Представления
Скачать 3.41 Mb.
|
Стр. 313 Рядом лежит интермедия, миниатюра, диалог нашего «Деревянного рубля» и «Зеленого доллара», кто где был, в чьем кармане лежал, что видел, что слышал... И даже обидная фраза: «Сам ты — „У-Е!"» может нам тут пригодиться... Очень интересная разработка может быть связана с магазином системы «Секонд хэнд». После окончания рабочего дня «оживают» старые вещи. И каждый пиджак, каждая кофточка вспоминает своего «первого» хозяина, свою и его жизнь. Здесь и подвенечное платье, практически новое, один раз «надеванное», и пиджак с дырочкой от Ордена Ленина, и повидавший на своем веку всякого и понюхавший пороху камуфляжный костюм... А какие возможности открывают перед нами когда-то забытые в одежде письма, квитанции, пожелтевшие фотографии?.. Стр. 315 Интересная разработка может быть сделана с использованием мотива известной сказки. Девица-красавица спрашивает свое зеркальце: «Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду расскажи, я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?!». И тут просматриваются два продолжения, можно сказать, «на выбор». Это, например, пародия на рекламу разного рода косметики, отбеливателей и тому подобного. Такая реклама-пародия может «разрывать» ту или иную сценку так, как это делает наше телевидение. Идет лирический диалог, и вдруг все замерли — стоп-кадр, и пошла реклама «отбеливателя для зубов». А второй вариант разработки этой темы может быть посвящен тому, как современная красавица отражается в наших лирических песнях... Это уже не героиня старинного романса про «гения чистой красоты». Это уже — «Стерва вышла на охоту», это уже «Отказала мне два раза, не хочу, сказала ты, вот какая ты зараза, девушка моей мечты»... Хорошим названием для этого номера может быть слово — «НЕОТРАЗИМАЯ»... Кто она такая, и какая именно, самая «неотразимая» красотка наших дней? А, может быть, речь идет о молодом человеке, мечтающем стать «неотразимым», этаким «яппи», как сейчас говорят... А еще в этой связи можно вспомнить героинь передачи «Кривое зеркало» двух «новых русских бабок»... Может быть, на сцене появятся и «русские дедки», продолжатели дела сельского остряка Деда Щукаря? А потом, почему же «бабки» у нас непременно «русские»? А, может быть, одна из них еврейская, другая — грузинская, третья -узбекская... Был же в прошлом веке замечательный дуэт Тарапуньки и Штепселя, где юмор всех диалогов этих артистов большей частью строился на смешении русского языка с украинским, так сказать, «французского с нижегородским»... Но это уже особая тема — искусство построения миниатюр, фельетонов, монологов, создания куплетов, — то есть номеров речевых эстрадных жанров. Мы же пока занимаемся рассмотрением драматургии и построения больших театрализованных концертных программ... Внимательно просмотрев вышеизложенные предложения и со- ображения, можно реально приступать к подбору материала «внутрь Стр. 316 Следует просмотреть многочисленные публикации и «классиков жанра»: М. Жванецкого, М. Задорнова, С. Альтова, О. Солода, Л. Измайлова и других. Внимательно присмотреться к передачам КВН, газете «Вокруг смеха». Юмористики вокруг нас сегодня — море, есть из чего выбирать... Ну, а, выбрав основные, опорные миниатюры, монологи, фельетоны, пародийные номера, нужно расположить их в логической и творчески обоснованной последовательности. Необходимо учесть ряд технических обстоятельств, связанных с переодеваниями участников и т. п. После этого можно переходить к придумке и написанию «связок» для ведения будущего обозрения, нахождению формы конферанса — сольного, парного, инсценированного, и решению прочих постановочных задач... Вот примерно так осуществляется «Метод мозгового штурма» при разработке большой эстрадной программы. Часто важную часть подготовки к созданию сценария большой эстрадной программы представляет работа драматурга с документальными материалами. Делая сценарные разработки для разного рода юбилейных программ, как государственного или общегородского масштаба, так и корпоративных заказчиков, и сценарист, и режиссер сталкиваются с необходимостью ознакомления и использования в своей работе ряда документальных материалов. Так бывает и при