Главная страница

Речевые практики_сборник (2). Практикум по русскому языку и культуре речи учебнопрактическое пособие


Скачать 1.87 Mb.
НазваниеПрактикум по русскому языку и культуре речи учебнопрактическое пособие
Дата09.10.2022
Размер1.87 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаРечевые практики_сборник (2).pdf
ТипПрактикум
#722580
страница11 из 15
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

лексика широкое использование всех пластов лексики, например А библиотека какая Кстати, на многих книгах был экслибрис «Вацлав Боровский – видно, всю его библиотеку тюрьме отдали, когда его в Лозанне пришили. Замочили беднягу на глушняк (И. Губерман); А вы не ждите, – бесцветным голосом советует Юрий Михайлович. – Он не вернется. Кто муже вчера вечером приказом по министерству культуры он освобожден от обязанностей главного режиссера (Л. Филатов);
– использование всех средств выразительности русского языка (метафора, аллегория, инверсия и т. д

морфология глаголы совершенного вида
– глаголы прошедшего времени в связи с повествовательной манерой изложения
– изложение в разных видо-временных планах, например Женя вскочила. Она присела на кровати, тараща глаза. Это не вор. Их много, и они топочут и говорят громко, как днем (Б. Пастернак
– конкретные существительные, например дом, ребенок, береза и т. п
– абстрактные существительные приобретают конкретно-образное значение благодаря метафоризации, например Расплескал злобу в драке с Петром (М. Шолохов);
– краткие прилагательные обычно обозначают состояние или признак в определенный момент, например На этот раз он был молчалив, рассеян и мягок (И. Тургенев.);

синтаксис различные типы предложений
– прямая, косвенная речь, диалог
– поэтический синтаксис. Устаревшие слова
– слова, ранее употреблявшиеся неограниченно, как правило, во всех сферах речи, а сейчас известные преимущественно благодаря языку художественной литературы или встречающиеся в специальной литературе. Причины устаревания слов могут быть внеязыковыми, например, устаревает или утрачивается объект, обозначаемый словом. Слова, называющие такие объекты, являются историзмами, например гривна денежная единица Киевской Руси, вира (кровавая месть денежный штраф за убитого, пороховница (сумка, сосуд для хранения пороха. Языковые причины (развитие синонимии, омонимии, расширение или сужение значения и т. п) обусловливают появление архаизмов
– слов, называющих существующие в настоящее время объекты, на старинный лад, например десница – правая рука, уста – губы, персты – пальцы. Устаревшие слова относятся к пассивному (редко используемому) языковому запасу, однако могут вернуться в активный словарный запас, например, в е гг. XX ввернулись слова губернатор, господин, лицей, дума и т. п.

125 Задание 114. Выразительно прочитайте фрагменты из произведений отечественных писателей. Какие языковые черты художественного стиля реализуются в данных текстах И за эти десять минут, что она шлак дому, она осознала, что семнадцать лет ее счастливого замужества закончились, что ей ничего не принадлежит, ни Роберт Викторовича когда и кому он принадлежал – ни Таня, которая вся насквозь другая, отцова ли, дедова, ноне ее робкой породы, ни дом, вздохи и кряхтенья которого она чувствовала ночами так, как старики ощущают свое отчуждающееся с годами тело Как это справедливо, что рядом с ним будет эта молодая красотка, нежная и тонкая, и равная ему по всей исключительности и незаурядности, и как мудро устроила жизнь, что привела ему под старость такое чудо, которое заставило его снова обернуться к тому, что в нем есть самое главное, к его художеству, – думала
Сонечка. Совершенно опустошенная, легкая, с прозрачным звоном в ушах вошла она к себе, подошла к книжному шкафу, сняла наугад с полки книгу и легла, раскрыв ее посередине. Это была «Барышня-крестьянка». Лиза как раз вышла к обеду, набеленная по уши, насурмленная пуще самой мисс
Жаксон. Алексей Берестов играл роль рассеянного и задумчивого, и от этих страниц засветило на Соню тихим счастьем совершенного слова и воплощенного благородства. Л. Улицкая «Сонечка»)
2 Стой поры редко видели его в хуторе, не бывал они на майдане. Жил в своем курене, на отшибе у Дона, бирюком. Гутарили про него на хуторе чудное. Ребятишки, пасшие за прогоном телят, рассказывали, будто видели они, как Прокофий вечерами, когда вянут зори, на руках носил жену до Татарского ажник кургана. Сажал ее там на макушке кургана, спиной к источенному столетиями ноздреватому камню, садился с ней рядом, итак подолгу глядели они в степь. Глядели до тех пор, пока истухала заря, а потом Прокофий кутал жену в зипун и на руках относил домой. Хутор терялся в догадках, подыскивая объяснения таким диковинным поступкам, бабам за разговорами поискаться некогда было. Разно гутарили о жене Прокофия одни утверждали, что красоты она досель невиданной, другие –

