Главная страница
Навигация по странице:

  • Невидимая скульптура

  • Общие настроения

  • Мгновенное построение

  • Найди свое

  • Введение в школьную жизнь. цукерман введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе издание второе, исправленное Москва 2003


    Скачать 0.58 Mb.
    НазваниеПрограмма адаптации детей к школе издание второе, исправленное Москва 2003
    АнкорВведение в школьную жизнь
    Дата12.11.2022
    Размер0.58 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлацукерман введение в школьную жизнь.docx
    ТипПрограмма
    #784882
    страница17 из 18
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18
    Групповое жонглирование

    Для этой игры нужны несколько мячей и свободное пространство, на котором все игроки могут стать в круг на небольшом расстоянии друг от друга лицом к центру. Ведущий тоже стоит в кругу и держит мяч. Ведущий просит, чтобы каждый игрок запомнил два момента:

    1. от кого он получил мяч,

    2. кому он бросил мяч.

    Пока игроку не бросили мяч, он должен стоять с протянутыми ру­ками. После того как игрок поймает и перебросит мяч, он опускает руки.

    Итак, все стоят с протянутыми руками. Вначале игра ведется с од­ним мячом. Первым броском мяча задается «узор» — определенная последовательность пассов. Ведущий бросает мяч кому-нибудь из игроков, стоящих на другой стороне круга, тот перебрасывает мяч тре­тьему игроку и т. д. Каждый ловит и бросает мяч один раз, а сделав это, опускает руки. От последнего игрока мяч возвращается к веду­щему. Тот повторяет «узор» (порядок бросков) еще 2-3 раза, пока не убедится, что дети запомнили последовательность действий. Теперь можно начинать настоящее жонглирование.

    После того как первый мяч начнет двигаться по кругу, ведущий до­бавляет еще один мяч и отправляет его по тому же пути. Но теперь иг­роки должны следить, чтобы мячи не сталкивались в воздухе. Если мяч падает, его подбирает любой игрок и перебрасывает все в той же зау­ченной ранее последовательности. Затем добавляется еще один мяч


    114-

    -115-

    и т. д. Когда в воздухе находятся 4-5 мячей, от игроков требуется вир­туозная быстрота действий, а также предельное внимание к партнеру, так как для успешного жонглирования чрезвычайно важно, чтобы мяч летел прямо в протянутые руки.

    Высшим пилотажем в этой игре является способность группы из­менить направление полета мячей, например, выполнить «узор» в об­ратном порядке!

    В паузах, когда приходится собирать рассыпавшиеся мячи, веду­щий (учитель) обращает внимание детей на удачные и неудачные иг­ровые стратегии, акцентируя взаимозависимость всех жонглеров. Очень важно создать атмосферу переживания группового успеха, еще раз подчеркнув, что таких фантастических результатов (жонглирова­ние пятью мячами в течение пяти минут!) каждый игрок в отдельности может добиться только после многих недель тренировки, а всем вме­сте это удалось за 15 минут.

    Ива на ветру

    Вообразите теплую летнюю ночь. Поют сверчки, легкий ветер рас­качивает чуткие ветви ивы. Представив все это, вы можете играть. Раз­делите класс на группы по 7-8 человек в каждой. Группа становится тесным кружком, плечом к плечу, в центре круга один человек ива. Остальные — в позах волейболистов, принимающих низкий мяч: одна нога выдвинута немного вперед, чтобы удерживать равновесие; руки полусогнуты на уровне груди, ладонями вперед. Легкие движения рук вперед изображают ласковые прикосновения ветра, слегка раскачи­вающего иву. Ива встает в середину круга, ноги вместе, руки скреще­ны на груди, глаза закрыты. Сохраняя ноги в том же положении, а тело прямым, но совершенно расслабленным, ива отдает себя на волю вет­ра, раскачиваясь из стороны в сторону, вперед и назад. Те, кто стоит в кругу, поддерживают ее мягкими толчками ладоней. Конечно, игро­ки должны быть предупреждены о технике безопасности: по крайней мере 4 человека должны поддерживать иву, а остальные — постоянно помнить, что легкий ветерок не должен превращаться в ураган, т. е. что мягкие толчки не должны переходить в сильные. Ветерки, раскачи­вая иву, поют ей колыбельную: что-то вроде ууу-уу-ууу —на какой-ни­будь нежный мотив.

    Каждый из детей по очереди становится ивой, раскачивающейся от ласковых прикосновений одних ветерков и заботливо поддержива­емой другими. Эта игра основана на доверии и создает атмосферу доверия. Учитель в паузах (когда дети меняются ролями) подчеркива­ет, что ива располагает возможностью показать другим детям, насколь­ко она им доверяет, а те, которые изображают ветерки, могут показать, что они заслуживают доверия.

    - 116-

    Именной поезд

    Все становятся в широкий круг лицом к центру. Один из учеников добровольно вызывается быть паровозом. Пыхтя, гудя и поскрипывая поршнями, он начинает двигаться по кругу, пока не останавливается около одного из игроков. «Привет, - говорит паровоз, - я — Петя!» -«Привет, Петя! Я — Маша!» Паровоз приветствует Машу, попеременно поднимая правую и левую руки и выкрикивая: «Маша! Маша!» После такого радостного приветствия Маша берет Петю за талию, изобра­жая прицепной вагон, и они оба, подражая голосом пыхтению паро­воза, двигаются по кругу в поисках нового знакомства. Теперь приветствие усложняется: надо сказать хором: «Привет. Мы — Петя и Маша!» — «Привет. А я — Павлик!» «Павлик!» — зовет поезд, вскиды­вая сначала правые, а потом левые руки. Павлик становится новым вагоном, и поезд движется дальше. Дети продолжают присоединять вагоны к поезду до тех пор, пока каждый не услышит приветствие, об­ращенное лично к нему. Синхронность движений, легкое и веселое за­поминание имен всех учеников класса, возможность превратить эту игру в проверку памяти (можно попросить каждого ребенка после игры нарисовать весь поезд и подписать все вагоны) — вот что делает эту игру чрезвычайно полезной в первые дни занятий. Позже, когда дети уже будут знать друг друга по именам, стоит использовать модифика­ции этой игры. Например, каждый ребенок называет себя по имени какого-нибудь животного, в которого он хотел бы превратиться, а пос­ле игры рассказывает классу, почему он выбрал именно это животное. Так на метафорическом языке дети могут начать рассказывать друг другу о себе. Можно сделать этот рассказ более прямым, предложив каждому игроку выбрать для себя прилагательное, характеризующее его (ее), например: «Привет. Я — смелый!» — «Привет, смелый. А я — добрая!»

    Невидимая скульптура

    Класс делится на группы из трех человек. В каждой группе один игрок — художник, другой — модель, третий — глина. Художник и гли­на закрывают глаза. Так как им предстоит держать глаза закрытыми не менее трех минут, то удобнее использовать повязки. Пока двое игро­ков завязывают глаза, модель, которая может оставаться зрячей, при­нимает такую позу, в которой она сможет находиться не менее трех минут. Когда модель сообщает о своей готовности, за работу прини­мается художник. Он вежливо ощупывает модель, чтобы определить позу, а затем превращает кусок глины в произведение искусства, вос­производя при этом модель. Когда художник сообщит, что шедевр за­кончен, все открывают глаза и предстают перед судом зрителей, оценивающих степень сходства скульптуры с образцом.

    -117-

    Будет занятно создать большую групповую скульптуру, используя много моделей и большие запасы глины. Но такая виртуозная игра тре­бует налаженной кооперации и полного доверия между игроками.

    Это мой нос

    Класс делится на группы из трех человек. Дети договариваются между собой, кто будет судьей. Задача судьи — на листе бумаги по­ставить игрокам плюсы за каждый правильный ход, а потом подсчи­тать, сколько плюсов получила пара игроков. Как только кто-то из игроков сделает ошибку, он становится судьей, а бывший судья зани­мает его место. Тогда подсчет правильных ходов начинается сначала. Правила игры таковы. Первый игрок указывает на любую часть своего тела (берет себя за ухо), но называет ее неверно («Это мой нос»). Вто­рой игрок должен назвать ту часть тела, на которую указал первый иг­рок, но указать на что-то другое. Так, в нашем примере второй игрок может взять себя за локоть, произнося: «Это мое ухо». Тогда первый, хлопнув себя по пятке, утверждает: «Это мой локоть». На что его парт­нер, указывая себе на горло, сообщает: «Это моя пятка»...

    После того как дети начнут обнаруживать способность координи­ровать слова и жесты, стоит ввести дополнительные правила, усложня­ющие этот тренинг внимания, например, запрет на повторение (если какая-то часть тела была уже названа или показана, больше к ней воз­вращаться нельзя). Стоит также ввести цейтнот: игрок должен ответить своему партнеру раньше, чем судья сосчитает до семи (до пяти).

    ♦ Мы — детективы!

    Внимание к мелким деталям и способность запомнить большое их число — необходимые качества любого детектива. Для тренировки этих качеств дети объединяются парами. Два партнера становятся ли­цом друг к другу и в течение минуты пристально изучают друг друга. После этого по сигналу ведущего они поворачиваются друг к другу спи­нами и меняют какие-то три детали своего внешнего вида. Так, можно расстегнуть верхнюю пуговку рубашки, заправить свитер в брюки, снять значок... По сигналу ведущего партнеры поворачиваются лицом друг к другу и снова пристально изучают один другого. Затем каждый должен назвать три изменения во внешности своего напарника.

    Если это получилось сразу у всего класса, игру следует усложнить, сначала увеличив количество деталей, подлежащих изменению, а по­том увеличив численность команд. Когда дети начнут играть двое на двое (а потом и четыре на четыре), учитель вводит еще одно условие игры: прежде чем назвать деталь, которую ты считаешь измененной, посоветуйся с членами твоей команды. Если догадка окажется непра­вильной, команда теряет очки, так как в игре, где надо изменить три

    детали, можно высказать лишь три предположения. Вносить измене­ния надо тоже сообща, потому что их должно быть ровно столько, сколько назначил ведущий, а кроме того, нельзя всем членам коман­ды вносить в свою внешность одинаковые изменения (всем закаты­вать рукава и т. д.). Если члены одной команды меняются местами или одеждой, это следует считать за два изменения: «Оля была в синем свитере, а теперь она в зеленом. Марина была в зеленом свитере, а теперь в синем».

    Общие настроения

    Понимать настроение собеседника и подстраиваться под него — важнейшее условие подлинного, глубокого взаимопонимания. Начать совершенствоваться в этом высоком искусстве можно в самой за­бавной, глуповато-шаловливой форме. Сначала в классе объявляет­ся конкурс на лучшее изображение радости (страха, гнева, горя). В дальнейшем набор базисных эмоций можно расширить, но начи­нать следует с трех. Итак, конкурс «Радость»: каждый ребенок вспо­минает какое-то событие своей жизни, которое вызвало в нем (в ней) глубокую радость. И старается изобразить свое состояние с помо­щью позы и мимики. Хорошо, если дети будут выполнять это задание с закрытыми глазами, чтобы не копировать друг друга. Когда учитель видит, что многие дети нашли свою позу, он просит каждого приду­мать и издать какой-то звук, выражающий радость. Теперь можно открыть глаза и полюбоваться друг другом. Учитель тем временем называет и указывает найденные разными детьми наиболее вырази­тельные приемы, объединяя их в обобщенный образ радости (вски­нутые как бы для объятия руки, растянутый в широкой улыбке рот и радостное «Ааааа!» и др.).

    Договорившись об этом жесте, все вместе вырабатывают общий знак страха (съежиться, плотно прижать к груди кулаки и с широко рас­крытыми глазами выдохнуть: «Ооооой!»).

    Ясно, что знак гнева должен и по позе, и по мимике, и по звуку кон­трастно отличаться от первых двух знаков, например, выставленные вперед руки, оскаленные зубы и грозное «Рррррр!». Договорившись об этих трех знаках, их повторяют несколько раз в разной последова­тельности. Затем дети делятся на группы по три человека. В каждой тройке выбирается судья, другие два человека — игроки. Они стано­вятся друг к другу спинами и на счет судьи «раз, два, три!» резко пово­рачиваются друг к другу (подпрыгивают с поворотом на 180°) и изображают одно из трех настроений. Если их настроения совпадают, они жмут друг другу руки, обнимаются и играют снова. Если настрое­ния не совпадают, один из игроков становится судьей, а новая пара пробует достигнуть взаимопонимания.


    - 118-

    -119-

    Когда 5-7 пар в классе смогут «совпасть по настроению» 2-3 раза подряд, стоит усложнить игру, введя еще два эмоционально вырази­тельных жеста.

    Жесты этой игры можно использовать и в жизни: если ученик ро­беет, отвечая у доски, а класс изображает знак страха, то робкий улыб­нется, что поможет ему преодолеть робость. Утрированный, шутовской знак гнева заставит рассмеяться ссорящихся или дерущихся детей. Ясно, что пародировать горе грешно.

    Мгновенное построение

    Это одна из немногих игр, в которую предпочтительно играть стоя не в кругу, а образовав форму квадрата. Она также дает замечатель­ную возможность для четырех команд проверить свою способность к слаженной работе.

    Класс делится на четыре равные команды. Каждая команда стро­ится шеренгой плечом к плечу, образуя одну сторону квадрата. Веду­щий располагается в центре квадрата лицом к одной из команд. Каждый игрок должен запомнить порядок, в котором стоит его коман­да, т. е. твердо выучить, кто находится слева и справа от него. Кроме того, все игроки запоминают, где располагается их команда по отно­шению к ведущему. Так, команда может быть обращена к ведущему лицом, может находиться за его спиной, слева или справа от него.

    Когда каждый игрок подаст ведущему условный сигнал («я все за­помнил»), например, положит ладони на голову, тот начинает вращать­ся вокруг собственной оси. Затем ведущий резко останавливается и приказывает: «Стройся!» Это сигнал для всех команд перегруппиро­ваться и занять правильную позицию. Для этого каждый должен пере­меститься по полю так, чтобы занять определенное место по отноше­нию к ведущему и к своей команде. Как только команда выстраивается, ее члены соединяют руки и кричат: «Готовы!»

    Ведущий может вращаться вокруг собственной оси столько, сколь­ко ему хочется. Игроков стоит предупредить о некоторых типичных трюках ведущего: он может остановиться в той же позиции, которую занимал в предыдущем раунде. И может повернуться и на 27°, и на 69°. А что будут делать игроки, если ведущий, закончив вращаться, ляжет на землю?!

    Найди свое
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18


    написать администратору сайта