ло. Программа первичной профилактики вич
Скачать 1.43 Mb.
|
Вариант 2. Работа со схемой «Ефросинья и Ануфрий» Жили-были на свете молодые люди, назовем их Ефросиньей и Ануфрием. Однажды они встретились и полюбили друг друга. Никогда раньше ни у Ефросиньи, ни у Ануфрия не было таких чистых и доверительных отношений, такой любви. Это была настоящая любовь! Все, что было в прошлом у каждого, не имело для них никакого значения. Случайные встречи, несерьезные отношения… Да и было их совсем немного. У Ефросиньи случился всего один короткий летний роман. А Ануфрий имел близкие отношения с двумя девушками. Но, оказывается, бывший друг Ефросиньи вступал в близкую связь со многими девушками: он вообще был человек несерьезный. А одна из бывших подруг Ануфрия вела себя очень легкомысленно – из-за этого Ануфрий с ней и расстался. Вторая его девушка просто уехала в другой город, и связь их прервалась сама собой. И у партнеров друга Ефросиньи и подруг Ануфрия, в общем-то, людей для наших влюбленных совсем посторонних, тоже были какие-то сексуальные отношения в прошлом. Если расширять эту схему дальше, то окажется, что люди, которых мы изобразим, наверняка не знакомы с главными героями. Ефросинья и Ануфрий о них даже не слышали. А почему о них вспомнили мы? Потому, что вступая в сексуальные отношения даже с очень любимым и близким человеком, мы одновременно контактируем с микрофлорой всех его предыдущих партнёров. Кроме того, кто-то из тридцати шести изображённых на последней схеме людей вполне мог быть заражен возбудителем какой-либо инфекции, передающегося половым путем (ИППП) – например, ВИЧ – и не знать об этом. Таким образом, в наше время человек, предполагающий, что он ничем не рискует, потому что ведет вполне упорядоченную личную жизнь, может подвергать себя опасности заражения ИППП. Единственный выход - это верность единственному(ой) супругу(е) в течение всей жизни и воздержание до брака. Информация для тренера: «Мы должны научиться раскрывать положительную ценность целомудрия, показать, что оно лучше и радостнее, чем «свободная любовь», то есть временная телесная близость, освобожденная от верности, от личностной и духовной общности, то есть, в конечном счете, - от самой любви. Иначе говоря, Церковь выступает за отказ от минутных имитаций любви, неизбежно рождающих лишь чувства стыда, разочарования и усталости, - ради любви настоящей, единственной, вечной и всецелой, захватывающей душу и тело человека. В том и заключается целостная мудрость, чтобы обрести бесценную жемчужину, раз и навсегда отмахнувшись от ее дешевых подделок, - потому что одно и другое просто несовместимы». Протоиерей Николай Балашов. «Актуальные вопросы этики пола в свете Основ социальной концепции РПЦ». Доклад на богословской конференции «Учение Церкви о человеке». Москва, 05-08.11.2001 г. «Целомудрие — это, как ясно из самого слова, мудрая устремленность к обретению и сохранению целостности, внутреннего единства личности, пребывающей в согласии душевных и телесных сил. Целомудрие в действительности охватывает все стороны человеческой жизни, поэтому неверно сводить смысл этой добродетели лишь к половому воздержанию. Тем не менее, половая распущенность, несомненно, является противоположностью целомудренного состояния. Блудная жизнь не остается без последствий, она неизбежно разрушает гармонию и целостность души. Немногие грехи наносят столь же тяжкий урон духовному здоровью личности. «Бегайте блуда», — писал апостол Павел. И вот как он пояснял свою мысль: «Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела», то есть разрушает самого себя. Продолжая, Апостол говорит, что Бога недостаточно прославлять лишь в душе. Сейчас люди часто говорят: ну, я верю в Бога в душе. Но наше тело тоже должно быть свято, оно тоже принадлежит Богу и призвано прославлять Его, будучи храмом живущего в нас Святого Духа (1 Кор 6:18—20). А присутствие Святого Духа в нашем теле несовместимо с половой разнузданностью. «Блудники... Царства Божия не наследуют», — утверждал апостол Павел, повторяя эту мысль вновь и вновь (1 Кор 6:9—10; Гал 5:19,21; Еф 5:3 5). Однако последствия блуда … настигают человека и в земной его жизни. Распутство отделяет телесные проявления пола от жизни души, от любви, верности, ответственности. Тем-то оно и страшно. В жизнь человека вносится губительное расщепление. Притупляется духовное зрение, ожесточается сердце и становится уже неспособным к настоящей, всеобъемлющей, жертвенной любви. Счастье внутренней гармонии, радость целостного единства, переживаемого в семейной жизни, становятся недоступными для блудника. Он сам себя обкрадывает» Протоиерей Николай Балашов. «И сотворил Бог мужчину и женщину: Комментарии к Социальной концепции Русской Православной Церкви» Вариант 3. Упражнение «Ранжирование карточек по степени риска заразиться ВИЧ-инфекцией» Цель: закрепление знаний о ВИЧ-инфекции. Необходимые материалы: карточки с надписями: Поцелуй в щеку Инъекция в лечебном учреждении Половая жизнь в браке Переливание крови Пользование чужой зубной щеткой Плавание в бассейне Глубокий поцелуй Уход за больным СПИДом Укус комара Множественные половые связи Прокалывание ушей Проживание в одной комнате с ВИЧ-инфицированным человеком Нанесение татуировки Объятия с больным СПИДом Пользование общественным туалетом Укус постельного клопа Описание: задача участников - ранжировать карточки по степени риска заражения ВИЧ–инфекцией. Карточки выстраиваются в линию, где один конец обозначает стопроцентный риск заражения, а другой - невозможность заражения. (Пути передачи ВИЧ подробно описаны в приложении № 5). Завершение работы. Цель: подведение итогов занятия. Необходимые материалы: не требуются. Описание: ведущий обращает внимание участников на опасность различных форм рискованного поведения, а также на то, что даже так называемый «безопасный секс» не дает полной гарантии здоровья. Подчеркивается важность целомудрия и верности партнеру. Группа высказывается на тему: Что нового произошло за время занятия? Что удивило, оказалось неожиданным? Домашнее задание Цель: вербализация опыта, полученного в ходе занятия. Необходимые материалы: рабочая тетрадь. Описание: Участникам группы предлагается написать эссе на тему «Защити себя от ВИЧ». ЗАНЯТИЕ 13. ТОЛЕРАНТНОСТЬ. ЖИЗНЬ С БОЛЕЗНЬЮ
Цель занятия: Формирование ответственного отношения к своему здоровью, навыков сохранения здоровья, толерантного отношения к больным людям, умения оказать социальную поддержку без вреда для собственного здоровья; рефлексия опыта взаимодействия с аут-группами, демонстрация негативных последствий стигматизации и позитивных последствий терпимого отношения к представителям аут-групп Начало работы: Вариант 1. Упражнение «Социум» Цель: введение в тему. Необходимые материалы: купоны. Описание: приглашается доброволец – он выходит за дверь. После этого участники группы делятся на две команды. Ведущий зачитывает описание ситуации, над которой будет думать доброволец. Пока доброволец находится за дверью, одна команда должна приготовить аргументы «за», другая «против» (5 минут). Когда, команды готовы, добровольца приглашают войти в комнату. Ведущий повторяет описание ситуации для добровольца и дает ему задание: «Внимательно выслушать обе команды. За каждый удачный, по мнению добровольца, аргумент дать команде купон. После выступления обеих команд принять решение о переходе в одну из команд». После этого подсчитываются купоны. Вопросы для обсуждения: Трудно ли было сделать выбор добровольцу? Какие приводились аргументы «за» и «против»? Что может повлиять на выбор человека (качество приводимых аргументов; его симпатии; ранее существующие установки)? Как человек сделал выбор? Описание ситуации: Молодой человек (девушка) размышляет: «Стоит ли прежде, чем вступить в брак, пройти совместное обследование на заболевания, передающиеся половым путем?» Вариант 2. Упражнение «Снежинки» Цель: введение в тему, создание рабочего настроения. Необходимые материалы: листы бумаги. Описание: участники работают индивидуально, в тишине. Каждому необходимо взять лист бумаги, сложить его пополам и оторвать правый верхний угол. Эта операция повторяется еще дважды. Затем лист нужно развернуть и сравнить со снежинками, сделанными другими участниками. Подводя