Представления
Скачать 3.41 Mb.
|
Конферансье всегда высказывает залу какую-то свою позицию — по- литическую, нравственную, моральную. В его словах присутствует соб- ственное мнение — за что и против чего он выступает. Он, как никакой другой артист эстрады остальных жанров, занимает место на кафедре, «с которой о многом можно сказать миру». Стр. 303 Причем позиция эта не схоластически-абстрактная, она подается зрителю от первого лица, облекается в форму личной позиции человека, отчего убедительность аргументации возрастает, что называется, по определению. Конферансье — это всегда в какой-то степени и проповедник, и учитель, и политический трибун. Вместе с тем, когда конферансье слишком уж откровенно встает на дидактические позиции, сразу возникает ощущение снобизма, снисходительности по отношению к залу. Такое, по сути пренебрежительное отношение к зрителю плохо согласуется с манерой доверительной беседы. Зритель с большей охотой прочтет политическую передовицу в газете, чем будет выслушивать во время концерта (куда он пришел — не в последнюю очередь — отдохнуть) навязчивые поучения. Итак, можно сказать: жестко что-то декларировать с эстрады конферансье не должен. Все дело в форме подачи и в чувстве меры. Ведь любая, казалось бы, незатейливая шутка все равно будет содержать в себе элементы личностной позиции конферансье, отношение к тому или иному случаю, историческому факту, политической ситуации, и т. д. В любой, даже самой незатейливой шутке проявляется как минимум уровень вкуса конферансье, даже если это: «Приходит муж домой...». Поэтому даже проходная реприза обязательно несет в себе элемент воспитания вкуса. Конферансье является посредником между артистами и зрительным за- лом. Это он перекидывает мостик между выступающими и публикой. В чем же проявляется эта роль посредника? Во-первых, — в создании праздничной атмосферы. Это является одним из важнейших законов искусства эстрады, неспроста слова «эстрада» и «праздник» очень часто стоят рядом. Во-вторых, — в подготовке зрителя к восприятию каждого следующего номера. Эстрадный концерт — это чаще всего череда сменяемых артистов, музыки, костюмов, темпоритмов, тем и сюжетов, жанров, трюков, эффектов. Ведь само слово «концерт» (concerto) означает «соревнование». В музыке это соревнование инструментов и музыкальных тем, на эстраде — соревнование номеров и артистов. А там, где соревнование, — там борьба, противостояние. Зритель Стр. 304 эстрадного концерта изначально настроен на частую смену впечатлений. Но номер номеру — рознь: один — веселый и эксцентричный, другой — лирический; третий — легковесный и незатейливый, в чет-вертом — глубокая социальная или нравственная тема, и так далее. И конферансье готовит к этим переменам зрителя. Играть лирический номер после эксцентричной клоунады для артиста очень сложно. Да и зрителю очень сложно мгновенно перестроиться на новую волну восприятия. И чрезвычайно плохо, когда эта перестройка происходит уже во время исполняемого номера. Это может поначалу грозить даже неадекватной реакцией зрителя, и, к примеру, реприза, рассчитанная на какой-то глубокий душевный отклик со стороны зала, вдруг может вызвать смех, который возникает по закону инерции восприятия. Это «выбивает артиста из седла», вследствие чего возникает внутренняя паника, растерянность.... То есть страдает художественный результат. Конферансье обязан переменить настроение зала, погрузить его в ат- мосферу нового номера, подготовить к новому восприятию. Особенно это необходимо, когда в концерте соседствуют номера, контрастные по жанрам и глубине тем. Сегодня на эстраде сложилась новая и интересная ситуация. Конферанс, в его классическом виде, требует небольших залов, камерности общения. И такой конферанс есть в многочисленных небольших эстрадных театриках, кабаре, ночных клубах, даже в средних по размерам залах, где идут эстрадные программы. Например -в Санкт-Петербургском театре эстрады, в котором 450 мест. В то же время эстрадное искусство, все более смыкаясь с шоу-бизнесом, вышло на большие, если не сказать — огромные, — площадки, стадионы, дворцы спорта. Здесь конферировать в классическом понимании невозможно. Возникло новое органичное синтетическое образование: конферансье- ведущий. То есть — это такой артист, который опирается на созданный эстрадным драматургом текст ведения программы, по возможности на- сыщая его блестками импровизации. Так что, когда выше употреблялись термины «написать конферанс», «текст ведения программы», то никакого противоречия тут Стр. 305 нет. Новые тенденции в эстраде требуют и новых подходов к созданию драматургии эстрадного представления в отношении к тексту ведения. В больших залах в классическом смысле конферировать нельзя. Но донести информацию до тысяч зрителей необходимо. Выручают стихи! Они самодостаточны как по форме, так и по содержательности информации. Кроме того, они никогда не сбивают темпоритма программы. Самая главная задача конферансье — ведение концерта. Нужно всегда помнить, что конферансье — слуга двух господ: публики и артистов. Цель его частых появлений на эстраде между номерами — не демонстриро- вать себя, а наиболее выразительно, уважительно, эффектно препод- нести артистов, принимающих участие в концерте. П. Муравский говорил: «Для конферансье существовал неписаный закон: „Хорошему не мешай, после сильного не рискуй и помни, что не концерт для тебя, а ты для концерта"» 3 Главная функция конферансье в ведении концерта — информационная. Она, как пишет С. Клитин, «...подразумевает оглашение точных, необходимых для полноценного восприятия концертного номера сведений. Объем этих сведений может быть различен, его мера определяется тематикой и жанром концерта, степенью популярности того или иного артиста, известности того или иного произведения, наличием или отсутствием печатных программ, наконец, эмоциональным состоянием зала в данный момент. Как правило, объявление номера должно сочетать в себе исчерпывающую информацию о нем с лаконичной формой подачи этой информации. Например, перечисление всех почетных званий исполнителя, произнесение его и автора полных имени и отчества зачастую оказывается лишним, мешающим созданию необходимого эмоционального настроя к восприятию выступления артиста» 4 К более сложной разновидности этого жанра относится парный конферанс. И сложность здесь не только в общении между партнерами. Самая большая трудность, преодоление которой требует особого дара и большого опыта совместной работы, — импровизация в общении. Оба партнера должны быть «настроены на одну волну». Стр. 306 Вместе с тем для эстрадного драматурга появляется возможность выстроить в таком ведении программы общение и конфликт в паре. Само по себе появление двух конферансье на эстраде еще не означает, что у них больше выразительных возможностей, чем у солиста. Однако парный конферанс обладает рядом особенностей, которые могут сделать его более выразительным и интересным по сравнению с сольным. Наличие партнера только тогда становится ярким и выразительным, когда между двумя конферансье присутствует конфликт. И конфликт этот не должен возникать в процессе реприз и интермедий, а задаваться сразу, с первого появления конферансной пары. Сразу обозначить конфликтность можно прежде всего за счет внешних данных партнеров (вспомните, например, контраст внешних данных конферансной пары Тарапуньки и Штепселя — артистов И. Тимошенко и Е. Березина). Такая внешняя контрастная выразительность должна соответствовать внутреннему построению конфликта. Один партнер — сообразительный, другой — тугодум; один — оптимист, другой — резонер и т. п. К этому надо добавить контрастность темпераментов, которая тоже будет обосновывать возникающие конфликтные ситуации: один — шустрый, другой — медлительный; один — веселый, другой — грустный. В качестве примера можно привести известную конферансную пару Л. Миров и Е. Дарский. «Некогда Миров начинал свою деятельность как конферансье в паре с Е. П. Дарским. Вскоре этот дуэт