Уроки изобразительного искусства 6 класс. Просвещение
Скачать 0.53 Mb.
|
Законы перспективы были разработаны в эпоху Возрождения, когда изменились взгляды на жизнь и место человека в мире. Художник почувствовал себя творцом, изображая вещный мир внутри картинной рамы. Центром такой перспективной системы стал человек. Перспективная система наблюдаема и знакома учащимся, поэтому нужно дать им возможность высказать свои знания и наблюдения о ней. Учитель помогает вопросами, например: «Почему именно в эпоху Возрождения стали разрабатывать перспективную систему изображения?» Следует развивать самостоятельность ребят в учебной работе, поощрять найденные ими рациональные способы организации собственной работы. Развивать наблюдательность, обобщать знания и находить правильные ответы на вопросы учителя детям поможет выполнение практических действий с предметом (книгой, коробкой и др.). Учитель предлагает учащимся положить на вытянутые вперёд руки любой предмет, например книгу. Таким образом учащийся становится центром перспективной системы изображения. Именно на уровне глаз каждого из учащихся пройдёт линия горизонта. На линии горизонта книга выглядит простым прямоугольником. Если изменить точку зрения на книгу, т. е. поднять её вверх или опустить вниз, то можно увидеть книгу по-разному. Предметы, целиком расположенные выше уровня глаз, окажутся выше линии горизонта, и будут видны их нижние грани. Предметы, высота которых не достигает уровня глаз наблюдателя, находятся ниже линии горизонта, поэтому видны их верхние грани. Далее можно перейти к изображению перспективного изменения предметов и продолжить работать с реальным объектом — книгой. Рекомендуемая последовательность работы по данной теме — от действий с реальными объектами к изображению — позволит избежать формализма знаний, сформировать умение использовать законы перспективы в собственных творческих работах. Учитель вместе с учениками, рассуждая, выполняют учебный рисунок книги на доске или листе бумаги в трёх позициях: на уровне линии горизонта, выше и ниже её. Учитель поддерживает внимание учащихся вопросами, например: «В какую фигуру превратилась прямоугольная форма книги? Что можно сказать об изменении круга в перспективной системе изображения? Чем отличается изображение книги в системе центральной линейной перспективы от изображения угловой перспективы? Сколько точек схода в угловой перспективе?» Во время беседы подобные вопросы и задания активизируют внимание и мыслительную деятельность учащихся: «Существует ли линия горизонта в действительной жизни? Когда придумали систему линейной перспективы? Где проходит линия горизонта? (На уровне глаз наблюдателя.) Для чего нужно знать закономерности линейной перспективы? Как называется точка на линии горизонта, в которой сходятся все параллельные линии? Рассмотрите гравюру А. Дюрера „Художник изучает перспективные сокращения через стекло“ и „сетку Альберти“. Что общего в этих приспособлениях? В чём они помогали художнику? Возможно ли использование этих приспособлений современными художниками?» Практическая работа. Имеет смысл начать работу с зарисовок бумажных макетов геометрических тел, выполненных на прошлом уроке. Выполнив своими руками геометрические тела, учащиеся отнесутся к зарисовкам с большим интересом. Форма станет более понятной, а значит, рисунок будет выполнить проще. Далее выполняются линейные зарисовки сделанных из бумаги призмы или куба (используется карандаш средней мягкости). Рассмотрим призму или куб с точки зрения перспективы и изобразим их ниже линии горизонта. Куб можно построить с использованием одной или двух точек схода (используя линейную или угловую перспективы). Наметим линию горизонта, обозначим с помощью лучей точки схода, выявим грани куба. Необходимо настаивать на том, чтобы в рисунке была выявлена конструкция куба, т. е. чтобы куб изображался прозрачным, но не стоит превращать живой и лёгкий рисунок в чертёж. При выполнении рисунков нельзя применять линейку! Полезно поработать над изображением пространственной постановки группы геометрических тел. Имеет смысл использовать для этого геометрические тела, изготовленные самими учащимися. При выполнении постановки важно проследить понимание детьми закономерностей построения формы в перспективе, а также чередования объёмов и пустых пространств. Работа ведётся в определённой последовательности: от общего к частному, от общей разметки к прорисовке деталей. Грани предметов прорисовываются насквозь с учётом перспективных сокращений. Выполняется рисунок свободно, с прокладыванием лёгкой штриховки для обозначения граней предметов. Урок: «Освещение. Свет и тень» Планируемые результаты: характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объёма предметов и глубины пространства; получать представление об изображении борьбы света и тени как средстве драматизации содержания произведения и организации композиции картины; использовать в рисунке основные правила объёмного изображения предмета; знакомиться с натюрмортами западноевропейского искусства XVII—XVIII вв., характеризовать роль освещения в построении содержания этих произведений. Понятия: направленное освещение, контражур, тон, светотень, свет, блик, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень. Практическая работа: выполнение набросков простейших геометрических фигур при направленном освещении, против света; исследование того, как распределяется светотень, как изменение освещения влияет на выявление формы предмета; выполнение набросков групп геометрических тел при боковом освещении; выполнение кистью драматического графического чёрно-белого натюрморта с использованием идеи борьбы света и тени. Материалы: карандаш, мел, уголь, чёрная и белая бумага. Зрительный ряд: Ж. де Латур. Святой Иосиф-плотник; Ф. Сурбаран. Натюрморт (учебник, с. 68—73); М. да Караваджо. Мальчик с фруктами, Вакх, Гадание, Лютнист; геометрические тела из гипса или бумаги; рисунки геометрических тел, выполненные мастерами или учащимися. Основная художественная проблема урока — значение освещения в изображении предметного мира и формирование умений передавать объём и форму объекта с помощью тени и света. Уроки по данной теме можно сделать необыкновенно увлекательными, яркими, запоминающимися. Достаточно, например, начать урок в затемнённом классе, используя фонарик или зажжённую свечу. В тёмном помещении плохо различимы любые предметы. Включив фонарик, мы получаем источник света и изменяем мир. Мы зрительно воспринимаем объект только тогда, когда он освещён, т. е. когда на его поверхности образуется светотень из-за разной освещённости. Но только свет не выявит в достаточной мере форму предмета. Существует ещё и тень, которая обычно рассматривается как противоположность света. Светотень — это способ передачи объёма и формы объекта с помощью тени и света, это свет и тень в одном изображении-образе. Источник света может интересовать художника тем, что он определяет характер распределения светотени на предмете. Меняя положение источника света по отношению к предмету, можно получить возможности выявления формы предмета, его фактуры. Используя фонарик, учитель продемонстрирует особенности освещения (функции осветителя может выполнить и ученик). Располагая источник света фронтально, т. е. прямо перед предметом, получаем возможность отчётливо видеть очертания общей формы предмета, но при этом хуже прочитываем пространственную глубину, так как разница в яркости между освещённой частью предмета и фоном будет незначительной. Когда же источник света располагается за предметом, то возникает тот эффект освещения, который принято называть контражур: предмет воспринимается силуэтом, поскольку он весь оказывается в зоне тени и его детали слабо различимы. Чаще всего художники изображают предметы при боковом освещении, так как оно наиболее чётко выявляет объёмную форму объектов, их фактуру и цвет. При боковом освещении предмет визуально разделяется как бы на две части — освещённую и затенённую. Эти части находятся между собой в сложном взаимодействии: они, с одной стороны, как бы отрицают друг друга, а с другой — стремятся к единству, основой которого служит принадлежность общей объёмной форме. Различают следующие элементы светотени: свет — поверхность, ярко освещённая источником света; блик — световое пятно на ярко освещённой выпуклой или плоской глянцевой поверхности, когда на ней имеется ещё и зеркальное отражение; тень — неосвещённые или слабо освещённые участки объекта. Тени на неосвещённой стороне объекта называются собственными; тени, отбрасываемые объектом на другие поверхности, называются падающими; полутень — слабая тень, которая образуется на поверхности, обращённой к источнику света под небольшим углом; самое тёмное место — грань света и тени; рефлекс — слабое светлое пятно в области тени, образованное лучами, отражёнными от близко лежащих объектов. Без рефлекса тени не бывает! Элемент светотени у объекта часто называют тон. Таким образом, блик представляет собой наиболее яркий тон, а тень — наименее яркий. Художники раннего Возрождения в Италии создавали свои сюжетные композиции всегда как бы в залитой светом среде. Они чувствовали, что лишь различные источники света делают мир видимым. На любом освещённом предмете есть свет, тени, полутени, блики и рефлексы. В гармоничном единстве этих признаков и есть весь смысл освещения, именно так оно понимается в изобразительном искусстве последние 600 лет. После собственных исследований распределения света на предметах при разнонаправленном освещении проследим, как передают светотень на своих полотнах живописцы. В этом учителю помогут репродукции в учебнике (с. 68—73). Метод сопоставления полотен даст возможность подчеркнуть своеобразие каждого художника, поможет выявить общие приёмы передачи светотени. Яркий свет обнажает мир. Мерцающий свет свечи дарит происходящему тайну. Может быть, именно благодаря свету множество художников создали свои шедевры! Роль контрастов яркое воплощение получила в творчестве итальянского живописца Микеланджело да Караваджо («Мальчик с фруктами», «Вакх», «Гадание», «Лютнист»). Резкий поток света выхватывает предметы из тёмного пространства. Световые контрасты создают ощущение повышенной реалистичности и в то же время придают обычным вещам загадочность. Источник света в композициях не показан: очевидно, художник имел в виду не реальное освещение, а Божественный свет, который озаряет мир и подчёркивает его тайный смысл. Последователем Караваджо был Ж. де Латур. Картина Ла- тура «Святой Иосиф-плотник» на первый взгляд полностью лишена какой бы то ни было торжественности; художник представляет обычного ремесленника с мальчиком — маль- чик-Христос держит свечу над склонившимся к работе Иосифом. И хотя речь идёт о плотнике, пламя свечи освещает лицо Христа и привлекает внимание зрителей именно к нему, а не к фигуре Иосифа. Другим художником, использовавшим возможности направленного освещения, был Франсиско Сурбаран. Рассмотрим его «Натюрморт» с четырьмя вазами (учебник, с. 69). Полоса яркого света выхватывает расположенные на переднем плане предметы из условного тёмного пространства, откуда на них падают густые тени. С предельной материальностью воспроизведены предметы повседневного скудного монастырского быта. Живописец изобразил простые и изящные вещи — вазочки, кувшинчик, металлическое блюдо и чашу. Строгая, упорядоченная композиция наполнена жизнью благодаря тонкой игре рефлексов (цветных бликов). Натюрморты художника реалистичны, в них передана вещественность предметов, их материальность, порой достигающая иллюзии осязания. При этом каждый предмет изображён отдельно, с тем чтобы можно было почувствовать его значительность и красоту. Художник благоговейно и простодушно расставляет свои предметы в ряд. У Сурбарана никогда один предмет не загораживает другой. В каждом из них он внимательно прослеживает не только форму, но и материал, например глину кувшина, металл тарелки, фаянс вазочки. Даже отражения этих предметов волнуют автора — он нигде ими не пренебрегает. Всё это вызывает чувство волнующей гармонии. Совсем другое освещение на полотнах Ж.-Б. Шардена — источник освещения дальше и свет не такой контрастный. Кажется, что человек прикасался к предметам, пользовался ими, но вдруг отлучился ненадолго, и предметы застыли в шатком спокойствии, ожидая возвращения хозяина и сохраняя ритм его работы. Творчество Шардена отличалось строгостью и свободой композиции, тонкостью колористических решений. «Натюрморт с атрибутами искусств» (учебник, с. 73) был заказан художнику Екатериной II для украшения конференц-зала Академии художеств в Санкт-Петербурге, и отсюда тщательность в отделке композиции, определённая сдержанность колористического решения. В центре натюрморта — гипсовая модель статуи Меркурия (работы известного французского скульптора Пигаля). Вокруг неё расположились рабочие инструменты живописцев, ваятелей, зодчих. Палитра с кистями небрежно брошена на ящик с красками, холодно блещущие чертёжные инструменты выглядывают из футляра. Громоздятся книги, папки с гравюрами, архитектурные чертежи... Но весь этот видимый беспорядок подчинён безупречной, строгой, выверенной композиционной логике. Строгость построения поддерживается красочной гаммой, богатой тончайшими оттенками, но в то же время сдержанной, базирующейся на серых, коричневатых, белых тонах, которые оживляют лишь несколько пятен красного и синего цвета. Практическая работа Первое задание: наблюдение простейших геометрических фигур при различном освещении, исследование того, как распределяется светотень, как изменение освещения влияет на выявление формы предмета. Для выполнения наблюдения удобнее всего разбить класс на небольшие группы. У каждой группы свой предмет для наблюдения (можно использовать выполненные из бумаги геометрические тела) и фонарик. По мере выполнения задания группы обмениваются предметами. Установить предмет можно на предметном столике или просто на парте, закрепив фонарик (лампу) в нужном положении. Учитель руководит процессом наблюдения, обращая внимание учащихся на все составляющие светотени, например: «Сравните собственную и падающую тени. Рассмотрите направление падающей тени. От чего зависит направление падающей тени? Найдите рефлекс на поверхности предмета. Какая сторона предмета самая светлая?» И т. д. Очень интересно поставить перед источником света несколько предметов один за другим и понаблюдать, как распределяется светотень на предметах в зависимости от их удалённости от источника света. Необходимо обратить внимание учащихся также на иллюстрации в учебнике (с. 70). Далее учащиеся выполняют на листе бумаги наброски геометрических тел при направленном освещении в положении по свету и против света. Выполняются наброски геометрических тел тоном, без лишних подробностей, с использованием мягкой штриховки. Выполнение набросков даёт школьнику возможность наблюдать и сравнивать разные по форме предметы, т. е. развивает аналитические возможности, формирует художественное видение мира. Второе задание: выполнение рисунка группы геометрических тел при направленном освещении. Задача, которую решают дети, выполняя это задание, — тональным контрастом добиться драматического звучания изображения натюрморта. Начинают рисунок натюрморта с обобщённого наброска всей группы предметов без выделения каждого из них в отдельности. Следующий этап работы: линиями прорисовывают общие размеры и очертания каждого предмета. Ведётся постоянное сравнение величин одного предмета по отношению к другому, уточняются пропорции тел по высоте, ширине. Для этого используются дополнительные линии, линии построения. Особого внимания заслуживает выразительность тона. Стоит помнить, что от расположения плоскости подставки по отношению к уровню горизонта (на линии горизонта, выше её или ниже) зависят пространственные отношения между предметами, степень перспективного сокращения их плоскостей. Задача во многом станет легче, если все предметы сначала изобразить так, как будто они прозрачные. Для этого нужно прорисовать и те части, которые не видны в натуре. По существу, прорисовывается полная конструкция каждого предмета, что позволяет избежать ошибок и неточностей в их строении. Типичная ошибка при рисовании группы предметов, особенно если они очень близко, вплотную расположены друг к другу, — смещение или наложение следков (очертаний оснований) предметов друг на друга. Неточности в изображении пространственного расположения оснований предметов возникают оттого, что рисующий плохо чувствует расстояние, пространство между предметами. Во избежание смещения рекомендуется рассмотреть группу предметов сверху. Ещё одна типичная ошибка — слабая композиция рисунка, когда предметы слишком велики и не помещаются на листе бумаги или, наоборот, очень малы. Это происходит оттого, что ученик рассматривает предметы отдельно друг от друга и не видит всю постановку целиком. Следует подчеркнуть, что всё построение изображения ведётся тонкими линиями со слабым нажимом. И только постепенно, по мере уточнения рисунка, как в целом, так и в деталях, появляются линии с большим нажимом — линии, обозначающие передние грани, углы, плоскости. Одновременно ластиком стираются вспомогательные линии, линии построения. После этого широкими штрихами покрываются средним (не очень сильным) тоном общие тени — участки рисунка, расположенные в тени, независимо от того, собственная это тень или падающая. Следующий этап — более тонкая, детальная светотеневая проработка формы каждого предмета. Для этого надо определить самые тёмные и самые светлые места на предметах в натуре и разницу в тоне между собственной тенью и падающей. При правильном соблюдении этих закономерностей в рисунке будут хорошо чувствоваться пространственные планы, отношения, воздушность. Особенно интересно, используя идею борьбы света и тени, выполнить натюрморт из двух-трёх простых и хорошо знакомых предметов сразу кистью с помощью тёмной и белой гуаши, драматически напрягая тональные отношения (помня о рефлексах). При выполнении данного задания формируется умение видеть и переживать красоту, умение замечать интересное, необычайное и, конечно, умение удивляться. Данная тема — прекрасная возможность для учителя и ученика экспериментировать, постигать новые выразительные средства и приёмы изображения объёмного мира предметов. Задание на дом: выполнить наброски и зарисовки освещённых предметов. Урок: «Натюрморт в графике» Планируемые результаты: осваивать первичные умения графического изображения натюрморта с натуры или по представлению; получать представление о различных графических техниках; узнавать о том, что такое гравюра, каковы её виды, а также особенности печатной графики; знакомиться и приобретать опыт восприятия графических произведений, выполненных в различных техниках известными мастерами; приобретать умения и творческий опыт выполнения гравюры наклейками на картоне и получения оттисков. Понятия: линия, пятно, штрих, печатная графика, гравюра. Практическая работа: выполнение натюрморта в разных графических техниках; выполнение гравюры наклейками (варианты практической работы). Материалы: карандаш или перо, гелевая ручка, уголь, чёрная тушь или гуашь; бумага. Зрительный ряд: Н. Н. Куп рея нов. Натюрморт с лампой (учебник, с. 76); И. В. Голицын. Ваня рисует; П. П. Ко н- чаловский. Зарисовка пейзажа; рисунки П. Пикассо (учебник, с. 16, 25, 31). Образно-выразительные достоинства графической работы заключаются в её лаконизме, ёмкости образов и строгом отборе графических средств. Некоторая недосказанность, условное обозначение предмета, как бы намёк на него составляют особую ценность графического изображения, они рассчитаны на активную работу воображения зрителя. Художнику порой достаточно очень простых средств — графитного карандаша или шариковой ручки, чтобы выполнить графический рисунок. В некоторых случаях он использует для создания своих произведений сложные приспособления: печатный станок, литографские камни, резцы (штихели) для линолеума или дерева и многое другое. Учиться рисовать означает учиться особым образом мыслить. Фотографический аппарат, например, обладает прекрасным зрением. Но это механическое зрение. Человек воспринимает окружающий мир иначе, а художник тем более. Наши глаза наблюдают один и тот же предмет, но каждый из нас видит его по-своему, поскольку в процессе восприятия мы автоматически выбираем то, что нам важно. Как художник видит натуру? Его видение связано с его мировоззрением, с его живым чувством, с его отношением к увиденному. Шестиклассники хорошо знакомы с графическими материалами: карандашами, разнообразными мелками, палочками обожжённого древесного угля, фломастерами и различными ручками, а также с традиционными в графике тушью и пером (вместо которого иногда применяют заострённую палочку или кисть), имеют опыт работы с ними. Учащимся полезно будет поработать над воплощением собственного художественного замысла в знакомом и любимом материале или исследовать неизвестные техники. Выполнение творческих заданий развивает у учащихся способность к проектной деятельности, гибкость мышления, творческое воображение, креативность. Спецификой темы является задача выполнения натюрморта сугубо графическими способами и материалами. Это не просто рисунок. Здесь возможна проба работы в настоящей печатной технике, доступной в классе, — гравюре наклейками. В учебнике объяснён весь процесс работы (с. 77). Практическая работа. Начинается работа с выбора темы и сюжета натюрморта. Затем выполняется несколько небольших композиционных эскизов натюрморта. Дальнейшее воплощение замысла может иметь разные варианты исполнения. Учитель вправе подсказать учащимся варианты композиционного решения натюрморта, используя натурные постановки или работу по фантазии. Все предлагаемые задания невозможно выполнить за один урок, поэтому рекомендуется выбрать одно задание или, если есть возможность, отвести на данную тему несколько уроков. Возможное задание: выполнение натюрморта с использованием чёрной туши (гуаши) и кисти. Добиться выразительного рисунка можно даже при использовании только чёрного цвета. Именно поэтому графику часто называют искусством чёрного и белого. При таком изображении в создании общего впечатления начинает активно участвовать белый лист бумаги. Чистый белый фон листа, не занятый изображениями и даже проступающий под изображением, условно воспринимается как пространство. Ещё один вариант практической работы — выполнение натюрморта пером или гелевыми ручками. Рисунки, выполненные пером, очень выразительны. Перо как инструмент рисования своими богатыми возможностями с давних пор привлекало к себе внимание художников. Ошибки в рисунке, легко исправляемые при рисовании другими материалами, при работе пером почти неисправимы. Это обстоятельство заставляет художника быть особенно внимательным и осторожным при проведении линии. Поэтому технику рисунка пером (или тростниковой палочкой) следует рекомендовать на уроках изобразительного искусства как отличную школу тренировки точности руки, верности глаза. Урок: «Цвет в натюрморте» Планируемые результаты: приобретать представление о новом понимании выразительных возможностей цвета в изобразительном искусстве XIX—ХХ вв.; характеризовать колористический образ, выразительные возможности цвета в натюрмортах известных художников; выражать цветом в композиции натюрморта заданное эмоциональное состояние, настроение; овладевать простыми навыками создания изобразительной композиции в технике монотипии; развивать творческие способности, экспериментируя, исследуя выразительные возможности цвета. Понятия: колорит, нюанс, локальный цвет, цветовая гармония. Практическая работа: выполнение натюрморта, выражающего то или иное настроение. Материалы: гуашь, кисти, бумага. Зрительный ряд: К. Моне. Руанский собор в полдень, Руанский собор вечером; П. Сезанн. Натюрморт с драпировкой; В. Ван Гог. Подсолнухи; А. Матисс. Красная комната; К. А. Коровин. Рыбы, вино и фрукты; И. Э. Грабарь. Неприбранный стол; П. П. Кончаловский. Натюрморт; И. И. Машков. Синие сливы; П. В. Кузнецов. Натюрморт с хрусталём; К. С. Петров-Водкин. Утренний натюрморт; Р Р. Фальк. Красная мебель (учебник, с. 78—85) и др. Основная художественная проблема урока — развитие колористического зрения, формирование понимания различий между живописью и раскраской, раскрытие выразительных возможностей живописи. Учащимся уже известно, что живопись — это вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. В процессе работы над темой важно подчеркнуть, что живопись — важное средство воздействия на мысли и чувства зрителей, а цвет активнее всего способен создавать настроение. Данная тема сложна для учащихся и учителя. Все видят, ощущают, что окружающий мир яркий и многокрасочный. Однако работы детей часто далеки от настоящего цветового богатства. Учителю сложно избавить детей от стереотипа раскрашивания изображения, когда невероятные возможности цвета, красота цветовых сочетаний и отношений заменяются краской из банки. Связано это с тем, что учащиеся часто не столько видят цвета, сколько знают их и соответственно этому знанию раскрашивают свои работы, не улавливая разницу между тем, что художники называют «написанным», и тем, что называют «раскрашенным». Здесь сказывается цветовая слепота, неразвитость цветного зрения. Задача учителя изобразительного искусства — избавить учащегося от этой слепоты. Живопись — это не закрашивание зелёной травы зелёным, а розовых роз розовым. Именно схематичное восприятие цветов является чаще всего причиной того, что работа выглядит неестественно. Задача учителя — развивать умение видеть, а значит, умения наблюдать, различать оттенки цвета, исследовать соотношения цветов между собой. Учитель должен стараться не допускать просто повторения цвета натуры в работах учащихся, должен настаивать на том, чтобы ребёнок не пользовался краской из банки, а смешивал цвета, учился находить соотношения цветов и оттенков между собой. Живопись — это «живое письмо», богатство цвета, когда зелёное, например, это синее и жёлтое, а ещё и красное. Беседу на уроке можно начать с наблюдений и рассказов самих учащихся о цвете в природе, например: «Летний солнечный день, а потом небо затянулось тучами, пошёл дождь. Всё стало серым, бесцветным. Вдруг маленький солнечный лучик осветил всё вокруг, и настроение сразу улучшилось... Начало осени мы безошибочно определяем по изменению цвета листьев. Золотая осень — это праздничное сочетание тёплых красок, близких к цвету золота, а часто и контраст тёплых и холодных. Холодная зима, нежные краски весны, звонкие цвета лета — каждое из этих времён года имеет свою палитру. Цвет способен создать настроение, и это качество цвета способен почувствовать каждый». Школьники охотно участвуют в беседе, рассуждают, делают правильные выводы, внимательно слушают объяснения учителя. Свою книгу об искусстве художник Ю. И. Пименов назвал «Необыкновенность обыкновенного». Само это название раскрывает главную мысль художника: «Мне кажется, что всё обыкновенное, что мы видим вокруг, интересно необыкновенно и требует в искусстве не обыкновенного, не ординарного решения. Тогда действительность раскрывается в искусстве с особой силой, а необыкновенность решения художника раскрывает перед зрителем не замечаемую им часто сложность и глубину обыкновенной жизни... Эта работа требует взволнованности, наблюдения, увлечения и воображения». Многие думают, что необходимо сначала научиться техническим приёмам и правилам работы с красками, что в этом тайна живописи. Существуют, конечно, определённые приёмы и технические правила, но не с них начинается творчество. В первую очередь важно развить в себе способность видеть окружающее глазами художника, способность быть наблюдательным и памятливым. Наблюдательность — это направленное внимание, при котором отбираются и запоминаются яркие зрительные образы. Работая с серией учебников «Школа Неменского», опытные учителя уже в начальной школе учат детей различать богатство нюансов цвета. Если у учащихся опыт работы с цветом небольшой, в процессе изучения темы полезно познакомить их с монохромной живописью (оттенками одного тона), а затем уже с системой взаимосвязанных цветовых тонов (красочная гамма). Перед выполнением практического задания можно провести игру «Поставь натюрморт». Учащимся предлагается вместе с учителем поучаствовать в создании натюрмортной постановки. Класс делится на несколько групп, и после вступительной беседы каждая группа ставит натюрморт, тем более что опыт коллективной работы у учащихся есть. Учитель сам в процессе диалога с детьми выполняет постановку в центре класса. Учитель рекомендует учащимся поставить натюрморт не более чем из трёх предметов, выбирая предметы простой формы, чтобы все усилия направить на цветовое решение работы. Например, учитель предлагает положить на синюю скатерть лимон. Этот жёлтый огонёк обязательно привлечёт внимание детей. Пусть свет из окна падает сбоку, таким образом одна сторона лимона будет слегка затенена, а другая, освещённая сторона будет казаться ярче обычного. Стоит предложить учащимся несколько вариантов фона: тёмно-коричневый фон выглядит слишком мрачным рядом со сверкающим лимоном; желтоватый фон как бы тушит жёлтый огонёк лимона; спокойный серый цвет с чуть лиловатым оттенком (лист бумаги) подчеркнёт выразительный контраст между лимоном и скатертью. Пусть дети рассуждают, сравнивают и выбирают лучший фон. Можно предложить добавить к лимону разнообразные фрукты (красные яблоки, груши, кисть винограда, апельсины и др.), но их должно быть немного, например две зеленоватые груши. Груши положим в белую миску, добавим светло-голубую чашку, чуть сдвинем скатерть, открыв кусочек красновато-коричневого стола, и т. д. Учитель может выбрать любые предметы и драпировки, поставив разные «цветовые» задачи: натюрморт на тёплые, контрастные или сближенные цвета, монохромный натюрморт и др. Например, как сказочно выглядят красные яблоки на фоне зелени! А если положить их на оранжевую скатерть? Что произойдёт? Почему яблоки словно погасли, как бы утратив энергию своего цвета? Оранжевый тоже яркий и близкий к красному цвет, поэтому и впечатление такое. Зелёный подчёркивает яркость красного, а оранжевый заглушает. При взаимодействии одного цвета с другим кажется, что меняется не только степень яркости, но и характер цветового оттенка. Можно взять просто зелёную ветку. Чем холоднее фон, тем более тёплым кажется цвет ветки. И наоборот, на тёплом фоне зелень приобретает более холодный оттенок. Ветка будет выглядеть по-разному в комнате, на улице, на фоне синего неба, на жёлтой стене дома и т. д. Увидеть и восхититься цветом предметов ещё не значит научиться передавать его на полотне. Следующий этап работы над темой — обращение к полотнам мастеров, чтобы дети могли ответить на вопрос, как передают цветовое богатство мира художники. Конечно, желательно побывать в местном музее или картинной галерее и рассмотреть живописные полотна, но можно воспользоваться репродукциями картин, представленными в учебнике, альбомах, Интернете. Целесообразно показать репродукции на экране, максимально увеличив нужный фрагмент картины, чтобы каждый ребёнок убедился в разнообразии цветовых нюансов, смог «потрогать» глазами цветовое богатство картины. Для этих целей можно использовать следующие живописные фрагменты: драпировка на полотне П. Сезанна «Натюрморт с драпировкой», фрагмент пола в работе В. Ван Гога «Стул и трубка», фрагмент рыб в натюрморте К. А. Коровина «Рыбы, вино и фрукты» и др. Сначала можно крупно показать фрагмент, чтобы учащиеся определили, что за предмет изобразил художник, а затем — репродукцию целиком, указав, какой фрагмент был увеличен. Используя метод сопоставления, соотнесём живопись П. Сезанна и И. Э. Грабаря, А. Матисса и К. А. Коровина, И. И. Машкова и Р Р. Фалька. Главное — подвести учащихся к пониманию того, что цвет — душа живописи, без цвета живопись не существует. Цвет — это жизнь живописи. Важнейшая функция цвета в живописи — доводить до предела как чувственную достоверность изображения, так и смысловую и эмоциональную выразительность произведения. Но понимание цвета у художников особенное. Цвет предмета для художника чрезвычайно изменчив, один и тот же предмет может быть разного цвета в зависимости от освещения, соседнего предмета, места расположения (на улице или в помещении и др.). Например, можно рассмотреть красный цвет в натюрморте Машкова, где он радостный, нарядный, и сравнить его с красным цветом в работе Фалька, где он тревожный, напряжённый, конфликтный. Художник знает, что каждый новый цвет, положенный на плоскость картины, меняет соседние цвета и тем самым меняет общее цветовое равновесие. Каждый новый цвет может разрушить гармонию или создать её, погасить сильное пятно другого цвета или зажечь это пятно. Художник постоянно учится видеть цветовые различия. Настоящие законы колорита можно вывести не из законов природы как таковых, а из того, как эти законы понимает и передаёт в живописи человек — творец истории, творец искусства. Разные художники в разное время находили новые стороны выразительности и красоты цвета в связи с новыми задачами, которые возникали перед искусством. Для решения разных задач каждый художник использовал свой колорит, который зависел от замысла картины, от того, какие чувства и смыслы художник хотел выразить на полотне. У подростка свободный полёт воображения тормозится стереотипами логического восприятия. При этом критичность, основанная на таком восприятии, подавляет воображение, и обучающийся быстро убеждается в том, что те решения, которые он находит сам, редко совпадают с теми, которые он получает благодаря преподаваемому ему знанию, поэтому он теряет доверие к себе — стремится не увидеть сам, а узнать уже существующее объяснение. Такая ситуация показательна, поэтому крайне важно развивать у учащихся наблюдательность, умение видеть. Помогут в этом работы художников разных эпох — культурное наследие человечества. Известный русский скульптор Анна Голубкина писала: «Мне скажут, что способность видеть врождённа и не от нас зависит. Но я наверное знаю, что способность видеть может развиваться до большого проникновения. Многого мы не видим только потому, что не требуем от себя этой способности, не заставляем себя рассматривать и понимать, пожалуй, вернее сказать, не знаем, что можем видеть». Научить учащегося видеть — одна из важнейших задач на уроке. Если есть возможность, желательно посвятить данной теме несколько уроков. Работу можно начать с игры «Поставь натюрморт» или с беседы о человеческих переживаниях и настроении, о потребности передать эти чувства зрителю. Нужно связать разговор о настроении с цветом, чтобы дети могли ответить на вопросы: какого цвета грусть, тоска, радость? Есть ли у настроения цвет? Далее имеет смысл сопоставить живописные натюрморты, например натюрморты А. Матисса и К. А. Коровина или И. И. Машкова и Р Р. Фалька (по выбору учителя). Педагог напоминает учащимся, что они могут выполнить свою работу в тёплом колорите (П. Кончаловский. Натюрморт) или в холодном колорите (П. Кузнецов. Натюрморт с хрусталём), написать натюрморт сближенными цветами (В. Ван Го г. Подсолнухи) или контрастными (А. Матисс. Красная комната). Можно выполнить натюрморт с ярким цветовым центром или с равновесием цветных пятен, на ритмическое чередование форм и пространства и др. Практическая работа: выполнение натюрморта, выражающего то или иное настроение (утреннее, вечернее, праздничное, грустное, торжественное, таинственное). Типичные ошибки: часто школьники забывают о целостности композиции и ведут работу над каждым предметом отдельно, обособленно, доводя проработку одного из них до определённой законченности, но в то же время оставляя незаписанным фон или соседние предметы. Очень важно смотреть на натюрморт в целом, т. е. один мазок положить на кувшин, а другой в отношениях сразу же рядом положить на фон, плоскость стола и т. д. Такой подход к работе позволит сохранить целостность; особого внимания требует живопись первого плана натюрморта. Очень часто в работах учащихся первый план остаётся пустым, плохо проработанным, в результате чего возникает ощущение, что он как бы проваливается, опускается, а предметы второго и последующего планов воспринимаются подвешенными или падающими на зрителя. Первый план надо чётко строить в пластическом отношении, внимательно лепить цветом форму, выявлять освещённость, чтобы этот план служил активным вводом в композицию, воспринимался устойчиво, материально «поддерживал» предметы последующих планов. Вариант практической работы: выполнение натюрморта в технике монотипии. Урок: «Выразительные возможности натюрморта» Планируемые результаты: получать представление об истории развития натюрморта; овладевать простыми навыками изображения предметов; приобретать опыт работы различными художественными материалами, овладевать их выразительными возможностями; приобретать опыт художественного высказывания, изобразительного сочинения; приобретать опыт восприятия, художественного видения произведений искусства; развивать наблюдательность, умение взглянуть по-новому на окружающий мир; понимать значение отечественной школы натюрморта в мировой художественной культуре. Понятия: контраст, композиционный центр, монотипия. Практическая работа: рассказать в натюрморте о своём характере, о своём понимании мира — выполнение натюрморта в технике монотипии (или любой иной технике). Материалы: гуашь, кисти, пастель, типографская краска, бумага, валик, пластина из оргстекла или металла. Зрительный ряд: Б. М. Неменский. Память Смоленской земли; В. Ф. Стожаров. Лён; А. Ю. Н и к и ч. Торжественный натюрморт; И. П. Обросов. Осень. Гроза над полем (учебник с. 86—87, 47) и др. Основная художественная проблема — работа художника над композицией натюрморта, над выражением индивидуального содержания в работе и роль средств выражения. Учителю во время проведения урока необходимо опираться на знания учащихся, привлекать их к активной беседе и выполнению заданий. Вариантов проведения урока на данную тему может быть множество. Можно посвятить урок обсуждению натюрмортов, представленных в учебнике. На материале картин-натюрмортов можно проследить разницу в понятиях «сюжет» и «содержание». Например, выберем сюжет «Завтрак». Какое разнообразное содержание может стоять за этим сюжетом! Обратимся, например, к работе голландского художника В.-К. Хеды «Натюрморт с золотым кубком»: асимметричная композиция подчёркивает присутствие человека, его активное вмешательство в жизнь этих предметов. Этот же сюжет, но совсем другое содержание в работе «Неприбранный стол» И. Э. Грабаря. Художника захватило не столько присутствие человека, сколько красота обыкновенного летнего утра. Пронизанный солнцем воздух, тёплые солнечные блики на белых тарелках, апельсинах и персиках, голубые прохладные тени — это гимн красоте мира, счастливому ощущению бытия. А вот ещё одно произведение — «Утренний натюрморт» К. С. Петрова-Водкина. Эта работа говорит о тонкости, хрупкости мира, в который влюблён художник. Эту хрупкость подчёркивает сложная композиция: предметы как будто не вмещаются в картинную раму, которая очерчивает маленький фрагмент исчезающего домашнего мира. В XX в. натюрморт рассматривается, с одной стороны, как творческая лаборатория, а с другой — как яркое проявление собственного стиля художника, его понимания мира, его мировоззрения в целом. Рассмотрим натюрморт К. С. Петрова- Водкина «Скрипка». Какое удивительное понимание композиции у художника! Предметы — скрипка, оконная рама, дома за окном — всё включено в некое космическое единство: взятые с высокой точки зрения, в ясно обозримых пространственных отношениях, они активно взаимодействуют, словно общаются друг с другом на своём «предметном» языке. Спор изящной формы скрипки с пересекающимися прямоугольными гранями вызывает щемящее чувство одиночества, неустроенности человеческого бытия. Чтобы ощутить необычность работы художника, вспомним, к примеру, уравновешенные симметричные композиции Караваджо, Ф. Толстого. Рассмотрим работу А. Матисса «Красные рыбки». Учитель может начать беседу с заданий и вопросов, например, так: «Найдите центр композиции. С помощью каких художественных средств выделен этот центр?» Невозможно отвести взгляда от кружения красных рыбок в стеклянном сосуде. Красные рыбки являются не только композиционным, но и колористическим центром картины. Яркие зелёные листья вокруг них в силу своей контрастности заставляют ещё ярче гореть красные пятна. Именно по сияющим краскам мы сразу узнаём Матисса, и благодаря колориту созерцание его картин становится праздником для глаз. Такая простая и логичная композиция, насыщенное цветовое решение натюрморта стали возможны только в искусстве XX в. Кажется, что у автора таких красочных полотен жизнь была лёгкой и безоблачной, однако на самом деле это не так. Чтобы состояться как профессионалу и остаться верным своим творческим принципам, художнику пришлось преодолеть немало трудностей... Можно также обратиться к работе И. И. Машкова «Синие сливы». В середине полотна расположена тарелка со сливами и яблоком. Художник старался передать как сочную синеву плодов, так и их упругую форму. Сначала кажется, что предметы и фоны у Машкова просто выкрашены, но, присмотревшись внимательнее, чувствуешь, что красочная масса в нашем восприятии словно оживает, лепит предмет и растворяется в среде, выступает вперёд и уходит в глубину. Одним из важнейших средств, влияющих на восприятие, оказывается в этом случае преувеличение размера изображённых предметов по сравнению с их натуральной величиной и резкое увеличение размера отдельных элементов картины, в том числе мазков и пятен. Произведения Машкова требуют от зрителя динамического восприятия. Если ограничиться только точкой зрения издали, охватывая взглядом весь холст целиком, восприятие будет неполным. По мере того как мы подходим ближе, впечатление заметно меняется и обогащается — фактурные предметы словно начинают шевелиться, в динамике оттенков оживает цвет. Возникает цепь различных чувственных ассоциаций. Изображение как будто рождается на наших глазах, предметы приобретают телесность и почти осязаемую округлость. Мир вещей в натюрморте всегда призван раскрывать их объективное своеобразие, неповторимые качества, красоту. Вместе с тем это всегда человеческий мир, отражающий строй мыслей и чувств человека, отношение его к жизни. Предметы словно актёры, элементы языка, на котором говорит художник, и он должен владеть этим языком так же, как руководит актёрами режиссёр. Натюрморт не может быть составлен из случайно набранных предметов. Предметы должны быть тематически объединены и родственны по своему практическому назначению. Композиция натюрморта тогда выразительна, когда вся группа предметов производит впечатление органичности. Предметы не должны располагаться случайно. Очень важно ставить их в таком положении, которое будет наиболее естественно для них. Предметы должны быть родственны по назначению, но разнообразны по форме, материалу, фактуре, цвету. Однако слишком большой разницы в размерах следует тоже избегать. Коробка спичек, например, положенная рядом с большим сосудом, не будет с ним сочетаться, так как по отношению к нему она слишком мала и будет едва заметна. Выполняя постановку натюрморта, учащиеся задумываются над тем, как будет он смотреться с разных сторон, какой предмет будет лежать на первом плане, как будут связаны между собой предметы и т. д. Ведутся поиски наиболее выгодной композиции, в которой найдут решение вопросы равновесия, пропорциональных отношений. В организации композиции используют различные виды ритмов: линейные, тоновые, цветовые. Особую роль играют контрасты. Контрастное сопоставление большого и малого, светлого и тёмного, широкого и узкого, блестящего и матового и т. д. подчёркивает особенности каждой формы, её размеры, материальность, фактуру, разнообразие оттенков, усиливает выразительность. Школьники приходят к выводу, что в натюрморте нужно определить композиционный центр, т. е. основной предмет, который по своему смысловому значению, величине, форме, цвету будет главным, центральным. Всё второстепенное (и по смыслу, и по цвету, и по форме) должно подчиняться главному. При пространственном решении натюрморта на первый план можно положить небольшой предмет, отличающийся по фактуре и цвету от других предметов. Для завершения композиции, а также для связи всех предметов в единое целое в постановку добавляют драпировки. Драпировки подчёркивают разницу между твёрдыми предметами и мягкой струящейся фактурой ткани, но она не должна отвлекать внимания от предметов. Драпировку часто располагают по диагонали, чтобы направить взгляд в глубину, к композиционному центру, а также для лучшего пространственного решения. Школьники должны вспомнить о важности освещения. Свет может быть боковым, направленным или рассеянным. Вывод, который делается при обсуждении полученных постановок: композиционных решений натюрморта из одной и той же группы предметов должно быть очень много. При умелой постановке натюрморт показывает красоту окружающих предметов, их цветовую драгоценность. С целью активизации творческого мышления, развития композиционных способностей учащимся можно предложить после выполнения постановки натюрморта не написать натюрморт, а сфотографировать его. Фотографии можно обсудить с точки зрения композиции, освещения, подбора и согласованности предметов по форме, фактуре и цвету и др. (по усмотрению учителя). Итогом данной темы станет выполнение натюрморта по индивидуальному замыслу. Практическая работа: создание натюрморта с использованием различных живописных материалов и техники. Использование различных художественных материалов и техник даёт возможность учащимся найти выразительные средства для создания работы. Каждая техника обладает только ей присущими художественными достоинствами и помогает развитию творчества ученика. Интересным художественным материалом является пастель. Слово «пастель» произошло от латинского слова, которое в переводе означает «паста», «тесто» — именно такое впечатление производят невысохшие пастельные мелки. Пастель — это своего рода мел, его разновидность со своими специфическими свойствами, она лучше ложится на бумагу, штрихи, сделанные пастелью, создают впечатление бархатистости и мягких размытых краёв. Техника рисования пастелью требует определённых навыков, линии должны проводиться мягко, почти невесомо. Пастель не любит многократного переписывания, вмешательства в красочный слой. Удачно найденные мазки, линии, штрихи желательно сохранять. При непродуманном, неосторожном вмешательстве всё это можно безвозвратно потерять. Чтобы этого не произошло, в начале работы нужно многое обдумать, уяснить. В этих целях желательно выполнить несколько маленьких этюдов-набросков. Пастелью можно добиться цветового звучания многоцветными мелкими штрихами. Штрихи эти можно смешивать, растирая пальцем, растушёвкой или сухой кистью, но можно оставлять и в чистом виде, подобно мозаике. Получаются мягкие, нежные, воздушные полутона, и возникает ощущение, будто изображение окружено сиянием. Бумагу для работы пастелью берут шероховатую, а выполненную работу закрепляют фиксативом, так как пастель имеет свойство осыпаться. Хорошо рисовать пастелью на цветной бумаге. Цвет основы используется как основной тон, колористически объединяющий всё цветовое построение. Кроме того, на тонированной основе рисунок смотрится более мягко, чем на белом фоне. Можно выполнить работу в технике монотипии. Монотипия предполагает художественное произведение, выполненное за один приём. Для произведений, выполненных в технике монотипии, характерны тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм, что внешне сближает монотипию с акварелью. В этом виде графики получается один оттиск (моно) на бумаге с пластины, на которую нанесены краски. На пластину помещают лист бумаги и прижимают. На бумаге образуется оттиск с необычными узорами, которые не могут быть повторены художником. Художник после печати выбирает те оттиски, которые удовлетворяют его по эстетической привлекательности и сюжету. Техника монотипии довольно трудоёмка и требует большого количества материалов и терпения. Появление монотипии в России связано с именем Е. С. Кругликовой, заново открывшей эту технику в начале XX в. и создавшей собственную школу. Лирические созерцательно-спокойные пейзажи, букеты роз, ромашек, маргариток сразу вспоминаются при упоминании имени этой художницы. Для монотипии можно использовать акварель, гуашь, темперу, а также акриловые, масляные, офортные, типографские краски и др. Так же широк и многообразен выбор поверхностей, с которых можно делать оттиски: бумага, различные виды картонов, пластик разной толщины, пластины из разных металлов, стекло, оргалит, фанера и др. Краску на пластину можно наносить кистью, пальцами, мастихином и др. Отпечатки получают на станках или вручную. Техника изготовления монотипии может быть очень разной. Краски наносят на пластину, кладут на неё лист бумаги, прижимают руками или прокатывают валиком. Снимают лист и получают цветной оттиск. Оттиск затем слегка дорабатывают. Ещё один способ: на пластину валиком накатывают слой краски, легко накладывают сверху газету, удаляя лишний слой краски, далее, не придавливая, опускают лист бумаги на накатанную краской поверхность и начинают рисовать то, что наметили, работая карандашом, простой ручкой, черенком от кисточки — всё зависит от толщины линии, которую хотят получить. Затем лист бумаги снимают и слегка дорабатывают оттиск. Такая творческая техника очень нравится учащимся. После выполнения творческого задания проводится совместное обсуждение полученных натюрмортов с точки зрения композиции, тональных и цветовых контрастов, ритма линий и пятен. Вглядываясь в человека. Портрет Приобщение учащихся к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета — интерес к личности, наделённой индивидуальными качествами. Портрет как выражение идеалов своего времени. Изображение головы человека в графике, живописи и скульптуре. Сходство внешнее и внутреннее. Художественно-выразительные средства создания портрета. Великие портретисты в истории культуры. Портрет в русском искусстве. Судьба портрета в отечественном и зарубежном современном искусстве. |