126 наоборот. Решилось все после того, как самая отчаянная из баб, жалмерка Мавра, сбегала к Прокофию будто бы за свежей накваской. Прокофий полез за накваской в погреба за это время Мавра и разглядела, что турчанка попалась Прокофию последняя из никудышных М. Шолохов Тихий Дон)
3 Голландским документалистам наврали, что в Москве плюс три, и они приехали с босыми головами. Дай хоть что-нибудь прикрыться, – просили Виллем и Роб. Ноу меня нашлась на двоих лишь одна детская шапка из зайца, который, боюсь, при жизни был котом. Они с завистью смотрели на теплое ложно-тибетское сооружение на моей голове овца под лису, с хвостом метровой длины. Мороз был – восемнадцать градусов и, как ему и положено, крепчал. Отбиваясь локтями от торговцев матрешками, голландцы купили себе ушанки из синтетического барана. У них было три съемочных дня, сюжет – Красная площадь естественно, их интересовала не архитектура, а символ, иначе какой же это фильм. Им вообще нужны были площади мира, темечки городов, солнечные сплетения, акупунктурные точки водном таком месте не происходило ну ровным счетом ничего, кроме кормления голубей, в другом – в Латинской Америке, я полагаю человек наблюдал из своего окна семь государственных переворотов за десять лет. Моя задача была ходить взад вперед, приставать к людям с разговорами и смотреть, что будет. Мне досталось воскресенье минус двадцать два, с кинжальным ветром, с бесполезными прекрасным солнцем на свежеотстроенных Воскресенских воротах вспыхивали золотые орлы-новоделы и прожигали глаза сквозь линзы слез. Мы стояли на краю Манежной площади. Ну, начнем – сказал Роб. – Ты идешь от этого угла к тому. Останавливаешься и ЕСТЕСТВЕННЫМ голосом говоришь Красная площадь также значит красивая. Это и впрямь красивая площадь. Но что таится под этими камнями. Пошла Я пошла. Нет, нет Не верю Снова Ты идешь неестественно, это заметно по спине Я пошла естественно. Опять не так – кричал Роб. – Еще раз Да, как же, пойдешь тут естественно, – в злобе думала я, косясь на просторы Диснейленда, раскинувшегося под морозным солнцем на зура- бовскую Анапу с медведями, на женские ноги коня, оседланного маршалом Жуковым, на свеженькую Иверскую часовню, похожую на пятигорский киоск над лечебным источником. Не Москва, а Минводы, толкучка, вселенская барахолка, а что там таится под Красной площадью и окрестностями черт его знает. Тоже какие-нибудь торговые залы, лабиринты, бутики, запчасти к Ильичу Эй – крикнул Роб. – Что это там На площади Революции, на крыльце музея Ленина развевались красные знамена, и мы радостно бросились к восставшим массам. Т. Толстая Ряженые)
4 Как некий, добивающийся форстмейстерского звания шваб Андреас
Гольце, ненароком к возлюбленной своей, девице изрядного поведения, во- шед и оную увидев за обеденным столом сидящую и свой аппетит внутрен- ностию жареной бекасины в то время удовлетворяющую, так приветствовал О, Амалия Если бы я был бекасиною, то, уповаю, всю тарелку вашу своими внутренностями через край переполнил бы На что случившийся притом
Амалиин родитель, главный лесничий магдебургских лесов, Карл-Фридрих
Венцельроде, внезапно с места вскочив, учал того Гольце медным шомполом по темени барабанить и, изрядно оное размягчив, напоследок высказал Тысячу зарядов тебе в поясницу, негодный молодой человек Я полагал доселе, что тыс честными намерениями к дочери моей прибегаешь
(Козьма Прутков Выдержки из записок моего деда) Задание 115. Определите, элементы каких стилей отражены в романе И. Ильфа и Е. Петрова Двенадцать стульев. Обоснуйте свое мнение.
На трибуну поднялся президиум губисполкома. Принц Датский, заикаясь, обменивался фразами с собратом по перу. Ждали приезда московских кинохроникеров.
– Товарищи – сказал Гаврилин. – Торжественный митинг по случаю открытия старгородского трамвая позвольте считать открытым. Медные трубы задвигались, вздохнули и три раза подряд сыграли Интернационал.
– Слово для доклада предоставляется товарищу Гаврилину! – крикнул Гаврилин. Принц Датский – Маховики московский гость, не сговариваясь, записали в свои записные книжки

