Главная страница
Навигация по странице:

  • Материальное обеспечение

  • Введение в школьную жизнь. цукерман введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе издание второе, исправленное Москва 2003


    Скачать 0.58 Mb.
    НазваниеПрограмма адаптации детей к школе издание второе, исправленное Москва 2003
    АнкорВведение в школьную жизнь
    Дата12.11.2022
    Размер0.58 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлацукерман введение в школьную жизнь.docx
    ТипПрограмма
    #784882
    страница15 из 18
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18

    Рис. 30

    Условиезадачи. Учитель: «Слева нарисованы три разные фигур­ки. Чем они отличаются друг от друга? (Количеством шариков.) Четвертая клеточка пустая. Но ее надо заполнить. Справа тоже нарисованы три разные фигурки. Одну из них можно вставить в пустую клеточку. Какую фигурку можно вставить? (На вопрос учителя дети отвечают жестом — пальцами показывают номер фигурки. Учитель не дает оценку ответам. Он лишь обозначает на доске, что в классе есть несколько мнений, ставя знак «+» под первой, второй и третьей фигурками.) Как узнать, кто прав? Мо­жет быть, кто-то один, а может быть, все. (Надо привести доказа­тельства, порассуждать, объяснить свою мысль другим.) Кто хочет защитить первую точку зрения?» Далее учитель задает главный вопрос: «Почему ты так думаешь?» Когда ребенок сформулирует свою мысль, учитель обращается к классу: «Вы поняли Мишу? Есть вопросы? Если что-то непонятно, поднимите знак вопроса. Если поняли и согласны, поднимите знак "+". Если поняли, но не согласны, покажите знак "-"». Добивается реакции каждого ре­бенка.

    Решениезадачи. Учитель: «На первой картинке (крайняя левая) — человек с тремя шариками. Он отпускает (продает, дарит) по од­ному шарику. (Все дети поднимают три пальца.) Вторая картинка человек выпустил в небо один шарик. У него осталось... (Дети за­гибают один палец, поднимают два.) Третья картинка — выпущен еще один шарик. Четвертая картинка — выпущен еще один шарик. Сколько осталось?»


    -96-

    -97-



    Работа втроем. Трое сидящих рядом детей объединяются в груп­пу. Сидящему в середине учитель дает лист с пятью задачами (см. Приложение, II. Материальное обеспечение, пункт 22). Сле­ва нарисованы три картинки. Надо рассмотреть их и понять, по ка­кому закону они меняются. Затем найти недостающую четвертую картинку. Она нарисована справа. Из трех правых картинок нужно найти одну верную и отметить ее знаком «+». Но среди пяти задач есть одна ловушка. В ловушке все ответы справа неверные! Надо найти ловушку и нарисовать около нее знак «Л». Как работать втроем? Учитель приглашает двух помощников (из числа желающих) и вместе с ними, пользуясь новым рисунком на доске (рис. 31), демонстрирует образец совместной работы над решением задач:



    Рис. 31

    1. Дети думают и пытаются найти решение, затем указывают на соответствующую картинку. Если ответ находят оба ребенка, учи­тель указывает на любую другую картинку. Если сразу ответ нахо­дит только один ребенок, учитель снова указывает на другую картинку, а второму ребенку говорит: «Ты еще не знаешь решения? Послушай, что думаем мы. Может быть, ты с кем-то из нас согла­сишься».

    2. Учитель обращается к первому ребенку: «Почему ты так ду­маешь?»

    3. Ребенок аргументирует свое мнение. Учитель советует ему закончить высказывание так: «Вы (ты) со мной согласны? Нет? По­чему?»

    4. Партнер может ответить: «Я с тобой не согласна, потому что...»

    5. Итог: «Мы не можем друг друга убедить. Что нам делать?» Ре­комендация: отметить оба решения; поставить около этой задачи знак вопроса («Мы не знаем, кто прав»), перейти к следующим за­дачам; если останется время, обратиться к другим группам или к учителю за помощью (узнать мнения других).

