Главная страница
Навигация по странице:

  • Театр, эстрада, шоу-представление всегда условны. В этих формах зре- лищного искусства можно изъясняться и прозой, и стихами, и петь, и

  • При создании новой эстрадной программы проблеме ведения должно быть уделено самое пристальное внимание. Хороший ведущий

  • Конферанс — искусство живого, импровизированного общения со зрительным залом.

  • В современном конферансе на первый план часто выходит умение артиста органично соединять текст, написанный автором представления, с собственной импровизацией.

  • Конферансье общается с публикой не вообще, не вещает, не деклами- рует, не выступает, подобно трибуну, с митинговой речью, не читает

  • Люди, в большинстве своем, говорят не так, как пишут. Все это является основной причиной того, что авторам так трудно писать

  • Стр. 301 Ведущий, в отличие от конферансье, не вступает в общение с публикой, или общение это носит весьма формальный, поверхностный характер.

  • Словесная импровизация вне контакта артиста с публикой к конферансу не имеет никакого отношения.

  • Ни один другой жанр эстрады не требует от артиста наличия столь боль- шого и важного набора не только профессиональных, но и морально

  • Представления


    Скачать 3.41 Mb.
    НазваниеПредставления
    Дата12.10.2022
    Размер3.41 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаDramaturgia_estradnogo_predstavlenia (1).pdf
    ТипУчебник
    #729778
    страница20 из 23
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23
    ГЛАВА 24
    ПРОБЛЕМЫ ВЕДЕНИЯ ШОУ-ПРОГРАММ
    КОНФЕРАНС КАК ЦЕНТРАЛЬНОЕ СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО ЭСТРАДНОЙ ПРО-
    ГРАММЫ. - ФОРМЫ И ПРИЕМЫ ВЕДЕНИЯ КОНЦЕРТА. - СОЕДИНЕНИЕ
    ВЕДУЩИМ АВТОРСКОГО ТЕКСТА И СОБСТВЕННОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ. -
    ОСОБЕННОСТИ МАНЕРЫ РАЗГОВОРА СО ЗРИТЕЛЯМИ. - ОБЩЕНИЕ ВЕ-
    ДУЩЕГО С ПУБЛИКОЙ. - КОНФЕРАНСЬЕ КАК ПОСРЕДНИК МЕЖДУ
    АРТИСТАМИ И ЗРИТЕЛЯМИ. - «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ* ЗАДАЧИ ВЕДУЩЕГО
    ПРОГРАММЫ. - РАЗНИЦА МЕЖДУ ВЕДЕНИЕМ ПРОГРАММЫ И КОНФЕ-
    РАНСОМ. - НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ВЕДЕНИИ КОНЦЕРТА. - ГЛАВНАЯ
    ФУНКЦИЯ КОНФЕРАНСЬЕ И ВЕДУЩЕГО. - ПАРНЫЙ КОНФЕРАНС. -
    ИНСЦЕНИРОВАННЫЙ КОНФЕРАНС.
    Новая шоу-программа придумана, творческая заявка, отражающая общие черты будущего представления, утверждена, уточнен состав основных исполнителей, коллективов, «звезд», занятых в новом представлении, и ясен его общий драматургический «ход». И здесь приходит время подумать о том, кто и как будет вести это «мероприятие», произносить первые приветственные слова, соединять различные
    «блоки», заполнять остроумными репризами неизбежные «технические паузы» между номерами. Ведь непременно нужно на какое-то, пусть короткое, время закрыть занавес, подготовить сцену к следующему номеру.
    И, наконец, кто будет объявлять имена, фамилии и звания выходящих на эстраду артистов, а самое главное — создавать соответствующую
    «атмосферу» в зале...
    Несмотря на кажущуюся неуловимость, эфемерность, надуманность большинства из этих задач, от их решения в конечном итоге часто зависит успех всего предприятия.
    Плохой, неопытный, непрофессиональный ведущий, конферансье, шоумен может загубить самый лучший концерт. И, наоборот
    Стр. 295
    умелый — сделать из рядового сборного дивертисментного концерта замечательную праздничную программу. И телевизионные трансляции многочисленных шоу-программ в последнее время это положение достаточно ярко иллюстрируют.
    Впрочем, надо с самого начала разобраться: ведущий, конферансье, шоумен — кто это такие, чем они отличаются друг от друга?
    Как правило, для ведения торжественных, официальных, «пра- вительственных» программ, тем более посвященных, к примеру, таким важным событиям, как 60-летний юбилей Снятия блокады Ленинграда,
    требуется соответствующее ведение. Оно должно содержать необходимую информационную часть, решать какие-то проблемы постановочного характера, соединять самые различные номера, интермедии, «блоки» в единое целое. Текстовые материалы для такого рода работы ведущего должны быть заранее очень тщательно подготовлены, выверены. Они могут быть как прозаическими, так и стихотворными, если ведущий, разумеется, умеет и любит читать стихи.
    Как это ни парадоксально, есть масса ведущих, категорически возражающих против включения стихов в свой репертуар, исходя из того утверждения, что, мол, «в жизни нормальные люди всегда говорят
    ПРОЗОЙ»...
    Позволительно спросить, а что, герои бессмертной комедии А.
    Грибоедова «Горе от ума», персонажи «Маленьких трагедий» А. Пушкина и множество других действующих на сцене лиц — все «люди ненормальные»?
    Сегодня мало кто помнит, но ведь весь сценарий популярного кинофильма «В 6 часов вечера после войны» написан... в стихах!
    Театр, эстрада, шоу-представление всегда условны. В этих формах зре-
    лищного искусства можно изъясняться и прозой, и стихами, и петь, и
    танцевать, и играть пантомиму. Самое главное — тем или иным
    способом доводить до зрителей художественную информацию,
    вложенную авторами в произведение. Это вопрос жанра, вопрос
    условий игры, которую совместно ведут артисты и зрители.
    Театрализованная программа дня поэзии или вечера романса — это одно, вечер сатиры и юмора — другое, а, к примеру, вечер памяти жертв
    Хиросимы — третье.
    Стр. 296
    Несколько лет назад в крупнейшем концертном зале страны, в спортивном комплексе «Олимпийский», шла большая эстрадная программа с Ф. Киркоровым,
    А. Пугачевой и другими «звездами», собранными под афишей «Женщины мира — против наркотиков!». И для ее ведения использовались и стихи, и проза, в зависимости от содержания и характера входивших в нее «блоков».
    В эстрадной практике у ведущего, или ведущих, — а очень часто это пара исполнителей, иногда Он и Она, — свой круг задач, свое амплуа, и хорошо, если они не выходят за его границы.
    У конферансье или конферансной пары задачи в эстрадной программе другие. Их репертуар построен на юморе, сатире, он должен быть современен, злободневен, разнообразен и включать в себя различные варианты вступительных интермедий, реприз-связок между номерами.