128 Торжественный митинг открылся докладом председателя Старком- хоза т. Гаврилина. Толпа обратилась вслух. Оба корреспондента были людьми совершенно различными. Московский гость был холост и юн. Принц-Маховик, обремененный большой семьей, давно перевалил за четвертый десяток. Один всегда жил в Москве, другой никогда в Москве не был. Москвич любил пиво, Маховик-Датский, кроме водки, ничего в рот не брал. Но, несмотря на эту разницу в характерах, возрасте, привычках и воспитании, впечатления у обоих журналистов отливались в одни и те же затертые, подержанные, вывалянные в пыли фразы. Карандаши их зачиркали, ив книжках появилась новая запись. Вдень праздника улицы Старгорода стали как будто шире
Гаврилин начал свою речь хорошо и просто
– Трамвай построить, – сказал он, – это не ешака купить. В толпе внезапно послышался громкий смех Остапа Бендера. Он оценил эту фразу. Ободренный приемом, Гаврилин, сам не понимая почему, вдруг заговорило международном положении. Он несколько раз пытался пустить свой доклад по трамвайным рельсам, нос ужасом замечал, что не может этого сделать. Слова сами по себе, против воли оратора, получались какие-то международные. После Чемберлена, которому Гаврилин уделил полчаса, на международную арену вышел американский сенатор Бора. Толпа обмякла. Корреспонденты враз записали В образных выражениях оратор обрисовал международное положение нашего Союза Распалившийся Гаврилин нехорошо отозвался о румынских боярах и перешел на Муссолини. И только к концу речи он поборол свою вторую международную натуру и заговорил хорошими деловыми словами
– И я так думаю, товарищи, что этот трамвай, который сейчас выйдет из депо, благодаря кого он выпущен Конечно, товарищи, благодаря вот вам, благодаря всех рабочих, которые действительно поработали не за страха, товарищи, за совесть. А еще, товарищи, благодаря честного советского специалиста, главного инженера Треухова. Ему тоже спасибо. Стали искать Треухова, ноне нашли. Представитель Маслоцентра, которого давно уже жгло, протиснулся к перилам трибуны, взмахнул рукой и громко заговорило международном положении. По окончании его речи оба корреспондента, прислушиваясь к жиденьким хлопкам, быстро записали Шумные аплодисменты, переходящие в овацию. Потом подумали

