Главная страница
Навигация по странице:

  • Следует подчеркнуть, что при сценарных разработках корпоративных праздников автору и режиссеру приходится сталкиваться с некоторыми

  • Стр.240 ГЛАВА 17 ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ ЭСТРАДНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ

  • Все дети, а частично и подростки, живут в очень сложном, дефор- мированном «временном пространстве» — без прошлого, или почти

  • Знакомые и привычные герои — непременные участники эстрадных представлений для детей. Введение их в сценарий является обязательным

  • Представления


    Скачать 3.41 Mb.
    НазваниеПредставления
    Дата12.10.2022
    Размер3.41 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаDramaturgia_estradnogo_predstavlenia (1).pdf
    ТипУчебник
    #729778
    страница16 из 23
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   23
    Тема представления в рамках корпоративного мероприятия в
    обяза-( тельном порядке должна быть «своей», фирменной, хорошо
    знакомойвсем присутствующим в зале лицам.
    Историки эстрады утверждают, что на самом деле «капустники», а поначалу они были чисто театральным развлечением, родились у нас, в
    России. И связано это было с тем, что во время Великого Поста у нас не только не рекомендовали есть-пить-гулять, но даже особенно и веселиться.
    Есть следовало только особые блюда, в основном вегетарианские, прежде всего капусту, правда, в любом виде. И вот в такой обстановке в начале века артисты нашего отечественного театра, при отсутствии спектаклей, от нечего делать собирались в своем кругу, приносили пироги с капустой, а иногда, говорят, даже ставили целый кочан кислой капусты на стол — и тихонько веселились как могли. Передразнивали друг друга, разыгрывали,
    * Интересно, имел ли он в виду также и своего брата, тоже режиссера, сценариста, активиста кино и шоу-бизнеса, которого мы должны причислять к интеллигенции, но никак не можем отнести к безденежным гражданам нашей страны.
    Стр.234
    пародировали, сочиняли эпиграммы, пели куплеты, танцевали шутливые танцы... И все это называлось «капустником»*.

