Представления
Скачать 3.41 Mb.
|
Раздел первый ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДРАМАТУРГИИ ЭСТРАДЫ Глава 1. О специфике эстрадного искусства .............. ……………………..12 Определение понятия «искусство эстрады». — Формы про- изведений эстрадного искусства. — Эстрадный номер — ос- новная единица эстрады. — Концерт — основная форма эст- радного представления. — Массовость и демократизм эстрады. — Актуальность и злободневность. — Термины эстрады и ее драматургии. — Новые тенденции развития эстрады. — Классика и современность эстрадного искусства. Глава 2. Особенности драматургии в искусстве эстрады и ее основные структурообразующие элементы ……………………..25 Специфика эстрадной драматургии. — Драматургический ход. — Работа эстрадного драматурга по заказу. — Творческое взаимодействие эстрадного драматурга и режиссера. — Тема и идея представления. — Пролог, предпролог, финал. — Значение вступительного фельетона (монолога). — Особенности драматургии концерта в двух отделениях. — Введение антракта в структуру эстрадной драматургии. — О «сквозном сюжете» эстрадного представления. Глава 3. Комическое в эстрадной драматургии ............ ……………………41 Эстрада и праздничность. — Немного истории эстрадной юмористики. — Выявление комизма — профессиональное качество эстрадного драматурга. — Смешное и серьезное. — Роль сатиры в социальных отношениях. — Смех как функ- ция обнажения реальности. — Формы комических структур: эксцентрика, буффонада, гротеск. — Приемы достижения ко- мического эффекта: комическая метафора, алогизм и др. — Комическая маска. — Темпоритм и смех. Глава 4. Гэг и реприза — основные структурные единицы комического в эстрадной драматургии ... …………………………64 Гэг, или комический трюк. — Эксцентрика как контраст не- совместимого. — Одновременное использование гэга и ре- призы в эстрадной драматургии. — Виды комических трюков. — Реприза как вербальная смеховая точка в речевых жанрах. — Основные приемы построения репризы: каламбур, парадокс, ирония. — Специфические комические конструк- ции в репризах: намек, двойное истолкование, ложное уси- ление, доведение мысли до абсурда. — Реприза как игровая интермедия. Раздел второй ДРАМАТУРГИЯ ЭСТРАДНОГО НОМЕРА Глава 5. Значение драматургии в эстрадном номере ……………………84 Взаимозависимость драматургии номера и его жанра. — Разные подходы к драматургии сюжетного и бессюжетно- го номера. — Прикладное значение драматургии в номе- ре. — Специфика раскрытия темы и идеи. — Создание дра- матургии номера для конкретного исполнителя. — Напи- сание сценария и постановочная работа как единый процесс создания номера. — О «чувстве сценарности» эстрадного режиссера. Глава 6. Общие требования к драматургии эстрадного номера………………………………………………………….100 Лаконизм и афористичность драматургии номера. — Временные рамки номера и концентрация содержания. — Мгновенное эмоциональное воздействие как ведущий принцип драматургии номера. — Значение драматургии в создании номера как самостоятельного и законченного произведения эстрадного искусства. — Отличие эстрадного номера от концертного и специфика их драматургического построения. — Идея номера и выразительные средства эстрадного жанра. —Основные группы эстрадных жанров. — Жанровая доминанта в структуре драматургии номера. Глава 7. Структурные элементы драматургии номера…………………..118 Понятие «предел жанра». — Тематически-образная структура номера. — Актуальность драматургии номера. — Легкость формы и глубина темы. — Сюжет и фабула номера. — Органика соединения условности и достоверности как одна из основных проблем драматургии номера. — Специфика конфликта в эстрадном номере; два типа конфликта. — «Линия сюжета» и «линия трюка». — Структура события в драма- тургии номера. — Действие в эстрадном номере и специфика его выражения в сценарии. — Финал и фальш-финал номера. Глава 8. Драматургическая разработка вокально-эстрадного номера……………………………………………………………….139 Эстрадное пение как комплекс выразительных средств. - Мера вмешательства сценариста в создание вокально-эст- радного номера. — Основной тип театрализованного во- кально-эстрадного номера: песня-сценка. — Тема и музы- кальный стиль песни как основа драматургической разра- ботки номера. — Тип номера «Песня, от лица героя». - Драматургия в театре песни. — «Рассказ» сюжета песни как драматургический прием эстрады. — Драматургия вокаль- ного номера как толчок к созданию постоянного эстрадно- го образа певца. Глава 9. Особенности драматургии пантомимического номера.