Главная страница
Навигация по странице:

  • Международными немежгосударственными

  • Соотношение международного права и внутригосударственного права.

  • История международного права и науки международного права.

  • Система и виды источников международного права.

  • Система общепризнанных принципов международного права.

  • Основные принципы закреплены Уставом ООН

  • 1. Принцип неприменения силы или угрозы силой

  • 2. Принцип мирного разрешения международных споров

  • 3. Принцип невмешательства во внутренние дела

  • 4. Принцип сотрудничества

  • 5. Принцип равноправия и самоопределения народов

  • 6. Принцип суверенного равенства государств

  • 7. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств

  • Принцип неприкосновенности и нерушимости государственных границ

  • Неприкосновенность границ

  • Вопросы МП и МЧП. Примерный перечень вопросов по разделу 1 Международное право


    Скачать 0.57 Mb.
    НазваниеПримерный перечень вопросов по разделу 1 Международное право
    Дата20.09.2022
    Размер0.57 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВопросы МП и МЧП.docx
    ТипДокументы
    #686849
    страница1 из 28
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

    Подготовка к ГОСам
          1. Примерный перечень вопросов по разделу 1 «Международное право»





    1. Понятие, содержание, предмет регулирования и функции международного права.


    Международное право — сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путем соглашений и представляющих собой самостоятельную правовую систему.

    Как и любая правовая система, международное право имеет свой предмет регулирования. Отношения, являющиеся предметом между­народно-правового регулирования, можно разделить на межгосудар­ственные и немежгосударственные. К межгосударственным относятся отношения:

    1) между государствами;

    2) между государствами и нациями, борющимися за независи­мость.

    Международными немежгосударственными являются отноше­ния:

    1) между государствами и международными организациями, а также государствоподобными образованиями;

    2) между международными организациями;

    3) между государствами, международными организациями, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой;

    4) между физическими и юридическими лицами.

    Функции межд права - это основные направления его воздействия на социальную среду, определяемые его общественным назначением.

    С помощью норм МП гос-тва устанавливают общеприемлемые стандарты поведения в различных областях взаимоотношений. Так проявляется координирующая ф-ция МП.

    Регулирующая ф-ция МП проявляется в принятии гос-вами твердо установленных правил, без которых невозможны их совместное существование и общение.

    МП содержит нормы, кот. побуждают гос-тва следовать определенным правилам поведения, в чем проявляется его обеспечительная ф-ция.

    В МП сложились механизмы, защищающие законные права и интересы гос-ств и других S-тов МП, кот. позволяют говорить об охранительной ф-ции МП.

    Особенность МП состоит в том, что в м\народных отношениях не существует надгос-нных механизмов принуждения. В случае необходимости гос-тва сами коллективно обеспечивают поддержание м\народного правопорядка.

    1. Соотношение международного права и внутригосударственного права.


    Существуют две теории соотношения международного и государственного права, которые оказывают влияние на правотворческую и правоприменительную практику государств: монистическая и дуалистическая.

    Суть монистических концепций состоит в признании единства обеих правовых систем. Международное и национальное право рассматриваются как части единой системы права. При этом сторонники этих концепций расходятся только в вопросе примата (первенства, верховенства) этих правовых систем. Одни из них исходят из примата внутригосударственного права над международным. Логика сводилась к тому, что государство, принимая международно-правовые обязательства, себя добровольно ограничивает и поэтому, если считает их не соответствующими своим высшим интересам, имеет право их не соблюдать. 

    Позиция сторонников другой разновидности монистической концепции противоположна. Международное право в известном смысле рассматривается как имеющее приоритет по отношению к внутригосударственному. Этот приоритет интерпретируется как признание того, что в случае расхождения между внутригосударственным и международным правом преимущество имеет международное право, т.е. должны применяться именно нормы международного права. 

    Суть дуалистической теории: международное и внутригосударственное право — две различные самостоятельные правовые системы права, не подчиненные одна другой. Признается различие в субъектах, методах нормотворчества, формах существования правовых норм, правоприменительной практикой. Для того чтобы норма международного права приобрела юридическую силу на территории государства, она должна быть трансформирована в национальный правовой акт. Генеральная трансформация заключается в установлении государством в своем внутреннем законодательстве общей нормы, придающей международно-правовым нормам силу внутригосударственного действия. Специальная трансформация заключайся в придании государством конкретным нормам международного права силы внутригосударственного действия путем их воспроизведения в законе текстуально.

    Как монистическая, так и дуалистическая теория имеют определенные недостатки. Монистическая теория гипертрофирует субъективную сторону решения вопроса о соотношении международного и внутригосударственного права и в той или иной степени отрицает наличие особого объекта международно-правового регулирования межгосударственных отношений. Дуалистическая теория может привести к преувеличению различия между международным и внутригосударственным правом и тем самым к уменьшению связи между ними и фактически ориентировать на несоблюдение международного права.

    1. История международного права и науки международного права.

    Международное право начинает зарождаться в период, когда распадаются родоплеменные взаимоотношения и возникают первые государственные образования. К этому периоду у древних людей уже накопился достаточный опыт межплеменных и межродовых взаимоотношений. Для регламентации данных отношений формируются конкретные правила, которые нашли своё отражение в обычаях. Свод таких инструкций, существовавший уже в первобытнообщинном обществе и регулировавший отношения между родами и племенами, с определенной натяжкой вполне возможно назвать межплеменным «правом». Далее в процессе собственного становления оно перевоплощается в международное право.


    История международного права является неотъемлемой частью общественной истории. Время становления и развития международного права можно представить в виде некой периодизации, разделённой на 4 периода, которые неразрывно связанны с общественно-экономическими формациями и переходными шагами от одной формации к другой.

    Исходя из этого, предлагается следующая периодизация истории международного права:

    Международное право Древнего мира (4 тыс. до н. э. — 476 г. н. э.). Данный период соотносится с рабовладельческой общественно-экономической формацией; Международное право Средних веков (476—1648 гг.). Данный период соотносится с феодальной общественно-экономической формацией;

    Традиционное международное право (1648—1919 гг.). Данный период соотносится с возникновением и развитием капиталистического метода производства;

    международное право XX—XXI вв. Данный период включает отрезок времени с 1919 г. по начало XXI в.
    История науки международного права неотделима от истории самого международного права. Вместе с тем, наука международного права как система теорий, идей и взглядов развивалась по своим внутренним законам, подчиняясь собственной логике. Международно-правовая доктрина более субъективна, чем само международное право, так как в большей степени подвержена воздействию личностных и психологических факторов. Существенным является и то, что наука международного права как самостоятельная отрасль научного знания сформировалась значительно позже международного права как совокупности норм и принципов, регулирующих международные отношения. Достаточно долгое время международно-правовые воззрения отдельных мыслителей были лишь частью их общих социально-политических взглядов.

    В древности практически вся международно-правовая доктрина в той или иной степени касалась войны и средств её ведения. Рассуждения о войне можно встретить у Аристотеля, Геродота, Платона, Плутарха и других древнегреческих мыслителей, которые в своих трудах отразили антагонизм между греками и варварами. Право Древнего Рима носило ярко выраженную цивилистическую окраску, поэтому римские юристы практически никак не затрагивали в своих трудах международно-правовые аспекты. Однако уже у Цицерона есть рассуждения о справедливых и несправедливых войнах и осуждение последних. В целом римские мыслители способствовали проникновению идей естественного (вытекающего из самой природы) права в международные отношения, что впоследствии оказало огромное влияние на формирование современного международного права.

    Естественно-правовое направление доктрины международного права было представлено в Средние века Фомой Аквинским, который рассматривал межгосударственные отношения как часть божественного порядка, присущего природе в целом. Фома Аквинский подразделял войны между государствами на справедливые и несправедливые.

    В 1625 году появляется первый труд, в котором была сделана попытка систематизировать все вопросы, касающиеся действующего в то время международного права. Речь идёт о работе Гуго Гроция “О праве войны и мира” - самом известном произведении средневековой доктрины международного права. Гуго Гроций указывал на двойственную природу международного права: с одной стороны, в его основе лежит общая воля государств, основанная на обычае или договоре, с другой стороны - межгосударственные отношения необходимо отражают естественный (божественный) порядок. Можно сказать, что мыслитель положил начало делению права на естественное и позитивное, благодаря чему позже сформировались две основные правовые школы - естественно-правовая и нормативная (позитивно-правовая). Многие ученые считают, что появление труда “О праве войны и мира” свидетельствует о появлении науки международного права в её классическом понимании.

    Следующая веха в истории международно-правовой науки - формирование международного права как академической дисциплины, преподаваемой в высших учебных заведениях. В XIX веке соответствующие курсы начинают читаться в Германии, в Англии, во Франции, в США и т.д. В этот период были изданы труды Ф.Ф. Мартенса «Собрание трактатов и конвенций, заключенных Россией с иностранными державами (1874 – 1909 гг.)» – 15-томник с подробными историческими комментариями, а также «Современное международное право цивилизованных народов» – двухтомник, в котором Ф.Ф. Мартенс исходил из того, что в основе правовых отношений лежит сама жизнь.

    В ХХ веке наука международного права превратилась в самостоятельную отрасль правовой науки со всеми присущими ей атрибутами: научными направлениями, школами, печатными изданиями, организационными структурами (кафедрами, институтами и др.). Международно-правовая наука, по-прежнему испытывая огромное влияние со стороны международной практики, стала, в свою очередь, активно воздействовать на действующее международное право.

    1. Система и виды источников международного права.

    Под источником международного права понимаются формы, в которых выражаются и закрепляются нормы международного права.

    Согласие всех государств по поводу источников международного права выражено в ст. 38 Статута Международного Суда ООН, которой сказано, что Суд обязан решать переданные ему споры на основе международного права, применяя:

    • – международные конвенции, общие и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

    • – международные обычаи как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

    • общие принципы права, свойственные цивилизованным нациям;

    • – с оговоркой, указанной в ст. 59 Статута, судебные решения и доктрину наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву разных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

    В международном праве источники права разделяют на материальные и формальные источники. Материальные источники права - это условия образования международного правотворческого процесса, такие как: политические и экономические интересы государств, международные отношения этих государств, состояние правопорядка в мире и т.д. Формальные источники - это порядок выражения согласованной воли государств, придающих этой воле обязательный правовой характер. Формальные источники международного публичного права делят на два вида: основные и вспомогательные источники международного права.

    Основные источники международного права:
    Международный договор – это официальное соглашение между двумя и более сторонами международного права, где четко прописаны все права и обязанности этих сторон, составленные в письменной форме. Характерной чертой международного договора является его соответствие всем общепринятым правовым принципам, которые прописаны в ряде международных универсальных документов, такой договор всегда имеет обязательный характер. Международные договоры можно разделить по их объекту регулирования: политический, экономический, договор, касающийся уголовного правосудия (международные преступления и порядок экстрадиции), договоры о защите прав человека, договоры о мирном урегулировании международных споров (правила ведения войны и т.д.).

    Международные обычаи - это правила поведения, которые сложились в результате долгого и единообразного применения на практике субъектами международного права в повторяющихся похожих ситуациях и признано ими как юридически обязательная норма. В отличие от договора, обычай не фиксируют в письменной форме, он не представляет собой результат целенаправленных усилий государств, как источник права он формируется сам собой. Международный обычай появился гораздо раньше договора и соответственно был самым важным источником права. В наши дни, наоборот, преобладает урегулирование споров с помощью договора.

    Вспомогательные источники международного права:

    - Решения международных организаций.

    - Решения международных судебных органов.

    - Общепринятые акты национального законодательства

    - Доктрины правоведов


    1. Система общепризнанных принципов международного права.

    Основные принципы представляют собой наиболее общие нормы международного права, определяющие его главное содержание и характерные черты, обладающие высшим политическим, моральным и юридическим авторитетом.

    Принципы отражают и закрепляют характерные черты субъектов международного права и системы их взаимодействия. Достигается этот эффект главным образом путем закрепления правового статуса субъектов. В своей совокупности принципы представляют собой хартию основных прав и обязанностей государств. Они образуют основу общего международного права и служат основным критерием правомерности поведения субъектов. Принципы доказали свою жизненную силу и значение.

    В дипломатической практике рассматриваемые принципы обычно именуются общепризнанными принципами международных отношений, поскольку они обладают не только юридическим, но также политическим и моральным авторитетом. Принципы являются универсальными, т.е. общеобязательными, нормами. Они принимаются международным сообществом в целом.

    Основные принципы закреплены Уставом ООН и зачастую так и именуются - "принципы Устава ООН". В Уставе ООН сформулированы семь принципов международного права:

    1. Принцип неприменения силы или угрозы силой означает, что каждое государство в своих международных отношениях обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства.

    2. Принцип мирного разрешения международных споров предполагает, что каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность.

    3. Принцип невмешательства во внутренние дела означает, что ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела другого государства. Вследствие этого вооруженная и все другие формы вмешательства или различные угрозы, направленные против правосубъектности государства или его политических, экономических и культурных основ, являются нарушением международного права.

    4. Принцип сотрудничества обязывает государства сотрудничать друг с другом, независимо от особенностей их политических, экономических и социальных систем, в различных областях международных отношений сцелью поддержания международного мира и безопасности и содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов.

    5. Принцип равноправия и самоопределения народов подразумевает безусловное уважение права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития. В Уставе ООН указано, что эта организация призвана развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира.

    6. Принцип суверенного равенства государств следует из положения Устава ООН о том, что организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов. Исходя из этого все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера.

    7. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств означает, что каждое государство должно добросовестно выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом ООН, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права, а также из действительных международных договоров. Содержание этих принципов конкретизировано в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1970 г. В Хельсинском заключительном акте (1975) сформулированы еще три принципа:

    Принцип неприкосновенности и нерушимости государственных границ

    Каждое государство имеет территорию, ограниченную сухопутными, водными и воздушными границами. Другими словами, граница – это пространственный предел действия суверенитета государства над его сухопутной, водной, воздушной территорией и недрами.

    Неприкосновенность границ – это предохранение границ от любого посягательства извне. Никто не должен покушаться на границу с целью ее изменения; все обязаны соблюдать установленный порядок пересечения границы;

    Нерушимость границ – это юридически закрепленное и признанное состояние стабильности существующих границ государств,
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


    написать администратору сайта