    Тут проблема в другом — угадать, что именно заказчик хочет, характер сценического представления, его темы, уровень юмора и многое другое.
    Ситуация усугубляется еще и тем, что с главой фирмы или компании, человеком, который принимает решения и все оплачивает, напрямую поговорить сценаристу, как правило, не представляется возможным.
    Приходится выслушивать какого-нибудь менеджера нижнего звена, который (а чаще — которая) ничего толком объяснить не может, не умеет, ничего в этом деле не понимает, восполняя отсутствие всех нужных знаний высоким гонором и самомнением.
    Поэтому чаще всего сценарист должен двигаться к результату вслепую, на ощупь, доверяя лишь своей интуиции и пониманию вопроса. Это — как правило. Но бывают и исключения.
    Положительная сторона работы для «корпорантов» заключается в том, что для них приходится придумывать и писать сценарии, которые больше просто никто и нигде не будет ставить, реализовывать и соответственно за них платить. Это «штучный товар». И этим он дорог и для настоящего профессионала интересен.
    Можно привести реальный пример.
    Крупная строительно-реставрационная фирма, несколько лет успешно трудившаяся над тем, чтобы к 300-летию Санкт-Петербурга привести в порядок Петропавловскую крепость, а главное, — Петропав- ловский собор, пожелала на своем Новогоднем вечере увидеть шоу-ка- пустник на эту тему. И чтобы его действующими лицами были не Дедушка
    Мороз со Снегурочкой, а первостроитель Санкт-Петербурга швейцарский зодчий Доменико Трезини и крепостной крестьянин Телушкин, виртуозно заменивший в свое время покосившегося ангела на шпиле
    Петропавловского собора на другого**. Среди действующих лиц был
    «заказан», разумеется, и Петр Алексеевич, тот, что Великий, и «Дама в красном», выступавшая в роли под названием «Рука Москвы»... Прак- тически это была одноактная пьеса, капустник, написанный в форме
    * По иронии судьбы, сегодня многие из тех, кто заказывает «капустники», конеч- но же, чаще всего никаких Великих постов не соблюдают, хотя порой занимают посты достаточно высокие и веселятся круглый год и от души.
    ** Кстати, он после этого получил от самого царя чуть не 500 рублей деньгами и бессрочное право бесплатно пить во всех государевых кабаках сколько хочет.
    Стр. 235
    народного суда, или суда истории. В нем были .чатронуты внутрифир- менные темы, интриги, сплетни и другие дела. И, несмотря на то, что для сидевших за столами сотрудников он длился достаточно долго — около часа, — они в итоге были в полном восторге. Это было «про них». Это было неожиданно и смешно. Бывает и так...
    Однажды коммерческий отдел Петербург-концерта получил заказ устроить Новогодний праздник для одного очень богатого человека, купившего и имевшего на своих землях чуть не целую деревеньку. *
    Действо должно было быть в стиле повести «Ночь перед Рождеством»
    из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя. Все роли, включая
    Вакулу, Оксану, Солоху и Черта, должны были исполнять друзья и родственники богатея. Творческий лозунг звучал коротко: Даешь
    «колядки»!
    Сценарист поднял исторические документы по Рождеству в России. Ни о каких «колядках» там и речи не было! «Колядки» — это малороссийский фольклор. У нас же все очень строго, в чисто-религиозном духе, какие там летающие над границами двух государств черти... Но заказ есть заказ. И сценаристом, который в этом случае не был связан соавторством с режиссером, к счастью для них обоих (тот занимался продюсированием
    «новогоднего проекта»), была разработана сцена встречи гостей у замка- виллы хозяина имения, шуточное распределение ролей, этакий «кастинг» для будущих «колядок». Была придумана довольно смешная «репетиция» готовящихся на «колядках» выступлений и пять различных вариантов
    «колядования» на современные темы — с частушками, пародиями, переодеваниями и прочими увеселениями...
    При всем при этом, взяв по желанию заказчика за основу «Ночь перед
    Рождеством», нельзя было уж совсем далеко уходить от Н. В. Гоголя и следовало что-то делать и с Вакулой, и с Чертом, на котором он прилетел в
    Санкт-Петербург из Диканьки. Пришлось «осовременить ситуацию»: прилететь-то он прилетел, а обратно на «незалежную» его не пускают.
    Поэтому Вакуле один выход — домой ехать «зайцем», а Черту — пробираться по газовой трубе...
    Привлекательным моментом для сценариста и режиссера является то обстоятельство, что работа с «корпорантами» часто допускает совершенно неожиданные решения и дает возможность -
    Стр.236
    оперировать весьма значительными суммами для реализации своих идеи на эстраде.
    Только «корпоранты» могут к 130-летнему юбилею Гранд-отеля
    «Европа» выкатить на тротуар перед гостиницей бутерброд с икрой длиной в... 130 метров! Только «корпоранты» из страховой компании «Сфинкс» могут «закрутить» свой юбилей вокруг подарка одному из своих быстро растущих менеджеров — джипа «Чероки». Фирма по производству биологически-активных добавок пожелала заказать свой гимн Олегу
    Газманову и получить его музыку и текст для хорового исполнения в торжественных случаях. Только «корпоранты», в данном случае известная всей стране «пирамида-МММ», спонсируя телепередачу «Под знаком зодиака», могла откупить на один день... все московское метро, сделав его для всех жителей и гостей столицы бесплатным. Ни Государственному концертно-филармоническому учреждению. ГКФУ «Петербург-концерт», ни
    Государственной детской филармонии такое и не снилось! Ибо, решая проблемы сценарных разработок для массового театрализованного концертного представления на Дворцовой площади в честь Дня Победы, сценаристу и режиссеру приходилось придумывать, как оправдать установку рядом с пятиконечной звездой «Ордена Победы» больших бутафорских бутылок с рекламой пива «Арсенальное»...
    Похоже, что подобная ситуация характерна не только для нашей страны,
    а существует во всем мире.
    Например, именно от частной корпорации в свое время поступило предложение провести в США, в Атланте, большое театрализованное представление под условным названием «Живые шахматы», о котором рассказывалось выше.
    Следует подчеркнуть, что при сценарных разработках корпоративных
    праздников автору и режиссеру приходится сталкиваться с некоторыми
    незыблемыми традициями, доставшимися нам с прежних времен.
    Непременно где-то в начале представления должен выступить хозяин фирмы с небольшой речью,,потом надо дать слово какому-нибудь городскому или районному начальству, кому-то из депутатов — это непременно.'Затем надо найти место для награждения «передовиков производства» грамотами, ценными подарками, какими-нибудь путевками,/Очень часто создается и демонстрируется какой-то короткометражный телефильм о самой фирме или компании.
    Стр.237
    И все это должно сочетаться с застольем и завершаться непременными викторинами, конкурсами и, конечно же, дискотекой. Иногда ситуация создается просто курьезная.
    Когда в зале «Гигант-холл» санкт-петербургского казино «Конти» свой трехлетний юбилей отмечала Ассоциация компаний ритуальных услуг, представлявшая соответствующих работников соответствующих мест, а также специализированных магазинов, они своих отличившихся сотрудников в количестве 140 человек награждали, как в Америке при вручении кинопремии «Оскар», по 14 номинациям. Среди них одна именовалась «За хорошее отношение к клиенту», другая — «За новаторство в работе»... И это не анекдот, имеются соответствующие документы. Сценаристу пришлось вспомнить и сцену на кладбище из шекспировского «Гамлета», и рассказ А. С. Пушкина «Гробовщик», и пьесу «Живой труп», и «Мертвые души», и многое другое...
    Не менее своеобразный заказ поступил в свое время от Академии гражданской авиации.
    Ее команда Клуба веселых и находчивых, КВН, встречалась в матче со сборной командой... тюрьмы «Кресты». Тема выступления была сформулирована так: «Национальные особенности русского народного юмора». Совсем не так плохо! Пришлось вспомнить и скоморохов, и частушки, и анекдоты...
    В этом матче победила, конечно, тюрьма. Смешно сказать, разве могло быть иначе, когда соревнования проходили на ее территории...
    Люди везде люди. И они имеют право на праздники и гулянья, в какие бы формы они ни облекались: дни рождения, дни основания, юбилеи.
    Эстрадный автор должен относиться к этому без снобизма, но и не переступать определенных моральных, профессиональных, эстетических
    границ в необходимости угодить заказчику.
    Страсть к юбилеям, видимо, объясняется сейчас у нас еще и следующим. За последние 10-15 лет мы вылили друг на друга столько обвинений, оскорблений и грязи, что людям очень хочется услышать хоть пару хороших слов о том, как они раньше жили, трудились, защищали свою Отчизну, строили дома, заводы, плотины, покоряли космос, — не может огромная страна долго заниматься самооплевыванием. Люди хотят услышать о себе доброе слово, которое, как известно, «и кошке приятно»! Недаром народный артист России
    Стр238
    Е. Петросян так и назвал одну из своих эстрадных программ — «Доброе слово и кошке приятно»*.
    Впрочем, в его практике был и такой казус. После распада СССР разные республики стали вводить у себя свои собственные деньги и называть их, к примеру, в Латвии «латами», в Литве — «литами». В репертуаре артиста появилась сметная реприза, что если так дело пойдет и дальше, то появятся у нас в Харькове «хорьки», в Пензе «пензго-ки», в Мордве «морды». А уж до чего могут дойти в славном городе Херсоне и подумать страшно...
    Реприза имела в ту пору успех, так как была «на злобу дня», хотя через пару недель в офис Е. Петросяна из представительства одной автономной республики пришел официальный протест...









