Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.2.Психолого-педагогические основы орфоэпической работы в начальной школе

  • Обучение младших школьников соблюдению орфоэпических норм в устной речи. Курсовая. Программа обучения русскому языку в начальной школе предусматривает огромную работу не только над формированием грамотного письма учеников, над их связной речью, чего нельзя сказать об орфоэпии.


    Скачать 103.65 Kb.
    НазваниеПрограмма обучения русскому языку в начальной школе предусматривает огромную работу не только над формированием грамотного письма учеников, над их связной речью, чего нельзя сказать об орфоэпии.
    АнкорОбучение младших школьников соблюдению орфоэпических норм в устной речи
    Дата24.07.2022
    Размер103.65 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая.docx
    ТипПрограмма
    #635446
    страница2 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОЭПИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА



    1.1. Орфоэпия русского языка как раздел лингвистики



    Орфоэпия (от греч. orthoґs – правильный, прямой; eґpos – слово, речь) - это:

    1) во-первых, наука (раздел фонетики), которая занимается изучением нормативного литературного произношения, его установлением и обоснованием;

    2) во-вторых, правила, кодифицирующие нормы орфоэпического оформления письменного и устного текста, исторически сложившиеся для конкретного языка;

    3) в-третьих, система единых принятых норм произношения в литературном русском языке [.., ..с.].

    Можно выделить следующие разделы орфоэпии как науки: произношение заимствованных из других языков слов; особенности стилей произношения; особенности произношения тех или иных форм грамматики; произношение гласных или согласных звуков в соответствии с нормами. Грамотное сочетание всех представленных разделов как раз и образует понятие орфоэпии.

    Принцип обучения орфоэпии:

    1) опора на речевой слух учащихся, что способствует сознательному восприятию звуков и определению их свойств.

    Умения, формируемые в процессе обучения орфоэпии:

    1)определять место ударения (словесного, логического);

    2)правильно произносить слова (с учетом орфоэпических норм);
    3)пользоваться орфоэпическим словарем и словарем ударений.

    В орфоэпию включают все произносительные нормы литературного языка. К орфоэпии относится вариантность звуковой реализации одних и тех же фонем и вариантность фонемного состава одних и тех же морфем при отсутствии позиционных различий (висна – вэсна, булочная – булошная); отмечает место ударения в слове (клАдбище – кладбИще, твОрог – творОг); рассматривает социально значимые произносительные варианты, т.е. те, которые типичны для разных групп людей.

    Орфоэпия - совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых единиц: морфем, слов, предложений. Среди таких норм: произносительные, ударения и интонации.

    Некоторые особенности:

    1) в современном русском лит языке присутствует иканье, т.е. совпадение в первом предударном слоге после мягких согласных всех гласных фонем (пилы – пила, рэк – рика, нос – нису).Так же есть эканье - совпадение в той же позиции в звуке э с призвуком и гласных фонем неверхнего подъёма (река, нису, петак).

    2) на месте ‘а’ после ‘ш, ж, ц’ в первом предударном слоге произносится твердая ‘а’: шаги

    3) на месте заударного ‘ы’ в неконечном и конечном закрытом слоге произносится ‘ъ’: опыты, вымыл. Стал возможен ‘ъ’ в предударных слогах, кроме 1го предударного: выходить.

    4) на месте редуцированного ‘у’ встречается произношение ‘ъ’ после твердого согласного: губернатор, суматоха, кувыркаться, замужем.

    5) возможны ‘о’, ‘э’, безударный ‘а’ после мягких согл и звуков, воплощающих ‘j’: ясней.

    6)звуковые законы (в том ч и законы произношения) - регулярно осуществляющиеся в современном русском лит яз звуковые фонетические изменения.

