Главная страница
Навигация по странице:

  • Сольвейг

  • 5. УСТНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ

  • Речевые практики_сборник (2). Практикум по русскому языку и культуре речи учебнопрактическое пособие


    Скачать 1.87 Mb.
    НазваниеПрактикум по русскому языку и культуре речи учебнопрактическое пособие
    Дата09.10.2022
    Размер1.87 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаРечевые практики_сборник (2).pdf
    ТипПрактикум
    #722580
    страница12 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15
    Сольвейг Бог в помощь, милый Как идут дела Ты звал меня – и, видишь, я пришла Пер Гюнт Ты Сольвейг? Не поверю Не шути Тыне могла так близко подойти.
    Сольвейг Ко мне пришел зовущий голос твой, с малышкой Хельгой, с ветром, с тишиной. Он был в рассказах матери твоей, в полночных снах, в однообразье дней, – он эхом прозвучал моей мольбе. Ты звал меня – и я пришла к тебе. Весь божий мирты для меня затмил, ни петь, ни плакать не хватало сил. Я мысль твою еще не разгадала, да и себя не очень понимала. Пер Гюнт
    А как же твой отец
    Сольвейг Отец и мать Мне некого отныне так назвать. Я порвала со всеми. Пер Гюнт
    Боже мой Чтобы прийти сюда

    134
    Сольвейг И жить с тобой Будь другом мне Утешь мою печаль Плача) Мне с Хельгой расставаться было жаль. Нет, может быть, с отцом еще трудней Всего труднее с матушкой моей. О, боже правый, сравнивать-то грех. Мне было тяжко уходить от всех. Пер Гюнт Ты слышала судейский приговор Все взяли у меня – участок, двор
    Сольвейг Ты думаешь, из-за клочка земли всю землю я решила позабыть Пер Гюнт Со стариком к согласью мы пришли, что если я решусь переступить границу леса – больше мне нежить.
    Сольвейг Я шла на лыжах – и они за мной. Куда идешь – а я кричу Домой Пер Гюнт Так, значит, прочь засов и молоток От нечисти меня избавил бог Ты хочешь стать охотничьей женой Благословенье божие со мной Не приближайся, Сольвейг! Ты чиста Не для меня такая красота, я только посмотрю издалека Я понесу тебя Как ты легка Иди сюда. Яне обижу, нет Мне страшно запятнать твой кроткий свет Я думало тебе, не спал ночей – но разве стоил я любви твоей Я строил, ладил, плотничал, строгал, но этот домик так убоги мал

    135
    Сольвейг Не все ль равно, богат или убог Мне только ветра свежего глоток. Там, на равнине, воздух так тяжел он грудь давил, он гнал меня из села здесь, в лесу, и песни и покой – и здесь мой дом. Я буду жить с тобой. Пер Гюнт И это навсегда Намного лет
    Сольвейг Я выбрала свой путь. Возврата нет. Пер Гюнт Так будь хозяйкой у меня в избе Сейчас я печку затоплю тебе.
    4.6. Церковно-религиозный стиль
    Церковно-религиозный стиль – одна из функциональных разновидностей современного русского литературного языка, реализуемая в сфере церковно-религиозной общественной деятельности и соотносимая с религиозной формой общественного сознания. После Октябрьской революции 1917 г. и дох гг. функционирование русского языка в церковно-религиозной сфере филологами изучалось мало, вследствие чего в лингвистической литературе отсутствовали указания на церковно-религиозный стиль. В настоящее время сфера цер- ковно-религиозной общественной деятельности существенно расширилась. С одной стороны, к жанрам церковно-религиозного стиля относятся различные канонические тексты, молитвы, песнопения, написанные на цер- ковнославянском языке, с другой стороны – проповеди священнослужителей, адресованные массовой аудитории, транслируемые по радио или на телевидении, выступления на митингах, в Государственной думе, вовремя обряда освящения школ, больниц, офисов и т. д, которые осуществляются на современном русском литературном языке, в частности, его функциональной разновидности – церковно-религиозном стиле. Данное понятие указывает одновременно и на сферу общественной деятельности, в которой