    Кроме того, у любого конферансье, а тем более конферансной пары, должен быть какой-то свой номер — музыкальный, куплетный, пародийный. При этом желательно, чтобы он имел отношение к теме и
    содержанию той эстрадной программы, которую они берутся вести.
    Естественно, канва текстовой части этого конферанса должна быть заранее написана автором, сценаристом, к ней должен «приложить руку» режиссер-постановщик, так как такое ведение программы не должно тормозить течение концерта, а должно поддерживать высокий темпоритм...
    В последнее время у нас на эстраде появилось большое количество исполнителей, считающих себя шоуменами, вроде как полагающихся в основном на свои импровизационные способности, которые часто на поверку оказываются достаточно скромными. А ведь любой профессионал знает: лучший экспромт — это подготовленный экспромт. И у каждого шоумена непременно есть какие-то свои «домашние заготовки». Вопрос только в их количестве и качестве. Юмор должен быть непременно уместен в данной программе и в данном ее месте. Когда программа сюжетная, даже при условной реализации принятой сюжетной линии, задачи ведения этой программы, с одной стороны, вроде бы упрощаются.
    Ведь в этом случае ведущий существует в той или иной роли, в том или ином образе, переходит из одного «блока» в другой в постоянной маске.
    Казалось бы, все просто... Но с другой стороны, ведущий должен продолжать вести программу, общаться с публикой, объявлять имена, фамилии, звания выступающих с так называемыми «вставными номерами» исполнителей — то есть
    Стр. 297
    существовать на сцене в нескольких планах, в нескольких плоскостях, что совсем не так просто, особенно для драматического артиста. Но сюжетные шоу-программы у нас реализуются не так часто, так что большой проблемы тут нет...
    В качестве интересного примера может быть приведена одна из шоу- программ, недавно проходившая на сцене Кремлевского театра. Ее вели наши, известные всем по сериалам «Улицы разбитых фонарей», «менты»...
    Вели впятером, делали это, можно сказать, как умели, но попытка была весьма поучительной... Тем более что сама программа была посвящена Дню министерства по чрезвычайным ситуациям, и тут, как мы понимаем, всего можно было бы ожидать...*
    Сегодня в современных залах на помощь ведущему, или конферансье, или тому же шоумену может придти и большой телеэкран, с трансляцией из зала или заранее отснятым на видеопленку тем или иным материалом, и мобильный телефон, с возможностью связаться прямо со сцены с кем угодно, и многое другое.
    Например, в одной из постановок санкт-петербургского Театра му- зыкальной комедии все боковые кулисы и «задник» были выполнены из широких резиновых лент, плотно примыкающих друг к другу, что давало возможность ведущим программы «История ВКП(б) в песнях и частушках» неожиданно появляться как будто с экрана, «из стены», что,
    конечно же, было и неожиданно, и эффектно, и очень удобно...
    Существует прием, когда ведущие представляют собой не вы- мышленные образы, как, например, в пьесе, а исполняют реальные функции обеспечивающих проведение реально идущего концерта.
    В свое время в Ленконцерте успешно работала конферансная пара. в которой были «задействованы» артисты, исполнявшие разные роли. если можно так выразиться, «приконцертного характера».
    Один из них, Игорь Алексеев, с самого начала представал перед зрителями этаким «артистом-артистычем» из «очень академических те- атров». Он снисходительно согласился провести этот небольшой эст- радный «концертик». Второй — Анатолий Кириллов — появлялся в образе осветителя, звуковика, рабочего сцены, играя простака-
    * Наиболее уверенно в этом деле из всех «ментов» чувствует себя С. Селин — ска- зывается опыт обучения на кафедре эстрадного искусства ЛГИТМиК.
    Стр. 298
    пролетария «почти умственного труда». При таком распределении ролей конфликт исполнителей совершенно ясен, разница позиций очевидна. Но концерт они должны вести вместе...
    Любой профессиональный эстрадный драматург напишет тексты лля ведения любой программы с участием такой пары без особенных затруднений.
    При создании новой эстрадной программы проблеме ведения
    должно быть уделено самое пристальное внимание. Хороший ведущий,
    конферансье, шоумен — это тот «машинист», который будет двигать
    вперед весь «паровоз» концерта, и эта роль должна быть очень
    тщательно продумана драматургом и режиссером и пригнана именно
    к данной постановке...
    При этом иногда есть возможность использовать репертуар, имеющийся в арсенале конферансье, но чаще приходится писать его заново применительно к рамкам и характеру конкретной постановки.
    В принципе, в больших концертных залах современных дворцов спорта возможно использование приема подмены одного артиста, взявшего на себя роль ведущего или конферансье, — другим исполнителем, похожим на него внешне, пусть даже приблизительно. Хо- роший грим и значительное территориальное удаление от зрителей позволяют провести этот «цирковой трюк». И тогда наш «ведущий» может вполне профессионально и шутить, и петь, и «ходить по проволоке», и делать все, что необходимо сценаристу и режиссеру-постановщику.
    Этот прием особенно удобен при работе с братьями-близнецами, которых сейчас на эстраде довольно много. При этом в финале программы можно провести «разоблачение» трюка, а можно этого и не делать...
    Своеобразный прием ведения программы вот уже много лет с спехом
    используют наши уважаемые КВНщики, когда практически все время присутствующий на сцене главный организатор всего представления А.
    Масляков включается в игру только по мере надобности. Но к нему можно обращаться, с ним можно при необходимости играть короткие интермедии, он, в общем-то, «технический ведущий». Но если его убрать
    — зрелище начнет рассыпаться...
    Как уже говорилось, хороший конферансье способен поднять уровень рядового эстрадного концерта, состоящего из достаточно средних
    Стр. 299
    исполнителей, до уровня отличной, пользующейся хорошим успехом у зрителей программы. Плохой же — недостаточно опытный, не гибкий, не чуткий, не остроумный, не оснащенный достойным репертуаром — может загубить почти любое приличное эстрадное представление...