завоевал большую популярность. Причина успеха крылась не только в одаренности исполнителей, но и в интересно задуманных и точно разработанных взаимоотношениях между участниками конферанса. Дарский изображал опытного и требовательного конферансье- профессионала, который все знает и все умеет. Миров — нерасторопного ученика: он не может ни толково объявлять номера, ни занять внимание зрителей; более того, он никак не может воспользоваться поучениями Дареного, все путает, говорит то, что не надо, раскрывает какие-то подробности личной жизни и взаимоотношений с партнером, которые неуместно оглашать, и т. д. Зрители и радиослушатели старшего поколения помнят, вероятно, смешные и разнообразные по приемам и тематике интермедии Дар-ского и Мирова» 3 Стр. 307 Все это позволяет драматургу воплотить на эстраде конферанс и ведение большой программы в виде спора. В парном конферансе всегда очень логичным оказывается прямое обращение в зрительный зал, так как каждый ищет у публики поддержку собственной позиции. Это позволяет активнее вовлекать публику в игровые ситуации: ведь обязательно одна часть публики примет позицию одного, другая — другого, что способствует созданию в зрительном зале атмосферы игры, чудачества, озорства. Эта разновидность жанра разнообразит концерт, так как конферансье могут появляться не только вместе, но и выходить с сольными репризами и номерами. Парный конферанс предоставляет и такие возможности, которых не может быть в конферансе сольном: можно исполнить театрализованную интермедию, сценку, скетч, и для этого не надо привлекать для подыгрыша кого-то из участников концерта. Если конферанс сам по себе является одним из самых сложных жанров эстрады, если дополнительные трудности появляются в парном конферансе, то инсценированный конферанс — еще сложнее. Имеется в виду ситуация, когда конферансье выступает не от собственного лица, а от лица какого-то персонажа. Классическим примером конферанса в маске является творчество К. Гибшмана, создавшего образ неуклюжего, стесняющегося человека, которому очень неловко на эстраде. Анализ специфики инсценированного конферанса нужно начинать с эстрадного образа конферансье (маски), потому что это один из глав- ных приемов такого конферанса. Солист-конферансье очень редко может прибегнуть к использованию драматургии, так как у него нет партнера. Нет партнера — нет конфликта (или — гораздо труднее его найти и выразить). Свой конфликт в этом случае конферансье выстраивает зачастую в прямом общении со зрительным залом. В инсценированном конферансе больше театрально-выразительных возможностей в использовании реквизита, элементов декорационного оформления, костюма, грима. «Зрители всегда с удовольствием воспринимают комический образ конферансье, оснащенный те- атральными атрибутами (гримом, костюмом и др.). Чаще, конечно. Стр. 308 появляются в качестве ведущего бытовые типы, но встречаются и литературные персонажи: Хлестаков, дед Щукарь, Василий Теркин и т. д. На детских концертах — доктор Айболит, дядя Степа, Буратино. До войны блистательно вел концерты А. Корзаков в образе театрального пожарного» 6 Вместе с тем инсценированным мы называем также конферанс, кото- рый использует драматургию в построении концерта. 1. Гершуни Е. Рассказываю об эстраде. Л., 1968. С. 157. 2. 2. 2. Райкин А. Воспоминания. С. 166-167. 3. Цит по: Гершуни Е. Рассказываю об эстраде. С. 160. 4 . Клитин С. Эстрада. Проблемы теории, истории и методики. С. 179. 5 Ардов В. Разговорные жанры на эстраде. С. 112. 6 Там же. С. 110. ГЛАВА 25 НЕКОТОРЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕМЕСЛА ЭСТРАДНОГО ДРАМАТУРГА МЕТОД «МОЗГОВОГО ШТУРМА». - ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ТЕМЫ. - ПУТЬ СОЗДАНИЯ СЦЕНАРИЯ. - РАБОТА ЭСТРАДНОГО ДРАМАТУРГА С ДОКУ- МЕНТАЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ. - «ЖИВЫЕ ГЕРОИ». - СПОСОБЫ ИС- ПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАБОТАННЫХ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В СЦЕНАРИИ ЭСТРАДНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. - «АНЕКДОТ СЮЖЕТА». - ТВОРЧЕСКАЯ ЗАЯВКА. - СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН. - ПОЛНОМЕТРАЖНЫЙ ЛИТЕ- РАТУРНЫЙ СЦЕНАРИЙ. - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ СОЗДАНИИ СЦЕНАРИЕВ. В этой главе речь пойдет о той части работы эстрадного драматурга, которую в строгом смысле к его художественному мастерству отнести нельзя. Это частные, — часто «технологические», — приемы и способы работы над сценарием на разных ступенях его подготовки. Это и необходимые формальности, которые должен соблюдать автор. Это и различные формы, в которые облекаются сценарии на разных этапах создания. Это и методы общения с заказчиками... Одним словом — ремесло. Но, как известно, без овладения ремеслом нельзя достичь настоящего мастерства. Создание новой эстрадной программы может идти методом так на- зываемого «мозгового штурма», в котором участвуют и сценарист, и ре- жиссер-постановщик, и художник-постановщик, и продюсер, и за- казчик. Иногда присоединяются какие-то наиболее интересующиеся созданием программы исполнители. Это компания действительно заинтересованных и в той или иной мере компетентных лиц, способных к коллективному творческому труду. Стр.310 Впрочем, практика показывает, что наиболее продуктивным бывает диалог и усилия двух «главных действующих лиц» — сценариста и режиссера. Но на первом этапе поиска драматургического хода программы, ее характера, названия отдельные реплики и оценки всех перечисленных выше персонажей бывают очень полезны: каждый видит проблему с какой-то своей, часто неожиданной стороны. И этим не следует пренебрегать. В конце концов, когда артист выйдет на эстраду, то он и будет лично отвечать в этот момент за все происходящее, вся остальная «компания творцов» в это время будет находиться в безопасном «далеке» — за кулисами... Как известно, поводом к созданию новой программы может служить и конкретный заказ той или иной государственной организации или коммерческой структуры, или простая необходимость заполнить зрителями пустующий в этот период концертный зал и дать работу артистам. Это может быть и какая-то мысль, тема, драматургический ход, который волнует общество и как бы сам просится на сцену. Именно этот случай и является наиболее интересным с творческой точки зрения. Это карт-бланш — «пиши, выдумывай, пробуй!». Справедливости ради следует заметить, что иногда творчески интересной является и другая задача, казалось бы, диаметрально- противоположного свойства. Надо придумать и разработать сценарий, церемонию, ритуал какого-то совершенно нового праздника, который вдруг появляется в тех или иных опубликованных официальных документах. На него отпущены бюджетные деньги и даже объявлен открытый конкурс, называемый сейчас «тендером»... Например, придуманный нашим Законодательным собранием Праздник устава Санкт-Петербурга 14 января каждого следующего Что это будет за праздник, как его отмечать, во что он выльется — пока сказать трудно, но то, что кем-то это будет сделано, сомнений не вызывает. Отпущенные бюджетные средства должны быть освоены. Это — закон природы. Такой же непреложный, как закон сохранения энергии или закон Архимеда. Желающие могут попробовать свои творческие силы в разработке сценария и ритуалов с церемониями еще одного объявленного в официальном законе Санкт-Петербурга праздника — «Международного дня борьбы с незаконным оборотом наркотических средств». Тут тоже очень широкое поле для фантазии, это очень важная, «горячая Стр. 311 и социально-значимая тема, но об этом мы можем порассуждать в следующий раз... Движение от нуля к заветной цели — созданию сценария новой эстрадной программы — легче всего проследить на каком-то конкретном примере не очень большой сложности... Рассмотрим реальный случай. Руководство кафедры режиссуры и продюсерского мастерства Санкт- Петербургского государственного университета культуры и искусств однажды осенью высказало пожелание, чтобы усилиями студентов 4 курса и их преподавателей к Новогодним праздникам была создана эстрадная программа на тему «Петербург и его отражения». Естественно, что это «рабочее название» программы, а на афишу, наверное, можно было бы вынести одно слово: «ОТРАЖЕНИЯ», написанное на фоне силуэтов любимого всеми нами города... Уже по первому впечатлению можно сказать, что само это слово — «ОТРАЖЕНИЯ» — многозначное, многослойное, имеющее некий философский оттенок и указывающее изначальное направление поисков формы и тем для будущей программы. При этом, что именно «отражается», мы в целом понимаем. Это — Петербург. Но ведь, наверное, речь идет не только о его зданиях, дворцах, мостах, скверах. Вероятно, имеются в виду и жители славного города, наши лица, наши поступки, сценки из нашей жизни, не так ли? Более того, мы можем сказать, что и сам город, Северная столица государства Российского, как-то отражается на нас самих, на нашем поведении, нашей речи, костюмах, остротах... Это уже «что-то», некоторый пусть пока еще слабый, но «свет в конце туннеля». Тут в поле нашего внимания попадают и разного рода театральные постановки, и телепрограммы, и публикации в СМИ. Почему не присмотреться более внимательно к тому, как отражается сегодняшний день Санкт-Петербурга на страницах юмористических газет и журналов типа «Вокруг смеха», «Приколы» и ряда других. За этим уже можно увидеть целый эстрадный номер, к примеру, — «Доклад Архивариуса из виртуального Музея юмора и сатиры...». Отметим пока для себя эту позицию, эту возможную будущую разработку, но двинемся дальше к поиску формы будущей программы, ее драматургии, ее внутреннего хода, движения... Стр. 312 Будем считать, что нам в общем понятно, что именно будет от- ражаться в нашей программе, но следует прикинуть мысленно не только то, что отражается, но и где именно, на чем, каким образом происходят эти «ОТРАЖЕНИЯ»... Мы уже затронули одну категорию «отражений» — в нас, на нас. Мы прикоснулись к вопросу о том, как в нас самих отражается время, те или иные события нашей жизни, ее темп, характер. Тут у нас есть возможность сравнить происходящее сегодня, с тем, что было вчера и позавчера и ранее. Любое «ретро» сейчас в моде и в дальнейшем может нам пригодиться как один из драматургических приемов, используемых для каких-то фрагментов «внутри» программы. Но сейчас на этом этапе размышлений нас интересует другое. Мы ищем общую форму постановки. Что первое приходит в голову, когда мы говорим об отражении города и нас с вами? Это, наверное, то, как мы отражаемся в зеркальных витринах многочисленных магазинов, учреждений, офисов, ресторанов, уличных ларьков, в ветровых стеклах шикарных, скользящих по нашим улицам «иномарок»... Тоже интересный ракурс, особенно если вспомнить, что в каждой автомашине имеется еще и такая деталь, как «зеркало заднего вида», без которого езда по улице весьма затруднена. Ну, а если мы подумаем о движении по «стальным путям времени», по «дорогам жизни», не следует ли во всех служебных машинах наших политиков и руководителей установить такие особые «зеркала заднего вида», и пусть они почаще смотрят, к чему приводит их деятельность... Тоже «ретро», но уже другое, с публицистическим оттенком, что в хорошей современной эстрадной программе совсем не лишнее. Целый «пласт» тем, готовых к «разработке», встает перед нами за витринами магазинов как торгующих бриллиантами, так и простым хлебом. Но это тоже частности, это — на заметку для будущих разработок «внутри программы». И как только мы нащупаем ее будущую форму, а если говорить конкретнее — ее пролог и финал, — мы непременно вернемся к этим «путевым заметкам», к этим выявленным нами темам и обстоятельствам. А пока мы ищем общую форму спектакля с девизом или даже названием «ОТРАЖЕНИЯ»... Название точно отражает найденную тему: человек в городе, человек в мире, его радости, горе, подвиги, замечательные и отвратительные поступки... Человек и муки его души или отсутствие как души, так и, естественно, ее мук... |