    136 он функционирует, и на религиозную форму общественного сознания, и на церковных деятелей как авторов соответствующих текстов. Языковые особенности церковно-религиозного стиля (план анализа


    лексика
    – нейтральная, межстилевая лексика помогать, говорить, делать, каждый, тогда, Москва и т. п
    – общекнижная лексика восприятие, бытие, исконная роль, традиции, однако, весьма, придерживаться иных мировоззрений и т. п
    – церковно-религиозная лексика Господь, Вседержитель, иноки и инокини, монашествующие, миряне, престольный праздник, богослужение, царство Божие, иерархи, боголюбивые пастыри, Святая Земля, освящение, жены-мироносицы и т. п
    – лексика с газетно-публицистической функционально-стилевой окраской суверенные государства, боевики, сфера образования, преодоление трудностей, экономическая и социальная обстановка, проблемы беженцев и регионов и т. п
    – лексика эмоционально-экспрессивно окрашенная, в частности, ар- хаически-возвышенная и эмоционально-оценочная беспримерная преданность, возвеличить воинов, неземное величие, черпать вдохновение, преславный праздники т. п

    грамматика
    – книжный характер стиля (родительный присубстантивный, причастия и причастные обороты, пассивные конструкции лето благости Господней слова мира и любви радующее сердце общение восстанавливаемый в Москве Храм Христа Спасителя и т. п
    – архаическая стилистическая окраска речи (архаические морфологические формы, устаревшее управление, инверсия согласуемого компонента в словосочетании с любовию во Христе изглаждена будет ныне рож-
    дшемся; возлюбленные о Господе на земли миру горнему хранить веру отеческую Церковь небесная и т. п
    – создание экспрессивного эффекта (ряды однородных членов, превосходная степень прилагательного поздравляю вас, дорогие мои, с этим светлыми благословенным праздником важнейший преизобильная преславное многополезное; радостнейший; наичестнейшие; благословенней-
    ший и т. п

    137

    экспрессивные и эмоционально-оценочные средства
    – обширная цитация;
    – использование тропов и фигур речи (наиболее типичными из которых являются метафоры, эпитеты, повторы, градация, антитеза, инверсия, риторический вопрос Мы грешны и нечисты // А Она (Богородица) / Пречистая антитеза И действительно / кому и когда отказал Бог в благодати / просвещения / Кто из христиан / не может получить / себе мудрости от Бога риторический вопрос
    – приемы усложнения композиции текстов. Задание 118. Прочитайте фрагмент проповеди Протоиерея Александра
    Шаргунова. Сделайте анализ текстового фрагмента сточки зрения стилистических особенностей. ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА В воскресенье перед Рождеством Христовым за Божественной литургией мы слышим книгу родства Иисуса Христа (Мф. 1, 1–25). Это память богоизбранного народа, память человечества. Каждый народи каждый человек имеет свою родословную, которую мы не храним. Память богоизбранного народа хранится вечной памятью – Духом Святым. Вся родословная Господа Иисуса Христа делится в Евангелии от Матфея натри части по четырнадцать родов в каждой. Первая часть рассказывает об истории народа до Давида, величайшего царя Израиля. Давид был тот, кто превратил Израиль в славный народ, так что иудеи стали могущественной силой в мире. Вторая часть – до вавилонского пленения, которое было позором нации и ее крушением, а третья – до Иисуса Христа, Который спасает народ Свой от рабства и гибели. Эти люди, которых избрал Господь, – праведные и грешные, нов них была святость любви к Богу, потому что они так отдавали Богу свою жизнь, свою плоть и кровь, что в течение веков из рода в род ткалось из их плоти и крови пречистое Тело Спасителя, «воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася». Книга родства Иисуса Христа – это родословная всего человечества в лице избранных его и каждого из нас. Накануне Рождества Христова каждый из нас призывается с новой силой осознать свое человеческое достоинство. Бог сотворил человека по образу Своему и подобию и человек создан для общения с Богом. Мы имеем родство с Самим Богом, мы – Его

