интерпретация результатов. Конкретные рисунки говорят в основном о богатстве образов памяти, сформированности умения быстро актуализировать в кратковременной памяти образы редко встречающихся предметов или явлений. Обобщающие рисунки являются результатом оперирования более сложными образами, синтезирующими данные чувственного и абстрактного отражения действительности. Конструктивные (творческие) рисунки являются результатом работы фантазии, воображения. Именно эти рисунки можно считать проявлением оригинальности как качества мыслительной деятельности, творческой активности в процессе выполнения задания. На основе качественной интерпретации рисунков сделать вывод об уровне развития и характере творческого воображения. Задание 8. Проанализируйте влияние рекламы на познавательные психические процессы потребителя. Ориентируйтесь на такую схему анализа: А) Выберите какую-нибудь телевизионную или печатную рекламу, опишите ее. Б) Дайте ответ на следующие вопросы:
3.4. РЕЧЬ ПЛАН
ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ
ЛИТЕРАТУРА 1. Асмолов А. Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. – М, 1990. 2. Выготский Л.С. Психология / Л. С. Выготский. – М: ЭКСМО-Пресс, 2000. 3. Лурия А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия.– М, 1979. 4. Максименко С. Д. Общая психология / С. Д. Максименко.– М, 1999. 5. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. / Р. С. Немов. – Кн. 1. – М,1994. ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ПО ТЕМЕ Афазия– нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры головного мозга. Внутренняя речь – особый вид беззвучной речевой деятельности человека, характеризующийся предельной свернутостью грамматической структуры и содержания. Диалогическая речь – вид речи, при которой в равной степени активны все ее участники. Знаковая система – набор знаков, объединенных общими правилами их взаимосвязи и практического использования. Монологическая речь – высказывание одного человека, объединенное одной сложной мыслью. Семантика – значение единиц языка (слова, предложения, текста). Речь – процесс использования человеком языка с целью общения. Эгоцентрическая речь – речевая деятельность, сопровождающая игру ребенка-дошкольника и обращенная к самому себе. Представляет собой промежуточное звено в переходе от внешней речи к внутренней. Язык – система словесных знаков, опосредствующих психическую деятельность, а также средство общения, реализуемое в речи. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ Задание 1. Какие из приведенных высказываний характеризуют речь, а какие – язык? Ответ аргументируйте.
Задание 2. Выберите из приведенного списка особенности следующих видов речи: диалогической, монологической, письменной и внутренней.
КОНТРОЛЬНОЕ ТЕСТИОВАНИЕ ЗНАНИЙ
а) отсроченное воспроизведение; б) обратная форма забывания; в) условие продуктивного запоминания; г) временная причина трудностей воспроизведения. 2. Мнемоника – это: а) группировка материала; б) фиксация отражения действительности на уровне рецепторов; в) текущая работа с образами; г) приемы управления памятью. 3. Один из видов памяти, одномоментное установление устойчивой, специфической связи человека или животного с конкретным объектом внешней среды – это: а) инсайт; б) импринтинг; в) эмпатия; г) рефлексия. 4. Трехлетний мальчик составил кубики разного цвета в ряд и двигает «поезд» по комнате, сопровождая свои действия звуками «ду-ду». Какие виды мышления проявляются в этой игре малыша: а) наглядно-образное и словесно-логическое; б) наглядно-действенное и словесно-логическое; в) наглядно-действенное и наглядно-образное.
7. К какому виду памяти относится вопрос: «Какие были последние слова предыдущего предложения?»: а) мгновенная; б) кратковременная; в) оперативная; г) долговременная. 8. Механическая память – это: а) недолговременное сохранение материала после его восприятия; б) повторение без установления ассоциативных и смысловых связей; в) запоминание и отражение оперативной информации; г) бессознательная память. 9. К какому виду памяти относится вопрос: «Что вы ели на обед в минувшее воскресенье?»: а) мгновенная; б) кратковременная; в) оперативная; г) долговременная. 10. Сенсорная память – подсистема памяти, обеспечивающая:
11. Эффект Зейгарник – явление, характеризующее влияние на процессы памяти:
12. В понимании интеллекта современной наукой основной упор делается на том, что он:
13. Воображение – это форма психического отражения: а) устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами; б) предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств; в) отдельных свойств предметов и явлений; г) состоящая в создании образов на основе ранее сформированных представлений; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 14. Какой прием воображения использован для создания образов русалки, сфинкса, кентавра: а) агглютинация; б) гиперболизация; в) конкретизация; г) заострение; д) типизация. 15. Вид беззвучной речевой деятельности человека, характеризующийся предельной свернутостью структуры и содержания и являющийся основным инструментом мышления, называется: а) монологической речью; б) письменной речью; в) эгоцентрической речью; г) все ответы неверны. |