подготовке к очередному Дню Победы, юбилею того или иного города, крупного предприятия, фирмы, компании или отдельного, скажем так, частного, или, как сейчас любят говорить, физического лица — известного артиста, ученого, общественного деятеля. Документальный материал может быть представлен фотографиями, рисунками, газетными вырезками, кино- и телефрагментами, это могут быть те или иные предметы, реликвии, раритеты. Кроме того, это и так называемые «живые герои» — свидетели тех или иных отмечаемых событий, или те, кто принимал в них непосредственное участие. Например, при праздновании очередного юбилея санкт-петербург- ского Дворца культуры имени Ленсовета отыскался человек, который был на самом первом киносеансе в этом дворце 60 лет назад и сохранил Стр. 317 свой входной билет с соответствующей печатью. Всю свою жизнь он прожил невдалеке от дворца культуры, видел, как его закладывали, строили, некоторое время сам работал в нем. Биографии этого человека и дворца культуры тесно переплетались, что дало возможность, если можно так выразиться, «утеплить» и «очеловечить» сухой исторический материал. Ведь «хижины», наши жилые дома, — прожили большую и многотрудную жизнь. Они — как люди: у каждого своя биография, своя история, своя особая память. В свое время к празднованию юбилея спортивного общества «Динамо» юбиляры отыскали легендарного человека. Он в молодости был членом этого спортивного общества, занимался боксом, был чемпионом города. Потом воевал на фронте в Великую Отечественную войну, попал в плен, в концлагерь... Однажды фашисты решили позабавиться, устроили там, за колючей проволокой, большой спортивный праздник, сценарий которого придумал кто-то из главных гестаповцев. Охрана вызвала на соревнование заключенных, там был и футбол, и волейбол, был и бокс. И во время поединка на ринге наш боксер на глазах у тысяч заключенных и охранников «вчистую» нокаутировал эсэсовца. И не сносить бы ему головы, но в это время начался налет авиации, возникла паника и нашего героя удалось «при- крыть». Он остался жив, закончил после войны медицинский институт и спокойно жил себе в Душанбе, пока его не отыскали и не привезли в Москву на большой советский праздник — Юбилей всесоюзного спортивного общества «Динамо». С эстрады о его удивительной судьбе кратко рассказал народный артист СССР М. Ульянов. И когда этот седой, крупный, все еще хранящий военную выправку человек, в луче прожектора пошел через зал на эстраду — весь зал встал, при- ветствуя его... В середине 70-х годов ушедшего века на очередном Всесоюзном конкурсе артистов эстрады к финальному третьему туру с очень хорошими результатами подошел конферансье Росконцерта А. Васильев. Для Заключительного концерта ему был придуман и написан фельетон гражданского характера, основанный на газетной статье, в которой рассказывалось следующее. В Ереване из-за дорожно-транспортного происшествия в воду упал переполненный пассажирами троллейбус. И так случилось, что в это Стр. 318 время, после своей 10-километровой пробежки домой, возвращался 12-ти кратный чемпион мира по подводному плаванию Ш. Карапетян. Увидев, что произошло, спортсмен быстро сбросил одежду, нырнул, выбил под водой ногами лобовое стекло троллейбуса и стал вытаскивать людей. Он вытащил около 40 человек. Более 20-ти из них выжило. Сам Шавраш Карапетян с воспалением легких попал в больницу. Во время Всесоюзного конкурса, по счастливому совпадению, он оказался в Москве, снимался в какой-то телепрограмме, его удалось найти, привезти в Театр эстрады и посадить в зрительный зал. А. Васильев кратко рассказал о том, что недавно случилось в Ереване. Он говорил о том, что все мы — жители одной страны, одного времени и — поможет тебе, даже рискуя собственной жизнью. В финале фельетона артист говорил: «На этом я хотел бы завершить свой монолог, сейчас я перестану быть участником Всесоюзного конкурса и стану просто зрителем этой эстрадной программы. Я спущусь в этот переполненный зал, встану где- нибудь там, у стенки, но перед этим я хочу совершить свой гражданский долг — преподнести букет цветов человеку, о котором я вам сейчас рассказал»... Конечно же, зал встал, аплодируя и Ш. Карапетяну, и рассказавшему о его