Главная страница

Речевые практики_сборник (2). Практикум по русскому языку и культуре речи учебнопрактическое пособие


Скачать 1.87 Mb.
НазваниеПрактикум по русскому языку и культуре речи учебнопрактическое пособие
Дата09.10.2022
Размер1.87 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаРечевые практики_сборник (2).pdf
ТипПрактикум
#722580
страница10 из 15
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15
Н. Г. Самвелян: Водной из бесед, Дмитрий Сергеевич, мы уже говорили о том, что развитие техники не может быть самоцельным. Д. С. Лихачев: Говорили, но есть смысл напомнить об этом и повторить мысль. Надо, чтобы все осознали, что для нас всех означает культура. Только мощный слой культуры влияет решающим образом на воспитание нравственности. Иначе не уйти от серьезнейших опасностей, с которыми сталкивается сегодняшний мир. Я говорю о терроризме в конкретном контексте нынешней эпохи. С возникновением новых видов оружия терроризм становится особенно зловещим. В руках людей, склонных к шантажу и насилию, может оказаться ядерное оружие или же другие средства массового уничтожения – химическое, бактериологическое. Откуда мы знаем, что они могут потребовать Н. Г. Самвелян: Думаю, что сегодня надо говорить не только о введении всеми признанного и обязательного морального кодекса ученого. Уже не уйти от биоэтики. Ведь продолжаются попытки скрестить человека с обезьяной, чтобы получить послушных биороботов. Это ведь тоже угрожает самим основам цивилизации. Есть и другие пугающие факты. Неслучайно ведь Французский национальный комитет по вопросам этики решил запретить опыты с эмбрионами на пять лет Эти опыты могут привести к разрыву связи между любовью и воспроизводством человека, будут разрушены все родственные узы, спутается биологическое и привнесенное лабораторным путем родство. Окажется под сомнением сама идея материнства и отцовства. Кроме того, отцом можно будет статьи через

114 много десятков и сотен лет после собственной смерти. Некоторые ученые не только говорят вслух, в докладах, но даже пишут в научных работах, что вскоре путем генетической инженерии можно будет сконструировать сверхчеловека. Все это позволило нобелевскому лауреату английскому ученому Френсису Крику предречь «… развитие биологии в определенной мере разрушит традиционные основы наших этических принципов, и я не нахожу легкого ответа на вопрос, какие другие принципы мы можем предложить взамен. Д. С. Лихачев: Любое конструирование людей, в каких бы видах и с какой целью оно ни производилось, в конечном счете приведет к печальному финалу. Нос необходимостью введения морального кодекса ученого, и биоэтики в частности, непросто согласен, а считаю абсолютной необходимостью. Н. Г. Самвелян:Я вполне представляю себе биоробота – террориста. Его могут так запрограммировать. И многое другое, что лет тридцать назад в страшном сне не могло присниться Хотя лучшие умы, самые отчаянные, смелые и бескомпромиссные, нечто подобное предвидели. Вспомним Михаила Булгакова, Карела Чапека, французского писателя Веркора и его книгу Люди или животные. И многих других Вот тут-то впору сказать о необходимости скорейшего прихода нового мышления, которое учитывало бы все реалии нынешнего мира. Но само по себе оно не придет. Его нужно воспитывать Д. С. Лихачев: Никто уже не сомневается, что мы находимся на переломном этапе в развитии цивилизации Воспитание человека, привитие ему нового мышления – главное, что сейчас нужно Н. Г. Самвелян: Но вот что тревожит и пугает, Дмитрий Сергеевич, люди перестали друг друга выслушивать. Не все, конечно, но очень многие. В чем-то характерный для эпохи штрих. Говорят торопливо, спешат высказаться, ноне спешат выслушивать. Упрямее, чем когда-либо, толкуют о том, что все необходимо познавать на собственном опыте, что детине учитывают и не могут учесть ошибок родителей, а учатся всему как бы заново Но недаром Франклин однажды воскликнул, что полагаться лишь на собственный опыт может очень неумный человек Д. С. Лихачев: Впрочем, были времена, когда не задумываясь сносили старые здания, и культовые, и обычные, представляющие несомненный