……………………………………………………………151 Двоякое значение термина «Пантомима». — Пантомима как эстрадный жанр. — Условность пантомимического языка и оправдание его в сценарии номера. — Введение в драматур- гическую структуру номера воображаемого пространства, партнеров, предметов. — Органика молчания мима в струк- туре драматургии номера. — Поэтический язык пантомимы. — Сценарий пантомимы как цепь ассоциаций. — Пантомимическая маска в сценарии номера. — Построение драматургии номера на основе специфических приемов пантомимы: статика, мимика, стилевые движения, превращающиеся предметы и др. — Поджанровое разнообразие пантомимических номеров. Глава 10. Драматургия эстрадной клоунады ............... …………………….163 Клоунада на современной эстраде. — Разновидности клоунады. — Отличие эстрадной клоунады от цирковой. — Клоунская маска. — Использование классических архетипов клоунских масок в драматургии номера. — Нахождение «правдоподобного алогизма поведения» как одна из основных задач сценариста клоунского номера. — Трюковое действие и его отражение в сценарии. — Клоун-мим-номер. — Специфика драматургии музыкальной клоунады (эксцентрики). Глава 11. Специфика драматургии эстрадно-циркового номера ............................................................... ……………………179 Драматургические разновидности эстрадно-цирковых но- меров. — Драматургия сюжетного (театрализованного) но- мера. — Драматургия бессюжетного номера. — Выстраивание в сценарии событийного ряда посредством трюковых выразительных средств. — Подготовительная пауза, срыв трюка, комплимент как структурные элементы драматургии номера. — Отбор выразительных средств на этапе создания драматургии номера. — Специфика сюжетов эстрадно- цирковых номеров. — О своеобразии авторской фантазии сценариста эстрадно-циркового номера. — Мера театрализации в эстрадно-цирковом жанре. Раздел третий ДРАМАТУРГИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ЭСТРАДНЫХ КОНЦЕРТОВ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Глава 12. Простой сборный эстрадный концерт ......... ……………………194 Значение определения последовательности номеров в дра- матургии сборного концерта. — Закономерности в порядке выстраивания номеров. — Название концерта. — Роль конферансье в обеспечении драматургии сборного концерта. — Парный конферанс. — Драматургический прием вовлечения зрителей в игру (ситуацию). — Трансформация образа конферансье. — Место и значение вступительного фельетона (монолога) в драматургии концерта. Глава 13. Театрализованный эстрадный концерт ........ …………………….202 Значение пролога и финала в театрализованном эстрадном концерте. — Атмосфера, характер концерта и их связь с его темой. — Место действия как элемент драматургии театрализованного концерта. — Эстрадный драматурги- ческий прием «организующая ситуация». — Позитивная идея театрализованной программы. — Прием «ролевая игра» и драматургический конфликт в эстрадном театрализованном представлении. — Прием адаптации для эстрадного представления известного сюжета или произведения. Глава 14. Тематический эстрадный концерт .......... ………………………..215 Многогранность понятия «тематический концерт». - Главная тема концерта. — Юбилейный, праздничный и тематический концерт; их сходство и различие. — Осо- бенности работы драматурга тематических концертов, создаваемых к профессиональным праздникам. — Работа эстрадного автора с документами как важная часть под- готовки к созданию сценария юбилейного тематического концерта. — Церемонии «за скобками темы» в тематических и юбилейных концертах. Глава 15. Драматургия эстрадного обозрения ....... ……………………….224 Что такое эстрадное обозрение (ревю). — Из истории обо- зрений. — Традиции политической сатиры в эстрадных обозрениях. — Два основных принципа построения сюжета эстрадного обозрения. — Обозрение-путешествие. - Обозрение с фигурами обозревателей. — Использование мотива классических произведений для создания сюжетов эстрадных обозрений. — Авторские эстрадные обозрения. Глава 16. О сценариях корпоративных мероприятий и презентаций………………………………………………………223 О корпоративной культуре. — Корпоративное торжество как форма профессионального праздника. — О специфике требований заказчиков корпоративных торжеств. -Тема корпоративного мероприятия. — Связь корпоративного праздника с «капустником». — «Обязательная программа» в сценарии корпоративного праздника. Использование жанра КВН в корпоративном мероприятии. Глава 17. Особенности драматургии эстрадных представлений для детей ...................................................... ……………………….241 Возрастные группы детского зрителя. — Создание сценария для детей с точным возрастным адресом — профессиональ- ное требование к мастерству эстрадного драматурга. — Учет в сценарии специфики детской психологии восприятия. — Интерактивное общение — обязательное условие структуры детского эстрадного концерта. — Знакомые герои как обяза- тельный элемент драматургической структуры эстрадного представления для детей. — Динамика сюжета. — Место и значение музыки в эстрадном представлении для детей. - Специфика введения выступлений детских коллективов в сценарий обычного концерта. — Мобильность программы эстрадных представлений для детей. — Проблема положи- тельного героя в эстрадном представлении для детей. Глава 18. Особенности драматургии массовых праздников и представлений ........................................ ………………………253 Связь массовых праздников и представлений с искусством эстрады. — Концерт как непременная часть массового празд- ника. — Тематизм массового праздника. — Городская среда и ландшафт как места действия в сценарии массового театрализованного представления. — Соединение вырази- тельных средств эстрады и спорта в массовых представле- ниях. — Массовая культура и культура для масс. — Ост- рые, проблемные темы и ответственность сценариста. Глава 19. Программы эстрадных театров миниатюр ………………….261 Определение понятия «театр миниатюр». — Демократизм жанра. — Углубленный синтез эстрады и театра — один из существенных отличительных признаков театра миниатюр. — Структура программы жанра театра миниатюр на примере театра А. И. Райкина. — Доминанта речевых жанров в театре миниатюр. — Публицистичность жанра. Глава 20. Кукольные эстрадные представления…………………………267 Жанр «кукольный эстрадный театр». Немного его исто- рии. — Кукла и кукловод как универсальная тема кукольного эстрадного представления. — Сочетание смешного и серьезного в кукольной эстраде. — Куклы в обычных эстрадных программах и на телевидении. Глава 21. Немного о КВН ........................................ ……………………….273 КВН как зрелище. — Связь структуры игры КВН со струк- турой эстрадного представления. — Из истории КВН. - Философия и идеология игры КВН. Сверхзадача сценария этой игры. — Публицистика и КВН. — Раскрытие темы в сценарии игры КВН. — Актуальность и злободневность как самые сильные стороны игры. — Специфичность реприз для КВН и их «непроходимость» в обычных эстрадных концертах. Глава 22. Сценарии для телевизионной эстрады ... ……………………….279 Концерт по трансляции и концерт специально для теле- видения. — О некоторых закономерностях эстрадной дра- матургии для телевидения. — Разбор драматургических приемов на примере популярных телепередач. — Сотруд- ничество телережиссера и эстрадного автора. — Социаль- но-художественные потребности общества как важнейший принцип эстрадной драматургии для телевидения. — Вре- менные рамки эстрадного телесценария. — Структуриро- вание эстрадного телезрителя. — Ответственность эстрад- ного драматурга за слово, звучащее в миллионах домов. — Общность в приемах «традиционной» и телеэстрадной дра- матургии. Глава 23. Элементы классики в драматургии эстрадного представления ......................... ………………………..288 О современной тенденции «вольных инсценировок». - Смена жанра при инсценировке для эстрады. — Миф и сказка как универсальные источники для создания сцена- рия эстрадного представления. — Инсценировка басни. - Создание эстрадного сценария «по мотивам» на примере классического произведения литературы. Глава 24. Проблемы ведения больших шоу-программ ………………….295 Конферанс как центральное связующее звено эстрадной программы. — Формы и приемы ведения концерта. — Со- единение ведущим авторского текста и собственной импровизации. — Особенности манеры разговора со зрителями. — Общение ведущего с публикой. — Конферансье как посредник между артистами и зрителями. — «Технологические» задачи ведущего программы. — Разница между ведением программы и конферансом. — Новые тенденции в ведении концерта. — Главная функция конферансье и ведущего. — Парный конферанс. — Инсценированный конферанс. Глава 25. Некоторые профессиональные аспекты ремесла эстрадного драматурга ....................... …………………….310 Метод «мозгового штурма». — Персонификация темы. - Путь создания сценария. — Работа эстрадного драматурга с документальными материалами. — «Живые герои». — Способы использования обработанных документальных материалов в сценарии эстрадного представления. — «Анекдот сюжета». — Творческая заявка. — Сценарный план. — Полнометражный литературный сценарий. — Технологические приемы, применяемые при создании сценариев. Заключение .................................................................... …………………….332 Рекомендуемая литература........................................... …………………….335 Богданов И. А.,|Виноградский И. А. Б734 Драматургия эстрадного представления: Учебник. — СПб. : Изд-во СПбГАТИ, 2009. - 424 с. 15ВМ 978-5- 88689-061-7 Авторы учебника — заведующий кафедрой эстрадного искусства СПбГАТИ, доктор искусствоведения, профессор, режиссер эстрады И. А. Богданов и заслуженный работник культуры России, профессор СПбГУКИ. известный эстрадный автор И. А. Виноградский — рассматривают как общие законы, так и частные приемы драматургии эстрады. Разделы учебника посвящены драматургии номера, концерта, пред- ставлений разных жанров и форм. Приводится большое количество примеров. Рекомендуется студентам высших и средних специальных учебных за- ведений искусства и культуры, а также сценаристам, режиссерам, артистам, продюсерам, деятелям эстрадного искусства и шоу-бизнеса. Игорь Алексеевич Богданов, Игорь Александрович Виноградекии Драматургия эстрадного представления УЧЕБНИК Редактор и корректор Т. А. Осипова Дизайн Л. Н. Киселевой Компьютерная верстка Т. С. Сыроветник Технолог В. А. Белова ISBN 978-5-88689-061-7 Подписано в печать 05.02.2009. Формат 70 х 100/16. Гарнитура РetersburgС. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 34,45. Тираж 1000 экз. Зак. тип. № 1065. Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства 191028, Санкт-Петербург, Моховая ул., 34. Отпечатано в ООО «Типография «Береста» 196006, г. Санкт-Петербург, ул. Коли Томчака, 28. |