подвиге артисту эстрады. Поначалу в центре зала у всех на глазах продолжало сидеть только наше уважаемое жюри. Но потом, поняв, как нелепо это выглядит, вслед за Б. Бруновым встало и оно и тоже стало аплодировать, что для членов жюри такого ранга было тогда исключительной редкостью... Сегодня, пользуясь современной видеотехникой из серии фотографий и соответствующего к ним текста, как правило, удается создать 3-5-10 минутный лирико-исторически-юмористический телефильм «на заданную тему» и вкрапить его в ткань юбилейной постановки... Интереснейшие материалы к юбилею Петербург-концерта удалось отыскать в Музее Большого петербургского цирка. Нашлись и киноматериалы с записью выступлений джаз-оркестра Л. Утесова в программе теа-джаза, и съемки танца в номере «Пат, Паташон и Чарли Чаплин», где бешеную чечетку отбивает народный артист СССР, Лауреат Сталинской, Ленинской и Государственной премии Н. Черкасов, и многое другое. Стр. 319 Сегодня невозможно без улыбки читать газетный отчет о собрании зрителей московского завода «Авиатор». 1500 человек (!) всерьез обсуждают, как помочь... Московскому мюзик-холлу поднять свой ху- дожественно-политический уровень. При этом было решено ввести в его руководство «партийца», слесаря-универсала товарища И. Оглоблина*. При подготовке к празднованию Международного Дня пожилых людей в Петербурге для театрализованной концертной программы в БКЗ «Октябрьский», для «блока» под названием «Сударыня-осень», посвященного пожилым женщинам. Совет ветеранов отобрал 10 кандидатур, заслуженных жительниц нашего города. Одна из них со своей «зениткой» дошла до Берлина и участвовала в Параде Победы, другая в блокаду работала на хлебозаводе, третья ушла на пенсию будучи капитаном дальнего плавания... Они по очереди были приглашены в Союз концертных деятелей Петербурга, и с каждой из них была проведена беседа. Материалы этих бесед были обработаны, переведены в диалоги с ведущим программу заслуженным артистом России Н. Поздеевым. Далее были проведены еще по одной встрече с каждой из приглашенных в программу дам. И во Использование на эстраде документальных материалов, естественно прошедших определенную обработку, — дело не простое, требующее труда, но достаточно интересное и выигрышное... * Невольно приходит в голову мысль о том, что если уже несколько лет ничего невозможно сделать с Петербургским мюзик-холлом, может быть, использовать этот ста- ринный, испытанный у нас в России метод? Собрать собрание. Рабочих. Ввести «партий- ца». И так ведь у нас многое «возвращается на круги своя»... ** К слову сказать, не так давно наши СМИ сообщили, что в самодеятельном кон- церте на встрече представителей великих держав в Шанхае одно из произведений Брамса на рояле прекрасно исполнила государственный секретарь США К. Раис. А наш министр иностранных дел господин Лавров с большим успехом спел частушки на английском языке, наверняка написанные на основе документальных материалов. Стр. 320 Любое творчество, особенно в своей начальной точке движения, почти всегда в той или иной степени ассоциативно. Общеизвестно, что сегодня люди, и в особенности молодые, очень мало читают. И даже новости, сообщаемые телевидением, «проглатываются» достаточно бездумно, и более того — бездуховно, многие годами живут, поверхностно относясь к происходящему в мире вокруг них. А ведь тот или иной интересный факт, событие, анекдот, даже простая реплика могут стать центром кристаллизации для будущего сюжета эстрадного представления, миниатюры, монолога*. Приведем несколько конкретных примеров. В недавно вышедшей в свет книге под названием «Тамада» содержится список малоизвестных праздников, существующих в разных странах, и забавных исторических дат. В упомянутом списке есть такие праздники, как День супругов, День тещи, есть День рождения складного зонтика и День рождения стриптиза... Во время недавней дискуссии на тему о том, что нам делать с праздником 7 Ноября, Днем Октябрьской революций, тихо прозвучало предложение служителей православной церкви объявить его Днем добрых дел. Как тут не вспомнить, что в 2003 году, в День рождения Санкт- Петербурга компанией «Третье тысячелетье» проводился праздник «Марафон добрых дел», и не