    Несколько подробнее остановимся на той разнице, которая су- ществует между ведущим и конферансье.
    Конферанс — искусство живого, импровизированного общения со
    зрительным залом.
    Имея принадлежность к речевым жанрам, конферанс тем не менее всегда стоял особняком. Даже на проводящихся конкурсах артистов эстрады конферанс всегда выделялся в отдельную номинацию, по нему присуждались отдельные звания, премии и дипломы.
    Конечно, конферансье проводит большую подготовительную работу: это «домашние заготовки» монологов, фраз, реприз. Но и они во время исполнения пронизываются импровизационными блестками.
    Поскольку в основе этого жанра лежит импровизация, на первый взгляд кажется, что ставить рядом слова «конферансье» и «эстрадный автор» бессмысленно.
    Тем не менее выше неспроста говорилось о той роли, которую играет эстрадный драматург в помощи конферансье при подготовке большой программы, особенно тематической.
    В современном конферансе на первый план часто выходит умение
    артиста органично соединять текст, написанный автором
    представления, с собственной импровизацией.
    В основе французского слова конферанс лежит глагол соп^егег - беседовать, совещаться.
    Конферансье общается с публикой не вообще, не вещает, не деклами-
    рует, не выступает, подобно трибуну, с митинговой речью, не читает
    лекцию — он беседует и даже о чем-то совещается со зрителями.
    И точнее глаголов, пожалуй, не подобрать. В такой манере выступал,
    например, знаменитый конферансье П. Муравский.
    «Петр Лукич Муравский... У него редкий дар свободной, непри- нужденной беседы, откровенного разговора с любой аудиторией в лю-
    Стр. 300
    бой обстановке. Слушая его, не ощущаешь холодной официальности выступления, никогда не думаешь о, возможно, заранее подготовленном тексте. Он выходит на эстраду, как радушный и гостеприимный хозяин сцены. Неискушенной публике, если она даже есть, кажется, что этот обаятельнейший, удивительно милый собеседник импровизирует, грустит и смеется вот здесь, вместе с ними, впервые и только для них вспоминает о чем-то, раздумывает о жизни, призывая себе в помощники гитару...»
    1
    Беседа — дело достаточно интимное или, скорее, доверительное.
    Действительно, когда мы беседуем, то не кричим; в беседе речь наша разговорна, перемешана междометиями, восклицаниями, она не столь литературно выверена, как если бы была написана; мы используем особые, присущие только разговору обороты и отдельные слова. Разговорная речь может быть очень правильной и грамотной речью образованного и культурного человека. Но даже в этом — сегодня, к великому сожалению, — редком случае разговорная речь будет отличаться от литературной.
    Люди, в большинстве своем, говорят не так, как пишут. Все это
    является основной причиной того, что авторам так трудно писать
    для конферансье, а последним очень сложно использовать
    написанное на практике.
    У известных конферансье разнились манера, выбор тем, способ подачи, темперамент, имидж, — неизменным всегда оставалось ощущение беседы.
    Именно этот фактор создает у публики впечатление, что конферансье разговаривает не с залом вообще, не с толпой, не с массой, — а с каждым зрителем в отдельности.
    Если не происходит доверительного импровизированного разговора со зрительным залом — конферанса нет. Есть ведущий, который хорошо поставленным голосом просто объявляет названия номеров, фамилии и звания авторов и исполнителей. Часто он даже не учит такие объявления наизусть, а читает их по бумажке. Такое разделение — конферанс и ведение
    — существовало всегда. Если в первом случае это должен быть артист с большой буквы, то во втором может быть и журналист, и телеведущий, какая-то известная личность, наконец, просто интеллигентный человек.
    Собственно актерской профессии в ведении практически нет (нужны всего лишь техника и культура речи).
    Стр. 301
    Ведущий, в отличие от конферансье, не вступает в общение с
    публикой, или общение это носит весьма формальный,
    поверхностный характер.