129 над тем, что переходящие в овацию будет, пожалуй, слишком сильно. Москвич решился и овацию вычеркнул. Маховик вздохнули оставил. И. Ильф и Е. Петров Двенадцать стульев) Задание 116. Тема Понтия Пилата и Христа волновала творческих людей вовсе времена. Художник Николай Ге в 1890 г. нарисовал картину Что есть истина Христос и Пилат, писатель Михаил Булгаков в 1940 г. закончил роман Мастери Маргарита, режиссер Владимир Бортко в 2005 г. снял фильм по одноименному роману. Рассмотрите картину (прил. 3), перечитайте «ершалаимские» главы романа, посмотрите фрагменты фильма, в которых показаны Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри. Отличаются ли представления художника, писателя и режиссера о Пилате и Христе Выразите свое мнение.
Задание 117. Одним из основоположников норвежского музыкального искусства был Эдвард Григ. Какова бы ни была тема его произведений, в центре внимания всегда находился человек сего радостями и горестями, сего надеждами и стремлениями. Самая известная музыка написана к поэтической драме знаменитого норвежского драматурга Генрика Ибсена Пер Гюнт». Прочитайте фрагменты литературно-музы- кальной композиции В. Н. Аксенова, в которой отражена линия развития драматического действия произведения, показано гармоническое единство музыки Э. Грига и драматической поэмы Г. Ибсена Пер Гюнт», и фрагменты из поэмы.
Выполните следующие задания
1. Выпишите из первого текста характеристики Пера Гюнта. Составьте письменный портрет героя. Прочитайте рассказ на фоне подобранной музыки.
2. Выпишите из фрагментов текстов характеристики Сольвейг. Составьте письменный портрет девушки. Почему Сольвейг называют светлая, чистая Прочитайте свой рассказ на фоне музыки Э. Грига Песня Сольвейг».
3. Составьте рассказ в нарративном режиме об отношениях Пера Гюнта и Сольвейг. Прочитайте его на фоне подобранной музыки Грига.
4. Какие истории любви (из литературы, истории, музыкальных произведений, кино) известны вам Подберите музыку, созвучную истории любви. Расскажите историю на фоне подобранной музыки. ПЕРВАЯ ЧАСТЬ Вступление (оркестр. Начало и заключение вступления рисуют картинки народного быта – музыка этих эпизодов основана на мелодиях норвежских танцев. Соло альта создает колоритный образ народного музыканта, играющего любимые народные танцы «Халлинг» и «Шпрингтанц» (Танец с прыжками. В среднем, светлом эпизоде возникает чистый образ героини поэмы Сольвейг. Сцена Пера и Озе. В долине, нагорном склоне у реки стоит бедная хижина – жилище
Озе и ее сына Пера. Отец Пера – Джон Гюнт давно умер. В глубокой бедности живут мать и сын. Молодой Пер силен и красив, но занятый лишь самим собою, бесплодно мечтающий свершать «что-нибудь большое, крупное, он живет в мире своих фантазий и вымыслов и прослыл на всю округу вралем и забиякой. И нет от него помощи Озе. Часто надолго пропадает Пер, скитаясь неведомо где. С глубокой материнской тревогой ждет его Озе. Таки сейчас – шесть недель не был дома Пера вернувшись, рассказывает матери старые сказки, выдавая их за истинные события, случившиеся с ним за время странствий в горах. Горько упрекает Озе своего сына. Если бы он не был бездельником, хвастуном и вралем, то мог бы взять в жены самую богатую невесту села –
Ингрид, которая и сама заглядывалась на Пера. Но теперь уже поздно пока Пер искал приключений, Ингрид просватали за другого, завтра – свадьба. Задетый за живое, Пер отправляется к Ингрид. <…> Народный норвежский танец – «Халлинг» (соло скрипки. Слышна музыка – это скрипач играет на свадьбе Ингрид. Мимо Пера проходит юная Сольвейг. Пер поражен ее красотой. Какая светлая, – шепчет он. Песня Сольвейг
(оркестр. Встреча Пера и Сольвейг на свадьбе у Ингрид. Худая слава о Пере – пропащем парне, задире и озорнике – давно уже прошла по всей округе. Сольвейг, еще не зная, кто этот юноша, с первого взгляда полюбила незнакомца. Узнав, что передней Пер Гюнт, она боится, что родители будут недовольны ее знакомством с беспутным Пером. И, когда тот зовет ее танцевать, девушка отвечает отказом. Обиженный Пер, назло Сольвейг, решается на безумный поступок в то время, как гости танцуют веселый «Шпрингтанц», он похищает Ингрид и бежит с ней в горы. Жалоба Ингрид
(оркестр. Но Пер не любит Ингрид. Похитив, он гонит ее прочь. Глубоко драматичная музыка говорит оскорби обманутой и покинутой девушки.

131 Сцена Озе и Сольвейг. Рассказы Озе. Пер – похититель чужой невесты – приговором суда объявлен вне закона. Он спасается от преследования в горах. К тоскующей по сыну Озе приходит Сольвейг. Она просит, чтобы мать рассказала о своем сыне все, все. И Озе рассказывает старые народные сказки, те самые, которые слышал от нее в детстве Пер, только теперь героем этих сказок Озе делает своего сына. Перед Сольвейг проходят фантастические образы сказки о пастушках, о злых карликах – троллях, о царстве Горного короля – «Доврского деда, о его дочери. В пещере Горного короля – «Доврского деда (оркестр. Монолог Пера Гюнта.
Сумасбродство Пера поставило его вне закона он должен вступить в борьбу совсем окружающим. Но Пер неспособен на это. Он испуган. Громкими фразами о радости борьбы, хвастовством, своей медвежьей силой пытается Пер успокоить себя, заглушить страхи сомнения идти ли и дальше напролом или попытаться избрать обходной путь, избежать борьбы, обойти ее сторонкой Сцена Пера и Сольвейг. Пер, отверженный всеми, строит себе жилище в горах. Сюда на лыжах прибегает к нему Сольвейг. Она любит Пера и навсегда останется с ним. Пер счастлив. Впервые полюбил он настоящей чистой и радостной любовью. Сцена Пера и дочери Доврского деда. Но из чащи деревьев появляется женщина, одетая в зеленые лохмотья дочь Доврского деда, повелителя троллей. Она олицетворение темных соблазнов, страстей и грешных мыслей, преследующих юного Пера. Женщина говорит, что он недостоин любви светлой Сольвейг. И Пер, только что чувствовавший себя счастливым, сильными обновленным, не находит в себе решимости вступить на новый путь, сбросить с себя груз мучающих его страшных мыслей. В смятении покидает Пер чистую Сольвейг. Подожди – говорит он ей. Я буду ждать, – спокойно и доверчиво отвечает она. Смерть Озе (сцена и симфонический эпизод. Одинокая, всеми забытая, долго ждала Озе возвращения сына. Чувствуя приближение смерти, она уже думала, что никогда не увидит своего

132 любимого Пера, которому отдала всю свою жизнь. Но, оставив Сольвейг, Пер спешит домой. Озе умирает на руках сына. Задушевная, скорбная, торжественная музыка сцены смерти Озе принадлежит к лучшими глубочайшим созданиям Грига. ВТОРАЯ ЧАСТЬ Много лет прошло с тех пор, как, бросив Сольвейг и похоронив мать, Пер покинул свою родину, отправившись искать счастье. Во многих странах побывал Пер, превратившийся из фразера и фантазера в ловкого, хищного и циничного дельца. Единственная цель его – нажива. <…> Песня Сольвейг пение соло. А в далекой родной Норвегии в горной избушке сидит за прялкой
Сольвейг. Время состарило ее, ее волосы побелели, нов сердце по-преж- нему жива любовь и верность Перу. Сцена Пера с односельчанами. Возвратившись в родные места, Пер попадает на распродажу разного хлама. Среди множества предметов он узнает и свои старые вещи, вид которых переносит его к далеким дням детства. Пер встречает своих друзей, но они не узнают старого товарища, хотя память о Пере Гюнте еще жива. Услыхав произнесенное в разговоре свое имя, Пер спрашивает Кто был Пер Гюнт?». «Пренаглый сочинитель слышит он в ответ, – все, что случалось великого, прекрасного на свете, сплетал он вместе, будто бы все это случилось с ним. В ответ на это Пер рассказывает историю про черта, искусство которого не сумели оценить слушатели. Монолог Пера. Впервые ясно понял Пер Гюнт всю пустоту, ничтожество и никчемность своей долгой жизни. Содержание его последнего монолога характеризуют заключительные слова Поглотит пусть меня лавина и надпись пусть гласит здесь погребен Никто. Сцена Пера и Сольвейг. Опустошенный, бесконечно усталый, возвращается Пер к Сольвейг, которая ждала его всю жизнь, была верна ему, любила.

133 Пер просит спасти его от мук совести, ответить на вопрос Где был самим собой я, таким, каким был создан быть – единым, цельным. В моей надежде, вере и любви, – отвечает она. И Сольвейг убаюкивает последний сон Пера. Колыбельная Сольвейг пение соло. Фрагмент из поэмы Г. Ибсена Пер Гюнт» По равнине бежит на лыжах Сольвейг. Платок спустился у нее с головы. Она держит в руке узелок
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


написать администратору сайта