Главная страница

Речевые практики_сборник (2). Практикум по русскому языку и культуре речи учебнопрактическое пособие


Скачать 1.87 Mb.
НазваниеПрактикум по русскому языку и культуре речи учебнопрактическое пособие
Дата09.10.2022
Размер1.87 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаРечевые практики_сборник (2).pdf
ТипПрактикум
#722580
страница15 из 15
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15
Блудный сын – сын, вышедший из повиновения отцу, человек беспутный, нравственно нестойкий, но раскаявшийся в своих заблуждениях. Выражение связано с евангельской притчей о сыне, покинувшем отца и проводившем время в распутстве. Растратив деньги, испытав нужду или- шения, он вернулся домой и был радостно принят отцом. Бочка Диогена – стремление к скромной жизни, пренебрежение роскошью О древнегреческом философе Диогене (4 в. дон. э) сохранилось много легенд. Рассказывают, что он принадлежал к школе киников (циников, которые высшей нравственной задачей считали подавление всех страстей, сведение всех потребностей к минимуму, а возврат к естественному животному состоянию признавали основой счастья и добродетели. Всем своим образом жизни Диоген доказывал пренебрежение к культуре. Существует легенда, что он жил в бочке, считая дом роскошью. Вавилонское столпотворение – полная неразбериха, крайний беспорядок, путаница. По библейской легенде, жители древнего Вавилона захотели построить башню до неба. Когда строители начали свою работу, разгневанный бог смешал их языки и они перестали понимать друг друга, поэтому не могли закончить строительство. Валтасаров пир, жить Валтасаром – веселая, легкомысленная жизнь вовремя какого-либо бедствия, беспечно роскошествовать. Выражение восходит к библейскому рассказу о пире у халдейского царя Вал- тасара (Балтазара), вовремя которого таинственная рука начертала насте- не письмена, предвещавшие гибель царю. В туже ночь Валтасар был убит, и его царством овладел Дарий Мидянин.

177 Геркулесовы столпы (столбы – предел. Согласно греческой мифологии, Геркулес воздвиг на берегах Гибралтарского пролива два мыса. Геркулесовы столпы (столбы) считались краем мира. В переносном значении дойти до геркулесовых столпов – дойти до предела. Двуликий Янус
– неискренний, двуличный человек. В римской мифологии Янус – бог времени, входов и выходов – изображался с двумя лицами. Одно лицо – молодое – было обращено вперед (в будущее, другое старческое – назад (в прошлое. Египетские казни – жестокие, губительные бедствия. Выражение возникло из библейского мифа о десяти казнях, которым Бог подверг Египет за отказ фараона освободить евреев из плена превратил воду в кровь, наслал жаб, моровую язву и пр. Златой телец – золото, богатство, власть золота, денег. Связано с библейским рассказом о тельце, сделанном из золота, которому евреи, странствуя в пустыне, поклонялись как богу. Иерихонская труба – слишком громкий, оглушающий голос. По преданию, в Палестине когда-то был расположен город Иерихон. Это был очень богатый торговый город, укрепленный неприступными стенами. И все же эти стены подверглись разрушению. Старинное библейское предание рассказывает, будто иерихонские стены пали отзвуков священных труб, в которые трубили завоеватели Палестины, осаждавшие город.
Камень преткновения – помеха, затруднения, на которые наталкивается кто-либо в каком-либо деле. Согласно Библии, камень преткновения это камень, положенный Богом у Храма в Иерусалиме. Об этот камень спотыкались неверующие. Книга за семью печатями – «что-либо непонятное, скрытое, совершенно недоступное разумению. Козел отпущения – человек, на которого сваливают чужую вину, ответственность за других. Библейское выражение, возникшее благодаря обряду, существовавшему у древних евреев вдень грехоотпущения первосвященник возлагал обе руки наголову живого козла в знак возложения на него грехов еврейского народа, после чего козел изгонялся в пустыню. Краеугольный камень – основа, важнейшая, существеннейшая часть главная идея. Выражение из Библии Я полагаю в основание на
Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный, – так говорит пророк Исайя».

178 Манна небесная – «что-либо желанное, крайне необходимое, редкое. По библейскому мифу, манна небесная – пища, которую Бог посылал иудейскому народу каждое утро с неба, когда сыны Израиля шли пустыней в страну обетованную. Неопалимая купина – нерушимость, сохранность чего-либо». По библейскому мифу, чудесный горящий, ноне сгорающий куст терновника, в пламени которого Бог явился Моисею. От лукавого – лишнее, неправильное, во вред. Выражение из Евангелия. Иисус, запретив клясться небом, землею, головою клянущегося, сказал Но да будет слово ваше да, да нет, нет а что сверх того, то от лукавого. Посыпать пеплом главу – глубоко скорбеть по поводу какого-ни- будь бедствия, утраты чего-нибудь ценного. Выражение восходит к рассказу из Библии о древнем обычае евреев посыпать голову пеплом или землею, оплакивая несчастие свое или близких. Приносить жертву Молоху (Молох – символ жестокой, неумолимой силы, требующей человеческих жертв. Связано с именем жестокого финикийского божества, о котором упоминается в Библии. Танталовы муки – несчастья, лишения, муки. По легенде, Боги пили чудесные напитки – амброзию и нектар. Напитки эти сохраняли вечную молодость, силу, здоровье. Тантал хотел похитить эти напитки со стола богов и принести их на землю людям. Боги жестоко наказали Тантала. Он был брошен в Тартар (ад) и там подвергнут страшным мукам. Его мучили голод и жажда, хотя недалеко от него были роскошные плоды и сам он стоял по горло вводе. Но как только он открывал рот, чтобы напиться, вода исчезала как только протягивал руку к плоду – ветка уходила далеко. Ящик Пандоры
источник несчастий, великих бедствий. В древнегреческом мифе о Пандоре говорится, что некогда люди жили, не зная никаких несчастий, болезней и старости, пока Прометей не похитил у богов огонь. За это разгневанный Зевс послал на землю красивую женщину –
Пандору, она получила от Зевса ларец, в котором были заперты всечеловеческие несчастья. Несмотря на предупреждение Прометея – не открывать ларец, Пандора, подстрекаемая любопытством, открыла его и рассыпала все несчастья

179 Приложение 2 Темы для выступлений
1. Скинхеды – патриоты или подонки
2. Я убежденный пацифист.
3. Что такое патриотизм сегодня
4. Нужно ли разрешить продажу огнестрельного оружия в XXI веке
5. Если завтра война
6. Каждый ли мужчина должен уметь обращаться с оружием
7. Формула любви в XXI веке.
8. Брак по любви или по расчету
9. Верители вы в любовь с первого взгляда
10. Однополые браки
11. Я люблю Россию.
12. Необходимо ли чтение ввек компьютеризации
13. Существует ли катастрофа чтения
14. Интернет альтернативный источник знаний или информационная свалка
15. Компьютерная игра развлечение или уход от реальности
16. Компьютер в нашей жизни.
17. Компьютерные игры – развитие или деградация.
18. Значение книг в нашей жизни.
19. Компьютерная зависимость миф или реальность
20. Мат – это неплохо
21. Мат – это плохо
22. Интернет беда или спасение
23. Слово – это единственное спасение на века.
24. Компьютерные игры хорошо это или плохо
25. Дружба и любовь по Интернету миф или реальность
26. Любовь по Интернету миф или реальность
27. Виртуальное общение за ним будущее
28. Виртуальное общение за ним будущее
29. Война диалог культур или трагедия.
30. Демократия миф или реальность.
31. Легализация оборота огнестрельного оружия необходимость или угроза безопасности.

180 32. Интернет новое занятие или новая форма жизни.
33. Интернет технология свободы или большая помойка.
34. Шоу-бизнес: новая культура или ее похоронная команда.
35. Современное кино торжество технологий или таланта.
36. Кино великое искусство или великое надувательство.
37. Свобода реальность или миф.
38. Свобода роскошь или необходимость.
39. Будущее России держава или страна третьего мира.
40. Америка великая демократия или мировой агрессор.
41. Феминизм будущее мира или его крах.
42. Гомосексуальные браки в России быть или не быть.
43. Будущее планеты природа или человек.
44. Умирают только зато, ради чего стоит жить (Антуан де Сент-
Экзюпери, французский писатель.
45. Мне всегда было непонятно люди стыдятся бедности и не стыдятся богатства (Фаина Раневская, актриса.
46. Самый великий человек в истории был самым бедным (Ральф
Эмерсон, американский писатель) .
47. Прогресс имеет один недостаток время от времени он взрывается (Элиас Канетти, австрийский писатель) .
48. Вера – то, ради чего умирают идеология – то, ради чего убивают (Антони Бенн, известный британский политик.
49. Свобода – это право делать всё, что не запрещено законом Шарль Монтескьё, французский философ-просветитель).
50. Лучший в мире кинозал – это мозги ты понимаешь это, когда читаешь хорошую книгу (Ридли Скотт, известный британский кинорежиссер и продюсер.

181 Приложение 3 Репродукции картин В. Е. Маковский Объяснение. Москва. Государственная Третьяковская галерея К. П. Брюллов Последний день Помпеи».1833.
Санкт-Петербург. Русский музей

182 В. Г. Перов Охотники на привале. 1871. Москва. Государственная Третьяковская галерея И. И. Левитан Владимирка. 1892. Москва. Государственная Третьяковская галерея

183 ПА. Федотов Сватовство майора. 1848.
Санкт-Петербург. Русский музей В. В. Верещагин Апофеоз войны. 1871. Москва. Государственная Третьяковская галерея

184 Н. Н. Ге Что есть истина Христос и Пилат. 1890. Москва. Государственная Третьяковская галерея

185 Условные сокращения
безл. ф. – безличная форма бран. – бранное гл. – глагол дееприч. – деепричастие доп. – допускается ирон. – ироническое лич. ф. – личная форма нейтр. – нейтральная неодобр. – неодобрительное непр. – неправильно отгл. – отглагольный оф.-дел. – официально-деловой презрит. – презрительное пренебр. – пренебрежительное прил. – прилагательное прич. – причастие проф. – профессиональная р. п. – родительный падеж разг. сниж.– разговорная (сниженная) ритор. – риторическое слав. – славянское страд. ф. – страдательная форма сущ. – существительное торж. – торжественное укор. – укоряющее уменьш.-ласк. – уменьшительно-ласкательное устар. – устаревшее фамильяр. – фамильярное шутл. шутливое
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


написать администратору сайта