    138 роди каждый из нас рождается, чтобы быть царем, чтобы принадлежать царскому Христову роду. Каждый из нас, прежде чем наступил светлый праздник Рождества Христова, должен глубоко осознать свою греховность, свое отпадение от Бога, потому что Господь приходит спасти не праведников, но грешников. Оттого, что Бог становится человеком, в Нем крепость и любовь неодолимая, и нет ничего для Него невозможного в том, чтобы восстановить попавших в диавольский плен в достоинство, которое дает благодать. Сегодня самое время поразмыслить о судьбах человечества и нашего русского народа, который тоже, на другом историческом этапе, явился бо- гоизбранным народом, как говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский. Ибо народу нашему вручен был для хранения и умножения драгоценный талант единственно спасительной Православной веры. Что стало с богоизбранным народом, от которого произошла родословная Иисуса Христа Всех ли спас Господь, или не те чада Авраамовы, которые по плоти, как говорит Апостол Услышим голос нашего великого пророка, святого праведного Иоанна Кронштадтского, память которого сегодня торжественно празднует Православная Церковь Людям первого допотопного мира, – говорит святой Иоанн, – дано было времени на покаяние сто двадцать лети они были предупреждены, что за грехи будет наказание от Бога, потоп. Время шло, а люди развращались и не думали о покаянии и не верили проповеднику покаяния, праведному Ною. И слово Божие исполнилось в точности. Евреи не верили пророкам, что они будут пленены вавилонским царем, и продолжали идолопоклонствовать, и пошли в плен Иерусалим был разорен, и все богатство перешло в Вавилон. Современные Иисусу Христу иудеи не уверовали во Христа, как в Мессию, и умертвили Его крестною смертью, и пророчество Христа о Иерусалиме вскоре исполнилось иудеев истребили римляне без пощады. Это рассуждение святого праведного Иоанна – не богословие вообще, а боль горячо любящего сердца в связи стем, что происходит в России. Каждое слово великого пастыря как будто сказано сегодня, вернее, звучит сегодня еще сильнее, настолько сильнее, насколько глубже открылось разрушение жизни в течение последних лет. Раскройте наугад любую страницу его проповедей, ивы услышите этот плач об Отечестве нашем Россия мятется, страдает, мучается от кровавой внутренней борьбы, от безбожия, крайнего упадка нравов. Злые времена Люди обратились в зверей, даже в злых духов. Жизнь обыденная воссмердела всякими грехами.

    139 Вероотступничество, неведение Бога, богохульство, особенно в ученом сословии, сделались как бы повальными, общими. Разврат вошел в ежедневный обычай, печать и литература пропитаны соблазном. Тем именно и страдает ныне русское общество, что оно помешано на всяких свободах, превратно понятых, творит всякие несуразности, нелепости и гоняется заново- модным образом правления, к которому оно совершенно неспособно. Общественный Комитет За нравственное возрождение Отечества. kfmrr@yandex.ru)
    4.7. Разговорный стиль Разговорный стиль – одна из функциональных разновидностей языка, использующаяся в неофициальной сфере общения, реализуемая вне- принужденном общении, в бытовых письмах (в том числе посредством Интернета, в дневниковых записях, а также в художественных и публицистических текстах (стилизованная разговорная речь. Характерные черты разговорной речи основная функция – обмен мыслями, чувствами, эмоциями в персонально адресованном, не публичном общении или при его стилизации в художественной и публицистической речи напер- вый план выходит не форма выражения, а содержание речи, поэтому соблюдение норм наименее жестко, нежели в других стилях эмоциональная насыщенность речи. Языковые особенности разговорного стиля (план анализа

    лексика
    – разговорная лексика бытового содержания, конкретная, например дом, стол, семья, мама, папа и т. д
    – просторечная лексика, например потеха, балбес, дурить, глазники т. д
    – жаргонная лексика, например ломануться, беспонтовый, ась-
    ка и т. д
    – эмоционально-экспрессивная лексика, например зайчик, смаковать и т. д
    – устойчивые выражения разговорного, просторечного и жаргонного характера, например ломать комедию, давить на массу, фильтровать базарит. д