115 художественный и исторический интерес. Да попросту нужные и даже незаменимые. В какой-то мере это процесс, охвативший весь мир. В погоне за внешними признаками прогресса, за неверно понятыми престижными моментами на разных континентах в последнее время, уже на нашей памяти, были уничтожены ценнейшие памятники архитектуры, уникальные города, чтобы на их месте возвести безликие строения, неузнаваемые, стандартные кварталы, улицы, районы. Во многом причиной тому были, как известно, войны. Краков удалось спасти, Новгород – лишь частично. А сейчас снова нависла угроза над Новгородом – из-за излишней его индустриализации. После войны сложно обстояло дело с Варшавой. Она пострадала очень сильно. И замечательно поступили варшавяне, восстановили свой старый город в том виде, в каком он существовал до трагедии, на него обрушившейся. Этот мудрый и символичный акт – наглядное свидетельство непрерывности развития художественной мысли, ее эволюции. Пусть не полностью, но частично восстановленная Варшава будет воспитывать миллионы людей в понимании той истины, что на ровном месте ничего не создается (да и сама мысль об этом абсурдна, что любое новое, если оно созидательно, а не разрушительно, возникает на основе опыта поколений, тщательного изучения и осознания этого опыта. Задание 104. Прочитайте фрагмент очерка Бориса Пастернака К 135-ле- тию со дня рождения Ф. Шопена. Проследите, как построен очерк, какая мысль скрепляет все части произведения. Охарактеризуйте стилистические особенности текста (лексические, грамматические. Какие средства выразительности использует автор для передачи отношения к гениальному музыканту и его творчеству К какому виду очерков можно отнести данное произведение?
Легко быть реалистом в живописи, в искусстве, зрительно обращенном к внешнему миру. Но что значит реализм в музыке Нигде условность и уклончивость не прощаются так, как в ней, ни одна область творчества не овеяна так духом романтизма, этого всегда удающегося, потому что ничем не проверяемого, начала произвольности. И, однако, и тут все зиждит- ся на исключениях. Их множество, и они составляют историю музыки. Есть, однако, еще исключения из исключений. Их два – Бах и Шопен. Эти главные столпы и создатели инструментальной музыки не кажутся нам героями вымысла, фантастическими фигурами. Это – олицетворенные достоверности в своем собственном платье. Их музыка изобилует подробностями и производит впечатление летописи их жизни. Действительность больше, чему кого-либо другого, проступает у них наружу сквозь звук. Говоря о реализме в музыке, мы вовсе не имеем ввиду иллюстративного начала музыки, оперной или программной. Речь совсем об ином. Везде, в любом искусстве, реализм представляет, по-видимому, не отдельное направление, но составляет особый градус искусства, высшую ступень авторской точности. Реализм есть, вероятно, та решающая мера творческой детализации, которой от художника не требуют ни общие правила эстетики, ни современные ему слушатели и зрители. Именно здесь останавливается всегда искусство романтизма и этим удовлетворяется. Как мало нужно для его процветания В его распоряжении ходульный пафос, ложная глубина и наигранная умильность, – все формы искусственности к его услугам. Совсем вином положении художник-реалист. Его деятельность – крести предопределение. Ни тени вольничания, никакой блажи. Ему ли играть и развлекаться, когда его будущность сама играет им, когда он ее игрушка И прежде всего. Что делает художника реалистом, что его создает Ранняя впечатлительность в детстве, думается нами своевременная добросовестность в зрелости. Именно эти две силы сажают егоза работу, романтическому художнику неведомую и для него необязательную. Его собственные воспоминания гонят его в область технических открытий, необходимых для их воспроизведения. Художественный реализм, как нам кажется, есть глубина биографического отпечатка, ставшего главной движущей силой художника и толкающего его на новаторство и оригинальность. Шопен реалист в том же самом смысле, как Лев Толстой. Его творчество насквозь оригинально не из несходства с соперниками, а из сходства сна- турою, с которой он писал. Оно всегда биографично не из эгоцентризма, а потому, что, подобно остальным великим реалистам, Шопен смотрел на свою жизнь как на орудие познания всякой жизни на свете и вел именно этот рас- точительно-личный и нерасчетливо-одинокий род существования.
<…> Шопен ездил, концертировал, полжизни прожил в Париже. Его многие знали. О нем есть свидетельства таких выдающихся людей, как Генрих Гей