    1 закон редукции гласных - в безударных гласных происх редукция

    2 закон оглушения согласных - звонкие согл в конце оглуш (друг(к))

    3 закон ассимиляции согласных по звонкости-глухости глух согл - глух согл; зв-зв; (ла(фк)а)

    4 закон ассимиляции согласных по твёрдости-мягкости:

    а) твёрдые зубные звуки заменяются мягкими (пе(н’c’)ия)

    б) перед мягкими [ч’] [ш:‘] заменяются на мягкие (сме(н’ш:’)ик)

    в) звук «м» перед мягким «м» смягчается (га(м’м’)а)

    Орфоэпия современного русского литературного языка представляет собой исторически сложившуюся систему, которая наряду с новыми чертами в большой степени сохраняет старые, традиционные черты.

    Орфоэпия, как и орфография, имеет практическую направленность. Она должна не только фиксировать существующие произносительные варианты и находить условия для их реализации (чем занимается описательная фонетика), но также и указывать на то, какие варианты будут являться «правильными», и тем самым оказывать влияние на функционирование языка в его устной форме. Тем самым орфоэпия определяет то, как должны произносится те или иные звуки в конкретных фонетических позициях, в определённых сочетаниях с другими звуками, а также в определённых сочетаниях с другими звуками, а также в конкретных грамматических формах и группах слов. [ …, с…].

    Орфоэпические правила имеют огромное значение в общении между людьми. Ошибки в речи говорящего отвлекают внимание слушателя от самого содержания речи, что способствует барьеру в языковом общении. Тем самым знание орфоэпических норм будет способствовать более быстрому пониманию говорящих. Но, не смотря на модернизацию школ, повышение качества образования и речевой культуры общества в целом, правильное произношение на сегодня является наиболее слабым звеном. С увеличением влияния средств массовой информации вопрос о правильном произношении стоит особо остро. […, с. ..].

    В разное время различные языки отличались своими нормами. Правила орфоэпии имеют долгую историю, и сформировались они в качестве норм национального языка достаточно поздно. Орфоэпические нормы также называют литературными произносительными нормами, так как они обслуживают литературный язык, то есть язык, на котором пишут и говорят люди. Литературный язык объединяет всех русскоговорящих людей, а также он необходим для преодоления языковых различий между ними. Это значит, что у литературного русского языка должны иметься строгие нормы и правила: не только лексические - это нормы употребления слов, не только грамматические, но и орфоэпические нормы.

    Орфоэпические нормы устанавливаются учёными, которые являются специалистами в области фонетики. На основании чего учёные-лингвисты решают, какой вариант следует принять, а какой отвергнуть.

    Следует различать два основных типа вариантности. Первый тип - выводит произношение за пределы литературного русского языка. Например, оканье вместо аканья. Варианты, которые признаются неправильными, нелитературными, могут появляться под влиянием фонетики других языковых систем, таких как: территориальные диалекты, городские просторечия или близкородственные языки, преимущественно украинский язык.

    У человека, который не владеет русским литературным языком, в речи могут встретиться произносительные черты, которые будут свойственны местному говору, усвоенному им в детстве. Например, выходцы с юга Российской Федерации часто сохраняют «г фрикативное».

    Следует понимать, что подобного рода произносительные черты и особенности будут являться нарушением норм лишь в системе литературного языка, в то время как в системе территориальных диалектов они правильны и соответствуют фонетическим законам этих диалектов.

    Существуют и другие виды нелитературного произношения. Если человек в письменной речи, в художественной или любой другой литературе впервые встречает слово, но до этого он никогда не слышал, как это слово произносится, то он может неправильно его прочесть и озвучить, тем самым на произношение может оказать влияние буквенный облик слова. Именно под действием написания появилось, например, произношение слова [ч]то вместо правильного [ш]то, помо[щ]ник вместо верного помо[ш]ник, а также чу[ф]тво вместо правильного чу[с]тво.

    Второй тип вариантности оставляет произношение в пределах русского литературного языка (колебание нормы), и лишь тогда возможно говорить о вариантах нормы (например: И с Э или, наоборот, Э с И; СЬ и СЪ в возвратном постфиксе). Источниками колебания нормы могут выступать как диалектные особенности речи, а также в последнее время особенно влияет орфография.

    Орфоэпическая норма не всегда утверждает лишь один правильный произносительный вариант, тем самым отвергая другой, считая его ошибочным. В некоторых случаях орфоэпическая норма допускает различные варианты произношения [.., с. …].

    Как мы видим, в отличие от, например, орфографических норм, которые предлагают только один вариант, орфоэпические нормы могут допускать варианты, которые будут оценивать либо как равноправные, либо один вариант будет являться желательным, а другой только допустимым.

    Таким образом, орфоэпия - раздел языкознания, изучающий правила русской орфоэпии, устанавливающий нормы произношения отдельных звуков и их сочетаний, а также нормы и правила постановки ударения (акцентология). Орфоэпия, как раздел лингвистики, занимается не только литературными нормами, которые связаны со звуковым оформлением значимых единиц, таких как: морфема, слово и предложение, но и изучает также нормы суперсегментной фонетики, а именно ударение и интонацию.

    1.2.Психолого-педагогические основы орфоэпической работы в начальной школе

    В школе проблему формирования орфоэпического навыка призвана взять на себя начальная ступень обучения. Действующие программы по русскому языку для начальных классов обязывают вести работу над звуковой стороной речи детей на протяжении всего начального этапа обучения. Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным периодом для становления и совершенствования произносительной культуры. Высокая языковая восприимчивость, большая склонность к подражанию способствуют успешной организации работы по развитию речи на произносительном уровне в начальных классах.

    В области орфоэпии школьники овладевают умениям и навыками. В психологии различают два типа навыков. К одному из них относятся навыки, которые вырабатываются на основе многократных однообразных повторений. Ко второму типу навыков относятся такие, которые формируются на основе более или менее сложных умственных действий [.., c…]. Орфоэпический навык принадлежит ко второму типу навыков и на этом основании может рассматриваться как автоматизированный компонент сознательной речевой деятельности человека (устная речь, чтение).

    В жизни современного общества необычайно расширилась сфера воздействия живого, звучащего слова на человека. Все это заставляет предъявлять высокие требования к правильности звучащей речи. Задача сознательного овладения нормами устной речи, воспитания максимального уважения к богатым традициям русского языка сейчас не только выдвигается на первый план, но и определяется как важнейшая общественная задача нашего времени, как социальный заказ общества.

    Кому из учителей неизвестно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарной работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями, данные в специальных списках […., c…].

    Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.

    Наиболее распространенный вид словарно-орфоэпической упражнений это различного рода словарные диктанты. Они могут быть использованы для знакомства с новым словом, для закрепления изученных слов, а также как контролирующий вид работы над трудными словами.

    1. Зрительный диктант: Учитель показывает детям карточку - слово с выделенной безударной гласной. Ученики проговаривают его орфоэпически и орфографически, а затем записывают его по памяти. Аналогично проводится работа с группой слов.

    2. Картинный диктант:

    1) Учитель показывает детям картинку, дети называют изображенный предмет, проговаривают, объясняют написание слова.

    2) Учитель показывает картинку, а дети записывают слово самостоятельно, затем слово открывают, дети проверяют его написание.

    3) Учитель закрывает только безударную гласную, дети проговаривают слова «про себя», затем «вслух».

    3. Выборочный диктант (может быть картинный, слуховой, зрительный)

    Учитель предлагает детям карточки-картинки, либо карточки слова, либо слова на слух. Задания могут быть следующие. Например:

    1) Или карточки - слова. Запишите в первый столбик слова, в написании которых следует запомнить гласную - "О", во второй - слова, в написании которых надо запомнить гласную - "А".

    2) Использование кодоскоп. На пленке записан текст. Дается задание: прослушав, выписать из текста труднопроизносимые слова (любой художественный текст с такими словами)

    4. Диктант с использованием загадок.

    1) Учитель читает детям загадку, дети сначала проговаривают отгадку, а затем пишут ее.

    2) Учитель подбирает загадки, требующие хорового ответа. Дети отгадывают и хором проговаривают ответ.

    При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.

    В языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова рассматривались в единстве. Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову [.., c…].

    Правильность речи учащихся имеет большое значение для школы.

    Речь школьников должна соответствовать литературным нормам.

    Различают:

    а) грамматическую правильность, а именно: образование морфологических форм, построение предложений;

    б) для письменной речи: орфографическую и пунктуационную правильность;

    в) для устной речи: орфоэпическую и произносительную правильность.

    В устной и письменной речи учащихся младших классов часто встречаются ошибки, которые в методике обучения русскому языку именуются как речевые. К определению понятия «речевая ошибка» учёные подходят по-разному.

    Так в работах М. Р. Львова можно встретить следующее определение понятия «речевая ошибка»: «Это неудачно выбранное слово, неправильно построенное предложение, искажённая морфологическая форма». [., с. …]. С. Н. Цейтлин приводит другое определение «речевой ошибки», а именно: «любые случаи отклонения от действующих языковых норм». При этом языковую норму она понимает, как «относительно устойчивый способ (или способы) выражения, отражающий исторические закономерности развития языка, закреплённый в лучших образцах литературы и предпочитаемый образованной частью общества». […, с…].

    Но наиболее полное определение понятий «речевая ошибка», а также «недочёт», на наш взгляд, дано в работах Т. А. Ладыженской. Она разделяет весь языковой отрицательный материал на ошибки и недочёты, и даёт им следующие определения: «Ошибка - это нарушение требований правильности речи, нарушение норм литературного языка… Недочёт - это нарушение требований правильности речи, нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей речи, то есть богатой, точной и выразительной».

    Работа по предупреждению и устранению речевых ошибок у учащихся будет являться важной составляющей частью в работе по развитию речи в школе вообще.

    Также с целью формирования пунктуационных умений младших школьников применяются специальные упражнения. Одним из самых распространенных упражнений, применяемых на уроках обучения грамоте является словарная работа.

    Другим упражнением, направленным на формирование пунктуационных умений младших школьников является объяснение смысловой роли слов. Уже в период обучения детей грамоте им часто предлагают с этой целью задания: прочитать одно и то же слово с разными значениями и объяснить, как меняется его смысл в зависимости его значения.

    Еще одним распространенным пунктуационным упражнением является орфоэпический анализ, который может быть составной частью комментированного письма. Он предполагает не только объяснение написаний в процессе записей слов, но и объяснение расстановки знаков препинания. Орфоэпический анализ имеет место уже на уроках русского языка в первом классе.

    Другим упражнением, направленным на формирование орфоэпических умений младших школьников на уроках русского языка, является списывание. Например, детям предлагается прочитать слова, а потом записать их по памяти. Такое упражнение помогает выявить, насколько обучающиеся внимательны, а также способствует развитию умений выразительного чтения. С целью формирования орфоэпических умений на уроках русского языка помимо выборочного списывания может быть предложено осложненное списывание с комментарием.

    Особое значение в формировании орфоэпических умений младших школьников имеют различные виды диктантов: предупредительный, объяснительный, выборочный, контрольный, творческий и другие.

    Таким образом, формирование орфоэпических умений младших школьников - сложный и длительный процесс. Формирование орфоэпических умений происходит поэтапно, начиная с первого класса. С целью формирования орфоэпических умений младших школьников на уроках русского языка используются различные виды диктантов, списываний, изложений, пунктуационный анализ, пунктуационный разбор, упражнения на конструирование предложений, упражнения в расстановке знаков препинания в тексте, упражнения, заключающиеся в объяснении смысловой роли знаков препинания.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта