Представления
Скачать 3.41 Mb.
|
Стр. 243 отодвинулся на второй и даже третий план, главным было то, что происходило вокруг подготовки путешествия в волшебную страну Вальтрона... И пусть самого Вальтрона на сцене детям не показывали, сам «ход» достаточно хорошо «срабатывал», и все были довольны... Лучше всего, если в основу любого представления для детей положен какой-то нехитрый и динамичный сюжет. Герои должны кого-то искать, за кем-то бежать, лететь, догонять, и конец надлежит сделать хорошим. Все должно быть четко, выпукло, понятно, что не исключает хитро закрученной интриги, требующей сообразительности. Не надо играть с детьми «в поддавки», они должны сами разгадывать «сценические кроссворды». Еще один важный постулат при создании сценария эстрадного пред- ставления для детей состоит в том, что это представление должно быть музыкальным. Продолжительность представления для детей должна быть не более 40-45 минут. Больше наши маленькие зрители не выдерживают и по линии концентрации внимания, и по другим обстоятельствам физиологически- возрастного характера. Во всех детских эстрадных представлениях может и должен быть ис- пользован интерактивный способ общения со зрительным залом. Для детей не существует такого театрального понятия, как «четвертая стена», с ними можно и нужно вступать в диалог, петь песни и отгадывать загадки. Их надо вовлекать в сценическое действие всеми возможными способами: просить поддержать героев или предупредить о какой-то опасности, вместе позвать кого-то, произнести «волшебное слово», и т. д. В последние годы у нас в Петербурге для первоклассников проводится Праздник первого звонка. Ставится большое театрализованное представление в Ледовом дворце с участием популярных эстрадных артистов, многочисленных детских коллективов, Ледового театра и цирка. Стр.244 Используется вся современная театральная техника, демонстрируется специально придуманное сценаристами «Лазерное шоу», на большом диодном экране, напоминающем классную доску, проходят специально отснятые и смонтированные сюжеты. На этот же экран транслируется зал дворца, по торцу сцены пущена «бегущая строка». Ведь самый первый урок в школе должен быть праздничным, музыкальным, веселым... Представление построено как путешествие в Страну знаний. Ведут программу несколько цирковых клоунов. Надо сказать, что в этом огромном зале очень хорошо смотрятся все эстрадно-цирковые жанры. В данном представлении «задействованы» сразу три игровые пло- щадки: главная сцена, четырехугольник Ледового поля и традиционный круглый цирковой манеж. И то обстоятельство, что действие все время переходит от одной точки к другой, дает возможность держать высокий темп представления, используя метод «монтажа аттракционов» и почти не прибегая к конферансу. Ведь даже краткие аннотации к происходящему останавливали бы течение театрализованного концерта. Нельзя не упомянуть, что во многих юбилейных, тематических и даже правительственных концертах часто используются различные детские коллективы, чаще всего — танцевальные и вокальные. Иногда для детской группы пишется специальное стихотворное поздравление юмористического характера. И, как правило, этот номер «обречен на успех»... Весьма логично для детских спектаклей использовать какие-то сказочные мотивы или инсценировать известные сказки. К примеру, очень жаль, что вроде бы, насколько нам известно, никому не пришла в голову мысль использовать для детского эстрадного спектакля русскую народную сказку «про Царевну-несмеяну». Ведь в ее сюжете уже заложен «конкурс юмора», а традиционный образ Иванушки-дурачка, который, конечно же, на самом-то деле никакой не дурачок, а просто себе на уме и в общем-то умнее всех, для нашей страны достаточно органичен. Впрочем, в одном из кукольных театров разрабатывался вариант сюжета, в котором при гастролях в далекую «заграницу», на какие-то экзотические острова, нашему Иванушке-дурачку противостоял Стр.245 американский Агент 007*, имевший задание выведать у него «секрет успеха». Уже сама постановка вопроса изначально достаточно комична, хотя в принципе это, конечно, — кукольный спектакль для взрослых. Попутно следует упомянуть, что на границе «детского» и «взрослого» жанров на эстраде и телевидении не раз делались попытки реализовать такую форму, как «елка для взрослых!», всегда в результате имевшие успех... В структуре сценариев программ для детей есть один важный драма- тургический прием, который, наверное, можно было бы назвать «ди- намическим», или «мобильным построением программы». Иногда, когда представление для детей продолжается около часа или немного более, оставаться без движения в театральном кресле для маленьких зрителей становится проблемой. Действующие лица той же новогодней программы бегают по сцене и по залу, борются, дерутся... А они, дети, любители всего этого, вынуждены сидеть сиднем. Это нехорошо, это мучительно и несправедливо! Но что же делать? Надо стараться использовать для детских представлений такие залы и помещения, где зрители могут перемещаться вслед за действующими лицами, из одного зала в другой, из одного фойе в другое. Пусть не все сразу, пусть группами — все это можно придумать и заложить в сценарную разработку. Такая же форма «мобильной программы» иногда используется в постановках для взрослых. Например, существуют театрализованные экскурсии по музеям. На Елагином острове, где расположен санкт-петербургский Цеп- тральный парк культуры и отдыха (ЦПКиО), удалось поставить пред- ставление, где дети-зрители перемещались по извилистым дорожкам парка и за каждой группой деревьев их ждал сюрприз — очередная сценка, продолжающая сюжет эстрадного представления... Аналогичный прием может быть использован и на различных яр- марочных представлениях. И это очень органично, так как на самом * Почему сценаристы решили, что его перевербовали американцы? Даже детям из- вестно, что 007 — истинный англичанин. Стр.246 деле этот способ построения представления был изобретен много веков назад. Сегодня в общем русле эстрадного искусства, где, наряду с все еще имеющимися государственными структурами, становится все больше частных продюсерских агентств системы шоу-бизнеса, где во главу угла, естественно, ставится не качество того или иного, в частности детского, шоу, а именно бизнес, получение прибыли практически любыми средствами, — вопрос ответственности за то, что выносится на эстраду, становится особенно острым. Эта частнопредпринимательская деятельность в области эстрадных представлений для детей практически никому не подконтрольна. И тысячи маленьких граждан нашей страны, как любили говаривать в прошлые годы, «наше будущее», беззащитны перед тем, что им показывают, к чему призывают, чему учат, и что они, как губка, впитывают с экранов телевизоров, с эстрад дворцов культуры или садово-парковых представлений. Есть известная истина: для детей надо писать точно так же, как для взрослых, только гораздо лучше. Сегодня она забыта начисто, и созданием эстрадных спектаклей, шоу- представлений и праздников для детей занимаются часто просто все кому не лень, а за деньги у нас «не лень» очень многим. Такие понятия, как эстетика, вкус, идеи добра, положительные примеры, просто не существуют. А это все очень серьезно! Небольшой пример из сегодняшней реальной жизни... Лето. Западный Кавказ. В Чечне все еще гремели выстрелы. Оттуда на турбазу в Домбай привезены 200 детей, чтобы они отдохнули, забыли недавний кошмар, получили кусочек безоблачного детства. Их досугом в Домбае никто не занимался, и они играли в те игры, которые сами могли придумать или в которые они играли у себя дома. При этом разговаривали они преимущественно на родном языке. Во время одной из таких игр сотрудница местного краеведческого музея, случайно оказавшаяся рядом, обратила внимание на то, что ребята, перекликаясь в лесу, довольно искусно имитируют голоса различных птиц, в частности тех, которых никогда не было и нет в данной местности. Что же выяснилось в итоге? Дети «весело играли» в партизан, в бойцов «незаконных вооруженных формирований» и голосами птиц передавали друг другу сведения о том, сколько российских автомашин, БТРов и солдат двигается по дороге и сколько нужно фугасов, чтобы их уничтожить... Стр.247 Понятно, что нельзя перекладывать на плечи авторов, режиссеров и других участников детских представлений последствия тех или иных политических, экономических и прочих наших «взрослых игр», которые сегодня ведутся в стране, но и закрывать на это глаза было бы безответственным легкомыслием. Сегодня во многих властных структурах появились отделы, офи- циально именуемые «отделы по молодежной политике». Но реально «молодежь» это все те, кто вчера еще были просто школьниками, отличниками, двоечниками, прогульщиками. Теми, кто ни за что не хочет читать книжки, а только смотрит телевизор, где рассказывают не про «пятнадцатилетнего капитана», а про рожающих восьмиклассниц... На практике оказывается, что сегодняшние зрители новогодних шоу уже знать не знают нашего родного Чебурашку, но зато сразу узнают американца Шрека с его Фионой и ждут, когда же они превратятся в Деда Мороза и Снегурочку... И сценаристы с режиссерами, получив такое задание от тех, кто платит, а, значит, и «заказывает музыку», исправно выполняют этот социальный заказ, например, на эстраде Гигант-холла казино «Конти». Среди теоретиков есть такой термин, как «формирующийся зал», то есть зал, который усилиями ведущего и других исполнителей фор- мируется в процессе самого эстрадного представления и начинает реагировать на происходящее почти единогласно. При этом боль- шинство, естественно, подавляет меньшинство или склоняет его на свою сторону. Детская аудитория, как правило, монолитна и единодушна уже с самого начала. «Эффект группы» здесь очень силен. Дети даже разных возрастов, с малым количеством взрослых, сидящих рядом с ними, если можно так выразиться, почти хмелеют от того, что они в таком количестве и почти одни, без надзора старших. И этот «дух свободы» взвинчивает их, кружит им головы, толкает на странные, с нашей, взрослой точки зрения, поступки. Так было и в гораздо более жесткие, с точки дисциплины, времена, не говоря уже о наших днях. Когда на Новогоднем представлении во Дворце спорта «Юбилейный» зазвучала таинственная музыка, закрутился, отбрасывая разноцветные блики, зеркальный шар под потолком, а главное — стал гас- Стр.248 нуть свет, семь тысяч школьников как один взревели, вытащили из кар- манов заранее приготовленные фонарики, бенгальские огни. Они поджигали особым образом упакованную фотопленку и бросали ее в разные стороны... Кошмарное зрелище — особенно если учесть, что в эти минуты вместо Деда Мороза на эстраду вышла второй секретарь Ленинградского Горкома ВЛКСМ с намерением поприветствовать собравшуюся аудиторию... Дети изначально несут в себе ожидание интерактивного общения с исполнителями, они отвечают на вопросы, поднимают руки, показывают, куда побежала Баба-Яга, сами принимают активнейшее участие в разных «погонях»... Дети с удовольствием «живут» в атмосфере представления, скепсис им не свойствен. Он начинает проявляться класса с 8-9-го. В конце театрализованного концерта в Ледовом дворце один из ис- полнителей, уходя с эстрады, бросил в зал простую и, казалось бы, ни к чему не обязывающую фразу: «До новых встреч! Я приду к вам снова и, может быть, даже очень скоро, дорогие мои друзья!». После окончания этого шоу одна из билетерш со слезами на глазах рассказывала, что один из маленьких зрителей ни за что не хотел уходить с мамой домой. А когда она ему сказала, мол, пойдем, все уже кончилось, видишь, артисты тоже домой пошли, ответил: «А они сказали, что еще придут!». И это не выдумка, не анекдот, это — правда. В этой связи перед нами во всей сложности встает вопрос так назы- ваемого «положительного героя» эстрадных представлений для детей, и в особенности транслирующихся по телевидению. Смена обществен- ного строя в нашей стране совсем не сняла этого вопроса, а только обо- стрила. Ведутся дискуссии вокруг того, следует ли в обязательном порядке преподавать в школах Закон Божий или догматы мусульманской веры. Нужен ли среди преподавателей литературы и зоологии раввин? И эти дискуссии очень далеки от завершения. Ситуации порой возникают парадоксальные. Одна из школьниц уже подала в суд на преподавателя биологии за то, что он неверно трактует теорию Чарльза Дарвина и она лично Стр.249 никак не произошла от обезьяны, а наверняка каким-то другим способом. И это тоже не анекдот, а реальность, которая, впрочем, могла бы с успехом лечь в основание школьного «капустника» или игры КВН. В том возрасте, когда неизбежно тем или иным образом, на тех или и иных основаниях формируется мировоззрение подрастающего поколения, очень важен выбор примеров для подражания. И ответ на вопрос, кем вырастет мальчик, напрашивается сам собой. Поведение детей — зеркальное отображение поведения взрослых. Сегодня разного рода детские коллективы — хореографические, вокальные, народные — желанные участники самых различных эстрадных представлений для взрослых. И причин тому множество. Первая — это экономическая выгода. Детям, выходящим на эстраду, не платят ни копейки. Немного платят только руководителям коллективов, а число участвующих детей может исчисляться сотнями. Далее. Дети — это всегда трогательно. Как правило, — очень красиво. Коллектив детского цирка Дворца культуры имени М. Горького из года в год показывает уникальные номера. Песни, в том числе и специально подтекстованные, в исполнении Детского хора ВГТРК «5-й Канал», записанные на высококачественной профессиональной аппаратуре, — очень важный элемент самых различных эстрадных программ, основа прологов и финалов. В современных больших дворцах спорта без детских коллективов просто не заполнить пространство эстрадной площадки, а без этого нет нужной красочной «картинки» и для самого зала, и для телевизионной трансляции. Примером удачного использования детей-исполнителей для большого стадионного эстрадного представления мог бы послужить следующий, неоднократно апробированный эпизод. На протяжении всего театрализованного концерта время от времени объявляется, что в честь праздника по улицам города проходит Международная велогонка, которая должна финишировать здесь, на стадионе. Несколько раз имитируется «связь» с участниками гонки, нагнетается ажиотаж, указывается участок трассы и т. п. Наконец следует объявление, что вот-вот лидеры гонки ворвутся на стадион Стр.250 Через главные ворота влетают мотоциклисты сопровождения, ми- лицейские машины, к финишу бегут фотокорреспонденты, врачи с кислородными подушками и носилками, и вот... На дорожку стадиона влетает группа пяти-шестилетних карапузов на трехколесных велосипедах! Один из них вырывается вперед и бурно финиширует! Ему преподносят «желтую майку лидера», которая ему — до пят. Звучит туш. У «победителя» берется интервью, во время которого, на вопрос, давно ли вы занимаетесь спортом, звучит ответ: «С самого детства!». А на вопрос: «Кто же вас тренирует?» чемпион отвечает: «Бабушка!». В последние годы дети, особенно белокурые от природы, активно осваивают роли «ангелочков с крыльями», которые почтительно распахивают двери на балах для элиты, например, в Константиновском дворце... В эстрадных спектаклях для детей очень убедительно звучит стихотворная речь. Рифма помогает маленьким зрителям уловить смысл проносимого текста. Это смыкается с практикой детских садов, где малыши разучивают разного рода песенки, зарифмованные пословицы, и т. д. Это же подтверждают, можно сказать, почти «бессмертные стихи» Маршака, С. Михалкова и ряда других прекрасных авторов. Если есть возможность зарифмовать текст детской программы, театрализованного концерта, новогоднего представления — это непременно следует сделать. Практика использования самих детей, пары — мальчика и девоч-"•а? — в качестве ведущих школьного праздника в Ледовом дворце спорта дала хорошие результаты. Маленьким зрителям было приятно, что у микрофона «свои люди»! Ну, а то, что весь текст был заранее записан на фонограмму, такой ли это уж большой грех в данном случае? Прощаем же мы «фанеру» нашим «звездам эстрады...». При этом следует учитывать, что иногда хорошо записанная на профессиональной аппаратуре фонограмма спектакля звучит гораздо лучше, чем «живой звук», особенно когда речь идет о диалогах и массовых сценах, в которых без предварительной записи порой бывает не разобрать ни единого слова... Разного рода детские эстрадные программы могут быть продолжением и как бы детским вариантом широко рекламируемых «взрослых мероприятий». Вместе с известными проходившими в нашем Стр.251 городе Третьими Всемирными Играми доброй воли были придуманы и проведены в ЦПКиО «Детские Игры доброй воли», включавшие в себя и спортивные соревнования, и игровые фрагменты, и концертную часть. Эта идея совсем не исчерпала себя и может служить основанием для последующих разработок. Эстрадные представления и театрализованные праздники для детей — благодарная почва для творчества и сценаристов, и режиссеров, и исполнителей самых различных жанров. Более того, это несомненно замечательная школа для молодых деятелей эстрады. Стр.252 Г Л А В А 18 ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ МАССОВЫХ ПРАЗДНИКОВ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СВЯЗЬ МАССОВЫХ ПРАЗДНИКОВ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ С ИСКУССТВОМ ЭСТРАДЫ. - КОНЦЕРТ КАК НЕПРЕМЕННАЯ ЧАСТЬ МАССОВОГО ПРАЗДНИКА. - ТЕМАТИЗМ МАССОВОГО ПРАЗДНИКА. - ГОРОДСКАЯ СРЕДА И ЛАНДШАФТ КАК МЕСТА ДЕЙСТВИЯ В СЦЕНАРИИ МАССОВОГО ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. - СОЕДИНЕНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ЭСТРАДЫ И СПОРТА В МАССОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ. - МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРА ДЛЯ МАСС. - ОСТРЫЕ, ПРОБЛЕМНЫЕ ТЕМЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЦЕНАРИСТА. На тему сценарной разработки и постановки массовых праздников и театрализованных представлений сегодня есть достаточно много добротной учебной литературы. Этому направлению в разнообразии эстрадных жанров, если можно так сказать, повезло. Здесь можно выделить книги Б. Петрова, И. Шароева, А. Рубба, которые указаны в библиографии. Но и в данном учебнике, думается, этой темы надо коснуться. Во- первых, время идет вперед, происходят определенные изменения, которые накладывают отпечаток на эстраду, в том числе и в такой ее области, как массовые праздники. Во-вторых, на отдельных позициях драматургии массовых праздников, которые кажутся принципиально важными, хотелось бы особенно заострить внимание, чему и посвящена данная глава. В-третьих, наш обзор эстрадных сценарных разработок был бы не полон, если бы мы не коснулись такой столь важной сейчас, популярной и любимой народом формы, как массовые праздники. Массовые праздники и театрализованные представления имеют к эстраде самое прямое отношение, так как непременной — а нередко и самой главной частью массового праздника и, естественно, представления является та или иная форма концерта. Стр.253 В Москве сейчас существует подразделение, которое гордо именуется Театр масс. Есть Комиссия по массовым праздникам, организованная почему-то не при Союзе концертных деятелей, не при Петербург-концерте, а при Союзе театральных деятелей. Но это все «структурные игры» эпохи шоу-бизнеса, не более того. Без эстрадных звезд и рядовых исполнителей, без артистов эстрады се- годня немыслим ни один настоящий народный праздник. Для нас принципиально важно другое. У любого массового представления всегда есть свой сценарий, по которому оно развивается*. Любое массовое представление включает в себя не только массовые сцены, спецэффекты, лазерные шоу, выступления разного рода начальства, салюты, фейерверки, фонтаны, но и непременно выступления со своим привычным репертуаром (реже — специально созданным к этому случаю) популярных артистов и коллективов, точно так же, как и в любом эстрадном концерте. Это с одной стороны. А с другой, естественно, мы сталкиваемся с действием общего закона природы, гласящего о переходе количества в качество. Являются ли массовые праздничные представления какой-то особой, автономной по отношению к остальной эстраде областью? Вряд ли... Это, как поется в одной прекрасной старой песне, «братья по крови, горячей и густой». «Бригантина» у нас общая. И на массовом праздничном представлении «Алые паруса» весной на набережных Невы, и на концерте в анфиладе комнат Петербург-концерта... Реально, после того как через несколько лет будет перестроен знаменитый Кировский стадион в Санкт-Петербурге, когда он получит современное световое, звуковое и прочее оборудование, а главное, — раздвижную крышу, — разница в тех задачах, которые становятся перед режиссером и сценаристом в создании театрализованной программы для Ледового дворца и этого дворца спорта под полуоткрытым небом, будет просто минимальной. Любой, самый современный танк, все равно танк, а не самолет, любой самолет это самолет, а не подводная лодка, любой слон, - * И если публика и пресса, как правило, не знают имени сценариста, автора этого сценария, то и в непременно существующей общей смете массового праздника графа «Оплата сценария» обычно тоже присутствует. Как говорится, «уж так сложилось!». Сценарий есть, но автор неизвестен. Это такой своеобразный «человек-невидимка». Стр.254 большой или маленький, все равно слон. А люди — везде люди, зрители, слушатели, участники представления. Завод «Балтика» отмечал праздник «День пива» по всему городу — от Дворцовой площади до «спальных окраин» (этот массовый праздник был почему-то совмещен с другим праздником — «Днем города»). Еще один производитель аналогичной продукции, завод имени Степана Разина, поступил скромнее и предпочел отметить свой юбилей шоу-программой в БКЗ «Октябрьский»... Естественно, что сценарные разработки в этих случаях были з чем-то разными, а в каких-то позициях, что называется, пересекались. Например, в БКЗ «Октябрьский», конечно же, главной фигурой эстрадной театрализованной программы был Стенька Разин, бунтарь- волгарь (в современных терминах — экстремист). Его роль с увлечением играл артист санкт-петербургского Театра «Балтийский дом» Р. Громадский. А программу «Балтики» вел шоумен С. Прохоров, переодетый в костюм пивовара далеких времен. Он въезжал прямо в ворота цеха на телеге, полной пивных бочек и запряженной красавцем першероном- тяжеловозом. При этом народная артистка СССР И. Бо-гачева под большой симфонический оркестр приветствовала его бессмертным классическим произведением со словами «Налей, налей бокалы полней...». Тема у этих представлений была одна, даже сценарист оказался один и тот же, некоторые песенки, репризы, фрагменты монологов почти повторяли друг друга, но сами программы были в чем-то разными, а в чем-то — несомненно родственными, что в конечном счете почти неизбежно. Во всех странах существует масса праздников такого, если можно так выразиться, «гастрономического характера». От нашего православного «Яблочного спаса», или импортного «Дня пива», или «Дня мороженого» — до придуманной недавно «Шашлыкиады» и «Пельмениады». А есть еще и «День русской каши»... Один из первых в Санкт-Петербурге праздников, посвященный мороженому, был реализован на Невском проспекте, на площадке возле Аничкова дворца, перед концертным залом «Карнавал». На асфальте были обозначены соответствующие теме праздника «улицы», «проспекты», «площади» и «переулки»: «Улица Сливочная», Стр.255 «Проспект имени Крем-брюле» с соответствующими «указателями». Были костюмированные персонажи, представлявшие «в живом плане» любимые сорта этого продукта, — имеются в виду Миша и Маша. Был «Эскимос-на- палочке». Была приглашенная из Университета певица-африканка. Будучи от природы шоколадного цвета, она очень органично пела соответствующую песенку «Шоколадницы». Гвоздем программы являлся приезд... Деда Мороза (действие происходило 27 мая!) на велосипеде, в ластах и с удочкой... Новогодний персонаж говорил, что не мог остаться в стороне от такого праздника, прервал свой законный плановый отпуск, который проводил на Северном полюсе, и пожаловал в свою любимую Северную столицу. А покидал праздник Дед Мороз в карете, но... на оленях ! Через год подобный массовый праздник был реализован на площадке у Александрийского театра. Там было организовано театрализованное костюмированное шествие, в котором шли персонажи спектаклей «близлежащих» театров: Театра Комедии, Театра им. В. Ф. Комиссаржевской, Кукольного театра им. Е. Деммени. От Дома кино подходили киногерои, от Цирка — «Мишка на Севере», со стороны зала «Карнавал» — артисты эстрады. Движение колонны регулировал «палочкой мороженого» милиционер Дядя Степа — естественно, на ходулях. Со своими отдельными программами работали одновременно три концертные площадки. Главная — у входа в Александринку, вторая на углу у Публичной библиотеки, третья у входа в сквер Аничкова дворца... На соответствующий лад были подтекстованы популярные песенки. В целом при разработке сценариев массовых праздников всегда разумно учитывать «местную географию», «привязываться» к ней. Это относится и к праздникам внутри городской среды, и в парках, и на стадионах, и в поле, и в лесу, и на реке... Они должны разворачиваться, что называется, «на земле, в небесах и на море»*. Вот несколько примеров использования разных пространств и мест действия. * Хотя в свое время в столице Киргизии городе Фрунзе (ныне Бишкек) День Военно- Морского флота весело и шумно отмечался на берегах... городского пруда в Парке культуры. Стр256 Во время одного из новогодних ночных праздников на Невском проспекте, с помощью спецэффектов, со своего пьедестала в сквере своего имени «спускалась» Екатерина Великая. Она читала свой монолог в стихах, а потом опять становилась на свое место. Во время празднования прихода нового тысячелетия на поднятой по- ловинке разведенного Дворцового моста, как на экране, демонстрировался специально созданный документально-художественный кинофильм. Во время массового праздника «Детские игры Доброй Воли» участники, собравшиеся на Елагином острове, по «очень спутниковой связи» вступали в радиоконтакт с видневшимися на другой стороне реки Невки мачтами Кировского стадиона, где шли основные соревнования. Дети слали свои поздравления участникам и чемпионам международных игр и выпускали по направлению к ним десятки воздушных шаров и стаи голубей. В Южно-Сахалинске, учитывая, что городской стадион расположен у подножья горы, на которую ведет линия подъемника, был использован отряд парапланеристов, разбрасывавших с воздуха цветы над всем стадионом... Это очень красиво и трогательно, когда под песню «Мы — дети Галактики» прямо на фоне ярко-голубого неба, плавно кружась, летят вниз легкие, разноцветные полевые цветы... В пригороде Санкт-Петербурга Зеленогорске на празднике шаров состоялся матч-первенство праздника по пляжному волейболу и «ватер- футбол» — игра в футбол на мелководье, забавная и задорная... Вообще пляж — прекрасное место для проведения массового праз- дника, скажем, в День физкультурника. Кроме пляжного волейбола, создания замков и прочих фигур на песке, водных лыж, водного серфинга, показа «пляжных мод» и конкурса купальников, может быть предпринят выход из воды «тридцати витязей прекрасных», того же Нептуна с очаровательными русалками и смешными чертями. Ближе к вечеру может быть зажжен «Костер дружбы», среди почетных гостей могут быть знаменитые «островитяне», тот же Робинзон Крузо с Пятницей... Прямо из воды могут бить фонтаны, а в акватории дефилировать пожарные катера, создающие водные «веера»... Интересно, что в мировом списке праздников разных стран и народов (есть и такой) существует... Праздник пляжа. Мировая, да и наша отечественная практика со всей очевидностью показывают, что массовые праздники тогда становятся по- настоящему Стр.257 красивыми и яркими, когда удается объединить эстраду и спорт, так сказать, культуру и физкультуру. Ярким подтверждением этому являются грандиозные представления в честь открытия и закрытия как летних, так и зимних Олимпийских игр. В последние годы во всем мире становится все более популярным такой вид спорта, как «ледолазание». С использованием определенной технологии зимой, на том или ином жестком каркасе, создается 30-метровая разноцветная «сосулька». Участники соревнований с помощью альпинистских веревок и «кошек», состязаясь на время, прокладывают по ней маршрут. Японцы, например, вот уже несколько лет серьезно собираются залить льдом стоящее в центре Токио здание Управления метрополитена, оказавшееся очень удобным для этих целей по своей конфигурации, и провести там, у всех на глазах, открытое Первенство мира по ледолазанию... Но практически это же самое можно сделать и у нас в Санкт- Петербурге, на Елагином острове, в ЦПКиО, на Масляном лугу. Такой массовый праздник, вдобавок ко всему этому, мог бы содержать «взятие снежного городка», фигурное катание или хоккейный матч. Вода в прудах там рядом, а катаются на коньках сегодня даже на Красной площади. Может получиться замечательный массовый праздник — «Праздник Русской зимы», или, еще лучше, — народов Севера в северной столице государства российского. Мало кто знает, что наш Центральный парк культуры и отдыха на Елагином острове входит в Международную ассоциацию парков городов Балтийского моря и что с инициативой о проведении совместного Зимнего праздника к нам обращалась Канада. При создании у нас сценариев больших массовых праздников и представлений всегда надо учитывать еще одно очень важное обстоятельство. Россия — страна многонациональная. Ее культура — сплав и конгломерат разных культур. Это открывает широчайшие возможности для творчества. Но сегодня разного рода межнациональные конфликты сотрясают весь мир. Тут сценаристу следует быть очень внимательным и тактичным. Касается ли это режиссера массового праздника, а не только сце- нариста? Несомненно. И в полной мере. Стр.258 В реальной жизни вполне правильный лозунг «спорт вне политики» редко соблюдается в полной мере даже на Олимпиадах. Еще в большей степени это относится к эстраде и массовым праздникам. На Празднике открытия Международного фестиваля молодежи и студентов в Пхеньяне, после прохождения по дорожкам огромного стадиона больших театрализованных делегаций более чем ста стран, на эту же дорожку была выпущена одна-единственная стройная черноволосая девушка... В напряженной тишине насторожившегося переполненного посланцами разных стран стадиона она шла в финале красочного и шумного парада всех жителей земли. Диктор объявил, что она представляет на празднике в столице Северной Кореи Южную Корею, что она с огромным трудом добралась в Пхеньян из Сеула через Бомбей и Франкфурт-на-Майне. Тогда стадион встал и разразился аплодисментами! Дружба народов — вещь не всегда чисто умозрительная, а часто вполне осязаемая... А ведь многие помнят, как еще совсем недавно широко и радостно отмечался праздник 250-летия Георгиевского трактата, объединившего Грузию с Россией, ныне тихо отошедший в прошлое. Праздничная культура России отражает не только историческую, но и реальную, сегодняшнюю жизнь страны и жизнь мира.... И еще один реальный пример из этой же области. Отрабатывался сценарий выступления петербургской делегации на массовом празднике, посвященном тысячелетию Казани, к которому Петербург подарил столице Татарстана целую улицу (!!!). В последний момент выяснилось, что общественность республики не желает видеть на этой самой дареной им улице памятник Петру Великому, который их когда-то чем-то почему-то вроде бы обидел... Но пьедестал уже был воздвигнут! Встал вопрос, кого ж на него водружать?! Хозяева праздника попросили поставить на месте реформатора Руси бюст... русского поэта Николая Гумилева. Он когда-то кому-то что-то хорошее сказал про татар. Нашли эту фразу и ночью, перебив буквы, высекли на постаменте золотыми буквами... Соответственно, пришлось переписывать весь торжественный монолог в стихах и менять часть мизансцен. Вдумаемся в сообщения из относительно благополучной и цветущей курортами Испании. Там много десятилетий проводился веселый массовый народный праздник, посвященный произошедшему много веков назад избавлению от мавританского ига Стр. 259 На стенах старинных замков играли оркестры, пылали факелы, звучали патриотические монологи. Ряженые стражники сбрасывали с высоких бастионов в крепостной ров какую-то куклу, «напоминавшую древнего мавра-мусульманина». И все всегда кричали «Ура!», пили за- мечательные испанские вина и очень-очень-очень веселились... Но в наши дни прекрасный финальный аттракцион со сбрасыванием куклы в пропасть пришлось отменить, чтобы не обижать религиозных чувств части населения Испании. Ну, а как назвать следующий эпизод, описанный в газетах, когда приехавшей в Ригу из Москвы на «Юморину» чернокожий студент во всеуслышанье спел с эстрады такую частушку: Эх, клюковка, да с голубикою, Подходи, скин-хэд, — глазик выколю! Один выколю, другой останется, Чтоб ты помнил, гад, кому кланяться! Можно ли позволять себе с эстрады (а потом еще и повторять в печати) такие слова!? Да еще в Латвии, стране, где сильны настроения неонацизма! Праздник победы одной национальной футбольной команды над другой легко переходит в ужасающее побоище даже в центре Москвы... Массовая культура — это одно, а культура для масс и, соответственно, массовых праздников — это статья особая, требующая обостренного чувства ответственности у сценариста и режиссера. И тем не менее массовые праздники, зародившиеся еще в седой древности, жили, живут и, конечно же, будут жить, принося много радости как их зрителям, участникам, так и режиссерам-постановщикам, сценаристам, артистам, спортсменам, общественным и государственным деятелям... То есть — народу. И во имя этого следует трудиться на творческой ниве, не жалея ни времени, ни сил. Надо только не нарушать определенных, установленных эпохой, традициями и самой эстрадой правил... Стр. 260 Г Л А В А 19 ПРОГРАММЫ ЭСТРАДНЫХ ТЕАТРОВ МИНИАТЮР ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ТЕАТР МИНИАТЮР». - ДЕМОКРАТИЗМ ЖАНРА. - УГЛУБЛЕННЫЙ СИНТЕЗ ЭСТРАДЫ И ТЕАТРА - ОДИН ИЗ СУЩЕСТВЕННЫХ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ ТЕАТРА МИНИАТЮР. -СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ЖАНРА ТЕАТРА МИНИАТЮР НА ПРИМЕРЕ ТЕАТРА А. И. РАЙКИНА. - ДОМИНАНТА РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ В ТЕАТРЕ МИНИАТЮР. - ПУБЛИЦИСТИЧНОСТЬ ЖАНРА. Программы театров миниатюр в России имеют давнюю и интересную историю, а соответственно и определенные традиции — особенности драматургического пострения, специфику художественного языка, выработанную больше чем за столетие, свои, определенные приемы выразительности. Поэтому начинающему эстрадному автору, пишущему для театра миниатюр, можно посоветовать основательно изучить этот исторический материал. Во-первых, это позволит фантазии автора «свободно гулять» по эстетическому полю жанра «театр миниатюр», точно попадать в своих сценариях в стиль и форму этого вида эстрадных представлений, избавит его от неизбежного для неопытного человека попыток «изобретения велосипеда». Кроме того, напомним еще раз, что новое — это хорошо забытое старое. Изучая историю театров миниатюр в России, можно почерпнуть много интересных забытых идей, экстраполировать ходы и дра- матургические приемы в современные программы, наполнить их акту- альным сегодняшним содержанием. В этом смысле начинающему эстрадному драматургу, решившему написать несколько миниатюр, хочется посоветовать в первую очередь внимательно прочесть две прекрасные работы. Это монография Л. И. Тихвинской «Кабаре и театры миниатюр в России, 1908-1917» и книга Е. Д. Уваровой «Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы. (1917-1945)». Стр. 261 «ТЕАТР МИНИАТЮР — театральный коллектив, работающий преимущественно над малыми формами: небольшими пьесами, сценками, скетчами, операми, опереттами наряду с эстрадными номерами (монологами, куплетами, пародиями, танцами, песнями). В репертуаре театров миниатюр преобладают юмор, сатира, ирония, не исключается и лирика. Труппа малочисленна, возможен театр одного актера, двух актеров. Лаконичные по оформлению спектакли рассчитаны на сравнительно небольшую аудиторию, представляют некое мозаичное полотно. Термин ТЕАТР МИНИАТЮР введен А. Кугелем в 1908 году, получил широкое распространение в России. Непосредственным предшественником является западноевропейское кабаре» 1 . Формы театра миниатюр очень разнообразны. Поэтому когда вас приглашают на спектакль в эстрадный театр миниатюр, заранее никогда нельзя точно сказать, что именно вы увидите. Как правило, спектакль театра миниатюр имеет какой-то свой пусть не очень замысловатый сюжет, какую-то свою смысловую тематическую линию. Это, если можно так выразиться, некий каркас, на который нанизываются те или иные самостоятельные, но близкие по темам, смыслу, гражданской позиции миниатюры, фельетоны и монологи. И здесь, точно так же, как при создании того или иного обозрения, сценарист и режиссер могут идти двумя путями. Первый -иметь набор литературных материалов разных жанров на интересующую и волнующую их тему, подобрать тот или иной драматургический ход, который легко и органично соединил бы эти материалы в единое целое. Второй — наоборот — найти, придумать, сочинить этот самый сквозной ход, сюжет, каркас, «смысловой ящик» и подобрать для него соответствующие материалы. И тот и другой путь не прост, но вполне возможен. В наши дни каждый известный артист эстрады гордо называет свой, даже слегка театрализованный концерт — ТЕАТРОМ. Так поступает и Г. Хазанов, и Е. Петросян, и Е. Шифрин, и К. Новикова. В этих маленьких театриках часто присутствуют в некотором количестве и партнеры главных исполнителей, и декорации, и музыкальное сопровождение. Звучат разного рода произведения различных эстрадных авторов: монологи, фельетоны, куплеты, мозаики, юмористические песенки и песенки философского содержания... Но Стр. 262 точно определить жанр того, что происходит на сцене, редко представляется возможным. Наверное, недаром в начале века только что родившийся тогда Театр А. Райкина именовался «Театр эстрады и миниатюр». Этим как бы подчеркивался тот факт, что эстрада — это одно, а миниатюры — совсем другое. Понятие, более близкое к театру. Впрочем, в театре А. Райкина все было более или менее понятно, был явный лидер, солист, и остальная труппа ему подыгрывала. При этом в труппе часто выступали замечательные артисты, имевшие возможность работать самостоятельно, такие как В. Ля-товицкий и М. Максимов, В. Татосов, М. Светин и, конечно же, С. Райкин. Спектакль театра А. Райкина всегда имел какое-то свое яркое «фншное название, определявшее смысл и характер того, что будет показано уважаемой публике. А. Райкин был артистом универсальным, он одинаково легко работал в самых разных эстрадных жанрах, исполнял монологи от лица самых различных персонажей, пел куплеты, юмористические песенки с лирическим оттенком. Ему была доступна пантомима, но главным его «коньком» всегда была мгновенная трансформация, переход из одного сценического образа в другой — так называемые «маски». Он разработал специальную технику, позволявшую за доли секунды изменить костюм персонажа. А. Райкин «изобрел» особый жанр мини-миниатюр, так называемые «МХЭТки» (Малый Художественный эстрадный театр), часто представлявшие из себя театрализованные анекдоты. Сцена делилась на две части, и интермедийный занавес поднимался попеременно, то в левой ее части, то в правой, а исполнитель успевал передвинуться, буквально перебежать-перескочить из одной «выгородки» в другую, из одной ситуации — в следующую. Три-четыре реплики с партнером — и финальная, «ударная», очень смешная фраза. — после чего занавес на этой части сцены падал и поднимался на противоположной ее стороне. При этом движение падающего занавеса усиливало саму эту финальную реплику, давало знаменитое, известное по цирковым клоунским антре — «АПП!» О А. Райкине и его театре написаны десятки серьезных театроведческих работ, часть из них указана в разделе «Рекомендуемая литература» данной книги. Стр. 263 Хочется отметить, что театр А. Райкина был театром демокра- тическим, в истинном смысле этого слова — народным. Недаром шутки, прозвучавшие из его уст, мгновенно расходились среди населения — все эти «колик-чество», «как-чество», «белый мор», «хромая-сома», «деф- сыт», и т. д. и т. п. Это был театр сатирический, всегда занимавший четкую гражданскую позицию. Сам Аркадий Исаакович всегда говорил, что его театр внимательно рассматривает негативные явления нашей жизни. Сегодня, к сожалению, вряд ли кто-нибудь из театроведов, по- литиков, философов сможет внятно объяснить, что такое современная сатира, гражданственность, публицистика наших дней. Кто они, отважные «витии», работающие в этих жанрах? Но это совсем не значит, что все это безвозвратно ушло, исчезло, умерло. Если бы каждый общественный строй до конца мог уничтожить тот или иной литературный или театральный жанр, ни одного из этих, временно подвергшихся «остракизму» жанров сегодня у нас не осталось бы. Но, к счастью, это не так. И когда-то имевшие место соображения о том, что появившееся кино «съест» театр, а потом телевидение «съест» и то и другое, не оправдались. И вроде бы даже вконец устаревшая опера тоже живет на белом свете, да еще и рядом с рок-оперой, и, видимо, правду говорят, что есть на свете и «вечные истины», и бессмертные произведения, и исключительно живучие жанры. Хочется отметить еще два обстоятельства. Первое — в театре А. Райкина, рядом с глубокими, острыми, смешными и публицистическими произведениями всегда имели место и просто эстрадные номера других жанров. Это была или блистательная Н. Хорева со своим пластическим этюдом (среди профессионалов этот жанр имел название «каучук»), или замечательная акробатическая пара Т. Птицына и Л. Маслюков. В театре миниатюр хороший номер любого жанра никогда не остановит, не испортит программу, а только украсит ее. И второе. Среди тех, кто подражал А. Райкину, а их число, как говорится, миллион, были люди и очень талантливые. Например, саратовский артист Л. Горелик, имевший очень похожий на «рай- кинский» свой эстрадный театр миниатюр. Порой он просто копировал райкинские программы, но часто находил и какие-то свои яркие краски. Среди эстрадных театров советского периода нельзя не отметить сатирический театр писателя-юмориста, замечательного эстрадного Стр.264 драматурга В. Полякова, с его острыми злободневными программами, состоящими из ряда монологов, миниатюр, пародий и фарсов одного этого автора. К сожалению, так сложилось, что после трех прекрасных спектаклей театр был запрещен. Уже одно это говорит о том, как он тревожил умы и волновал сердца... В 70-80 годах XX века сначала в Киеве, а затем в Минске работал еще один эстрадный театр миниатюр «одного автора» В. Перце-ва. Он назывался «Христофор». Время от времени возникали и потом, увы, угасали разного рода студенческие эстрадные театры. Театр эстрадных миниатюр, с таким трудом приживавшийся на нашей российской почве, в былые годы был очень популярен за рубежом. Тот же В. Поляков на всесоюзных семинарах по эстрадной драматургии, регулярно проводившихся тогда Министерством культуры СССР, рассказывал, что в те годы, когда у нас на всю страну было 3-4-6 таких театров, в одном Берлине их было более 200, а в Париже чуть ли не вдвое больше. А то, что они имели название «Политическое кабаре», сути дела не меняло. Некоторое время существовавший при Петербург-концерте Театр миниатюр под руководством заслуженного артиста России В. Границына, к сожалению, сейчас распался, а существующий при петербургском Театре эстрады имени А. Райкина «Наш театр» под руководством Л. Стукалова по своему репертуару к эстраде не имеет отношения. Там нет миниатюр и других форм эстрадной драматургии. Что касается практики телевизионного театра миниатюр под ру- ководством Е. Петросяна «Кривое зеркало», то анализ его практики заслуживает отдельного и большого разговора. Сегодня у нас в Петербурге в жанре самом близком к классическому театру миниатюр работает Театр «Буфф» под руководством народного артиста России И. Штокбанта и Театр Политехнического института «Глагол», с программами которого лучше познакомиться не в пересказе в том или ином учебнике, а, что называется, - в живом плане. От сборного, и даже театрализованного концертного представления спектакль театра миниатюр отличается более строгим драматургическим построением, более широким набором затронутых современных тем, часто более острым их решением и, как правило, — превалированием слова Стр. 265 над музыкой, вокалом и хореографией. Хотя эти жанры не исключают- ся, они должны быть представлены достаточно хорошими исполните- лями, и в гораздо меньшем объеме, чем жанры вербальные. В заключение этой главы хочется сказать следующее. Об успехе того или иного эстрадного спектакля, театрализованного концерта, шоу-программы часто судят по количеству «реакций» зрительного зала, по количеству «смехов» на протяжении тех или иных монологов, куплетов и миниатюр. Это — грубый, поверхностный расчет. И неспроста даже такой серьезный человек, как спикер нашего парламента господин Миронов, недавно в своей статье в «Известиях» вопрошал: «Когда же мы перестанем быть „хохочущей нацией"»? Характерный пример: В дни, когда в Государственном концертном зале «Россия» народный артист Е. Петросян отмечал свой юбилей театрализованной концертной программой «В обед — сто лет!», у памятника А. С. Пушкина собралось несколько сотен человек. Они выступали с лозунгами убрать с экранов бесконечное «Кривое зеркало» с «новыми русскими бабками», профанирующими то, что блистательно делали когда-то В. Тон-ков и Б. Владимиров, и требовали более осмысленных телепередач. Дело не в количестве смеха на эстраде и в телеэфире, а в его качестве. Важно, к каким струнам человеческой души прикасается этот смех, делает ли он нас лучше, чище, добрее, человечнее. Ни Ч. Чаплин, ни А. Райкин никогда не гнались за количеством «смехов» у зрителей. Они обращались к их сердцам, к их душам, к их человеческому сознанию. Идти таким путем — высокий долг каждого, кому природа позволила и, может быть, даже поручила работать в таком массовом, важном и остром виде искусства, как эстрада. |