117 не, Шуман, Жорж Санд, Делакруа, Лист и Берлиоз. В этих отзывах многоценного, но еще больше разговоров об ундинах, эоловых арфах и влюбленных пери, которые должны дать нам представление о сочинениях Шопена, манере его игры, его облике и характере. До чего превратно и несообразно выражает подчас свои восторги человечество Всего меньше русалок и саламандр было в этом человеке, и, наоборот, сплошным роем романтических мотыльков и эльфов кишели вокруг него великосветские гостиные, когда, поднимаясь из-за рояля, он проходил через их расступающийся строй, феноменально определенный, гениальный, сдержанно и до смерти утомленный писанием по ночами дневными занятиями с учениками. Говорят, что часто после таких вечеров, чтобы вывести общество из оцепенения, в которое его погружали эти импровизации, Шопен незаметно прокрадывался в переднюю к какому-нибудь зеркалу, приводил в беспорядок галстуки волосы и, вернувшись в гостиную с измененной внешностью, начинал изображать смешные номера с текстом своего сочинения – знатного английского путешественника, восторженную парижанку, бедного старика еврея. Очевидно, большой трагический удар немыслим без чувства объективности, а чувство объективности не обходится без мимической жилки. Замечательно, что, куда ни уводит нас Шопен и что нам ни показывает, мы всегда отдаемся его вымыслам без насилия над чувством уместности, без умственной неловкости. Все его бури и драмы близко касаются нас, они могут случиться ввек железных дороги телеграфа. Даже в фантазиях, частях полонезов ив балладах выступает мир легендарный, сю- жетно отчасти связанный с Мицкевичем и Словацким, то и тут нити како- го-то правдоподобия протягиваются от него к современному человеку. Это рыцарские преданья в обработке Мишле или Пушкина, а не косматая голоногая сказка в рогатом шлеме. Особенно велика печать этой серьезности на самом шопеновском в Шопене – на его этюдах. Этюды Шопена, названные техническими руководствами, скорее изучения, чем учебники. Это музыкально изложенные исследования по теории детства и отдельные главы фортепианного введения к смерти (поразительно, что половину из них писал человек двадцати лети они скорее обучают истории, строению вселенной и еще чему бы тони было более далекому и общему, чем игре на рояле. Значение Шопена шире музыки. Его деятельность кажется нам ее вторичным открытием.

118 Задание Прочитайте фрагменты из очерка об АИ. Пиотровском Редактор с большой буквы. Проследите, как построен очерк, какая мысль скрепляет все части произведения. Охарактеризуйте стилистические особенности текста (лексические, грамматические. Какие средства выразительности использует автор для передачи отношения к талантливому человеку К какому виду очерков можно отнести данное произведение?
Тридцать два года большой срок, но память хранит образ этого человека бережно, без потерь краски не тускнеют, и воздействие его на нас, оставшихся в живых, не ослабевает. Так можно помнить только близкого человека и человека большого, яркого, оставившего в твоей душе заметный след. Такими был для всех нас незабвенный Адриан Иванович Пиотров- ский, наш учитель, создавший ленинградскую кинематографию, положивший начало ее славным художественным традициям, воспитатель двух поколений мастеров, глава целой школы киноискусства. Одного я не помню, кем он был по должности. Редактором, начальником сценарного отдела, худруком? Над этим мы никогда не задумывались. Менее всего он был должностным человеком. Вспоминается его облезлый стол, на столе пепельница, заваленная чужими окурками (сам он не курил, ручка с поломанным пером, видавший виды портфельчик, графини стакан из дешевого зеленого стекла Ему мы обязаны не только тем, что он ежедневно и ежечасно помогал нам в работе над сценариями и фильмами, но и тем, что он был автором множества замыслов, художественным разведчиком действительности. К часам, подаренным нами, ленинградскими кинорежиссерами, Адриану Ивановичу, мы приложили записку Автору всех наших фильмов, и это была правда. Какие же качества Адриана Пиотровского способствовали этой его роли Энциклопедическое образование Да, пожалуй, и оно. Адриан – так мы дружески его называли – был человеком огромных знаний. После суеты студийного дня, ожидая вечернего просмотра, он иногда диктовал машинистке стихотворный перевод прямо с латыни, без черновика. В трамвае или сидя в президиуме какого-нибудь скучного собрания, огрызком карандаша нацарапывал на спичечном коробке тезисы теоретического доклада и, забыв, по рассеянности, коробок на столе, делал потом все же блистательный доклад.

