Главная страница
Навигация по странице:

  • Стр.268 Как это, может быть, ни странно на первый взгляд, именно куклы очень легко могут играть на эстраде номера не только комедийного, сати

  • Разного рода «кукольные номера» — как правило, украшение любой концертной программы.

  • Искусство играющих кукол на эстраде поистине не имеет ни географи- ческих, ни возрастных границ, так что, как говорится, «игра стоит свеч!» Стр. 272

  • ГЛАВА 21 НЕМНОГО О КВН

  • Но все-таки более тесные отношения у КВН с эстрадой — с ее импровизационностью, актуальностью, почти всегда обязательным

  • Идеология КВН с момента возникновения была такова: в мире так много талантливых молодых людей, наших ровесников, которые сами

  • Для создания программы того или иного Клуба веселых и находчивых надо сначала четко сформулировать тему игры. Ее девиз. Лозунг.

  • Как правило, в программах КВН используется музыкальная фактура, подтекстованные на выбранную тему популярные песенки.

  • Самая сильная сторона КВН — его злободневность, обращение к современным темам, а также возможность быстро спародировать ту

  • Представления


    Скачать 3.41 Mb.
    НазваниеПредставления
    Дата12.10.2022
    Размер3.41 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаDramaturgia_estradnogo_predstavlenia (1).pdf
    ТипУчебник
    #729778
    страница18 из 23
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23

