Уроки изобразительного искусства 6 класс. Просвещение
Скачать 0.53 Mb.
|
красотой создаваемого человеком мира. Для выражения своей идеи автор использует совсем другой композиционный ход. Если натюрморт Караваджо отличается уравновешенной симметричной композицией, то композиционное решение натюрморта с омарами гораздо более сложное. Вся масса прекрасных плодов, сосудов, омара уравновешивается белоснежной скатертью, которая добавляет в натюрморт ощущение присутствия человека. Щедра природа и талантлив, трудолюбив человек! Произведения, написанные в разные эпохи, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря чёткому композиционному построению. Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью наиболее ясно и убедительно передать основной замысел, идею произведения. Предметы, которые художник использует в натюрморте, можно разделить на две большие группы: объекты природы (цветы, плоды, рыба, дичь и т. д.) и вещи, сделанные руками человека. Особенности объектов природы — их недолговечность; вырванные из естественной среды, они обречены на скорую гибель (цветы вянут, дичь портится и т. п.). Поэтому одна из функций этого жанра — придать неизменность изменчивому, закрепить проходящую красоту, одержать победу над ходом времени. Это придаёт натюрморту философичность и глубину, всегда привлекательную для зрителя. Предметы, изготовленные человеком, как правило, сделаны из долговечных материалов — металла, дерева, керамики, стекла; они относительно стабильны, их формы устойчивы. Отличие изготовленных вещей от объектов природы заключается в той содержательной стороне, которую они играют в натюрморте. Они в значительно большей степени служат характеристикой человека и его деятельности, вносят в натюрморт социальное содержание, дают в нём место теме труда и творчества. Главное, что объединяет объекты природы и вещи, сделанные руками человека, — воздействие их на зрителя. Рассматривая картину, зритель обращает внимание на то, что и почему изображено, а также на то, как изображено. Строя беседу с учащимися, педагог использует пояснения и определения следующих понятий: композиция, целостность композиции, замкнутая и открытая композиция, композиционный центр, силуэт, точка зрения, ритм. Развитие композиционного мышления, обретение опыта рассуждения, открытия, формирование умений наблюдать и обобщать — основа нашего предмета. Композиция — это составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. К художественно-выразительным средствам композиции можно отнести формат, выделение композиционного центра, ритм, контраст, точку зрения и линию горизонта, открытость и замкнутость, целостность. В зависимости от своего замысла художник выбирает формат будущей работы — горизонтальный или вертикальный. Для достижения цельности композиции выделяет композиционный центр, где будет расположено главное, отказывается от второстепенных деталей, отвлекающих от главного контраста. Композиция может быть устойчивой, замкнутой или открытой, мысленно продолжающейся за пределами листа. Можно построить композицию натюрморта, используя различные точки зрения: «снизу», когда мы смотрим на натюрморт снизу вверх (например, «Натюрморт с омарами» А. ван Бейерена) или сверху вниз (например, «Натюрморт» М. С. Сарьяна на с. 61 учебника). Типичная ошибка при работе ребёнка над композицией натюрморта — неумение выделять композиционный центр. На главный элемент композиции устремляется в первую очередь взгляд зрителя, а располагаться он может совсем не в центре картины, но должен выделяться по форме, размерам, цвету и др. Так, в своём «Натюрморте с золотым кубком» голландский художник Виллем-Клас Хеда (учебник, с. 72) не побоялся нарушить симметрию композиции (характерную для голландских натюрмортов XVII в.) и сдвинул предметы, скатерть в правый угол картины. Смятая скатерть, упавший кубок, надкусанный хлеб — всё подчёркивает состоявшуюся трапезу. Если раньше натюрморт подчёркивал красоту и совершенство созданных природой или людьми объектов и вещей, то теперь художник увлечён прежде всего не самими предметами, а скорее незримым присутствием человека. Расположение предметов стало носить не празднично-торжественный, а как бы случайный, естественный характер. Для выражения идеи присутствия человека художник и использует такую сложную асимметричную диагональную композицию. Однако при всей асимметричности композиции сохраняется композиционное равновесие: группа предметов уравновешивается пространством фона — воздухом, который сохраняет присутствие, может быть, участников трапезы, а может быть, самого автора. Учитель всегда должен помнить, что большую глубину приобретают те знания, которые связаны с практической деятельностью. Для развития и поддержания активного интереса к изобразительному искусству очень важно, чтобы на каждом уроке было выделено время для самостоятельной творческой работы. Практическая работа: выполнение композиции натюрморта в технике аппликации. Такие задания имеют своей целью развитие композиционного мышления учащихся, учат анализировать ритм композиции, формируют навыки организации пространства. Учебная составляющая данного задания в том, что задуманные и вырезанные элементы натюрморта передвигаются по листу бумаги до тех пор, пока не будет найдена наиболее точная и гармоничная композиция. Для выполнения задания учащиеся выбирают самые простые по форме предметы (не более трёх-четырёх). Поиски предметов для натюрморта можно упростить, предварительно дав натюрморту название, например «Завтрак». Когда набор предметов определён, выбирается формат картины — вертикальный или горизонтальный. Решая проблему расположения листа, учащиеся будут вынуждены определить, какой предмет будет в натюрморте главным. Важно построить ритм предметов и свободных пространств. Желательно использовать в работе не более трёх цветов. Учащиеся вырезают элементы композиции натюрморта из бумаги. Если предмет симметричный, то используем приёмы симметричного вырезания. Этот приём основан на предварительном складывании заготовки бумаги пополам или в несколько раз для одновременной передачи повторяющихся частей вырезаемого предмета. Форму асимметричного предмета можно предварительно наметить карандашом, а можно вырезать сразу ножницами. После того как предметы готовы, размечаем фон, плоскость стола и начинаем передвигать по листу готовые предметы в поисках наиболее выразительного композиционного решения. Основной предмет лучше поместить чуть в стороне от центра или ближе к одной из сторон, чтобы придать композиции динамичность, а также не позволить листу разделиться на две равные части (что придаст работе статичность). Динамика — зрительное восприятие движения. Движутся предметы, конечно, зрительно, визуально. Такое движение можно подчеркнуть, усилить или, наоборот, погасить, остановить, уравновесить. Весь процесс композиционных поисков, возможные варианты композиций учитель может показать мелом на обычной доске или на магнитной (пробковой) доске, перемещая вырезанные из бумаги элементы натюрморта по поверхности. Главный предмет должен выделяться по окраске, величине, конфигурации. Остальные предметы подчиняются ему по окраске, величине, расположению. Предметы могут перекрывать друг друга, быть один на фоне другого, а также между ними может быть пространство — паузы. За счёт чередования изобразительных элементов и свободных пространств создаётся ритмический рисунок натюрморта, т. е. возникает композиция. Недопустимо строить композицию по образцу, стандарту. После того как композиция найдена, нужно, не сдвигая элементы, приклеить их к фону. На уроке также необходимо найти разные картины-натюрморты и рассказать о том, какой художественный образ создал художник, а также какие изобразительные средства он для этого использовал. Урок: «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира» Планируемые результаты: характеризовать понятие пространственной формы и её геометрических видов, понятие сложной пространственной формы; узнавать основные геометрические фигуры и геометрические объёмные тела; уметь выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур; изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции. Понятия: пропорции, геометрическая форма, геометрическое тело, конструкция. Практическая работа: выполнение простейших геометрических фигур из бумаги и их зарисовки; наброски простых предметов и более сложных предметов, состоящих из нескольких простых геометрических тел. Материалы: бумага, ножницы, клей; карандаш, бумага для зарисовок. Зрительный ряд: геометрические тела (цилиндр, куб, конус, шар, пирамида, призма); рисунки предметов, выполненные мастерами или учащимися. Продолжается разговор о мире вещей, проводится беседа с учащимися. Для проведения беседы рекомендуется использовать зрительный ряд, представленный в учебнике (с. 62—63). Можно зрительный ряд расширить, включив в него яркие примеры по собственному выбору, активизирующие творческое мышление школьников. Обучение изобразительному искусству связано с развитием умения видеть, в частности умения правдиво анализировать форму предметов. Основная художественная проблема урока — научить детей различать конструкцию предметов. Начать урок имеет смысл с рассматривания простых предметов, например листа бумаги. «А теперь скомкаем этот лист, что получилось? Плоский лист бумаги превратился в объёмный шарик!» — говорит учитель. Затем показывает разнообразные предметы — яблоко, книгу, стол, дом и т. д., соотносит предметы с геометрическими телами и подводит детей к выводу, что в основе строения предметов лежат геометрические фигуры или тела. С давних времён художники использовали геометрические фигуры как метод построения изображения. Можно рассмотреть листы для обучения рисованию японского художника Хокусая или рисунки из книги образцов средневековых мастеров (учебник, с. 63). Можно предложить игру «Выяви конструкцию»: учитель указывает на предмет, находящийся в классе, а учащиеся называют геометрические фигуры или тела, из которых можно составить данный предмет. В процессе игры учитель может предложить для анализа более сложные предметы (кувшин, вазу, чайник, бутыль и др.), различающиеся формами горлышка, тулова, имеющие разнообразные пропорции. «Какие геометрические тела лежат в основе этих предметов?» — спрашивает учитель. Вывод следующий: часто предметы имеют сложную форму, состоящую из отдельно взятых простых форм (шар, цилиндр, призма, параллелепипед, куб, конус, пирамида). Очень важно уметь выявлять в одной сложной форме составляющие её простые геометрические фигуры или тела. Например, форму кувшина можно приблизить к форме цилиндра (горлышко), шара (нижняя часть сосуда). Одновременно отметьте, что этот цилиндр и шар как бы насажены на ось, которая проходит посредине конструкции и определяет её симметричность и вертикальность. Чтобы научиться рисовать, необходимо научиться анализировать форму предметов, рассматривать предмет со всех сторон. Учащихся знакомят с новым для них термином конструкция. У художников этот термин имеет особое значение. Хотя слово «конструкция» заимствовано у инженеров, чётко вычерчивающих строение моста, самолёта или машины, художники понимают его по-другому. Художники говорят: «Этот рисунок конструктивен, в нём всё крепко построено». Но это не значит, что в нём всё вычерчено так жёстко, как в чертеже. Конструкция предмета складывается из соотношений, связей главного и второстепенного, расположений и переходов частей друг в друга, сопряжения форм. Понятие «конструкция» в равной мере относится к предметам, сделанным людьми, и к предметам и формам, созданным природой. Понимание конструкции предмета превращает изобразительную форму из ноты в мелодию. Построить в рисунке предмет, выявить конструкцию значит обосновать, определить и изобразить его геометрические составляющие. Форма предмета познаётся легче, если художник, рисуя, старается представить его себе прозрачным, будто он сделан из стекла. Выполняя рисунок, необходимо мыслить не линиями-проволоками, а плоскостями- гранями, образующими данную форму. При работе над этой темой учащиеся приобретают навыки пространственного мышления, грамотного видения формы. Только в процессе выполнения практических заданий формируются умения изображать объёмный предмет на плоском листе бумаги. В конце беседы можно предложить учащимся следующие задания, вопрос: «Перечислите известные простейшие геометрические фигуры, тела. Назовите несколько сложных по форме предметов, находящихся в комнате, классе. Почему художнику необходимо так тщательно анализировать конструкцию предметов?» Практическая работа. Можно продолжить игру «Выяви конструкцию»: учащиеся не называют, а рисуют на доске предметы, состоящие из геометрических