итоги упражнения, ведущий заостряет внимание на вопросе о том, каков был бы мир, если бы все мы были одинаковыми. Работа по теме занятия: Информация для тренера: «Часто бывает в жизни так, что к себе мы являемся слишком снисходительными, а к ближнему - требовательными и строгими. Христианская справедливость говорит иное. Господь говорил: "…что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?.. Лицемер! Вынь прежде всего бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего" (Мф 7:3,5). Христианское правило жизни учит нас в прискорбных случаях жизни, например, ссорах, неприятностях и т. д., - причину их искать не в других, а в себе самих - в своем грехолюбии, неуступчивости, самолюбии и эгоизме… требует от нас снисходительности к другим». Митрополит Филарет (Вознесенский). «Конспект по нравственному богословию» Вариант 1. Упражнение «Свои и чужие» Цель: способствовать идентификации различных социальных аут-групп («чужих» групп, представители которых воспринимаются как существенно отличающиеся от «наших», «своих»), осознание собственных чувств по отношению к их представителям. Необходимые материалы: бумага, доска и мел, либо листы ватмана и маркеры. Описание: первый этап работы проводится индивидуально. Лист бумаги необходимо разделить на три части: «свои», «чужие», «любые». Задание: распределить по соответствующим столбикам слова, написанные на доске:
На втором этапе на доске формулируются обобщенные портреты «своих» и «чужих», например, методом голосования по каждому из предложенных качеств. На третьем этапе обсуждается вопрос о том, кто для нас являются «своим» (например, люди нашей национальности, нашего вероисповедания, нашего возраста, нашего социального слоя, разделяющие наши жизненные принципы, здоровые и так далее), и кто – «чужим». Результаты обсуждения фиксируются на доске в соответствующих столбиках. Резюме ведущего: Людям свойственно разделять окружающих на «своих» и «чужих». Тех, кого мы считаем «чужими», мы, к сожалению, обычно представляем хуже себя. Но ведь в реальности это не так. В этом легко убедиться, если подумать о том, что для кого-то мы тоже являемся «чужими». Вариант 2. Упражнение «Ярлык» Цель: способствовать формированию негативного отношения к стигматизации. Необходимые материалы: бумага, карточки-ярлыки. Описание: участники изображают на листе бумаги циферблат часов и отмечают на них время встречи с товарищами. При назначении встреч нужно иметь в виду следующие условия: каждый должен встретиться с каждым, встречаются только один на один, каждая встреча длится «час», каждый «час» должен быть заполнен встречей. Поскольку число участников обычно не позволяет точно выполнить все условия встреч, возникает небольшое замешательство, после чего им можно предложить встречаться по трое, причем третий договаривается не с одним из участников уже сложившейся пары, а с обоими. После того, как назначены все встречи, каждому участнику на спину вешается карточка с названием роли, относящейся к той или иной аут-группе: «лицо кавказской национальности», «инвалид», «глубокий старик», «наркоман» и прочие. Раздавая карточки, ведущий должен быть внимателен к тому, чтобы не задеть чувства участников упражнения, и поэтому подбирает ярлыки индивидуально – так, чтобы они были максимально далеки от реального положения дел. Ярлыки могут повторяться. Ведущий начинает отсчитывать время, имея в виду, что «час» соответствует двум минутам. Через каждые две минуты ведущий называет «время» и громко объявляет тему, на которую могли бы общаться партнеры (например, «любимые лакомства»). Задача каждого игрока – общаться с товарищами в соответствии с их карточками-ярлыками, не называя роли, обозначенные на карточках, вслух, а также догадаться, что за ярлык на спине у него самого. В заключение обсуждаются вопросы: Какие чувства возникали во время игры? Какие ярлыки товарищей вызывали наибольшее затруднение? С чем вы это связываете? По каким признакам удалось угадать свой ярлык? Что такое дискриминация? В чем она проявляется? Каковы ее последствия? Резюме ведущими: Хотя причины, по которым одни люди дискриминируют других, часто являются надуманными, непонимание и конфликты, порожденные дискриминацией, - всегда настоящие. Они причиняют людям много боли. Общаясь с человеком, важно видеть именно человека, а не тот ярлык, который за ним закрепился. Вариант3. Упражнение «Голубоглазые и кареглазые» Цель: формирование мотивации сотрудничества с представителями аут-групп. Необходимые материалы: не требуются. Описание: ведущий сообщает группе вводную информацию: «На Землю прилетели инопланетяне. Инопланетные ученые открыли универсальный закон психики, который распространяется и на жителей Земли: оказывается, все люди делятся по своим психическим свойствам на две группы. Верным признаком принадлежности к той или иной группе является цвет глаз. Карие глаза означают, что человек способен только на физическую работу, а интеллектуальный и духовный его потенциал практически нулевой. Обладатели голубых глаз – элита, цвет человечества, интеллектуалы, творцы… Словом, полная противоположность кареглазым. Поскольку у кареглазых по сравнению с голубоглазыми меньше масса головного мозга, толще черепная кость, слабее выражены коленный, хватательный, глотательный рефлексы, ниже скорость запоминания информации, нужно серьезно задуматься над поручением кареглазым ответственных должностей и заданий. Ведь из-за особого строения зрачка информация воспринимается и передается нервной системой кареглазых примерно так же, как у человекообразных обезьян (в большинстве своем кареглазых). Деятельность вставочных нейронов гипоталамуса у индивидов с карими глазами значительно примитивнее, чем у голубоглазых. Следовательно, способности к интеллектуальной работе у кареглазых отсутствуют. Это замечательное открытие позволило инопланетянам усовершенствовать свое общество. Они предлагают нам воспользоваться их революционным научным достижением и срочно заняться переустройством земной жизни». Ведущий делит участников на две группы по цвету глаз. Все действия ведущего должны быть направлены на то, чтобы участники как можно яснее осознали предложенные им роли и права: «голубоглазые» – неограниченную свободу и превосходство над «кареглазыми»; «кареглазые» – свое низкое, бесправное положение. Группы расходятся и работают отдельно друг от друга. Задача «голубоглазых»: составить свод законов нового общества (при этом они должны помнить, что властны придумать и «провести в жизнь» какие угодно законы и правила). «Кареглазым» же предоставляется список профессий, которые они должны распределить между собой. В списке нет интеллектуальных профессий, только «рабочий на конвейере», «грузчик», «маляр» и так далее. Каждой профессии соответствует специфическое качество: грузчик, например, должен быть сильным, для работы на конвейере нужна точность в действиях, выдержка. В случае если «кареглазые» выполнили задание раньше «голубоглазых», им могут быть предложены письменные задания, требующие механического выполнения однообразных действий (например, рисование и закрашивание геометрических фигур). Готовый свод законов, составленных «голубоглазыми», зачитывается в общем кругу. Обсуждаются вопросы: Какие чувства возникали в ходе упражнения? Какие законы создали бы «кареглазые», если окажется, что вторая делегация инопланетян неожиданно разоблачит «ненаучность» утверждений первой делегации? (Выяснится, что «кареглазые» - интеллектуалы, а «голубоглазые» способны лишь к физической работе?) Почему? Насколько справедливы предложенные своды законов? Что случилось бы рано или поздно в стране, где жизнь организована согласно подобным дискриминирующим законам? Что такое дискриминация ВИЧ-инфицированных? Каковы ее причины? Как следует относиться к человеку, если ты узнал, что у него ВИЧ? В заключение ведущему важно донести до каждого участника мысль о том, что предложенные в игре различия между голубоглазыми и кареглазыми – вымышленные и не имеют отношения к действительности. Резюме ведущего: Дискриминация одних людей другими ведет к непоправимым последствиям для их взаимоотношений. Люди, составляющие «другие» социальные группы, в том числе и ВИЧ-инфицированные, - это прежде всего такие же люди, как мы. |