    морфология местоимения (я, ты, он, этот, тот и т. д

    140
    – междометия (ага, угу, ну и т. д
    – частицы (вот, же, то и т. д
    – глаголы в повелительном наклонении (иди, садись, спляши и т. д
    – существительные с суффиксами субъективной оценки (солнышко, грязища, зелененький и т. д
    – удвоение слов (черный-черный и т. д

    синтаксис слова-предложения: Да. Нет
    – пропуск слов в предложении, например – Ты собираешься гулять
    – Собираюсь
    бессоюзные предложения, например Позвони мне вечером я дома
    – нарушение порядка слов, например Ты где была (вместо Где ты была
    – вопросительные и восклицательные предложения. Задание 119. Сделайте анализ текстового фрагмента сточки зрения стилистических особенностей. Как можно охарактеризовать участников диалога?
    А. – Маргарин. Б. – Маргарин где А. – Ну подай, боже мой, ну никак не можешь мне помочь Б. – Плиту выключи А. – А, Лена плиту выключать не умеет. Ха-ха. Б. – Хм. А. – Уходи, я сама здесь все вымою. (Пауза) Б. – Подожди, подожди, не опускай. (Бряканье посуды) А. – Опускай Дай сюда, ставь эту тарелку, не растворяется. Б. – Выключи воду, я сама вымою, уходи отсюда. (Шум воды) А. – Два яйца растворить …, взбить со стаканом сахара, стакан сахара нужен теперь. Б. – Ты можешь отойти А. – Вот у нас будет теперь стакан сахара. Б. – Стакана нет будем обходиться кружкой. А. – Ну лезет, вот, мне под руку и лезет, не ставь мне поднос кастрюлю, а то я тебе потом ее … Б. – Давай сюда Пауза)

    141 Б. – Чо? А. – Ой Б. – А если она подгорит Из сборника Живая речь уральского города) Задание 120. Определите, какие особенности разговорного стиля реализуются в фрагментах текстов. Можно ли по особенностям речи дать характеристику героев
    – В какой области выявляете себя – спросил он.
    – Где работаю, что лине понял кандидат.
    – Да.
    – На филфаке.
    – Философия
    – Не совсем Ну, можно итак сказать.
    – Необходимая вещь. – Глебу нужно было, чтоб была философия. Он оживился.
    – Ну, и как насчет первичности
    – Какой первичности – опять не понял кандидат. И внимательно посмотрел на Глеба, и все посмотрели на Глеба.
    – Первичности духа и материи. – Глеб бросил перчатку. Глеб как бы стал в небрежную позу и ждал, когда перчатку поднимут. Кандидат поднял перчатку.
    – Как всегда, – сказал он с улыбкой. – Материя первична
    – А дух
    – А дух – потом. А что
    – Это входит в минимум – Глеб тоже улыбался. – Вы извините, мы тут далеко от общественных центров, поговорить хочется, ноне особен- но-то разбежишься – нес кем. Как сейчас философия определяет понятие невесомости
    – Как всегда определяла. Почему – сейчас
    – Но явление-то открыто недавно. – Глеб улыбнулся прямо в глаза кандидату. – Поэтому я испрашиваю. Натурфилософия, допустим, определит это так, стратегическая философия – совершенно иначе
    – Да нет такой философии – стратегической – заволновался кандидат Вы о чем вообще-то?
    – Дано есть диалектика природы, – спокойно, при общем внимании продолжал Глеб. – А природу определяет философия. В качестве одного из элементов природы недавно обнаружена невесомость. Поэтому я испрашиваю растерянности не наблюдается среди философов Кандидат искренне засмеялся. В. Шукшин Срезал)
    2
    – Была у нас лет пять тому назад такая ведьма Только ее хлопцы с села прогнали
    – Куда же они ее прогнали
    – Куда. Известно, в лес Куда же еще И хату ее сломали, чтобы оттого проклятого кубла и щепок не осталось А саму ее вывели за выш- ницы и по шее.
    – За что же такс ней обошлись
    – Вреда от нее много было, ссорилась со всеми, зелье под хаты подливала, закрутки вязала в жите Один раз просила она у нашей молодицы злот (пятнадцать копеек. Та ей говорит Нету меня злота, отстань. – Ну, добре, говорит, будешь ты помнить, как мне злотого не дала И что же выдумаете, панычу с тех самых пор стало у молодицы дитя болеть. Болело, болело, да и совсем умерло. Вот тогда хлопцы ведьмаку и прогнали, пусть ей очи повылазят…
    – Ну, а где же теперь эта ведьмака – продолжал я любопытствовать.
    – Ведьмака – медленно переспросил, по своему обыкновению, Яр- мола. – А я знаю
    – Разве у нее не осталось в деревне какой-нибудь родни
    – Нет, не осталось. Да она чужая была, из кацапок чи из цыганок Я еще маленьким хлопцем был, когда она пришла к нам насело. И девочка с ней была дочка или внучка Обеих прогнали
    – А теперь к ней разве никто не ходит погадать там или зелья како- го-нибудь попросить
    – Бабы бегают, – пренебрежительно уронил Ярмола.
    – Ага Значит, все-таки известно, где она живет