где-нибудь, а в зале Дворца спорта «Юбилейный». И был придуман большой театрализованный пролог, во время которого к хозяину города Петру Великому слетал — на лонжах, разумеется, Ангел со шпиля Петропавловской крепости. Далее высвечивались огромные песочные Юбилейного Дня 300-летия Санкт-Петербурга, которые затем укреплялись в прекрасно выполненный «Памятный знак» со шпилем Петропавловки... И была ритуальная встреча на Неве Первого луча солнца юбилейного дня, и Открытие Дома добрых дел для добровольных благотворителей * Литературоведы, к примеру, выяснили, что даже у такого великого и вполне самодостаточного писателя, как Ф. Достоевский, в его романе «Преступление и наказание» имеются целые фрагменты текстов из полицейских хроник тогдашних газет... Стр. 321 и спонсоров, и праздничный благотворительный завтрак для Ветеранов войны и труда, и, конечно же, Большая праздничная концертная программа, в которой впервые прозвучала новая песенка под тем же названием «День добрых дел»... Даже такая серьезная газета, как «Известия», поместила целую статью, посвященную исполняющемуся в этом году 70-летию Бура-тино — сказочного персонажа, придуманного А. Толстым. Чем не по-вод для хорошего детского эстрадного представления?! Пригласим гостей этого литературного ряда — Чебурашку, Маленького принца, Дядюшку Римуса из Америки, и закатим бал-карнавал... Газеты порой приносят факты, которые сами просятся на эстраду. На очередных выборах Президента России «Новая газета» напечатала диалог двух реальных председателей избирательных комиссии, в котором один жаловался на то, что он очень волнуется за явку избирателей. Второй относился к этой проблеме спокойнее. Он сообщал своему коллеге, что у него на участке — большая областная психиатрическая больница и ее пациенты, не лишенные по суду избиратель-* ных нрав, конечно же, дадут стопроцентную явку на выборы. Они и сами выдвинули кандидатов из своей среды: двух Путиных, трех Наполеонов, и одного Кащея Бессмертного... Чем не эстрадно-пародийная программа или хотя бы миниатюра?! Вообще существует такой термин, как «анекдот сюжета», из ко торого следует, что хороший сюжет, хороший спектакль, кинофильм можно коротко пересказать, объяснив, в чем там собственно дело. Плохой сюжет надо пересказывать долго. Есть еще один пример — когда парадоксальный факт, попавшим из жизни в печать, разбудил авторское вдохновение, приведя к рождению смешной миниатюры, с успехом исполнявшейся на эстразе Н. Поздеевым и А. Пильчевским. Это сообщение состояло в следующем. Якобы некоторое время назад ряд итальянских газет наперебой стал сообщать о небывалой истории. Где- то на Севере Италии, в Альпах, в маленьком городском родильном доме Более того, когда врач стал ее выслушивать, то обнаружил, что находящийся в чреве синьоры младенец... читает стихи Петрарки! Но и это еще не все! Газеты на другой день сообщили. что с юным синьором удалось установить голосовой контакт. Стр. 322 И вступить с ним в беседу. И выяснить, что он вообще не намерен появляться на свет, пока в мире не будет восстановлен порядок и не восторжествует справедливость, в том числе и материальная. Он не хочет, родившись, жить в бедности, он утверждает, что, пока мы, младенцы, еще сидим каждый в чреве своей матери, мы равны, а как только появились на свет, так один едет домой на роскошном кадиллаке, а другого везут чуть не на телеге. Позор, синьоры, как вы там живете, так дальше жить нельзя! Ряд газет возмутилось, обвинив еще не родившегося парня в коммунистической пропаганде. Началась дискуссия. На каком-то этапе стало ясно, что это на самом деле ловкий и веселый розыгрыш, газетная «утка», на которую попались тысячи людей... И была написана миниатюра, исполнявшаяся в эстрадных кон- цертах. Сидели в чепчиках два «близнеца», решившие не покидать теплого, насиженного местечка, пока там, в мире, не решат проблемы настоящего детского пособия, социальной защиты детей и их матерей, экологической безопасности, терроризма, и так далее... Несмотря на явную парадоксальность ситуации, а, может быть, именно благодаря ей, миниатюра имела на публике большой успех. В большой 400-страничной книге А. А. Рубба «Размышления о нетрадиционном театре» приводится фрагмент из сценария А. Силина, посвященного 30-летию Победы над фашистской Германией, могущий служить ярким примером умелого обращения с очень сухими цифрами. С разрешения автора книги приведем его целиком. «Тихо и проникновенно звучат голоса актеров... Война... От Бреста до Москвы 1000 километров... От Москвы до Берлина — 1600. Итого 2600... Это если считать по прямой... Так мало, правда? 