    Группы приступают к самостоятельной работе. Учитель наблюда­ет за классом. Тех, кто закончит первым, отправляет помогать дру­гим группам.

    Общее обсуждение результатов. Сначала все показывают (на паль­цах) номер нужной картинки. Если класс единодушен, учитель (от лица какой-либо куклы) просит объяснить ход рассуждений.

    За каждое новое доказательство благодарит. Всякий раз спраши­вает: «А как еще можно доказать ту же самую мысль?» В конце по­вторяет все приведенные доказательства, хвалит детей за то, что все пытались рассуждать по-своему. Подчеркивает, что мысль каж­дого по-своему интересна.

    3. На доске — три новые задачи: легкая (Л), средней сложности (С) и трудная (Т) (рис. 32).



    Рис. 32

    Учитель объясняет, что на схеме загаданы четыре движения утрен­ней зарядки. Правила построения движений: двигаются либо ноги, либо руки, либо туловище. Поэтому нельзя давать команду типа: «Руки вверх, ноги в стороны!» Если ты командуешь: «Руки вверх!» ноги должны оставаться на месте. Надо угадать третье пропущен­ное движение и показать классу все четыре движения. Показывать будет вся группа (трое). Для этого надо встать и прорепетировать, отдавая команды голосом на счет «раз-два-три-четыре». Можно сделать по-другому: назначить командира, который будет говорить, как учитель физкультуры: «Руки вверх», «Ноги в стороны» и т. д. Группам дается 3-5 минна подготовку:

    1. выбрать задачу;

    2. найти пропущенное третье движение;

    3. прорепетировать выполнение всех четырех движений.

    4. Группы выступают перед классом, не объявив заранее, какую за­дачу они выбрали. Класс — судьи международного соревнования. Судья поднимает один палец, если спортсмены выступают очень плохо, 10 пальцев — если спортсмены «выступают так, что лучше не бывает». Судьи дают две оценки: за точность движений (на­сколько то, что делали спортсмены, соответствует заданию в схе­ме) и за красоту и согласованность движений (насколько слаженно работала группа).


    98-

    4*

    -99-

    Задачи могут быть решены двумя способами. Если дети этого не заметят и предложат только одно решение, учитель может назвать им другое. Можно даже разыграть спор, настаивая на своем учи­тельском решении. Проверьте, станут дети спорить с вами или сразу же согласятся, что вы, конечно, правы. Хорошо бы они отва­жились поспорить или хотя бы настояли на том, что оба решения правильные.

    ДЕНЬДЕВЯТЫЙ* УРОК 2

    Критерии оценки, точка зрения оценивающего. На этом уроке осуществляется отработка у детей умения оценивать действия друг друга. Оценка происходит одновременно по двум трудно соединимым критериям. Для верного решения задачи дети должны найти оптималь­ное соотношение между скоростью и безопасностью езды.

    1. Действия по правилам. Оценка выполнения правил. Задание «Езда по дорожкам» (см. Приложение, II. Материальное обеспечение, пункт 23). Работа парами. Один ребенок — постовой, другой — во­дитель (с обязательной сменой ролей). Задача: водитель «скорой помощи» едет по вызову. Дорога горная, трудная и скользкая (го­лолед). Но водитель должен ехать быстро, без остановок, по воз­можности не снижая скорости даже на опасных участках дороги. Это первое правило для водителей «скорой помощи». Правило вто­рое: никаких аварий. Если машина слетит в кювет (заедет за край дороги), то «скорая помощь» не сможет помочь больному, а води­тель будет сам нуждаться в помощи. Поэтому он не должен риско­вать, надо ехать по самому центру своей половины шоссе. Заезжать на другую половину тоже нельзя: ведь можно столкнуть­ся со встречной машиной.