    143
    – Яне знаю Говорят люди, что где-то около Бисова Кута она живет Знаете – болото, что за Ириновским шляхом. Так вот в этом болоте она и сидит, трясьця ее матери. А. Куприн «Олеся»)
    3 Приезжаю к знакомому, застаю ужин, много гостей. Очень весело. Мне весело болтать с соседками и пить вино. Настроение чудесное. Вдруг поднимается Х. с важным лицом, точно прокурор, и произносит в честь мою тост. Чародей слова, идеалы, в наше время, когда идеалы потускнели сейте разумное, вечное. У меня такое чувство, точно я был накрыт раньше колпачком, а теперь колпачок сняли, точно в меня прицелились. После тоста чокались, молчание. Пропало веселье. – Вы теперь должны сказать говорит соседка. – Но что я скажу Я охотно бы пустил в него бутылкой. И спать ложусь с осадком в душе. Смотрите, смотрите, господа, какой дурак сидит среди вас Вроде интервью Я иначе не могу. Я сам мучаюсь. Со мной сестра или жена. Ночью она вдруг плачет. – Что с тобой Отчего ты – Молчание. А. Чехов Из дневника)
    4 А через несколько дней отец Никиты, писатель Сергей Михалков, встретил Данелию и стал его отчитывать Ты знаешь, что по твоей милости меня чуть инфаркт не хватил Лежу, уже засыпаю, и вдруг открывается дверь, на цыпочках входит мой ребенок, открывает бар, достает водку, наливает полный стакан и на цыпочках уходит Ну, думаю, пропал мой мальчик – по ночам водку стаканами хлещет <…> В песне, давшей название фильму, начальники попросили заменить слова Над лодкой белый парус распущу – пока не знаю где. Спросили Что значит пока не знаю ГДЕ Ваш герой в Израиль собрался или в США Заменили на пока не знаю с КЕМ. Совсем хорошо стало, – подумал Данелия. – Не знает Колька с ЦРУ он или с МОССД …» По материалам печати)

    144
    5. УСТНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ
    5.1. Понятие устное публичное выступление. Виды выступлений Устное публичное выступление – это продуманная, подготовленная, намеренно выстроенная монологическая речь, произнесенная перед аудиторией с целью оказать на нее интеллектуальное или эмоциональное воздействие. Может произноситься в жанрах и сферах общения, относящихся к разным функциональным стилям. В соответствии с определенной целью выделяются следующие типы устных публичных выступлений информирующая речь, аргументирующая речь, эпидейктическая (торжественная) речь, развлекательное выступление. Цели выступления могут сочетаться, но всегда есть преобладающая. Информирующая речь – монолог, произнесенный перед аудиторией с целью пополнения знаний слушателей. Основные жанры доклад, сообщение, лекция. Аргументирующая речь – монолог, произнесенный перед слушателем с целью убедить в правоте своего мнения или побудить его к определенным действиям. Основные жанры выступления на предвыборных собраниях, рекламные выступления, выступления в поддержку общественных движений, компаний.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта