ло. Программа первичной профилактики вич
Скачать 1.43 Mb.
|
Вариант 4. Дискуссия-обсуждение притчи «Благодарность» Цель: способствовать пониманию, что взаимодействие с аут-группами является важным источником жизненного опыта. Необходимые материалы: не требуются. Описание: вниманию группы предлагается притча. Умирал в одном селении человек, известный своей скупостью. И некому было скрасить его последние минуты, ибо никогда и ни с кем не делился он ни деньгами, ни жилищем, ни сердечным теплом. Но однажды на пороге его дома появился путник, лицо которого светилось мудростью и любовью. - Узнав о твоей болезни, я пришел попрощаться и поблагодарить тебя, - сказал он хозяину хижины. Тот взглянул на гостя с удивлением: - Нет в этом мире человека, который мог бы быть мне благодарен. Но путник продолжал: - Много лет назад я попросил у тебя денег взаймы. Ты был моей последней надеждой. И твой отказ заставил меня пересмотреть свою жизнь. Я научился работать, рассчитывать свои силы, обрел уверенность в себе. И теперь я богат, счастлив и свободен – благодаря тебе. Обсуждаются вопросы: О чем эта притча? Что дает нам общение с людьми, непохожими на нас, даже если они для нас «чужие»? Резюме ведущего: Если бы в миренебыло людей, непохожих на нас, «чужих», мы лишились бы огромного пласта жизненного опыта, который позволяет нам успешнее развиваться, ставить перед собой цели и добиваться их. Вариант 5. Анализ фрагмента повести А.Н. Комиссарова «Трудное плаванье на шхуне "Горемыка"» или отрывка из романа А. Кронина «Ключи царства». Мини-лекция. Цель: формирование понятий «стигма», «толерантность», «сострадание»; формирование навыков сохранения здоровья, толерантного отношения к больным людям, оказания социальной поддержки без вреда для собственного здоровья. Необходимые материалы: не требуются. Описание: ведущий зачитывает приведенный ниже отрывок. Фрагмент из повести А.Н. Комиссарова «Трудное плаванье на шхуне "Горемыка"»: « – Охраняемый поселок? – задумчиво переспросил Хлудий. – А что, если приспособить для такого дела старую каменоломню? Это ведь огромная яма с почти отвесными стенами, в которую ведет единственная дорога. Согнать всех больных туда и поставить охрану. Как вы считаете, Ваша Светлость? - Как они будут там жить? – возразил Вицений. - А кто говорит, что жить? - усмехнулся советник. Врач возмущенно фыркнул. Хлудий же решив, что действительно сказал то, что говорить так вот прилюдно совсем не стоит, повернулся к Ксанту: - Командующий выделит нам палатки и походные кухни. Кто-нибудь поможет с продовольствием, - советник сделал паузу и выразительно посмотрел на Бубахора. – В стране ведь есть люди, которые последнее время, вопреки всему, очень неплохо зарабатывают. И чем не жизнь? - Что ж, неплохая мысль, - одобрил Ирофам… ...Из дворца правителя Архиген и Ксант вышли вместе. - Вицений сказал мне, что лаврийские власти скрывают масштабы эпидемии, - задумчиво произнес Архиген, - он сказал, что за полгода там умер каждый двадцатый. А что будет через год? - Не всякая война приводит к таким потерям, - невесело произнес Ксант, - но на войне люди видят врага и знают ради чего идут на смерть. А тут болезнь, невидимая и бессмысленная. - Бессмысленная? – переспросил наставник. - Я бы так не сказал. Все в этом мире, Ксант, имеет свой смысл и свое назначение. - Ну и для чего же предназначена болезнь? - Мне это не известно, - вздохнул старик. – Я только знаю, что нам постоянно приходится что-нибудь преодолевать и, преодолевая, мы становимся совершеннее. Некоторое время они шли молча, потом Архиген снова заговорил: - Болезнь рядом, она опасна. Этого нельзя отрицать. Но она становится в тысячу раз опасней из-за нашей безответственности. Каждый думает, что болеть и умирать будут другие, что его-то недуг не коснется, и зачем ему упускать выгоду или отказывать себе в удовольствиях. Так многие думают, Ксант, а болезнь уже стоит рядом. Да что, рядом – может быть, она уже нанесла свой смертельный удар. Только человек об этом еще не знает… …Скоро в каменоломне появились первые поселенцы. Если нельзя спрятаться от заразы, то следует спрятать ее саму, шутил советник Хлудий. И многие, от Ирофама до последнего горького, но еще не заболевшего пьяницы с одобрением относились к тому, что теперь всех, у кого уже не врачи даже, а городская стража, замечала признаки болезни, тут же увозили в каменоломню. Иногда бедолагам давали час-другой собрать самое необходимое, иногда и разговаривать об этом не хотели. А по городу с самого рассвета и до полудня старая, шелудивая кобыла с выступающими ребрами возила надрывно скрипящую повозку. За повозкой шли два мусорщика, и люди, издалека слыша заунывный скрип колес, хмурились, старались куда-нибудь свернуть так, чтобы не повстречаться с печальным экипажем. А мусорщики лениво заглядывали в подворотни, в заваленные разным хламом тупики. И никуда не спешили. Такая им была поручена работа – собирать тех, кому тоже уже некуда было торопиться. Впрочем, все только начиналось, и повозка чаще ехала пустой. Время шло, и вот уже вместо той единственной повозки с двумя мусорщиками, бредущими за ней, по городу стали ездить сначала две, потом три. Потом их никто уже и не считал. Ничем они не отличались от той, первой. Такие же клячи, такие же скрипучие колеса. Только теперь на каждой болтался колокольчик, который своим надтреснутым звоном напоминал горожанам, что смерть бродит где-то совсем близко. …Поначалу все шло спокойно. Стражники заходили в дома и выводили на улицу тех, на ком замечали признаки начавшейся болезни. Когда несчастных собиралось человек пять, их под охраной солдат вели к рыночной площади, где Анаподий решил собрать всех, кого надлежало отправить в старую каменоломню. Постепенно на площади собрали человек сорок-пятьдесят и постоянно приводили новых. Объехав рынок, Ксант вернулся на прежнее место и стал, оставаясь в седле, наблюдать за происходящим. Он глядел на испуганно толпящихся в окружении стражи людей и вдруг подумал: какие они все разные. Здесь были и оборванные пьяницы, и люди с умными и добрыми лицами, мужчины и женщины, люди преклонного возраста и совсем еще молодые. Теперь их соберут вместе и безликой уже толпой поведут к заброшенному карьеру. А здесь останутся их родственники, друзья и, скорее всего, они уже никогда не увидят друг друга. Хотя почему? Могут увидеться. В каменоломне. К тому времени, о котором идет речь, жизнь в каменоломне на жизнь уже мало походила. Пока число обитателей ямы измерялось десятками, Вицений и его помощники еще как-то справлялись, но когда их количество перевалило за тысячу, а после этого людей и вовсе перестали считать, такой возможности уже не стало. Одно время врачи под охраной стражи еще приходили к больным, но скоро риск стал слишком велик. Причем даже не страх перед болезнью останавливал их. Обреченность рано или поздно приводит к смирению, но этому почти всегда предшествует яростная попытка восстать, преодолеть то, что преодолеть невозможно. И ярость обитателей карьера выливалась в первую очередь на тех, кто пытался им помочь. Тогда котлы с приготовленной похлебкой стали спускать вниз под охраной, а лекарства Вицений велел добавлять в пищу. Возможно, все могло быть и по-другому, но, как чаще всего случается, интересы тех, кто мог что-то исправить, не совпадали с интересами тех, кто в этом нуждался. Поэтому солнце, заглядывая к полудню в старую каменоломню, жгло измученных, отчаявшихся людей своим безразличным взглядом, а когда оно уходило, ночь холодными струями лилась в щели наспех сколоченных бараков. Кстати сказать, если протухшее мясо хорошо посолить, обильно сдобрить перцем и чесноком, то голодному человеку оно может показаться даже вкусным. А если кто-то испытывает сильную жажду, то он, пожалуй, обрадуется и глотку тухлой воды. Так, наверно, и рассуждал советник Хлудий, когда затевал свое воровство. Был ли он таким бессердечным человеком? Несомненно! Власть с человеколюбием не совместима. Но дело даже не в этом – советник никого не боялся. Да и кого бояться? Тех, кто в яме? Им уже некому жаловаться…» Отрывок из романа Арчибальда Кронина «Ключи царства» (в сокращении): Через Маньчжурские ворота толпы беженцев вливались в город. Множество их улеглось спать под открытым небом. Когда Фрэнсис проходил мимо этих безмолвных фигур, он услышал душераздирающий кашель. Сердце его рванулось к этим несчастным измученным чумой созданиям. Жгучее желание помочь им завладело его душой. Он увидел мертвого нагого старика. Казалось, его морщинистое беззубое лицо было обращено к Фрэнсису. Подгоняемый жалостью, отец Чисхолм дошел до суда и вошел в здание. В коридорах никого не было. В комнате судьи, как в склепе, эхом отдавалась пустота. Несколько клерков суетились с таинственным видом. От одного из них он узнал, что главный судья отозван на похороны дальнего родственника в Чинтин. Встревоженному священнику стало ясно, что все чиновники суда, кроме самих низших, покинули город. Гражданские власти города перестали существовать. Теперь ему оставалось сделать еще одну попытку. Он устремился к казармам. Когда Фрэнсис подошел к казармам, он увидел всего лишь с дюжину солдат, болтавшихся вокруг, явно безоружных, в грязных серых хлопчатобумажных кителях. И, хотя они остановили священника у ворот, ничто не могло помешать ему. Он бросился сквозь солдат во внутреннее помещение, где молодой лейтенант в чистой элегантной форме задумчиво полировал белые зубы веточкой ивы. Лейтенант Шон и священник пристально разглядывали друг друга. – Городу угрожает ужасная болезнь, – Фрэнсис говорил нарочито сдержанно. – Я ищу кого-нибудь, обладающего достаточным мужеством и властью, чтобы вступить в борьбу с этой страшной опасностью. Я послал за продовольствием в Сеньсян, – Фрэнсис заговорил быстрее, – оно скоро прибудет. Но пока мы должны сделать всё, что в нашей власти, чтобы ввести карантин для беженцев и помешать чуме распространиться по городу. Я намерен помочь этим людям. Если вы не пойдете со мной, я пойду один. Но я совершенно уверен, что вы пойдете. Они вместе вышли в холодный серый день… Человек тридцать солдат двинулись к битком набитым жилищам корзинщиков у реки. Здесь чума уже обосновалась с инстинктом навозной мухи. Эти прибрежные жилища – ярусы фанерных лачуг, лепящихся друг на друге по высокому илистому берегу, – были как гнойники, полные грязи, паразитов и болезней. Фрэнсис сказал Шону, когда они выбирались, согнувшись пополам, из крайней лачуги: – Мы должны найти какое-то помещение для больных. Лейтенант подумал. Неожиданно для него ему начинало нравиться это рискованное предприятие. Иностранный священник проявил большую смелость, низко склоняясь над больными, а Шон чрезвычайно восхищался смелостью. – А мы реквизируем помещение имперского учетчика, – быстро ответил лейтенант. – Я уверен, что жилище моего отсутствующего друга можно превратить в прекрасный госпиталь. Они немедленно направились туда. Это был большой, хорошо обставленный дом в лучшей части города. Шон вошел в него весьма просто – он взломал дверь. Вскоре на носилках стали прибывать первые больные. Кроватей не было, и носилки ставили рядами на полу, покрытом циновками. В эту ночь, когда Фрэнсис, усталый после целого дня трудов, поднимался в гору к миссии, он услышал сквозь слабую непрерывную музыку смерти дикие, пьяные крики и беспорядочную стрельбу. Позади него банды Вайчу грабили запертые магазины. Но вскоре город снова замолк, и бандиты, пришпоривая украденных пони, устремились потоком из Восточных ворот через долину. Он рад был тому, что они уходят. Луна над вершиной холма вдруг затуманилась. Наконец начал идти снег. Когда Фрэнсис подошел к калитке в глиняном заборе, воздух стал живым и трепещущим. Он постоял у калитки. Потом тихо позвал. Мать Мария-Вероника немедленно подошла к калитке, поднимая фонарь, от которого на снегу распахнулись яркие лучи. Отец Чисхолм спросил с замиранием сердца: Вы все здоровы? – Да Он испытал такое облегчение, словно с его души свалился огромный камень. – Мы организовали госпиталь в городе. Это, конечно, не Бог весть что, но это лучшее, что мы могли сделать. Если бы можно было обойтись здесь без одной из сестер, если бы кто-нибудь из них вызвался пойти помочь ухаживать за больными, я был бы чрезвычайно благодарен.Может быть, сквозь густую завесу снега Мария-Вероника разглядела его лицо – измученное, осунувшееся, с набрякшими веками. Она сказала просто: – Я пойду. Отец Чисхолм вновь испытал огромное облегчение. – Это значит, что вам придется перебраться туда. Закутайтесь потеплее и возьмите с собой все необходимое. Через десять минут Фрэнсис взял ее саквояж. И они молча стали спускаться. Темные линии их следов на свежевыпавшем снегу шли далеко друг от друга. На следующее утро шестнадцать из положенных к ним больных умерли, но поступило в три раза больше новых. Это была легочная чума с вирулентностью в десять раз сильнее самого сильного змеиного яда. Люди падали, словно сваленные ударом дубинки по голове, и зачастую умирали, не прожив и суток. К концу недели город был прочесан из конца в конец. Волна паники смыла апатию людей. Южные выходы из города были забиты повозками, носилками, нагруженными сверх всякой меры мулами и истерически борющимися за возможность покинуть город людьми. Становилось все холоднее. Великое уныние, казалось, лежало на измученной стране – и здесь, и далеко отсюда. Отец Чисхолм не получал никаких известий и не мог представить себе всей громадности бедствия: сотни тысяч миль были поражены чумой, полмиллиона мертвецов лежали под снегом без погребения. Не мог он знать и того, что глаза всего цивилизованного мира были с сочувствием устремлены на Китай, что туда прибывали для борьбы с эпидемией экспедиции, спешно организованные в Америке и в Англии. Резюме ведущего: Тяжелобольной человек, а тем более имеющий внешне пугающие проявления болезни, нередко подвергается насильственной изоляции. Иными словами, на его долю, кроме физических, моральных, психологических переживаний выпадает и участь изгоя. Люди не всегда правильно представляют тяжесть заболевания и возможность заражения, а потому часто впадают в крайности: либо недооценивают опасность, либо преувеличивают ее. Страх заболеть порождает желание оградить себя и своих близких от возможного источника заражения. Часто это стремление достигает пугающих масштабов, доходит до абсурда, граничит с удивительной жестокостью и настоящей дискриминацией больных людей и членов их семей. Болезнь – особый опыт человеческой личности, который дает человеку уникальные возможности для развития духовности. Сопротивляться наступлению болезни – очень важная задача человека. Она важна как для его души, так и для тела. Людям, окружающим больных, приходится непросто, однако они, сохраняя свое человеческое достоинство и богатство Духа, всегда должны быть не только терпимы (толерантны) к хронически больным людям, но и стремиться их поддерживать психологически и социально. Именно уровень оказываемой социальной поддержки больным и инвалидам характеризует степень развития общества и его членов. Завершение работы. Цель: подведение итогов занятия. Необходимые материалы: не требуются. Описание: ведущий подчеркивает важность терпимого отношения к людям, которые входят в разные социальные группы, исповедуют различные этические принципы. Отдельно проговаривается важность терпимого отношения к ВИЧ-инфицированным и возможные способы его проявления. Группа высказывается на тему: Что нового произошло за время занятия? Что удивило, оказалось неожиданным? Домашнее задание Цель: вербализация опыта, полученного в ходе занятия. Необходимые материалы: рабочая тетрадь. Описание: участникам группы предлагается написать эссе на тему «Кто для меня «чужие»? За что я могу быть им благодарен?». ЗАНЯТИЕ 14. ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
Цель занятия: Формирование глубокого понимания проблемы зависимости от ПАВ, осознание личной вовлеченности в проблему. Начало работы: Упражнение «Ворвись – вырвись из круга». Цель: отработка навыков противостояния группе, умение убедить, сказать «нет». Необходимые материалы: не требуются. Описание: все участники стоят в кругу, держась за руки. Один доброволец – вне круга или внутри круга. Его задача - любым способом вырваться из круга, если он внутри, или ворваться в круг, если он вне его. Задача группы - не дать ему это сделать. Применимы любые методы, кроме нанесения физических и психических повреждений. Желательно, чтобы каждый член группы имел возможность побывать в роли человека, врывающегося или вырывающегося из круга. Работа по теме занятия: Информация для тренера: «Зависеть – от кого, от чего, быть под властью, под полным влиянием, быть в чьей- то воле». В. Даль. Толковый словарь «Зависимость (синдром зависимости) – (применительно к алкоголю, наркотикам) - потребность в повторяющихся приемах алкоголя (наркотика) и других веществ, для того, чтобы получить приятные или избавиться от неприятных ощущений». ВОЗ: Глоссарий алкогольных и наркотических терминов Психоактивное вещество - любое вещество, которое при введении в организм человека может изменять его восприятие, настроение, способность к познанию, поведение и двигательные функции. В повседневной жизни психоактивные вещества обычно именуются наркотиками. Однако к психоактивным веществам относятся не только наркотики, но и алкоголь, табак (никотин), кофеин и другие. Психоактивные вещества делятся на легальные и нелегальные. К легальным психоактивным веществам относятся вещества, не запрещенные законом к употреблению, хранению и распространению (табак, все напитки, содержащие спирт, кофе, чай). К нелегальным психоактивным веществам относятся вещества, употребление, распространение и хранение которых является противозаконным. К ним относятся: 1) производные дикорастущей конопли (марихуана, гашиш, анаша и другие); 2) опиоиды (опий, героин, морфий и другие); 3) стимуляторы (эфедрон, экстази, кокаин, первитин («винт»)); 4) галлюциногены (ЛСД, грибы определенного вида.) Наркотические средства – вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, подлежащих контролю в Российской Федерацией, в соответствии с договорами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. Психоактивные вещества, вызывающие зависимость: Алкоголь Никотин Кокаин и его синтетический аналог - крэк Каннабиоиды (гашиш, анаша, марихуана) Опиаты (опий, морфин, героин, промедол, кодеин, метадон) Седативно-снотворные и анксиолитические средства (барбитураты, транквилизаторы) Галлюциногены (ЛСД, псилоцибин) Стимулирующие средства (амфетамин, кофеин, первитин - «Винт», экстази) Анаболические стероиды Летучие вещества – ингалянты (пары пятновыводителей, ацетона, толуола, клея, лаков, красок) В основе формирования зависимости от ПАВ лежит ПРИВЫКАНИЕ – невозможность исключить наркотик из своей жизни в связи с постоянной потребностью в нем. ТОЛЕРАНТНОСТЬ – необходимость постоянно увеличивать дозу принимаемого препарата для достижения желаемого эффекта. Психологическими предпосылками начала употребления ПАВ являются низкая самооценка, трудности в общении со сверстниками и взрослыми, отсутствие навыков решения личностных проблем, неумение противостоять давлению окружающих. Психологические проявления зависимости от ПАВ - усиление негативных эмоций, отрицание наличия проблемы, изоляция. Социальными предпосылками употребления психоактивных веществ являются высокий уровень проблематичности общества, экономическая выгода от продажи наркотиков, культурная приемлемость употребления некоторых веществ, неумение противостоять давлению общества и так далее. Проявление зависимости от ПАВ на социальном уровне – это криминальный путь, изоляция, вращение в среде, где принято употребление, зависимость как семейное заболевание. Критерии злоупотребления ПАВ: Употребление вещества, ведущее к одному или более вариантам нарушения поведения, отмеченным за последние двенадцать месяцев: а) повторный прием вещества вызывает очевидное снижение адаптации в важных сферах социальной активности (прогулы, снижение успеваемости в учебе, пренебрежение семейными обязанностями), б) повторный прием в ситуациях физической опасности для жизни (управление автомототранспортом, станком в состоянии интоксикации), в) повторные конфликты с законом в связи с обусловленными приемом веществ отклонениями поведения и противоправными актами, г) продолжающийся прием, несмотря на вызываемые или усиливаемые им постоянные межличностные проблемы (конфликты с супругом относительно последствий интоксикации и так далее). Выделяют следующие формы зависимости: I. Групповая психическая зависимость от ПАВ – наблюдается у подростков и характеризуется потребностью в употреблении психоактивного вещества, возникающей при попадании в группу значимых сверстников («своя компания»). Вне пределов группы, в которой происходило групповое употребление психоактивного вещества, потребность в употреблении исчезает. Существование этой зависимости свидетельствует о наличии определенной ситуационной предрасположенности к формированию заболевания и о большей вероятности его возникновения. Если на данном этапе профилактические меры позволяют прекратить контакты со «своей компанией», то, как правило, подросток прекращает употребление психоактивного вещества. II. Индивидуальная психическая зависимость – патологическая потребность в употреблении психоактивного вещества с целью достижения психического комфорта в состоянии опъянения. Перерыв в употреблении психоактивного вещества вызывает чувство тревоги, напряжения, подавленного настроения. Субъективно отмечается постоянное стремление к повторному употреблению психоактивного вещества. Больной не тяготится влечением и не старается избавиться от него, предпринимает определенные действия, направленные на удовлетворение потребности. Понятие саморазрушающего поведения. Употребление ПАВ – ложная и разрушительная возможность заполнения духовного вакуума. Под саморазрушающим поведением понимается не только и не столько нанесение организму физического ущерба, сколько нарушение развития личности, трудно восполнимая утрата духовности, нравственности, приводящая в конечном счете к дисфункции личности и социальной дезадаптации различной степени. Понятие созависимости: Созависимость – стойкое аномальное психологическое состояние, испытываемое близкими зависимого человека (родственниками, друзьями), при котором наблюдается полная поглощенность проблемами, связанными с зависимостью. Созависимый не отдает себе отчета в том, что и его жизнь тоже стала в определенном смысле неуправляемой и зависимой от этих проблем. Созависимый человек претендует на преодоление зависимости, но на самом деле своими неадекватными действиями неосознанно способствует ее сохранению. Характеристики созависимого человека: преувеличение собственной силы, значимости или, наоборот, слабости, беспомощности; внешний контроль поведения, как правило, сфокусированный на зависимом от ПАВ человеке; “замороженные чувства”, неспособность распознать и осознать свои чувства, неконтролируемое их проявление в поведении; низкая самооценка; закрытое, манипулятивное общение; социальная и психологическая изоляция; слишком размытые или чрезмерно жесткие границы личности и семьи; деструктивные роли в семье. Ведущий должен сделать акцент на том, что легких наркотиков не бывает. Хотя каждый наркотик имеет свои особенности, механизм развития зависимости сходен для всех ПАВ. Сколь бы индивидуальны ни были реакции на наркотики и последствия их употребления, у всех потребителей довольно быстро формируется привычка изменять свое внутреннее состояние, используя ПАВ. «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин 8:32). «Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин 8:34.) «Свободен не тот человек, который предоставлен сам себе, которому нет ни в чем никаких препятствий, так что он может делать все, что ему придет в голову. Свободен тот, кто приобрел внутреннюю способность созидать свой дух из материала своих страстей и своих талантов, и, значит, прежде всего – способность владеть собою и вести себя, а затем – и внутреннюю способность жить и творить в сфере духовного опыта, добровольно, искренно и целостно присутствуя в своей любви и в своей вере. Воистину свободен духовно самостоятельный человек; человек же, освобожденный только во внешнем, может злоупотреблять своей свободой и превращать ее в совершенную внутреннюю несвободу, в ужасающее внутреннее рабство». И.А.Ильин. «Путь духовного обновления», гл. 3 "О свободе" «Когда человек поддается своим влечениям, он именно поддается… это значит, что он свободно отрекается от свободы, чтобы найти оправдание своей несвободе… Истинно человеческое начинается в человеке там, где он обретает свободу противостоять зависимости… Ибо только там, именно в этой свободе, в ощущении своего свободного и ответственного бытия возникает подлинный человек». Виктор Франкл. «Человек в поисках смысла» |