Уроки изобразительного искусства 6 класс. Просвещение
Скачать 0.53 Mb.
|
Искусство В ЖИЗНИ человека Поурочные разработки ПРОСВЕЩЕНИЕ «) 1 I П Н С I и УДК 372.8:73/76 ББК 74.268.51 У71 Авторы: Л. А. Неменская, И. Б. Полякова, Т. А. Мухина, Т. С. Горбачевская Руководитель проекта — народный художник России, академик РАО и РАХ Б. М. Неменский Уроки изобразительного искусства. Искусство в жиз- У71 ни человека. Поурочные разработки. 6 класс / [Л. А. Неменская, И. Б. Полякова, Т. А. Мухина, Т. С. Горбачевская]; под ред. Б. М. Неменского. — М. : Просвещение, 2012. — 159 с. : — ISBN 978-5-09-028335-9. Книга создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и рабочей программой «Изобразительное искусство. 5—9 классы», которая разработана под руководством Б. М. Неменского. Вместе с учебником (Л. А. Неменская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс») данная книга составляет единый учебно-методический комплект. Книга содержит поурочные разработки и рассматривает тему каждого урока. Особое внимание уделено развитию универсальных учебных действий средствами искусства, достижению личностных и метапредметных результатов, проектной деятельности учащихся. Читатель-педагог узнает, как работать с учебником, как правильно выстроить драматургию уроков искусства. Книга поможет развить у детей фантазию, воображение, творческое мышление, художественные способности, а также умение любить и понимать искусство. В конце книги — «Приложение», включающее краткий обзор развития основных жанров и словарь терминов изобразительного искусства. УДК 372.8:73/76 ББК 74.268.51 ISBN 978-5-09-028335-9 © Издательство «Просвещение», 2012 © Художественное оформление. Издательство «Просвещение», 2012 Все права защищены Учебник на уроке изобразительного искусства Учебник «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека» для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений (автор Л. А. Неменская) принадлежит к предметной линии учебников, разработанной под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б. М. Неменского. Учебник является частью целостного комплексного проекта по разработке современного содержания и методов художественного образования для общеобразовательной школы. Учебный материал и соответствующая рабочая программа созданы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Учебник представляет собой последовательное развитие единого методически построенного содержания, которое обеспечивает целостность и системность учебного процесса. Учебный материал ставит задачи развития художественноэстетического восприятия произведений искусства, задачи практического обучения художественно-творческой изобразительной деятельности и задачи формирования художественного эмоционально-ценностного восприятия окружающей действительности. Процесс обучения на занятиях по изобразительному искусству в соответствии с современными требованиями направлен на развитие мировоззрения и личностных качеств учащихся. Предмет «Изобразительное искусство» должен развивать у школьников навыки эстетического исследования окружающего мира природы и мира культуры, созданного человечеством в широком многообразии её конкретных проявлений. Основной акцент в освоении художественной культуры сделан на актуальных связях искусства и жизни, на роли и функциях искусства во взаимоотношениях человека с окружающим миром. Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и раскрытия своей уникальной индивидуальности. Развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний и ценностного отношения к внутреннему миру человека, интереса к жизни людей являются значимыми задачами. Опыт эмоционально-ценностных отношений ведёт к развитию эмоционально-чувственной сферы и наполнению знаний и умений личностными смыслами, к построению системы ценностей учащихся, их ценностных ориентаций. Активное эстетическое наблюдение окружающей реальности, красоты природы, красоты человека, взаимоотношения людей, созданной ими жизненной среды, многообразие стилевых картин мира формирует смысловые ориентации школьника. Цель — развитие личности учащегося средствами приобщения к художественной культуре как к форме духовно-нравственного поиска человечества, формирование у школьника умений самостоятельного видения мира, размышления о нём, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры. Учебник для 6 класса посвящён собственно изобразительному искусству, то есть живописи, графике и скульптуре. В отличие от прикладных видов искусства, изучению которых посвящены учебники других классов, изобразительное искусство — это особый язык и способ художественного