Экзамен ТКО. Правовые основы и принципы применения техникокриминалистического сопровождения следствия. Задачи техникокриминалистического обеспечения следственной деятельности
Скачать 1.78 Mb.
|
42.Правила фотосъемки места происшествия. Особенности изготовления фототаблиц. Фотосъемка способствует объективной фиксации места происшествия, по снимкам можно более подробно изучить элементы обстановки места происшествия; а с помощью обзорных фотоснимков более точно реконструировать обстановку места происшествия, которая существовала на момент осмотра. Фотосъемка места происшествия необходима для запечатления: 1) общей картины обстановки; 2) взаимного расположения объектов; 3) отдельных предметов и следов, относящихся к событию, и их признаков. Выделяют следующие виды фотосъемки на осмотре места происшествия. 1. Ориентирующая — фотосъемка места происшествия с окружающей местностью с целью установления его месторасположения относительно определенных ориентиров. Этот вид съёмки применяется вначале осмотра места происшествия, до начала статической стадии. Снимки должны давать ясный ответ на вопрос где произошло преступление, для чего следователь или специалист, перед фотосъемкой должны отойти от места происшествия на значительное расстояние ( от 20 до 100 м и более), что бы в кадр попали соседние строения, имеющиеся на местности ориентиры. Убрать людей, транспорт, находящиеся между фотографом и непосредственным местом происшествия. Само место происшествия может занимать на таком снимке небольшую часть фотографии, порой 5-10% площади. Большинство ориентирующих снимков делается методом панорамной фотосъемки (см. панорамный метод). В некоторых случаях, наглядным ориентирующим является снимок произведенный с возвышенности. 2. Обзорная — фотосъемка непосредственно места происшествия с целью фиксации общей вещной обстановки. При этом место происшествия - фотографируется изолированно от остальной обстановки. Изображение имеет более крупный масштаб. Такой снимок должен отвечать на вопрос - что собой представляет место происшествия. Обычно производится несколько снимков, например дом, где произошло убийство фотографируют с улицы (фасада ), а так же со двора. Комнаты, помещения - от окна и от двери (обязательно со вспышкой).Снимки строятся таким образом, что бы в центре оказался наиболее важный участок места происшествия ( труп, место взлома, сгоревший автомобиль и т.д.). Следует стараться строить кадр таким образом, что бы одни следы и предметы не загораживали другие. На месте происшествия, имеющем сложную структуру, делается серия обзорных снимков с разных точек, которые должны создать целостную картину места происшествия. Это позволяет, изучая фотографии, как бы рассмотреть место происшествия с разных сторон. В квартире, доме фотографируется каждая комната, подсобное помещение. Поскольку следы и предметы как правило находятся в нижней части кадра, на земле, полу - фотография, сделанная с высоты роста человека недостаточно хорошо отображает обстановку на месте происшествия, поэтому рекомендуется производить такие снимки с возвышений (стул, стол, стремянка, крыша соседнего строения и т.д.). Это позволяет получить фотографию места близкую к плану. До начала фотосъёмки необходимо небольшие следы и предметы, обнаруженные в ходе статической стадии осмотра, до их изъятия обозначить номерками, из криминалистического комплекта следователя. Небольшой размер этих предметов и следов не позволит их запечатлеть на обзорных снимках, но расположенные рядом с ними номерки, на таком снимке будут указывать на место их обнаружения. 3. Узловая — фотосъемка наиболее важных участков места происшествия (например, окна или двери со следами взлома, через которые проникли преступники), чтобы дать представление о наличии и взаимном расположении имеющихся на них предметов или следов.Позволяет ответить на вопрос, как выглядит место происшествия и следы на нём. Такие фотографии производятся с более близкого расстояния и более крупным планом. Необходимо следить что бы в кадр след или предмет попал не изолированно, а с деталью окружающей обстановки ( углом строения, мебели в комнате, деревом и т.