2600 километров в те годы, если поездом, — около 4 суток... Самолетом — примерно 4 часа... Перебежками и по-пластунски — 4 года! Четыре года это 1418 дней. 34 тысячи часов. И более 20 миллионов погибших наших людей... Двадцать миллионов погибших на 2600 километров — это значит 7 с половиной тысяч убитых на километр. 15 человек на каждые 2 метра земли! Двадцать миллионов за 1418 дней это значит 14 тысяч убитых ежедневно... 600 человек в час! 10 человек каждую минуту! Каждый 8-й житель нашей страны...» 1 Стр. 323 Кто-то еще подсчитал, что если бы каждому погибшему на тон войне мы посвятили одну минуту — всего одну МИНУТУ МОЛЧАНИЯ, — Сухие цифры в их сопоставлении и при соответствующих комментариях никого не могут оставить равнодушными. В этом случае документ может стать сильнейшим выразительным средством. Все, кто хочет попробовать стать сценаристом, эстрадным дра- матургом, работать в шоу-бизнесе, на эстраде, в юмористике, что-то придумывая, сочиняя, создавая, — никоим образом не должен игно- рировать поток событий и фактов реальной жизни. Это именно тъ почва, на которой и могут произрасти самые яркие и самые интересные плоды вашей фантазии, которые должны принести вам успех. славу и, может быть, даже какие-то деньги... От использования документальных материалов в работе драматурга перейдем к этапам создания сценария, к некоторым его формам... Как правило, последовательность такова — творческая заявка, сценарный план, полнометражный литературный сценарий. Создание новой программы, после какого-то количества творческих размышлений, собеседований, согласований, начинается с первичного звена для всей технологической цепочки — написания ТВОРЧЕСКОЙ ЗАЯВКИ. Речь идет о кратком, размером в полторы-две страницы печатного текста, внятном изложении того, что сценарист вкупе с режиссером- постановщиком или без оного предлагает. Творческая заявка должна содержать идейно-художественный замы- сел будущей программы, обоснование общественно-социальной зна- чимости выбранной темы, жанр, драматургический ход и общие очертания предлагаемой постановки. Любая заявка на патент какого-то нового устройства, машины. приспособления, на открытие всегда содержит текст, в котором объясняется, в чем суть открытия, чем новая конструкция отличается от всех предыдущих, в чем ее новизна. В отличие от науки и техники, на эстраде и в шоу-бизнесе возможны некоторые возвраты к прошлому в стиле «ретро», но в новое редакции. В новой, более современной форме возможны Стр. 324 заимствования мотивов ранее существовавших произведений и постановок с указанием на них. Возможны просто инсценировки, а также написание новых слов на известные песенные мотивы — подтекстовки. И все это при соблюдении определенных правил, за исполнением которых следит Российское авторское общество — РАО, в Наивная опаска, состоящая в том, что если что-нибудь и вправду дельное хорошо изложить в Творческой заявке, то лучшее из нее непременно «украдут», — не должно смущать ни одного настоящего творческого работника. Во-первых, нельзя же предлагать «кота в мешке», надо изложить свои мысли. Во-вторых, если очень хорошо придумано — все равно украдут, и вы с этим ничего не сделаете. В- третьих, если крадут, значит здорово придумано, плохое никто не возьмет. В-четвертых, один раз придумали хорошо — придумайте еще лучше! И, наконец, в-пятых, волков бояться — в лес не ходить. В конце- то концов, наверное, остались у нас в стране еще и честные люди! Творческая заявка, как правило, должна содержать предполагаемые и желательные сроки реализации постановки, намеченную концертную площадку, имена солистов и названия занятых коллективов, а главное, написана четким и ясным, внятным и понятным литературным языком. Далее следует составить хотя бы приблизительный сценарный план будущей