Главная страница

Уроки изобразительного искусства 6 класс. Просвещение


Скачать 0.53 Mb.
НазваниеПросвещение
Дата24.04.2023
Размер0.53 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаУроки изобразительного искусства 6 класс .docx
ТипКнига
#1086765
страница8 из 14
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   14
учебную игру с уже готовыми вырезан­ными формой головы и частями лица (воспользуйтесь магнит­ной доской или любым демонстрационным стендом). Учитель, прикрепляя части лица на готовую форму головы, демонстри­рует учащимся, как просто добиться разного выражения ли­ца. Если изменить расположение элементов (губ, бровей, глаз и т. д.), лицо приобретёт другое выражение и характер: чуть сдвинули к переносице брови — человек нахмурился, насупил­ся; приподняли брови — человек удивился и т. д.

После этого учащиеся начинают самостоятельно передви­гать вырезанные части лица вверх и вниз, уменьшая или уве­личивая верхнюю или нижнюю часть лица. У разных людей отношения этих двух частей различны. Пропорции нижней и верхней частей головы и общая форма этих двух частей во многом определяют индивидуальный характер человека. Учащиеся часто допускают ошибки, намечая верхнюю по-

ловину головы меньше по высоте, а нижнюю — больше, хо­тя в большинстве случаев они бывают почти равными. Это происходит потому, что форма верхней части головы кажется меньше, поскольку более цельная и не заполнена мелкими деталями, как нижняя часть.

Причёска может быть собрана из однотипных прядей ор­наментального характера таким образом, что верхние пряди накладываются на нижние.

Учитель должен понимать, что выполнение данного зада­ния — важнейший этап в обучении пониманию конструкции формы и выразительности пропорций головы человека.

Урок: «Изображение головы человека в пространстве»

Планируемые результаты:

  • получать представление о способах объёмного изо­бражения головы человека;

  • участвовать в обсуждении содержания и выразитель­ных средств рисунков мастеров портретного жанра;

  • получать представление о бесконечности индивиду­альных особенностей при общих закономерностях строения головы человека;

  • учиться видеть особенности лиц разных людей;

  • выполнять наброски и зарисовки головы человека.

Понятия: композиция, пропорции, конструкция, объём.

Практическая работа: выполнение набросков и зарисовок головы человека.

Материалы: простой карандаш или чёрная ручка, бумага.

Зрительный ряд: А. Дюрер. Строение головы. Рисунки из трактата «О перспективе и пропорциях»; П.-П. Рубенс. Штудия голов в разных ракурсах (учебник, с. 106—107); схе­мы построения головы, детские рисунки.

Основная художественная проблема урока — продолже­ние изучения объёмной конструкции головы человека. Эта тема сложна и для ученика, и для учителя. В процессе рабо­ты целесообразно сосредоточиться не на передаче внешнего сходства, а, скорее, на передаче эмоционального впечатле­ния о движении головы в пространстве. Необходимо работать над целостным видением формы, над умением её анализи­ровать, умением сравнивать одну форму с другой, т. е. учить мыслить.

Учащиеся уже знают, что всё разнообразие предметов и вещей, которое нас окружает, может быть представлено в виде простых геометрических тел.

Заслуживает особого внимания метод обучения рисунку, созданный Д. Н. Кардовским: «...чтобы облегчить ученику за­дачу, надо упростить форму, и когда он поймёт её основу, то можно разрешить переходить к уточнению. Сложную форму надо сначала как бы обрубить и довести понимание формы до такой же простоты, как при изображении геометрических тел. „Обруб“ — принцип упрощения сложной формы предме­тов до наипростейших форм». В учебнике (с. 106) дети могут рассмотреть «обруб» головы, выполненный А. Дюрером.

Так же как и при изображении натюрморта, при изображе­нии головы человека необходимо сначала проанализировать сложность формы.

Учитель помогает увидеть сложную форму головы в виде простой формы, составленной из отдельных форм — геомет­рических тел.

Ученики должны научиться мыслить не линиями, а про­странственными плоскостями, образующими форму головы.

Опыт работы над объёмными фигурами при изучении темы «Мир наших вещей. Натюрморт» здесь очень пригодится.

Практическая работа: выполнение набросков и зари­совок головы человека на основе учебных рисунков масте­ров — Дюрера, Рубенса и др. Задача учителя — научить детей не просто срисовывать, а видеть, понимать и уметь анализи­ровать форму, строить её в собственных работах.

На данном этапе нецелесообразно вести работу с натуры, так как, выполняя рисунок портрета с натуры, нельзя сравни­вать деталь рисунка с той же деталью натуры. При сравнении в упор всегда будут ошибки! Надо сравнивать отношения нескольких деталей на рисунке с соотношениями таких же деталей в натуре. Например, величина глаза определяет­ся на рисунке по отношению к ширине носа и высоте лба, их масштабы пропорционально уменьшаются по сравнению с соответствующей величиной глаза, носа и лба в натуре. Ка­кую бы деталь мы ни рисовали, нужно всегда одновременно оценивать её отношение к целому.

«Природу копировать не надо, но надо почувствовать её суть и освободить от случайностей», — говорил И. И. Левитан.

Полезно, прежде чем приступить к выполнению зарисо­вок головы человека, всю подготовительную работу проделать в уме: нужно уметь представить работу уже нарисованной.

Вначале надо наметить обобщённую форму без дета­лей лица, взяв её в правильных пропорциях. Головы бывают продолговатые, приплюснутые или почти круглые. Основная характеристика формы должна быть передана уже в перво­начальной форме головы. Соотношение черепной и лицевой частей надо искать не на поверхности головы, а сравнивая трёхмерную массу той и другой части. При этом голову надо строить как сложную форму, основой которой является череп.

Типичной ошибкой при изображении головы является преуменьшение пропорций лба и всей черепной коробки по отношению к лицевой части.

При построении первоначальной общей формы очень важно учесть движение головы — её поворот или наклон.

Человек может держать голову прямо, наклонив её набок или вперёд, закинув назад, повернув вправо или влево. Соот­ветственно наблюдаемому в натуре движению головы и нужно строить первоначальную общую форму. Чтобы сразу же по­казать движение головы и наметить её объём, надо провести срединную линию (см. предыдущую тему). Срединная линия поможет не только определить поворот головы, но и правиль­но расположить детали лица: нос, рот, подбородок. Намечая срединную линию, очень важно правильно установить на ри­сунке пропорции правой и левой частей лица — лба, подбо­родка и т. д. На данном этапе необходимо также установить связь головы с шеей и плечевым поясом.

На намеченной первоначально форме головы, кроме сре­динной линии, надо провести поперечную линию, опреде­ляющую положение глаз, и таким образом разделить общую форму на две части: верхнюю (мозговую) — от теменных ко­стей до переносицы и нижнюю (лицевую) — от переносицы до подбородка.

Параллельно поперечной линии, определяющей располо­жение глазных впадин, можно провести остальные вспомога­тельные линии, которые пройдут через брови, передний край волосяного покрова, нижнее основание носа и ушей, разрез губ, нижний край подбородка. Все эти линии между собой параллельны, подчиняются законам перспективы и в случае поворота головы или наклона направляются на рисунке в одну и ту же точку схода. Если сравнить рисунки головы в различ­ных поворотах, то можно увидеть, что линия глазных впадин делит форму головы на равные части, а пропорции деталей лица в лицевой части меняются. Глаза в разных случаях рас­полагаются на различных расстояниях от арок глазных впадин и переносицы. От этого зависит характер лица и его выра­жение.

Наметив пропорции общей формы головы, срединную ли­нию и линию глазных впадин, нужно наметить местополо­жение более мелких форм — основания носа, линии рта, скуловых костей. Затем можно определить, пока ещё только обобщённо, форму носа: от линии переносицы строим призму с помощью четырёх граней — передней, двух боковых и одной нижней. При этом надо строго следить за пропорциями но­са, постоянно сравнивая его с лобной и нижней частями лица по величине и местоположению, учитывая перспективные со­кращения и симметричность относительно срединной линии. Наметив форму носа, уточняем места височных углов, высоту лба, форму глазниц. Обобщённую форму рта определяем, про­кладывая тени под нижней губой, намечая толщину губ и ха­рактер углов рта, которые могут быть опущены или подняты. Чтобы правильно наметить ширину рта, надо, ориентируясь по ширине крыльев носа, найти углы рта. Парные детали надо всегда рисовать сразу: два глаза, две ноздри, два уха и т. п.

Приступая к детальной прорисовке формы головы, на­до смотреть на каждую деталь как на совокупность поверх­ностей простых форм. Простая форма, с которой можно срав­нить нос, — это призма, состоящая из передней поверхности, двух боковых, а также обязательно и нижней поверхности, где расположены ноздри. Лоб — усечённый плоскостями цилиндр, он нависает над глазными впадинами. Глазное яблоко имеет шаровидную форму. Чем внимательнее будет проанализи­ровано строение деталей лица, тем точнее будет построена их форма и связь с черепом.

Нос может быть широким, длинным, прямым, с горбин­кой или курносым. Но несмотря на многообразие форм носов, их строение имеет единую для всех структуру, обусловленную анатомическим строением. При изображении головы размер носа можно взять в качестве модульного размера, который по высоте головы укладывается примерно четыре раза. Точ­ки, определяющие верхнюю поверхность носа, находятся на уровне переносицы и кончика носа. Боковая поверхность носа сверху ограничивается у основания внутренними края­ми слезников, а снизу — краями крыльев носа. Рисуя, нужно помнить, что нос — это призма, ограниченная в пространстве четырьмя основными плоскостями.

Рот составляют верхние и нижние губы, в основе которых лежат круговые мышцы рта. Как и остальные части лица, губы имеют свои индивидуальные особенности: могут быть тонки­ми, полными, маленькими и т. п. Надо приучать детей не изо­бражать губы в отдельности, а начинать построение с обоб­щённой формы. Независимо от многообразия форм структура губ имеет единую основу. Особое внимание следует обратить на срединную линию рта.

Глаз имеет шарообразную форму и располагается в глаз­ничной впадине, а веки являются как бы толстой оболочкой этого шара. Намечая линию глаз, нужно иметь в виду уро­вень переносицы, который служит ориентиром. Слезники глаз располагаются на этой линии, а внешние уголки глаз могут быть как на уровне слезников, так и чуть выше или ниже их. Начиная построение, глаз можно изобразить в виде парал­лелограмма. У глаз с узким разрезом уголки сближаются, при этом верхний угол будет более острым, чем нижний.

Нужно следить за всеми элементами пропорций, только ни в коем случае нельзя превратить работу в чертёж, в диктат схемы. Всё будет мёртвым!

Рисуя лоб, нос, глаза, не следует просто рисовать ци­линдр, призму или шар, а нужно всегда передавать живую форму деталей лица, характерные особенности каждой их по­верхности. Рисуя, например, переднюю плоскость носа, на­до внимательно прослеживать характер переносицы, носовой кости и кончика носа. Все четыре плоскости носа уже в са­мом начале должны передавать в общих чертах характерные особенности носа реального человека (нос прямой, курносый, широкий, острый). Такой продуманный, конструктивный под­ход должен быть при рисовании каждой детали лица.

Необходимо напомнить учащимся материал предыдущих уроков.

Наметив формы всех деталей головы, уточняем их пропор­ции и проверяем правильность построения головы в целом. Портретное сходство зависит прежде всего от правильно выдержанных общих пропорций.

В процессе выявления формы головы в рисунок можно вводить светотень. На рисунке Дюрера (учебник, с. 106) бла­годаря разделению объёма на грани отчётливо видна про­странственная конструкция общей формы головы, отдельных деталей. Видно, как распределяются тени в зависимости от того, насколько та или иная грань повёрнута к световым лучам.

Механизм построения — средство, а не цель, поэтому чаще всего он скрыт в законченном произведении. Художники эпохи Возрождения раскрывали этот механизм в своих трак­татах, но образы, созданные ими, затмевали технологию, они были неизмеримо глубже и сложнее её.

Урок: «Портрет в скульптуре»

Планируемые результаты:

  • знакомиться с портретными изображениями, создан­ными великими мастерами скульптуры, приобретать опыт восприятия скульптурного портрета;

  • приобретать знания о великих русских скульпторах- портретистах;

  • получать представление о выразительных средствах скульптурного образа;

  • приобретать творческий опыт нового видения инди­видуальности человека;

  • приобретать опыт и навыки лепки портретного изо­бражения человека.

Понятия: материал, фактура, пропорции, конструкция, объём, пластика, бюст.

Практическая работа: создание скульптурного портрета литературного героя.

Материалы: скульптурный пластилин или глина, банка вы­тянутой формы, стеки, подставка для скульптуры.

Зрительный ряд: статуя писца Каи, портрет царицы Нефертити (Древний Египет); «Брут» из Палаццо дей Кон- серватори в Риме, портреты Цицерона и Помпея (Древний Рим), скульптуры Донателло, Л. Гиберти, А. Верроккьо, Мике­ланджело, Л. Бернини, Дж. Манцу, а также А. С. Голубкиной, Е. Ф. Белашовой, М. К. Аникушина и др. (см. учебник).

Основная художественная проблема урока — углубление представлений о конструктивной форме головы человека. В на­чальной школе учащиеся работали в объёме с разнообразными материалами для лепки: пластилином, глиной, тестом и др., обучались способам и приёмам лепки (вытягивание, защи- пление, вдавливание и др.), работе со стеками. Желательно начать урок с беседы о мастерах скульптуры, а затем закре­пить полученные представления в практической работе — вы­полнить скульптурный портрет литературного героя.

Материальность скульптуры проявляется в конкретности самого материала, который, обретая форму, становится носи­телем художественной идеи. Каждая культура приносит своё понимание соотношения объёма и пространства: Античность понимает объём тела как расположение в пространстве, Сред­ние века — как ирреальный мир, эпоха барокко — как среду, захваченную скульптурным объёмом и покорённую им, клас­сицизм — как равновесие пространства, объёма и формы. XIX век позволил пространству войти в мир скульптуры, пода­рив объёму текучесть, а XX век, продолжив этот процесс, сде­лал скульптуру подвижной и проходимой для пространства.

Лёгкость восприятия скульптуры только кажущаяся. Скульп­тура символична, условна, а значит, сложна и неоднозначна при восприятии.

В процессе беседы можно познакомить учащихся с одним из древнейших жанров — скульптурным портретом — изо­бражением человека, дающим представление о внешности и внутреннем мире портретируемого. Развитие портретного жанра в скульптуре идёт практически параллельно с пред­ставлениями о роли личности в истории. В зависимости от этого портрет становится то более реалистичным, то более идеализированным.

Формы портрета в истории искусства были разнообразны­ми: маски мумий, герма (четырёхгранный столб с портретной головой) у греков, римский бюст и т. д.

Существует разная степень обобщения в этом жанре: портрет-характер, показывающий природные свойства чело­века; портрет-тип, дающий характеристику определённому типу людей; портрет-настроение, дающий эмоциональную характеристику человека; портрет-символ.

В процессе беседы дети вспоминают, что портрет в скульп­туре подразделяется на следующие формы: голова, бюст (по- грудное изображение человека в круглой скульптуре), полуфигу- ра, поколенное изображение, фигура. Все формы скульптурного портрета рассчитаны на восприятие с близкого расстояния, что даёт уникальные возможности. Скульптуру можно рассма­тривать с разных точек зрения и открывать всё новые грани в многосторонней характеристике портретируемого.

Выразительные средства скульптуры. Выразительность в скульптуре достигается с помощью особой архитектоники форм, построения основных планов, объёмов масс, ритми­ческих отношений, составляющих единое целое. Основными средствами выражения содержания в скульптуре выступают объём, пластическая моделировка, силуэт, пропорции, фак­тура материала, иногда цвет.

Главный предмет изображения в скульптуре — человек. Скульптура может правдиво показать сложные переживания, настроения, характер, порывы, мечты и надежды человека. Часто она тяготеет к образу-символу с открытым историче­ским или философским содержанием. Соответственно идее и образу скульптор выбирает материал. Нет случайности в том, что одна работа выполнена в дереве, другая — в мра­море, третья — в бронзе. Бронза, например, даёт возмож­ность большей детализации, дерево обладает особой пла­стичностью, мрамор — теплотой, образным обобщением, сталь — силой, цемент — лаконичностью и т. д. Однако работа не сразу появляется в материале. Вначале скульптор уточня­ет свой замысел на бумаге, затем лепит в глине, пластилине или гипсе. И лишь после этого переводит замысел в оконча­тельную пластику с учётом выбранного материала.

Средства выразительности — свет и тень, фактура. Пло­скости и поверхности изваянной фигуры, отражая свет и бро­сая тени, создают пространственную игру форм, эстетически воздействующих на зрителей. Бронзовая скульптура допуска­ет резкое разделение света и тени, проницаемый же для све­товых лучей мрамор позволяет передать тонкую светотеневую игру. Эта особенность мрамора использовалась древними ху­дожниками: так, нежный розоватый, чуть-чуть просвечиваю­щий мрамор статуи Венеры Милосской поразительно искусно передаёт нежность и упругость тела женщины.

Рассуждая о скульптурном портрете, учитель обращает внимание учащихся на выразительные средства, используе­мые скульпторами в разные эпохи.

Скульптурный портрет известен со времён Древнего Егип­та. Египтяне верили, что, кроме души и тела, есть ещё нечто промежуточное — призрачный двойник человека и его жиз­ненная сила (называемая Ка), который должен найти свою земную оболочку, и тогда душа будет чувствовать себя уве­ренно и спокойно. Для этого в гробницу помещали портрет­ную статую умершего, причём портрет должен был быть очень похожим (иначе как же Ка опознает свой облик?). Из этой тра­диции выросло знаменитое портретное искусство Египта. Ма­териалом для статуй служили дерево или камень (гранит, ба­зальт, песчаник, известняк). Притягательными в скульптурном образе человека были глаза: египтяне считали их зеркалом души. Глаза делали из специально подобранных материалов. В глазницы из бронзы вставляли кусочки алебастра, а внутрь помещали горный хрусталь, имитируя зрачок. Особенно изве­стен портрет царицы Нефертити из раскрашенного известня­ка, сделанный в натуральную величину. Поразительна тонкость и в то же время уверенность, с какой скульптор передал фор­му щёк, губ, подбородка, шеи. Кроме того, скульптор сумел передать следы прожитых лет, разочарований, каких-то тяжё­лых переживаний царицы.

Древнеримская скульптура известна своими реалистиче­скими портретами, поражающими остротой индивидуальной и социальной обрисовки характеров. Как и у этрусков, зарож­дение жанра портрета в древнеримском искусстве было свя­зано с погребальным культом. Обычай снимать с покойника восковую маску и хранить её вместе с фигурками домашних богов (пенатов и ларов) послужил одним из толчков к соз­данию портрета и способствовал возникновению устойчивой традиции точной передачи внешнего облика человека. Этим определяется своеобразие древнеримского искусства, в ко­тором были созданы портреты большой художественной силы. Так, например, бронзовый бюст римлянина, так называемый «Брут» из Палаццо дей Консерватори, даёт пример портрета, в котором раскрыт человеческий характер. В этом произведе­нии нашёл яркое воплощение образ сурового, непреклонного римлянина эпохи республики.

Скульптура как вид искусства имеет большую художествен­ную и историческую ценность для эстетического воспитания. Пластическая выразительность скульптуры способна оказы­вать сильное эмоциональное влияние на ребёнка.

Учитель может привлекать к уроку дополнительные ма­териалы, но необходимо помнить, что освоение материала происходит в единстве восприятия и практической дея­тельности. Беседа о скульптурном портрете не должна зани­мать много времени, важно, чтобы школьник успел выполнить практическое задание.

Практическая работа: создание скульптурного портрета литературного героя.

Поясним некоторые особенности выполнения задания. Для работы необходимы подставка, стеки, банка (например, из-под кофе), лист бумаги, скульптурный пластилин или гли­на. На подставку устанавливается банка, открытым горлышком вверх. Заготовленный лист бумаги комкаем в плотный шарик такого размера, чтобы его можно было воткнуть в горлышко банки. Получился определённый каркас для головы, достаточ­но лёгкий и прочный. Кроме того что скульптура будет легче, она ещё будет экономичнее, на неё уйдёт не очень много пла­стилина. Далее аккуратно облепляем наш каркас пластилином так, чтобы получилась общая форма головы. Находим соот­ношение лицевого и черепного объёмов. Добавляя пластилин к форме, нельзя забывать о симметрии. Добавили кусочек пластилина слева — проверили правую сторону лица. Мас­су волос желательно рассматривать тоже как общую форму с обозначением определённой толщины и объёма.

Учитель напоминает, что в процессе работы необходимо вращать скульптуру, рассматривая её с разных сторон. На­брав общую форму, начинаем прорабатывать лицо. Стараемся работать пространственными плоскостями. С помощью стеки формируем лоб, срезая лишний пластилин с височных частей головы. Сглаживаем форму лица, подбородка. Банку-шею за­крываем тонким слоем пластилина в последнюю очередь, чтобы пластилин не мешал придерживать работу. Нужно постоянно ду­мать о своём персонаже, добиваться выразительности образа.

Типичные ошибки. Трудность работы над портретом за­ключается в том, что детей больше интересует лицевая часть: нос, глаза, рот. Всё остальное выполняется, как правило, не­брежно или просто опускается (вместо лба даётся горизон­тальная плоскость, вместо затылка — маленький бугорок). Получается что-то вроде маски. Поэтому важно напоминать процесс работы: после того как набрали массу головы, об- рубовкой намечают весь объём головы, помня об её основных пропорциях, далее в общем объёме находят основные планы формы. Заключительный этап — детальная лепка портрета.

Учащиеся часто склонны использовать бутафорию для до­полнения образа: шапку, очки, сигарету, курительную трубку. Это вызвано желанием наиболее лёгким способом добиться остроты типажа или резче выявить индивидуальные качества портретируемого.

Дети должны знать, что в скульптуре нет ничего второ­степенного и с одинаковым вниманием следует относиться ко всем аспектам задания.

Урок: «Графический портретный рисунок»

Планируемые результаты:

  • приобретать интерес к изображению человека как спо­собу понимания и видения окружающих людей;

  • развивать художественное видение, наблюдательность, умение замечать индивидуальные особенности и характер че­ловека;

  • приобретать представление о различных графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии вырази­тельных графических средств;

  • выполнять наброски и зарисовки близких людей, учиться передавать индивидуальные особенности человека в портрете;

  • овладевать новыми умениями в рисунке.

Понятия: пропорции, конструкция, форма.

Практическая работа: создание портрета одноклассника, кого-то из членов своей семьи или автопортрета.

Материалы: карандаш, уголь (или сангина, восковые мел­ки), бумага.

Зрительный ряд: Рембрандт. Автопортрет; А. Дюрер. Портрет восемнадцатилетнего молодого человека; В. А. Фа­

ворский. Портрет Д. Н. Орлова; О. А. Кипренский. Портрет Е. И. Чаплица; А. Г. Тышлер. Офелия; К. А. Сомов. Портрет молодого человека. Этюд; Ф. Клуэ. Франциск II (учебник, с. 112—115); учебные рисунки.

Основная художественная проблема урока — перенос по­лученных знаний на изображение реального объёма. Выпол­нение портрета графическими материалами вызывает у уча­щихся огромный интерес. Длительные творческие работы не всем по силам, а вот короткие зарисовки углём, сангиной, восковыми мелками не оставят равнодушными никого.

Условность и лаконичность графического языка дают воз­можность выявлять самое главное, яркое, характерное. Пор­треты, созданные художниками разных времён, показывают детям неисчерпаемые выразительные возможности графики, позволяющей быстрыми в исполнении средствами переда­вать характерные черты человека и неповторимость каждого момента жизни.

Портреты современников дают возможность более внима­тельно посмотреть вокруг себя, чтобы понять, кто же из окру­жающих людей действительно может рассказать о своём вре­мени. Рассматривая портреты, выполненные художниками, учащиеся видят, насколько разным может быть взгляд худож­ника на свою эпоху, на самого человека. Учитель предлагает выполнить наброски с натуры, а учащимся предстоит сделать выбор, кого рисовать.

Практическая работа: создание портрета одноклассника, кого-то из членов своей семьи или автопортрета.

Для активизации творческого мышления учащихся их мож­но ориентировать на предварительное обдумывание своих ра­бот, задавая вопросы, например: «Как правильно расположить рисунок на листе бумаги, какой формат выбрать? В каких линиях выполнять рисунок, каким материалом? Какой ракурс лучше выбрать, чтобы передать объём на портрете? Каковы основные пропорции лица человека?» Первоначально следу­ет подумать о размещении рисунка на листе, о композиции портрета, где расположить изображение — в центре, чуть вы­ше центра или ниже его. С этими проблемами учащиеся стал­кивались, работая над композицией натюрморта.

Рисунок головы в профиль или в три четверти надо раз­мещать не в самом центре листа бумаги. Если голова повёр­нута вправо, то её следует сдвинуть влево от центра картины, и наоборот. Освещённая часть должна отстоять от края листа бумаги дальше, чем теневая. Этим будет сохранено оптиче­ское равновесие.

Голову начинают рисовать с общего, а не с частного. Внача­ле надо наметить обобщённую форму без деталей лица, взяв её в правильных пропорциях. Головы бывают продолговатыми, приплюснутыми или почти круглыми. Мы говорили уже о форме голов — о форме яйца, шара, груши и т. д. Наметив пропорции общей формы головы, срединную линию и линию глазных впа­дин, надо отметить места расположения более мелких форм: ос­нования носа, линии рта, скуловых костей. Приступая к деталь­ной прорисовке головы, надо смотреть на каждую деталь лица как на совокупность поверхностей простой формы. Портретное сходство зависит прежде всего от правильно выраженных общих пропорций. Огромное значение для изображения человека име­ют глаза и губы. В их выражении — ключ к разгадке внутреннего содержания человека. Но внешнего сходства мало! У человека в течение дня множество раз меняется настроение и в связи с этим выражение лица. Важно в мимике, в выражении глаз, в жестах найти то, что свойственно только портретируемому. Да­же незначительные на первый взгляд детали помогут придать портрету индивидуальные черты и отразить внешнее сходство.

Вариант практической работы. Чтобы увлечь детей, мож­но предложить им интересную, необычную тему, например «Исторический портрет». В VI классе в это время изучают историю Средних веков, поэтому дети могут изобразить че­ловека Средневековья.

Художник, рисуя на тему истории, занимается изучением эпохи, костюмов, причёсок, обычаев людей, живших много лет назад. Детям предоставляется возможность превратить­ся в такого художника. Можно попробовать изобразить се­бя в средневековом костюме, уложив волосы в характерную для того времени причёску, и т. д.

Урок: «Сатирические образы человека»

Планируемые результаты:

  • получать представление о жанре сатирического рисун­ка и его задачах;

  • учиться рассуждать о задачах художественного преуве­личения, о соотношении правды и вымысла в художественном изображении;

  • учиться видеть индивидуальный характер человека, твор­чески искать средства выразительности для его изображения;

  • приобретать навыки рисунка, видения и понимания пропорций, использования линии и пятна как средств выра­зительности при изображении человека.

Понятия: карикатура, сатира, шарж; чувство меры и чув­ство правды.

Практическая работа: создание дружеского шаржа — порт­рета одноклассника или литературного персонажа.

Материалы: карандаш (тушь, перо), белая или тонирован­ная бумага; белая или чёрная бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: Леонардо да Винчи. Скарамуч- чья; О. Домье. Иллюстрация к роману Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», Адвокат и его клиентка; П. Пикассо. Дон Кихот, Портрет Идальго; А. Тулуз-Лотрек. Автопортрет; Х. Бидструп. Сатирические рисунки; Н. В. Кузьмин. Иллюстрации к повестям Н. В. Гоголя, Н. С. Лескова; Б. Е. Ефимов. Курортники; В. Н. Горяев. Иллюстрации к повести М. Твена «Приключение Гекльберри Финна» (учеб­ник, с. 116—119); учебные работы.

Основная художественная проблема урока — выявление сути человека путём обострения его характерных черт. Учеб­ник знакомит детей с творчеством художников, использую­щих в своих зарисовках художественное преувеличение, которое позволяет подметить характерные особенности лица, мимики и фигуры человека. Сатирические рисунки Леонардо да Винчи, О. Домье, А. Тулуз-Лотрека, Х. Бидструпа и др. по­могут настроить детей на создание сатирического образа.

Детям необходимо объяснить, что карикатура или шарж не должны быть злыми и не должны обижать того, на кого они сделаны. В шарже особенно важно выявить и обострить характерные индивидуальные особенности человека. Можно предложить нарисовать карикатуру-автопортрет или даже карикатуру на самого учителя изобразительного искусства. Это позволит продемонстрировать детям то, что на хорошую и добрую карикатуру не обижается даже учитель. Детям мож­но задать вопрос, например: «Как может выглядеть карикатура на человека, любящего читать или увлечённого компьютером?» Такие наводящие вопросы, беседа помогут детям лучше при­глядеться друг к другу и рассказать о себе или окружающих при помощи весёлых портретов. Если учитель не уверен в том, что детям удастся создать необидные образы, то лучше пред­ложить им нарисовать литературных персонажей.

В широком смысле слова под карикатурой понимают вся­кое изображение, где сознательно создаётся комический эффект, соединяется реальное и фантастическое, преуве­личиваются и заостряются характерные черты фигуры, ли­ца, костюма, манеры поведения, изменяются отношения людей с окружающей средой, используются неожиданные сопоставления и уподобления. Карикатура в этом значении обладает широчайшим диапазоном тем и может быть сопо­ставлена с карнавальным действом, театральной буффона­дой, литературным бурлеском и эпиграммой. Истоки такой карикатуры восходят к античной художественной культуре; позднее её можно видеть в средневековых рельефах, в на­родном творчестве, особенно в лубке.

Расцвет карикатуры связан обычно с периодами крупных общественных конфликтов, с эпохами наибольшей активности народных масс, когда она оказывается сильным и действенным средством борьбы демократических сил. Зарождение жанра ка­рикатуры связано с Крестьянской войной 1524—1526 гг. в Гер­

мании, Реформацией, первыми буржуазными революциями XVI—XVIII вв. в Нидерландах, Англии, Франции. В этот период отчётливо видна непосредственная связь карикатуры с лубком, с народной моралью, с эстетическими принципами фольклора. Самостоятельная эстетическая значимость карикатуры была впервые теоретически осмыслена в начале XIX в. романтиками, чья эстетика отводила иронии и гротеску одно из видных мест. Но уже в первой половине XVIII в. картины и гравюры У. Хогар- та, высмеивающие нравы тогдашнего английского общества, положили начало систематическому развитию карикатуры как важной области изобразительного творчества.

В XIX—XX вв. развитие карикатуры тесно связано с ли­тературной публицистикой (от политического памфлета до бытового фельетона), с передовой журналистикой и её социально-политическими устремлениями. Повседневное сотрудничество карикатуристов в журналах и газетах стало обычной формой их творческой деятельности.

В послевоенный период расширяется круг тем карикату­ры, обращающейся к различным сторонам международной и внутренней жизни, истории, быта, к борьбе с человеческими пороками.

В процессе беседы учителю необходимо предостеречь уча­щихся от увлечения «мультяшными» героями. Они уже придуманы художником, хорошо или плохо, но уже нарисованы, а учащимся необходимо учиться создавать свой художественный образ.

Практическая работа. Предлагается несколько вари­антов выполнения работы. Можно сделать весёлый шарж, используя карандаш или тушь, перо (кисть), белый или то­нированный лист бумаги. Работа ведётся без выполнения предварительного рисунка, сразу кистью или пером по листу бумаги.

Можно выполнить задание, используя технику силуэта, позволяющую не прорисовывать подробно мелкие детали ли­ца. Сам термин «силуэт» происходит от фамилии французско­го министра финансов Этьена Силуэта, на которого в 1759 г. была сделана карикатура в виде теневого профиля. Этьен Си­луэт увлекался вырезанием фигурок из чёрной бумаги и был известен своей бережливостью, за что над ним смеялось всё парижское общество. Именем Силуэта стали называть пор­треты, выполненные из чёрной бумаги. Со временем у этого искусства появились почитатели и во Франции, где силуэты вошли в моду, и в других странах.

Изображая силуэты, ребята должны изучить особенности поворота головы, соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Всё это учитель объяс­няет, используя учебные рисунки.

Рисунок выполняется сначала на чёрной бумаге, затем вырезается и приклеивается на белый лист. Ребята могут изображать портреты литературных персонажей или своих одноклассников. Из отдельных силуэтов может получиться интересный портрет целого класса.

Вариант задания: придумать и нарисовать в нескольких линейных рисунках юмористический рассказ — весёлую исто­рию из жизни ребят во дворе или в школе.

Урок: «Обратные возможности освещения в портрете»

Планируемые результаты:

  • приобретать знания о выразительных возможностях освещения при создании художественного образа;

  • учиться видеть и характеризовать различное эмоцио­нальное звучание образа при разном источнике и характере освещения;

  • различать освещение «по свету», «против света», «свет сбоку»;

  • характеризовать освещение в произведениях искус­ства, а также его эмоциональное и смысловое воздействие на зрителя;

  • овладевать опытом наблюдения и визуальной культу­рой — культурой восприятия реальности и произведений ис­кусства;

  • учиться создавать (по представлению) два портретных изображения (материал и техника — по выбору).

Понятия: освещение, источник света, свет, блик, тень, по­лутень, рефлекс, образные возможности освещения.

Практическая работа: выполнение портретов при разном освещении (в технике аппликации, гуашью или в технике мо­нотипии).

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей; гуашь (три краски), кисть, бумага.

Зрительный ряд: Рембрандт. Христос в Эммаусе; Ж. де Латур. Святой Иосиф-плотник (учебник, с. 121, 68); фотографии с разным характером освещения (учебник, с. 120); репродукции портретов с различным освещением (по выбору учителя).

Основная художественная проблема урока — образные возможности освещения в портрете, передача объёма с по­мощью освещения. Значение освещения для передачи формы и цвета трудно переоценить. В сущности, мы и видим только то, что хотя бы как-то освещено.

Уроки можно строить по самым разным сценариям. Учи­тель, включив фонарик (вспомним уроки, посвящённые жанру натюрморта), может продемонстрировать различные направ­ления освещения прямо в классе, используя гипсовую голову или ученика в качестве модели. Вот оно — открытие! Лицо тут же меняется от смены месторасположения источника све­та. Это очень интересно наблюдать!

Можно построить урок, используя для обучающих целей портретные фотографии (возможно, выполненные самим учи­телем), которые демонстрируют разные виды освещения. Уча­щиеся могут заметить, как в зависимости от расположения источника света изменяется лицо человека (от спокойного до тревожно-загадочного), как выявляет форму, объём и глу­бину пространства боковой свет (выступают из темноты лоб и нос, начинают сиять глаза).

При изучении темы «Освещение. Свет и тень» учащиеся познакомились с боковым, фронтальным, контражурным ос­вещением. Не будет лишним напомнить школьникам этот ма­териал, показать выполненные на уроках работы. Данная тема предусматривает углублённое понимание роли света в созда­нии выразительного портретного образа. Необходимо под­черкнуть, что грамотное использование освещения в портрете способствует выявлению выразительности и характерных черт модели.

Изучая тему «Натюрморт», ребята также уже познакоми­лись с такими понятиями, как свет, блик, тень, полутень, рефлекс, и учителю необходимо проверить, насколько хоро­шо дети помнят все элементы светотени. Изображая челове­ка, ребята будут использовать знания по светотени, получен­ные ранее при работе с натюрмортом.

Учитель должен объяснить, что изобразительная грамота одинакова и для натюрморта, и для портрета, меняется лишь форма того, что мы изображаем. Можно вспомнить работы Ж. де Латура, Ф. Сурбарана, Леонардо да Винчи и т. д. (учеб­ник, с. 68—73). Для знакомства с особенностями освещения в портрете рекомендуется рассмотреть работы П.-П. Рубенса, Р. ван дер Вейдена, Рембрандта, Г. С. Островского, А. Г. Ве­нецианова и др. (учебник, с. 91—121). С целью активизации мышления в процессе беседы детям можно предложить сле­дующие вопросы: «Какое освещение использовал художник для выявления характера портретируемого? Почему и для че­го художник выбрал такой вид освещения? Всегда ли мы мо­жем определить источник освещения? Какой вид освещения использовали бы вы в своей работе?»

Картина Рембрандта «Христос в Эммаусе» даёт ребятам наглядный пример того, как художник, используя различное освещение, может добиться необходимого эффекта, помогая понять символику картины. У шестиклассников может возник­нуть вопрос: «Почему Христос, всегда изображаемый худож­никами со светлым лицом, передан на картине Рембрандта тёмным силуэтом?» Картина написана Рембрандтом на еван­гельский сюжет, поэтому учителю необходимо объяснить де­тям смысл изображённого. Рембрандт изобразил Христа, появившегося после своего Воскресения вечером в Эммау- се перед своими учениками. Именно этот момент и показал художник: Христос, изображённый тёмным силуэтом, и ос­вещённое боковым светом удивлённое лицо ученика. Только при помощи различного освещения фигур Рембрандт смог так драматично и напряжённо рассказать о случившемся.

О силе освещения рассказывает Н. В. Гоголь в повести «Портрет»: «...окна, как нарочно, были заставлены и загро­мождены снизу так, что давали свет только с одной верхуш­ки. „...Как теперь хорошо осветилось его лицо!“ — сказал он про себя и принялся жадно писать, как бы опасаясь, чтобы как-нибудь не исчезло счастливое освещенье». В результате у художника получился портрет с «необыкновенным, странным выраженьем в лице; но более всего обступившие были по­ражены необыкновенной живостью глаз. Чем более всматри­вались в них, тем более они, казалось, устремлялись каждо­му вовнутрь». Гоголь очень точно показал, насколько важным в работе над портретом может быть освещение.

Практическая работа. Предлагается несколько вариантов выполнения практической работы. В любом случае для на­глядности желательно найти модель — одноклассника или какого-то другого человека.

Первый вариант задания: дети выполняют в технике аппли­кации два портрета с различным освещением. На уроке не­обходимо продемонстрировать освещение модели — по све­ту контражурное. При выполнении задания можно разделить класс на группы: первая группа выполняет портрет челове­ка по свету (тёмный фон — светлый тон для головы), вто­рая — против света (светлый фон — тёмный силуэт головы), а третья — с боковым освещением.

Учитель напоминает последовательность выполнения ап­пликации:

  • вырезать (предварительно наметив) обобщённую форму головы, взяв её в правильных пропорциях. Основная характе­ристика формы должна быть передана уже в первоначально вырезанной форме головы;

  • учесть движение головы — её поворот или наклон. Чело­век может держать голову прямо, наклонив её набок или впе­рёд, закинув назад, повернув вправо или влево. Соответ­ственно наблюдаемому в натуре движению головы и нужно использовать первоначальную общую форму;

  • обозначить и вырезать плечевой пояс (можно взять толь­ко воротник);

  • вырезать в соответствующем масштабе отдельные части лица.

После этого передвигаем вырезанные части по листу бума­ги, определяя положение головы на листе, затем приклеиваем на фон форму головы, волосы, плечевой пояс. Передвигаем черты лица вверх и вниз, устанавливая нужные пропорции. Пропорции нижней и верхней частей головы и общая форма этих двух частей во многом определяют индивидуальные осо­бенности человека. Учащиеся часто допускают ошибку, намечая верхнюю часть головы меньше по высоте, а нижнюю — боль­ше, хотя в большинстве случаев они бывают почти равными.

Второй вариант задания более сложный: выполняем порт­рет при боковом освещении, используя гуашь (тёмную, тёп­лую и белую). Боковое освещение более всего может рас­сказать о характере человека. Рекомендуемые краски: тёмная и холодная (синяя, фиолетовая, коричневая), тёплая (оранже­вая, жёлтая, охра, красная) и белая. Выбирать краски должен сам ученик. Принцип выполнения портрета тот же.

Этапы выполнения работы гуашью:

  • наметить цветовым пятном в зависимости от освещения тёмной или тёплой краской овал лица;

  • наметить шапку волос;

  • наметить основные черты лица (глаза, нос, рот), обо­значить затемнения по линии расположения глаз и теневую сторону носа, соблюдая пропорции;

  • доработать черты лица так, чтобы получился портрет с определённым характером (можно выполнить доработку други­ми материалами, например пастелью). Нельзя забывать, что мы не просто срисовываем натуру, а думаем о средствах выра­жения, о том, как с их помощью передать характер человека.

Работа выполняется за один урок без предварительного тщательного построения простым карандашом.

Третий вариант задания: создание портрета в технике мо­нотипии. На стеклянной или металлической пластине нужно раскатать валиком тонкий слой типографской краски, прове­рить ровность слоя, убрать излишки краски салфеткой. Затем следует наложить лист бумаги с намеченным рисунком пор­трета на слой краски и поработать с рисунком, регулируя на­жим на карандаш и даже протирая тени пальцем. Поднимают лист, просушивают полученный рисунок и сверху прописывают портрет красками, сохраняя драматизм начального наброска.

В конце урока целесообразно сделать выставку детских работ, чтобы обсудить полученные результаты.

Урок: «Роль цвета в портрете»

Планируемые результаты:

  • развивать художественное видение цвета, учиться по­нимать эмоциональное воздействие цвета;

  • анализировать цветовой строй произведения как сред­ство создания художественного образа;

  • рассказывать о своих впечатлениях от нескольких (по выбору) портретов великих мастеров, характеризуя цветовой образ произведения;

  • приобретать навыки создания живописного образа.

Понятия: живопись, цвет, колорит.

Практическая работа: выполнение портретов в разных колоритах с целью передачи характера человека.

Материалы: карандаш, восковые мелки, акварель, кисти, бумага; гуашь, кисти, пастель, бумага.

Зрительный ряд: В. А. Серов. Девочка с персиками;

А. Е. Архипов. Девушка с кувшином; О. Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари; В. Э. Борисов-Мусатов. Дама в голубом; М. А. Врубель. Испания; А. Дерен. Портрет ху­дожника Анри Матисса (учебник, с. 122—125) и др.

Работа над живописным портретом связана с умением учащихся видеть и различать нюансы цвета. Мы видим мир не чёрно-белым, а цветным, и живопись отражает действи­тельность, воздействует на чувства зрителей. В процессе бе­седы можно использовать метод сопоставления с помощью следующих вопросов: «Какие чувства вызывают „Портрет ак­трисы Жанны Самари“ Ренуара и портрет „Испания" Врубеля? Какая в этом роль колорита? Как цвет помог Серову создать образ Веры Мамонтовой, а Борисову-Мусатову — образ за­гадочной дамы в голубом?» Очень полезно показать на боль­шом экране портреты, контрастные по цвету и настроению. Особенно убедительно произойдёт осознание роли цвета, если показать эти полотна и чёрно-белыми.

В процессе работы над темой можно вспомнить матери­ал начальной школы. Уже со II класса началось знакомство учащихся с тёплыми и холодными, со звонкими и глухими, с нежными и контрастными цветами, и они выполняли на эту тему творческие задания. В VI классе дети получают возмож­ность отработать красочный мазок при передаче объёма, ис­пользовать тональные градации и пространственные качества тёплых и холодных цветов.

Слово «живопись» состоит из двух слов: «живое» и «пись­мо». Леонардо да Винчи, гениальный наблюдатель природы и художник, писал: «Мы можем сказать, что почти никогда по­верхности освещённых тел не бывают подлинного цвета этих тел... Если ты возьмёшь белую полоску, поместишь её в тёмное место и направишь на неё свет из трёх щелей, то есть от солн­ца, от огня и от воздуха, такая полоска окажется трёхцветной». Часть белой полоски, которая освещена солнцем, окажется бе­лой, часть, освещённая огнём, будет оранжевой, а часть, ос­вещённая светом неба, — синей. Особенно важно не забывать об этом, начиная изображать человека: при помощи «живого письма» и человек должен получиться у художника живым.

Целесообразно вспомнить работу над натюрмортами. Изо­бражая их в разных колоритах, дети узнали, что даже при изо­бражении простых предметов цвет помогает художнику пере­дать своё отношение к изображаемому, создать определённое настроение у зрителя. Поможет учителю решить проблему урока обращение к репродукциям портретов, представленным в учебнике, где ясно видно, что художник выбирает цветовое решение в зависимости от замысла, от задуманного художе­ственного образа. У Борисова-Мусатова колорит таинствен­ный сине-голубой, у Архипова колорит праздничный, яркий, горячий, солнечный. Мягкие, радостные и одновременно спо­койные розовые и голубые цвета на картинах Серова и Рену­ара совсем не похожи на загадочные тёмные тона Врубеля.

Полезно использовать на уроках средства новых ин­формационных технологий. Можно показать на большом экране или вывести каждому учащемуся на монитор компьютера фраг­менты полотен, ярко демонстрирующие, что такое «живое пись­мо» и чем оно отличается от простой раскраски изображения.

Школьники так же, как и профессиональные художники, могут иметь свои цветовые предпочтения. Однако учитель не должен забывать, что художественный вкус ребёнка ещё не сформировался и поэтому нуждается в руководстве. Учи­телю необходимо ограничивать красочную палитру в работах учеников, чтобы портрет не получился, как у гоголевского Чарткова в повести «Портрет»: «Он бесчувственно стал сооб­щать ему тот общий колорит, который даётся наизусть и об­ращает даже лица, взятые с натуры, в какие-то холодно-иде­альные, видимые на ученических программах...»

Можно выполнить устные задания: описать цвета, кото­рые необходимы для выполнения живописных работ, напри­мер «Портрет времени года» или «Портрет времени дня». Вы­полняя такие задания, ребёнку придётся задуматься над тем, какие краски подходят для практической работы, а какие сле­дует оставить в коробке.

Выразительные средства живописи:

  • цвет;

  • рисунок;

  • композиция, ритм;

  • фактура красочной поверхности;

  • выразительность красочных замесов (а не сухое закра­шивание).

Практическая работа: создание портрета знакомого че­ловека или литературного героя.

Первый вариант: на листе легко наметить простым каранда­шом основные пропорции лица (эта работа должна быть выпол­нена быстро, приблизительно за пять минут); восковым мелком смело выполнить линейный рисунок портрета; поверх линейно­го рисунка акварелью написать портрет, создавая цветовой об­раз. Рисунок, выполненный восковым мелком, будет проступать сквозь красочный слой. Работа рассчитана на один урок.

Второй вариант: на листе гуашью мазками выполнить под­малёвок в выбранной цветовой гамме (холодной или тёплой), затем по невысохшему фону легко, едва касаясь бумаги, проца­рапать линейный рисунок портрета; подождать, пока подмалё­вок высохнет, и завершить портрет активным цветом пастелью.

Литературный герой, портрет которого будет создаваться, может быть выбран учителем или самими учащимися.

Класс можно поделить на три группы, раздав фрагменты текста на парты. Задача шестиклассников — показать в итого­вом портрете все знания и умения, полученные за четверть: знание конструкции головы, умение изображать голову в про­странстве и характеризовать образ освещением и цветом.

Итогом такой работы станет выставка выполненных деть­ми живописных портретов.

Урок: «Великие портретисты прошлого»

Планируемые результаты:

  • называть и узнавать несколько портретов великих ма­стеров русского и западноевропейского искусства;

  • понимать значение творчества великих портретистов для характеристики эпохи и её духовных ценностей;

  • рассказывать об истории жанра портрета как о после­довательности изменений представлений о человеке и как выражение духовных ценностей эпохи;

  • рассуждать о соотношении личности портретируемого и авторской позиции художника;

  • приобретать творческий опыт и новые умения в на­блюдении и создании композиционного портретного образа близкого человека (или автопортрета).

Понятия: духовное наследие, классика мирового искусства.

Практическая работа: создание живописного автопортрета или портрета кого-либо из близких людей.

Материалы: гуашь или акварель, кисти, бумага.

Зрительный ряд: Леонардо да Винчи. Джоконда; П.-П. Рубенс. Автопортрет с Изабеллой Брант; Рембрандт. Портрет старушки; И. Е. Репин. Портрет Л. Н. Толстого;

В. И. Суриков. Смеющаяся девушка; Н. А. Ярошенко. Ко­чегар; И. Н. Крамской. Неизвестная (учебник, с. 126—129).

Данная тема фактически обобщает пройденный мате­риал. Учитель может выстроить урок по данной теме как беседу и практическую работу (выполнение портрета по индивидуальному замыслу). Для проведения беседы ре­комендуется воспользоваться текстом и репродукциями про­изведений, представленными в учебнике. Эти произведения являются классикой мирового портретного искусства.

Каждый ребёнок может и должен стать наследником огромного культурного достояния предков. И здесь проис­ходит его встраивание в эту культуру. Это и есть важней­шая функция любого предмета искусства.

Возможно, учащиеся заранее подготовят сообщения и презентации или учитель предложит выполнить проектно­исследовательскую работу по данной теме, защита которой будет происходить на уроке. Необходимо, конечно, расширять зрительный материал и посещать с детьми музеи и выставки,

где они смогут уже вживую изучать творчество художников. Учитель должен собирать свою библиотеку по искусству (кни­ги, альбомы, видеоматериалы) и широко использовать её в работе.

В картинах Леонардо да Винчи, Рембрандта, Ярошенко ученики смогут наблюдать огромное значение освещения для создания художественного образа в портрете. Картины Сурикова, Крамского и Рубенса расскажут о понимании цвета художником. Учитель может использовать на этом уроке учеб­ный фильм об искусстве портрета. Целесообразно показать крупные фрагменты портретов мастеров с целью демонстра­ции приёмов живописи, колористического богатства картины, эффектов освещения. Главное не перегружать ребят инфор­мацией, а активно привлекать их к беседе и самостоятельно подготовленным сообщениям.

Во время вступительной беседы учащиеся могут расска­зать не только о картинах, но и о творчестве художников, ведь каждый художник вложил в свой портрет частицу себя самого, своей души. Ребята не должны забывать о том, что каждый портрет, написанный с любовью, прежде всего является вы­ражением впечатлений, мыслей, чувств самого художника. В процессе беседы желательно подчеркнуть те художествен­ные средства, которые использовал художник для создания образа портретируемого.

Перед тем как начать самостоятельную работу над портре­том, ребята должны решить, что в их портретах будет глав­ным и какими художественными средствами они смогут это главное передать.

Ф. М. Достоевский писал: «Портретист усаживает, напри­мер, субъекта, чтобы снять с него портрет, приготовляется, вглядывается. Почему он это делает? А потому, что он знает на практике, что человек не всегда похож, а потому и оты­скивает „главную идею его физиономии", тот момент, когда субъект наиболее на себя похож. В умении приискать и за­хватить этот момент и состоит дар портретиста».

Л. Н. Толстой считал, что «истинный портретист умеет от­кинуть лишнее и открыть людям главное в лице человека; они, быть может, и угадывали это главное, но не способны были разглядеть его за неглавным, наносным, ненужным».

На портрете Репина Толстой предстаёт перед зрителем с крупными скульптурными чертами лица, по выражению са­мого Репина, «не вылепленными, а вырубленными». Меткий глаз художника схватывает тончайшие чёрточки наружности: внушительная фигура с осанкой военного, «грозные нависшие брови, пронзительные глаза — это несомненный властелин».

Практическая работа: портрет выполняется гуашью на листе бумаги (можно взять тонированный лист). Чтобы сэкономить время, учащиеся могут использовать рисунок конструкции головы, сделанный в начале четверти.

Следующий этап — создание подмалёвка портрета. Ребё­нок работает большой кистью, смелыми мазками, которые накладываются по форме головы. Необходимо уделить вни­мание не только самому портрету, но и фону. Целесообразно использовать ограниченную цветовую палитру.

После выполнения подмалёвка портрет дорабатывается маленькой кистью. Учитель не должен оставлять детей без по­мощи во время практической работы и должен быть всегда готов оказать необходимое творческое участие.

Урок: «Портрет в изобразительном искусстве ХХ века»

Планируемые результаты:

  • получать представление о задачах изображения чело­века в европейском искусстве XX века, запоминать имена известных мастеров;

  • получать представление о развитии портрета в отече­ственном искусстве XX века;

  • приводить примеры известных картин-портретов оте­чественных художников, уметь рассказывать об их содержа­нии и композиционных средствах его выражения;

  • интересоваться современным изобразительным искус­ством.

Понятия: поп-арт, модернизм, реализм.

Практическая работа: урок-беседа с использованием учеб­ника; урок-экскурсия по выставке детских работ.

Зрительный ряд: портреты А. Модильяни, А. Матисса,

С. Дали, Э. Уорхола, В. Е. Попкова, К. С. Петрова-Водкина, Д. Д. Жилинского, З. Е. Серебряковой, Т. Т. Салахова, А. С. Го­лубкиной (учебник, с. 130—135).

На итоговом уроке по теме «...Портрет» дети знакомятся с портретным искусством ХХ в. Необходимо донести до ребят мысль о том, что этот период — время постоянных художе­ственных исканий, экспериментов и борьбы художественных направлений. Художественная культура XX в., распадаясь на ряд течений, являет собой различное отношение художе­ственного творчества к действительности. Многообразие сти­лей и методов в культуре XX в., отошедших от классических путей художественного творчества, получило условное назва­ние модерн и постмодерн. Под это определение подпадают чрезвычайно разные, даже антагонистические явления искус­ства. В целом это совокупность эстетических школ и течений конца XIX — начала XX в., характеризующихся разрывом с тра­диционными реалистическими течениями. В итоге происходит противопоставление мира художественного миру реальному. Живописное искусство отличалось крайней сложностью, про­тиворечивостью, многообразием, стремлением к модифика­ции и трансформации традиций, протестом и против акаде­мизма, и против реализма, поиском новых форм. Вследствие этого внутри самого искусства назрел кризис, связанный, с одной стороны, со сложными взаимоотношениями в худо­жественной среде, с другой — с трудностями для понимания его новаций широкой публикой. Неудивительно, что любая художественная выставка сопровождалась бурными обсужде­ниями и критикой. Искусство XX в. развивалось по несколь­ким направлениям, но ни один стиль не вытекал из другого, ни один метод не был причиной возникновения новых. Надо помнить, что ни одно из направлений не охватывает всего развития искусства в целом. Постмодерн отрицает вообще и всё прошлое искусство, в том числе модерн.

Наиболее известно «популярное искусство», или поп-арт. Художники, творящие в этом стиле, используют в своём твор­честве реальные предметы, даже выброшенные на помойку, рекламу, фотографию, любые другие изображения, вырван­ные из естественной среды, и создают из них произвольные комбинации, пытаясь найти взаимосвязь или же без всякой взаимосвязи. В результате возникает так называемый арте­факт (искусственно скомпонованная композиция, конструк­ция), а не произведение искусства. Возникают произведения, близкие к рекламе, а не к собственно портрету. Эта компо­зиция должна вызывать определённые ассоциации, пережи­вания, возникающие помимо художественного впечатления.

Особенно ярко это видно в работах Э. Уорхола, которые, как и весь постмодернизм, — сложное, часто примитивизи- рующее человека искусство. Об этом необходимо говорить с учащимися. Пример работы Э. Уорхола приведён в учебнике (с. 131).

Нельзя забывать о том, что современные дети живут в ми­ре рекламы, поп-арта, и художественный вкус школьников формируется далеко не всегда на положительных примерах. Именно учитель изобразительного искусства на своих уроках должен развивать в детях чувство прекрасного, а такие пор­треты, как глубокая по мысли «Шинель отца» В. Е. Попкова, автопортреты К. С. Петрова-Водкина и З. Е. Серебряковой, работы Д. Д. Жилинского и других замечательных художников, расскажут о том, что искусство, обращённое к жизни и её про­блемам, и сегодня так же актуально и высокохудожественно.

Практическая работа. Итоговая беседа четверти имеет большое значение и должна быть мудро подготовлена и про­ведена учителем. Беседа проводится с использованием учеб­ника и детских работ, выполненных за четверть. Провести урок-беседу учителю помогут вопросы и задания в учебнике.

Важно, чтобы на этом уроке дети не только могли узнать новое об искусстве ХХ в. и повторить то, что было пройдено на предыдущих уроках, но и почувствовали себя участниками жизни современной художественной культуры, наследниками великих традиций.

ИЖ 4i@liriB@]piirib

Человек и пространство. Пейзаж

И
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   14


написать администратору сайта