    Пока водитель едет (ведет карандашом линию по дорожке), посто­вой следит за скоростью (молча). Когда водитель доедет, постовой дает две оценки:

    1. выполнено ли первое правило (ехать быстро);

    1. выполнено ли второе правило (никаких аварий). Рассказывает водителю о своих наблюдениях за его ездой. Сна­чала рассказывает хорошее: «Вот этот поворот ты прошел заме­чательно: у тебя рука даже не дрогнула, хотя тут очень опасное место» Потом следуют замечания: «Здесь ты так близко подошел к краю пропасти, что я хотел уже свистнуть, чтобы остановить тебя: ведь ты мог свалиться. На обратном пути, когда ты повезешь боль­ного, так рисковать нельзя. Оштрафую!»

    - 100-

    Затем дети меняются ролями. Далее, если есть время, можно еще раз повторить весь маршрут.

    Перед началом работы учитель с кем-то из детей показывает на нарисованном на доске плане дорог, что надо делать, а главное — как оценивать результат, как ставить крестики на двух линеечках: «С» («Скорость») и «А» («Аккуратная езда»).

    2. Взаимопомощь. Оценка за понятное исполнение рисунка. Зада­ние «Письмо доброму, но безграмотному волшебнику». Этот вол­шебник никогда не учился в школе. Писать и читать он не умеет, но умеет и любит выполнять любые просьбы детей, если они понят­ны. Учитель предлагает, чтобы каждый загадал три желания и по­слал волшебнику письмо. Желания надо нарисовать так, чтобы волшебник, взглянув на картинку, сразу понял, о чем его просят... Не важно, красивая картинка или нет, яркая она или нарисована простым карандашом. Главное, чтобы письмо можно было легко прочитать. Дети рисуют каждый на своем листе бумаги три жела­ния. Учитель ограничивает время работы. Кто не закончит по звон­ку, загадает столько желаний, сколько успеет. Далее происходит обмен письмами. Каждый должен прочесть письмо соседа и ска­зать ему, что он загадал («Ты загадал...»). Если сосед говорит «да», около рисунка ставится знак «+». Это означает, что желание будет выполнено. Если сосед говорит «нет», около рисунка ставится знак «?». Это означает что волшебник не поймет. Подводится итог: каждый ребенок на пальцах должен показать, сколько его желаний будет исполнено. (Рисунки со знаками «+» стоит собрать в волшебный почтовый ящик.) Учитель обсуждает с детьми, стоит ли оценивать рисунки так же, как оценивалась прежняя работа, — по скорости и аккуратности — и почему там это было самое главное, а здесь желательно, но нео­бязательно. Делает вывод: в школе есть задания, выполняя кото­рые дети учатся быть аккуратными, но есть задания, где главное не это. Когда писатель сочиняет сказку, что важнее — интересная ли она будет или то, что он напишет красиво? А когда портной шьет платье, что важнее — красивым ли он его придумает или то, что он это аккуратно сделает?.. Итак, надо оценивать за самое главное и не придираться к второстепенному.

    Если окажутся дети, которые не смогли понятно нарисовать ни од­ной картинки, учитель может спросить всех остальных, кто готов им помочь — нарисовать для них только одну, но очень понятную картинку. Пары — помощник и тот, кому помогают, — садятся за отдельный стол или выходят в коридор. Они присоединяются к об­щей работе, когда опустят картинку в почтовый ящик.

    - 101 -

    Относительность оценок. Точка зрения оценивающего:

    а) Учитель рисует на доске три дерева разной высоты. Дети по
    линеечке «Р» оценивают рост деревьев (деревья пронумерованы,
    крестики оценок тоже пронумерованы). Учитель спрашивает, по­
    чему у всех получилось одинаково, хотя ранее на уроках не раз го­-
    ворилось, что каждый судит по-своему.

    б) Учитель на доске рисует грибок, ежика, человечка, мошку и
    линеечку оценки (рис. 33). Говорит, что рост грибка оценили ежик,
    человечек и мошка. Спрашивает, почему их оценки разошлись так
    сильно, какая оценка кем дана.