программы. Придумать разумную последовательность эпизодов, «блоков», порядок прохождения номеров, последовательность появления на сцене солистов и коллективов с учетом реальных обстоятельств. На самом деле заранее составляемый сценарный план всегда прибли- зительный и предварительный, и надо иметь в виду, что в процессе ра- боты он все время будет меняться и уточняться. Он может сокращаться или увеличиваться, и это связано не с тем, что не удалось договориться с каким-то исполнителем, причина в другом. По мере разработки заявленного в самом начале драматургического хода, или придуманных предлагаемых обстоятельств, могут возникнуть определенные трудности, непреодолимые препятствия, может измениться ситуация в городе или в мире. Наконец ваш драматургический ход сегодня могут просто украсть ваши Стр. 325 шустрые конкуренты. Но даже не касаясь такого экзотически-кри- минального хода событий, вспомним А. С. Пушкина, который, создавая Евгения Онегина, совсем не предполагал поначалу, что в финале героиня его романа в стихах выйдет замуж. Известна его знаменитая фраза: «Что моя Татьяна сделала, взяла да и выскочила замуж за генерала!». В этом, с одной стороны, конечно же, есть элемент авторского кокетства, а с другой, — большая художественная правда. Иногда создаваемый автором материал начинает диктовать свои условия, а герои — жить своей жизнью. Для эстрады это положение имеет более мягкий А. Райкин в свое время долго готовил и репетировал большой са- тирический монолог* старого одесского еврея, который, сидя на солнце, на скамеечке, рассуждал о жизни, в частности, о том, почему у всех стран есть свои министерства обороны. Зачем они, когда ни у кого нет «министерства нападения»? И все было хорошо, и смешно, и остро, п современно, и монолог должен был войти в новый эстрадный спектакль, но... Внезапно разразилась Израильско-Арабская война, мы встали на сторону арабов, и этого еврея-одессита выводить на сцену стало просто невозможно**. Сценарный план это еще не сценарий, это его каркас, не более того. И выдавать его за сценарий не следует, он даже не подпадает под требования о регистрации в Охране авторских прав как самостоятельное творческое произведение. Далее, на основании составленного, продуманного Сценарного плана и согласованного со всеми полагающимися инстанциями и заинтересованными лицами из тех, кто решает «Быть посему! или «Не быть...», сценарист пишет Литературный сценарий. Для эстрадного представления он занимает не менее 18-20 страниц текста, причем в этот объем не входят тексты песен, исполняемых солистами, тексты монологов, произносимых на сцене, к примеру. Г. Хазановым или Е. Петросяном, если они написаны другими авторами, а не автором данного сценария. * Автор — И. А. Виноградский. ** Это был первый еврей, погибший в той семидневной войне с нашей стороны. Стр. 326 Сам Литературный сценарий может содержать описания массовых сцен, задуманных автором совместно с режиссером-постановщиком, сюжетные разработки для кино- и телефрагментов, и непременно — все виды конферанса, монологи, фельетоны, интермедии, репризы, миниатюры, сценки. Все это тот текстовой материал, превращающий Сценарный план в полноценный Сценарий, который можно «пускать в работу», начинать репетировать, работать с различными службами концертной площадки и даже красочно рассказывать о нем на брифингах журналистам, по радио и телевидению, создавая будущему эстрадному представлению полагающуюся рекламу... Еще несколько слов о некоторых технологических приемах, при- меняемых при сценарных разработках. Говорят, что количество сюжетов, которые варьируются в театре и на экране, — что-то около полутора сотен, можно сказать, «всего-ничего»... И все существующее многообразие произведений для театра, кино, эстрады, телевидения связано с их «клонированием», варьированием, модификациями и гибридизированием различных сюжетных ходов... Но если эта первая проблема хотя бы приблизительно решена и понятно, какие из имеющихся в «обязательном ассортименте» исполнители должны выступать, в каком порядке и с каким репертуаром, встает следующая проблема, уже чисто творческого порядка. Это выбор «драматургического хода», дающего возможность всему эстрадному