119 Работая часто у него дома, мы поражались содержанию его книжных шкафов, широчайшему кругу его литературных интересов. Но, мне думается, главным качеством Адриана Ивановича как руководителя и помощника в сложном процессе творчества было его не притупляющееся и органическое чувство современности. Человек энциклопедических знаний, он ничуть не напоминал кабинетного ученого, рассеянного профессора, хотя были профессором, и рассеянным. Яне помню егоза обширным столом, обложенным старинными фолиантами. Зато, как сейчас, вижу Адриана в сизой от дыма комнате сценарного отдела, страстно спорящим, активным, погруженным в насущные интересы кино. Он был мастером кинематографии, любил высокую кухню кинематографа и знал ей цену. Жаль, что он не успел написать книгу о том, чему так щедро отдавал свой талант, знания, любовь. Наверное, он назвал бы эту книгу Как делать фильмы. Чувство современности помогло Адриану Пиотровскому оценить кино как великое демократическое искусство. Массовость киноискусства, возникшая из самой его технической основы, не была до конца понята в то время многими из нас. Мы видели только количественную сторону явления, удивлялись большим тиражам фильмов, числу киноустановок и т. д. Мы редко задумывались над тем, что массовость и демократичность кино рождают особую ответственность художника перед своей профессией, ибо каждый успех становится достоянием миллионов зрителей, а каждая ошибка, неряшливость, недодуманность будет судиться огромной аудиторией многих стран. Кем он был для нас Пожалуй, он был идеальным редактором. Редактор с большой буквы Таким, которого не было у нас уже почти треть века, тоска по которому не проходит и ныне. Иосиф Хейфиц Адриан Пиотровский. Театр. Кино. Жизнь) Задание 106. Подготовьтесь к написанию портретного очерка. Подберите по 8–10 эпитетов (образные определения) к приведенным ниже словам.
О бра з е ц : Душа – добрая, доверчивая …; ум – блестящий, незаурядный … Характер, лицо, взгляд, походка, внешность, настроение.

120 Задание 107. Проводится в форме командной игры Кто больше. Каждая команда подбирает афоризмы (пословицы, поговорки, крылатые выражения) и фразеологизмы (используйте библейские и античные фразеологизмы, в которых говорится о внешности человека, о позитивных чертах его характера, ома- нере поведения, об отношении к окружающим.
О бра з е ц : Мал золотник, да дорого видимости и сущности человека. Свет не без добрых людей о взаимопомощи).
Задание 108. Напишите портретный очерк о человеке, которого вы хорошо знаете, считаете интересным, достойным уважения окружающих.
Задание 109. Определите жанр рекламных текстов. Проанализируйте композицию (выделите слоган, завязку, основную информацию, дополнительную информацию. Какие средства выразительности используются для создания образности в каждом рекламном тексте Утюг отдыхает. Стиральные машины Zanussi с программой Легкая глажка стирают белье так, что на нем практически не образуются складки, и, значит, гладить его не придется. Отличное решение. Жизнь в удовольствие. Доказано Zanussi.

2
NOVAции в интерьере То, что окружает нас в повседневной жизни, влияет на наши ощущения и впечатления. Наполняя свой мир красивыми вещами, окружая себя любимыми людьми, мы делаем свою жизнь прекрасной. Мебельная программа от фабрики NOVA полностью соответствует этой идее. Универсальный мебельный проект применим в прихожей и гостиной, кабинете и спальне, кухне и гардеробной комнате. Мебельные центры Идея представляют единственные в своем роде образцы мебели для гостиных или домашних кабинетов. Мебель для зоны дня создает комфортное мироощущение, когда мы работаем, отдыхаем, смотрим ТВ или слушаем любимую музыку. Удобная модульная комплектация, наряду со стандартными решениями, позволяет создать неповторимые интерьеры. Актуальные древесные декоры дуба и груши сочетаются с оттенками бордо, синего, ванили и капучино. В NOVAcia используются современные материалы – алюминий, цветное стекло и зеркало в безопасном исполнении.

121
NOVAcia от мебельных центров Идея – это интерьер класса по весьма демократичной цене. NOVAcia – это полный порядок Ив доме, ив жизни. Задание 110. Определите, какие стилистические принципы реализуются в рекламных текстах. Проанализируйте аргументацию (какие типы аргументов используются в рекламных текстах
ТОЙОТА Центр Екатеринбург ВОСТОК Ваша новая Тойота – надежная и дружелюбная, комфортная и технически совершенная, приветливая и заботливая, точная и профессиональная Мы продаем и обслуживаем автомобили Тойота. Тойота Центр Екатеринбург Восток ждет Вас Продажа. Сервис. Запчасти и аксессуары. 3 года гарантии. Tradein. Кредит. Страхование. Управляй мечтой. TOYOTA
2 Поверь глазам своим. Это новый Opel Astra. Новый Opel Astra от $16490. Двигатель 1,4 TWINPORT ECOTEC
90 л. с, 1,6 TWINPORT ECOTEC 105 л. с, 1,8 ECOTEC 125 л. с. Два года заводской гарантии.
3 Сделай жизнь проще – закажи помпу Помпа – ручной насос, упрощает перелив воды в посуду, при этом емкость с водой ненужно поднимать и держать навесу Заказать помпу Вы можете у экспедитора или диспетчера компании Питьевая вода Уральская иона будет доставлена к Вам домой или на работу уже со следующей поставкой воды. Задание 111. Исправьте ошибки в рекламных текстах. Определите тип ошибки. Оздоровительный центр Вернисаж желаний. Финская сауна. Изысканный интерьер. Профессиональная шоу-стрептиз-программа, бильярд, караоке. Утонченная кухня с афродизиаками. Охраняемая парковка. Ждем вас круглосуточно.
2. Тараканы. Мыши. Если у вас в доме появились назойливые домашние животные. Они гадят и портят вам жизнь. Не переживайте. Мы

122 предлагаем Вам новое средство Мелок Машенька. Мазни и они сбегут от тебя как крысы с корабля.
3. Травим всех Фирма Чистый дом избавит ваш дом от тараканов и мышей.
4. Хватит терпеть. Позвоните к нам.
5. Отражай красоту своего тела в магазине зеркал Кристалл.
6. Широкая система скидок, бесплатная доставка, гарантийное обслуживание в течение 10 лет.
7. Магазин Отражение – воплотите иллюзию в реальность.
8. Большой выбор ассортимента по низким ценам. Мы ждем экспансии креативных людей.
10. ООО Бизнес и право. Продажа готовых предприятий и индивидуальных предпринимателей.
11. Взгляни на свой живот в последний раз. Задание 112. Сделайте комплексный анализ рекламного текста, определите цель, жанр, композицию, стилистические принципы и способы их реализации. Отредактируйте текст, если это необходимо.
ТЕПЛЫЕ ОКНА. КАК ЭТО ДЕЛАЮТ ШВЕДЫ Технология «Еврострип» позволяет 15 лет не заклеивать окна на зиму В северной стране – Швеции – климат не менее суров и строг, чем в России. Как же экономные шведы сохраняют тепло в доме с наступлением зимних холодов Очень просто вместо традиционного для России заклеивания и «затыкивания» деревянных окон бумагой, поролоном или дешевой китайской «самоклейкой» они уплотняют щели в окнах при помощи пазовых уплотнителей «Еврострип». Эти уплотнители из синтетического каучука ЕРДМ много лет производит шведский концерн «Треллеборг». Технология «Еврострип» заключается в следующем сначала по периметру створок или рам фрезером прорезается паза затем в него закатывается трубчатый полый утеплитель. Диаметр уплотнителя подбирается в зависимости от размера щелей окна. Одновременно с этой работой производится ремонт и подгонка створок к рамам на свободный ход, замена неисправных шпингалетов, ручек и замков. Для улучшения теплоизоляции примыкание стекла к створке заливается силиконовым герметиком. В результате данных работ полностью перекрывается поступление холодного воздуха с улицы в квартиру. Также значительно повышается шумоизоляция, окна становятся герметичными. Как минимум налет не придется заклеивать окна на зиму. При этом затраты будут в несколько раз меньше, чем при замене старых окон на новые пластиковые окна весьма среднего качества. Итак, стоит подумать, менять ли старые деревянные окна на новые, ведь сегодня появилась относительно недорогая и эффективная альтернатива сохранения тепла в доме. Задание 113. Создайте текст в любом жанре для рекламы салона художников, магазина музыкальных инструментов, неизвестного артиста, музыкального шоу, художественного произведения (кинофильма, музыкального произведения, картины, скульптуры, книги и т. п, обоснуйте выбор жанра и использованных стилистических принципов. Художественный стиль Художественный стиль характеризует тип речи в эстетической сфере общения и является своеобразным зеркалом литературного языка. Именно в художественном стиле прежде всего отражается богатство литературного языка. Художественный стиль отличается особой эмоционально-эстетичес- кой функцией воздействия на читателя или слушателя, возбуждает у них чувство прекрасного. Поэтому к языковым особенностям художественного стиля следует отнести необычайно богатый, разнообразный словарь. Так, лексика научной, официально-деловой и разговорной речи имеет тематические и стилистические ограничения, нов художественном стиле могут использоваться все известные стилистические средства русского языка термины, официально-деловые клише, жаргон, просторечие, устаревшие слова и т. д. Языковые особенности художественного стиля (план анализа

1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


написать администратору сайта