д.). При этом необходимо присутствие в кадре и номерка, которым след или предмет был обозначен на обзорном снимке. Мелкие следы (пятна крови, следы пальцев руквыстрела) можно обозначить бумажными стрелками, обвести мелом. 4.Детальная — фотографирование отдельных предметов или следов для фиксации их состояния, внешнего вида и особенностей.Снимки делаются изолированно от окружающей обстановки, как правило методом масштабной фотографии (см. метод масштабной фотосъемки), с расстояния не более одного метра. При этом след, предмет занимает почти всю площадь кадра. Рядом со следом, предметов в кадр помещается масштабная линейка, таким образом, что бы она позволила судить о размере фотографируемого объекта. При этом оптическая ось фото аппарата при фотографировании, должна быть строго перпендикулярно поверхности, на которой располагается объект. Фотографии оформляются в виде фототаблиц и прилагаются к протоколам следственных действий. При изготовлении и оформлении фототаблиц необходимо соблюдать следующие правила: а) фототаблицы изготавливает лицо, производившее съемку; б) снимки располагают в определенной последовательности: ориентирующие, обзорные, узловые, детальные; в) нумерация снимков в таблицах должна быть последовательная; г) надписи под снимками должны раскрывать их содержание; д) не указывать в надписях метод или вид съемки, если это не несет дополнительной информации; е) снимки в таблицах должны быть взаимосвязаны (например, объект на детальном снимке должен быть виден на узловом, и для этого на узловой снимок необходимо нанести пронумерованную стрелку соответствующей длины для обозначения места его расположения); ж) наклеивают фотографии на стандартные бланки фототаблиц или на листы плотной бумаги клеем, желательно резиновым, но не силикатным; з) каждый наклеенный снимок скрепляют оттиском печати (часть оттиска печати должна находиться на бланке фототаблицы); и) фототаблица должна иметь единый заголовок; к) на каждом листе фототаблицы лицо, изготовившее ее, ставит свою подпись; л) на последний лист фототаблицы наклеивают конверт, в который помещают негативы, и после этого конверт опечатывают. 43. Особенности фотосъемки трупа. 1. Фотосъемка трупа производится в следующем порядке: а) в ходе осмотра места происшествия производится всеми четырьмя видами, до начала его осмотра в том виде в котором он обнаружен в полный рост, с четырёх противоположных позиций с охватом окружающей обстановки, как правило под углом 45,125° градусов по отношению к оси трупа. Не рекомендуется фотографировать труп со стороны пяток, головы, поскольку такие снимки не дают представления о позе и внешнем виде трупа; б) труп фотографируют без окружающих предметов с целью фиксации его позы. Съемка лежащего трупа по возможности осуществляется с двух противоположных точек и сверху. Висящий труп фотографируют по возможности с четырех точек, а после опускания отдельно изготовляют снимки головы, шеи, странгуляционной борозды, узлов на веревке или предмете, заменяющем ее. Обгоревший труп сначала фотографируют на месте его обнаружения, а перед отправкой в морг дополнительно на любом светлом фоне. Фотографии должны точно отражать позу трупа, зафиксировать имеющиеся на нём следы. В тесном помещении, для полной фиксации положения трупа необходимо использовать стул, лестницу, либо сделать линейную панораму трупа из двух снимков, «голова-пояс» и «пояс-ноги». Если труп находится в неудобном месте для его фотографирования, то снимается это место, затем труп, после его извлечения. При переворачивании трупа с живота на спину так же производится повторная фотография. При осмотре частей трупа на месте взрыва их фотографируют по мере обнаружения, а после того, как судебно-медицинский эксперт сложит их, повторно. Спрятанные трупы фотографируют до снятия с них предметов, которыми они были замаскированы и забросаны, а затем после снятия этих предметов. Загрязненные трупы фотографируют до и после их очистки от грязи; в) повреждения на трупе и одежде, татуировки, иные особенности, обнаруженные на теле и одежде, фотографируют методом масштабной фотосъемки. 44. Особенности фотосъемки отдельных объектов (оружия, боеприпасов, следов рук и ног, следов крови). Следы рук целесообразно фотографировать в масштабе не меньше, чем 1:1, методом крупномасштабного фотографирования с применением удлинительных колец, при этом масштабная линейка укладывается рядом со следом. Окрашенные следы пальцев фотографируются при двустороннем освещении: с одной стороны — рассеянном, с другой — теневом (т.е. в боковом косо падающем освещении, подчеркивающем рельеф объекта). Съемка потожировых следов пальцев требует специального освещения: если предмет, на котором обнаружен след, — непрозрачный, его освещают односторонним боковым узким пучком света; если след обнаружен на прозрачном предмете, то его фотографируют в проходящем свете. Для этого, если позволяет обстановка, помещение, где производится осмотр, затеняется. С противоположной стороны предмета накладывается черная бумага (или ткань) с вырезом, равным по величине следу. Источник света располагают за предметом. Освещение направляется под углом, близким к прямому, к плоскости предмета, на котором расположен след. Если след руки сфотографировать сложно или практически невозможно, то изготавливается узловой или крупно-детальный фотоснимок, на котором месторасположение следа руки указывается вырезанной из белой бумаги стрелкой. Следы обуви Следы обуви фотографируются в максимально крупном масштабе, обязательно методом детальной масштабной съемки. Объемные следы ног освещаются основным светом и дополнительным теневым. Угол теневого освещения зависит от величины рельефа следов. Чем крупнее рельеф, тем больше должен быть угол теневого освещения, и наоборот. Следы ног на снегу лучше всего фотографировать в черно-белом варианте с желтыми или оранжевыми светофильтрами. Поверхностные окрашенные , следы ног желательно фотографировать на цветные фотоматериалы, учитывая цвет поверхности, на котором они обнаружены. Дорожка следов ног, если она короткая, фотографируется целиком на один кадр сверху, более длинная — методом панорамной съемки, чтобы запечатлеть особенности походки. Микрочастицы, следы – наложения Фотосъемка видимых следов-наложений микрочастиц производится в том же порядке, как и съемка следов рук, т.е. сначала методом масштабной съемки фотографируются предметы-носители, а затем методом крупномасштабной фотосъемки сами видимые частицы. Такую съемку желательно производить в цвете. При фотографировании следов крови необходимо сначала зафиксировать общий вид обнаружения следов (обзорная съемка), предметы со следами (узловая съемка) и отдельные следы (детальная масштабная съемка). 45. Общие положения использования компьютерной сферической фотопанорамы при производстве сд. И алгоритм изготовления компьютерной сферической фотопанорамы и виртуальных туров. Сначала объект, фотографируется. Для съемки используется цифровая зеркальная камера со сверхширокоугольным объективом. Камерой, прикрепленной на стабильном штативе со специальной панорамной головкой, снимается серия кадров. Для успешной склейки кадры должны перекрываться в местах сшива. Минимально для создания сферической панорамы необходимо два кадра. При сложном освещении (большом диапазоне яркости) иногда приходится применять технологию HDRI, в этом случае количество исходных кадров может увеличиться в несколько раз. Следующим шагом по созданию 3D сферических панорам является обработка исходных снимков и их соединение в единое изображение – равноугольную (эквидистантную) проекцию панорамы. На этом этапе изображение доводится до совершенства. В зависимости от используемого программного обеспечения и требуемого формата виртуальной панорамы, равноугольную проекцию можно (а в некоторых программах необходимо) трансформировать в 6 сторон куба. В такой проекции часто делается ретушь штатива (если не была сделана на предыдущем этапе). Далее с помощью специальных программ стороны куба или равноугольная проекция преобразуются в нужный формат 3д сферической панорамы – Flash, HTML5 или другой. 46. Понятие криминалистической видеозаписи и её задачи Криминалистическая видеозапись - это отрасль криминалистической техники, представляющая собой систему научных положений и разработанных на их основе методов, приемов и технических средств, используемых при изготовлении видеофильмов в ходе раскрытия и расследования преступлений. Научные положения криминалистической видеозаписи имеют прямое отношение к работе с судебными доказательствами, фиксации образной и звуковой информации динамического характера на различных носителях. Техническими средствами видеозаписи является соответствующая съемочная и воспроизводящая аппаратура, носители видеоинформации (магнитная лента, флэш-карты, CD, DVD) различные принадлежности, которые необходимы для изготовление и демонстрации видеофильма. Под методами и приемами криминалистической видеозаписи понимают ряд правил и рекомендаций, предусматривающих применение названных технических средств с целью изготовления судебных видеофильмов в ходе расследования преступлений. Роль криминалистической видеозаписи в следственной практике и оперативно-розыскной деятельности состоит в свойственных ей принципиально иных возможностях фиксации событий и объектов в динамике, что позволяет успешно решать весьма сложные задачи. Это запечатление с документальной точностью материальной обстановки и расследуемых событий в их развитии, изменении; сохранение зафиксированной информации и ее оценка в любой момент предварительного следствия и судебного разбирательства; регистрация малодоступных человеческому восприятию быстропротекающих процессов и последующее детальное их изучение как в целом, так и по отдельным составляющим периодам; точное установление времени, в течение которого происходило зафиксированное событие, и др. Видеозапись применяется при производстве следственных действий в целях запечатления информации того же объема, что и при использовании в качестве средства фиксации фотосъемки, однако в силу специфичности их операторских методов такая съемка подразделяется на съемку мелким, средним и крупным планами. Съемка мелким планом выполняет роль ориентирующей фотосъемки. Чаще всего с мелкого плана начинается видеофильм. Он как бы вводит нас в общую окружающую обстановку места события. Средний план дает обзор непосредственно места производства следственного действия, фиксирует общее расположение объектов, расстановку участвующих в следственном действии лиц и выполняемые ими роли. Крупный план выделяет отдельные, наиболее важные объекты съемки и действия участников события, фиксирует общие и частные признаки предметов, имеющих значение для расследования дела. В целях достижения большей информативности мелкие предметы, следы, особенности поведения и эмоционального настроя участников действия из числа обвиняемых, потерпевших, свидетелей снимаются с акцентированием внимания на них. Операторские возможности видеосъемки путем плавного перехода от плана к плану с использованием таких приемов видеозаписи как панорамирование, наезд (увеличение масштаба изображения) и отъезд (уменьшение масштаба изображения), позволяют с убедительной достоверностью показать место обнаружения имеющего отношение к расследуемому событию объекта, характерные для него общие и частные признаки, запечатлеть такие особенности поведения участвующих в следственном действии лиц, которые ускользнули бы при других способах фиксации. Применение криминалистической видеозаписи в ходе расследования приобретает доказательственное значение лишь при условии надлежащего оформления, включающего процессуальный и технический аспекты. Процессуальный аспект регламентирован уголовно-процессуальным законом. Правила технического оформления выработаны практикой. При видеозаписи допроса, следственного эксперимента, проверки показаний на месте фильмированию подлежит все следственное действие от начала до конца. При этом фильм компонуется из трех последовательных частей: вводной, основной и заключительной. Во вводной части запечатлеваются действия с момента, когда следователь, выполняя процессуальные формальности, называет свою должность, фамилию, указывает, по какому делу производится следственное действие, называет место и время его производства, участников, разъясняет им их права и обязанности и осуществляет другие действия, предусмотренные процессуальным законом. В основной части видеофильма фиксируется ход следственного действия с синхронной звукозаписью диалогов его участников. Заключительная часть видеофильма снимается после демонстрации участникам следственного действия вводной и основной его частей. В кадрах, снятых средним и крупным планами, фиксируется опрос следователем участников следственного действия, соответствует ли воспроизводимая видеозапись содержанию и результатам следственного действия. Завершается фильм ответами на поставленные вопросы и сообщением следователя о времени окончания следственного действия. 47. Современные технико-криминалистические средства и методы криминалистической видеозаписи и формы их использования в процессе расследования преступлений Прежде чем перейти непосредственно к видеосредствам фиксации криминалистической информации, отметим все более широкое распространение цифровых аппаратов, реализующих покадровую видеозапись изображений на магнитный носитель. Сконструированы они на базе популярных узкопленочных зеркальных камер, поэтому предоставляют пользователю широкий спектр возможностей электронного интеллекта вкупе с оптическим совершенством сменных объективов. В этой связи нельзя не отметить, что появление таких аппаратов ставит перед криминалистами новые сложные задачи по оценке достоверности цифровых фотоснимков, служащих источниками наглядной доказательственной информации, в особенности, если они получены вне сферы уголовного процесса, поскольку монтаж здесь производится на более высоком, электронном уровне. В настоящее время в следственной практике используется обычная и цифровая видеоаппаратура формата VHS в основном зарубежного производства, которая дает возможность получить качественное цветное изображение 47 даже в условиях очень слабой освещенности, гарантируя его яркость, контрастность, интенсивность и разрешающую способность (передачу мелких деталей). Улучшенная видеоаппаратура маркируется знаком HQ, а кассеты с лентами, обеспечивающими повышенное качество записи, – знаком S (супер). Видеокамера может работать как от сети переменного тока (через специальный адаптер), так и от аккумулятора, обеспечивающего до двух часов съемки при температуре окружающей среды до 25 градусов по Цельсию. При отрицательных значениях температуры время работы без подзарядки аккумулятора заметно сокращается вследствие загустения смазки в лентопротяжном механизме. Видеокамеры просты в работе, но представляют собой сложные электронно-механические устройства, требующие соблюдения предписаний инструкции по эксплуатации и уходу. Отдельные модели видеокамер оснащены лампами подсветки, автоматически включающимися при недостаточной освещенности снимаемых объектов, причем изменение последней задает яркость светового потока. Наличие электронного стабилизатора устраняет дрожание кадра, вызываемое колебаниями камеры при съемке «с рук». Немаловажным для криминалистической практики является и то обстоятельство, что видоискатель камеры может перемещаться по вертикали, что позволяет производить съемку в неблагоприятных условиях, когда доступ к фиксируемому объекту затруднен. Практически все современные видеокамеры имеют объективы с переменным фокусным расстоянием, варьирующим в широком интервале от 4 до 400 крат. Это дает возможность получать с одной точки съемки изображения разного масштаба, но всегда резкие вследствие автоматической фокусировки объектива. Важно и то, что в электронном видоискателе (лучше, если он цветной) воспроизводятся показатели времени производства записи: день, месяц, год, часы и минуты. Эти данные фиксируются на ленте и могут иметь важное криминалистическое и доказательственное значение. Следует отметить также, что с помощью специального принтера можно получить фотоизображение с того или иного кадра видеоленты в черно-белом или цветном варианте. Для записи в основном применяются 8- 48 миллиметровые ленты, на кассетах с которыми указывается формат и продолжительность записи, качество ленты и фирма-изготовитель. Видеозапись на предварительном следствии необходима, чтобы в динамике фиксировать образную и звуковую криминалистическую информацию, получаемую при производстве следственных действий. Этой цели подчинено использование рассматриваемых далее приемов видеозаписи, которые должны обеспечивать документальность и вместе с тем выразительность видеофильма, ориентируя в обстановке производства следственного действия, показывая связи между объектами, заостряя внимание на криминалистически существенном. Документальный видеофильм, в полной мере отражающий произведенное следственное действие, можно снять, лишь правильно применяя операторские приемы видеозаписи. Съемку фильма нужно проводить так, чтобы были доброкачественно зафиксированы не только изображение, но и звук. Из основных операторских приемов можно выделить панорамирование, наезд и отъезд. Панорамирование – это съемка камерой, находящейся в движении. Оно бывает статическим и динамическим. Статическую панораму снимают плавным поворотом камеры вокруг горизонтальной или вертикальной оси. В первом случае получают круговую видеопанораму, а во втором – вертикальную. При динамическом панорамировании съемка осуществляется камерой, перемещающейся в пространстве. Такой прием рационально применять тогда, когда нужно запечатлеть большие площади или объекты значительной протяженности. Разновидности динамических панорам – линейная панорама, при съемке которой камеру постепенно перемещают параллельно фронтальной плоскости объекта, как бы оглядывая его, и панорама следования, когда с камерой движутся за объектом, фиксируя его динамику. Панорамы должны начинаться и заканчиваться статичными кадрами, иначе они плохо согласуются с соседними эпизодами видеофильма, запечатлевшего следственное действие. Внутри панорам целесообразно делать остановки (стоп-кадр) для выделения главных объектов. Здесь следует применять наезд, т. е. плавный переход от общего плана к среднему и крупному. Отъезд – прием, обратный 49 наезду, обычно позволяет поддерживать ориентацию в обстановке производства следственного действия после серии эпизодов, снятых крупным и детальным планами, либо для ввода в кадр других лиц после показа основного персонажа съемки. По аналогии с криминалистической оперативной фотографией, которая использует ориентирующий, обзорный, узловой и детальный виды съемки, в криминалистической видеозаписи применяется общий, средний, крупный и детальный планы. Общий план предпочтителен при ориентирующей и обзорной фиксации места проведения следственного действия. Он показывает перемещение главного объекта на фоне окружающей обстановки. Таким планом хорошо начинать эпизоды судебного видеофильма, он вводит в курс предстоящих действий. Средний план, укрупняя часть изображений общего плана, направляет внимание на определенный объект, динамика которого становится уже хорошо различимой. Для выделения характерных частей снимаемого объекта используется крупный план. Детальный план необходим для показа в полный кадр специфических особенностей объектов съемки. Снимать эпизоды судебного видеофильма необходимо в той последовательности, в какой они будут демонстрироваться, чтобы избежать монтажа. Съемку обычно ведут с уровня среднего роста, привычного и не искажающего перспективу. Нужно обращать внимание на освещение снимаемых объектов, нейтрализовать звуковые помехи, затрудняющие восприятие звукового ряда. Для производства видеозаписи в ходе следственного действия целесообразно пригласить специалиста-телеоператора, объяснив ему, что и как требуется заснять. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» видеозапись допустима и при производстве оперативно-розыскных мероприятий. В дальнейшем их результаты, зафиксированные посредством видеозаписи, могут быть легализованы в материалах уголовного дела в качестве доказательств вины конкретного субъекта. На видеоленте могут быть отражены обстоятельства совершения преступления, доказательства причастности к нему определенного гражданина, следы содеянного и др. Такие видеоматериалы 50 по своей природе обычно приравниваются к вещественным доказательствам. Видеозаписи, в том числе любительские, могут быть полезными для доказывания фактов встреч интересующих следствие субъектов, их знакомства, совместного времяпрепровождения, нахождения в дружеских взаимоотношениях, пребывания в определенное время в конкретном месте и др. К материалам расследуемого дела в качестве документа следует приобщать видеокадры, запечатлевшие празднование свадьбы, дня рождения, юбилея, пикник, застолье в ресторане, сауне и т. п. с участием лиц, интересующих следствие. Опровергнуть такие доказательства в силу их наглядности и убедительности весьма трудно. |