спектаклю двигаться, развиваться, разумеется, в том случае, если мы не хотим ограничиться простым дежурным сквозным конферансом. Такой концерт может провести любой опытный конферансье, имеющий разнообразный репертуар. Тут тоже не нужен ни режиссер- постановщик, ни специальный сценарист. Стр. 328 Если же мы пытаемся создать новую интересную осмысленную шоу- программу для дворца спорта или театра эстрады и нашли, вспомнили, придумали тот или иной драматургический ход, реально работающий в данной ситуации и не слишком громоздкий для постановки, мы должны понять, какие структурообразующие элементы будущей программы должны составить ее основу. Еще раз повторимся. Это в первую очередь тот или иной осмысленный пролог, совсем неплохо, если ему будет соответствовать такой же логически безупречный эпилог программы, ее финал. Если речь идет о необходимости иметь два отделения, придется придумывать, чем закончить первое отделение и с чего начать второе... И уж совсем бывает хорошо, если между номерами программы, выступлениями солистов, популярных исполнителей, «звезд эстрады» придуманы те или иные миниатюры, сценки, музыкальные тематические номера, развивающие выбранный драматургический ход, иллюстрирующие его, расширяющие, переосмысливающие... Одним из методов, успешно применяемых при подобных сценарных разработках, является метод использования разного рода ассоциаций, аналогий, трансформирования тех или иных сюжетных построений в нужном нам направлении. И тут дело упирается в первую очередь в «толщину культурного слоя» самих разработчиков, в багаж их знаний в области литературы, драматургии, театра, эстрады, кино. Но кроме того, что нужно что-то знать, помнить, понимать, — следует уметь этими знаниями манипулировать, развивать отдельные элементы, сочетать их друг с другом, конструировать... Приведем конкретные примеры. Одна из студенток 4 курса факультета режиссуры и продюсирования театрализованных шоу-программ неожиданно заявила, что ей хотелось бы разработать сценарий детского спектакля, посвященного... СПИЧКАМ! К примеру, — с монологом Бабы-яги о том, как она в молодости была Снегурочкой, по потом жизнь сделала из нее злую Бабу-ягу... С Дедом Морозом, который никак не может уйти на пенсию, не успевает оформить ее за то время, пока он здесь находится... С Серым Волком, который успел «прихватизировать» лес и не дает никому ни одной елки... Серый — чего с него взять! Хотя серость еще не всегда синоним глупости, скорее — необразованности. Потому что «Зайчишка-зайка серенький» вполне симпатичный персонаж... Правда, бывает «во хмелю»... И это тоже своя, особая тема — «косой заяц», вполне подходящая для «елки для взрослых...». Подобный спектакль в свое время был поставлен в московском Театре эстрады и в одном из вариантов шел на Центральном телевидении... Примеров использования метода ассоциаций при сценарных раз- работках эстрадных представлений может быть приведено множество, важно понять саму логику поиска, и тогда нужная задача наверняка будет успешно решена... 1. Рубб А. Размышления о Нетрадиционном театре, или Нетрадиционный театр как он есть. М., 2004. С. 348. Да, действительно, некоторые жанры уходят, некоторые становятся не так популярны и востребованы, как прежде. На смену им появляются новые формы, отвечающие эстетическим и социальным требованиям современности. Но практика современной эстрады дает немало примеров обратного: старые устоявшиеся жанры не пропадают. Сегодня они проявляются по-новому, но их художественная структура и методологические принципы построения остаются незыблемыми, хотя могут меняться проблематика тем, мода, условия существования самой эстрады. Вероятно, правильнее было отнести эти превращения не к из- менению структурных, методологических, жанровых закономерностей, а к изменившемуся способу существования эстрады в современном культурно-художественном процессе. Таким образом, в изучении художественных законов драматургии эстрадного представления одинаково важное значение имеют я процесс освоения «классических» закономерностей структуры эстрадного сценария, и чуткое отношение эстрадного автора, режиссера-драматурга к изменчивым требованиям современного зрителя. Стр. 334 |