    ГЛАВА 20
    КУКОЛЬНЫЕ ЭСТРАДНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
    ЖАНР «КУКОЛЬНЫЙ ЭСТРАДНЫЙ ТЕАТР». НЕМНОГО ЕГО ИСТОРИИ. -
    КУКЛА И КУКЛОВОД КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ ТЕМА КУКОЛЬНОГО ЭСТРАД-
    НОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. - СОЧЕТАНИЕ СМЕШНОГО И СЕРЬЕЗНОГО В КУ-
    КОЛЬНОЙ ЭСТРАДЕ. - КУКЛЫ В ОБЫЧНЫХ ЭСТРАДНЫХ ПРОГРАММАХ
    И НА ТЕЛЕВИДЕНИИ.
    Кроме собранных из разных номеров эстрадных программ, сегодня существуют еще и постоянные эстрадные театры, со своими более или менее стабильными актерскими составами, репертуаром, гастрольными планами.
    Выше уже упоминались такие коллективы, как Театр миниатюр I.
    Райкина, Московский театр миниатюр писателя-сатирика В. Полякова,
    Саратовский театр миниатюр Л. Горелика, Театр эстрадных миниатюр
    «Христофор» В. Перцева, плюс еще ряд студенческих театров, один из которых, «Глагол» при Клубе политехнического института, существуют и ныне, уже более 20 лет.
    Этот ряд эстрадных театров, наверное, и сегодня можно было бы продолжить, но сейчас речь пойдет о другом. В Ленконцерте долгие годы существовал прекрасный кукольный эстрадный театр народного артиста России Е. Левинсона. В его репертуаре были спектакли для детей, так и для взрослых, гастролировал он не только по ему СССР, но с большим успехом и за границей.
    В театре «выступали» нескольких сотен кукол. «На ширме» -имеются в виду так называемые «тростевые куклы». «На ниточках» — то есть
    «марионетки». Были «мимирующие» куклы, надевавшиеся на руку. Были большие «головные куклы», крепившиеся жа голову исполнителя. И был прекрасный, красочно костюмированный балет со своими собственными,
    «особыми номерами». Особыми по той причине, что если в обычном случае куклы на ширме,
    Стр.267
    или на планшете, — когда их «водят» открытым приемом, — как правило,
    изображают людей, то девушки из балета в кукольном театре Е. Левинсона чаще всего изображали кукол, демонстрируя поистине безграничные возможности этого жанра.
    В программах эстрадного кукольного театра чаще всего использовались практически те же драматургические ходы, что и на «большой эстраде». Это могло быть то или иное обозрение-путешествие по разным странам и городам. Мог быть использован прием, когда точно так же, как в эстрадной программе, свою организующую роль играло место действия, например — создавался свой «кукольный дом». Наконец это мог быть просто обыкновенный эстрадный концерт, состоящий из цепочки номеров, в которых куклы либо впрямую «играют в артистов», либо пародируют их своими особыми, доступными только им, куклам, приемами.
    Таким путем в Театре кукол С. Образцова «Обыкновенный концерт» со временем трансформировался в «Необыкновенный концерт».
    К слову сказать, в кукольном театре С. Образцова шли и сюжетные эстрадные спектакли, в основе которых были номера, нанизанные на определенный сюжет. Например, «Сотворение мира»...
    Сегодня в Москве появился новый эстрадный кукольный театр под несколько экзотическим названием «То ли люди, то ли куклы»...
    Там есть красочно выполненные куклы, имеющие достаточно внушительные размеры, чуть не в три (!!!) человеческих роста. Они с трудом умещаются даже на относительно большой сцене Московского театра эстрады, но зато великолепно смотрятся в любой программе на стадионе или во дворце спорта.
    На самом деле там используются некоторые приемы и технологии, взятые у цирка, что, естественно, не возбраняется. Центральный «шест», на котором держится голова большой куклы, и поперечная перекладина —
    «плечи» персонажа — фиксируются в специальном устройстве, укрепленном на плечах артиста. При этом свисающий сверху костюм- юбка персонажа надежно скрывает от глаз зрителей не только одного
    «центрального ведущего», но еще и несколько других, работающих с открывающимися и закрывающимися «глазами» большой куклы, ее ртом, ушами и, конечно, пальцами. Все это производит достаточно сильное впечатление даже на взрослых зрителей.
    Стр.268
    Как это, может быть, ни странно на первый взгляд, именно куклы очень
    легко могут играть на эстраде номера не только комедийного, сати-
    рического, юмористического, пародийного, но и философского харак-
    тера...
    В репертуаре этого московского кукольного театра есть номер, когда большая кукла, выступающая в образе Кукловода, раскинув руки и имея на пальцах ленты-тяги к двум другим «куклам», работающим на полу (а это уже реальные артисты), заставляет, дергая их за разноцветные «тяги», танцевать,
    прыгать, делать всяческие упражнения. Это приводит к бунту «нижних исполнителей», они перерезают дергающие их ленты и обретают долгожданную свободу действий, автономию, суверенитет и «независимость от центрального аппарата власти...»
    Имеющиеся сейчас у артистов костюмы не предполагают такого глубокого и современного подтекста, но это ничего не меняет. Давно известно, что любой из нас отвечает не только за то, что он говорит, тем более с эстрады, а за то, как его понимают...
    Запрещенная на телевидении программа В. Шендеровича «Куклы» говорит о том, что с пониманием друг друга у нас и сегодня большие проблемы.
    А в принципе «Бунт на кукольном корабле», бунт в кукольном театре, когда куклы восстают против кукловодов, — хороший ход для целого эстрадного представления.
    Разного рода «кукольные номера» — как правило, украшение любой
    концертной программы.
    От простейших, — когда исполнитель, а чаще исполнительница, используя особую технику «вентрологии» (чревовещания), разговаривает у микрофона с куклой-мальчиком или куклой-девочкой, подавая реплики и за этого веселого «ребенка», почти не шевеля губами и имитируя детский голос, — и до больших пародийных танцевальных номеров.
    В одной из стадионных программ в День рыбака в Мурманске ис- пользовались огромные, в диаметре больше метра, куклы-маски разных
    «знаменитых капитанов». Их вывозили на стадион на поднятых стрелах подъемных кранов. Свисающие сверху костюмы землепроходцев развевались на ветру, звучали записанные на магнитофонную ленту их реплики, а затем и общая шуточная песня на тему «нам сверху видно все!». Номер имел большой успех.
    Стр.269
    Вообще куклы на эстраде — один из древнейших жанров. Задолго до популярного у нас сейчас Буратино, по ярмаркам, городам и весям на Руси ходили скоморохи, петрушечники. И именно Петрушка был любимым национальным героем их нехитрых, но порой достаточно острых и злых сюжетов. Недаром «тишайший московский царь Алексей Михайлович» издал специальный указ: гнать их отовсюду, кукол отбирать, ломать, сжигать, а исполнителей пороть*.
    Первые артисты-кукольники, бродившие в старину по ярмаркам и выступавшие в трактирах, имели интересное приспособление. Они одевали поверх кафтана или тулупа матерчатую «юбку» с вшитым в нее по подолу деревянным кольцом. И когда поднимали это кольцо на уровень плеч, а на край его выводили кукол, возникал настоящий маленький театр. С этими куклами кукловод мог разговаривать сам как главный персонаж и рассказчик, мог имитировать диалог показываемых зрителям кукол. При
    этом он имел возможность и передвигаться, и приплясывать... Талантливая придумка! Она могла бы использоваться и в наши дни...
    Известно, что куклы были обнаружены еще в саркофагах древ- неегипетских фараонов. Они, понятное дело, не были предназначены для эстрады, у них была другая функция, но само восходящее к истокам язычества стремление людей иметь маленькие человекоподобные фигурки говорит о многом. В этой связи мы можем рассматривать и такие явления, как «каменные бабы» южнорусских степей, идолов с острова Пасхи, и т. д.
    Фольклор многих первобытных племен, в джунглях Индонезии и сегодня сохранивших свои обычаи, как правило, включает в себя кукол как игровой элемент разного рода празднеств.
    Японцы у входа в офис могут поставить большую гуттаперчевую куклу, похожую на их босса, с той целью, чтобы любой недовольный им сотрудник мог, выходя с работы, дать этой кукле щел-бана или просто обругать его, сбросив свои накопившиеся за день отрицательные эмоции...
    1.
    СВ. Шендеровичем обошлись мягче, но тем не менее... Да и расчет на обычную российскую народную любовь к гонимым интеллигентам не оправдался. Выставив свою кандидатуру на выборах в московскую городскую Думу, он в нее не прошел. Электорат решил, что кукольники во власти — это уж слишком, хватит известных артистов-вока- листов и одного кинорежиссера...
    Стр.270
    Сегодня артистам эстрады приходится принимать участие не только в веселых, праздничных, но и в мемориальных программах, г: священных скорбным событиям. Это требует специального репертуара, отдельно создаваемых, порою для достаточно больших залов, спецпрограмм.
    Изучая необходимые документальные материалы, мы натолкнулись на удивительную статью, в которой рассказывалось следующее. В один из первых концлагерей, устроенных в Ленинградской области, фашисты согнали множество женщин с детьми и разлучили друг с другом. Переход просеки, отделявшей детишек от их мам, сулил жестокие побои. Конечно, дети, несмотря ни на что, нарушали эту искусственно установленную границу. Им было совершенно необходимо, чтобы какая-то, пусть незнакомая женщина, даже не мама, погладила их по головке, сказала какие-то ласковые слова.
    Кроме того, все дети, кто как умел, обязательно делали себе кукол... Своя кукла, с которой можно играть, разговаривать, заботиться о ней, — была для них чуть ли не дороже куска хлеба.
    Вглядываясь в кукол разных стран, времен и народов, нельзя не заметить, как много характер этих кукол говорит о национальных,
    :

    ецифичных чертах того или иного народа. И не зря Е. Евтушенко посвятил фрагмент одной из своих поэм русской народной игруш-же. известной под именем Ваньки-встаньки. Как символ страны, она могла бы посоперничать и с «серпом и молотом», и даже с двуглавым орлом...
    Возвращаясь к эстраде, нелишне вспомнить, что эстрадная программа

    «Люди и куклы» с соответствующими сценарными разработками была в театре у А. Райкина.
    Придуманная Э. Успенским кукла Чебурашка сегодня не только стала символом-талисманом нашей Олимпийской сборной, но начала совершать международное турне, отправившись недавно в Японию. Куклы из телефильмов, герои «мультиков» приковывают к экранам миллионы людей разных возрастов...
    Недаром же в упоминавшемся выше «Списке праздников разных стран и народов» упоминаются такие, как «День рождения куклы Барби» и «День рождения Буратино»...
    В общем куклы — это очень весело и очень серьезно. И на эстраде, и в жизни...
    Стр. 271
    Создание современного кукольного номера, а тем более театра требует достаточно больших материальных вложений, концентрированных усилий квалифицированных режиссеров, авторов, имеющих опыт в этой области.
    Но в случае удачи успех не заставит себя долго ждать.
    Искусство играющих кукол на эстраде поистине не имеет ни географи-
    ческих, ни возрастных границ, так что, как говорится, «игра стоит свеч!»
    Стр. 272

    ГЛАВА 21
    НЕМНОГО О КВН
    КВН КАК ЗРЕЛИЩЕ. - СВЯЗЬ СТРУКТУРЫ ИГРЫ КВН СО СТРУКТУРОЙ
    ЭСТРАДНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. - ИЗ ИСТОРИИ КВН. - ФИЛОСОФИЯ И
    ИДЕОЛОГИЯ ИГРЫ КВН. СВЕРХЗАДАЧА СЦЕНАРИЯ ЭТОЙ ИГРЫ. - ПУБ-
    ЛИЦИСТИКА И КВН. - РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ В СЦЕНАРИИ ИГРЫ КВН. -
    АКТУАЛЬНОСТЬ И ЗЛОБОДНЕВНОСТЬ КАК САМЫЕ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
    ИГРЫ. - СПЕЦИФИЧНОСТЬ РЕПРИЗ ДЛЯ КВН И ИХ «НЕПРОХОДИМОСТЬ» В
    ОБЫЧНЫХ ЭСТРАДНЫХ КОНЦЕРТАХ.
    Сегодня, наверное, трудно отыскать человека, который бы не знал, не слушал, и, вероятно, не любил бы КВН — «Клуб Веселых и Находчивых».
    И тем не менее мало кто, кроме самих участников этой игры, всерьез задумывался над тем, а как это делается, как создаются эти красочные и остроумные молодежные представления, какова их основа, почва, истоки, структура или драматургия...
    КВН — это зрелище. Может быть, пусть опосредованно, он относится к такому виду зрелища, как театр.
    Но все-таки более тесные отношения у КВН с эстрадой — с ее
    импровизационностью, актуальностью, почти всегда обязательным
    юмором и сатирой, с открытым общением исполнителей и публики...
    Но как бы там ни было, у зрелища, у театра, у эстрады — один закон. Это
    — успех. И его устанавливает зритель.
    Нравится нам это или нет — это другой вопрос. Человеку, прыгнувшему с парашютом, когда этот парашют не раскрылся, скорее всего очень не нравится Закон всемирного тяготения, так что с того? А человеку, вступившему в лужу и промочившему ноги, не нравится Закон о сообщающихся сосудах, и что с этим делать?
    Законы театра, эстрады, искусства так же объективны, как и законы природы. И с этим приходится мириться.
    Стр. 273
    Тут уместно вспомнить старинный анекдот о том, чем отличается шизофреник от неврастеника. Шизофреник всерьез думает, что дважды два — пять, и при этом он абсолютно спокоен. А неврастеник знает, что дважды два
    — четыре, но это его крайне нервирует...
    Так пусть нас не нервирует зависимость эстрадных авторов, артистов, режиссеров от зрителя. Трудно заставить себя сказать: «Зритель всегда прав!», тем более что по существу он прав далеко не всегда. Но нам все-
    таки придется это сделать.
    В свое время главный режиссер Ленконцерта Г. М. Полячек говорил:
    «Публика, конечно же, дура, она часто просто не знает, чего она хочет. Но вы покажите ей свой номер, и она сразу скажет вам — да или нет!».
    Возможно, историки и театроведы и смогут отыскать корни КВН в прошлых веках, установив его связи с театром дель арте, со ско- морхами-импровизаторами, и т. д. Но если не уходить так далеко, то можно с уверенностью сказать, что КВН родился у нас в стране во второй половине XX века. И это означает, что КВН — законное «дитя прогресса».
    Показатель уровня цивилизации и культуры.
    Для начала обратимся к официальным источникам, опубликованным в печати, и оценим масштаб явления, решив для себя, а стоит ли заниматься тем, чем никогда не занимались ни древние греки, ни
    Шекспир, ни Гоголь, ни Островский, ни Володин, наконец...
    Сегодня в космос летают уже не только профессионалы, но и лю- бители. А в КВН играют не только любители, но и профессионалы.
    Есть повод порассуждать, откуда берутся профессиональные юмористы? Где учат «на юмористов?» Юморист — это призвание, профессия, или диагноз?
    М. Жванецкий по образованию «технарь». М. Задорнов — тоже. С.
    Альтов — специалист по лакокраскам... Среди КВНщиков много медиков.
    По первичному образованию. А по роду занятий сегодня -политических деятелей. Крупных и удачливых бизнесменов. Загадка? Но интересная...
    В России движение КВН существует в НО городах. В частности, это около 1000 студенческих и 2000 школьных команд, около 40 000
    КВНщиков и свыше 5 000 000 зрителей в залах за один год. И
    ДЕСЯТКИ МИЛЛИОНОВ телезрителей. Игра за эти годы приняла планетарные масштабы, свои команды есть более чем в 20 странах мира.
    Стр. 274
    Есть о чем поговорить!
    Но и это не все... Исторически сложилось так, что большинство «живых игр» с участием зрителей, в особенности на нашем телевидении, — зарубежного происхождения. Это и «Поле чудес», и «Кто хочет стать миллионером», и разного рода многочисленные «ток-шоу», и даже закрытая на телевидении передача «Куклы», благополучно существующая в
    Англии уже несколько десятков лет. Все это разного рода импорт.
    Для всех тоталитарных политических режимов вообще характерна боязнь
    «живого» эфира, не прошедших цензуру острот. Воистину' справедлива восточная поговорка, гласящая что «смеха боится тот, кто вообще ничего не боится...». Или в иной редакции: «Пулей можно убить одного — смехом можно убить тысячи».
    Поэтому само появление такой игры, как КВН, в период крепкой советской власти уже феномен. Хотя и случилось это в период так
    называемой «оттепели». Власть просто прозевала этот «выхлоп интеллектуальной энергии масс». А, спохватившись через 11 лет, закрыла
    КВН. А еще через 14 лет, в 1986 году, опять... «приоткрыла». Но было уже поздно. Не зря в России говорят: «Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь!»*.
    «Отцами-основателями» КВН были врач Альберт Аксельрод, инженер
    Михаил Яковлев и конструктор Сергей Муратов. Обратите внимание — ни одного гуманитария...
    Но их четвертым соавтором была эпоха!
    Идеология КВН с момента возникновения была такова: в мире так
    много талантливых молодых людей, наших ровесников, которые сами
    не понимают, как они талантливы. Так почему бы не дать им
    возможность проявить свои таланты, убедить в них окружающих и
    самих себя? Для авторов, пишущих сценарии КВН, эта идея
    продолжает оставаться основной.
    Кстати, бессменный лидер наших КВНщиков господин Масляков считает, что КВН и большинство современных телевизионных игр -антагонисты.
    Инициаторы сегодняшних телевизионных игр исходят из противоположной
    КВНу позиции, играя «от противного»: «В мире так много отвратительных людей, включая нас самих, давайте дадим возможность всем в этом убедиться»...
    * Даже в те периоды, когда эту пословицу продолжали так: «А у нас „на слове" так поймают, что „вылетишь", как воробей!».
    Стр. 275
    Возможно, последнее утверждение чересчур сильное. И тем не менее к высказанному мнению профессионалов КВН, открыто высказанному в печати, стоит прислушаться...
    И еще одно важное утверждение: тот первый КВН процветал на границе дозволенного. Это была игра с властью. И в соответствующий момент тот
    КВН «доигрался с огнем». Его прикрыли. Но окончательно уничтожить не смогли, как никто никогда не сможет истребить все политические анекдоты, все насмешки над властью. Они были и в фашистской Германии, они были в
    СССР, они есть сейчас на коммунистической Кубе... Юмор, смех, сатира — категории очень серьезные. Общественные. Политические.
    Кстати, это сегодня полузабытое слово «публицистика» употребляется в литературе о КВНах неоднократно.
    Сегодняшний КВН, по мнению одного из его создателей, напоминает муху, застывшую в... янтаре. Она — абсолютно реальная муха. Она как живая.
    Но не летает...*
    Неплохо бы вспомнить, что прародиной КВН была первая в стране игровая телепередача «В.В.В.» — «Вечер Веселых Вопросов». А аббревиатура КВН была взята от названия первого советского телевизора. Он тоже был КВН. Но там буквы названия были начальными буквами фамилий
    трех наших радиоинженеров, давших ему жизнь.
    И еще один вопрос встает в русле этого анализа игры КВН.
    Те, кто создавали первые КВН, ощущали не просто «клубность», а некое подлинное духовное братство. Сегодня на телевидении оно потеряно.
    Остались рейтинги. Реклама. Деньги. Карьера.
    Среди бывших КВНщиков — депутат Госдумы Ю. Гусман. Министр М.
    Лесин. Предприниматели А. Тарасов и В. Симаго. Лидер нынешних коммунистов Г. Зюганов. А рядом с ними Г. Хазанов, Л. Якубович, А.
    Инин...
    Тоже наводит на размышления...
    Одна из статей, посвященных юбилею КВН, заканчивается парадом современных шуток, видимо, считающихся лучшими в наши дни.
    Если в былые годы начала перестройки зал хохотал, когда один из игроков провозглашал популярный тогда лозунг: «Партия — наш
    * Этот прекрасный образ мог бы лечь в основу хорошей миниатюры с сюжетом, в котором разговаривают две мухи — древняя, ожившая из янтаря, и современная... И рассказчик, что называется, «под мухой»...
    Стр. 276
    рулевой!», а второй выкрикивал: «Партия, — дай порулить!», то сегод- ня у нас другие темы, другой юмор...
    «Если в Москве черная кошка перебежала дорогу, значит, ей крупно повезло!»
    «А это Алан, Казбек и Заур, у них свой бизнес в Москве, они умуд- рились в метро открыть вагон-ресторан»...
    «В Москве появилась традиция: когда открывают новый бутик, первой в него запускают Ксению Собчак»...
    Жизнь идет вперед. Она меняет все. Интересно, над чем будут шутить по телевидению наши внуки?!
    Для создания программы того или иного Клуба веселых и находчивых
    надо сначала четко сформулировать тему игры. Ее девиз. Лозунг.
    И дальше уже можно переосмысливать, пародировать, каламбурить
    на этот счет.
    Для юмористического или сатирического раскрытия темы в домашнем задании может быть избрана любая форма. Это могут быть и короткие диалоги, каждый из которых заканчивается смешной •«ударной фразой», и более продолжительные, соединенные какой-то единой мыслью, единой линией, точно так же, как большие эстрадные программы. Это может быть и то или иное путешествие, та или иная «работающая» на избранную тему площадка, место дей-:твия. Или же некая придуманная парадоксальная или фантастическая ситуация.
    Как правило, в программах КВН используется музыкальная
    фактура, подтекстованные на выбранную тему популярные песенки.
    Участники команд часто не умеют исполнять более или менее
    метражные монологи, даже оснащенные большим количеством смешных реприз. Их пространство — диалоги. Но выступление от этого ничуть не проигрывает. Диалог сам по себе может быть гораздо более динамичным и стремительно развивающимся, чем монолог.
    Самая сильная сторона КВН — его злободневность, обращение к
    современным темам, а также возможность быстро спародировать ту
    или иную общественную ситуацию. Именно эта живая сиюминутность
    и привлекает в залы игр КВН тысячи болельщиков.
    Удивительно, но факт остается фактом: многие, казалось бы, отлично придуманные шутки, остроты, репризы, имевшие шумный успех на
    КВНах, перенесенные в атмосферу эстрадной программы,
    Стр. 227
    шоу-представления, как правило, перестают «работать»... Почему -трудно сказать. Вероятно, — другая атмосфера, другие зрители, другой ассоциативный ряд...
    Эстрада — искусство особое, и оно таит в себе еще очень много неразгаданных тайн.






    Живая стихия эстрады, народных театров, к которым можно отнести и
    КВН, чрезвычайно пластична и изменчива. Он находится в теснейших взаимоотношениях с общественной и политической жизнью страны. Иногда это дает непредвиденные результаты. Попытки навести порядок в части авторских прав привели к тому, что сегодня для того, чтобы
    «подтекстовать» известную песенку, написать на ее мотив злободневные куплеты, пародии, следует предварительно получить... письменное разрешение от автора музыки. Иначе вы можете посчитаться «пиратом» и подпасть под уголовную ответственность. Это, конечно же, касается многих эстрадных авторов и исполнителей, но в первую очередь КВНщиков, ибо в их публичных выступлениях музыкально-пародийные номера и подтекстованные песенки составляют если не самую большую, то заметную часть...
    Это же касается самой разнообразной рекламы, телеклипов, над созданием которых трудятся десятки и сотни авторов и используют при этом, казалось бы, «бесхозные» шутки, анекдоты, каламбуры, остроты, подтекстованные песенки, драматургические ходы, что в конечном итоге тоже является воровством интеллектуальной собственности.-
    Стр. 278

    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23


    написать администратору сайта