тел (можно разделить класс на команды и устроить соревнования). Выполнение подобных заданий развивает у учащихся творческое мышление, формирует умение анализировать форму предметов. На уроке предпочтительнее выполнить макеты некоторых геометрических тел из бумаги. Способы работы с бумагой хорошо известны учащимся по начальной школе (можно напомнить макетирование из бумаги домов и других предметов в III классе). Склеив цилиндр, в дальнейшем ребёнок легко получит из него четырёхугольную призму, а из конуса — четырёхугольную пирамиду. Выполнив своими руками геометрические тела, учащиеся отнесутся к зарисовкам с большим вниманием и терпением. Форма будет «осознана» руками, станет более понятной, а значит, рисунок будет выполнять проще. Используя макеты геометрических тел и выполняя зарисовки геометрических тел, можно сразу превращать их на листе бумаги в простые по форме предметы, например шар в яблоко, призму в пенал, куб в книгу и т. д. Следующий шаг — зарисовки предметов, состоящих из нескольких простых геометрических тел. Можно нарисовать, например, самую обычную крынку (деревенский кувшин). Вначале определяем геометрические тела, лежащие в основе формы предмета (это может быть цилиндр, шар, усечённый конус). Далее выбираем формат: если вертикаль доминирует над горизонталью, то берём вертикальный формат листа, если горизонталь доминирует над вертикалью, то наоборот. Можно выполнить несколько зарисовок на одном листе. Начинаем работу на листе с разметки оси симметрии и определения высоты и ширины предмета. Намечаем их на листе бумаги. Определяем доли (пропорции) каждого геометрического тела по отношению к общей форме, составляющей данный предмет. Лёгкими, живыми линиями нарисуем предмет так, как будто он стеклянный, т. е. прорисовывая геометрические тела, составляющие конструкцию предмета («насквозь»). Выполнение подобных зарисовок самых разнообразных предметов позволит учащимся научиться думать с карандашом в руках, сформирует навык понимания и построения конструкции предметов, что является необходимой составляющей изобразительного мастерства. Дома и на улице дети могут рассмотреть разнообразные предметы и выявить их конструкцию. Планируемые результаты: приобретать представление о разных способах и задачах изображения в различные эпохи; объяснять связь между новым представлением о человеке в эпоху Возрождения и задачами художественного познания и изображения явлений реального мира; учиться строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы; определять понятия «линия горизонта», «точка зрения», «точка схода», «вспомогательные линии», «взгляд сверху, снизу, сбоку», а также использовать их в рисунке; объяснять и осуществлять перспективные сокращения при изображении предметов. Понятия: линейная перспектива, линия горизонта, точка схода и т. д. Практическая работа: выполнение линейных зарисовок геометрических тел с разных сторон; выполнение набросков группы геометрических тел. Материалы: карандаш, бумага. Зрительный ряд: А. Дюрер. Художник изучает перспективные сокращения через стекло; «Сетка Альберти» для исследования перспективных сокращений (учебник, с. 65, 144); геометрические тела из гипса и бумаги (выполненные учащимися); таблицы и наглядные пособия; рисунки геометрических тел, выполненные мастерами или учащимися. На этом уроке учитель обобщает представления учащихся и даёт им новые знания о законах и приёмах изображения объёмного предмета на плоскости. Для активизации познавательных интересов детей можно начать беседу так: «Мы живём в многомерном пространстве. Как же изобразить объёмный предмет на плоском листе бумаги? Этот вопрос задавали себе люди разных эпох. Отвечали в разные эпохи художники на этот вопрос по-разному, создавая непохожие изобразительные системы, которые становились частью культурного наследия народов мира». Можно напомнить учащимся, с культурой каких народов они знакомились в IV и V классах, показать иконы Древней Руси, японские росписи и гравюры, индийские миниатюры и т. д. Вывод: существует множество способов изображения объёмного предмета на плоскости. С некоторыми из них дети уже знакомы, а некоторые им ещё предстоит открыть. Наиболее привычна для нашего глаза перспективная изобразительная система. |