    Рис. 33

    в) Учитель рисует еще две линеечки, обе — для оценки роста («Р»). Говорит: «На первой линеечке находятся все люди на све­те—и взрослые, и малыши. Пусть каждый из вас определит на ней свое место. На второй линеечке — все дети нашего класса. Най­дите каждый свое место».

    Учитель смотрит работы. Тех детей, самооценки которых по обе­им линеечкам сильно расходятся, спрашивает, почему они оцени­ли свой рост в обоих случаях по-разному («Может, ты за минуту между первой и второй мыслями сильно вырос?»).

    Учитель подводит итог: «Чему мы учились? Учились ли мы изме­рять рост? Зачем нам учиться оценке, разве недостаточно, чтобы детей оценивал учитель? В жизни очень много ситуаций, когда ник­то никого не оценивает. Подумайте об этом на перемене. Вернув­шись с перемены, выскажите свои мысли».

    Если остается время, то игру на безоценочную ситуацию можно разыграть прямо на уроке. Игра называется «Конкурс на лучшую похвалу». Кульминация игры такова. Дети встают в круг. Каждый по очереди (начиная с учителя) делает шаг вперед и говорит, за что

    - 102-
    он хочет себя похвалить, например: «Я хвалю себя за то, что я кра­сивая и умею хорошо печь пироги». Но начало игры надо разыг­рать с помощью кукол. Учитель берет 4-5 кукол и ведет диалоги от их имени. Одна из кукол говорит: «Я очень умная». — «Вот и не­правда. Ты глупая», отвечает другая. «Умная» плачет. Еще одна кукла говорит: «Я добрая». Другая ей в ответ: «Ты злюка». Учитель помогает детям сделать вывод: не оценивай, не спорь; разреши товарищам быть умными, добрыми. И они такими станут.

    ========== ДЕНЬДЕСЯТЫЙ

    Праздник «Посвящение в ученики». Учебное время нецелесооб­разно разбивать на отдельные уроки. День можно завершить чаепити­ем или как-то иначе — на усмотрение учителя. Могут присутствовать родители. Детям лучше быть в парадной школьной форме (если курс проводится в детском саду, то — в белых воротничках). Этот день — инициация, подтверждение того, что дети стали школьниками. Предла­гаемый ниже сюжет был для нас лишь общей канвой праздника «Посвя­щение в ученики». В этот день дети выполняли многие задания из описанных выше. За каждый удачный ответ они получали ордена. Их заранее изготовили они сами вместе с родителями. Можно изгото­вить ордена и втайне от малышей (с помощью более старших учащихся школы). Тогда ордена станут еще и приятным сюрпризом для начинаю­щих школьников. Важно, чтобы никто из детей не ушел с праздника не-награжденным, ведь все они должны стать в этот день учениками!

    Еще раз подчеркнем, что этот праздник должен стать для детей радостным событием, и мы уверены, что вы не хуже нас знаете, как это сделать.

    В игре на сюжет «Лесная школа» лучше, если дети будут сидеть не за партами, а на стульях, поставленных посредине класса в кружок. В центре круга — место для лесной школы. (Можно поставить 4 стуль­чика и рассадить на них игрушки.)

    1. Учитель приглашает детей в гости в лесную школу. Каждый ребе­нок должен познакомиться со зверюшками-учениками и опреде­лить, на кого из них он больше всего похож. Учитель представляет классу новых персонажей:

    А) Лошадка. Чистенькая, аккуратная, спокойная. Перед школой вымыла ушки, расчесала гриву и хвостик, ровно подстригла че­лочку, надела новые носочки. Вежливо слушает, улыбается, кивает головой, делает все, что ей говорят, сразу. Учитель спрашивает, кому Лошадка понравилась, кто хоть немножко на нее похож
    - 103


    (хочет быть похожим). Тем, кто поднял руку, выдает синие фишки (синяя фишка — «значок Лошадки»).

    Б) Медвежонок. Сразу видно, какой он умный, как много знает. Он очень хотел в школу: ведь там можно все-все узнать, там задают за­дачи, а он очень любит ломать голову над всякими загадками. Когда Медвежонок думает (а думает он все время), он чешет лапой за ухом. Поэтому голова у него всегда лохматая. Так как Медвежонок все вре­мя думает о чем-то умном, то несколько рассеян, может не заме­тить стоящего рядом зверя и нечаянно наступить ему на лапу. Но потом очень огорчается и обязательно извиняется.

    Учитель спрашивает, кто похож на Медвежонка (хочет быть похо­жим). Этим детям раздаются коричневые фишки «значок Медве­жонка». (Каждый ребенок может получить сразу много фишек.)

    В) Белочка. Больше всего на свете любит веселую компанию. Очень хотела в школу: ведь там так много зверят, со всеми можно поболтать, посмеяться. Белочка — болтушка, но она знает много историй, песенок. Она непоседа, не может долго оставаться на одном месте, все время скачет. Белочка очень ласковый зверек. Если тебе грустно, она обнимет, приласкает, развеселит, пощеко­чет мягким хвостиком. Но сама может расплакаться, если ее никто не замечает, не с кем поболтать. Если кто-то скажет грубое слово, Белочка сердится и кидается шишками... Учитель спрашивает, кому нравится Белочка, кто хоть немножко на нее похож. Эти дети полу­чают желтые фишки — «значок Белочки».

    Г) Котенок. Это самый лучший фантазер и выдумщик. Он так хо­рошо умеет придумывать игры, что с ним всегда интересно. И сам он никогда не скучает. Если рядом друзья, Котенок затевает об­щую игру. Если никого нет, он может играть с чем угодно: с клубоч­ком ниток, с палочкой, с собственным хвостиком. У него поклади­стый, добродушный характер, и единственное, чего он не любит, это слово «надо». Мама-кошка часто слышала от сына «не хочу!» и привела его в школу, надеясь, что малыш подрастет и станет по­слушнее. Котенок с удовольствием прибежал в школу: он любит все новое. Но по дороге он сказал маме: «Не хочу становиться взрослым! Хочу всю жизнь играть! В школе ведь разрешают иг­рать?» Учитель спрашивает, кому нравится такой друг, кто сам по­хож на Котенка («значок Котенка» — розовая фишка).

    2. Учитель добавляет всем детям фишки. Теперь у каждого ребенка должно быть 4 фишки: синяя (Лошадкина), коричневая (Медвежон­ка), желтая (Белочкина), розовая (Котенка).

    Теперь учитель представляет детям учительницу лесной школы — Кенгуру. Дает классу задание: «Кенгуру — прекрасная учительни-

    ца Такая, что лучше не бывает. Опишите ее характер, что она лю­бит... Как вы думаете, кого из учеников она будет любить больше всех?» (От лица Кенгуру учитель показывает, что она любит каждо­го ученика за его чудесные качества, видит, у кого какие будут труд­ности, и обязательно всем поможет.)

    Дети проигрывают поведение каждого персонажа в типичных школьных ситуациях:

    а) построиться;

    б) сесть за парту;

    в) поднять руку для ответа.

    Лошадка все делает серьезно и старательно. Медвежонок все де­лает неуклюже. Белочка все время вертится и болтает. Котенок во все играет: его действия утрированы, гротескны, он хочет всех рас­смешить. Во время этой игры учитель:

    а) сам делает все, что предлагает сделать детям;

    б) комментирует игру учеников, обращая внимание на самые яр­
    кие и оригинальные решения.

    Выступая от лица каждого персонажа, дети берут соответствую­щие фишки.

    Урок письма. Учитель на доске дает образец работы: пишет 3 ров­ных крючочка. Рядом пишет крючочки за игровых персонажей (4 ва­рианта) (рис. 34).


    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18


    написать администратору сайта