    Ведущему не нужны ответные реакции зрителя на сказанное, не требуется отвечать на неожиданную реплику из зала, не надо им- провизировать; главное — четко произнести объявление до или после номера и не перепутать фамилии исполнителей. Это, кстати, происходит сплошь и рядом, на что в свое время обратил внимание А. Райкин, который весьма едко и иронично высказался по этому поводу в своих
    «Воспоминаниях»:
    «Однажды пригласили меня в Дом печати на обычный сборный концерт. Почему-то администрация поскупилась на гонорар профес- сиональному конферансье, и объявлять артистов должен был кто-то из работников Дома. За кулисами рядом со мной стоял Михаил Шифман.
    - Что вы будете делать? — спрашивает его „конферансье".
    — Я буду читать „Палату номер шесть" Чехова.
    - Как вас объявлять?
    - Объявите меня: заслуженный артист республики, лауреат конкурса чтецов Михаил Шифман.
    Через какое-то время наш „конферансье" снова обращается к
    Шифману:
    - Простите, какое у вас звание? Деятель? Как сказать?
    — Скажите, что я заслуженный артист республики. Впрочем, знаете что, просто объявите: „Палата номер шесть" Чехова, читает Михаил
    Шифман.
    Проходит несколько минут, и он опять — с вопросом:
    - Простите, какая палата? Какой номер?

    Знаете что, не надо объявлять, я сам скажу. Просто назовите мою фамилию: Михаил Шифман.
    И вдруг мы слышим:
    - Выступает Антон Шварц»
    2
    У конферансье импровизация отталкивается от общения со зрителями.
    Недаром почти все известные артисты-конферансье требовали, чтобы во время их выступления в зале зажигали свет, так как им необходимо было видеть лица и глаза зрителей. Ведь нужно моментально отреагировать на брошенное из зала замечание или оценку, на изменение настроения, на какой-то казус, призвать к порядку
    Стр. 302
    не в меру «разгоряченного» человека из зала, встретить опаздывающего зрителя и проводить шутливой репликой уходящего...
    Когда мы говорим, что искусство конферанса зиждется на им- провизации, надо понимать, что это импровизация не просто сама по себе. Можно, например, прекрасно импровизировать стихи на заданную тему в условиях публичного выступления, но в другом случае растеряться, когда из зала задают какой-то неожиданный вопрос.
    Словесная импровизация вне контакта артиста с публикой к конферансу
    не имеет никакого отношения.
    Отсюда практический вывод: не всякий артист-импровизатор может
    стать конферансье. Нужна импровизация в общении, в ответе, в реакции на создавшуюся ситуацию. Да плюс к этому чувство юмора, да высокий культурный уровень, да осознание ответственности, да интересные внешние данные, да неординарный имидж, то есть — все те качества, которые дают артисту право импровизировать в общении с публикой.






    Ни один другой жанр эстрады не требует от артиста наличия столь боль-
    шого и важного набора не только профессиональных, но и морально-
    нравственных качеств, глубокой эрудиции, как конферанс.
    Не будем безапелляционно утверждать, что это самый сложный эстрадный жанр, но то, что он является одним из труднейших, — не- сомненно.
    Наверное, эта одна из причин того, что хороших конферансье мало.
    Более того, конферансье мало вообще. Вероятно, не всякому ноша по плечу.
    И дело здесь не только в редком таланте импровизации, в про- фессиональных качествах. Без преувеличения — здесь очень часто на первый план выступают нравственные категории.
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23


    написать администратору сайта