познания, размышления, построения образа реальности, основанного на ценностном восприятии картины мира. Обучение через деятельность составляет сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Художественное развитие осуществляется в практической деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества учащегося. Творческое развитие ученика опирается на развитие его наблюдательности и фантазии, смыслового и ценностно-эмоционального восприятия произведений искусства, на умение самостоятельно строить художественный образ, выражать своё отношение к реальности при освоении средств художественной выразительности. Только в процессе активной художественной деятельности, через опыт личного художественного высказывания происходит присвоение учащимися культурного социального опыта. Поэтому материал учебника — и текст, и задания — направлен на освоение способов решения проблем творческого характера и поиска средств выразительности для личного художественного высказывания. Таким образом, материал учебника базируется на личностно ориентированном подходе к обучению. Построение учебника отвечает принципу чёткости поставленных педагогических задач при вариативности их решения. При организации учебного материала перед автором стояла проблема развития у детей навыков изображения в контексте овладения знаниями по теории и истории искусства. Задача развития художественно-образного мышления ученика обеспечивается характером обучающего материала: системой творческих заданий и жёстким отказом от выполнения заданий по схемам, образцам и заданным стереотипам. Каждая тема в учебнике включает систему заданий. Это задания разной сложности, все вместе они не могут быть выполнены за один час урока в неделю. Поэтому учитель должен делать выбор или давать параллельные задания разным ученикам. Учебник предполагает творческий характер работы педагога и даёт учителю возможность для проявления его творческой инициативы. Здесь присутствует широкий спектр возможностей различного воплощения содержания курса с учётом реальных условий обучения и разной степени подготовленности класса. Характер заданий и способы их выполнения, данные в учебниках, имеют творческий характер. Здесь в целом отсутствует работа по образцу, что учит умению делать выбор, распознавать цели и методы работы. Последовательное выполнение заданий обеспечивает поступательное художественное развитие ребёнка. Методическая выстроенность заданий способствует потенциальному успеху их выполнения. Чёткость и содержательность задач, связанность содержания обучения с жизненным опытом учащихся способствует мотивации обучения не только по данному предмету, но в целом мотивирует интерес к жизни и желание в ней действенно участвовать. Материал учебника подчинён принципу постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого приобретения навыков и знаний. Это позволит ученику пройти интересный творческий путь, формирующий его созидательные интересы и новое видение окружающего мира. Учебник разделён на части, каждая из которых делится на несколько тем, соотнесённых с количеством учебных недель, и может быть изучена при одном учебном часе в неделю. Но, конечно, желательно иметь сдвоенный урок: это даст возможность детям более полноценного творческого погружения в процесс практической работы. Материал учебника легко поддаётся углублению на значительно большее количество учебного времени. Каждая глава учебника начинается с теоретической части, предназначенной для беседы и восприятия произведений данной темы, и заканчивается обобщающим материалом. Каждая тема сопровождается вопросами, которые акцентируют основные её положения и предполагают рефлексивное осознание изученного материала. Новые понятия и термины выделены в тексте и разъяснены, их количество тщательно отобрано. ТЕКСТ учебника обращён к учащемуся, он достаточно образен и доступен, при этом строго выстроен, легко разбивается на короткие, завершённые по мысли абзацы. Характер текста проблемны^, содержит материал для дискуссий. ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД объёмен. Здесь присутствуют репродукции произведений, методические рисунки и обучающие фотографии. Зрительный ряд — необходимая составляющая содержания учебника, это тоже «текст», который направлен на развитие зрительских умений учащихся. Только в единстве восприятия искусства и собственной творческой практической работы у учащихся происходит формирование образного художественного мышления. На каждом уроке восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчинённые общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания предложенной темы. Несомненно, что встреча с подлинными произведениями искусства во время экскурсий в музеи или на художественные выставки крайне необходима. Именно обучение в школе может сделать эту встречу действительно событием и переживанием для подготовленного к восприятию искусства ребёнка. Современная информационная среда предполагает самостоятельную активность учащихся в обретении информации и новых знаний. По этой причине ряд заданий в учебнике нацеливает ученика на работу в поисковых системах, на пользование системой Интернет для расширения художественного кругозора и ориентации в развивающихся реалиях современного искусства. Современный школьник имеет возможности для виртуальных путешествий по коллекциям знаменитых музеев мира, для углубления своих представлений о творчестве великих художников, о коллекциях художественных музеев. Школьники могут осуществлять исследовательские проекты, посвящённые различным явлениям искусства в контексте изучаемых тем, таким образом расширяя собственный кругозор, формируя компетенции в области изобразительного искусства. Современные информационные компьютерные технологии (ИКТ) предполагают развитие новых художественных умений учащихся, решение художественных задач в условиях визуализации культуры и возрастающего значения экранных носителей в познавательной и коммуникационной деятельности современного общества. Компьютер должен стать необходимым средством формирования художественных представлений учащихся. Компьютер становится также инструментом художественного изображения и новых выразительных и коммуникативных возможностей. Но как всякий инструмент, он имеет границы использования, и нельзя недопонимать роль собственно художественных материалов в развитии эстетического опыта учащихся. Особенно большое внимание в учебнике уделяется отечественному искусству. При этом акцент сделан именно на смысловых особенностях и способах их раскрытия в художественной форме. Отечественное искусство, раскрываемое в контексте и взаимодействии с западноевропейским и, шире, мировым искусством, имеет своё особое лицо, великие произведения, углублённое знакомство с которыми даёт новые аспекты понимания истории и культуры нашей Родины. Задания, когда перед учащимися ставятся задачи постижения эволюции образов при изображении человека, его предметного окружения, его отношения к природе и к истории своей страны, формируют новое и эмоционально пережитое понимание отечественной духовной культуры. Так как предмет «Изобразительное искусство» в первую очередь направлен на становление личностных качеств ученика, то часто воспитательные задачи в глазах учителя стали превалировать, и последовательному развитию предметных знаний и умений уделяется недостаточное внимание. Между тем одно без другого не существует, потеря предметных умений ведёт к легковесности и бездейственности воспитательных намерений, а обучение только предметным навыкам ведёт к потере содержания обучения. Поэтому ориентация на результат обучения, понимаемый как триединство личностных, предметных и метапредмет- ных результатов, — это важнейшая методологическая характеристика и установка новых Стандартов основного общего образования. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся (УУД). Эти действия проявляются в познавательной, регулятивной и коммуникативной практической деятельности учащихся. Задача состоит в том, чтобы учить учащихся осознанному регулированию своей учебной деятельности. Это умение определять цель своей работы, выявлять её этапы, находить соответствующие средства и инструментарий с позиции адекватно поставленной цели, оценивать результат своей деятельности. На уроке изобразительного искусства учитель имеет возможность создавать для этого педагогические условия, которые не могут дать никакие другие школьные предметы. Главное, чтобы и учитель, и его ученики научились чётко определять обучающую цель каждого занятия и в соответствии с нею ставить задачи. В реальной жизни это пока не всегда так. Даже работая по темам программы, учитель часто боится использовать те методы, которые предлагаются в наших учебниках, не доверяет исследовательским, поисковым возможностям учеников: в этом случае у них получаются «изделия», а не произведения. Сделанное по образцу легче оценить, но оно не способствует подлинному развитию! Предмет «Изобразительное искусство», в соответствии с концепцией и методологией художественно-педагогической школы Б. М. Неменского, служит становлению умений наблюдать окружающую жизнь на основе эмпатических и эстетических переживаний, т. е. с позиций прекрасного и безобразного, высокого и низкого, трагического и комического. Художественное познание связано с умением строить художественный образ, т. е., определяя отношение к явлениям жизни, выделять эмоционально главное в видимом, сопоставлять и сравнивать, конструктивно анализировать форму с позиций задуманного образа, обобщать и делать художественный отбор. Художественное познание — это особый навык смыслового рассматривания явлений жизни и искусства, мы называем этот мыследеятельный процесс умение видеть. Метапредметный подход утверждает, что смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у детей опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и нравственных проблем, которые и составляют содержание образования. Под руководством учителя, который обучает инструментарию, художественному действию, ребёнок на основе своих переживаний, своего жизненный опыт и своих индивидуальных качеств учится искать и находить своё решение заданий по теме урока. Тем самым его индивидуальный опыт сращивается с опытом культуры — позитивной истории формирования человечности в человеке. Язык изобразительного искусства — это особый язык, который является эмоционально-чувственным выражением зрительного образа мира. При этом, как и любой язык, язык искусства служит для передачи значимых смыслов, и все его элементы, правила являются средствами выражения содержания, средствами речи, т. е. средствами выразительности. Учебник раскрывает правила изобразительного языка (а не навыки изображения конкретного предмета) не как жёсткие нормы графической грамоты, а как средства выражения определённых смыслов. Правила изображения складывались в истории культуры как ответ на запросы времени, как выражение мировоззренческих, ценностных идеалов той или иной эпохи. Таким образом, правила изображения раскрываются в учебнике через понимание их мировоззренческого значения. И это, безусловно, является инновационным принципом построения учебного материала, новаторской идеей учебника. Тем самым создаётся инструментарий самостоятельной оценки явлений, формируются ценностно-смысловые ориентации ребёнка не только на основе заданных моральных правил, но и как творческое поисковое понимание человеческих отношений на основе личностных переживаний. Развивается позитивный интерес к жизни как эмоциональное основание созидательного действия и способности действовать в обстоятельствах, где необходима выдумка, неординарность решения. Немного существует учебных предметов, где ученик обладает такой свободой реального воплощения своих размышлений и переживаний в конкретных видимых и обсуждаемых продуктах, что создаёт условия для коммуникативной значимости результата творческих усилий учащегося. На уроке можно создавать особые условия для развития коммуникативных умений учащихся, формирующихся на основе рефлексии смыслов и путей собственной деятельности и деятельности своих товарищей. Вопросы развития коммуникативных способностей учащихся в процессе художественной деятельности можно рассматривать очень широко и многоаспектно. Результаты художественно-коммуникативных действий ребёнка в процессе обучения — это умения понимать намерения и интересы взаимодействующих с ним людей, вести свою роль в общей работе, соблюдать правила общения, отстаивать свои позиции без подавления прав окружающих, сотрудничать и вести диалог. К развитию коммуникативных качеств имеет прямое отношение и восприятие произведений искусства, ведь учащиеся стараются понять авторскую позицию художника и отражение в произведении исторической эпохи. Развитию коммуникативных умений способствуют обсуждения учащимися своих работ, разные формы коллективных работ, различные выставки и праздники. Учебники, создаваемые под лозунгом «искусство как духовная культура» (Б. М. Неменский), по определению направлены на развитие коммуникативной компетентности, так как искусство рассматривается как инструмент размышления над жизнью, как средство обучения пониманию человека, как способ общения людей, как способ связи поколений. IT- ЧКВ'ШСВР'ШЬ Виды изобразительного искусства и основы образного языка Основы представлений о языке изобразительного искусства. Изобразительный язык и художественный образ. Виды изобразительного искусства. Творчество художника и творчество зрителя. Зрительские умения. Изобразительная деятельность как школа активного восприятия реальности: соотношение понятий «смотреть» и «видеть» в художественной культуре человека. Выразительное значение средств языка изображения. Фактура и характеристики художественных материалов как средств выражения. Форма, пятно, линия, объём, цвет. Ритм и пропорции. Роль и значение искусства в жизни людей. |