    Проведение корпоративного праздничного мероприятия очень часто смыкается с жанром КВН. Внешняя структура и архитектоника драматургии выступлений на эстраде команд КВН всем хорошо известны. Это особая форма, существующая вроде бы только у нас, в
    России, хотя неувядаемый А. Масляков и объявил недавно, что 8 Ноября отныне является Международным днем клубов веселых и находчивых.
    Внимательный анализ того, что нам показывают по телевидению, приводит к некоторым выводам, например, о том, что за спиной этих молодых и разбитных ребят, конечно же, стоят профессиональные авторы, сценаристы и режиссеры. Так сказать, «помогают». Ну, а кого особенно волнует, кто именно придумал ту или иную шутку? Не зря говорится, что «слово не воробей, вылетит — не поймаешь». А ост- роумное слово, тем более шутка, анекдот, острота на злободневную тему распространяются в обществе со скоростью света.
    Хуже другое. Диалоги ка-ве-эн-щиков часто изобилуют остротами, взятыми напрокат из Интернета, а порой и «уведенными» других команд. Тут, похоже, «закон — тайга». Даже «Комсомольская правда» как- то разразилась статьей, обвинявшей того же Е. Петросяна в том, что он у команд КВН «шутки ворует». Тут еще надо установить, кто у кого. И что это за объявленный в газете «автор
    * При этом, когда свою следующую театрализованную концертную программу он
    озаглавил «Дураки мы все!», то стал получать многочисленные возражения и протесты зрителей самых различных регионов, не желавших относить себя к этой категории лиц...
    Стр239
    анекдота» — «Команда КВН Уральского политехнического универ- ситета»? Это фамилия такая или псевдоним? Авторы иногда выступают в дуэте, иногда объединяются даже втроем, но чтобы автором считалась вся команда, весь университет — это уже «перебор»...
    И в то же время выступления команд КВН — это своеобразная открытая лаборатория эстрады. Там порой рождаются и проходят испытания на публике определенные новые и порой неожиданные драматургические схемы, приемы, так называемые «повороты» знакомых нам и совсем свежих тем. И это отрадно. Но этим вопросам будет отведена отдельная глава.
    Подробнее к проблемам создания миниатюр, музыкальных мозаик, юмористических монологов и реприз мы обратимся в дальнейшем изложении.
    Стр.240

    ГЛАВА 17
    ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ
    ЭСТРАДНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ
    ВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ ДЕТСКОГО ЗРИТЕЛЯ. - СОЗДАНИЕ СЦЕНАРИЯ ДЛЯ
    ДЕТЕЙ С ТОЧНЫМ ВОЗРАСТНЫМ АДРЕСОМ - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
    ТРЕБОВАНИЕ К МАСТЕРСТВУ ЭСТРАДНОГО ДРАМАТУРГА. - УЧЕТ В
    СЦЕНАРИИ СПЕЦИФИКИ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ВОСПРИЯТИЯ. - ИН-
    ТЕРАКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ - ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ СТРУКТУРЫ
    ДЕТСКОГО ЭСТРАДНОГО КОНЦЕРТА. - ЗНАКОМЫЕ ГЕРОИ КАК ОБЯЗА-
    ТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ДРАМАТУРГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ЭСТРАДНОГО
    ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. - ДИНАМИКА СЮЖЕТА. - МЕСТО И ЗНА-
    ЧЕНИЕ МУЗЫКИ В ЭСТРАДНОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ. - СПЕЦИ-
    ФИКА ВВЕДЕНИЯ ВЫСТУПЛЕНИЙ ДЕТСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ В СЦЕНАРИЙ
    ОБЫЧНОГО КОНЦЕРТА. - МОБИЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ ЭСТРАДНЫХ
    ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ. - ПРОБЛЕМА ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ГЕРОЯ В
    ЭСТРАДНОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ.
    Когда речь заходит о том или ином представлении для детей, следует сразу выяснить, о детях какого именно возраста идет речь? Надо выделить четыре возрастных слоя:
    1. Дошкольный возраст
    2. Школьники младших классов
    3. Школьники средних классов
    4. Старшеклассники (тинейджеры).
    Это деление достаточно условное, и по мере взросления дети плавно переходят из одной группы в другую. Но у каждой есть своя специфика восприятия, свой уровень понимания, свои ассоциации и свои любимые герои.
    Согласно существующим у нас традициям все дети тем или иным образом всегда отмечают Новый год, чуть реже — 8 Марта. У стар- шеклассников бывает еще Праздник последнего звонка, Выпускной вечер,
    Общегородской праздник «Алые паруса» или «Белые ночи»
    Стр.241
    А школьников 5-7 классов учительница литературы иногда водит в ТЮЗ или в кукольный театр. И в каждом случае у истоков такого
    «культурного мероприятия» непременно стоит тот или иной сценарист, режиссер или люди, принявшие на себя эти обязанности*.
    Надо сказать, что «временные границы» в сознании многих молодых людей очень сдвинуты.
    Знаменитый бард А. Городницкий, кумир интеллигенции прошлых лет, автор знаковой песни 60-х годов минувшего века «Атланты держат небо на каменных руках», рассказывал, что относительно недавно на одном из
    его творческих вечеров к нему за автографом подошла миленькая девушка-студентка и чистосердечно призналась; мол, я очень люблю ваши песни, но думала, что вы уже давно умерли...
    Все дети, а частично и подростки, живут в очень сложном, дефор-
    мированном «временном пространстве» — без прошлого, или почти
    без прошлого. У них в сознании есть только яркое «сейчас», «сегод-
    ня», довольно туманное «завтра», а «вчера» или «прошлым летом»
    всплывает в памяти только лет с б-ти. И сценаристу надо всегда об
    этом помнить.
    И праздники «последнего звонка», и Новый год — праздники традиционные. Тут более или менее с драматургией все ясно. Есть только вариации известных сюжетов с обязательными в новогодние дни ситуациями и действующими лицами — Дедом Морозом, Снегурочкой,
    Бабой-Ягой. При окончании учебного заведения непременным атрибутом является вальс «Давно, друзья веселые, простились мы со школою», и т. д.
    При этом обнаруживается некий парадокс. С одной стороны, дети достаточно консервативны и прямолинейны. Они с самого начала хотят все знать. Кто «хороший» герой, кто — «плохой», что происходит, и где тут «наши».
    Когда в одном из новогодних представлений сценарист попробовал заменить Бабу-Ягу близкой по образу Бабой-Корягой, дети отвергли эту замену. Все равно это была Баба-яга. Более того, когда в
    * Ведь даже у песенки «В лесу родилась елочка» был автор, точнее — авторесса, которая дожила до 60-х годов прошлого, XX века, и даже получала за свой труд авторские отчисления в Агентстве по авторским правам.
    Стр.242
    одну из очень теплых в Ленинграде слякотных зим была сделана попытка вывести в качестве антипода Дедушки Мороза «Тетушку Жару» — его дальнюю родственницу по «боковой линии», — с которой он раньше никогда в жизни не встречался, потому что если есть мороз, значит, нет жары, и наоборот, — преодолеть стереотип детского восприятия, который очень силен, не удалось: если «злая сила» борется с Дедом Морозом, значит, это должна быть Баба-яга...
    И никакие гуманистические проповеди, что вообще-то Баба-Яга, она — тетка хорошая и в молодости даже была Снегурочкой, пока не пошла работать в школу учительницей младших классов, детьми в расчет не принимаются. Дети живут в мире стандартных «клавиш», в мире эталонов...
    Знакомые и привычные герои — непременные участники эстрадных
    представлений для детей. Введение их в сценарий является обязательным
    и обусловливается психологией детского восприятия.
    Причем эти привычные герои не обязательно должны быть из-
    вестными персонажами из старых сказок, мифов, легенд. Это вполне может быть и современный герой, но непременно «раскрученный» средствами массовой информации, в особенности — телевидением. Это может быть и персонаж популярного мультфильма (такой, как например, Почтальон Печкин, Кот Матроскин или Крокодил Гена), и даже героиня интернет-комиксов Масяня. Более того, в последнее время появились елочные детские представления, в которых в роли отрицательного героя выступают...
    «компьютерные вирусы»,
    «мультики», и детская аудитория послушно принимает эти нововведения. Вот вам и «консерватизм» с «традиционализмом»...
    С одной стороны, наши дети любят сказки, с другой, — с удо- вольствием принимают каких-то придуманных на телевидении «сме- шариков» и даже знают их по именам...
    Был год, когда по телевидению изо дня в день «крутили» лихой американский «мультик» о «звездных войнах», где главным дейст- вующим лицом был некий придуманный за океаном герой — Валь-трон. И наш Мюзик-холл на волне успеха этой ленты у детской аудитории поставил новогоднее представление под названием «В гостях у
    Вальтрона». И все состоялось, зал принял эту игру. Дед Мороз
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   23


    написать администратору сайта