Главная страница
Навигация по странице:

  • Домашнее задание

  • Введение в школьную жизнь. цукерман введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе издание второе, исправленное Москва 2003


    Скачать 0.58 Mb.
    НазваниеПрограмма адаптации детей к школе издание второе, исправленное Москва 2003
    АнкорВведение в школьную жизнь
    Дата12.11.2022
    Размер0.58 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлацукерман введение в школьную жизнь.docx
    ТипПрограмма
    #784882
    страница14 из 18
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18

    Рис.27

    Задание группам: взять лист бумаги, поделенный на 4 части, по­ложить его посредине, вооружиться карандашами и составить игру «Четвертый лишний в портфеле школьника». «Договоритесь, где будет нарисован лишний предмет, какой он будет, какие будут три других предмета. Выберите то, что легко и быстро рисовать», — советует учитель.

    Готовые работы-загадки учитель сначала отгадывает сам, молча ука­зывая группе на лишнее. Потом дети обмениваются картинками. Та­кие же картинки-загадки дети могут сделать и самостоятельно. Следующий сюжет игры учитель может задать общий для всех, а может предоставить детям возможность выбора. Сюжеты могут быть такие: «В аквариуме», «В небе», «На кухне», «В спортивном магазине». Когда дети закончат игру, им предлагается новый, са­мый сложный вариант: группа должна сама придумать три подхо­дящих и один неподходящий предмет. Отгадывающие определяют, по какому признаку предметы подходят друг другу. Следующий вариант игры надо разыграть не на бумаге, а в панто­миме. Группы составляют живую игру-загадку (живые статуи) на сюжеты «Четвертый лишний в зоопарке» и «Четвертый лишний в классе». Каждый сюжет учитель разыгрывает на доске в двух-трех вариантах, обязательно вводя ловушку — нерешаемую, неверно составленную загадку (все четыре предмета подходящие или все четыре предмета лишние. «Если не хочешь думать сам, срисуй


    -90-

    -91 -






    с доски. Но не попади в ловушку!»). Например, тема «В небе» мо­жет быть обыграна так, как показано на рисунке 28.

    Рис.28

    А свободная тема может быть решена так, как на рисунке 29. Ясно, что в загадке на рисунке 29 (тема «Играем с другом») лишнего нет: если убрать мяч, то детям не во что будет играть, а если убрать кого-то из детей, то оставшемуся не с кем будет играть. Тема второй загадки — «Дружеский обед» (рис. 29).



    Рис. 29

    Загадка не имеет решений: если убрать волка, то зайке не нужна кость; если убрать зайку, то волку не нужна морковка. В двух дру­гих случаях волк съест зайца и не останется трех подходящих пред­метов.

    Ловушки отмечаются буквой «Л». Всякий раз, когда ребенок выра­жает свою мысль сбивчиво, невнятно, учитель поднимает знак воп­роса и говорит, что он не понял. Так личным примером он побуждает детей сознаваться в своем непонимании и задавать вопросы.

    ДЕНЬВОСЬМОЙ* УРОК 2

    На этом уроке с помощью игры «Ателье» развертывается ситуа­ция недостаточности средств, которая может быть разрешена обращением ребенка (группы детей) к другому ребенку (к другой груп­пе). Главным, как и на предшествующих уроках, где отрабатывается

    знак «?», является то, что дети анализируют имеющиеся в их рас­поряжении средства с целью решения какой-либо задачи. Сама недостаточность здесь является буквальной — для выполнения зада­ния группе не хватает деталей. За ними следует обратиться к другим группам. Наиболее важен момент осознания, обнаружения того, что для решения задачи чего-то не хватает. Этот простой вывод требует от ребенка или от группы сложной цепи действий — анализа образца, соотнесения его с имеющимся набором деталей, мысленного или предметного соотнесения элементов образца с набором деталей, об­наружения «недостачи». Поиск выхода из этой ситуации — обращение за помощью. До сих пор ситуация, если она не могла быть разрешена, просто квалифицировалась как ловушка; теперь от ребенка требуется проанализировать недостаток средств решения и сформулировать условия, при которых задача будет решена. Такое подробное рассмот­рение простейшей на первый взгляд ситуации объясняется тем, что она представляет собой модель гораздо более серьезной задачи с не­достающими средствами решения. Если проанализировать все необходимые ребенку этапы мыслительных действий на пути от пер­воначального знакомства с задачей к формулированию недостающего средства, то мы получим сложное рефлексивное действие, называе­мое рефлексивным контролем. В нашем же случае все этапы решения задачи наглядны и для многих детей очевидны. Поэтому главным яв­ляется фиксация результата игры — возможности обратиться за помощью, если ты уверен, что средств для решения задачи действи­тельно не хватает.

    Дети объединяются по четыре человека. Каждая группа получает конверт, в который вложены детали одежды: платья и комбинезо­на. По цвету, отделке и раскрою все 6-8 вариантов (по числу групп) одежды отличаются друг от друга. В каждом конверте не хватает деталей для сборки. Но в сумме во всех конвертах все необходи­мые детали есть. Это заранее не сообщается (см. Приложение, II. Материальное обеспечение, пункт 20). Учитель говорит: «Представьте, что мы — портные в ателье. Зак­ройщики раскроили разные платья и комбинезоны и прислали нам сшить детали. Приступайте к работе и следите, чтобы ни одна де­таль не потерялась, иначе какое-то платье будет без рукава, а ка­кой-нибудь комбинезон останется без одной штанины». (На доске изображены черно-белые модели одежды.) Тот, кто будет готов соединить все детали одежды, должен сооб­щить об этом учителю и получить клей и бумагу, на которую накле­иваются детали. Если группы никак не сообщают учителю о своих затруднениях, не поднимают знак «?» или «Л», учитель сам не пред-


    -92-



    лагает помощь, а только следит за тем, чтобы дети не разговари­вали слишком громко.

    Когда группа обращается к учителю за помощью по-школьному (с помощью знака), он дает детям совет: выбрать самого вежли­вого представителя — гонца, сказать ему, какую деталь надо про­сить у других групп, и послать его на поиски, потому что у кого-то из соседей может оказаться лишняя деталь. Другие группы учи­тель предупреждает, что гонцов выслушивают вежливо и отдают им то, что они просят, если гонцы произносят все волшебные сло­ва и хорошо ведут себя — ничего не берут без спроса. Когда 2-3 группы закончат сборку и получат у учителя клей, осталь­ным детям надо помочь сформулировать их запросы. Так, учитель предлагает всем выслушать просьбу группы «Солнышко». Кто-то из детей этой группы встает и рассказывает, что им требуется. Учи­тель тоже участвует в поиске, предлагая образцы ответов на зап­росы, например: «У меня есть левый рукав зеленого комбинезона. Какого цвета манжета вам нужна?»

    Оценка готовых работ. Сдавая готовую одежду учителю, мастера должны сами оценить свои изделия (по аккуратности исполнения): «Д» (дорого) — за очень хорошо сшитое платье, «С» (средне) — за продукцию среднего качества, «Н» (недорого) — за продукцию низ­кого качества, которую придется продавать по сниженным ценам. Можно использовать привычные линеечки. Можно поставить три коробки, чтобы дети могли складывать в них изделия и видеть, как оценили свои работы другие мастера.

    Обратите внимание на то, как дети раскладывают свои работы, и вы получите очень важную информацию об их самооценке! Если остается время, можно провести игру «Встань по пальцам». Учитель назначает ведущую группу, поднимает одну или обе руки и показывает задуманное количество пальцев. В группе должно подняться столько человек, сколько пальцев показано. Если паль­цев показано больше, чем детей в группе, дети показывают знак «Л», но ищут выход: приглашают присоединиться к ним еще одну группу. Для объединенной группы учитель задает то же или чуть большее количество пальцев.

    ДЕНЬВОСЬМОЙ * УРОК 3

    На этом уроке актуализируются веете навыки содержательного вза­имодействия, которые отрабатывались ранее. Наличие этих навыков характеризуется следующим: понятность (содержательность) высказы­вания, достаточность информации, которая заключена в сообщении,

    содержательность задаваемого вопроса и т. п., но все это применитель­но к работе парами, т. е. в группе, где средством контроля адекватности обмена информацией является «встреча». Если раньше подобные уп­ражнения контролировались всем классом, да еще и под наблюдением учителя, то теперь эта работа выполняется только двумя детьми.

    Работа на уроке осуществляется парами. Каждая пара получает лист бумаги с изображением лабиринта (см. Приложение, II. Ма­териальное обеспечение, пункт 21).

    Учитель объясняет: «Это план подземного мышиного городка. Вы все — мышки и ходите друг к другу в гости. Сейчас каждая мышка глазами, не показывая пальцем, загадает, в каком домике она жи­вет. Мышки, живущие слева, сидят в левом ряду. (Дети должны поднять левую руку.) Мышки, живущие справа, сидят в правом ряду. Сегодня день рождения у мышек, которые живут слева. Сейчас они позвонят по телефону своим подружкам и пригласят их в гости. Подружки берут план города и спрашивают, как идти». Сначала учитель показывает образец действий. На доске нарисо­ван лабиринт (такой же, как у детей). Учитель отмечает дом, в ко­торый надо прийти. Весь класс выступает в роли одной из мышек, живущих слева.

    Учитель: «Алло! Я очень хочу тебя поздравить. У меня есть для тебя вкусный подарок. Как тебя найти? Ты живешь в левой части горо­да? Ясно, я дойду до центральной площади. (Отмечает свой путь, ведя мелом по схеме, останавливается у развилки левого кварта­ла.) Куда теперь: вверх к грибочку или вниз мимо стульчика?.. (По­ворачивает к стульчику, снова останавливается у развилки.) А теперь куда повернуть: к елочке или к грибочку? (Поворачивает к елочке, останавливается у последней развилки.) Твой дом около стульчика или около грибка? Вот это твой дом? Ура! Ты отлично объяснила дорогу. Поздравляю тебя с днем рождения!» После этого дети работают парами: ходят друг к другу в гости. С этим же лабиринтом можно провести другую работу: один из де­тей загадывает какой-то домик и с помощью значков или словами сообщает партнеру, как до него добраться. Итоги дня. Объявляется конкурс на лучшее имя для класса. На две­рях класса должно быть написано такое слово или такие слова, что­бы все видели и знали, какие дети здесь учатся, какой это класс. Предложения выслушиваются, и учитель записывает их. Те, кто еще не внес предложения, получают задание подумать до завтра. (В день инициации на дверях класса будет вывешен плакат с име­нем типа: «Дружные», «Веселые», «Озорные», «Упрямые», «Наход­чивые», «Добрые».)


    -94-

    -95-

    Домашнее задание: послезавтра праздник — посвящение в уче­ники. К празднику надо украсить класс. Лучше всего — детскими ри­сунками. Хорошо, если рисунок ты сделаешь сам, сегодня, специально к празднику. Но если ты очень хочешь сделать классу подарок, ты еще напишешь (продиктуешь взрослым) рассказ для книги «Хроника» на тему «У нас в классе». Можно рассказать о случаях из школьной жиз­ни, ваших мечтах, пожеланиях...

    ===== ДЕНЬДЕВЯТЫЙ* УРОК 1

    К девятому дню у учителя обязательно появится необходимость что-то повторить, остановиться на каких-то особенно удачных, полю­бившихся детям сюжетах или заданиях. Как правило, к этому времени обнаруживается, что что-то не удалось или удалось не всем. Поэтому для девятого дня мы планируем только два урока. Третий — на усмот­рение учителя. Кроме того, нужно подготовиться к завтрашнему празднику. В последний, десятый день должен состояться праздник«По-священие в ученики». (Сюжет для него, который предлагается ниже, — лишь описание того, что делали мы сами, и мы ни в коем случае не на­стаиваем на его воспроизведении. Его следует рассматривать лишь как пример, иллюстрацию. Тот сюжет праздника, который учитель приду­мает сам, возможно, потребует специальной подготовки.)

    Этот урок по своей тематике продолжает урок № 1 восьмого дня. Вновь дети в процессе игры упражняются в употреблении знаков «+», «-», «?». Сначала дети работают все вместе под руководством учите­ля, затем — по группам. Среди предлагаемых детям заданий есть и ловушки.

    Учитель сам демонстрирует детям способ работы, но требует пред­положений о законе построения ряда (этот закон, как правило, зада­ется сюжетно). Затем гипотеза проверяется. Необходимо проследить на каждой из имеющихся картинок, выполняется ли закон построения ряда. Если закон верен, находится недостающее звено (элемент ряда). Для наглядности можно вначале продемонстрировать детям неверный способ работы; например, в отношении ряда первым выдвигается предположение, что у человечка с шариками день рождения. Ему да­рят шарики. «Вот у него уже три шарика, — говорит учитель, — сейчас придет следующий гость, и у него их будет четыре. Нет, не четыре, а только два. Значит, мы неправильно придумали. Наверное, он сам да­рит шарики. Давайте посмотрим: вот у него три шарика, один он пода­рил, значит, должно остаться два. А сколько их на другой картинке? Верно, два. Значит, на третьей будет один — правильно! Ну а потом? Верно, ни одного! Вот мы и решили задачу».

    Можно и сразу обратить внимание детей на характер изменения элементов ряда: от картинки к картинке у человечка все меньше ша­риков — было три, потом два, потом один, а потом... ни одного. «Да­вайте придумаем сюжет для такой задачи», — предлагает учитель.

    Поскольку следующие задачи дети будут решать парами, учитель должен помочь им договориться. Дети учатся «этикету» содержатель­ной дискуссии. Поэтому должны присутствовать высказывания типа: «Ты со мной согласен?» И т. п.

    Парты расставлены в форме каре.

    1. Учитель дает классу образец решения задачи «Продолжи ряд». На доске — «текст» задачи (рис. 30).


    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18


    написать администратору сайта